На каком расстоянии рассматривать картины. На какой высоте вешать картину? Картины вдоль лестницы

Главная / Любовь

Выбирая для рисования с натуры наиболее удачную точку зрения, следует помнить, что изображаемые объекты выглядят по-разному, в зависимости от того, с какого расстояния на них смотреть. Полезно понаблюдать и зарисовать группу из нескольких предметов на относительно близком расстоянии, а затем на удаленном. Сравнивая эти два рисунка, ясно видим разницу в их перспективных изображениях. Начинающие художники часто допускают ошибку, когда, рисуя с натуры или компонуя, выбирают слишком близкую точку зрения, что ведет к искаженному изображению предметов.

На ил. 85 помещены изображения одной и той же комнаты, когда точки зрения были взяты на одной высоте, но на различном удалении. Первый рисунок показывает комнату, видимую с близкого расстояния, равного величине половины диагонали картинной плоскости. На втором - та же комната с расстояния, равного величине диагонали картины. На третьем рисунке расстояние от зрителя до картины было увеличено до двух, а на четвертом до трех диагоналей. Сравнивая эти рисунки, мы замечаем, что одна и та же комната на первом рисунке кажется гораздо более глубокой, чем на втором и третьем, а в особенности на четвертом. На очень близком расстоянии получаются значительные перспективные искажения, особенно у краев изображения. Это аналогично тем фотографиям, которые сняты на слишком близком расстоянии и поэтому имеют уродливо вытянутые пропорции предметов. Так, например, боковые стены на первом рисунке кажутся чересчур длинными, первопланная фигура гораздо крупнее других. Ниже рисунка комнаты помещен ее план и показано расстояние до точки зрения. Смотря на план, мы видим, что глубина комнаты имеет всего четыре метра, но зрительное впечатление совсем иное, то есть на рисунке получается ложная глубина. Особенно это заметно, когда мы сравним первый рисунок со вторым, где показана комната с расстояния, равного диагонали картины. Стена в глубине на этом рисунке кажется значительно более крупной по сравнению с тем, как она изображена на предыдущем. Перспективные уменьшения фигур по мере их удаления не так заметны. Из этого можно сделать вывод, что чем ближе точка зрения, тем резче перспективные сокращения.

Удаляясь от картинной плоскости, мы получаем на рисунке меньшую разницу масштабов между предметами на разной глубине.

Если отойти на расстояние, равное двум диагоналям картины, то та же комната получит совсем иной вид. Площадь пола на третьем рисунке кажется гораздо уже, чем на втором и в особенности на первом. Стена, параллельная картинной плоскости, кажется значительно большей по площади.

На четвертом рисунке расстояние от зрителя до картинной плоскости равно трем диагоналям картины. Мы видим, что при таком большом удалении глубина помещения мало выражена. Боковые стены кажутся чрезмерно узкими, а стена в глубине - почти неудаленной, фигуры людей, расположенные на разном расстоянии, имеют одинаковый рост, и все изображение кажется плоским.

Такое впечатление возникает, если художник находится далеко от натуры; в этих случаях мы плохо воспринимаем объемность предметов, их расположение в пространстве.
Все четыре рисунка имеют одинаковые размеры, изображают комнату, у которой пол имеет 5 м в ширину и 4 м в глубину, не изменены и положения фигур людей, но впечатление от этих рисунков мы получаем совсем различное.

На этом примере видно, что следует избегать выбора слишком близкой или слишком далекой точки зрения. Первый и четвертый рисунки вызывают сомнения в правильности изображения комнаты, хотя там перспективное построение было сделано по всем правилам.

Чаще всего художники изображают натуру, находясь на расстоянии, равном полутора или двум диагоналям картинной плоскости, то есть угол зрения избирают равным 28° или 37°. Близкая точка зрения дает резкие перспективные искажения. Так, например, если рисовать лежащую в перспективном ракурсе фигуру человека с очень близкого расстояния, то ступни ног будут казаться в несколько раз больше головы, а у протянутой по направлению к зрителю руки пальцы будут значительно крупнее, чем у другой руки, отодвинутой в глубину картины.
Пользуясь вышеизложенными правилами перспективы, сделайте по представлению и с натуры рисунки части комнаты с простейшими предметами меблировки, видимой во фронтальном положении, а также под любым углом к картинной плоскости. Советуем исполнить ряд рисунков с нанесением линии горизонта и точек схода, изображающих простейшие архитектурные сооружения или их фрагменты (сарай, крыльцо, угол дома, полуоткрытую дверь, окно с закрытой и открытой створкой и т. д.).

Из сказанного выше мы узнали, что формы окружающих нас предметов и их величины зрительно изменяются в зависимости от положения в пространстве и расстояния от зрителя. Эти изменения форм и величин происходят по определенным законам, которые изложены в курсе линейной перспективы. Знание законов линейной перспективы помогает художнику при рисовании с натуры, по представлению и по памяти; оно необходимо также при работе над композициями. В настоящей статье изложены только некоторые первоначальные сведения по линейной перспективе, основываясь на которых надо выполнять учебные рисунки. Предметы мы рисуем так, как их видим и на основании знаний о них. Правила перспективного построения позволяют там, где это необходимо, не считаться с некоторыми зрительными искажениями. Так, например, высокие вертикальные линии могут зрительно казаться направленными в точку схода к зениту, что в рисунке не учитывается; сфотографированная вытянутая по горизонтали и видимая во фронтальном положении постройка получится с выгнутой линией горизонтального карниза, но художники этого не изображают.

Мы видим мир трехмерным, но изображение, которое попадает на наши глаза плоское-двухмерное. Наш мозг из двухмерного изображения создает трехмерное. Это очень важная мысль - подумайте над ней.

Когда вы смотрите через объектив своего фотоаппарата - вы видите мир трехмерным, вы видите тоже самое, что видит фотоаппарат.

Почему же тогда, когда мы смотрим фотографии, полученные фотоаппаратом, они плоские, а не объемные?

По устройству своему фотоаппарат - это глаз. Фотоаппарат сохраняет вид, который представился бы нашему глазу (заметьте - одному глазу!), помещенному на месте объектива. Отсюда следует, что раз мы желаем получить от снимка такое же зрительное впечатление, как и от самой натуры, мы должны:

1) рассматривать снимок только одним глазом и
2) держать снимок в надлежащем расстоянии от глаза .

Нетрудно понять, что, рассматривая снимок двумя глазами, мы неизбежно должны увидеть перед собой плоскую картину, а не изображение, имеющее глубину. Это с необходимостью вытекает из особенностей нашего зрения.

Когда мы рассматриваем предмет, на сетчатках наших глаз получаются изображения неодинаковые: правый глаз видит не совсем то же, что рисуется левому. Эта неодинаковость изображений и есть, в сущности, главная причина того, что предметы представляются нам объемными: сознание наше сливает оба неодинаковых впечатления в один рельефный образ.

Иное дело, если перед нами предмет плоский, например поверхность стены, оба глаза получают тогда вполне тождественные впечатления; одинаковость эта является для сознания признаком плоскостного протяжения предмета.

Теперь ясно, в какую ошибку впадаем мы, когда рассматриваем фотографию двумя глазами; этим мы навязываем своему сознанию убеждение, что перед нами именно плоская картина! Когда мы предлагаем обоим глазам снимок, предназначенный только для одного, мы мешаем себе видеть то, что должна дать нам фотография; вся иллюзия, в таком совершенстве создаваемая фотоаппаратом, разрушается этим промахом.

На каком расстоянии надо держать фотографию?

Столь же важно и второе правило - держать снимок в надлежащем расстоянии от глаза; в противном случае нарушается правильная перспектива. Для получения полного впечатления надо рассматривать снимок под тем же углом зрения, под каким он “видел” снимаемые предметы.

Отсюда следует, что снимок надо приблизить к глазу на расстояние, которое во столько же раз меньше расстояния предмета от объектива, во сколько раз изображение предмета меньше натуральной величины.

Только близорукие люди, с коротким расстоянием лучшего зрения (а также дети, способные видеть на близком расстоянии), могут доставить себе удовольствие любоваться тем эффектом, который дает обыкновенный снимок при правильном рассматривании (одним глазом).

Странное действие увеличительного стекла

Близорукие люди легко могут обыкновенные фотографии видеть рельефными. Но как быть людям с нормальными глазами? Они не могут придвигать изображений очень близко к глазу, но им поможет здесь увеличительное стекло .

Смотря на снимок через лупу с увеличением в два раза, такие люди легко могут приобрести указанные выгоды близорукого, т. е., не напрягая глаз, могут видеть, как фотография приобретает рельефность и глубину. Разница между получаемым при этом впечатлением и тем, что мы видим, глядя на фотографию двумя глазами с большого расстояния, - огромна.

Материал подготовил: Никонов Владимир.
По книге Я.И. Перельмана "Занимательная физика"

Много ли фотографий мы смотрим? Возможно. Правильно ли мы это делаем? Нет, причем не только обыватели, но и многие фотографы. Почему? Мы утратили понимание фотографии, ее облик; предпочитаем оценивать «полуфабрикат», в виде цифровой информации на экране. Но каким бы удобным не казался экран смартфона или монитора, 4 или 30 дюймов не позволяют зрителю найти точку зрения фотографа, получить такое же зрительное впечатление от снимка как и от самой натуры; неверно подобранный угол зрения, искаженное восприятие глубины и объема изображения… но мы смотрим, хотя знаем, что не понимаем, но оцениваем… глупо.

С какого расстояния

Одни фотографии мы храним в альбомах, другие - оформляем в виде книг, наиболее ценные работы оформляем (консервируем) согласно музейным стандартам (паспарту, стекло, багет) и вешаем на стену. Размер таких изображений различен, но в основном от 9х12 до 40х60 и если задуматься, хоть на минуту, то можно вспомнить, или понять, что на размер отпечатка влияет, увы, не наши планы и условия просмотра, а стоимость печати, или удобство хранения.

Подобрать оптимальный формат - задача автора, не клиента. Заказчик должен лишь указать, или подсказать, где будет размещен отпечаток, и принять мнение фотографа, который знает, и учитывает фокусное расстояние своего объектива, которым была снята фотография и условия просмотра: листаем ли книгу, или открываем альбом, из которого любим достать снимок, или хотим расположить снимок на стене, чтобы наслаждаться им, не покидая любимого кресла.

Более подробно, про расстояние просмотра и объективы, а заодно - про устройство техники, можно узнать из книги «Занимательная физика», автор Яков Перельман; давно оцифровано и, что хорошо, размещено в свободном доступе, именно глава про восприятие фотографии (увы, но про все содержание сказать не могу, не интересовался). Чтобы дополнить Перельмана, где, неизвестно почему, не подведены итоги, предлагаю учитывать значения из таблицы (рис. 1).

И как рассматривать

Всем знакомо выражение: «Водит носом по картине!» Многие слышали, а некоторым, думаю, «посчастливилось» заслужить это замечание. Но справедливо и встречное замечание, что нам без надобности смотреть на снимок одним глазом, когда удобнее двумя. Действительно, пора, и давно, оставить лупу и привычку фрагментарного восприятия целостного изображения, где иллюзия объема создается светом и композицией, во время фотосъемки.

Культура восприятия фотографии - не только оптимальное расстояние просмотра, в котором упрощенное правило, размер наибольшей стороны фотографии умножаем на 3 и получаем, то самое расстояние для просмотра и погружения в произведение изобразительного искусства, и понимание объема, и угла съемки, но и умение читать повествование на языке фотографии. В котором, как и в любом другом, трудно разобраться, но при должном усердии - возможно.

Язык фотографии - символы, образы, контрасты, ритмы и колорит. Базовые знания по этому вопросу можно получить из книг: . Но несмотря на то, что в них сделаны попытки, и весьма успешные, сформировать «азбуку фотографии», зритель должен не только читать (что само по себе неплохо), но и пропускать видимое через себя. Зачем? Давайте подумаем.

Визуальное произведение, как и хорошая книга, - требует от читателя внимательности. И не только к мелочам, но и к неосознанной привычке противопоставлять себя тому, что познаешь из книги или, в нашем случае, фотографии. Мы ищем на фотографии известное и пропускаем видимое через себя, в каком-то смысле, в работах автора мы видим свое отражение и поэтому нам свойственно искажать авторский замысел.

Невнимательность, спешка, субъективные оценки - показатели неосторожности, которые во многом лишают зрителя понимания видимого, а если вспомнить про технический момент - размер отпечатка и расстояние просмотра, то лишают нас удовольствия от просмотра работ, в которых мы видим новое, или под новым углом. Я уверен, что только осторожность и умение дать исчерпывающую оценку видимому, помогут научиться рассматривать фотографии.

Вместо заключения

Чтобы правильно рассматривать фотографии, необходимо учитывать физику:

  • формат отпечатка
  • расстояние просмотра

и лирику:

  • язык фотографии
  • точка зрения автора

Когда зритель сможет видеть все (правильно подобран формат и дистанция просмотра), тогда он сможет воспользоваться знанием языка фотографии, чтобы оценить качества объекта или события, дать характеристику общему повествованию, проследить мысль автора и тем самым выделить идею, для понимания которой пригодится культурная и духовная база.

Для декора помещений часто используют настенные картины. Их можно подобрать в любое помещение и под любой кошелек. Нужно только знать, как правильно повесить картину на стену. Главное правило здесь следующее – предметы искусства должны передавать настроение интерьера в квартире и вкус хозяев.

Подсветка

Освещение полотен имеет большое значение. Но если в музее их можно расположить в вдоль одной стены и установить над каждым светильники, то в квартире лучше использовать хорошее натуральное освещение. Дополнительная подсветка может пригодиться при появлении бликов или желании с акцентировать внимание на стене. Для этих целей лучше использовать светодиодные светильники, которые не греются и создают направленный потолок света.

Важно! Максимально допустимое освещение живописи 150 люкс. Можно использовать лампу накаливания 100Вт или люминесцентную лампу 20Вт. Их следует располагать минимум на расстоянии 1 м от полотна.

Высота

Не следует вешать картины слишком высоко, иначе ими не возможно будет любоваться. Следующий универсальный прием поможет правильно определить расположение полотна. Проведите воображаемую линию, отступите вверх от нижнего края горизонтальной картины 3 см, и повесьте полотно так, чтобы прямая была на уровне глаз. Для вертикальных полотен действует тот же принцип. Но если в квартире низкие потолки, то расстояние нужно брать в 6 см от края.

Важно! Нужно также учитывать расстояние между стенами. Здесь существует отдельное правило. Размер большей стороны холста нужно умножить на 3 – это минимальное рекомендуемое расстояние для рассмотрения полотна.

Ориентация

Вертикальные полотна увеличивают зрительно потолки, поэтому их лучше размещать на узкой стене. Горизонтальные полотна удлиняют стену. Их лучше размещать над диваном, кроватью или комодом. Также вовсе не обязательно оформлять много картин в один багет. Можно подобрать универсальную рамку под каждое полотно. Тогда вся группа будет смотреться органично.

Угол наклона

Чтобы полотно тесно прилегало к стене, нужно натянуть веревку крепления. Наоборот, если нужно, чтобы картина висела под углом, то веревку следует ослабить.

Группировка

Если на кухне большая стена, а картины маленького размера, лучше располагать их группами, вокруг одного полотна, которое нравится больше всего. Группа должна включать полотна близкие по стилю или цветовой гамме. Например, серию батики, объединенную одной тематикой.

Важно! В группе из трех картин среднее полотно является главным.

Полотна одинакового размера чаще всего вешают в один ряд на равном расстоянии друг от друга. Но интереснее они смотрятся, когда весят на разных уровнях.

Часто люди воспринимают полотна, как элемент классической живописи, требующий большого объема пространства на стене. Их нельзя закрывать мебелью и другими предметами декора.

Какую еще технику развешивания картин можно применить на кухне или в любом другом помещении? Сплошная шпалерная группировка , когда полотна закрывают всю стену.

Важно! Чтобы определиться, как правильно повесить полотна на стене, следует сначала составить композицию на полу, а затем перенести ее в интерьер. А вот развешивать много полотен «по росту» в сторону увеличения либо уменьшения, точно не стоит. Это признак дурного вкуса.

Как вешать картину

Перед тем, как повесить картину на кухне, нужно подготовить материалы для крепления полотна. Отделочный гвоздь длиной в 5 см выдержат разного рода нагрузку. Однако, самым оптимальным считается анкерный винт с круглой шляпкой. Если речь идет о гипсокартонной стены, то полотно следует размещать на стойке каркаса . Это самая укрепленная часть стены под штукатуркой, несущая основную нагрузку. Определить ее можно с помощью электронного детектора или вручную. Для этого достаточно постучать по поверхности в разных местах. Там, где находится глухой звук, как раз и скрывается стойка.

Размещать картину лучше всего на кронштейны. Как определить высоту, на которой должно располагать полотно, уже было описано ранее. Приложите полотно к стене, чтобы отметить точки крепления. Нужно сделать в них отверстия для анкерного винта сверлом небольшого размера или обычным гвоздем с молотком. Затем следует поместить в отверстие анкерный винт и закрепить его шуруповертом. На созданное крепление следует повесить полотно на кухне или в комнате.

Не стоит перегружать стойку каркаса. Одно-два полотна можно повесить на деревянную балку. Остальные лучше разместить вокруг.

  • Перед тем, как развесить картины в интерьере, нужно отметить расстояние между полотнами с помощью карандаша и линейки или разноцветными стикерами . В процессе монтажа будет легче определиться с расположением следующего полотна.

  • Расположите картины креативно. Шесть или семь полотен разного размера визуально создадут эффект увеличения пространства. Экспериментируйте перед тем, как повесить полотна на стене. Но не размещаете их очень высоко или низко.

  • Продумайте все детали в интерьере. Маленькие полотна в разных комната смотреться не будут, поэтому их лучше разместить на одной стене. Альбомные фото дают больше возможностей, чем портретные картины. Поэкспериментируйте с их расположением в интерьере, пока не найдете оптимальный способ.

  • Когда проектируете, в каком месте в интерьере повесить картину, учитывайте высоту мебели, стеллажей, расположение окон и освещение комнаты в целом.

Сюжет VS Цвет

Что первично: палитра или содержание? Если в интерьере имеется ярка выраженная стилиста, то следует подбирать полотно по содержанию. В таких случаях не допустимо тематико-стилистическое несоответствие.

Например, если гостиная оформлена в африканском стиле с преобладанием бежевой и желтой палитры, то уместнее будет смотреться африканка с голубым тюрбаном, нежели осенний лес. Цветовой дисбаланс можно исправить аксессуарами. Например, повесить картину на стену над диван, а на него положить голубые подушки. Даже если на первое место выходит цвет, сюжет не теряет важности.

Совет! Картины с абстракциями, портретами и растениями универсальны. Их можно использовать в любом помещении и даже на кухне.

Подбор полотна по цвету

Прежде чем правильно развесить холсты на стене, нужно убедиться, что они впишутся в интерьер. Идеальный вариант, если полотна полностью рифмуются с интерьером. Их изображения по цветовой гамме повторяют цвета в обстановке. Чаще всего полотно сливается с обстановкой и остается не замеченным. Но при этом выполняет главную функцию – украшает пустую стену. Такое полотно может служить связующим элементом. Например, на кухне с зелеными стенами и фиолетовой мебелью изображение ветки сирени свяжет основные цвета.

Чего стоит избегать

Сегодня картины в интерьере — это инструмент для оформления обстановки. От размера и места расположения картины на стене зависит восприятие всего помещения. Само их наличие может изменить привычный уклад жизни. По фэн-шую, чтобы полотно принесло счастье, нужно влюбиться в изображение.

Поэтому в оформлении интерьера стоит избегать:

  • Агрессивных сюжетов в виде потопов, пожаров, д иких животных — такие полотна меняют положительную энергетику.
  • Изображения пожилых людей и разбитой посуды принесут в дом разрушительную энергию.
  • На кухне или в любой другой комнате не стоит вешать кардинально разные изображения. Смешанная энергетика также уюта не принесет.
  • На кухне можно развесить картинки с водой. По фэн-шую такие изображения привлекают финансовые потоки. В гостиную стоит вешать динамичные картины с активным сюжетом. Если комната или кухня используется для частых посиделок друзей, то уместным будут изображения благородных животных.

Совет! Желательно подбирать решения в голубой и синей цветовой гамме.

Правильное размещение картины на стене (2 видео)


Способы размещения картин (40 фото)

Одну задачу – несколькими методами

Ю. Фоминых,
г. Пермь

Одну задачу – несколькими методами

10 класс

Решение одной задачи несколькими способами чрезвычайно полезно, так как демонстрирует учащимся единство математики, приводит знания в систему и, в конечном итоге подводит школьников к пониманию важнейшей мировоззренческой идеи о единстве мира.

В качестве примера рассмотрим классическую задачу.

С какого расстояния лучше всего рассматривать картину?

А вот та же задача в слегка измененном виде.

На каком расстоянии от экрана лучше всего сидеть в кинотеатре?

Известна и третья формулировка.

На некотором расстоянии от шоссе виден дворец. С какой точки шоссе экскурсантам лучше всего рассматривать фасад дворца?

Понятно, что картина может висеть под некоторым углом к стене; пол в зрительном зале может быть и не перпендикулярен экрану; дворец вообще может быть расположен под любым углом к шоссе.

Задача обладает рядом несомненных методических достоинств.

Во-первых, в ней нет никаких числовых данных. Согласитесь, всегда веет некоторой искусственностью, когда мы сообщаем ученику: дворец имеет длину (по фасаду) 50 м, фасад составляет с шоссе угол в 60° и т. д.

Во-вторых, не сразу понятно, что значит «лучше всего». Это еще надо перевести на математический язык. Можно согласиться, что картина лучше всего видна целиком, если в поле зрения она занимает наибольший угол. Только теперь мы приходим к математической формулировке задачи.

Из какой точки прямой l отрезок AB виден под наибольшим углом (рис. 1)?

В-третьих, задача допускает ее исследование самыми разными способами: от элементарной геометрии до математического анализа.

Решение 1. (С помощью элементарной геометрии.) Начнем с простого: пусть AB l. Будем искать точку C методами задач на построение. Обозначим: EA = a, EB = b, EC = x, j = Р ABC – угол, который следует максимизировать.

Построение. Через середину AB проведем прямую l 1 кз l. Расстояние между прямыми l 1 и l равно На расстоянии h от A возьмем на l 1 точку O. Радиусом h проведем окружность с центром в точке O. Она пройдет через точки A, B и будет касаться прямой в искомой точке C.

Доказательство. Угол j вписан в окружность с центром O и равен половине угла AOB. Если мы возьмем на l любую другую точку C 1 и проведем окружность через точки A, B, C 1 с центром O 1 О l 1 , то, очевидно, ее радиус O 1 C 1 будет больше h, поэтому Р AO 1 B < Р AOB и, следовательно, Р AC 1 B< Р ACB.

По теореме Пифагора имеем

Заметим, что линия l проведена на уровне глаз зрителя. Итак, если, например, верхний край картины выше глаз зрителя на 2 м, а нижний – на 1 м, то картина будет видна под наибольшим углом, если ее рассматривать с расстояния м от стены.

Решение 2. (Снова с помощью геометрического построения.) Строим точку B 1 симметрично точке B относительно l (рис. 2). На отрезке AB 1 как на диаметре строим окружность. Точка C – пересечение окружности с прямой l.

Совпадение значения x с вычисленными ранее и служит доказательством правильности второго построения. Впрочем, попробуйте найти прямое доказательство (без ссылки на решение 1).

Решение 3. (С помощью тригонометрии и алгебры.) На рисунке 1 обозначим Р ACE = a , Р BCE= b . Тогда

Нас интересует вопрос: при каком значении x угол j принимает наибольшее значение? В силу монотонности функции тангенса наибольшее значение j и tg j достигается в одной и той же точке. В этой же точке достигается минимум обратной величины

и отличающейся от нее на постоянный множитель величины

(по неравенству Коши ). Равенство достигается при т. е. при этом значении x достигается минимум функции y и максимум угла j .

Решение 4. (С помощью производной арктангенса.) Максимум угла j можно найти стандартными методами математического анализа.

Очевидно

Это решение может служить мотивом для введения производной обратной функции и, в частности, арктангенса. Если учитель не собирается этого делать, можно эту трудность обойти с помощью решения 5.

Решение 5. (Опять с помощью математического анализа, но без привлечения производной арктангенса.) Вместо максимума j можно искать максимум функции (1) или даже минимум функции (2):

Решение 6. (Методом координат.) Пусть теперь картина висит наклонно.

Введем декартову систему координат с началом координат в точке E, EC – линия на уровне глаз зрителя, g – угол между EА и EC (рис. 3). Аналитическая геометрия поможет нам вычислить координаты центра O(x; y) окружности, проходящей через точки A, B, C (тогда, по аналогии с первым решением, опять будет обеспечиваться максимум угла Р ACB).

Вычислим координаты точек

A(acos g ; asin g ), B(bcos g ; bsin g ), C(x; 0)

и квадраты расстояний

Получим систему уравнений

откуда

Преобразуем последнее равенство:

Удивительно, но и в общем случае мы получили то же выражение для x, но теперь оно имеет другой смысл: x откладывается не от стены, а от точки E, а расстояние от стены равно x – bcos g .

Замечание. С помощью аналитической геометрии можно пойти по другому пути, если иначе выбрать систему координат. Например, если взять начало координат в точке E, а ось Ox направить через точки A, B, то у них будут простые координаты A(a; 0), B(b; 0). При этом линия уровня зрения будет иметь вид y = xtg g .

Попробуйте найти другие решения этой интересной задачи.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры