План-конспект урока "Сочинение по картине И.Левитана Март". Описание картины Исаака Левитана «Март

Главная / Любовь

Художник: Исаак Левитан

Картина: “Март”

Дата написания картины: Март 1895 года

Размер холста: 60 х 75 см

Место постоянного экспонирования: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Глядя на шедевр Исаака Левитана “Март” несомненно, мы проникаемся тем настроением, которое нам хотел передать художник. Картина проникнута чувством ожидания. Об этом говорит и смиренная лошадь с санями, одиноко стоящая неподалёку дома, которая ждёт своего хозяина.

Озарённая солнцем, очевидно, она задремала от тепла ласкающих нежных весенних лучей.


Портрет Исаака Левитана кисти Валентина Серова. 1892 год

На переднем плане мы видим крыльцо и короткую желтую стену дома. Жёлтый цвет придаёт картине больше тепла и солнечного света. На шапке крыльца лежит снег, но создаётся такое впечатление, что снег – тёплый, ведь он озарён яркими солнечными лучами. Скоро по железному стоку зазвенит капель! Дверь дома открыта, с минуты на минуту выйдет хозяин, которого так заждалась лошадка, и отправится в путь.

Но главное, что нас привлекает в этой картине – это ожидающая весну природа.


Небо безупречного голубого цвета говорит нам о том, что метелей не предвидится. Неужели пришла весна? Подтаявшая дорога и несброшенная осенняя листва на деревьях ждут перемен. Всё ожидает прихода нового тёплого сезона. Природа нежится в тёплых солнечных лучах. Слева перед нами предстаёт лес, ожидающий весну. Картина здесь разительно отличается. Хвойная зелень отбрасывает тёмные тени. Очевидно, что в лесу царит зимний холод, краски мрачные и тёмные. Солнечные мартовские лучи ещё не успели обогреть хмурые сине-зелёные ели, а так хочется, чтобы солнце ярко-золотым светом озарило их насупившиеся кроны. Скоро это произойдёт, ведь на дворе – март!


Картина «Март» считается одним из наиболее известных и ярких образцов пейзажного наследия Левитана .

Этот жизнеутверждающий пейзаж, сочетающий в себе живописное изображение снега, весеннего неба и деревьев, считается «открытием в русской пейзажной живописи». Впоследствии этот мотив стал популярной темой у многих русских пейзажистов XX века - Игоря Грабаря, Константина Юона и многих других.

История создания картины

В 1894-1895 годах Левитан прожил несколько месяцев в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно Тверской губернии. Усадьба принадлежала тайному советнику Ивану Николаевичу Турчанинову, и там часто проводила время его жена Анна Николаевна с дочерьми Варварой, Софьей и Анной. Главным зданием усадьбы был двухэтажный дом с мезонином, окрашенный в желтоватый цвет . Он и изображён на картине «Март» , а также на более ранней пастели Левитана «Осень. Усадьба» (1894), которая в настоящее время является частью коллекции.

Исаак Левитан. “Март”

Левитан познакомился с Анной Николаевной Турчаниновой летом 1894 года в Островно, где он гостил в имении Ушаковых вместе со своей спутницей - художницей Софьей Петровной Кувшинниковой. У Левитана и Турчаниновой завязался роман, который привёл к ссоре и разрыву отношений с Кувшинниковой. После этого Левитан переехал в усадьбу Горка и жил там в августе и сентябре 1894 года, а затем вернулся туда ранней весной следующего года. Специально для него на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, расположенный на берегу озера.


Исаак Левитан. Портрет Софьи Кувшинниковой. 1888

Именно тогда, в марте 1895 года, и была создана картина «Март». Она была написана полностью с натуры, без предварительных этюдов, за несколько сеансов . Свидетельницей работы Левитана над картиной была младшая дочь Турчаниновых Аня, которая помогала художнику носить ящик с красками, слушала его рассказы о красоте природы и любовалась тем, как создавался будущий шедевр.

Исаак Левитан. Фотография 1898 года

В тот же период Левитаном была написана ещё одна картина - «Весна. Последний снег», которая впоследствии находилась в собрании московского мецената Владимира Шмаровина. В настоящее время её местонахождение неизвестно, но сохранился одноимённый этюд (25,5 × 33,3 см , холст, масло, Русский музей).

Картина «Март» экспонировалась на 24-й выставке «передвижников», проходившей в 1896-1897 годах в Санкт-Петербурге и Москве, а также на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. В том же 1896 году картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым.


Исаак Левитан. Весна. Последний снег. Этюд. 1895

Усадьба Горка не пережила революционных потрясений начала XX века. В 1904 году сгорел дом-мастерская, в котором в середине 1890-х годов работал Левитан. В 1914 году имение Горка было продано другому владельцу. Уже после революции, в июне 1923 года, здание усадьбы было уничтожено пожаром (по-видимому, в результате поджога).

Сюжет картины

35-летний Левитан писал картину на задворках усадьбы Горка, стена главного дома которой видна в самой правой части картины. Солнечный мартовский день, начавший уже таять снег, деревья и просёлочная дорога, подходящая к крыльцу, у которого, греясь на солнышке, смирно стоит лошадь с дровнями. Дианка - так звали лошадку с усадьбы Горка - стоит в центре пейзажа и составляет его неотъемлемую часть.


Исаак Левитан. Осень. Усадьба (1894)

Мажорный, жизнеутверждающий мотив картины показывает борьбу уходящей зимы и наступающей весны, солнечного света и холодного снега . Это подчёркивается цветовым контрастом между тёмными соснами на заднем плане и светлыми, освещёнными солнечным светом стволами осин перед ними, которые своими ветками будто бы тянутся к весеннему солнцу. В частности, это стремление вверх дополняется очень высоким расположением скворечника на одном из деревьев, так что даже создаётся впечатление, что он приделан к слишком тонкой ветке.

Оттенки снега, синие тени деревьев и голубое небо создают очень живописную картину - сюжет, который потом не раз повторялся в пейзажах других русских художников.

Картина «Март» является ярким образцом так называемого «левитановского пейзажа», в котором, даже изображая «ликующее состояние природы», художнику удалось сохранить в картине лирический оттенок переживания.

Любовь способна толкать на подвиги, любовь вдохновляет и становится музой. Нечто подобное произошло с художником Левитаном. Хоть он был женат, но его сердце покорило одно прелестное создание, и этим толкнуло его на целый ряд художественных композиций. Картина «Март» также плод чувств и проявлений эмоций художника, к своей соседке по даче.

Теплое весеннее солнышко топит рыхлый снежок. Поскольку деревья еще покрыты снегом и листьев еще нет, можно просмотреть присутствие скворечника на дереве. Все это предшествует скорому наступлению лета. Вскоре можно будет разгуливать по лесу, со своими друзьями, наслаждаясь красотой природы.

Друзья приехали на короткое время, и у подъезда стоят, уставшие от дороги, лошади. Какая приятная картина, сколько в ней радости и надежды. Только это картина художника отражает такие светлые мысли и чувств. Она единственная, и больше он не напишет ничего подобного.

Как и у каждого художника, у Левитана были свои особенности. Например, он крайне редко писал зимнюю тематику, предпочитая весну или осень. Но картина март является исключением.

Зимний пейзаж, изображенный Левитаном, стал поворотным моментом в истории российской живописи. Удивительно, но так красиво описал зиму, сияние снега, деревья и небо, в зимнем великолепии, только этот человек. До него, не было подобного произведения, с таким красочным описанием зимы.

В картине нет присутствия ожидания. Лошадь греется от солнечных лучей, не ожидая своих господ. Веки лошади прикрыты, и она наслаждается теплом солнечных лучей.

Отличие картины «Март» заключается в точности, простоте и ясности этой картины. Зритель погружается в состояние, переданное на полотне. Видя полосы дороги, на которой оттаял снег, видя деревянный домик перед собой, кажется, будто ты тоже присутствуешь на самой картине. Характер картины уютный, и в этом его особенность.

Часть картины, на которой изображено снежное поле, разделяет полотно на две половины, при этом вносит долю умиротворения и спокойствия. Передняя часть картины отражает приятное томление. Например, стена дома, крыльцо, крыша, они разогреты лучиками солнца. Лошадь томится под солнцем, дорого согретая и оттаявшая. А на задней половине видно вовсе другое описание.

Деревья, хмурого состояния, березы с листвой, не сброшенной в предзимье, и еще не потревоженный солнцем снег. Делаем вывод о том, в чем идея и замысел мастера. Хоть и наступает период теплоты, но не все пережило зимнее и хмурое состояние. То есть, тяготы и заботы, груз проблем и печалей, не покинул полностью. Смысл в том, что к временам возрождения не всегда легко подготовится.

Картина, изображенная в этом шедевре естественная и правдивая, простая и незамысловатая. Но все же в картине присутствует и полная завершенность мысли художника.

Светлана Губренко (Андреева)

Конспект НОД. Беседа по картине И. И. Левитана "Март".

Направление : "Познавательно-речевое", "Художественное творчество".

Образовательные области :

- "Познание",

- "Коммуникация".

Задача : формирование целостной картины мира.

Цели :

1. Развивать умение узнавать и называть время года.

2. Учить детей называть основные признаки весны.

3. Учить детей называть весенние месяцы.

5. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование : репродукция картины И. И. Левитана "Март".

Ход НОД.

1. Организационный момент .

Еще мы тепло одеты,

Но к нам шагает медленно весна.

Ее приметы нам уже заметны,

Скажите, с чем в гости к нам идет она?

Ответы детей (Дети называют приметы весны).

(В небе появляется солнышко. Начинает таять снег. По дорогам бегут ручьи).

Правильно, ребята! А как называется первый весенний месяц? (Март).

2. Работа над содержанием картины.

Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине Исаака Ильича Левитана "Март".

Посмотрите на картину. Что вы видите на ней?

(Выслушиваются ответы детей).

Обобщение ответов детей:

На картине художник изобразил природу. Голубое небо, еще тонкие без листвы осинки. Птицы еще не прилетели, скворечник пустой. Солнце освещает стену дома, березки. В лесу еще лежит снег.

3. Обучение чтению картины.

Как называется картина И. И. Левитана? (Март).

О чем эта картина?

(Эта картина о весне, о марте, о весенней погоде, о начале весны).

Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Правильно. Возникает чувство радости, что начинается весна. А это всегда приятно и радостно!

Как удалось художнику показать чувство радости?

(Он изобразил много света, яркое, теплое мартовское солнце, голубое небо).

Левитан запечатлел не весь дом, а только часть его стены, на которую падают прямые лучи весеннего солнца.

А еще чувствуется, что купаются в золотистых лучах солнца березки и осинки.

Что еще дает возможность ощутить чувство радости перед наступлением весны?

Посмотрите, какой снег на картине?

(Снег под лучами солнца потемнел, осел. На дороге он рыжеватый, пропитан водой. Чистый, белый снег лежит на крыше дома, на крыльце, под деревьями. Вокруг деревьев еще лежат сугробы.)

Кого еще изобразил художник на этой картине? (Лошадку).

Что делает лошадка?

А как вы думаете, почему лошадка стоит?

Лошадка с санями стоит у крыльца. Она спокойно дремлет на теплом мартовском солнышке. Наверное, она ждет своего хозяина. Ей приятно стоять под ласковыми и теплыми лучами весеннего солнца.

Физминутка.

Туча прячется за лес - дети приседают

Смотрит солнышко с небес - дети встают, поднимают руки вверх и машут

И такое чистое, доброе, лучистое.

Если б мы его достали - дети тянутся "к небу"

Мы б его расцеловали! - шлют воздушные поцелуи.

4. Составление рассказа по картине.

1. Обилие солнца, света.

3. Стены дома.

5. Деревья.

6. Лошадка.

(При составлении рассказа вместо плана можно использовать мнемотаблицу).

5. Заключительная часть.

Вам понравилась картина? Чем?

Картина И. И. Левитана "Март" радостная. Своей картиной художник заставляет нас понять и полюбить красоту родной природы, которая окружает нас и которую мы так часто не замечаем.

6. Подведение итогов.

(1860-1900), написанный в 1895 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 1489). Размер - 60 × 75 см.

Картина была написана Левитаном в марте 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка в Тверской губернии. Она экспонировалась на выставках 1896 года, и в том же году была куплена Павлом Третьяковым.

Картина «Март» считается одним из наиболее известных и ярких образцов пейзажного наследия Левитана. Она также служит примером влияния импрессионизма на творчество художника.

Этот жизнеутверждающий пейзаж, сочетающий в себе живописное изображение снега, весеннего неба и деревьев, считается «открытием в русской пейзажной живописи». Впоследствии этот мотив стал популярной темой у многих русских пейзажистов XX века - Игоря Грабаря , Константина Юона и других.

В 1894-1895 годах Левитан прожил несколько месяцев в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно, в то время находившейся на территории Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, а ныне входящей в состав Удомельского района Тверской области. Усадьба принадлежала тайному советнику Ивану Николаевичу Турчанинову, и там часто проводила время его жена Анна Николаевна с дочерьми Варварой, Софьей и Анной. Главным зданием усадьбы был двухэтажный дом с мезонином, окрашенный в желтоватый цвет. Он-то и изображён на картине «Март», а также на более ранней пастели Левитана «Осень. Усадьба» (1894), которая в настоящее время является частью коллекции Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Левитан познакомился с Анной Николаевной Турчаниновой летом 1894 года в Островно, где он гостил в имении Ушаковых вместе со своей спутницей - художницей Софьей Кувшинниковой. У Левитана и Турчаниновой завязался роман, который привёл к ссоре и разрыву отношений с Кувшинниковой. После этого Левитан переехал в усадьбу Горка и жил там в августе и сентябре 1894 года, а затем вернулся туда ранней весной следующего года. Специально для него на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, расположенный на берегу озера.

Именно тогда, в марте 1895 года, и была создана картина «Март». Она была написана полностью с натуры, без предварительных этюдов, за несколько сеансов. Свидетельницей работы Левитана над картиной была младшая дочь Турчаниновых Аня (в семье её называли Люлю), которая помогала художнику носить ящик с красками, слушала его рассказы о красоте природы и любовалась тем, как создавался будущий шедевр.

В тот же период Левитаном была написана ещё одна картина - «Весна. Последний снег», которая впоследствии находилась в собрании московского мецената Владимира Шмаровина. В настоящее время её местонахождение неизвестно, но сохранился одноимённый этюд (25,5 × 33,3 см, холст, масло, ГРМ, инв. Ж-4261).

Картина «Март» экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), проходившей в 1896-1897 годах в Санкт-Петербурге и Москве, а также на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. В 1896 году картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым.

Усадьба Горка не пережила революционных потрясений начала XX века. В 1904 году сгорел дом-мастерская, в котором в середине 1890-х годов работал Левитан. В 1914 году имение Горка было продано купцу второй гильдии Аггею Аггеевичу Маркову. Через несколько лет после революции, в июне 1923 года, здание усадьбы было уничтожено пожаром (по-видимому, в результате поджога).

Левитан писал картину на задворках усадьбы Горка, стена главного дома которой видна в самой правой части картины. Солнечный мартовский день, начавший уже таять снег, деревья и просёлочная дорога, подходящая к крыльцу, у которого, греясь на солнышке, смирно стоит лошадь с дровнями. Дианка - так звали лошадку с усадьбы Горка - стоит в центре пейзажа и составляет его неотъемлемую часть.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

«Март» 1895 г. 60 x 75 см. Масло, холст. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Описание картины Левитана И.И. «Март»

Картина «Март», написанная Исааком Левитаном в начале 1895 года, ныне находится в Третьяковской галерее в Москве.

Ландшафт зимы не часто прельщал музу Левитана, но на этом холсте зимний пейзаж отступает перед первыми признаками весны.

Яркое весеннее солнце светит, снег тает, становится рыхлым. Художник изумительно изобразил зиму, сверкание снега, в левитановском «Марте» деревья еще не проснулись от зимней стужи.

Лошадь, запряженная в сани, стоит у дверей дома, греясь под первыми теплыми и еще робкими лучами солнца.

На заднем плане картины изображены еще угрюмые деревья. На березах кое-где еще не сброшена осенняя листва.

В глубине леса еще виднеется много снега, в воздухе витает морозец. Перелетных птиц еще не видно, но уже заметно, что солнце хорошо пригревает, снег в последний раз ярко сверкает на солнце. Вся природа замерла в ожидании весны.

Картина наполняет ее созерцателей радостью и ожиданием перемен, благодаря тому, что художник на картине применяет светлые тона красок.

Лучшие картины Левитана И.И.

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Алексей Иванович Корзухин родился 11 марта 1835 года в селе Уктус Пермской губернии. Его отец был крепостным промывальщиком золота. Способности к рисованию у мальчика проявились еще в ранние годы. Он брал уроки рисования у местных иконописцев, писал портреты родственников. Корзухин в этот период принимал участие в создании икон для Преображенской церкви.
Иван Николаевич Крамской родился 27 мая 1837 года в городе Острогожске Воронежской области. Он окончил Острогожское училище в 1839 году. В это же время умер отец будущего художника, служивший писарем в думе. Крамской также работал писарем, посредником по полюбовному межеванию. Талант Крамского проявился уже в юные годы. На мальчика обратил внимание фотограф Александровский. Вскоре Крамской поступил к нему на службу в качестве ретушера.
2012-09-11

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры