Письмо нашего современника евгению базарову. Согласны ли вы с мнением критика: «Как бы то ни было, Базаров всё-таки побеждён?»

Главная / Любовь

Что нам дорого в Базарове и в чем мы не можем с ним согласиться.
И. С. Тургенев один из самых популярных писателей своего времени. Каждое новое его произведение, затрагивавшее актуальные проблемы, вызывало горячие споры; будило мысль. На произведениях Тургенева воспитывалось не одно поколение писателей и революционных деятелей. Но ни одно из произведений И. С. Тургенева не вызывало столько ожесточенных споров, как «Отцы и дети». И, действительно, Тургенев, как великий мыслитель и художник, объективно раскрыл в романе «Отцы и дети» политический

Смысл идейной борьбы совершенно конкретных общественных и классовых сил в России шестидесятых годов.

В романе очень ярко раскрыто столкновение «отцов» и «детей», столкновение старой, уходившей дворянской культуры с новыми, демократическими требованиями, столкновение, которое отображало борьбу между дворянским либерализмом, сыгравшим свою относительно прогрессивную роль в сороковые годы, и новыми людьми, демократами, которые становились во главе передового общественного движения. Этот конфликт ярко показан в романе. Тургенев понимал, что демократ берет верх над аристократом и что люди прошлого

Поколения, типа Павла Петровича, должны уйти и уходят со сцены, а люди вроде Николая Петровича и Аркадия – мягкие, безвольные – не могут руководить жизнью.
Лагерь демократов в романе «Отцы и дети» представлен по существу одним героем – Евгением Базаровым. Совершенно ясно, что Базаров по своим политическим и философским взглядам, по своему поведению, по всему своему облику – единственный представитель «детей» в романе.

В первой половине романа Базаров из всех столкновений (с Павлом Петровичем, Николаем Петровичем, Аркадием, Ситниковым, Кукшиной) выходит победителем. Он смеётся над «старенькими романтиками», над Павлом Петровичем: «В моей комнате английский рукомойник, а дверь не запирается. Все-таки это поощрять надо английские рукомойники, то есть прогресс!» И мы чувствуем, что он прав. Базаров поучает уму-разуму Аркадия, ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль; смеётся над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной».

Главное, что характеризует Базарова – полное отрицание всего предшествующего. По всему складу своего характера Базаров – личность деятельная, стремящаяся к делу. Он неутомим в своих экспериментах. С большим чувством показал Тургенев в своем герое то единство слова и дела, ту силу воли, целеустремленность, твердость характера, которых крайне не хватало «отцам». Базаров, по Писареву, – не механически сконструированный герой, а сама жизнь с её оригинальными, часто уродливыми чертами.

Но есть в Базарове и то, в чём мы не можем с ним согласиться. Это отрицание поэзии, природы, музыки. Базаров склонен рассматривать природу, как «мастерскую», а человека как «работника в ней». Он смеётся над Николаем Петровичем, который любил Пушкина и играл на виолончели. В известной степени в этом был повинен сам Тургенев, несомненно, сгустивший краски при изображении нигилизма Базарова.

Базаровский нигилизм родился в эпоху ломки общественного сознания. Он связан с развитием науки и естествознания. Плодотворным было стремление ничего не брать на веру, а все проверять экспериментальным путём. И хотя Тургенев не верил в перспективность дела Базаровых, он прекрасно понял превосходства демократов – «детей» над либералами – «отцами».
«Чуткий ко всем стремлениям молодого поколения, Тургенев изобразил в Базарове тип молодого человека, верящего исключительно в науку…» – отметил И. Мечников.
Роман Тургенева «Отцы и дети» отразил целый этап русского общественного движения. Он всколыхнул общество от самых прогрессивных его слоев до реакционной камарьи Каткова и Победоносцева.

Критики, еще в то время, считали, что роман является не только замечательным явлением русской литературы, но и всей общественной жизни.
В. Воровский писал: «…Базаров был ранним представителем разночинской интеллигенции того периода, когда она во всеоружии мысли и воли готова была силой знания создать новые мира из туманности народной массы». А. В. Луначарский так определил значение романа Тургенева для наших дней: «И сейчас, несмотря на то, что мы не похожи на людей тогдашнего времени, «Отцы и дети» – еще живой роман, и все споры, которые вокруг него велись, находят известный отклик в наших душах».

"Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее час полезнее всего отрицание - мы отрицаем". Чьи же это слова? Кому они принадлежат? Кто тот самый человек, который может так уверенно говорить?

Передо мной роман И. С. Тургенева "Отцы и дети". Создавался он в пору подготовки и проведения крестьянской реорганизации, в условиях дальнейшего обострения борьбы между противодействовавшими силами русского общества - либералами и демократами. Роман в целом и основной герой - демократ-разночинец Базаров - явились, по определению самого atropa, "выражением новейшей нашей современности". Произведение замечательно тем, что вызывает охота поразмыслить, поспорить. Страница за страницей я знакомлюсь с его главным героем - Евгением Базаровым, с его биографией, характером, занятиями, со взглядами.
Что ж, Евгений, вы мне симпатичны. Мне нравится ваша самостоятельность, упорство в достижении цели. Детство ваше прошло в бедной семье уездного лекаря. Автор ничего не рассказывает о вашей студенческой жизни, но надо полагать, что она тоже была бедной, трудовой. Ваш отец говорит, что вы у него "отроду лишней копейки не взяли". Вероятно, Евгений, вы содержали себя в университете собственным трудом, перебиваясь копеечными уроками. И в то же час находили вероятность серьезно готовить себя к будущей деятельности. Из этой школы труда и лишений вы, Евгений, вышли человеком сильным и суровым. У вас можно поучиться.

Меня привлекает ваше отношение к труду. Приехав на отдых в усадьбу Кирсановых, вы тотчас же принимаетесь за работу: собираете гербарий, занимаетесь различными опытами и анализами. Прослушанный вами курс медицинских наук развил природный ум, отучил принимать на веру какие бы то ни было понятия. Опыт - вот ваш один источник познания, а личное ощущение - последнее убеждение. Мне нравится ваша смелость в суждениях, ваши мысли о переустройстве общества, критика суеверий и предрассудков. Как уверенно заявляете вы: "Аристократизм, либерализм, прогресс... сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны". Меня привлекает ваша манера изрекать. Речь, лишенная каких бы то ни было словесных украшений, но изредка емкие пословицы и поговорки. Говорите вы много и просто, однако мысли выражаете с суровой и мужественной прямотой, без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворству. Все это дает основание изрекать о вашем подлинном демократизме, о близости к народу, о силе ваших убеждений, о том, что вы реально новый человек. И в то же час я готова с вами поспорить.

Итак, что же вы отрицаете? Вы сами ответили на тот самый вопрос: "Все!" А что "все"? Конечно, отрицание самодержавия, крепостного права - это похвально. Отрицание всего того, что порождено "безобразным состоянием общества": народной нищеты, бесправия, темноты, невежества. А дальше? Что же вы отрицаете дальше? Любовь? Любовь в смысле идеальном вы называете "белибердой" и "непростительной дурью". Как же вы заблуждаетесь! Во все времена человек слагал песнь своего сердца, вечную песнь любви. Я могу привести вам в подтверждение множество высказываний великих людей разных времен о любви, которые, увы, будут не в вашу пользу. А ваше отношение к женщине? Как неуважительны ваши высказывания: "...свободно мыслят между женщинами только уроды". И аккурат поэтому вы уже не хотели предположить свободы мысли в женщинах. Я продолжительно раздумывала над тем, было ли ваше чувство к Одинцовой настоящей любовью. Да, эта дама сумела выдернуть у вас слова признания: "...так знайте же, что я люблю вас, идиотично, безумно... Вот чего вы добились". Мне кажется, что от такого человека, как вы, сильного и волевого, подобные слова просто так не услышишь. Да, вы любили ее. Но не хотели себе в этом признаться, потому что боялись возвышенного чувства любви, так вдруг захлестнувшего вас. Конечно, вы, Евгений, человек дела. И любовь, как вы, наверное, считали, будет только мешать вам. Поэтому, не соглашаясь с вами, я вас немножко и понимаю.

Не согласна с вашим отношением к искусству: "Рафаэль гроша медного не стоит". Как вы можете так думать! Творениями художников, поэтов, музыкантов вечно восхищались и поныне восхищаются люди всего мира. Хотя и в этом месте я могу вас в чем-то оправдать. Вы жили в такое час, когда искусство не было "достоянием народа", поэтому увлечься им означало отойти от истинного дела. Но вы не правы. Искусство полезно уже потому, что несет радость душе, облагораживает человека.

Вы, Евгений, материалист, но в ваших взглядах есть элементы поверхностного, грубого материализма. Вы отождествляете законы природы и человеческой жизни. Вы считаете, что у всех людей нравственные качества одни и те же, потому что "у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены". В этом ваша большая ошибка.

Природа... С одной стороны, вы как человек, увлекающийся естественными науками, любите и понимаете ее. А с прочий... "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Что ж, как будто бы правильно говорите. Человек может и должен покорить грозные силы природы, принудить их работать на себя. Но в то же час как можно не восхищаться красотой наших лесов, лугов, степей! Люди с теплотой и любовью выращивают миллионы роз, гвоздик, тюльпанов для того, чтобы любоваться ими. Для того, чтобы они дарили нам радость и хорошее настроение.

Непонятно мне и ваше отношение к народу. Вы изредка говорите о мужиках так, что можно поразмыслить, будто они вам безразличны. Наверное, вы произносите это под влиянием настроения. Вы ведь сами гордитесь тем, что ваш "дед землю пахал".

Почему же в ваших взглядах так много противоречивого? Да и автор, создавший вас, считает, что ваше час ещё не пришло. И все-таки я ещё раз говорю, что отношусь к вам с большим уважением. С?олью читала я строки романа, из которых узнала о вашей нелепой смерти. Конечно, вам хотелось существовать. Ведь так жаль прощаться со своей жизнью, со своей мыслью, со своим делом. Но эта боль расставания с жизнью выражается в презрительном отношении к себе и к той глупой случайности, которая погубила вас. И хотя в конце романа вы уже наделены мрачным пессимизмом, скептическим отношением ко всему, до последней минуты вы остались верным себе. И я считаю вас личностью сильной, мужественной, несмотря на ваши заблуждения и ошибки.

По моему мнению, Базаров - положительный герой романа. Тургенев искренне хотел понять и правдиво показать черты нового человека, вжиться в его образ. "Базаров - это мое любимое детище, на которого я потратил все находящиеся в моем распоряжении краски", - писал Тургенев. Мне импонирует в Базарове его критическая настроенность к дворянской интеллигенции, его ум и научное мышление, его стремление к практической деятельности, его честность и правдивость.

Базаров - представитель разночинной демократической молодежи. Он близок мне тем, что является независимой натурой, не склоняющейся ни перед какими авторитетами, все подвергающей суду мысли.

Под свое отрицание Базаров подводит теоретическую основу. Несовершенство общества и общественные болезни он объясняет характерам самого общества. "Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходит от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния-общества, одним словом, - говорит Базаров, - исправьте общество, и болезней не будет". Так именно и рассуждали русские демократы-просветители 60-х. годов XIX века, но их просветительство, в отличие от дворянского просветительства 30-40-х годов, было революционным: они не только объясняли мир, они стремились радикально изменить его.

Базарова не удовлетворяют мелкие улучшения жизни, частичные ее исправления, он - не либеральный реформатор, он требует уничтожения и замены самих основ современного ему общества. В непримиримом отрицании Базаровым всего крепостнического прошлого, несомненно, отразились революционные устремления передовой демократической молодежи.

Ироническая фраза о мужиках, дающих законы, свидетельствует о том, что Базаров, как и его автор, с большим сомнением смотрит на общину и коллективистические настроения крестьянства. В деле общественного прогресса тургеневский герой больше рассчитывал на людей духа, на таких как он сам, индивидуалистически настроенных интеллигентов, а не на силу и разум народных масс.

Сам Базаров совершенно определенно указывает на связь своего отрицания с народными настроениями: "Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы ратуете", - говорит он Павлу Петровичу. В социальном содержании Базарова как типа, в основах мировоззрения, в складе ума и характера тургеневского героя нашли свое воплощение черты, облик всей передовой демократической молодежи 60-х годов.

Подчеркивая скептическое отношение Базарова к искусству, к поэзии, Тургенев раскрывал характерную черту, которую он наблюдал у некоторых представителей демократической молодежи. Чуткий ко всем стремлениям молодого поколения, Тургенев изобразил в Базарове тип молодого человека, верящего исключительно в науку и относящегося презрительно к искусству и религии. То, что Базаров, ощущая в себе плебейскую ненависть ко всему дворянскому, распространял ее и на всех поэтов, вышедших из дворянской среды, правдиво показано в романе.

Образ главного героя близок мне тем, что Евгений - очень неоднозначный и интересный человек. Тургенев показывает здесь не противоречие между словом и делом, не свойственное Базарову, а просто победу жизни над некоторыми предвзятыми понятиями. Тургенев, для которого истинная любовь всегда являлась высоким критерием, стремится не унизить Базарова, а, наоборот, возвысить его, показать, что в этих, казалось бы, сухих и черствых нигилистах таится гораздо более мощная сила чувства, чем, например, в Аркадии, любовь которого Базаров определил кратко и точно: "бланманже". Но в судьбе передового разночинца-демократа любовь редко играла такую всеопределяющую и тем более "роковую" роль, какую она сыграла в жизни аристократа Павла Петровича, и не случайно в "Отцах и детях" Тургенев отводит любовному сюжету второстепенное место.

Мне кажется, Базаров - герой не своего времени, поэтому судьба его так печальна. Я согласна с тем, что Базаров стоял в преддверии будущего, но смерть постигла его потому, что Тургенев сам не знал, куда мог пойти его герой, поскольку он не связал его непосредственно с революционно-демократическим движением 60-х годов.

По воспоминаниям родственницы писателя Н. А. Островской, на замечание о том, будто он не знал, что делать с Базаровым, и потому умертвил его, Тургенев сказал: "Да, я действительно не знал, что с ним делать. Я чувствовал тогда, что народилось что-то новое; я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что из них выйдет, я не мог. Мне оставалось или совсем молчать, или написать то, что я знаю. Я выбрал последнее".

Тургенев сумел уловить в герое своего романа многие черты, которые получили дальнейшее развитие у последующих поколений. Благодаря этому роман "Отцы и дети" воспринимается не как историческая реликвия, а как произведение, которое всегда живет новой жизнью, волнует, будит споры. Даже сейчас, в начале третьего тысячелетия, образ Базарова привлекает своей суровой, пусть несколько угрюмой, честностью, своей безукоризненной прямотой, стремлением к активным действиям, отвращением к фразерству и пустословию, ко всякой лжи и фальши, неукротимым темпераментом борца. Эти черты Базарова близки мне и, я уверен, многим представителям современной молодежи.

Я не согласна с Вами, Базаров…
(по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
И.С.Тургенев подарил миру вечно молодое произведение – роман «Отцы и дети». В нем писатель рассказал нам о нестандартном человеке, который отрицает все принципы и стремится к новому и нестандартному. Да, Базаров – это личность, которая имеет свое мнение, уверенно смотрит в будущее. И я согласна с тем, что нужно двигаться вперед, что нужно что-то менять в нашей жизни. Но Базаров делает это слишком резко и грубо. Да, безусловно, главный герой романа – это человек прогресса и высокого ума, но я не согласна с его взглядами на жизнь. И мне на каждой странице романа очень хочется с ним поспорить.
Я считаю, что жизнь человека должна гореть ярким факелом, а не тлеть тусклыми головешками. Для полноты и озаренности жизни человеку необходимо искусство, а Базаров его отрицает. Он отрицает принципы, устои и порядки. Но ведь это неправильно! Ведь все люди всю жизнь жили и живут по каким-то определенным принципам, что-то в этом мире хорошо, а что-то плохо, а если жить, как говорит Базаров, без принципов, то получится какая-то анархия. Все будут делать все, что захотят, ведь определенных устоев морали не будет. Конечно, Евгений Васильевич может мне возразить, что эти правила морали нигде не записаны, но ведь они должны быть у каждого из нас в душе, тогда люди не будут совершать плохих поступков.
Базаров не признает литературу. Но как же можно жить без Пушкина, Лермонтова, Шекспира? Это же великие писатели, их произведениями восхищается весь мир, а он, какой-то безызвестный доктор, не только не признает великих и бессмертных, но даже еще и насмехается над ними. Кроме обычной пищи мы нуждаемся и в духовной, но где же мы ее возьмем, если не будет искусства, не будет Рафаэля и Пушкина. Вот тогда, действительно, мы станем похожи друг на друга, как березы в лесу, как лягушки, которых вы так любите препарировать.
Почему, Базаров, вы нам навязываете свою точку зрения и считаете ее единственно правильной? В том, что человек должен делать дело, я с вами полностью согласна. Но по какому праву Вы делом считаете только свое занятие медициной? По какому праву смеете обвинять великих деятелей искусства? Вы, грамотный человек, забыли о том, почему погибла древняя Спарта? Они тоже были слишком здравомыслящими: уделяли внимание здоровью, делу, а хилых даже сбрасывали со скалы. А эти слабые могли бы писать стихи, сочинять музыку. Прагматичный расчет погубил древних спартанцев. Извините, но каждый из нас личность, и эту личность нужно уважать. Хватит нам вождей с их индивидуальными проектами разрушения нации!
Вы, Базаров, никого не уважаете, во всех Ваших разговорах сквозят пошлость и пренебрежение к людям. У Вас нет даже элементарного уважения к старшим, это мы пронаблюдали в Ваших разговорах с Кирсановым. О Вашем отношении к собственным родителям лучше не говорить вообще. Ведь родители – это самые верные и близкие для нас люди, и я считаю, мы обязаны их любить хотя бы уже за то, что они подарили нам жизнь. А герой романа не проявляет к ним никаких чувств вообще, словно они и не люди, словно их и не существует. Согласился побыть в родном доме при условии, чтоб никто ему не мешал и на глаза не попадался. Ни капли любви к родителям…
И о любви вообще…Я считаю, что человек без любви не может существовать, а Базаров категорически отрицает любовь. Оп говорит, что это ненужное чувство, а я считаю, что любовь дает нам силы жить, является главным стимулом в жизни. Что же тогда у нас останется в сердце, если у него отнять любовь?
Всю свою жизнь Базаров отрицал высокие искренние чувства, принципы, литературу, но мы убедились в том, что вся его теория рухнула: он полюбил Одинцову. Он такой же человек, как и все. Под его высокомерным и непробиваемым панцирем билось большое, доброе и романтическое сердце.
Меня охватила глубокая жалость к этому человеку, когда я дочитала роман до конца.

Мне кажется, это очень интересно - написать письмо Базарову - литературному герою романа И. С. Тургенева, представив его живым человеком, с которым можно поспорить. Если честно, то Евгений Васильевич понравился мне и как герой романа, и как личность. Прежде всего тем, что он, как всякая неординарная личность, неоднозначен.

Могли бы стать идеалом для многих поколений людей, ведь Вы - человек глубокого ума и сильной воли. Мне известно, что Вы жили и воспитывались в условиях, значительно отличающихся от тех, в которых росли дворяне. И поэтому неудивительно, что о Вашем демократическом происхождении говорит все: ваша внешность, манеры, речь. Может быть, кого-то это раздражает, но простые люди, такие как Фенечка, горничная Дуняша, слуга Петр или дворовые мальчишки, которые бегают за Вами, как «маленькие собачонки», рады Вам и уважают за трудолюбие и простоту, поэтому и говорят о Вас: «Свой брат, а не барин».

Мне импонирует то, что

Вы обладаете широким кругозором и высказываете критическое отношение к миру. Вы петербургский студент-медик, будущий врач, изучающий естественные науки. Но этим, видимо, круг Ваших интересов не ограничивается, так как для Вас не составляет труда высказать свое мнение относительно философии, политики, науки, искусства и при этом блеснуть знанием латыни и проявить силу логического ума. Все это, я считаю, возвышает Вас над другими людьми, с которыми Вам приходится общаться.

Мне очень нравится то, как независимо и четко Вы отстаиваете свою точку зрения, доказываете свою правоту, не склоняетесь перед авторитетами, ни от кого не зависите, все высказывания других подвергаете критике. Признаюсь, во многом я согласен с Вами. Но есть вещи, о которых Ваши представления, как мне кажется, ошибочны. Например, Вы считаете себя нигилистом, то есть человеком свободомыслящим, отрицающим старые традиции, обычаи, идеологию крепостничества. Но Вы пошли дальше: Вы резко отрицательно, скептически относитесь и к своим современникам, и к современности. Вы пытаетесь разрушить все то, что было создано до Вас, разрушить существующий мир, не допуская при этом даже мысли о том, кто же будет строить Ваш «идеальный» мир. Но, как известно, «разрушать - не строить», первое всегда легче. Почему же Вы выбираете более легкий путь? Ведь Вам - с Вашим трудолюбием и неутолимой жаждой познания - под силу была и более тяжелая «ноша».

Вы же только спорите, ведете словесные баталии. И насколько я могу судить, в каждом споре Вы одерживаете победу. А что дальше? Не кажется ли Вам, Евгений Васильевич, что Вы не с теми спорите? Стоит ли спорить с человеком других взглядов, если он их никогда не изменит? Возможно, Вы считаете, что в споре рождается истина. Но я придерживаюсь иного мнения: лучший способ победить в подобном споре - уклониться от него. Вы ведь только наживаете себе врагов, даже среди друзей. Вы резко, иногда даже грубо, критикуете то, что Вам не по душе. И совсем не думаете о человеке, которого это касается. Евгений, я согласен, что прямота и искренность - хорошие качества, но задумались ли Вы о том, что Аркадию, например, неприятно и больно слушать Ваши высказывания о нем и его семье. Не обижаете ли Вы тем самым Вашего друга?

И еще, Евгений, позвольте не согласиться с Вашим отношением к искусству, природе, любви. Они не так бесполезны, как Вам кажется. Ведь без красок и кисти художника, без торжественных или печальных звуков музыки, без вдохновенных стихов поэта жизнь была бы скучна, эмоционально бедна, а человек был бы словно ходячая схема. Я не могу также согласиться с Вами в том, что «природа не храм», а только «мастерская». Конечно, человек должен познавать природу, и в этом смысле он «работник», но при этом человек, осваивая природу, бережно и трепетно должен относиться к ней, чтобы не разрушить богом данную красоту земли. Меня также удивляет, что в Вашем сердце долгое время не было места для любви и Вы не верили в это загадочное, полное тайн и неожиданностей чувство. Вы считали, что «все это романтизм, чепуха, гниль, художество». Но я знаю, что Ваша собственная жизнь опровергла эти убеждения и Вы полюбили госпожу Одинцову, хотя долго не хотели признаться в этом даже себе. И своих родителей Вы не только почитаете, но и любите, как бы ни старались скрыть это. Вы пытаетесь жить только умом, рационально, прагматично решая все проблемы. Но думаю, что Ваша человеческая натура сложнее, чем Вы о себе думаете. И человек, и Вы в том числе, не был бы человеком, если бы был лишен эмоций, чувства любви, дружбы, привязанностей.

Конечно, я не вправе судить Вас, да и не хочу этого делать. Ведь идеальных людей в мире нет. Но, быть может, мои размышления Вам покажутся небезынтересными. Предчувствуя скорую смерть, Вы спросили себя, нужны ли Вы России. Думаю, что да, нужны. Как бы к Вам ни относился Иван Сергеевич, с сочувствием или с негодованием, но он не стал бы писать о Вас, если бы считал Вас и Ваше поколение, людей Ваших взглядов бесполезными для России. Тургенев, правда, не видит Вашего будущего, но это потому, что сам он по духу принадлежит к поколению «отцов».

Позвольте на этом закончить. С уважением от поколения детей нового века - Сергей Крутолобов

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры