Обломовщина - это характер, образ жизни или мировоззрение? Что такое "обломовщина"? Сообщение на тему что такое обломовщина.

Главная / Любовь

В 1859 году был опубликован роман И.А.Гончарова "Обломов". Выход в свет этого романа и его громадный успех у читателей принесли Гончарову славу одного из самых выдающихся писателей. Тогда же в России впервые прозвучало слово " обломовщина".

Что же такое "обломовщина"? Это слово давно стало нарицательным и хорошо известно в наше время. Оно обозначает апатию, бездействие. Гончаров прослеживает это явление на примере одного человека - Ильи Ильича Обломова.

Роман начинается с того, что мы застаем Илью Ильича за его самым любимым занятием - лежанием на диване." В Гороховой улице... лежал утром в постели... Илья Ильич Обломов". Он весь день проводит в бездействии, призирает труд и трудящихся людей, а поводом для гордости считает то, что он сам ни разу не натянул на себя носок. Такие вещи как халат и диван становятся символом жизни,(символом лени и апатии). Жизнь в большом городе не для него. Ведь Обломов родился и вырос в небольшом и уютном уголке - деревне Обломовке, о которой мечтает целыми днями. Круг общения его ужасно мал, основу которого составляет почти один только Захар.

Что же сделало Обломова таким безрадостным к жизни? Безусловно, причины такой апатии лежат глубоко в детстве. О детстве маленького Илюши мы узнаем из главы,которая называется "Сон Обломова". Деревня Обломова есть основная почва, где укоренилась и проросла " обломовщина". Ведь именно там рос и воспитывался любознательный некогда мальчик. Тот образ жизни, отношение к образованию, сама атмосфера деревни, где царили старые традиции и обычаи, превратили Илюшу в "типичного обломовца".

Уже взрослый Обломов не сделал ничего полезного ни для себя, ни для общества. Единственное, что он мог - это лежать на диване и мечтать.

Илья Илья не терпит вторжений в свою жизнь, которые могли бы изменить её привычное течение. Но такая личность, как Андрей Штольц, пытается " растормошить" "старого друга", и на какой-то миг ему удаётся пробудить интерес к жизни у Обломова. Но тщетно - боязнь жизни оказалась сильнее. "Испытание любовью" он тоже не прошёл. "Обломовщина" настолько глубоко въелась сознание барина, что одержала верх над любовью. Обломов испугался перемен, волнений и тревог.

После небольшой "встряски", жизнь Ильи Ильича вернулась на "круги своя". Он стал вести свой привычный образ жизни, найдя пристанище в доме Агафьи Пшеницыной, которая создала для Обломова условия те же, что были в его детстве, в его родной Обломовке.

Андрей Штольц первым употребил слово " обломовщина". Позже, уже и сам Обломов неоднократно произносил его. Таким образом, слово "обломовщина" укоренилось в русском лексиконе и означает жизнь без цели, всякое бездействие и лень.

Роман И.А.Гончарова «Обломов» появился тогда, когда крепостнический строй все больше и больше обнаруживал свою несостоятельность, а борьба передовых слоев русского общества стано­вилась все более энергичной и непримиримой.

По своему жанру «Обломов» - это роман соци­ально-психологический, дающий широкое обобще­ние в понятии «обломовщина», изображающий гу­бительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность.

Образ Обломова - это величайшее художе­ственное обобщение мировой литературы, воплоща­ющее в себе типические черты характера, порожден­ного русской патриархальной помещичьей жизнью. Одна из заслуг Гончарова состоит в том, что он рас­крывает социально-исторические причины возникно­вения такого характера, как Обломов. Поэтому в ро­мане важное место занимает изображение тех усло­вий и той среды, в которых происходило формиро­вание его героя.

Все эти замыслы остались лишь словами. Об­ломов привык к тому, чтобы за него действовали другие. И потому вся жизнь его представляет собой постепенное угасание в нем ценных человеческих качеств. Он сам сознает это и говорит Штольцу: «...жизнь моя началась с погасания... С первой ми­нуты, когда я сознавал себя, я почувствовал, что я уже гасну». Для того, чтобы еще больше подчерк нуть сипу инерции в свеем герое, Гончаров показы­вает и тех, кто боролся за Обломова и пытался вер­нуть его к действенному существованию. Штольц старался вывести Обломова из состояния мертвя­щего покоя, включить его в жизнь, но из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Иль­ич к покою. Даже Ольга Ильинская не может возро­дить Обломова и вернуть к жизни. Любовь Ольги захватила и приподняла его, но очень ненадолго. Лень, боязнь хлопот и дел, связанных с женитьбой, оказываются сильнее любви, толкают его к разрыву и навсегда ввергают в полусонный быт пшеницынского дома, который он и сам называет ямой.

Душевная драма Обломова тем сильнее, что он понимает свое духовное падение. «Он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы... Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, нанос­ным сором». Обломов понимает причины своей ду­ховной гибели, и когда Ольга спросила его: «Отчего погибло все?.. Кто проклял тебя, Илья?.. Что сгуби­ло тебя? Нет имени этому злу...» - «Есть, - сказал он чуть слышно...- обломовщина!»

Показывая жизненную несостоятельность Об­ломова, Гончаров противопоставляет ему умного и деятельного Андрея Штольца, Ольгу Ильинскую с ее независимой сильной и решительной натурой.

Но ни Штольц, ни Ольга не смогли возродить Обломова к жизни. Именно его имя тесно связано с понятием «обломовщина». Н.А.Добролюбов в ста­тье «Что такое обломовщина?» дал блестящий и до сих пор непревзойдённый анализ романа. Он отме­чает, что общественное значение романа «Обломов» заключается в том, что в нем показана русская жизнь, создан «современный русский тип» и одним словом определено характерное явление дворянско-крепостнической действительности. «Слово это - обломов­щина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни». Добролюбов показал, что образ Обломова представляет собой социально-психоло­гический тип, воплощающий в себе черты помещика дореформенного периода. Состояние барства порож­дает в нем нравственное рабство: «...гнусная при­вычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатичную неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это пе­реплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславлива­ется». Обломовы- это все те, у кого слово расхо­дится с делом, кто на словах только желает лучшего и не способен свое желание претворить в действие.

Добролюбов расширил понятие «обломовщи­ны». Это социально-психологическое явление не ис­чезает с уничтожением крепостнического строя. Пе­режитки ее - инертность, косность, эгоизм, парази­тизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство - продол­жают жить. Обломовщина страшна тем, что она губит способных, талантливых людей и превращает в инер­тное нечто, в жалких неудачников. Обломовы не ис­чезли и в конце XX века. Жива она и в наши дни.

Роман И. А. Гончарова "Обломов" — это роман социально-психологический, изображающий губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. "Обломов" появился тогда, когда крепостнический строй все больше и больше обнаруживал свою несостоятельность. Гончаров работал над этим произведением много лет. Роман был напечатан в 1859 году в журнале "Отечественные записки" и сразу привлек внимание читателей.

Гончарову, как мало кому еще, удалось прикоснуться пером художника к самым сокровенным струнам "русской души". Писатель создал героя, воплощающего, как ни странно, основные черты русского национального характера, хотя и в виде не самом приглядном, но вызывающем при этом любовь и сочувствие. Заслуга Гончарова состоит в том, что он раскрыл социально-исторические причины возникновения такого характера, как Обломов. Именно поэтому в романе важное место занимает изображение тех условий и той среды, в которых происходило формирование его героя.

Писатель с изумительной глубиной воспроизвел жизнь захолустной дворянской усадьбы, быт помещиков средней руки, их психологию, нравы, обычаи, воззрения. В главе "Сон Обломова" автор рисует неподвижность, усыпляющий покой и тишину "мирного уголка". "Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг"; "ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю"; "жизнь, как покойная река, текла мимо них" — такие фразы характеризуют жизнь героя и его окружения.

К 32 годам Илья Ильич Обломов превратился в "байбака", в существо апатичное и инертное, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Такое состояние убивает в Обломове положительные человеческие качества, которых в нем немало. Он честен, гуманен, умен. Писатель не раз подчеркивает в нем "голубиную кротость". Штольц вспоминает, что когда-то, лет десять назад, у него были духовные идеалы. Он читал Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, занимался математикой, изучал английский язык, задумывался о судьбе России, хотел служить родине. Штольц упрекает Обломова: "В этом же углу лежат и замыслы твои "служить", пока станет сил, потому что России нужны руки и головы для разрабатывания неистощимых источников".

Идейное противостояние Андрея Иваныча и Ильи Ильича — один из основных смысловых элементов "Обломова". Последняя встреча двух друзей зеркально отражает их первую встречу в романе. Диалог их развивается в следующем обобщенном виде: вопросы Штольца о здоровье, жалобы Обломова, укоры Штольца по поводу неправильного образа жизни, призывы к переменам. Но существенно различается исход разговора: в начале романа Илья Ильич поддается на уговоры друга и выезжает в свет, в финале же он остается на насиженном месте.

Немец Штольц находится "беспрестанно в движении". Его кредо — активная жизненная позиция, недоверие к "мечте, загадочному, таинственному". Характер Штольца связан с новой, буржуазно-предпринимательской действительностью и воплощает в себе черты дельца. Андрей Иваныч трудолюбив, умен, честен, благороден, но трудится он не ради высокой цели, а ради личного преуспевания. На вопрос Обломова: "Во имя чего ты трудишься?" — он ничего не находит сказать, кроме как: "Для самого труда, больше ни для чего". Штольц не тянет на положительного героя, потому что он "слаб, бледен — из него слишком голо выглядывает идея".

Очень важно то, что на происходящее мы фактически смотрим глазами Штольца. Но ведь этот персонаж совсем не представляет авторскую позицию и не во всем он нас убеждает. По существу, Обломов — загадка и для самого автора.

Трагедия Обломова не в отсутствии всеобщего образования и не в запустении его родового имения. Разрыв с Ольгой Ильинской привел к утрате им содержания своей жизни. С Ольгой были связаны лучшие моменты жизни Ильи Ильича. Эта утрата и приводит его в дом Агафьи Пшеницыной. В конце романа Обломов "...был полным и естественным отражением покоя, довольства и безмятежной тишины".

Энергичный Штольц старался вывести Обломова из состояния мертвящего покоя, включить его в жизнь. К сожалению, из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Ильич к покою: "Прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать — будет смерть".

Обломов понимает свое духовное падение, — тем сильнее его душевная драма. "Он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы... Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором". Обломов понимает и причины своей духовной гибели. Когда Ольга спросила его: "Отчего погибло все?.. Кто проклял тебя, Илья?.. Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...", — "Есть, — сказал он чуть слышно... — обломовщина!".

Пожалуй, черты положительные Гончарову удалось воплотить в Ольге Ильинской. Ольга — натура независимая, сильная, решительная. Ей свойственно стремление к жизни деятельной и осмысленной. Поэтому, полюбив Обломова, она проникается желанием возродить его, спасти от духовной и нравственной гибели. Поняв, что Обломов не сможет сбросить с себя апатию и лень, она бесповоротно порывает с ним. Прощальные слова, с которыми обращается Ольга к Обломову, говорят о ее высоких требованиях к тому, кого она любит: "Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... голубь, ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да, я не такая: мне мало этого..." Интересно, что Ольга становится женой Штольца. Но, естественно, это замужество не приносит ей счастья.

Бессознательные мотивы и стремления, которые определяют поведение Обломова — это своего рода "бездна". Во многом личность Обломова так и остается неразгаданной.

Н. А. Добролюбов в статье "Что такое обломовщина?" дал блестящий и до сих пор непревзойденный анализ романа. Он отмечает, что общественное значение романа "Обломов" заключается в том, что в нем показана русская жизнь, создан "современный русский тип" и одним словом определено характерное явление дворянско-крепостнической действительности: "Слово это – обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни".

Добролюбов показал, что образ Обломова представляет собой социально-психологический тип, воплощающий в себе черты помещика дореформенного периода. Состояние барства порождает в нем нравственное рабство: "…гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем апатичную неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это переплетается с барством Обломова, так как они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливается". Обломовы – это все те, у кого слово расходится с делом, кто на словах только желает лучшего и не способен свое желание претворить в действие.

В том и заключается гений Гончарова, что он в своем замечательном произведении поднял один из важнейших вопросов русской жизни. Ответить на этот вопрос – значит изменить жизнь коренным образом к лучшему.

Одним из выдающихся участников революционно-демократического движения в России середины XIX века, вошедшим в историю общественной мысли, был Николай Александрович Добролюбов. В своих критических статьях он показывал великую роль народа в становлении человеческих обществ. Свой взгляд на мир он высказал во многих своих критических творениях. В основном, критик характеризовал произведения Островского, Тургенева и Гончарова. Стоит уделить внимание краткому содержанию статьи Добролюбова "Что такое обломовщина?". Она посвящена роману Гончарова "Обломов".

Добролюбов - теоретик "реальной критики"

Добролюбова считают основоположником реальной критики. Краткое содержание статьи Добролюбова "Что такое обломовщина?" (брифли) только докажет вам это. Дело в том, что его критический материал и рецензии имели не только литературное направление. Они отвечали на многие вопросы, которые выдвигала жизнь, отражали идеологическую борьбу. Предназначались статьи молодому поколению, стремящемуся к революционному преобразованию жизни. Добролюбов старался осмыслить и проанализировать изображенные во многих произведениях общественные явления. Критик анализировал среду, жизнь, эпоху, изображенную писателями в своих творениях.

Добролюбов считал, что художественные произведения должны отражать настоящую действительность. Краткое содержание Добролюбова "Что такое обломовщина?" поможет вам понять основные идеи романа с точки зрения критика. Каждый подзаголовок данной статьи является пунктом плана работы Николая Александровича.

В чем талант Гончарова, по мнению Добролюбова?

Прежде чем вы начнете читать краткое содержание статьи Добролюбова "Обломовщина", нужно знать, какой личностью был сам Николай Александрович. Луначарский назвал его гениальным юношей, который за несколько лет совершил то, чего некоторые не могут достичь десятилетиями. Он оставил о себе всероссийскую известность, потряс умы и сердца своих современников. Многие его рецензии сделали автора кумиром разночинной интеллигенции. Нужно отметить, что Добролюбов прожил всего 25 лет, а в конце жизни успел написать даже несколько исповедальных лирических стихотворений. Статья, посвященная роману Гончарова, была опубликована им в 1859 году в "Отечественных записках".

Итак, краткое содержание Добролюбова "Что такое обломовщина?" (брифли) стоит начать с характеристики писателя Гончарова. Именно с нее начинает свою критическую статью автор. Эпиграфом к своей работе Николай Александрович взял слова Гоголя, где он говорит о том, что в России редко рождается человек, способный повести за собой, умеющий делать шаги навстречу большим делам. Критик сообщает, что общество на протяжении 10 лет ждало выхода романа "Обломов". Восприятие у читателей было разное, многим первая часть книги показалась слишком скучной. И не удивительно, ведь главный герой Илья Обломов всю часть пролежал на диване. Последующие главы сглаживают у читателей впечатление от первого знакомства с Обломовым. Добролюбов выделяет художественный талант Гончарова, который смог заставить читателей сочувствовать своему герою. Критик делает акцент на том, что он написал статью не об Обломове, а по поводу него. Особенно нравится Добролюбову в романе Гончарова, что тот очень детально изображает предметы, события, подмечая все мелочи.

Русская жизнь в романе Гончарова "Обломов"

Краткое содержание критики Добролюбова "Что такое обломовщина?" ведет читателя к тому, какой была Россия в те годы. Критик увидел в романе изображение кризиса и распада крепостнической Руси. Добролюбов считает Илью Ильича Обломова "коренным народным типом", который символизирует лень, бездействие, рутину существования всей крепостнической системы. Николай Александрович ставит Обломова последним в ряд с "лишними людьми": Онегиным, Печориным, Бельтовым, Рудиным. Как и его старшие предшественники, Илья Ильич имеет коренное противоречие между словами и делами. Герою присуща мечтательность и практическая никчемность. Гончаров довел Обломова до парадоксальной ситуации, за которой следует распад и гибель личности. Добролюбов считает, что Гончарову удалось глубже всех других писателей раскрыть корни бездействия своего героя. Гончаров просто со всей строгостью и правильностью отчеканил живой русский типаж того времени.

Типичные черты Обломова

Краткое содержание "Что такое обломовщина?" Николая Добролюбова заводит читателя к видению характера Обломова. Он апатичный, бездеятельный, ленивый. Таким сделало его воспитание и окружающие обстоятельства. Добролюбов считает, что это результат помещичьей крепостной эпохи, когда богатые получали удовольствие не своими собственными усилиями, а чужими. Также на формирование такого типажа повлияло умственное и нравственное развитие. Отличительной чертой, выделяющей Илью Ильича от других "лишних людей", критик называет помещичью психологию, делающую из него неисправимого крепостника.

Становление Обломова

Краткое содержание критической статьи Добролюбова "Обломовщина" ведет к объяснению того, как формировался характер Обломова. Он богатый дворянин, умный и культурный человек, который получил хорошее образование. В юности имел прогрессивные идеи, мечтал служить своей стране. Ему присущи честность, доброта, кротость. Андрей Штольц (друг Ильи Ильича) называет его человеком с хрустальной и прозрачной душой. Но все теряется пред безволием и ленью. Он не стремится к изменениям и преобразованиям. Герой не желает бороться и выбирает покой. Как только ему нужно сделать в жизни выбор, он сразу сдается перед трудностями и проблемами.

Как же Обломов стал нарицательным персонажем? В детстве он был любознательным ребенком, но все его стремления пресекали родители, няньки и слуги. Главной заботой героя стали хорошая еда и крепкий сон. Лень и боязнь движения вперед сделали Илью Ильича не способным к практической деятельности. Именно таким видит Добролюбов героя романа "Обломов".

Мечтательные черты героя Гончарова

Краткое содержание "Что такое обломовщина?" Добролюбова продолжаем с того, что критик рассуждает об устройстве жизни. Как не погибнуть в ней, не прятаться от нее? Неужели угасание Обломова - это единственный возможный путь? Илья Ильич постоянно мечтает, отказывается от реальной жизни. Эта мечтательность бесполезна и бесплодна, она только отнимает энергию и время. Добролюбов считает, что излишняя мечтательность сыграла злую шутку с Обломовым, погубив его. Мечты отобрали у героя энергию, и он ничего не сделал. В грезах и фантазиях он забыл о реальной жизни. Обломов желал, чтобы жизнь принесла ему свои дары без всякого его участия и труда.

Рабская натура Обломова

Краткое содержание "Что такое обломовщина?" Добролюбова покажет вам, как автор обнажает сложную взаимосвязь рабства и барства. Критик называет Обломова апатичным, но не тупым. Он привык получать удовлетворение не от своих усилий, а за счет других. Илья Ильич становится жалким нравственным рабом. Это рабство пересекается с его барством и объединяется в одно целое. Добролюбов считает, что Обломов является рабом своего слуги Захара. Тот никогда не делает того, чего не хочет. Иногда может что-то сделать против воли барина. Критик видит в слуге Захаре барина над своим господином. Их обоих Добролюбов называет детьми Обломовки.

Отношения Ильи Ильича с женщинами

В жизни Обломова было две женщины - Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Они совершенно разные. Умная и самолюбивая Ольга была страстной и деятельной натурой. Она всячески пыталась пробудить Илью Ильича к жизни, как могла, спасала его от лени и апатии. Своей любовью она старается вернуть героя к жизни, осчастливить его. Добролюбов увидел в этой героине удивительную гармонию воли и сердца. Она ответственна, правдива, умеет жертвовать собой. Обломов влюбился в Ольгу и даже слегка преобразился, но он боится, что любовь нарушит мирное течение его жизни. Целеустремленность и деятельность стали для героя непосильной ношей - их дороги с Ольгой расходятся.

Илья Ильич встретил другую женщину - Агафью. Она отличная хозяйка, но без духовных ценностей. Она даже книг никогда не читает. Эта малокультурная женщина стала близкой обломовскому укладу жизни. Вкусная еда и тишина - вот то, чем обеспечила она Обломова. Эта забота поспособствовала духовной гибели героя.

Обломов и Штольц

Достоевский считает, что Гончаров не до конца бы разоблачил обломовщину, если бы не ввел образ Андрея Штольца. В отличие от барина Обломова, Штольц являлся новым буржуазным дельцом. Если воля Ильи парализована, то Андрей наполнен непреклонной энергией. Он все время занят, к чему-то стремится и чего-то добивается. Если у Обломова проявляются одни воображения, то у Штольца - дела, опыт и факты. Стихией и целью жизни Андрея является труд. Друг пытается пробудить Обломова, но тот заживо хоронит себя в домике с малограмотной Пшеницыной. Добролюбов показывает, что на смену мечтателям и лентяям приходит новая буржуазная сила.

Счастье в понимании Обломова

Идеалом счастья для Обломова был вечный покой. Праздностью жили многие поколения в Обломовке. Герой не видел смысла в суете светского общества. Он, сидя на диване, воображал себя героем, которого все почитали. Тихое семейное гнездышко с детьми и женой - вот идеал его счастья. Материальное состояние, карьера, положение в обществе Илье Ильичу не нужны. Он ценит чистоту души, доброту и искренность. Обломов пытается не отступать от идеала гармонии, который заложили в его душу с детства. Он хоть и хочет быть полезным, но ничего для этого не делает.

Суть обломовщины по Добролюбову

Краткое содержание "Что такое обломовщина?" позволяет сделать вывод, что Добролюбов называет "обломовщиной" образ типичной русской жизни. Она сопровождалась бездеятельностью, существованием без цели. Причиной такой болезни критик видит среду и общество. Эта среда душит, губит и топчет души людей. "Обломовщиной" Добролюбов называет состояние общества, уничтожающее все лучшее в человеке. Обломовщина - это форма жизни хорошего человека, который понял, что лучше ничего не делать, нежели совершать зло. Это нельзя назвать ленью, скорее, осознанным протестом против обогащения, несправедливости и лжи. Своим лежанием на диване герой протестовал против действительности. Так он превратился в "лишнего человека". Душевная рана Обломова очень глубокая, потому что он понимает причины своей духовной гибели.

Само понятие «обломовщина» появилось вместе с выходом в свет романа Гончарова «Обломов» в 1859 году. Роман социально-психологический, четко отображающий кризис крепостнического строя и его пагубное влияние на развитие человека как личности. Смысл обломовщины и означает это самое влияние. Поскольку помещикам не надо было трудиться, чтобы себя обеспечить, в некоторых усадьбах жизнь застыла в тоске и бездействии. Люди ничем не интересовались, ничего не делали и запускали себя до такой степени, что уже ни психологически, ни физически не могли подняться с дивана. Таким образом, смысл понятия обломовщины – это хандра и апатия, захватившие не человека, а целое сословие в лице главного героя романа Гончарова.

Илья Ильич Обломов – дворянин. В детстве – любознательный мальчик, живо интересующийся окружающим миром и людьми вокруг. Позже – получивший образование и поступивший на службу чиновником в Петербурге, молодой человек. Ныне – затворник, отгородившийся от всего мира персидским халатом. Целыми днями Обломов лежит на диване, коротая время в мечтах и размышлениях. Его не могут растормошить ни активный делец Штольц, ни решительная яркая Ольга. Апатия и лень губят героя, заводят в нравственный тупик, лишая надежды на дальнейшее развитие.

К своим 32 годам Илья Ильич превратился в безразличного ко всему, ведомого человека, закованного в небольшую квартирку на Гороховой. Такое состояние не дает развиваться положительным качествам. К сожалению, не спасает героя и любовь, прекраснейшие чувство, толкающие людей на подвиги и перемены. Обломов находит свое место в доме Агафьи Пшеницыной, напоминающем ему об родной Обломовке. Он прекрасно осознает свое духовное падение, страдает, но не может этому противостоять. Сам герой и дает название «обломовщина» болезни, поразившей его и множество других крепостников по всей России.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры