Описание раскольникова в романе преступление и наказание. Характеристика героя Раскольников, Преступление и наказание, Достоевский

Главная / Любовь

Родион Раскольников – центральный персонаж одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Образ этого героя, равно как и всех остальных, описанных великим русским писателем, наполнен глубоким философским смыслом. Для того чтобы лучше его понять, нужно проанализировать сущность Раскольникова и основные поступки, совершаемые им в романе.

Идея Раскольникова

Внешность персонажа, несомненно, имеет большое значение. С самых первых строчек произведения в воображении читателя создается образ довольно красивого молодого человека: у него высокий рост, русые волосы, темные глаза. Однако одежда Родиона Раскольникова изношена, а живет он в тесной комнате; видно, что юноша находится в трудном финансовом положении. Из-за этого молодой человек стал замкнут; ему, умному и гордому человеку, было унизительно ощущать себя бедным. Он отдает вещи старой процентщице, чтобы получить хоть какие-то деньги, и вскоре решает убить старуху, а ее деньги использовать для помощи молодым людям. Такая идея была порождена рассуждениями юноши о делении людей на обычных и «право имеющих»; первые должны просто существовать, полностью подчиняясь воле вторых, которые могут распоряжаться человеческими судьбами и нарушать законы во имя достижения различных высоких целей. Отнеся себя ко второй категории, Родион считал, что сможет улучшить качество жизни многих людей, пользуясь своим правом.

Разочарование

Однако осуществление этого плана не улучшило состояния Раскольникова: молодому человеку становится страшно и неприятно, он фактически находится на грани сумасшествия. Но это состояние вызвано не совершением тяжкого преступления, а тем, что он не выдержал поставленного перед собой испытания и, следовательно, не является «право имеющим». Очевидно, что он совершил преступление из-за своей нищеты, подтолкнувшей его на подобные рассуждения. Юноша живет в постоянном страхе и напряжении, ему трудно, но он из гордости не признает своих ошибок. Раскольников начинает бросаться в крайности: то совершает благородные поступки, например, отдает все свои деньги на похороны Мармеладова, то срывает свою злость на близких людях. Он боится осквернить честь родных своим страшным поступком. Через некоторое время ему стало невыносимо держать в себе всю накопившуюся на душе тяжесть. Человеком, которому он смог открыться, стали не родные и не близкий друг Разумихин, а Соня Мармеладова – девушка с непростой судьбой, вынужденная зарабатывать деньги на панели для того чтобы кормить свою семью.

Помощь Сони

Скромная Соня постоянно терпит обиды и унижения, но сильная вера в Бога помогает ей переносить все трудности и даже жалеть окружающих ее людей. Раскольников рассказывает ей о содеянном, и вскоре по совету девушки признается в этом и следователю. Он должен отправиться на каторгу; однако более страшное для него наказание – терзания совести и необходимость обманывать близких людей – оказывается позади. Соня едет в Сибирь вместе с Родионом, и впоследствии ее любовь и терпение помогают молодому человеку обратиться к богу, по-настоящему ощутить раскаяние и начать новую жизнь.

Основная идея (заключение)

Через образ главного героя писатель раскрывает перед читателями основную идею произведения: ни один человек не может остаться безнаказанным, и самым тяжелым наказанием являются испытываемые им душевные муки. Любовь к ближним, вера в Бога и следование принципам нравственности помогут каждому прожить жизнь как можно лучше. В конце романа это осознал и его главный герой – Родион Раскольников.

Родион Раскольников эрудированный молодой человек 23 лет, душа которого находится в постоянном поиске. Он не уверен точно, кто он в структуре им же придуманной теории о разделении массы человеческой на два основных типа: «низшие люди» и «собственно люди» .

В первую категорию Раскольников относит «тварей дрожащих» или «материал» — законопослушных, консервативных, заурядных людишек. Во вторую — людей выдающихся, достойных, двигающих мир, имеющих право даже на нарушения законов этики и морали.

Герой надеется, что ему на роду писано быть среди «избранных». Но его беспокоит собственная нерешительность в принятии решений посягающих на нормы нравственности. По сути, за угрюмым, высокомерным и самолюбивым меланхоликом скрывается второе «я» Раскольникова — чуткий, великодушный, добрый человек, любящий свою семью и не желающий никому страданий. Пойдя на кровавое преступление, Раскольников стремился доказать себе, что он сам относится ко второму типу людей, и его впереди ждут особые свершения. Однако результат разочаровал убийцу-теоретика, угрызения совести привели его к выводу, что он глубоко заблуждался.

Роль в сюжете романа

Три года назад Родион Романович Раскольников, рождённый в бедной, но гордой семье, прибыл из глубокой провинции в Петербург для обучения в юридическом университете. Темноглазый шатен выше среднего роста, стройный фигурой и приятный на лицо выходил на улицы Петербурга в жутких лохмотьях и в сильно изношенной, в пятна и дырах шляпе. Герой находился на грани нищеты и не мог более оплачивать своей учёбы и проживания в большом городе.

Этот неприятный факт подтолкнул его к свершению чудовищного преступления. Несколько раз Родион обращался за займами к Алёне Ивановне, скупой и неприятной бабке, наживающейся на безвыходных ситуациях терпящих серьёзную нужду людей. Студент убил топором старуху, выдающую деньги под проценты и залог, и её тихую сестру Лизу, случайно ставшую свидетельницей происшествия. За совершённое им преступление задержан безвинный человек.

О причастности Раскольникова догадывается следователь, но доказательств нет — если не брать в расчёт «теорию Раскольникова» и его неоднозначное, нервное, депрессивное поведение. Родион знакомится с семьёй Мармеладовых и неожиданно находит сочувствие в лице Сонечки, которая жертвуя своей честью, зарабатывает на панели, чтобы прокормить своих сводных братьев и сестёр. Его гнетёт глобальная разница мотивов его преступления и преступления бедной девушки. Состояние душевного раскола нарастает с каждым днём.

Не в силах примириться с самим собой Раскольников ссорится с матерью и сестрой, с единственным другом, отказывается от сочувствия Сонечки и, в конце концов, является в полицию с повинной. После суда героя ждут каторга и ссылка. Вместе с ним уже по собственной воле отбывать наказание едет сочувствующая ему Соня Мармеладова. Рядом с ней Раскольников обретёт счастье и по-настоящему раскается в совершённых грехах.

Цитаты Раскольникова

Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть.

Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.

Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею!

Ко всему-то подлец-человек привыкает!

- … я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю.

Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся...

Власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Тут одно только, одно: стоит только посметь!

Чем хитрей человек, тем он меньше подозревает, что его на простом собьют. Хитрейшего человека именно на простейшем надо сбивать.

Мелочи, мелочи главное!.. Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё...

И я теперь знаю, Соня, что кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет!

Я ведь не старушонку убил, я себя убил!

При неудаче всё кажется глупо!

Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст!

Хлеб-соль вместе, а табачок врозь.

Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, — более или менее, разумеется.

Главный герой романа, Родион Раскольников – студент. Он беден, далек от каких либо терзающих тогдашнюю молодежь идей. У него есть сестра, которая работает гувернанткой в богатой семье. Мать, будучи вдовой, получает пенсию и не работает. Все средства семья отправляет Раскольникову. Но их все равно не хватает. Раскольников подрабатывал репетиром. Однако занятия с учениками не принесли ни удовлетворения, ни достойной оплаты.

Образ Раскольникова является духовным и композиционным центром романа.

Характер Раскольникова

Раскольников являет собой человека замкнутого, склонного к ипохондрии. Главный герой превратил свою замкнутость в особенность характера, которой казалось бы гордился. Однако, это не совсем так. Он бы и рад общаться с людьми больше, но нищета гнетет его и заставляет все дальше отдаляться от друзей и родных.

В начале романа Ф.М. Достоевский представляет читателю Раскольникова следующим образом: "Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен." При этом писатель подчеркивает, что Родион был чрезвычайно беден.

У Раскольникова нет друзей, кроме Разумихина, которому тяжело приходится переносить скверный характер Родиона. Достоевский пишет о своем персонаже:" Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества, особенно в последнее время."

Разумихин характеризует нрав Раскольникова в противоречивом ключе. Он говорит, что, с одной стороны Раскольников неразговорчивый и порой жестокий человек, с другой – добрый и великодушный юноша. Особенностью характера Раскольникова является то, что он не только высказывает свое мнение, но и отстаивает его.

Ф.М. Достоевский рисует нам человека погрязшего в нищете: "Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу". Родион Раскольников живет в комнатке, похожей на гроб: " Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок."

Такая жизнь является одним из стимулов для вынашивания мысли об убийстве. Именно на фоне и под воздействием вопиющей нищеты Раскольников обособляется от всех. Окружающий мир и люди перестают быть для него подлинной реальностью. Однако "безобразная мечта", которую он вынашивает в течение месяца, вызывает у него отвращение. Он не верит в то, что может совершить убийство, и презирает себя за отвлеченность и неспособность к практическому действию. Он идет к старухе-процентщице для пробы – место осмотреть и примериться.

Помыслы о предстоящем убийстве терзают душу Раскольникова. Она как птица в клетке хочет вырваться и сбежать от черных мыслей и ненависти.

Внешнее действие лишь обнаруживает его внутреннюю борьбу. Он должен пройти через мучительное раздвоение, почувствовать на себе все "за" и "против", чтобы понять себя и нравственный закон, нерасторжимо связанный с человеческой сущностью. С первых страниц романа Ф.М. Достоевский симпатизирует своему персонажу.

Во сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, явлена правда его личности, правда земного нравственного закона, который он все-таки намерен преступить, отворачиваясь от этой правды.

Образ Родиона Раскольникова – это образ человека суеверного и склонного к преувеличению и паранойе.

В романе "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский пишет следующее:"Следы суеверия оставались в нем еще долго спустя, почти неизгладимо. И во всём этом деле он всегда потом наклонен был видеть некоторую как бы странность, таинственность, как будто присутствие каких-то особых влияний и совпадений".

Образ Раскольникова не лишен доброты и благородства. Ф.М. Достоевский особенно подчеркивает их, когда Родион отдает деньги семье Мармеладова и спасает от преследования пьяную девочку на бульваре. Кроме того, писатель пытается оправдать своего героя подчеркивая, что одна из причин, по которой он убивает старуху-процентщицу – это желание помочь матери и сестре, которая решается выйти замуж за Лужина, чтобы материально помогать брату.

Критики об образе Раскольникова

По мнению русского писателя и критика Сергея Аскольдова, образ и имя Раскольникова приобретает символическое значение: раскол означает раздвоение, понимаемое в широком смысле. Здесь и этическое раздвоение Раскольникова (убийство – любовь к ближним, преступление – муки совести, теория – жизнь), и раздвоение непосредственного переживания и самонаблюдения – рефлексия.

Д.И. Писарев анализирует социально-психологические причины, толкнувшие Родиона Раскольникова на преступление, и объясняет его бесчеловечностью и противоестественностью существующего строя.

В статье критика Н. Н. Страхова "Наша изящная словесность" выдвигается на первый план мысль, что Ф.М. Достоевский вывел в лице Родиона Раскольникова новый образ "нигилиста", изобразив "...нигилизм не как жалкое и дикое явление, а в трагическом виде, как искажение души, сопровождаемое жестоким страданием". Страхов увидел образе Раскольникова черту "истинного русского человека" – своего рода религиозность, с которой он предается своей идее, стремление дойти "до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум".

Несмотря на всю трагичность романа Ф.М. Достоевский заканчивает "Преступление и наказания" оптимистичными мечтами Раскольникова о счастье. Писатель дает своему герою второй шанс начать все заново, но с грузом прошлых ошибок. Ф. М. Достоевский подчеркивает, что Раскольников стал более мудрым человеком.

Многогранный роман

Листая первые страницы книги, мы начинаем знакомиться с образом Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание». Рассказывая историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над целым рядом важных вопросов. Трудно определить, к какому типу романа относится произведение Ф. М. Достоевского. В нём поднимаются проблемы, затрагивающие различные сферы жизни человека: общественную, нравственную, психологическую, семейную, моральную. Родион Раскольников является центром романа. Именно с ним связаны все остальные сюжетные линии великого произведения классика.

Главный герой романа

Внешний вид

Описание Раскольникова в романе начинается с первой главы. Мы знакомимся с молодым человеком, который находится в болезненном состоянии. Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете. Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты, где проживает молодой человек: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид».

Внимательно разглядываем детали изношенной одежды. Родион Раскольников находится в крайне бедственном положении. У него нет денег, чтобы отдать долги за квартиру, оплатить учёбу.

Черты характера

Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» даётся автором постепенно. Сначала мы знакомимся с портретом Раскольникова. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Затем начинаем разбираться в его характере. Юноша умён и образован, горд и независим. Унизительное материальное положение, в котором он оказался, делают его угрюмым и замкнутым. Его раздражает общение с людьми. Любая помощь со стороны близкого друга Дмитрия Разумихина или пожилой матери кажется ему унизительной.

Идея Раскольникова

Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают в голове Раскольникова некую идею. Суть которой состоит, в подразделении людей на два разряда: обычных и право имеющих. Думая о своём великом предназначении, «тварь ли я дрожащая или право имею?», герой готовится к преступлению. Он считает, что совершив убийство старухи, проверит свои идеи, сможет начать новую жизнь и осчастливить человечество.

Преступление и наказание героя

В реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет убогая Лизовета, никому не причинившая зла. Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно. Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона. Переступив нравственную черту, лишив жизни человека, герой всячески избегает общения с людьми. Отверженный и больной, он оказывается на грани сумасшествия. Семья Раскольникова, его друг Дмитрий Разумихин безуспешно пытаются понять состояние юноши, поддержать несчастного. Гордый молодой человек отвергает заботу близких и остаётся один на один со своей проблемой. «Но зачем же они меня так любят, если я не стою того!

О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого не любил!» – восклицает он.

После рокового события герой заставляет себя общаться с незнакомыми людьми. Принимает участие в судьбе Мармеладова и его семьи, отдавая присланные матерью деньги на похороны чиновника. Спасает от растления юную девочку. Благородные порывы души быстро сменяются раздражением, досадой и одиночеством. Жизнь героя будто разделилась на две части: до убийства и после него. Он не ощущает себя преступником, не осознаёт своей вины. Больше всего он переживает из-за того, что не выдержал испытания. Родион пытается запутать следствие, понять, подозревает ли его умный и хитрый следователь Порфирий Петрович. Постоянное притворство, напряжение и ложь лишают его сил, опустошают душу. Герой чувствует, что поступает неправильно, но не желает признавать свои ошибки и заблуждения.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова

Возрождение к новой жизни началось после знакомства Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой. Восемнадцатилетняя девушка сама находилась в крайне бедственном состоянии. Застенчивая, скромная по натуре героиня вынуждена жить по жёлтому билету, чтобы отдавать деньги своей голодающей семье. Она постоянно терпит оскорбления, унижения и страх. «Безответная она», – говорит о ней автор. Но это слабое существо обладает добрым сердцем и глубокой верой в бога, которая помогает не только выстоять самой, но и поддерживать других. Любовь Сони уберегла Родиона от гибели. Её жалость поначалу вызывает у гордого юноши протест и негодование. Но именно Соне поверяет он свою тайну и именно у неё ищет сочувствия и поддержки. Измученный борьбой с самим собой, Раскольников, по совету подруги, признаёт свою вину и отправляется на каторгу. Он не верит в бога, не разделяет её убеждений. Мысль о том, что счастье и прощение надо выстрадать непонятна герою. Терпение, забота и глубокое чувство девушки помогло Родиону Раскольникову обратиться к богу, раскаяться и начать жить заново.

Основная идея произведения Ф. М. Достоевского

Подробное описание преступления и наказания Раскольникова составляют основу сюжета романа Ф. М. Достоевского. Наказание начинается сразу после совершения убийства. Мучительные сомнения, угрызения совести, разрыв с близкими людьми оказались гораздо страшнее долгих лет каторги. Писатель, подвергая глубокому анализу Раскольникова, пытается предостеречь читателя от заблуждений и ошибок. Глубокая вера в бога, любовь к ближнему, нравственные принципы должны стать основными правилами в жизни каждого человека.

Проведенный анализ образа главного героя романа может быть использован учащимися 10 классов при подготовке к написанию сочинения на тему «Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»».

Тест по произведению

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Меню сайта

В этой статье представлен цитатный портрет Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: описание внешности героя в цитатах.

Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все материалы о Раскольникове

Портрет Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: описание внешности в цитатах

Бедный студент Родион Раскольников — это красивый молодой человек в возрасте 23 лет.

У Раскольникова бледное лицо, прекрасные темные глаза и темно-русые волосы. Он довольно высок и строен. Молодой человек одет настолько бедно, что похож на оборванца или трубочиста.

О лице и фигуре Раскольникова известно следующее:
«. он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. « » . в тонких чертах молодого человека. « «. Раскольников отвечал. не опуская черных воспаленных глаз своих. « «. какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в его исхудалом бледно-желтом лице. « «. бледное лицо Раскольникова. « О бедной одежде Раскольникова известно следующее:
«Но, боже мой, какой у него костюм, как он ужасно одет! У Афанасия Ивановича в лавке Вася, рассыльный, лучше одет. « «. слишком уж на нем был скверен костюм, и, несмотря на всё принижение, всё еще не по костюму была осанка. « «. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. « «. обратился он к Раскольникову, разглядев его лохмотья. « «. снял с себя свое широкое, крепкое, из какой-то толстой бумажной материи летнее пальто (единственное его верхнее платье). « «. так как пальто было очень широкое, настоящий мешок. « «. такой оборванец и не думает стушевываться. « «. трубочист. « О старой шляпе Родиона Раскольникова известно следующее:
«. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону. « «. сей пальмерстон (он достал из угла исковерканную круглую шляпу Раскольникова, которую неизвестно почему, назвал пальмерстоном.). « О сапогах Раскольникова известно следующее:
«. старый, закорузлый, весь облепленный засохшею грязью, дырявый сапог Раскольникова. « По мнению Пульхерии Александровны, матери Раскольникова, у него прекрасное лицо и прекрасные глаза. При этом она считает, что Родион даже красивее своей сестры, красавицы Дуни. Конечно, мнение матери нельзя считать до конца объективным, но все-таки ее оценка тоже представляет некоторый интерес:
«. И какие у него глаза прекрасные, и какое всё лицо прекрасное. Он собой даже лучше Дунечки… Но, боже мой, какой у него костюм, как он ужасно одет! У Афанасия Ивановича в лавке Вася, рассыльный, лучше одет!»
Это был цитатный портрет Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание внешности героя в цитатах.

Характеристика героя Раскольников, Преступление и наказание, Достоевский. Образ персонажа Раскольников

Характеристика героя Раскольников

Раскольников предстает в романе молодым человеком, которого не удовлетворяет ни его жизненная ситуация, ни то, кем является он сам. А хочет он, ни много ни мало, стать «сверхчеловеком». В своей теории он разделил всех людей на два класса: пресмыкающиеся «твари дрожащие» и собственно люди – «право имеющие». Люди из первого из этих классов служат лишь материалом для самовоспроизведения и роль их в этой жизни ничтожна, а мировым прогрессом двигают представители класса «право имеющих», которые ради достижения своих целей могут преступать любые законы.

Родиону хочется думать, что он, все-таки, относится к разряду «высших людей». Но проверить это можно только опытным путем — через совершения конкретного поступка. Как раз на примете есть такое, как ему кажется, «человек-насекомое» — старуха-процентщица Алена Ивановна, которая ничего хорошего делает, а только обирает бедняков. Есть и высшая цель, ради которой можно пожертвовать старухой – имеется в виду помощь несчастной семье Семена Захаровича Мармеладова.

Продумывая убийство Алены Ивановны, Раскольников постоянно размышляет о верности своей теории и даже почти отказывается от нее. Но вихрь, который он закрутил внутри себя, все же затягивает главного героя, и он убивает старуху и ни в чем не повинную сестру ее.

Преступление совершено, но мучения Родиона только усиливаются. Он начинает понимать, что он никакой не «сверхчеловек», раз способен так сильно переживать из-за одного лишь убийства. Общение с такими персонажами, как Лужин и, особенно, Свидригайлов, приводят его выводу, что выбранный им путь ведет в никуда, а миром правит любовь и смирение. За это он должен благодарить Соню, которая не оставила его и поехала с ним в Сибирь.

Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Многогранный роман

Листая первые страницы книги, мы начинаем знакомиться с образом Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание». Рассказывая историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над целым рядом важных вопросов. Трудно определить, к какому типу романа относится произведение Ф. М. Достоевского. В нём поднимаются проблемы, затрагивающие различные сферы жизни человека: общественную, нравственную, психологическую, семейную, моральную. Родион Раскольников является центром романа. Именно с ним связаны все остальные сюжетные линии великого произведения классика.

Главный герой романа

Внешний вид

Описание Раскольникова в романе начинается с первой главы. Мы знакомимся с молодым человеком, который находится в болезненном состоянии. Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете. Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты, где проживает молодой человек: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид».

Черты характера

Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» даётся автором постепенно. Сначала мы знакомимся с портретом Раскольникова. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Затем начинаем разбираться в его характере. Юноша умён и образован, горд и независим. Унизительное материальное положение, в котором он оказался, делают его угрюмым и замкнутым. Его раздражает общение с людьми. Любая помощь со стороны близкого друга Дмитрия Разумихина или пожилой матери кажется ему унизительной.

Идея Раскольникова

Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают в голове Раскольникова некую идею. Суть которой состоит, в подразделении людей на два разряда: обычных и право имеющих. Думая о своём великом предназначении, «тварь ли я дрожащая или право имею?

Преступление и наказание героя

В реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет убогая Лизовета, никому не причинившая зла. Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно. Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона. Переступив нравственную черту, лишив жизни человека, герой всячески избегает общения с людьми. Отверженный и больной, он оказывается на грани сумасшествия. Семья Раскольникова, его друг Дмитрий Разумихин безуспешно пытаются понять состояние юноши, поддержать несчастного. Гордый молодой человек отвергает заботу близких и остаётся один на один со своей проблемой. «Но зачем же они меня так любят, если я не стою того! О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого не любил!» – восклицает он.

После рокового события герой заставляет себя общаться с незнакомыми людьми. Принимает участие в судьбе Мармеладова и его семьи, отдавая присланные матерью деньги на похороны чиновника. Спасает от растления юную девочку. Благородные порывы души быстро сменяются раздражением, досадой и одиночеством. Жизнь героя будто разделилась на две части: до убийства и после него. Он не ощущает себя преступником, не осознаёт своей вины. Больше всего он переживает из-за того, что не выдержал испытания. Родион пытается запутать следствие, понять, подозревает ли его умный и хитрый следователь Порфирий Петрович. Постоянное притворство, напряжение и ложь лишают его сил, опустошают душу. Герой чувствует, что поступает неправильно, но не желает признавать свои ошибки и заблуждения.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова

Возрождение к новой жизни началось после знакомства Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой. Восемнадцатилетняя девушка сама находилась в крайне бедственном состоянии. Застенчивая, скромная по натуре героиня вынуждена жить по жёлтому билету, чтобы отдавать деньги своей голодающей семье. Она постоянно терпит оскорбления, унижения и страх. «Безответная она», – говорит о ней автор. Но это слабое существо обладает добрым сердцем и глубокой верой в бога, которая помогает не только выстоять самой, но и поддерживать других. Любовь Сони уберегла Родиона от гибели. Её жалость поначалу вызывает у гордого юноши протест и негодование. Но именно Соне поверяет он свою тайну и именно у неё ищет сочувствия и поддержки. Измученный борьбой с самим собой, Раскольников, по совету подруги, признаёт свою вину и отправляется на каторгу. Он не верит в бога, не разделяет её убеждений. Мысль о том, что счастье и прощение надо выстрадать непонятна герою. Терпение, забота и глубокое чувство девушки помогло Родиону Раскольникову обратиться к богу, раскаяться и начать жить заново.

Основная идея произведения Ф. М. Достоевского

Подробное описание преступления и наказания Раскольникова составляют основу сюжета романа Ф. М. Достоевского. Наказание начинается сразу после совершения убийства. Мучительные сомнения, угрызения совести, разрыв с близкими людьми оказались гораздо страшнее долгих лет каторги. Писатель, подвергая глубокому анализу Раскольникова, пытается предостеречь читателя от заблуждений и ошибок. Глубокая вера в бога, любовь к ближнему, нравственные принципы должны стать основными правилами в жизни каждого человека.

«Образ и характеристика Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»»

Ф. М. Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство существующими порядками, и писатель в своих произведениях показал людей, которые пытаются протестовать против царящего зла. Таков Родион Раскольников - главный герой романа « Преступление и наказание. Страшная бедность повергает Раскольникова в отчаяние, он хорошо понимает, что вокруг него царят волчьи нравы собственнического строя, его до глубины души возмущают бессердечие и жестокость богачей.

Озлобленный своим бессилием помочь людям, Раскольников решается на преступление - убийство старухи-процентщицы, извлекающей прибыль из людских страданий. « Раскольников видит и чувствует на самом себе, как люди пользуются страданиями своих ближних, как искусно и старательно, как аккуратно и безопасно они высасывают последние соки из бедняка, изнемогающего в непосильной борьбе за жалкое и глупое существование», - так критик Д. И. Писарев подчеркнул социальный смысл поведения Раскольникова, основной протестующий, антикапиталистический пафос романа.Но герой не становится борцом за лучшее будущее. Знакомый с революционными идеями лишь понаслышке, он не верит, что справедливое устройство общества возможно. «Не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить… Так доселе велось и так всегда будет!» - с горечью заявляет Раскольников. Но и примириться с жестокой судьбой волевой и гордый герой не хочет. Возомнив себя необыкновенной, выдающейся личностью, человеком, которому позволено все, даже преступление, Раскольников решает убить и ограбить богатую старуху- ростовщицу. После долгих и мучительных колебаний он осуществляет свое страшное намерение. Герой переживает душевные терзания: его преследуют страшные воспоминания о пролитой крови, страх перед разоблачением и наказанием, а главное, ощущение безысходного одиночества и бессмысленности совершенного им преступления.

Изображая отчаяние и душевные муки своего героя, Достоевский стремился убедить читателей, что такая борьба против несправедливости не только не улучшает жизнь, а, наоборот, делает ее еще мрачнее и ужаснее. Наказание начинается еще до преступления, мысль о котором жжет и терзает Раскольникова: «Нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах…» Наказание усугубляется в момент преступления. Герой чувствует, что жадная старуха-процентщица - все-таки человек, и опустить топор на ее голову невыносимо страшно и мерзко. Лизавета - испуганный до оцепенения беззащитный ребенок: «Она только чуть-чуть приподняла свою свободную левую руку, далеко не до лица, и медленно протянула ее к нему вперед, как бы отстраняя его».

Наказание не сводится к судебному приговору, оно заключено в нравственной пытке, которая для героя романа более тягостна, чем даже тюрьма и каторга. Муки совести, леденящий душу страх, преследующий Раскольникова на каждом шагу, сознание бессмысленности совершенного злодеяния, сознание своей ничтожности, неспособности стать «властелином», понимание несостоятельности своей теории - все это тяжелейшим гнетом ложится на душу преступника. Раскольников мучается, чувствует страх, отчаяние, отчуждение от всех людей. Ложный путь, избранный героем романа, ведет не к возвышению его личности, а к нравственной пытке, к духовной смерти. Совершив убийство, Раскольников поставил себя в противоестественные отношения с окружающими людьми. Он вынужден постоянно, на каждом шагу обманывать себя и других, и эта ложь опустошает душу героя. Преступлением Раскольников отрезал себя от людей, но живая натура героя, вопреки убеждениям и доводам рассудка, постоянно тянет его к людям, он ищет общения с ними, пытается вернуть утраченные душевные связи.

Желание чем-то заполнить душевный вакуум начинает принимать у Раскольникова болезненные, извращенные формы, напоминающие тягу к самоистязанию. Героя тянет в дом старухи, и он идет туда, еще раз слушает, как отзывается мучительным, но все-таки живым чувством в иссохшей душе звон колокольчика, который в момент преступления глубоко потряс его.Ощущение преступности порождает катастрофическую диспропорцию во взаимоотношениях героя с другими людьми, касается это и внутреннего мира Раскольникова: у него возникает болезненное чувство подозрительности к самому себе, появляется постоянная рефлексия, бесконечные сомнения, отсюда и странная тяга героя к следователю Порфирию Петровичу. В «поединке» с Раскольниковым Цорфирий выступает как мнимый антагонист: спор со следователем - отражение и подчас прямое выражение спора Раскольникова с самим собой. Раскольников сердечным инстинктом не принимает идею, продолжающую сохранять власть над его умом. Раскольников теряется в самом себе, хлопотливая болтовня Порфирия раздражает, тревожит, возбуждает героя, и этого достаточно, чтобы он «психологически не убежал» от следователя. Раскольников тщетно пытается рационально проконтролировать свое поведение, «рассчитать» самого себя.

Герой хранит в себе тайну преступления и не может спастись от лжи. За час до явки в полицию Раскольников говорит Дуне: «Преступление? Какое преступление. Не думаю я о нем и смывать его не думаю». Он старается говорить « натурально» со следователем в условиях, исключающих такую натуральность, но «натура» хитрее расчета и сама себя выдает. Раскольникова подводит внутреннее ощущение своей преступности. Свою страшную, мучительную тайну он решает поведать Сонечке Мармеладовой. В его душе нарастает желание признаться по не совсем ясным, подсознательным мотивам: Раскольников больше не может держать в себе мучительное чувство преступности.

В лице Сони он встречает человека, который пробуждается в нем самом и которого он еще преследует как слабую и беспомощную «дрожащую тварь»: «Он вдруг поднял голову и пристально поглядел на нее; но он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак». «Натура» требовала от героя, чтобы он поделился с Сонечкой страданиями от своей преступности, а не вызывающей ее манифестацией, к такому варианту признания зовет Раскольникова христиански-сострадательная Сонечкина любовь.

Достоевский писал, что Раскольников, вопреки убеждениям, предпочел «хоть погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям: чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством… замучило его». Но даже на каторге Раскольников не считал себя виноватым в убийстве: «Он строго судил себя, и ожесточенная совесть не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве что промах, который со всяким мог случиться». Раскольников был духовно мертв: «Я не старушонку убил, я себя убил ». Настоящий смысл евангельского повествования воскрешении Лазаря открывается Раскольникову только тогда, когда воскресает к новой жизни его собственная душа, когда он раскаивается и понимает, что вся его жизнь « была каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом». И это была не его жизнь, потому что он теперь другой - обновленный, способный любить и открывать свое сердце людям и Богу.

Преступление и наказание портретная характеристика раскольникова

Товарищ Родиона Раскольникова, Разумихин, характеризует его следующим образом: «Угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время, а, может быть, гораздо прежде, мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорее жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Ужасно иногда неразговорчив! Все ему некогда, все ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются. Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на это».

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

В некоторых сценах «Преступления и наказания» (см. его краткое содержание) читатель видит, как за этой создавшейся от обид, унижений и жизненной горечи, корой сухости и гордости, открывается порой нежное и любящее сердце. Раскольникова тянет преимущественно к «униженным и оскорбленным». Он сближается с несчастным Мармеладовым , выслушивает всю историю жизни его многострадальной семьи, идет в их жилище, отдаст им последние деньги. Он подбирает очутившегося под ногами лошади на мостовой Мармеладова, заботится о нем, и Раскольникову приятна детская восторженная благодарность обнявшей его маленькой сестры Сони.

Именно эти впечатления наполняют его радостным чувством жизни: «Он был полон нового необъятного ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни. Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение. – «Довольно, – произнес он решительно и торжественно, – прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения. Есть жизнь! Разве я сейчас не жил!»»

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры