Одна из самых известных картин Пикассо. Пабло Пикассо "Девочка на шаре": описание картины Пабло пикассо девочка на шаре период

Главная / Любовь

Пабло Пикассо покидает родину и поселяется в Париже. Его жизнь становится светлее, более насыщенная яркими красочными образами и «голубой период» его творчества сменяется «розовым».

Картина «Девочка на шаре» является первым творением и открывает новый цикл образов, созданных величайшим художником современного искусства.

Тема низших слоев общества, изгоев, актеров и циркачей была весьма популярна в изобразительном искусстве с приходом такого направления как натурализм.

Люди и места их обитания изображались откровенно и детально, быт разных верст населения изучался и отображался в искусстве. Произведения были в большей мере весьма пессимистичны.

Вероятно, в цирке и его актерах Пикассо больше всего заинтересовал контраст: яркие представления и жестокий быт после них, богатство цветов и красок и нищета артистов, невероятная популярность представления и любовь публики, граничащая с презрением, как к самым низшим слоям общества.

Одновременно, во время представлений можно было видеть и контрастные номера, в которых участвовали большие страшные животные и легкие воздушные гимнастки, огромные силачи, нелепые клоуны и ужасные карлики. В своей картине «Девочка на шаре» Пабло Пикассо постарался передать именно этот контраст – контраст во всем.

Профессию двух персонажей, что занимают практически все полотно, угадать весьма просто – это артисты цирка. Но они сейчас не дают представление, полное красок и огней.

Вероятно, они путешествуют от одного города к другому и остановились где-то в пустынной местности, где нет ни людей, ни домов, ни растений, ни животных. Лишь вдали прогуливается кто-то из артистов цирка с черной собакой, и белая лошадь пытается найти хоть какую-то растительность.

От такого пейзажа уныло у всех на душе, жизнь представляется весьма тяжелой, полной лишений и нищеты. За блеском и яркостью скрываются тяжелые голодные будни. Но мастерство нужно поддерживать, и артисты постоянно репетируют свои номера.

Огромный силач-атлет отдыхает, присев на куб, а девочка-подросток тренируется. Между этими двумя персонажами существует очень много различий. Он – огромный и могучий, с хорошо развитыми мышцами, она – тонкая и хрупкая, с изящными линиями и великолепной грацией.

Еще один контраст этих артистов цирка в том, что он сидит и отдыхает. Все его мышцы расслаблены и атлет является олицетворением спокойствия и основательности, в то время как поза девочки напряженная.

Она пытается устоять на большом шаре, и каждая клеточка ее тела находится в напряжении. Одновременно, чтобы подчеркнуть разницу между этим двумя полярными людьми, Пабло Пикассо помещает шар и куб.

Цветовая гамма картины также контрастна. Голубой цвет, предпочитаемый Пикассо в предыдущей серии картин, сквозит лишь в одежде девочки и атлета, а основу составляют различные оттенки розового.

Название, англ. : Acrobat on a Ball.
Оригинальное название : Acrobate a la boule (Fillette a la boule).
Год окончания : 1905.
Размеры : 147 × 95 см.
Техника: Холст, масло.
Местонахождение : Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Картина «Девочка на шаре» открывает так называемый «розовый период» творчества Пабло Пикассо. В это время он окончательно переезжает в Париж. У него завязываются новые знакомства, дружба, отношения с Фернандой Оливье.

Картины приобретают светло-розовую, воздушную насыщенность; жемчужно-серые, розово-красные, охристые тона существенно отличаются от предыдущего, грустного и статичного «голубого периода» мастера.

Пикассо поддается всеобщей увлеченности цирковыми сюжетами, которые были очень популярны в то время. Его работы изображают бродячих артистов и комедиантов, передают определенный настрой, отличаются жизненной наполненностью.

«Девочка на шаре» - шедевр, основным посылом которого является противопоставление легкости, гибкости и устойчивости, массивности, констатация двух разных форм, непохожесть, «крайности» бытия. Это грация девочки-акробатки, и монолитность атлета, подвижность шара и устойчивость куба.

Полотно построено на контрастах, наполнено внутренним драматизмом. Фон картины - это унылый пейзаж, выжженная солнцем земля, на которой пасется одинокая лошадь; женщина с ребенком, идущая куда-то, холмистая местность, проселочная дорога… Постоянство, которое будет оставаться неизменным еще очень долгое время.

Контрастом фону служат бродячие артисты, жизнь которых - всегда в движении, всегда в толпе. Безмолвие заднего плана заканчивается с приездом циркачей, несущих с собой атмосферу веселья и шумной радости.

Реквизит артистов - шар и куб - также обыгрывается художником как противопоставление устойчивости, постоянства, - движению, изменчивости. Гибкость, грация девочки, удерживающей равновесие, и застывший атлет, который слился со своим постаментом.

Нежные розовые, жемчужные тона, новизна и ощущение наполненности, воздушности, легкости, подчеркиваются красочным штрихом - ярким красным цветком в волосах девочки-гимнастки. Это практически единственное яркое пятно, которое обращает на себя внимание среди пастельно-спокойных цветов картины.

Стоит отметить, что художники того времени, и Пикассо, в частности, отождествляли себя с цирковыми актерами - изгоями общества, ремесло которых - зрелища, что так жаждет толпа.

В цирке Медрано, который располагался у Монмартрского холма, Пикассо находит для себя массу интересного материала - людей: взрослых и совсем юных, прекрасных и безобразных в совершенстве владеющих своим мастерством. Тут и богатая палитра костюмов, жестов, характеров.

Персонажи мастера из «голубого периода» творчества не могут похвастаться таким разнообразием реальных объемов, форм, наполненности жизнью - они более статичны, неподвижны. Нищета и печаль в «розовом периоде» сменяется на живой, подвижный мир цирка и театра.

Также музой мастера в этом периоде становится Фернанда Оливье - модель с пышными формами, вдохновляющая художника на создание такого образа, как женщина-гитара. Они живут в Бато-Лавур - этом странном пристанище поэтов, торговцев, художников, дворников на грани нищеты, но в идеальном творческом беспорядке.

Картина «Девочка на шаре» (так называемый «мостик» между «голубым» и «розовым» периодами в творчестве художника) попала в Россию благодаря Ивану Абрамовичу Морозову, который приобрел ее у Канвейлера в 1913 году за 16 тысяч франков. До этого, полотно находилось в коллекции Гертруды Стайн. Для сравнения, в 1906 году Воллар приобрел у Пикассо 30 полотен за 2 тысячи франков.

На сегодняшний день картина «Девочка на шаре» находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

«девочка на шаре» (художник Пабло...)

Альтернативные описания

. (собств. Руис) Пабло (1881-1973) французский живописец, график, скульптор, керамист, испанец, «Девочка на шаре», «Герника», «Голубь мира»

Его подозревали в краже «Джоконды» из Лувра

Фильм Анри-Жоржа Клузо «Тайна...»

Фамилия отца этого художника была Руис, а прославился он под фамилией матери

Этот французский живописец испанского происхождения был членом коммунистической партии

Назовите европейского коммуниста, прожившего 84 года, которого, несмотря на два «периода», вряд ли кто-либо обвинял в нетрадиционной сексуальной ориентации

О детях он говорил: «В их возрасте я умел рисовать, как Рафаэль, но всю жизнь учился рисовать, как они»

Французский художник, основоположник кубизма

Назовите фамилию миллионера - мужа русской балерины, умершей в Каннах в 1995 году, которую он изображал в образах лошади и старой мегеры

После голубого и розового периодов своего творчества он стал основателем кубизма

Пабло, нарисовавший голубя

Знаменитый тезка Неруды

Кто написал картину «Девочка на шаре»?

Пабло, но не Неруда

Пабло... (французский художник)

Французский живописец Пабло...

Великий художник

Основоположник кубизма

Великий Пабло

Французский живописец, по происхождению испанец (1881-1973, ""Герника"", ""Девочка на шаре"", ""Голубь мира"")

. "Девочка на шаре" (художник Пабло...)

. "Поместил" девочку на шар

. (собств. Руис) Пабло (1881-1973) французский живописец, график, скульптор, керамист, испанец, "Девочка на шаре", "Герника", "Голубь мира"

Его подозревали в краже "Джоконды" из Лувра

Кто написал картину "Девочка на шаре"

Назовите европейского коммуниста, прожившего 84 года, которого, несмотря на два "периода", вряд ли кто-либо обвинял в нетрадиционной сексуальной ориентации

О детях он говорил: "В их возрасте я умел рисовать, как Рафаэль, но всю жизнь учился рисовать, как они"

Фильм Анри-Жоржа Клузо "Тайна..."

Французский живописец Пабло.

Изобразил девочку на шаре

Пабло Пикассо написал «Девочку на шаре» в 1905 году. Сегодня картина находится в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Размышляя о нелегкой доле свободных художников, Пикассо изображает семью цирковых артистов на фоне пустынного пейзажа. Он словно обнажает «закулисье» цирковой арены и показывает, что эта жизнь полна лишений, изнуряющего труда, нищеты и бытовой неустроенности.

Картина наполнена колоссальным напряжением и драматизмом. Пикассо очень точно описал здесь психологическое состояние девочки-истерика, которая находится в крайне неустойчивом состоянии. Она балансирует на «шаре» собственной зарождающейся сексуальности, пытаясь сохранить равновесие между возбуждением, желанием и запретом.

1. Центральные фигуры

Хрупкая девочка и мощный атлет – две равнозначные фигуры, которые составляют центральное ядро композиции. Гимнастка беззаботно демонстрирует отцу свои навыки, но он не смотрит не нее: его взгляд обращен внутрь себя, он погружен в размышления о судьбе семьи. Эти образы, сильно контрастируя друг с другом, символически напоминают весы: непонятно, какая из чаш перевесит. В этом и заключена основная идея картины – надежда, которая возлагается на будущее детей, противопоставлена обреченности. Причем их шансы равны. Участь семьи отдана на волю судьбы.

2. Девочка на шаре

Фактически, это маленькая Лолита, которая ищет любви отца – атлет может быть и ее старшим братом, но это неважно, в любом случае перед нами зрелый мужчина, отцовская фигура. Она чувствует, что не нужна матери, и в поисках любви обращается к ближайшей мужской фигуре. Как и подобает истерику, она соблазняет, играет, увлекает и не может успокоиться, обрести устойчивость. Она балансирует между матерью и отцом, между желанием и запретом, между детской и взрослой сексуальностью. И этот баланс очень важен. Любое неверное движение может привести к падению и к травме, которая нарушит ее развитие.

3. Атлет

Очень важна реакция мужчины – он не поддается искушению, не реагирует на сексуальные провокации девочки, которая его соблазняет. Если бы он признал ее право на взрослую сексуальную жизнь, это привело бы к ее падению с шара. Она сохраняет равновесие за счет того, что он стабилен, надежен, устойчив в своей отцовской роли. Он не запрещает ей танцевать перед ним, не запрещает соблазнять его. Он дает ей это пространство для развития.

Но очевидно, что и внутри него происходит борьба. Неслучайно его лицо отвернуто в сторону: для того, чтобы справляться с возбуждением и победить свои чувства, ему нельзя смотреть на девочку. Интенсивно-синий цвет его плавок и ткани, на которой он сидит, подчеркивает конфликт между возбуждением и запретом.

4. Гиря

Предмет, который атлет держит в руке, очень похож на гирю (4). Она расположена прямо на уровне его гениталий. Он не может ее поставить по каким-то причинам. И это дополнительный признак неустойчивости. Мы видим, как сильно напряжены мышцы его спины. Удерживая гирю, атлет борется таким образом с сексуальным напряжением внутри себя. Не осознавая этого, он боится, что если поставит гирю и расслабится, то может оказаться во власти сексуального чувства и поддаться ему.

Фигуры на заднем плане

На заднем плане мы видим фигуру матери гимнастки (5) с детьми, собаку и белого коня. Черная собака (6), как правило, была символом смерти и служила посредником между различными мирами. Белый конь (7) здесь выступает как символ судьбы и издавна наделялся способностью ее предсказывать.

Символично, что мать повернута спиной к девочке на шаре. Когда женщина заботится о грудном ребенке, она переключает на него все внимание, психологически отстраняется от старших детей, а те начинают чувствовать фрустрацию. И поворачиваются к отцу в поисках его любви, внимания и поддержки. Здесь этот момент ярко показан: обе девочки отвернулись от матери и смотрят в сторону отца.

Шар и куб

Шар (8) всегда считался одной из самых совершенных и значимых геометрических фигур, он олицетворяет собой гармонию и божественное начало. Ровный шар с идеальной поверхностью всегда ассоциировался со счастьем, отсутствием препятствий и сложностей в жизни. Но шар под ногами девочки имеет неправильную геометрическую форму и говорит нам о ее непростой судьбе.

Куб (9) символизирует земной, бренный, материальный мир, скорее всего – мир цирка, к которому принадлежит атлет. Куб похож на ящик для хранения цирковых реквизитов, и отец готов передать их дочери, но пока не хочет раскрывать ей всю правду цирковой жизни: ему хотелось бы лучшей участи для своих детей.

Цветовая композиция

В образах матери, эквилибристки и элементах одежды атлета преобладают холодные сине-пепельные тона, символизирующие грусть и обреченность: этим людям уже не вырваться из «циркового круга». Отсутствие теней на холсте – тоже символ безысходности. Во многих культурах тень наделялась сакральным смыслом: считалось, что человек, ее потерявший, обречен на гибель.

Надежду символизируют красные цветовые пятна, которые присутствуют в элементах одежды детей. При этом младшая дочь полностью облачена в этот цвет – ее еще не коснулись цирковые будни. А старшая уже почти полностью «захвачена» миром цирка – у нее только небольшое красное украшение в волосах.

Любопытно, что фигура самого атлета написана с преобладанием светлых, розоватых оттенков – таких же, как и на фоновом пейзаже. И это неслучайно. Другой, лучший мир находится где-то за холмами, и именно оттуда исходит божественный свет, символизирующий надежду: ведь сам атлет, несмотря ни на что, – надежда для девочки и семьи.

Красный цвет ассоциируется с яркой, открыто демонстрируемой сексуальностью. Она как будто бы есть только у маленькой девочки в красном платье (10). Дети в этом возрасте не знают еще чрезмерных запретов, у них могут быть разные инфантильные сексуальные фантазии. Она пока твердо стоит на ногах, она еще далеко от мужчины и не боится обжечься.

Девочка на шаре – как бабочка рядом с огнем. Ее фиолетовый цвет связан с возбуждением и напряжением, однако он не переходит в интенсивный синий, в цвет тотального запрета. Интересно, что фиолетовый цвет дает именно сочетание красного и синего.

Белая лошадь

В психоанализе лошадь символизирует страсть, дикое бессознательное. Но здесь мы видим мирно пасущуюся белую лошадь (7), которая расположена прямо между атлетом и гимнасткой. Для меня она символизирует возможность интеграции, позитивного развития. Это знак надежды на то, что запретное сексуальное напряжение спадет и страсти будут укрощены.

Возбуждение будет способствовать развитию каждого из них. Девочка вырастет и почувствует себя эмоциональной, сексуальной с другим мужчиной, а атлет будет зрелым отцом для детей и надежным мужем для своей женщины.

Об экспертах

Психоаналитик, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» в НИУ «Высшая школа экономики», руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» в НИУ «Высшая школа экономики».


искусствовед, независимый бизнес-консультант, коуч, изучает психоанализ и бизнес-консультирование в НИУ «Высшая школа экономики».


Руки эквилибристки

Тонкий стан эквилибристки — очевидный контраст с массивной фигурой силача на переднем плане — венчают руки, устремленные к небу. Так героиня пытается обрести равновесие на неустойчивом шаре. Сам образ не уникален: розовый период Пикассо (около 1904-1906 годов) часто еще называют цирковым; цирковые артисты, в том числе акробаты и эквилибристы, населяют множество его работ того времени. Тем не менее в «Девочке на шаре» художнику удалось нащупать интересное композиционное решение: жест главной героини как бы связывает ее фигуру с небосклоном — нетрудно заметить, что и цвет ее трико ближе всего к голубоватому оттенку неба.

Пабло Пикассо. Семейство комедиантов. 1905 год
National Gallery of Art, Washington

Пабло Пикассо. Актер. 1904-1905 годы
Wikimedia Commons

Пабло Пикассо. Акробат и молодой арлекин. 1905 год
Wikimedia Commons

Спина атлета

В отличие от тонкой, бестелесной фигуры девочки, монументальная спина атлета, занимающая добрую половину переднего плана картины, решена в охристо-розовых, «чахоточных», по выражению Аполлинера, тонах, которые эхом отзываются в землистых холмах фонового пейзажа. Таким образом, центральное для «Девочки на шаре» противопоставление акцентируется сразу на множестве уровней: не только «женское — мужское», не только «молодость — зрелость», не только «хрупкость — устойчивость», но и «небо — земля», «дух — материя».

Шар и куб

По мнению некоторых исследователей, образ девочки на шаре восходит к ренессансной иконографии богини судьбы, Фортуны, — тогда как устойчивый куб, на котором сидит атлет, ассоциируется с понятием Доблести. Латинская поговорка гласит: «Sedes Fortunae rotunda, sedes Virtutis quadrata» (дословно «Сиденье Фортуны круглое, сиденье Доблести квадратное»). Неизвестно, подразумевал ли Пикассо подобное толкование образов на картине, но это кажется вполне возможным, учитывая его любовь к художественным аллегориям, а также то обстоятельство, что к 1905 году он уже несколько лет вращался в парижских интеллектуальных кругах и ходил на лекции поэта Мореаса, провозглашавшего возвращение к идеалам греко-латинской литературы.

Следы второй ступни и правого колена

Несмотря на то что атлет показан художником со спины и мы видим лишь одну его ногу, если присмотреться, можно различить на картине вторую ступню и правое колено: сначала поза силача была несколько иной, но затем Пикассо изменил композицию. По одной из гипотез, это было связано с тем, что живописца волновала тема поддержки — как в моральном смысле (циркачи, как, собственно, и художники-авангардисты, считались в обществе изгоями и могли уповать лишь друг на друга), так и в материально-физическом. В финальном варианте «Девочки на шаре» получается, что эквилибристка отчасти опирается на атлета: если мысленно убрать его фигуру из картины, хрупкое равновесие будет разрушено и девочка упадет. По-видимому, вторая нога ослабляла этот эффект, и потому от нее было решено отказаться. Мотив поддержки ярко воплощен и в других произведениях Пикассо, например в «Старом еврее с мальчиком». С другой стороны, с человеческими конечностями в своих работах он порой обращался достаточно вольно: на более позднем «Портрете Поля в костюме Арлекина» у сына художника, похоже, вырастает лишняя нога.

Фигуры на заднем плане

Цирковые артисты у Пикассо никогда не показаны на рабочем месте — сцены с их участием переносятся в пространство некоего условного пустынного ландшафта. Именно это происходит и с «Девочкой на шаре»: пейзаж за спинами главных героев решен в виде последовательности горизонтальных планов разного цвета — на этом фоне вертикальная динамика атлета и эквилибристки воспринимается особенно ярко. Человеческие фигуры на заднем плане — типичный стаффаж : живописцы XVI-XVII веков взяли за правило изображать их на своих полотнах для оживления пейзажа. Характерно, что эти фигуры развернуты спиной к основной сцене картины и явно удаляются прочь, равнодушные к трюкам, которые репетируют силач и эквилибристка. По одной из версий, это высказывание художника на тему невостребованности их искусства, которое он в значительной степени уподоблял своему.

Лошадь

«Девочка на шаре» — редкий у Пикассо пример композиции с последовательно открывающимися перед зрителем пространственными планами: на первом — атлет; на втором — эквилибристка; на третьем — фигура матери с детьми и собачкой; наконец, на последнем, четвертом, — пасущаяся в пейзаже белая лошадь. Лошадь — сквозной образ на картинах художника этого периода: она появляется также в «Мальчике, ведущем лошадь» и на большом количестве эскизов — например, это «Арлекин на лошади» и «Семья комедиантов».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры