Основные школы и направления социологии политики. Основные школы и направления современной социологии Краткое сообщение о западной социологической школе

Главная / Любовь

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Истоки и особенности становления Чикагской школы, ее основные поколения и вклад в развитие социологии как науки. Важнейшие представители данного направления и их концепции. Ключевые идеи Чикагской школы, их использование в современной социологии.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2012

    Проблема взаимодействия в городской среде в работах Чикагской школы. Образы в социологии. Специфика рассмотрения городской среды Чикагской школой (на примере концепций Роберта Парка и Луиса Вирта). Особенности образа жизни и социального взаимодействия.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2013

    Изучение эмпирической социологии как самостоятельного направления социологии и определение влияния Чикагской школы на ее развитие. Причины "американизации" академической и прикладной социологии. Разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями.

    контрольная работа , добавлен 24.10.2013

    Роль деятельности Дюркгейма в развитии социологии. Понятие о позитивистском социологизме. Сущность термина "дуализм". Общество как особая реальность. Мышление первобытного человека, проявление трудовой деятельности. Положения социологической школы.

    презентация , добавлен 14.11.2012

    Термин "культурология", характеристика этой дисциплины, предмет, история развития. Основные направления и школы в культурологии XX в. Основоположники социологической школы: Томас Стернз Элиот, Макс и Альфред Вебер, Толкотт Парсонс, Питирим Сорокин.

    контрольная работа , добавлен 16.03.2011

    Характеристика Уральской социологической школы и ее характерные особенности. Биография основателя школы Когана. Становление социологии на Урале, творческие сообщества социологов и Уральские чтения. Основные направления исследований ученых Екатеринбурга.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Этапы развития социологической науки. Социально-политическая история английских поселенческих колоний в Северной Америке. Тип социологического мышления в США, окультуривание американской социологии. Европейские и российская социологические школы.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2011

    Школа как воспитательная организация. Функции школы как социальной организации. Отношение современных исследователей к роли школы в социализации личности. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида. Социализация личности в процессе образования.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2016

Среди современных социологических школ наибольшую популярность имела Чикагская школа социологии

Это была одна из первых школ в социальных науках, она занимала доминирующее положение в американской социологии в период 1915 - 35 гг. и оказала значительное влияние на развитие социологии. Социология Чикагской школы формировалась на базе первого в мире социологического факультета, возглавляемого Смоллом. Основными отличительными чертами социологии Чикагской школы являются прежде всего органичное соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями; выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные практические цели программы. Другой ее особенностью является широта теоретической ориентации, соединение различных подходов и методов, среди которых нет определенно доминирующих.

Исследования города были основаны на социально-экологической теории Парка и Берджесса. Первой же заявкой на лидерство в этой области социологии была работа Томаса и Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке". Немаловажную роль в формировании "классической" концепции социальной экологии (экологии человека) Парка-Берджесса и в появлении "школы" в Чикаго сыграли особенности этого города, поскольку развитие локалистских и реформистских ориентаций этой школы связано с решением специфических городских проблем. Соединение исследовательских программ с учебным процессом в университете способствовало появлению принципиально нового характера университетского обучения, его связи с решением конкретных эмпирических задач. Городские исследования были подчинены (в духе реформизма) основной задаче - установлению "социального контроля" и "согласия". Социологической теории Чикагской школы свойственно противоречие между "реализмом" на макроуровне ("развитие общества как целостного организма") и "номинализмом" на микроуровне ("общество как взаимодействие"). В целом методологическая ориентация не противопоставляет "мягкие", этнографические методы и "жесткие", количественные: эти методы, как правило, комбинируются и взаимодополняются. В дальнейшем значение социологии Чикагской школы сохранилось для социологии города, и в настоящее время ее идеи особенно актуальны для так называемой "энвайронментальной социологии".

Исходный пункт социально-экологических воззрений Чикагской школы - представление об обществе как организме, обладающем не только социокультурным, но и биотическим уровнем. Последний составляет основу социального процесса и в конечном счете определяет социальную организацию общества. Парк рассматривал социологию как естественную науку о коллективном поведении людей, для объяснения которого правомерно применять понятия и постулаты биологии. В социальном процессе Парк выделял четыре основных типа взаимодействия: соревнование, конфликт, приспособление, ассимиляцию. При этом соревнование трактовалось как человеческая форма всеобщей борьбы за выживание, носящей подсоциальный и в значительной степени бессознательный характер. Подобно тому как в мире растений биологическая борьба рождает определенный естественный порядок, так и в обществе экономическое соревнование порождает тот вид естественного порядка, который теоретики Чикагской школы обозначили как экологический. Экономическое соревнование продуцирует территориальную и профессиональную структуру населения, которая необходима для разделения труда и организованной экономической взаимозависимости. По мере осознания соревнования социальными группами оно может принимать форму конфликта. Конфликты переходят в приспособление и завершаются ассимиляцией - процессом взаимопроникновения социальных групп и глубоких контактов индивидов, в которых конфликты отсутствуют.

Отличительная особенность подхода исследователей Чикагской школы к социальным проблемам состояла в том, что они стремились рассмотреть последние прежде всего с точки зрения физического местоположения социальных групп в структуре естественной среды (города). На этой методологической основе изучались социальные процессы и явления такого большого города, как Чикаго: урбанизация, социальная структура, политические движения, расовые отношения, социальные изменения, религия, семья и т.д. Причем социальные проблемы толковались как социальные отклонения, своего рода ненормальности капиталистического города, которые необходимо исправить. Отсюда особый интерес социологов Чикагской школы к исследованию таких явлений социальной патологии, как преступность, бродяжничество, алкоголизм и др.

Стремление объяснить социальные проблемы средой, а также рассмотрение социального процесса как движения от конфликта к согласию обусловили реформистскую направленность социально-экологических воззрений социологов этой школы. В 20_е гг. Чикагская школа сыграла важную роль в утверждении эмпирических тенденций в американской социологии. Здесь начали разрабатываться и широко использоваться различные методы эмпирического исследования: наблюдение, анализ документов, опрос (анкетный и интервью). Под влиянием Чикагской школы в этот период возникают специальные исследовательские бюро, центры, институты, проводятся многочисленные эмпирические исследования. Такие проблемные области, как социальная экология и социальная патология, привлекают внимание социологов.

Так же немалую роль в истории сыграла франкфуртская школа социологии.

Под Франкфуртской школой в социологии принято понимать одно из наиболее влиятельных леворадикальных течений, возникшее в конце 1920-х гг. и оформившееся в 1930-х гг. на базе франкфуртского Института социальных исследований и "Журнала социальных исследований". И тем и другим руководил в то время М. Хоркхаймер (1895-1973), стоявший у истоков школы (сам Институт социальных исследований был основан раньше, в 1922 г., политологом Ф. Вайлем).

В 1934-1939 гг., с приходом к власти фашизма, Институт и центр школы с ее руководством перебрались в Женеву, затем в Париж. С началом Второй мировой войны в 1939 г. социологи переехали в США, где в течение 10 лет работали при Колумбийском университете в Нью-Йорке. По мере переездов в другие страны и города создавались филиалы Института в Швейцарии, Франции, США. В 1949 г. Институт вернулся во Франкфурт-на-Майне. Расформирован он был в 1969 г., что означало, по существу, организационный распад школы. Наиболее видные ее представители, кроме М. Хоркхаймера, - Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас. Последний - ныне единственный из всех крупных представителей этой школы - продолжает активно работать, считаясь одним из выдающихся современных немецких мыслителей (хотя много лет уже находится не в Германии, занимаясь научным творчеством и ведя педагогическую деятельность в Великобритании).

Наиболее значительные, "классические" работы представителей. Франкфуртской школы, или, как их часто называют, франкфуртцев, были созданы в 1930-1960-х гг. К их числу относятся: коллективные труды "Штудии об авторитете и семье" (1936 г., руководитель Хоркхаймер), "Авторитарная личность" (1950); работы Хоркхаймера "Критическая и традиционная теория" (1937), "Диалектика просвещения" (совместно с Адорно, 1947), "Помрачение разума" (1947); исследования Адорно "Философия, новой музыки" (1949), "Введение в социологию музыки" (1962), "Негативная диалектика" (1966); сочинения Маркузе "Разум и революция" (1941), "Эрос и цивилизация" (1955), "Одномерный человек" (1964), "Эссе об освобождении" (1969), "Контрреволюция и бунт" (1972) и др. Что касается работ Фромма, то они были названы в предшествующей главе. Особое место в перечне трудов, созданных франкфуртцами, занимают работы Хабермаса, представителя второй волны Франкфуртской школы. Это "Знание и человеческие интересы" (1968), "К рациональному обществу" (1970), "Кризис легитимности" (1973), "Теория и практика" (1974), "Коммуникация и эволюция общества" (1979), "Теория коммуникативного действия" (1981).

Франкфуртская школа известна тем, что утвердилась как леворадикальная (критическая) социология. Ее влияние сильно росло с 1940-х до конца 1960-х - начала 1970-х гг. Эта школа обосновала в социологическом плане движение "новых левых" (в конце 1960-х гг.), особенно идеи его экстремистского крыла. Как известно, направленность этого движения состояла в его противопоставлении и даже противостоянии официальной идеологии буржуазного консерватизма, с одной стороны, и социализма в СССР - с другой. Однако в начале 1970-х гг. движение "новых левых" потерпело поражение, что выразилось в разгроме, как ее называли, "молодежной (студенческой) революции". Революционные идеи, тесно связанные и, по существу, даже взращенные Франкфуртской школой, после смерти Адорно, Хоркхаймера, а затем и Маркузе постепенно потеряли свое влияние.

Особое место в жизни Франкфуртской школы занимало отношение к марксизму. Отрицая справедливость и достаточную обоснованность идей марксизма в отношении капитализма и замены сто социализмом, представители Франкфуртской школы сыграли значительную роль в появлении неомарксизма. Он означал не просто обновленный марксизм, как могло бы следовать из этимологии этого термина, а новое направление социальной мысли, в котором философские, политэкономические, социологические понятия, использовавшиеся в марксизме, оказываются соединенными с помощью центральной категории - отчуждения, трактуемого исключительно в социально-экономическом смысле. В свете такого подхода понятно, почему капитализм рассматривается франкфуртцами как общество всеобщего отчуждения и подвергается резкой и беспощадной критике (отсюда одно из названий теории Франкфуртской школы - "критическая теория" или "критическая социология").

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Оренбургский государственный Университет

Контрольная работа

по дисциплине: Социология

на тему: Основные школы и ведущие западной социологии XX века (краткое описание)

вариант: № 6

Выполнил:

Студент ФДОТ

группы: Д 1 МО

Алтынов А.С.

Проверил:

__________________________________________________

Оренбург 2011г.

Введение …………………………………………………………………………..2

1. Краткая характеристика основных социологических школ первой трети ХХ века ……………………………………………………………………………4

1.1. Представители чикагской школы как основатели социальной экологии, индустриальная социология ……………………………………………………..4

2. Социологические школы после второй мировой войны ……………………8

2.1.. Теории конфликта …………………………………………………………..9

3. Социология конца ХХ века ………………………………………………….13

Заключение ………………………………………………………………………14

Библиографический список …………………………………………………….16

Введение

В течение ХХ в. западная социология претерпела значительную эволюцию и в настоящее время представляет собой сложную систему идей, концепций, теорий и методов. Наиболее значимыми социологическими концепциями ХХ в. могут быть названы эмпирическая социология, структурно-функциональный анализ, теория социального конфликта, социометрия (микросоциология), концепция социального обмена, теория символического интеракционизма, феноменологическая социология.

Названные варианты социологических теорий, выступая как парадигмальные альтернативы, одновременно представляют собой продукт оперативного взаимодействия как друг с другом, так и с различными пограничными обществоведческими и гуманитарными дисциплинами.

Социология рассматривалась в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения является «позитивный метод».

Различными идеологическими установками было продиктовано и различие в истолковании тех научных открытий, которые были сделаны в 30-40-х годах XIX в. Однако задолго до этого в Европе закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методов познания. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX века под влиянием определенных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов – урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой – объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований.

Социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться научным сообществом в 40-х годах XIX в. после опубликования О.Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия – поставить учение об обществе на научную основу – и явилась тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии.

Цель контрольной работы – основные школы и направления западной социологии XXвека.

1. Краткая характеристика основных социологических школ первой трети ХХ века

1.1. Представители чикагской школы как основатели социальной экологии, индустриальная социология

Становление эмпирической школы в социологии было связано с попытками преодоления избыточного териотизирования, характерного для социологии ХIХ в., а также с необходимостью решения практических задач по управлению общественными процессами. В рамках эмпирической социологии оформились два основных течения - академическое и прикладное. Задача первого - создание систем научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни (социология города, социология труда, социология средств массовой коммуникации), которые используются как методологическая основа конкретных социологических исследований. Задача второго - организация таких исследований, направленных на решение чётко определённых практических задач.

С 1920 по 1950 г. эмпирические исследования становятся приоритетным направлением в американской социологии. Начало этому процессу положили представители чикагской школы Роберт Э. Парк (1864-1944), Эрнст Берджесс (1886-1966), Уильям А. Томас (1863-1947), Албион В. Смолл (1854-1926).

Чикагская школа была первой институциональной академической школой в североамериканской социологии. По сути дела, в течение первой трети XX века Чикагская школа и была в основном социологией США. Американский историк социологии Деннис Смит в работе, посвященной этой школе, пишет, что «как сила, так и слабости Чикагской школы проистекают из столкновения между американским капитализмом и американским либерализмом». Школа опиралась в мировоззренческом плане на протестантскую религиозную традицию, преобладающую в американской жизни, в социальном плане - на идеи реформизма, а в гносеологическом - на эмпиризм. Значительное влияние на методологические позиции школы оказала философия прагматизма, автор которой - Джон Дьюи также работал в эти годы в Чикагском университете.

Школа возникла на базе первого в США департамента социологии, организованного с момента создания нового университета в Чикаго в 1892 году. Сам университет был основан семейством Рокфеллеров, и при его создании царил дух приоритета ценностей филантропии и баптизма, а в практическом плане преобладающими социальными давлениями были непосредственная власть частного капитала и требование следовать установившимся образцам американского образа жизни.

Главной своей практической задачей школа с момента создания поставила научное обеспечение решений, принимаемых местными органами власти, в частности муниципальными властями Чикаго. Еще один значительный пласт исследовательской работы чикагских социологов - формирование общественного мнения и эффективность социальных процессов в условиях интенсивной урбанизации. Поэтому ими, активно изучались средства массовой информации; коллективное самовыражение и культурные изменения как результат деятельности газет, религиозных организаций, кино, радио; экономические факторы и институты, такие, напри-мep, как сеть крупных универмагов, валютный рынок, забастовки, динамика цен на землю.

Основателем и первым деканом факультета социологии Чикагского университета был Албион Смолл. Первыми лидерами, создававшими социологическую школу в Чикаго, были также Дж. Винсент, Ч. Хендерсон, У. Томас. Свой значительный вклад внесли в становление школы также Л. Уорд, У. Самнер, Ф. Гиддингс, Э. Росс, Ч. X. Кули. В рамках школы сформировалось несколько поколений исследователей.

Школа существует и пользуется высокой профессиональной репутацией и сегодня. Главная тематика Чикагской социологической школы сегодня - урбанистическая социология, проблемы социальной окружающей среды.

Индустриальная социология -(industrial sociology) - изучение труда как оплачиваемой занятости, а также промышленности. Главные интересы этой поддисциплины: разделение труда - социальное и техническое, Однако многое сконцентрировано на исследовании рабочего места путем кросс-культурного анализа североамериканских авторов (например, Блоунера, 1964), а также на сравнительном анализе экономической социологии или сравнительной социологии. Как следствие, поддисциплина особенно связана с воздействием индустриализации на положение и мотивации рабочих с учетом научного управления, человеческих отношений, отчуждения и отношений власти в области промышленности. Эта озабоченность социальными отношениями и моралью рабочих на фабриках возникла под давлением разработки постиндустриального тезиса, Однако заметно выделялись два подхода. Критический анализ процесса труда больше касался политэкономии и связей между, с одной стороны, организацией и контролем над трудом, а с другой - присвоением и реализацией прибавочной стоимости, а феминистский пытался охватить взаимосвязь между оплаченной и неоплаченной работой; проблемы тендера; отношение между работой и обществом. В результате этой критики фокус индустриальной социологии в последнее время сместился с "промышленности" к "работе"

Тейлор и социология управления.

Начало XIX - конец XX вв. Отцом научного менеджмента является Тейлор. Школа зародилась в США. Основные положения теории Тейлора:

Внедрение экономичных методов работы, т.е. научное исследование каждого отдельного вида трудовых действий;

Научный подбор работников;

Сотрудничество между администрацией и работником;

Обучение работников.

Главная идея Тейлора - изучение мотивов поведения рабочих. Рационализация деятельности может быть осуществлена на основе:

Для рабочего необходимо четко сформулировать задание;

Выполнение этого задания должно быть вознаграждено;

т.е главная аксиома рационального управления - это четкая организация труда и экономическая целесообразность.

2. Социологические школы после второй мировой войны

Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона . Важным этапом его истории стал американский структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон и др.), который развил и распространил функционалистскую методологию на все разделы социологии. При этом общенаучное содержание структурно-функционального анализа как разновидности системных методологических концепций постепенно срасталось с различными социологическими теориями иного происхождения (например, с теорией социального действия) и начало отождествляться с ними.Т. Парсонс – создатель теории действия и школы системно-функционального анализа общества. Р. Мертон – теория среднего уровня. Именно в связи с этим обстоятельством американский социолог Р. МЕРТОН (г.р. 1910) выступил с инициативой создания так называемой теории среднего уровня (ее также называют теорией среднего ранга), призванной связать эмпирические исследования с общей социологической теорией, которую предстоит создать в будущем. Основные положения своего учения Мертон изложил в так называемой «Парадигме структурно-функционального анализа». Главными моментами этой парадигмы являются: ац. шиз значений самого понятия «функция», формулирование постулатов существования общества как особой системы.

Касаясь понятия «функция», Мертон отмечает его многозначность. Причем в обществе это понятие наполняется особым содержанием. Сам Мертон описывает пять значений функции: как общественное поручение, возложенное на конкретного исполнителя; в смысле рода или вида человеческой деятельности; в ее математическом смысле (зависимость одной переменной от другой); как способ связи элементов системы (структурных единиц); как выражение системных процессов (адаптации и интеграции), определенным образом в силу своей объективности отличающихся от субъективно обусловленных (интересами, мотивами и т.д.) действий. Я.Л. Морено – основоположник социометрии. Термин "Социометрия" возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на другие. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Я.(Дж). Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии - эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие).

2.1.. Теории конфликта

«Позитивно-функциональный конфликт» Л. Козера , его теория получила название «концепции позитивно-функционального конфликта».

Л. Козер доказывал:

Чем больше различных конфликтов пересекается в обществе, тем труднее создать единый фронт, разделяющий членов общества на два противостоящих лагеря;

Чем больше независимых друг от друга конфликтов, тем лучше для единства общества.

«Конфликтная модель общества» Р. Дарендорфа , немецкий социолог Ральф Дарендорф

Его теория получила название «конфликтной модели общества».

Дарендорф считал:

В каждом обществе присутствует дезинтеграция,

Конфликт - это перманентное (постоянное) состояние социального организма.

Суть концепции Ральфа Дарендорфа такова:

Любое общество подвержено в каждый момент изменению;

Социальные изменения вездесущи;

Любое общество испытывает в каждый момент социальный конфликт;

Социальный конфликт вездесущ;

Каждый элемент общества способствует его изменению;

Любое общество опирается на принуждение одних его членов другими.

«Общая теория конфликта» К. Боулдинга . Американский социолог и экономист Кеннет Боулдинг

Его теория получила название «общей теории конфликта».

Боулдинг применил конфликт в анализе физических, биологических, социальных явлений.

Он доказывал, что и неживая природа полна конфликтов

Из основных положений теории К. Боулдинга следует, что:

Конфликт неотделим от общественной жизни;

В природе человека лежит стремление к постоянной вражде с себе подобными;

Конфликт можно преодолевать или ограничивать;

Все конфликты имеют общие образцы развития;

Ключевым понятием конфликта является конкуренция;

В подлинном конфликте должны присутствовать осведомленность сторон и несовместимость их желаний.

Символический интеракционизм Дж. Мида. Символический интеракционизм - социологическая парадигма, основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на определенных социальных символах, - языке,

телодвижениях, жестах, культурных символах и т.д. Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а осмысливают реальность в неких символах и соответственно продуцируют эти символы в ходе общения. Символический интеракционизм целиком основывается на интерпретациях человеческого поведения, в котором "прочитываются" значимые символы, несущие социальную информацию.

Джордж Герберт Мид (Mead) родился 27 февраля 1863 в семье священника. Образование получил в ряде учебных заведений Америки и Европы. После окончания колледжа поступил в Гарвардский университет, затем продолжил обучение в университетах Лейпцига и Берлина, однако ни в каком из них так и не получил ученой степени.

Концепции социокультурной динамики П.А. Сорокина (теория стратификации). Важнейшая социологическая концепция, раскрытая Сорокиным в книге «Социальная мобильность» (1927), посвящена анализу и изложению основы социальной стратификации и социальной мобильности. В книге предлагается следующее определение социальной стратификации: «это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличие или отсутствии социальных ценностей власти и влияния среди членов того или иного общества». Многообразие стратификации Сорокин сводит к трем се основным формам: экономической, политической и профессиональной.

Теория действия и теория обмена Дж. Хоманса. Теория обмена (Дж.Хоманс) в качестве центральной выделяет категорию социального действия. Понять закономерности социального действия, значит, решить главную задачу социологии. Социальное действие (по Дж. Хомансу) – это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты. Гипотезы, объясняющие социальное действие : успех, стимул, ценность, голодание-насыщение и агрессия. Дж. Хоманс выдвинул ряд гипотез, объясняющих социальные действия людей:

Гипотеза успеха. Если при совершении определенного действия человек получает награду, он стремится это действие повторить. Чем чаще действие вознаграждается, тем с большей вероятностью человек его воспроизводит. Не вознаграждаемые действия не имеют тенденции к повторению. Если ранее вознаграждаемое действие дольше не вознаграждается, то оно больше не воспроизводится – "гасится".

Гипотеза стимула. Деятельность человека разворачивается не в пустом пространстве, а в конкретных ситуациях. Обстановка, время, сопутствующие обстоятельства – это стимулы. Если в определенной ситуации определенное действие было успешным, то в будущем в похожей ситуации, в аналогичной обстановке человек будет вести себя сходным образом.

Гипотеза ценности. Не все награды, не все результаты действия имеют для человека одинаковое значение. Чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность соответствующего действия. Однако люди часто предпочитают получать меньшее, но надежное вознаграждение, чем большее, но маловероятное.

Гипотеза голодания-насыщения. Человек нуждается в наградах и поощрениях. Однако чем чаще он в недавнем прошлом получал определенные вознаграждения, тем быстрее у него развивается привыкание к ним (насыщение), и тем менее ценным будет для него каждое последующее такое вознаграждение.

Гипотеза фрустрации-агрессии. Если личность не получает в результате своего действия ожидаемой награды или неожиданным образом "штрафуется" (наказывается), то она возмущается, негодует, и в состоянии негодования наибольшей ценностью для нее становится само агрессивное поведение.

3. Социология конца ХХ века

Теория глобального общества И. Валлерштайна . Теоретики глобализации связывают социальное развитие стран-лидеров с их экспансией (экономической, политической, культурной).

С 1750 по 1950 годы шел процесс становления единой мировой капиталистической системы, поляризации мира. Ядро глобального общества (мировые лидеры производства) закрепляло приоритеты за счет применения этнорасовых форм организации труда – эксплуатации колоний и национальных окраин.

К середине ХХ века определились лидеры мирового прогресса, и процесс развития мира стабилизировался. Человеческая цивилизация в целом развивалась в рамках двух систем; существуют сильные центры, а остальной мир (экономически зависимые страны) - экономически привязаны к центру. Экстенсивный путь развития мировой системы завершился.

Глобальное общество структурно поляризовано. Национальное развитие в такой системе достижимо только за счет других обществ, т.е. за счет других наций. Монополия центра может быть нарушена в случаях: а) объединения менее развитых стран на региональном уровне – создание супериферии, отдающей ресурсы на строительство локального ядра; б) радикального совершенствования технологической базы производства «периферийного» общества.

Коммуникативная теория Н. Лумана . Социокультурный подход.

Социокультурный подход включает в себя несколько факторов, определяющих современное общество. Вопрос о современном обществе, его теоретических истоках является одним из самых главных, поскольку только социокультурный подход к обществу дает возможность научного осмысления современных проблем общественного развития.

Заключение

Создать «позитивную науку» об обществе в середине XIX в. пытался О. Конт, им был введен и сам термин «социология». В XIX - начале XX вв. в социологии выделились географическая школа, демографическая школа, биологическое направление и др. В конце XIX в. наибольшее распространение получают различные разновидности психологической школы – инстинктивизм, бихевиоризм, интроспекционизм. Появляются теории, выдвигающие на первый план не индивидуальное, а коллективное, общественное сознание либо абстрактные формы социального взаимодействия. Концепции крупнейших социологов (Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, В. Парето, М. Вебера, Т. Веблена), опиравшиеся на философию позитивизма, неокантианство, философию жизни и др., внесли существенный вклад в развитие социологии. С 20-х гг. XX в. в социологии получили развитие многие методы, техника и процедуры эмпирических исследований, происходит специализация социологии.

На рубеже 80-90-х годов XX в. теоретическая социология на Западе продолжала развиваться по различным направлениям, постоянно ставя вопрос о том, возможна или невозможна в принципе общая социологическая теория. Это позволило раскрыть новые измерения социальных процессов в их самопорождении и влиянии на окружающий социальный мир.

Современное развитие социологической теории дает богатую почву для различного рода обобщений. Социология представляет каждому человеку, познакомившемуся с ее классическими и новейшими достижениями, основания для самостоятельного анализа тех или иных ситуаций любого уровня и характера. И хотя, как ставится ясным, создание одной универсальной социологической теории невозможно, каждая из существующих теорий может обогатить нас неповторимым, оригинальным углом зрения на то, что происходит в окружающем социальном мире.

В данной контрольной работе определены возможности для дальнейшего обогащения теоретического, методологического и мировоззренческого потенциала современной западной социологии.

Библиографический список

    Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: «Даньков и К»; Ростов н/Д.: 2007. – 384 с.

    История социологии в Западной Европе и США. / Ответственный редактор - Г. В. Осипов. - М.: 2008, - 328 с.

    Общая социология: Учебное пособие /Под общ. редакцией А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, - 2009, - 654 с.

    Фролов С.С. Основы социологии: Учеб. пособие. М., 2007, - 368 с.

    Никлас Луман. Введение в системную теорию (Под редакцией Дирка Веккера). Пер. с нем./ К. Тимофеева. М.: Издательство "Логос". 2007. - 360 стр.

    Немировский В.Г. Социология: Издательство Проспект, М., 2010, - 544 с.

    Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2007. – 271 с.

    Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2008.– 512 с.

    школа Возникла на рубеже XIX-XX веков . Основателями чикагской социологической школы ... естественным проявлением западной цивилизации. Основная работа... идеалистическую стадию, где ведущей становится идеология, ...

  1. Основные тенденции развития европейской культуры XX века

    Реферат >> Культура и искусство

    ... социологии и культурологии РЕФЕРАТ «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА» ... культуры, как считают западные социологи , прямо ведет... технологическую революцию, ведущую к созданию... -теории социальной философии Франкфуртской школы Т. Адорно и Г. ...

  2. Основные культурологические школы 20 века символическая школа

    Реферат >> Культура и искусство

    ... Основные культурологические школы 20 века : символическая школа . 1.1. Основные культурологические школы 20 века Основные школы и течения в культурологии XX века ... психологию и социологию в Луизианском... функционирование западной культуры XX в., ... ведущую ...

  3. Определение и основные черты западной социологии XX в.

    Контрольная работа >> Социология

    ... основные особенности развития западной социологии во II половине XX века Основные социологические теории второй половины XX века ... так называемой культурной школы , лидером которой... схеме. Ведущий представитель структурно-функционального подхода в социологии Т. ...

  1. Общество как социологическое понятие.

    56. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА

    Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующую и самовоспроизводящую. Общество взаимодействует с такими социальными организациями, как государство и население.

    1. Общество и население. Общество отличается от населения тем, что население является субъектом, носителем общества, но еще не формирует общества.

    2. Общество и государство. Между ними можно выделить несколько важных различий:

    1) общество первично, а государство вторично;

    2) функции общества шире, чем функции государства;

    3) общество основано на мнениях, пожеланиях, в то время как государство применяет власть и принуждение;

    4) общество ориентируется на естественное, неписаное право, а для государства характерно формализованное право;

    5) в обществе существуют как формальные, так и неформальные институты, в то время как государство предполагает формализованность социальных институтов.

    Признаками общества являются:

    1) имя, которое часто, но не всегда становится названием государства;

    2) история, которая хранится в памяти общества и может существенно отличаться от того, что описывают историки;

    3) собственная культура, которая позволяет обществу сформировать нормы и ценности, лежащие в основе социальных связей;

    4) общество является максимальной единицей социальной реальности, т. е. не входит в качестве составной части в более крупное общество;

    5) общество воспроизводит само себя, в основном за счет детей от браков между признанными членами общества;

    6) общество является саморегулируемой и относительно самодостаточной системой;

    7) формы взаимодействия людей в рамках общества устойчивы и целостны;

    8) определенная территория, на которой живет население (субъект общества);

    9) важным, но не обязательным признаком является наличие государства;

    10) общество характеризуется социальной дифференциацией, которая представляет собой важнейший механизм его развития.

    Будучи многоуровневым образованием, общество включает в себя людей; социальные действия, взаимодействия и отношения, которые связывают людей; социальные группы общности; социальные институты; нормы и ценности.

    Существует несколько подходов к анализу общества.

    1. Общество можно рассматривать как социеталь-ную систему. При таком подходе основными компонентами анализа оказываются сферы жизни человека. Для каждой из указанных сфер характерны особые отношения между действующими в них субъектами, и каждой из них управляют определенные социальные институты.

    2. Общество рассматривают также и на уровне функционирования. Здесь общество проявляет себя в таких явлениях, как институционализация и социализация, социальный контроль и социальная организация, социальная стратификация и социальная мобильность.

    3. Общество может быть рассмотрено и с точки зрения личности. В этом случае оно предстает как совокупность ролей и статусов, которые определяют положение индивида в социальной иерархии.

    Социальные общности и их типология.

    Общность: понятие и виды

    Социа́льная о́бщность - относительно устойчивые совокупности людей, для которых характерны более-менее сходные черты жизнедеятельности и сознания, а следовательно, и интересы. Исторически первой формой социальной общности была семья и такие, основанные на кровнородственных отношениях, социальные общности, как род и племя. В дальнейшем социальные общности формируются также и на других основаниях и несут на себе отпечатки конкретного социально-экономического строя.

    57. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА

    Одной из важных проблем, интересующих социологов, является типология обществ. Все бывшие ранее и существующие в настоящее время общества ученые делят на определенные типы. Существует деление обществ на:

    1) простые – нет руководителей, бедных, богатых (например, первобытные племена);

    2) сложные – существуют иерархия социальных слоев, несколько уровней управления. Они появились с возникновением государства. Марксистская социология делит общества по отношениям собственности и способу производства материальных благ: это общественно-экономические формации – первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

    Социологи Г. Ленски и Дж. Ленски делят общества по добыванию средств к существованию:

    1) общества охотников и собирателей;

    2) садоводческие;

    3) аграрные;

    4) промышленные. Социолог Теннис Ф. делил общества на:

    1) допромышленные (сельская община);

    2) промышленно-городские. Существует также деление обществ на основе появления письменности: дописьменные и письменные (владение алфавитом).

    Широко распространено деление общества, предложенное Д. Беллом и А. Туреном:

    1) доиндустриальные (традиционные), где главный фактор – сельское хозяйство, главные институты – церковь и армия. Это закрытые общества;

    2) индустриальные – имеют развитую промышленность, свободные, открытые общества;

    3) постиндустриальные, – их главная ценность – информация, достижения научно-технической революции.

    Существует деление общества по политическим признакам:

    1) демократические (гражданское общество);

    2) тоталитарное (государство подавляет личность);

    Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на бесписьменные, или дописьменные, т. е. обладающие языком, но не имеющие письменности, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие слова в материальных знаках и носителях: клинописных таблицах, бумаге, книгах и т. д. Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество или христианское) или языка (франкоязычное общество).

    Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) классифицировали общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.

    Мы видим, что существует множество классификаций, и ни одну из них мы не можем выделить в качестве главной или назвать неправильной (лишь в прошлом марксистская типология считалась главной, а другие – неверными).

    Для социологического анализа и исследования общества важно знать, что именно сейчас мы исследуем: если этнос, то на первый план выходит классификация по этнической принадлежности, а остальные отходят на второй план.

    Разнообразие мнений о типологии обществ способствует поиску типологий общества.

    Различие в определениях одного и того же общества лежит в недостаточно разработанном понятийно-терминологическом аппарате и заимствовании понятий из других наук. Поэтому для упрощения типологиза-ции общества необходимо в первую очередь четко определить понятия и категории социологии.

    Социальные институты: функции и виды.

    Типы. Всё многообразие социальных институтов можно разделить на два типа:

    Институты-субъекты – это организации разного типа и масштаба (государство, партии, ассоциации, фирмы, церковь и др.);

    Институты-механизмы – это устойчивые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие разные сферы жизни людей (брак, семья, собственность, религия).

    Социальные институты могут квалифицироваться по времени своего возникновения и продолжительности существования: кратковременные и постоянно действующие. Причинами недолговременного существования социального института служат отсутствие нормативных документов, неправомерная деятельность, отсутствие функционирования четкой системы управления.

    Также социальные институты могут различаться по степени жесткости применяемых санкций за нарушения правил и норм, по условиям существования, по уровню развития бюрократической системы управления, наличию или отсутствию правил и процедур.

    Социальные институты разделяют на фундаментальные и частные. Частные скрываются внутри фундаментальных, являясь их частью.

    Типология социальных институтов:

    Институт семьи и брака . Функция – удовлетворение потребности в воспроизводстве рода.

    Политический институт. Функция – удовлетворение потребности в безопасности и социальном порядке.

    Экономический институт. Функция – удовлетворение потребности в добывании средств существования.

    Институт образования. Функция – удовлетворение потребности в передачи знаний, социализации подрастающего поколения, подготовки кадров.

    Инстиут религии. Функция – удовлетворение потребности в решении духовных проблем, смысла жизни.

    Универсальные функции:

    Удовлетворение важнейших потребностей общества;

    ·-Соцализация людей;

    Закрепление и воспроизводство общественных отношений;

    ·-Регулятивная функция (регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения);

    Интегративная (сплочение социальных групп под воздействием норм, правил, санкций и системы ролей);

    Коммуникацивная (распространение информации внутри института и во взаимодействии другими институтами).

    Если институт кроме пользы приносит вред обществу из-за того, что не справляется с выполенением задач, которые перед ним поставлены, такая деятельность дисфункциональна. Дисфункция выражается в неясности цели, неопределенности функций, падение социального престижа и его авторитета, вырождение отдельных функций в симвлическую ритульную деятельность. Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

  2. Социальные отношения и взаимодействия: сущность, типология, проблемы.

    Социология рассматривает общество как систему социальных связей, причем исходной клеточкой многие социологи (Сорокин П. А., Г. Зим-мель, К. Маркс и др.) называют социальное действие. Действие может считаться социальным только в том случае, когда человек его осознает, когда он испытывает на себе влияние поведения других людей и в свою очередь также воздействует на них.

    Так как социальное взаимодействие осмысленно, то возникает вопрос о мотивах того или иного действия человека. Например, М. Вебер выделял «понимающую социологию и теорию социального действия»). Социальное действие выступает как социальная взаимосвязь между группами людей. Она может быть в виде социального контакта – мимолетного (пассажиры в автобусе, лифте) и в виде социального взаимодействия. Причем социальными взаимодействиями являются те действия, которые являются причиной и следствием ответных действий других людей.

    Социальное взаимодействие происходит тогда, когда люди достаточно постоянно и устойчиво влияют на поведение друг друга. В результате этих постоянных взаимодействий обычно происходит изменение социальных отношений, в которых находятся люди.

    Социальные отношения – отношения между группами людей, которые занимают в обществе различное положение и по-разному влияют на экономические, политические отношения (например, межнациональные, межгрупповые отношения). Характер социальных отношений зависит от того, какую цель преследуют субъекты этих отношений – статус, власть, богатство и т. д.

    П. А. Сорокин делил социальные взаимодействия:

    1) по количеству субъектов;

    2) по характеру взаимоотношений (односторонние – двусторонние; солидарные – враждебные);

    3) по деятельности (длительные, кратковременные);

    4) по организованности (организованные – семья, партия и неорганизованные – толпа);

    5) по сознательности (сознательные и нет). Таким образом, социальное взаимодействие очень сложное явление. Но без него невозможно существование общества.

    Социальное взаимодействие можно разделить на такие простые элементы, как ожидание, реакция, действие. Они могут стать основой для определенных социологических концепций.

    Формы взаимодействия людей, связь между ними определяют простые механизмы – язык, жесты, ценности.

    Многие социологи считали социальное взаимодействие исходной клеточкой исследования общества (Маркс, Бухарин). В западной социологии К. Янг и Л. Фримен рассматривали теорию социального взаимодействия как центральную в социологии, так как с самого рождения человек является частью определенных взаимодействий в обществе.

    Понимание социального взаимодействия как главной категории социологии не противоречит и теории М. Вебера и Т. Парсона о превосходстве «социального действия», так как социальное действие предполагает, во-первых, момент индивидуальных отношений, а во-вторых, ориентацию на других. И именно ориентация на других влечет за собой социальное взаимодействие.

  3. Массовые действия, массовые сознания. Социальные движения: сущность и типология.

    Массовое сознание" наряду с групповым и общественным сознанием - тип общественного сознания, связанный с деятельностью особого рода социальных общностей - масс. В содержательном отношении "массовое сознание" - это совокупность доступных массам идей, представлений, настроений и иллюзий, отражающих социальную жизнь общества. "Массовое сознание" по объёму уже, чем общественное сознание, из него выпадают групповые компоненты, особые формы духовного освоения действительности (наука, профессиональная этика).

    "Массовое сознание" возникает и формируется в процессе стереотипизации жизни людей в сферах труда, политики, досуга, когда рождаются одинаковые, или подобные устремления, интересы, оценки, потребности. С помощью СМИ тиражируются модели поведения, восприятия окружающего мира, знания, образов жизни, стереотипов сознания. Структура "массового сознания" складывается из общественного мнения (совокупность оценок), ценностных ориентаций и установок, влияющих на поведение масс, " общественного настроения". Массовое сознание выступает в качестве регулятора массовых форм поведения людей. Его роль усиливается по мере роста роли масс в экономике, политике, культуре.

    Массовые действия как форма конфликта

    Наиболее яркой формой социальных конфликтов являются массовые действия, которые реализуются в виде требований к властям, либо в прямых акциях протеста. Массовый протест - это активная форма конфликтного поведения. Он выражается в различных формах: стихийные бунты, организованные забастовки, насильственные действия (заложники), ненасильственные действия- кампании гражданского неповиновения организаторами массового протеста являются заинтересованные группы, или группы давления. Митинги, демонстрации, пикетирования, голодовки являются эффективными средствами решения конкретных задач. Их дополняют революции, партизанские движения, террористические акты.

    В заключении отметим, что поскольку конфликты в жизни неизбежны, важно владеть технологиями управления конфликтами.

    Социальные движения

    "Социальное движение "- это различные объединения социальных, демографических, этнических, религиозных и др. групп, их совместные действия для достижения общих целей. Генезиз социальных движений связан с возникновением в обществе конфликтов, дезорганизации, эрозии прошлых ценностей, побуждающих часть общества объединяться в целях самореализации. Социальные движения объединены:

    1) общей целью - изменить свой социальный статус;

    2) общими ценностями (революционными, консервативными, разрушительными, позитивными);

    3) общей системой норм, регулирующих поведение его участников;

    4) неформальным лидером.

    В марксистской социологии анализируются различные типы социальных движений - революционные, реформаторские, национально-освободительные, профессиональные, молодёжные, женские и т.д. На базе социальных движений часто формируются политические партии, которые обладают своей организацией, идеологией, программами. В политической жизни ХХ века большую роль играют массовые движения за мир, экологию, национальное освобождение, феминистические, молодёжные. Ряд массовых движений принимают форму социального института, обладающего специфическими нормами и санкциями, ценностями (например, экологисты, охрана памятников культуры, религиозные секты). В современном обществе широко распространены и неформальные социальные движения панков, скинхедов, рокеров, модов, хиппи. В условиях демократии значимость массовых движений возрастает.

    Социальный конфликт является способом взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов, обусловленный их материальными и духовными интересами, определенным общественным положением, властью; это столкновение, цель которого -нейтрализация. нанесение ущерба или уничтожение противника. Консенсус представляется одним из методов принятия экономических, социально-политических и иных решений, заключающийся в выработке согласованной позиции, не вызывающей принципиальных возражений сторон.

  4. Основные этапы развития социологии как науки.

    Историю социологии можно разделить на два периода. Первый характерен для социальных теорий, которые еще не выделились в отдельную науку. Второй период начинается в середине IXI века, когда французский ученый Огюст Конт основал самостоятельную науку об обществе, назвав ее «Социологией». С этого времени до конца ХХ века происходит зарождение самостоятельной науки социологии. Большую роль в это время сыграл английский социолог Г. Спенсер, который развивал теорию социальной эволюции. Большую роль сыграли работы немецких социологов Ф. Тенниса, который обратил внимание на различие общины и общества и Г. Зиммеля, который обосновал особенность социального познания. Для довоенного периода характерно возникновение эмпирической социологии, развитие разнообразных социологических школ. Большую роль в это время сыграли работы Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина и др. В послевоенный период благодаря трудам Талкотта Парсонса возникла социологическая теория «структурно-функционального анализа», на основе которой проводились исследования несколько послевоенных десятилетий. В настоящее время формируется постмодернистская социологическая теория, в которой важную роль играют труды английского социолога Э. Гидденса и французского ученого Пьера Бурдье. Для развития социологии Украины и России характерно участие социологов в решении актуальных общественных задач. Одним из первых социологов ХIХ века были мыслители народнической ориентации К. Михайловский, П. Ткачев, П. Лавров. Они развивали идеи самобытности российской истории и невозможность мерять ее западными образцами. Поздние славянофилы М. Данилевский и К. Леонтьев пророчили закат западной цивилизации и расцвет российского общества. Видными социологами были П. Лилиенфельд, Э. Де-Роберти. Наиболее видным социологом на грани веков был М. Ковалевский, украинец по происхождению В работах «Современные социологи» и «Социология» он развивал идеи социального прогресса и исследовал факторы социального развития. Видным социологом был Питирим Сорокин, который развивал эмпирические исследования. Большую роль в российской социологии ХХ века сыграла марксистская социология(Струве, Плеханов, Ленин, Сталин). Яркой личностью начала ХХ века был украинец Богдан Кистяковский, который в работе «Общество и индивид», «Российская социологическая школа» исследовал классификацию социальных наук, критиковал субъективную социологию, развивал психологическое направление в социологии. Он активно способствовал развитию социологии в России и Украине, по его советам издавались книги М. Вебера в Киеве.

  5. Классические социологические школы

    На рубеже 19 и 20 вв. вполне проявилось своеобразие в анализе общества в рамках таких социологических школ, как немецкая, французская, американская и др. Остановимся лишь на ключевых фигурах, не только определивших основные школы, но и ставших классиками мировой социологии в целом.

  6. 1 Немецкая классическая социологическая школа

  7. При рассмотрении немецкой социологической школы выделим две основные фигуры - К. Маркса (1818 - 1903 гг.) и М.Вебера (1864 - 1920гг.), социологические теории которых оказали без преувеличения огромное влияние на развитие социологии. Хотя эти теории создавались не одновременно, они находятся как бы в заочном споре. Социологическая теория К.Маркса определяется историками социологии как теория экономического детерминизма, поскольку главную причину, источник развития общественной жизни в целом он видел в экономических отношениях..

    Взаимодействие социологических теорий Маркса и Вебера определяет своеобразие немецкой социологической школы классического периода. При этом более обстоятельный анализ предполагал бы не только расширить изложение этих теорий, но и дополнить их рассмотрением социологических взглядов таких крупных немецких социологов, как Ф.Теннис (1855-1936 гг.), один из первых представивший социологию как многоуровневую науку, выделивший чистую, прикладную и эмпирическую социологию; а также Г.Зиммель (1858-1918 гг.), осуществивший анализ форм социального взаимодействия, носящих «сквозной» для человечества характер (конфликт, конкуренция, подчинение, авторитет, договор и др.), что оказало серьезное влияние на становление современной социологии.

    Социологическая теория Макса Вебера - ключевым аспектом социологии является, согласно Веберу, изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого поведения.Важнейшим методологическим инструментом является понятие идеального типа. Идеальный тип – это теоретическая конструкция, используемая для определения основных характеристик социального феномена.. Идеальные типы – исследовательские “утопии”, не имеющие аналогов в действительности, средства для изображения индивидуальных исторических образований.

    ^ Социологическая теория Георга Зиммеля. - Георг Зиммель (1858-1918) сыграл существенную роль в становлении социологии как самостоятельной науки, хотя и оставался в тени своих великих современников – Дюркгейма и Вебера. Зиммеля считают основоположником, так называемой формальной социологии, в которой центральную роль играют логические связи и структуры, вычленение форм социальной жизни из их содержательных отношений и исследование этих форм самих по себе. Предметом этой науки являются формы обобществления, которые можно определить как структуры, возникающие на основе взаимовлияния индивидов и групп. Общество основывается на взаимовлиянии, на отношении, а конкретные социальные взаимовлияния имеют два аспекта – форму и содержание.

  1. 2 Французская классическая социологическая школа

  2. Характеризуя французскую социологическую школу классического периода, выделим концепции двух исследователей - Э.Дюркгейма (1858-1917 гг.) и Г.Тарда (1843- 1904 гг.). Между ними развернулся спор по основному вопросу, специфически модифицированному: что является исходной социальной реальностью - индивид или общество?

    Тард решал этот вопрос в пользу индивида. Коллективное сознание он считал функцией, а не фактором индивидуальных сознаний, в психологии видел ключ к социологии, общественную жизнь и ее процессы объяснял действием простых психических механизмов, главным из которых является подражание.

    Социологическая теория Дюркгейма, центральной фигуры французской социологической школы, наиболее активно содействовавшей институционализации социологии во Франции, основывалась на концепции коллективных представлений и была направлена против психологизма Тарда.

    По мере совершенствования системы разделения труда должна развиваться «органичность» солидарности членов общества. Однако Дюркгейм отразил в своей теории несовершенство буржуазного общества, нарушения в нем социальных связей, приводящие к кризису личности - к социальной аномии и самоубийству. Выход Дюркгейм видел в создании новых органов общественной солидарности, которые он называл профессиональными корпорациями и которые должны были выполнять производственные и культурные социальные функции.

    Представители немецкой классической школы социологии и их теории:

    Социологическая теория Э.Дюркгейма - Эмиль Дюркгейм считал, что Маркс придает экономическим факторам и классовой борьбе избыточное значение. Согласно Дюркгейму, исторический переход от одной общественной формы к другой обусловлен природой и функциями социальной солидарности. Проблему социальной солидарности Дюркгейм исследовал в работе “О разделении общественного труда” (1893). Основная цель работы – доказать, что социальная солидарность обеспечивается разделением обществ. труда. По Дюркгейму, предмет социологии – социальные факты, состав. систему социальной 10 действительности. Социальные факты “составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудит. силой, вследствие которой они ему навязываются”.

. В чем отличие исследований различных современных школ социологии

. Какие характерные черты имеет социология XX ст

. В каких направлениях развивается современная социология

41 Ведущие школы современной социологии

Благодаря концепциям. М. Вебера,. Е. Дюркгейма,. В. Парето была окончательно сформирована предмет, методологию и задачи социологии, которая в конце заняла подобающее ей место среди других общественных наук. Перед ней разовьет нулись новые перспективы, которые стремились реализовать представители социологической науки XX в. Особенностей развития социологии на современном этапе можно выделить несколько. Основным из них является то современная наук а в отличие от позитивизма, который был ведущим методом в XIX в сделала значительный поворот к теоретическому осмыслению социальных явлений и процессов. Наконец выработался симбиоз теории и практики, забей зпечив поступательное гармоничное развитие социологии XX в. Наука стала не чисто практической, какой была раньше, и перестала только устанавливать социальные факты, но и начала анализировать их, определяя механики змы и закономерности функционирования различных социальных систем. Во-вторых, важное значение имело то, что работы ученых XX в были не разрозненными как раньше, а строились в тесном сотрудничестве, опре чило их большую обоснованность и совершенство. Таким образом, в социологии формируются настоящие школы ученых, ведущими среди которых были школы. Германии тНімеччини та

США. В-третьих, современная социологическая наука определяется большим разнообразием школ и течений, что свидетельствует о ее популярности и общественную полезность, а также о научных поисках совершенствования. Социологического ной теории и практики.

В широком смысле под школой в социологии понимают группу социологов, которая работает в рамках производимых ею самой исследовательских традиций . В более узком смысле школа в социологии - это группа а исследователей определенного общего круга проблем опирающиеся на определенные традиции и находятся в отношениях личного общенияя.

Школы в социологии в их классическом варианте начали формироваться в межвоенный период. Одними из первых были. Французская, в которую входили прежде последователи. Е. Дюркгейма и. Чикагская, возникшая на базе с социологического факультета. Чикагского университета. Несколько позже появилась. Франкфуртская школа, которая вела свою деятельность на базе. Франкфуртского института социологических исень.

И все же ведущей среди них было именно. Чикагская школа, поскольку лидирующее положение в социологии межвоенного периода принадлежало. Соединенным. Штатам

М. Чикаго стало одним из передовых индустриальных центров в. США, и ведущим - на. Среднем. Западе. Бурное развитие индустрии и кредитно-финансовой деятельности способствовал развитию города быстрыми темпами и. В поисках работы в. Чикаго прибывали потоки иммигрантов из разных уголков мира. Это способствовало формированию особой культуры, построенной на принципах американского образа жизни, но с вкраплением особо ностей национальных культур народов, выходцы которых оказались в. Чикаго. Проблемы межэтнического взаимодействия вкупе с резким увеличением населения, борьбой отдельных социальных групп за свои гражданские права у новых индустриальных условиях стали визитной карточкой. Чикаго. Бурный рост индустрии обострил также вопросы экологии окружающей среды. Все эти обстоятельства создали благоприятную почву для практических и теоретических социологических исследований, целью которых было изучение указанных социальных проблем, их всесторонний анализ а также о грунтования путей их преодоления. Вот основные объективные предпосылки того, что именно. Чикаго стал центром создания ведущей социологической школы первой половины XX века в мире. Субъективным фактором является то, что. Чикаго был признанным научным центром. США в то время ведь. Чикагский университет в целом был третьим по величине и мощностью научных кадров в стране, а на социологическом факультете, в частности, работали блестящие ученые с мировым именем. Социологический фак ультет в. Чикагском университете, который был создан в 1892, стал одним из первых в мире, а первым руководителем его был. А. Смолл. С этого времени начинается подготовительный этап формирования. Чикагской социолог ичной школы, длившегося до 1915 p, который связан с деятельностью таких ученых как. А. Смолл,. Дж. Винсент,. М. Хендерсон и. В. Томас. Хотя у них не было единого исследовательской программы, они создали соответствующее теоретические основы для своих последователей. Теоретическими источниками формирования школы стали также работы выдающихся американских социологов конца XIX - начала XX в -. Ф. Л. Уорда,. Е. Гидцинса,. М. Шары,. Е. Росс а. В. Самнера. Немалое влияние на"чиказцив"имела чикагская философская школа, которая основывалась на прагматизме и была представлена??в. Джемсом,. Дж. Дьюи, и. М. Болдуинлена. В.. Джемсом,. Дж.. Дьюї, та. М.. Болдуїном.

Началом фактического существования. Чикагской школы считается написание и опубликование пятитомного труда. У. Томаса и. Ф. Знанецького"Польский крестьянин в. Европе и. Америке"(1918-1920). Учредителями же школы и ее научными лидерами были в. Томас и. Р. Паромас та. Р.. Парк.

Основной характерной чертой. Чикагской школы было тогда еще не традиционное гармоничное сочетание теории и практики, которое лишь впоследствии стало визитной карточкой социологии XX в. Эмпирические исследования в"чиказцив"", как правило, предусматривали следующий теоретический анализ. Гипотезы, которые формировались на основе подобного анализа, позже опять же проверялись эмпирическими исследованиями. Такая поэтапность не только способствовала в рганичному сочетанию теории и практики, профессиональному росту ученых, принимавших участие в практических и теоретических исследованиях, она позволяла устанавливать системность и достоверность научных концепций"чиказцивій "чиказців".

Ярким примером в этом контексте упомянутая работа. У. Томаса и. Ф. Знанецького"Польский крестьянин в. Европе и. Америке", которая построена на органическом сочетании эмпирических социологических исследований с т теоретическим обобщением их результатов. Предметом исследования в данной работе были типичны для. Чикаго межвоенного периода явления социальной действительности - иммиграция, расовые конфликты, преступность, хозяйствово е расслоение. Ученые не впервые в социологической науке сделали вывод, что в современном обществе в отличие от традиционного регулирования социальных процессов осуществляется не стихийно, а осознанно. Социальные отношения и социальное взаимодействие все усложняются. При таких условиях средства социального управления должны быть не стихийными, а осознанными. Поэтому задачей социологической науки на современном е. ТАПИ ученые видят возможность оптимизации социального поведения на основе понимания общественного строя и общественного порядкаспільного порядку.

Вообще социальная проблематика города является ключевой в теоретической и практической деятельности представителей. Чикагской школы. И это естественно, потому что им выпала уникальная возможность быть свидетелями и исследователями и тех социальных явлений, возникших на рубеже двух эпох, вызванных прежде всего урбанизацией. Несмотря на то, что объектом исследования"чиказцив"было чисто город, они рассматривали его сквозь призму социальных их явлений в обществе вообще, справедливо замечая, что тенденции социального развития современного общества в политической, экономической, культурной сферах наиболее ярко прослеживаются именно в городе. Недаром. Р. Парк,. Е. Берджес и. Р. Маккензи в своем труде"Город"(1925) писали:"Город с точки зрения нашего исследования является чем-то большим чем простая совокупность людей и социальных удобств, оно также является чем-то большим, чем созвездие институтов и административных механизмов. Город - это скорее состояние души, совокупность обычаев и традиций. Город - это не просто физический механизм, искусственное образование. Оно является составной ной частью жизнедеятельности людей, его населяющих, это продукт природы, прежде человеческой природы". Итак исследователи объективно установили, что в первую очередь город является выразителем новых социал ьних настроений, а значит объектом их исследования было не только и не столько город, как социальные процессы и явления вообщеьки місто, як соціальні процеси і явища узагалі.

Труд"Город"заложила фундамент для создания отдельной отрасли социологической теории - экологической (инвайоронментальнои) социологии - теории, которая исследует закономерности и формы взаимодействия общества с с средыпроживання.

Среди других проблем, которые были предметом научного интереса представителей. Чикагской школы можно выделить анализ социальной структуры американского общества (в. Уорнер,"Американский город") изучение влияния"великой депрессии"на общественную жизнь (Р и X. Линд,"Средний город"), исследования межрасовых и межэтнических отношений (Л. Вирт,"Гетто",. Р. Карван"Негритянская семья в. Чикаго") и и. Карван "Негритянська родина у. Чикаго") та ін.

Чикагская школа была ведущей в. США в течение 20-30-х pp XX в, однако после того, как в 1934 г ее покинули ведущие исследователи. Р. Парк и. Е. Берджес, она не смогла сохранить своих лидерских позиций, пос ступившись мощностью. Колумбийском и. Гарвардском университетах после второй мировой войны школа фактически прекратила активную деятельность в соответствии с ее традиционных принципов ее значение сохранилось я только в области экологической социологииіології.

Другой значительной социологической школой, возникшей в межвоенный период, стала. Франкфуртская школа, которая была основана на базе. Франкфуртского института социальных исследований. Основателями и ведущими дос слидникамы ее были преимущественно выходцы из еврейских семей (М. Хоркхаймер,. Ф. Поллок,. А. Левенталь,. В. Бенджамин),. Официальная деятельность школы началась в J93J, когда. М. Хоркхаймер, возглавив. Институт. Социальных х исследований, наладил сотрудничество с известными в то время немецкими социологами. МАдорно,. ЕФроммом,. Г. Маркузе.. Маркузе.

Теоретическим истоком франкфуртской школы является научная концепция марксизма,"франкфуртцы"пытались очистить от позднейших вкраплений, предоставить ему первозданный вид, именно поэтому представителей этой ш школы часто называют неомарксисты. На почве этого возникает критика буржуазного (индустриального) общества и немарксистской наукської науки.

Учитывая особенности политических и научных взглядов представителей франкфуртской школы, а также национальное происхождение большинства ее представителей представляется вполне естественным то, что с приходом в. Немое еччини к власти нацистов школа продолжила свою работу за пределами страны с 1934 по 1939"франкфуртцы"продолжали свою работу в. Женеве, а затем в. Париже на базе. Высшей нормальной школы. С 1939 г ученые-фр анкфуртци переехали в. США, где работали в. Колумбийском университете. Здесь они выдают ряд работ, посвященных антифашистской тематике ("Авторитарная личность"Т. Адорно,. М. Хоркхаймера и. Е. Фромма,"Диалектика просвещения"М. Хоркхаймера и. ТДцорно,"Эрос и цивилизация"Г. Маркузе). В этих работах фашизм объясняется как закономерность развития капиталистического общества в его последний стадеапіталістичного суспільства на його останній стадії.

После окончания второй мировой войны часть исследователей. Франкфуртской школы, в частности,. М. Хоркхаймер и. Т. Адорно возвращаются в. Западную. Германию. Деятельность. Франкфуртской школы способствовала формированию в 60-х pp так называемой критической (леворадикальной) социологии, построенной на принципах неомарксизмизму.

На почве марксизма формировались и методологические основы"франкфуртцы"Да, они полностью отвергают принципы позитивистской и всей традиционной науки, как естественных так и обществоведческой, считая или их воплощением буржуазной идеологииї ідеології.

Неоднозначность научной теории. Франкфуртской школы, определенное расхождение в научных и политических взглядах его представителей, прежде всего ее младшего поколения, и особенно смерть признанных лидеров школы - -. М. Хоркхаймера,. Т. Адорно,. Г. Маркузе, привели к фактическому прекращению ее существования в 70-х гг. ХХ сХ ст.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры