О моде и убеждениях (по роману Тургенева «Отцы и дети»). Базаров и его мнимые единомышленники Что я принимаю в Базарове, и с чем я спорю

Главная / Любовь

Главный интерес романа сосредотачивается на Базарове. Автор ничего не говорит о том, как развился его герой, как могло сложиться такое лицо. Быстрое окончание романа не дает возможности угадать, какое развитие суждено Базарову впереди. Это молчание имеет основание предполагать, что Евгений образовался не постепенным накоплением отдельных влияний, а быстрым крутым переломом.

Базаров в романе "Отцы и дети" - человек теории, и теория создала его незаметно, без событий, создала одним умственным переворотом. Быстрая смерть Базарова нужна была автору для простоты и ясности картины. Евгений, рано или поздно, должен был измениться. Мы не имеем право упрекать автора за то, что он остановился на одной ступени в развитии героя. Показавши нам живой полный тип в лице Базарова, автор вполне исполнил свою задачу.

Базаров в романе "Отцы и дети", как представитель детей, прежде всего отличается от отцов презрением к барству. Он не признает различия между мужиком и барином. Базаров нигде не возвышает протеста против крепостного права, но все его поступки и убеждения говорят о том, что, по его мнению, крепостное право незаконно. Сильнее всего его протест против барства выражается в прощальных словах Аркадию.

Базаров отрицает все, что отцами считалось непреложной истиной, именно — «принципы», бесплодные разговоры о которых были в большой моде у Рудиных и Михалевичей. Сделавши опыт единственным источником знания, Евгений стал отвергать все: науку, искусство, религию и нравственность.

Заботясь только об удовлетворении физических потребностей, Базаров в романе "Отцы и дети" унизил достоинство человека и приравнял его к животному. Отсюда и отношение его к людям, по его теории, должно было отличаться грубостью. Если известное лицо мне не нравится или мешает мне жить, то я могу, по его теории, нагадить ему или убить. Этот ужасный вывод из своей теории Базаров нигде не высказывает, но он подтверждается не-которыми фактами. Так, Евгений однажды обнаруживает намерение задушить своего приятеля Аркадия, ни с того, ни с сего, просто из-за того, что ему это нравится. В другой раз на замечание Аркадия, что нужно стремиться к улучшению жизни крестьян, Базаров отвечает: «... А я и возненавидел этого последнего мужика…»

Таким образом, теоретические взгляды Базарова ужасны. Евгений вышел бы извергом, разбойником, если бы следовал своей теории. Но жизнь совершенно разбила все его взгляды. Базаров в романе "Отцы и дети" почти во всем поступает против своих взглядов. Он отрицает науку, но на самом деле предан ей осей душой. Он усердно занимается медициной, которая не ограничивается только наблюдением над частными фактами, а, напротив, требует синтетического обобщения, исторических данных и т. п. Базаров старается соблюдать только практические интересы в жизни, но в то же время он исполнен горячей любви к людям «Странное существо человек — хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними». Он старается холодно, равнодушно относиться ко всем, но через эту внешнюю холодность брызжет горячая струя любви ко всем. Лица, окружающие героя, бессознательно ощущают в нем любящего человека; вот почему к нему обращено столько привязанностей, сколько не сосредотачивает на себе ни одно другое лицо романа. Кроме отца и матери, которые вспоминают и молятся о нем с бесконечной нежностью, Базарова вспоминают и другие лица с искренней любовью, так, в минуту счастья Катя, сестра Одинцовой, и Аркадий чокаются «в память Базарова». Евгений отрицает красоту, поэзию и искусство, а сам на деле искренно влюбляется в Одинцову, увлекается Фенечкой и проч. Базаров честен, правдив и прост с людьми. Таким образом, действительный Базаров в романе "Отцы и дети" совсем не тот, что в теории, которая, как мыльный пузырь, должна была уничтожиться при первом столкновении с действительностью.

Базаров обладает непреклонной силой воли. Он твердо отстаивает свои воззрения и поэтому на каждом шагу вынужден вести ожесточенную борьбу с современными порядками. Протест и самозащита часто бросают его в крайности. Базаров в романе "Отцы и дети" с презрением смотрит на все, способное на уступки или на оговорки. Ничто так его не раздражает, как малейшее отклонение его воли с обычного пути. Евгений, например, почувствовал, что сконфузился перед Одинцовой, и поэтому немедленно рассердился на себя «Вот тебе раз! — бабы испугался!» — подумал он, и, чтобы совершенно подавить в себе застенчивость, развалился в кресле и заговорил «преувеличенно развязно». Прямота и практическая сила, на взгляд Базарова, самые лучшие добродетели. Он и Одинцовой начинает интересоваться потому, что она — «баба с мозгом», «видала виды», «тертый калач». Действительно, Одинцова — сильная натура; она обладает практическим умом, энергией и самообладанием. Базаров мог полюбить только такую женщину, здесь сила одолевает силу. Встретивши отпор со стороны Одинцовой, Евгений долго не мог успокоиться.

Таким образом, борьба за свои убеждения была для Базарова не легка. Но он твердо надеялся, что победа останется на его стороне. Когда Павел Петрович указал ему, что последователей его всего четыре человека с половиною и миллионы противников раздавят его, Евгений спокойно отвечал: « — Коли раздавят, туда и дорога».

Базаров в романе "Отцы и дети" умирает от случайной причины, а не от удара своих противников. Поэтому смело можно предположить, что победа осталась бы на его стороне. Но в этой борьбе многое из его убеждений должно было измениться, отпасть или аргументироваться иным образом.

Базаров – единственный герой романа, представляющий демократическую идеологию, в то время как прочие образы – олицетворение либерализма. Плебей и сторонник действительности он независим, стоек и решителен. Отстоять точку зрения, пусть даже это будет бытовым пустяком, – его святой долг перед самим собой. Евгений – знак отрицательности, неприкрытый пессимизм и полное отсутствие романтизма. Или нет?.. Невероятно то, что глухую стену, которую Базаров усердно, на протяжении долгих лет, строил вокруг своего “я”, не смогло проломить ничего,

ничего, кроме любви. О, как же резко меняются люди. Он действительно сильная, незаурядная лич-ность. Его философские взгляды не заимствованы из популярной книги. Отказавшись от опыта столетий, Евгений сам построил свою теорию, объяснившую мир, давшую ему цель в жизни. Он выстрадал право на безграничную веру в универсальность своей концепции. В числе прочего Базаров отрицал существование “загадочного взгляда”, любви, “принсипов”, или моральных норм, человеческой души, красоты природы, ценности искусства, высшей власти. Но жизнь не умещалась в предложенные ей рамки, и глубина личности Базарова заключается в том,

что он не смог не замечать этого. Встретив Одинцову, Базаров увидел в самом себе романтика, заметил в выраже-нии лица Анны Сергеевны “что-то особенное”, впустил в комнату “темную, мяг-кую ночь”, наконец, признался, что любит, и не последовал своему лозунгу: “Нра-вится тебе женщина… - старайся добиться толку, а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась”. Это можно сравнить с полетом в космос: на земле ты твердо стоишь на двух ногах, но не можешь сдвинуться с места – тебе мешает сила притяжения, здесь же – сила стереотипов, ультимативных правил, незыблемость суждений. Но как только ты отрываешься от скучной, обыденной реальности – твое тело становиться сво-бодным и легким. Ты ощущаешь воздушность, но в то же время существуешь в оболочке нерешительности, какой-то неуверенности, неопределенности. Но полет не продлился долго – его смертное тело вернулось на землю, однако он оставил там, во Вселенной, признание, не только самому себе, но и Богу. И, воз-можно, его душа не осталась неприкаянной бродить по земле, потому что он ис-полнил главный долг человека – долг перед самим собой.

Глоссарий:

– принципы базарова

– жизненные принципы базарова

– убеждения базарова

– Жизненные принципы и убеждения Базарова

– обломов в захаре


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Главному персонажу комедии Дениса Ивановича Фонвизи­на “Недоросль” Митрофану шестнадцать лет. Это возраст, ког­да у молодого человека происходит взросление, определяется его отношение к жизни, формируются жизненные...
  2. Молодой человек, по имени Евгений базаров, был явным приверженцем нигилизма, он отрицал все действующие порядки каких-либо авторитетов. Но все события, которые стали последствиями его бурной...
  3. 1. Жизненные приоритеты купцов. 2. Маска и внутренняя сущность Паратова. 3. Харита Игнатьевна Огудалова и Лариса. 4. Карандышев и его жизненные приоритеты. Пьеса А. Н....
  4. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭПИЗОДА Узнал о своей скорой смерти и поставил родителей в известность Базаров, когда, приехав из деревни, попросил у отца адского камня, чтобы прижечь...
  5. Евгений Базаров – главный герой романа “Отцы и дети”. Сын уездного лекаря, придерживающийся нигилистических взглядов на жизнь. Он прост, свободолюбив и независим. Он человек острого...
  6. Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, – человек нового поколения, выразитель идей революционной демократии. В основе его взглядов лежит нигилизм...
  7. Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно. Конфуций Комедия “Горе от ума” была завершена А. С. Грибоедовым к осени 1824...

"Быть подлинным - значит быть верным самому себе", - писал Ошо. Нельзя не согласиться с этим высказыванием. Человек, сохраняющий верность своим принципам и убеждениям, идеалам и верованиям, является подлинным. Он честен по отношению к себе и другим людям, не притворяется, не лицемерит и уж тем более никогда не прогибается под мнение окружающего общества. Такой человек сохраняет свою уникальность, неповторимость и индивидуальность в любой ситуации.

Вспомним героя романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". В образе Евгения Базарова мы видим сильного и волевого человека. Базаров - нигилист, отрицающий любые авторитеты, чувства и эмоции и относящийся ко всему критически. Это отрицание носило революционный характер, заключавшийся в борьбе с барством и господствующим классом. Базаров сумел сохранить верность своим нигилистическим взглядам в обществе либералов Кирсановых.

Больше всего ему противостоит аристократ Павел Петрович, вступающий с Евгением в идеологический спор и выражающий пренебрежение к нигилизму и экспериментам в естественных науках. Несмотря на это, Базаров отстаивает свою точку зрения до конца, говорит прямо и начистоту, оставаясь истинным и подлинным.

Однако на протяжении жизни убеждения и взгляды человека могут меняться. По мере взросления и становления человека как личности представления о мире и жизненных ценностях претерпевают изменения. Но это не означает измены самому себе, если не ведет к нравственному разрушению человека. Переоценка ценностей порой бывает просто необходима человеку, чтобы осознать свое истинное предназначение.

Подтверждение этому находим в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Андрей Болконский находится в поиске своего предназначения. Его принципы и убеждения неодинаковы на разных этапах жизненного пути. Например, в начале романа он грезит о славе и видит своим кумиром Наполеона, но после Аустерлицкого сражения он разочаровывается в своих идеалах и изменяет свою точку зрения относительно жизненных ценностей. Подобные изменения происходят и у Пьера Безухова, который разочаровывается сначала в светской жизни, а потом и в масонстве, осознав их пустоту и никчемность. Однако это не духовная деградация героев, напротив, они эволюционируют, становятся сильнее духом, стремятся к истинным ценностям и нравственным ориентирам.

Таким образом, верность себе и своим идеалам означает подлинность человека и характеризует его как сильную личность и яркую индивидуальность. Однако если он меняет свои взгляды и убеждения в лучшую сторону, то это делает его еще сильнее, укрепляет веру в себя и собственные возможности.

Базаров представляет собой силу, которой могли бы позавидовать люди каждого поколе­ния. М. Салтыков-Щедрин Выйдя в свет в 1862 году, роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» вызвал целую волну разнообразных, часто проти­воречивых откликов. Важно то, что никто из читателей, современников Тургенева, не мог остаться равнодушным к этому произведению. Однако роман актуален и сегодня, он волнует наши сердца, заставляет думать. Я считаю, что главный герой этого произведения - Евгений Базаров - неординарный и очень сильный человек, мне близки многие его взгляды, интересна его судьба. Это был «человек высокого роста в длинном балахоне с кистями». Длинное и худое лицо с широким лбом, боль­шими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета «выражало самоуверенность и ум». Вне­шность выдает в Базарове незаурядную личность, умную, решительную, но сдержанную. Красные руки без перчаток говорят о том, что Евгений привык и даже любит рабо­тать. Действительно, познания Базарова в естественных на­уках высоки, он изучает химию, физику, медицину, зооло­гию, ботанику. Не желая ничего принимать на веру, этот человек добывает знания, постоянно проверяя их опыт­ным путем. Занимаясь самообразованием и самовоспитанием, Ба­заров пришел к выводу, что принципы и догмы прошлого века уже устарели, и он пошел наперекор существующему строю: «А мы драться хотим!» Наиболее полно Евгений раскрывается в схватке с Пав­лом Петровичем Кирсановым, и это столкновение двух поколений (по жизненным принципам и убеждениям) дает интересные результаты. Базаров является новой, разруши­тельной, освобождающей силой, в то время как Кирсанов - холодной, реакционной силой прошлого. Евгений прав, когда говорит, что народу нужна воля и кусок хлеба, а не иностранные слова и пылкие речи. Он умеет разговаривать с мужиками и вызывать их симпатию и доверие. С другой стороны, он презирает народ, «коли он заслуживает презрения», за косность взглядов и невеже­ство, однако никогда не отрекается от него: «Он русский, а разве я сам не русский?» Мне нравится в Базарове верность своим принципам, твердость убеждений, которые он замечательно умеет от­стаивать. И все же, холодный и рациональный, Базаров мне ка­жется немного искусственным, поскольку все его эмоции подчинены строгому контролю разума. Но вот в его жизнь пришло чувство, которого он не ожидал в своем сердце и над которым всегда язвительно смеялся. Любовь перевер­нула всю его жизнь и привела к конфликту с самим собой, а такой Базаров вызывает у меня сочувствие и жалость. Имея высокие цели, Евгений убежден, что нельзя ставить всю жизнь на карту из-за женской любви, тем более нельзя раскисать от неудач, но не так-то просто освободиться от сильного чувства... Неоднозначна и любовь Базарова к родителям, не все­гда проявляемая из-за разницы во взглядах и целях в жизни, иногда обидно-отчужденная, но на самом деле глу­бокая и нежная. Единственное, с чем я в корне не согласен, так это отно­шение Евгения к поэзии, музыке, живописи, вообще к ис­кусству, которые он считал чепухой, «художеством», «гни­лью», бесполезным занятием. Но ведь искусство всегда вдохновляло людей, утешало, радовало, поддерживало и возвышало, помогало пережить тяжелые и критические минуты - как же отказаться от него?! Да и потребитель­ское отношение Базарова к природе меня не устраивает. Однако в остальном, на мой взгляд, в облике Евгения Ба­зарова были собраны все те качества, которые характери­зовали демократически настроенных людей. Роман был написан в то время, когда обозначился идей­ный разрыв между общественными классами, Базаров же представил собой то новое поколение, которое будет бо­роться за свое счастье и свою свободу. Он показал, что наступает новое время, и дети, в отличие от своих родите­лей, будут другими.

50-60-е годы XIX столетия стали для России эпохой унизительных поражений и вместе с тем ознаменовались расцветом либерально-демократических и революционных движений и партий, эпохой грандиозных перемен. В конце 50-х годов великая империя готовилась войти в новую эру капиталистических отношений, готовилась к многообещающим изменениям. Неудивительно, что эта эпоха породила новых людей: сильных, личностей, неоднозначных героев - которым было предопределено бороться за будущее России, за ее благополучие. Они боролись за то будущее, которое считали лучшим, они боролись за свои подчас спорные идеи, но боролись самоотверженно, до изнеможения, не щадя ни себя, ни других.

Литературный талант Тургенева не мог не отметить появления таких личностей, сделав Базарова одним из их представителей.

Человек, стоящий у истоков великого, тот, кому суждено первым осознать и ощутить основное содержание своей эпохи, находясь в среде посредственных обывателей, обречен на непонимание, обречен на . Тургеневский герой не был исключением. Сильный духом, хорошо образованный, стремящийся к активной деятельности, философ и революционер, Базаров тем не менее одинок.

Да, у него есть последователи, упивающиеся игрой в «нигилистические воззрения», но лишь игрой, которую они, в силу своего развития, не способны наполнить смыслом. Может ли понять Базарова «эмансипе» Кукшина, слывущая вполне образованной дамой, у которой по всем столам разбросаны не разрезанные еще журналы?

Сатиричен и Ситников, глупый, пустой человек, направляющий все свои немногочисленные умственные способности на то, чтобы вызвать к себе интерес, обратить на себя внимание, неважно каким способом, - главное, что его заметят.

Достоин ли человек, подобный Базарову, этих псевдопоследователей, сих кукшиных и ситниковых, - нет, но появление таких «личностей» неизбежно... Да и Аркадий, увлеченный отрицанием всех и вся, не понимает Базарова. От его фраз «веет романтизмом»; в глубине души Аркадий Кирсанов - фразер, истинный дворянин-барчук, настоящий «отец»-либерал, которому нигилистическая «пыль», несомненно, выест глаза, который доволен хотя бы тем, что отрицает и критикует, но не борется. В романе вокруг Базарова нет единомышленников, нет людей, понимающих его, разделяющих его взгляды; нет личностей его уровня, его силы, его ума. Но Базарова не понимают не только так называемые «последователи», но и его родители, казалось бы самые близкие герою люди.

Старики Базаровы растворяются в любви к своему чаду, они не помышляют жизни без него. Что им нигилизм и революционеры, что им все эти теории и убеждения - они любят своего Енюшу, они крепко, насколько им позволяют силы, держатся за тонкую нить родительской любви, связывающую их с сыном. Безусловно, Базаров никогда не оттолкнет от себя двух стариков, положивших на его воспитание и образование всю свою жизнь, но, отстав в своем развитии от него, они окончательно потеряли возможность сблизиться.

В любви тургеневский герой тоже одинок. Встретив впервые женщину, которая понимает его так, как он сам, которая занимает его не только своей красотой «первый сорт», но и умом, «мозгом», которой, наконец, интересен сам Базаров, встретив такую женщину, он влюбляется «глупо, безумно», влюбляется раз и навсегда, любит и жаждет взаимности. Но его страсть, «сумрачная и дикая», оказалась бессильной перед размеренным спокойствием шелков и серебряных подносов.

Базаров остается один, и это одиночество, полное трагизма, всепоглощающе и уничтожающе, его может выдержать лишь неимоверно сильный человек, каким и был Базаров. Но «испытание любовью» не только исключило последнюю для героя возможность обрести человека, способного в полной степени понять и разделить его воззрения, но и заставило нигилиста-разночинца начать сомневаться в верности своих убеждений.

Нет, в прямом смысле слова Базаров не сомневается: для него все еще непоколебимо верно то, что искусство, природа,

Любовь, романтизм - все это «чепуха» и гниль; но страсть, испытываемая им к Одинцовой, заставляет героя поступать вопреки всему ранее сказанному. Его чувство, как бы Базаров, ни старался, не походит на циничное увлечение уездной кокеткой; он не получил взаимности от Одинцовой, но от этого его любовь не исчезла и хваленый принцип не сработал.

Базаров ищет утешения в природе, которая так недавно была лишь «мастерской» для человека-»работника»; не случайно при описании чувств своего героя Тургенев вводит романтический пейзаж, такой несвойственный Базарову-нигилисту.

Базаров бежит от своей любви, романтического чувства, но не находит спасения; он злится, бесится, но он бессилен. Любовная интрига становится неким переломным моментом в романе, после которого скепсис и цинизм героя теряют свой максимализм; его поступки уже не соответствуют в полной мере его идеям; Базарову уже не так чужд и смешон рыцарский запал Павла Петровича, и дуэль с ним обретает некий, пусть пространный, смысл. После объяснения Базарова с Одинцовой вся его жизнь ознаменовалась трагическим несоответствием действий и ощущений с идейными воззрениями и мыслями.

Но Тургенев развенчал лишь максималистские утверждения нигилизма, не свойственные истинным демократам-революционерам, те взгляды, которые, пожалуй, и обусловили неоднозначность героя, вызвавшую столько споров и дискуссий, - Базаров до конца остается верен нигилистической теории даже перед лицом смерти.

Базаров ясно осознает неотвратимость и близость гибели, трагического исхода, ставшего итогом его внутреннего конфликта, который еще раз подчеркнул невозможность однозначного выбора в пользу нигилизма для такой сильной личности, подчеркнул ее спорность и многогранность. Но и умирая, Базаров не отступается от своей теории. Тургенев вкладывает в его уста слова: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен». В трагическом осознании своей ненужности и невостребованности, в ощущении неимоверной силы и тем не менее неумолимости смерти тургеневский герой остается тверд духом. Действительно, основной смысл романа, как считал Писарев, заключается в смерти Базарова. Если бы он струсил или раскаялся в своих убеждениях, то перед читателем возник бы образ фальшивого фразера, недостойного уважения, но он остался тверд.

Базаров погибает, но все же финал романа не столь трагичен: последний пейзаж в произведении, посвященный описанию могилы героя, истинно романтичен и светел; несмотря на смерть Базарова, жизнь продолжается и все проблемы и идеи ничто перед вечностью красоты и гармонии.

«Отцы и дети» - одно из центральных произведений И. С. Тургенева. Он писал этот в тревожный и, пожалуй, самый драматический период жизни: конфликт с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым, уход из «Современника». Ни одно произведение великого писателя не вызывало столько споров, такой бурной реакции.

Принято считать, что название романа содержит лишь идеологический и социальный смысл: на смену аристократическому дворянству пришло поколение разночинцев. Но ведь в книге есть две пары «отцов и детей», соединенных кровными узами: Базаровы и Кирсановы. Поэтому Пример сочинения наследования приобретает не только социальное, но и семейное звучание.

Итак, Николай Петрович и Аркадий Николаевич Кирсановы.

Отец Кирсанов не похож на своего блистательно-аристократического брата: ни внешнего шарма, ни романтической биографии, ни загадочной любви. Напротив, все просто и обыденно. По причине хромоты Николай Петрович в юности определен по «штатскому делу». Пришло время - Николай Петрович женился, стал любящим мужем, заботливым отцом, хозяином поместья. Когда умерла любимая Машенька, «едва вынес этот удар», за несколько недель стал седым. Значит, чувства в его душе не менее глубоки, чем неземная страсть старшего брата к таинственной Нелли! Просто направлены они на семью, детей, дом. Жизнь отца Кирсанова внешне ничем не примечательна. Но есть что-то в этом «сером, пухленьком» человечке, что вызывает к нему уважение. Это «.что-то» - верность жизненным принципам, которые отличаются от «принсипов» старшего брата. Николай Петрович верен своему предназначению главы семьи, хозяина. Как когда-то его отец, он повез Аркадия в Петербург , как принято издавна, он живет спокойной жизнью, ведет хозяйство. Но это не просто обыватель, в нем сохраняется и свежесть чувств, и тяга к прекрасному, и даже интерес к новому. Поэтому он испытывает любовь к юной Фенечке, играет на виолончели, живо реагирует на споры брата с Базаровым.

Николай Петрович - отец в полном смысле этого слова. По этой причине его отношения с Фенечкой не имеют ничего общего с обычной «проказой» барина, соблазнившего бедную девушку. В привязанности к Фенечке, в любви к маленькому Мите он сумел сохранить достоинство, и свое, и любимой женщины.

Казалось бы, Аркадий - достойная смена отца, даже свадьбы отца и сына пришлись на один день. Но, если присмотреться внимательнее, можно утверждать: Аркадий уступает Николаю Петровичу.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры