Ответственность за решения аргументы. Проверьте,пожалуйста,мое сочинение по критериям егэ
)Не знаю, кто из великих сказал, что более всего следует презирать слабость. (2)А может, никто этого не говорил, потому что истина эта слишком очевидна, чтобы её отливать в какой-то ажурный афоризм. (З)Ведь и в самом деле множество людей подличают, обманывают, ведут бесчестную игру вовсе не для того, чтобы добиться какой-то личной выгоды. (4)Нет, чаще всего подлецами нас делает слабость: вроде бы не хотел человек ничего плохого делать, даже напротив, хотел помочь, желал проявить своё благородство и бескорыстие, а не получилось, не хватило сил. (5)Вот и вышло, что он не помог, обманул, бросил, предал...(6) Мне всё вспоминаются многочисленные сказания про рыцарей, которые спасали несчастных царевен от чудовищ. (7)В реальности чаще бывает по-другому. (8)Пообещает иной благородный рыцарь бедной девушке, что не даст её в обиду, а когда увидит огнедышащего дракона, когда услышит его хриплый рёв, вся книжная героика мигом вылетит из его трясущейся душонки -и только видели вы этого горе-змееборца.(9)Я спешил на лекции. (10)На остановке увидел худенькую девушку, которая несла большую хозяйственную сумку.(11)-Девушка, вам помочь?-спросил я. (12)Девушка остановилась, чтобы перехватить сумку другой рукой, и сделалакакое-то усталое движение головой, которое можно было принять и за нерешительный отказ, и за робкое согласие. (13)Без лишних слов я выхватил у неё сумку и, подбросив её, бодро спросил14)-Куда вам?(15)-Седьмая радиальная! (16)Там у меня бабушка живёт!(17)С центральной улицы мы свернули в проулок, где начинался частный сектор. (18)Одноэтажные лачужки беспорядочно рассыпались какими-то замысловатыми концентрическими кругами, и попавшему сюда человеку выбраться было труднее, чем из Критского лабиринта. (19)Один дом располагался на Девятой Радиальной, а другой, рядом с ним, почему-то считался на Двенадцатой. (20)Прохожие, когда мы их спрашивали, посылали нас то в одну сторону, то в другую. (21)Кто-то качал головой, посмеиваясь над нелепостью нашей просьбы –найти нужный адрес в этом бесформенном нагромождении жилья. (22)Сумка между тем довольно ощутимо тянула книзу.(23)Я то и дело менял руки.(24)-Девушка, там у вас кирпичи?(25)-Нет, там картошка. (26)Я бабушке привезла из деревни...(27)Господи, эти деревенские чудаки... (28)Картошку в сумке возить... (29)Она на рынке пять рублей стоит... (30)Меня постепенно стала раздражать её кукольная миловидность, её вздернутый носик и какая-то детская беззащитность.. (31)Кто же это чадо в чужой город отправил, к тому же с сумкой размером с багажно-почтовый вагон? (32)Мы ходили уже почти час, мои руки повисли, ощутимо болели ноги, но нужного адреса всё не было. (33)Просто бросить девчонку было стыдно, но и рыскать по этому трущобному хаосу я тоже больше не мог. (33)Девушка тожетяготилась тем, что ввязала меня в эти бесконечные странствия. (35)Она робко спросила: «Давайте я понесу сама. (36)Вы идите!» (37)Этот испуганно-тревожный голос выводил меня из себя.(38)Когда мы оказались на какой-то Четырнадцатой Радиальной, я не выдержал39)-Да что за город идиотов?! (40)Кто эти улицы планировал? (41) В тайге скорее иголку найдёшь, чем здесь нужный адрес...(42)Я поставил сумку и, уже не скрывая усталой злости, неприязненно посмотрел на девушку. (43)Она, как бы соглашаясь со мной, кивнула и потёрла лоб белой ладошкой.(44)-Постой здесь! (45) Я спрошу у кого-нибудь! –сказал я и направился через дорогу к женщине, которая возилась с цветами в палисаднике. (46)Ничего не узнав от неё, я пошёл дальше. (47)Но во дворах никого не было, я пересёк улицу, потом ещё один проулок... (48)А потом пошёл в университет.(49)Я сходил на лекции, посидел в библиотеке, только вечером вспомнил о забытой мною где-то в лабиринте домов девушке. (50)Мне вдруг почудилось, что она, прикованная к тяжёлой сумке, до сих пор стоит и с надеждой высматривает меня. (51)А может, она поняла, что я уже не вернусь, но, парализованная страхом, не может сдвинуться с места. (52)И всё-таки моя плачущая совесть ругала меня не за то, что я бросил девушку, а за то, что там, на остановке, не прошёл мимо неё, впутался в это непосильное для себя дело.(По М. Худякову*)* Михаил Георгиевич Худяков (род. в 1936 г.) –современный публицист.
СОЧИНЕНИЕ
В анализируемом мною тексте М. Г. Худякова рассматривается проблема ответственности человека за свои поступки.
Как известно,ответственность-это серьезный шаг к чему-либо новому,интересному и лучшему в жизни каждого человека. Увы, именно этого качества не хватает большинству людей,что очень плохо сказывается на личном восприятии всего и всех.
Автор рассуждает о том, почему же люди в самый ответственный момент предают и обманывают? Причину всего публицист видит в слабости человека: "Чаще всего подлецами нас делает слабость".
Михаил Георгиевич рассказывает одну историю,когда он сам повел себя крайне безответственно. Автор хотел помочь девушке, но это оказалось куда труднее,чем он думал, и в герое сыграла слабость перед трудностями.
Позиция автора такова: человек должен быть ответственным за свои поступки. Ответственность нужно развивать в себе,она не позволит проявить слабость в трудную минуту.
Я разделяю мнение автора. Ответственность-это проявление силы духа и характера человека перед другими,однако не всегда люди способны на это.
Например, в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" один из героев-председатель Массолита Берлиоз из-за страха потерять свою должность,подчинялся приказам вышестоящей власти в ущерб интересам других людей. Он не чувствовал ответственности ни перед кем и за это вскоре был наказан.
Иешуа,наоборот, является в данном произведении воплощением ответственности. Он остается верен своим убеждениям даже перед лицом смерти. Иешуа предпочитает умереть, чем отказаться от своей правды.
Проблему ответственности за свои поступки Булгаков поднимает и в других своих произведениях. В повести "Собачье сердце" автор на примере профессора Преображенского раскрывает проблему ответственности ученого за свое дело. Профессор ставил весьма серьезный и важный для науки эксперимент,который вскоре стал опасным для человечества. Но ученый нашел в себе силы прекратить опыт,потому что обладал огромной ответственностью.
Подытоживая свои мысли,хотелось бы привести слова Г. Нельсона: "Ответственность есть проба мужества человека". Людям следует с каждой тяжелой ситуацией развивать в себе чувство ответственности.
«Мы в ответе за тех, кого приручили»,- эта фраза Экзюпери давно стала притчей во языцах. Ответственность лежит на каждом человеке постоянно: за своих близких, за свою работу, за завтрашний день, за все, что он совершил или собирается совершить. В.П.Астафьев писал: «Жизнь - не письмо, в ней постскриптума не бывает». Жить нужно сразу «набело», ведь возможности переписать «черновик» жизнь не дает. И прожить ее достойно, на мой взгляд, можно лишь в том случае, когда человека не покидает чувство ответственности за слова и поступки. Эта проблема была и остается актуальной во все времена. Поэтому так часто обращаются к ней писатели, даже детские. Ведь человек должен уже в детстве понимать, что он несет ответственность за каждый свой поступок, а поэтому должен четко разграничивать хорошее и плохое.
Герой сказки А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» Алеша, забывая об обещании, подвергает опасности весь маленький народ, живущий под землей, а также лишается расположения окружающих. Он предал свою любимую Чернушку: выдал тайну, начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях… Духовное обновление мальчика начинается с болезни. Он как бы переболел злом, попавшим в его душу. И только после раскаяния, хотя и позднего, ему удается стать снова совестливым и добродетельным мальчиком.
На мой взгляд, одной из основных составляющих духовности человека является ответственность. Русского человека, по мнению В.П.Астафьева, духовно сложили две силы - родная вера и родная литература. Именно они дали ему масштаб, открыли его. Но ведь и религия наша утверждает, что каждому воздастся по делам его. А значит, верующий человек в большей мере ощущает на себе ответственность за содеянное. Наверное, поэтому герой Достоевского, который сам был глубоко религиозным человеком, так мучается и тяготится своим преступлением. Преступление Раскольникова - это игнорирование христианских заповедей. Он забыл об ответственности перед законом, перед людьми, перед Богом, перед собственной совестью.
Д.Гранин в очерке «О милосердии» рассказывает о том, как к нему, нуждающемуся в помощи человеку с окровавленным лицом, никто не проявил участия на многолюдной улице. Читая этот очерк, невольно задумываешься: если мы сегодня можем пройти мимо человека, нуждающегося в нашей поддержке, не воспитываем ли мы тем самым в себе и своих детях равнодушие, черствость и безответственность? Отвести глаза, отвернуться, не забивать голову лишний раз тяжелыми мыслями, которых и так хватает у каждого, - это легче, проще, чем брать на себя груз ответственности за кого-то или за что-то. Но не слишком ли мы упрощаем себе жизнь?
Приветствую вас, дорогие друзья. Сегодня я хотела бы поразмышлять и пригласить вас к обсуждению на следующую тему. Все мы когда-то сталкиваемся с последствиями безответственности. Грозно обличаем, сотрясаем воздух, но иногда и пользуемся советом классика «на себя оборотиться». И не всегда видим «в зеркале» отражение, которое радует.
Вот об этом сегодня и поговорим: все ли мы осознаем ответственность за совершение поступков, и чем аукается нам и нашим близким беспечность.
Раньше я как-то не задумывалась над этой темой, а когда стала мамой все чаще и чаще меня стали посещать подобные мысли и вот их я постараюсь изложить в данном посте.
Хорошо известно, что ряд великих ученых серьезно задумывались о последствиях собственных научных открытий. Хрестоматийный пример: роль Эйнштейна в создании американцами атомной бомбы. Накануне Второй мировой ученые США узнали о том, что в Германии ведутся соответствующие исследования, и обратились с письмом к президенту Рузвельту. Обращение «стимулировало» начать такие же работы в Америке. Позже Эйнштейн сожалел, что был в числе подписавших эту петицию, хотя и понимал, что тогдашний порыв был объяснимым.
Много внимания проблема ответственности за свои поступки привлекает в религии и построенные на их основе философские учения. Грехи, то есть наши неблаговидные поступки, обязательно наказываются. И это справедливо, правильно, поскольку необходимо учить человечество задумываться о последствиях своих деяний.
Таков лейтмотив.
Но есть выход, говорят те же постулаты. Да, мы несовершенны, но способны учиться, а для этого надо сначала проанализировать поступки. И раскаиваться в своих ошибках.
Порой обыватель эту сторону религиозных верований искажает, попросту ерничает, что мол хорошо придумали священники: согрешил - помолился, и все, свободен. Чист, можно снова грешить.
Суть-то в другом: каждый должен искренне оценить свои поступки. Честно признать, в чем был неправ, устыдиться, если не просто ошибался, а кривил душой, малодушничал. Особенно, если при этом пострадали другие люди.
Только это - глубокая нравственная работа и подлинное, а не показное раскаяние служит нашему духовному росту. Неслучайно история знает примеры, когда даже люди, совершившие преступление, наказанные по закону, потом приходили к вере или даже без церкви пересматривали свою позицию и дальше жили насыщенной нравственной жизнью, помогая обретать смысл и душевное равновесие другим.
В литературе и искусстве
Детально проработана тема нравственного выбора в литературе и искусстве. Начиная с самых простых детских стихов, например, про того же зайку, брошенного хозяйкой, авторы вместе с нами решают эту дилемму.
Нет ни одного произведения классиков мировой литературы, где бы ни ставился, в том или ином ракурсе, этот вопрос: «Быть или не быть?» Речь, понятно, не о том, жить ли, существовать или уйти в мир иной. Это задачка иного, морального плана: «Быть ли порядочным человеком?»
Даже не стану здесь начинать перечислять примеры поскольку их огромное количество. Все вы сами вспомните, какая из книг произвела на вас наиболее сильное впечатление, заставила задуматься о предназначении человека и иных аспектах его бытия.
У живописцев свои изобразительные средства. Они без единого слова подводят нас к тем же мыслям. Скажем, известное полотно Рембрандта «Возвращение блудного сына» будит воспоминания о наших ошибках в воспитании детей, которые потом аукаются всей семье.
Картина Василия Верещагина «Апофеоз войны» стала жутким упреком тем, кто развязывает кровавые противостояния народов. А какие картины больше всего произвели на вас впечатления? Вызвали эмоции? Заставили задуматься?
Но ведь не только «сильные мира сего» участвуют в исторических событиях. Все мы несем свою долю личной ответственности.
Настоящим потрясением в 80-е годы прошлого века стал фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Он как раз об этом: все возвращается, ничто не проходит бесследно. Мы можем заставить себя забыть о своих неблаговидных поступках, но возмездие все равно настигнет, и хуже всего, что расплачиваться приходится чаще всего детям и внукам.
Поразительно, что картина Абуладзе нашими «профессиональными критиками» была поначалу принята в штыки, во всяком случае, многими. Режиссера обвиняли в «потакании низменным настроениям масс» и прочих «грехах».
Не меньшую дискуссию вызвал другой фильм, документальный «Легко ли быть молодым?» Ругали, хвалили, но главное их достоинство несомненно: многих подобные заметные явления искусства заставили задуматься о своей позиции.
Политики, руководители и все-все-все
Есть довольно распространенная категория людей, которые винят во всех бедах других. Виноваты родители, учителя, врачи, коллеги, соседи, начальство и т.д. Для того, чтобы на себя принять ответственность за свои поступки, аргументы искать не хочется. В любой компании мы видим таких «обличителей», гневно распинающихся по поводу беспредела власти, хамства в магазинах, некомпетентности полиции и т.д. Попробуйте их спросить, что они сделали, чтобы хоть что-то исправить! Снова будут распыляться о том, что мы - люди маленькие, а другие «за это зарплату получают» и т.д.
В советские времена поколение учили гражданской ответственности с детства. «Раньше думай о Родине, а потом о себе…» - пели в советских школах.
Теперь многие уверены, что там, на западе, все как-то само собой решается, а у нас - бардак. На секундочку: в благополучных скандинавских странах каждый житель является участником доброго десятка общественных организаций. Примерно как у нас раньше было: ДОСААФ, Красный Крест и т.д. Понятно, что далеко не все там «пашут», кто-то просто числится, кто-то время от времени включается в некие мероприятия. Но участие в делах на общее благо - это особая форма ответственности.
Когда вы патрулируете вместе с группой других родителей территорию около школы или в микрорайоне, вы поднимаетесь над своим узким мирком и начинаете осознавать, как действительно непросто решить ту же проблему подростковой наркомании, безнадзорности. Когда нам «фиолетово», «параллельно», что происходит в соседней квартире, почему голодный парнишка сидит с сигаретой в подъезде, а не идет домой, не надо удивляться, что кто-то когда-то столь же равнодушно пройдет и мимо вашего ребенка в беде или сложной ситуации.
Хорошо, оставим пока ответственность широкого плана. Но и дома, и в трудовом коллективе немало желающих «спихнуть» свои обязанности на других. И не задумываться о последствиях своих поступков и проступков.
Очень грозными оказываются последствия врачебных или педагогических ошибок. Тут «ценой вопроса» вполне может быть и жизнь, и поломанные судьбы многих людей. Поэтому еще на стадии выбора профессии стоит серьезно задуматься, посильна ли нам, нашим детям эта ноша. Вообще, наше ли это. А если уверены, если это действительно дело жизни, воспитывать в себе ответственность необходимо.
Все начинается с семьи...
Это аксиома, банальность, может быть, набившая оскомину. Но для меня это истина!
За повседневными хлопотами, карьерными «подвигами», выяснением отношений по типу «кто в доме хозяин» мы порой об этом забываем.
Но если мы своего ребенка не научим ответственному отношению к поступкам, он никогда не будет счастливым. Потому что безалаберность неизбежно приведет к печальным последствиям.
Вот пока и все, что я хотела сказать вам, дорогие наши читатели!
Читайте , обсуждайте предложенные здесь темы с друзьями, коллегами, членами семьи.
Учитесь вместе с нами!
До новых встреч, новых открытий.
С вами была Екатерина Калмыкова
Комментариев: 28
Ответить 07.03.2016 22:53
Ответить 09.03.2016 16:14
Ответить 10.03.2016 00:41
Ответить 15.03.2016 10:23
Ответить 17.03.2016 23:22
18.03.2016 21:58
Достижение цели
1.И А. Гончаров «Обломов» Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, своей лени и распущенности, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.
2. В своем позднем романе «Острие бритвы» У.С. Моэм рисует жизненный путь молодого американца Ларри, половину жизни проведшего за книгами, а другую - в путешествиях, труде, поиске и самосовершенствовании. Его образ ярко выделяется на фоне молодых людей его круга, тратящих свою жизнь и незаурядные способности впустую на исполнение мимолетных прихотей, на развлечения, на беззаботное существование в роскоши и праздности. Ларри выбрал свой путь и, не обращая внимания на непонимание и порицание близких людей, искал смысл жизни в лишениях, странствиях и скитаниях по всему миру. Он целиком отдался духовному началу, чтобы достичь просветления разума, очищения духа, открыть смысл вселенной.
Роль книг в жизни человека
1. Книги были для Горького спасительным контрастом «свинцовым мерзостям», жестокости и несчастьям окружающей жизни. В повести «В людях» повар Смурый говорит: « Читай книги – это самое лучшее!» «Книга для меня – чудо,- скажет Горький уже в конце жизни.
2. В романе Николая Островского «Как закалялась сталь» герой Павка Корчагин в ответ на удивлённый вопрос хирурга о том, откуда берётся мужество так стойко переносить невыносимую боль, отвечает: «Читайте «Овод», тогда поймёте». Часто книга помогает принять единственно верное решение, побуждает к подвигу. Такими произведениями были «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, поэма «Василий Тёркин» А.Твардовского, повесть «Всем смертям назло!» Владислава Титова.
Значимость труда
1. Жизненная драма героя одноименного романа в стихах, написанного величайшим русским поэтом А.С. Пушкиным, Евгения Онегина, человека умного и незаурядного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадостное существование «без слез, без жизни, без любви».
Хамство
1. Главный герой повести М.А. Булгакова "Собачье сердце", профессор Преображенский - потомственный интеллигент и выдающийся ученый-медик. Он мечтает превратить собаку в человека. Так на свет появляется Шариков с сердцем бродячей собаки, мозгом человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. В результате проведенной операции привязчивый, хотя и хитроватый Шарик превращается в хамоватого люмпена, способного на предательство. Шариков чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Он быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Шариков- образ хамского отношения к людям.
2. Возмущаясь чужим хамством, люди часто не замечают, что и сами порой ведут себя столь же возмутительно. Пожалуй, лучше всего это можно увидеть на примере отношения родителей к детям. Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих, хамство. Не удивительно, ведь родители - всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, еслиона позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его.
Человек и власть
1. История знает много неудачных попыток насильно сделать человека счастливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превращается в темницу. Любимец царя Александра 1 генерал Аракчеев, создавая в начале 19 века военные поселения, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку, в положенные часы им полагалось ходить в церковь, детей следовало отдавать в школы, их запрещалось наказывать. Казалось бы, все правильно! Но людей заставляли быть хорошими. их заставляли любить, работать, учиться … И лишенный свободы человек, превращенный в раба, восстал: поднялась волна всеобщего протеста, и реформы Аракчеева были свернуты.
2. Проблемой романа “Мы” является проблема власти. Замятин очень интересно написал главу о Дне Единогласия, о выборе Благодетеля. Самое интересное то, что люди даже и не помышляют о том, чтобы выбрать кого-то другого н
Проблема одиночества
1К теме одиночества не раз обращались писатели в своих произведениях. Так, одним из самых известных героев, сознательно обрекающих себя на одиночество, является Евгений Базаров из романа И.Тургенева «Отцы и дети». Герой достаточно пренебрежительно относится к своим друзьям, родителям и окружающим его людям. Я думаю, в конце романа, будучи на смертном одре, Базаров отходит от своей «теории» и принимает любящих его людей.
2. Героем-одиночкой является Печорин из романа М. Лермонтова «Герой нашего времени». Его неблагодарность и пренебрежение близкими людьми особенно проявляется в отношениях с Максимом Максимычем.
Проблема эгоизма
1"Эгоистом поневоле" сделала среда Онегина. Он равнодушен к судьбам других людей, делает их и самого себя несчастливыми. Взаимопонимание, гуманное отношение к окружающим отсутствует. Все это порождает глубокое разочарование и одиночество героя.
2.Раскольников из эгоистического стремления утвердить свою силу совершил безумный поступок: "... надо было узнать тогда... вошь ли я, как все, или человек? Смоглу ли я переступить или не смогу! ... Тварь ли я дрожащая или право имею". Но после автор приводит своего героя к мысли о необходимости жить и утверждать себя в жизни не через человеконенавистничество, а через любовь и доброту, через служение людям
Проблема ответственности человека за свои поступки
1"Человек, осознающий ответственность перед родиной, окружающими людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таковым является герой романа "Война и мир" М. Кутузов. Он, будучи великим русским полководцем, в душе является воплощением простоты, добра и правды. В решающие моменты военных действий Кутузов ведет себя как настоящий русский патриот, который чувствует ответственность за свою страну и ее жителей. Его большое чистое сердце обливается кровью, когда он видит, как гибнут его солдаты, подставляя грудь под нож за свою родину, ибо он в ответе за жизнь каждого солдата в отдельности и всего народа в целом.
2.Страшная катастрофа в Аше произошла из-за того, что экскаваторщик ковшом зацепил трубу газопровода. В этом месте, спустя много лет, образовался разрыв, газ вырвался наружу, а потом пришла настоящая беда: в страшном пожаре погибло около тысячи человек.
|
|||||
|
|||||
Сочинение по тексту: “Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой как обычно, в половине девятого…” Качалков С. С.
Проблему нравственной ответственности человека за свои поступки поднимает современный писатель-прозаик С. С. Качалков.
В тексте рассказывается «об удивительном происшествии». Возвращаясь домой, рабочий сервисной мастерской Сергей Плетёнкин как обычно взял попутчика, чтобы «оправдать горючее». По иронии судьбы им оказалась бывшая ученица из параллельного класса Наташа Абросимова, с которой много лет назад Сергей поступил непорядочно. Автор показывает, как вместе с воспоминаниями пробуждается совесть героя: радость от удачного заработка сменяется тревожными думами, душевной смутой. Он «хмуро моет руки», не спешит «есть остывающий суп». Навязчиво в голове звучит вопрос Наташи: «Разве ты меня обманул?»
Ответ читателю ясен. С. Качалков убежден, что, причиняя боль другому, человек прежде всего «обманывает» самого себя, а обида рано или поздно возвращается к нему угрызениями совести.
Мне близка позиция писателя. Безусловно, совесть – это чувство нравственной ответственности, которое присуще абсолютно всем людям изначально.
Вспоминается пятый прокуратор Иудеи Всадник Золотое копье Понтий Пилат – один из главных героев романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». На 12 тысяч лун он утратил сон и покой, приговорив к смерти неповинного человека.
Думаю, каждый из нас не раз попадал в некрасивые ситуации, когда наш внутренний судья выносил беспристрастный приговор. А наказанием являлись душевные терзания, те самые муки совести, которые отступали только после искреннего раскаяния и готовности встать на путь исправления.
Таким образом, соблюдать нравственные законы необходимо – хотя бы из чувства самосохранения.
Здесь искали:
- нравственная ответственность сочинение егэ