Почему в своем грехе катерина кается публично. Чем объясняется раскаяние катерины

Главная / Любовь

В основе пьесы «Гроза» Островского - самой известной и значительной в творчестве драматурга - конфликт Катерины с «темным царством», царством самодуров, деспотов, невежд. Понять суть этого конфликта, разобраться, почему столь трагичен финал произведения, почему среди ведущих тем особо выделяется тема греха, возмездия и покаяния, можно, лишь заглянув в душу молодой женщины.

Со слов Катерины мы узнаем о ее жизни в девичестве: «Я жила, ни об чем не тужила, словно птичка на воле». Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству, «наряжала, как куклу». Жизнь в родном доме была свободной: девушка рано вставала, шла умыться к роднику, поливала ключевой водой цветы, которых было много в доме, шла с матерью в церковь, а потом занималась рукоделием и слушала рассказы странниц, которыми вечно был полон дом.

От природы Катерина - натура цельная, страстная, мечтательная. Она всей душой искренне принимает веру. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится!» На службе и в снах она часто улетала на небо, парила над облаками, общалась с ангелами. Ей случалось подняться среди ночи и до утра молиться и плакать. О чем она молилась, о чем плакала - она и сама не ведала. Всего того, что противоречило ее представлению о жизни, она просто не замечала, уносясь в мечтах на небо.

Впрочем, драматург наделяет набожную Катерину сильным характером и свободолюбием. И эта «гремучая смесь» проявляется у Катерины с детства. Однажды, в возрасте шести лет, обидевшись на что-то, она ночью убежала на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега! Еще одной важной деталью ее жизни было то, что она жила в своем мире, отгороженном от реальной действительности. Жизнь ее была чиста и целостна, душа пребывала в покое. Наивная, добрая, набожная девушка с задатками сильной, целостной, свободолюбивой личности -вот что такое Катерина до замужества.

Замужество меняет все. Хотя Катерине в каком-то смысле даже повезло: муж ее не обижает и даже по-своему защищает от свекрови. Отчего же мы с самого начала пьесы понимаем, что душа Катерины страдает и мечется?

Первое, чего лишилась Катерина, выйдя замуж, - свободы. В доме, не ставшем для нее родным, ей тяжела сама необходимость жить в замкнутом пространстве, быть запертой в четырех стенах, ограниченной лишь кругом домашних забот. Катерина уважает себя, и домостроевские замашки Кабанихи постоянно ранят ее чувствительную душу. Она не умеет не замечать их и не реагировать на них, она не хочет и не может молчать, выслушивая незаслуженные попреки. Отстаивая собственное достоинство, Катерина разговаривает со свекровью на «ты», как с равной себе.

Лишившись постоянного общения с природой, которое наполняло ее детство, ведя жизнь затворницы, полную обмана, лицемерия, жестокости, бесправия, подчинения чужой воле, она ощущает невыносимую духоту и скуку в доме свекрови.

К тому же замуж ее выдали очень рано, без любви, она, по словам Вари, не нагулялась в девках, сердце ее «не уходилось». Но по мнению самой Катерины, оно и не «уходится» никогда: «слишком горячей родилась». Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик, ни на кого тебя не променяю». Но любить искренне и открыто, как того просит душа, в «темном царстве» не принято: Кабаниха одергивает невестку: «Что на шею-го виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». Катерина признается Варваре: «Да здесь все как будто из-под неволи».

Глотком свободы становится для нее чувство к Борису, вспыхнувшее с первого взгляда и ставшее причиной ее нескончаемых душевных страданий. Для набожной женщины сами помыслы о любви к чужому мужчине греховны. Отсюда подавленность Катерины, страх, предчувствие близкой гибели. Внешне она еще ничего не совершила, но уже преступила свой внутренний нравственный закон и терзается чувством вины. Вот почему она уже не испытывает восторга от посещения церкви, не может, как прежде, молиться, не в состоянии сосредоточиться на своих мыслях, тревожные думы, бередящие душу, не дают ей любоваться природой.

Изменились и ее сны. Вместо райских кущ.видится ей кто-то, кто обнимает ее горячо-горячо и уводит куда-то, и она за ним идет. Внутренне она уже согрешила и осознает свою любовь как «страшный грех», а потому боится умереть вдруг, без покаяния, предстать перед Богом «как... есть, со всеми... грехами, со всеми помыслами лукавыми».

С одной стороны, ей душно дома, хочется бежать от свекрови, которая все время унижает ее человеческое достоинство, от тоски она готова что-то сделать с собой. Борясь со своими чувствами, как утопающий, хватающийся за соломинку, она просит мужа не оставлять ее одну. Но тот говорит, что сам устал от жизни в маменькином доме и хочет погулять на воле. Нет у Катерины и детей, а они могли бы скрасить ее одиночество и стать ее опорой: «Деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать - ангелы ведь это». С другой стороны, и чувство к Борису, если вдуматься, не приносит ей желанного счастья.

По сути, самым страшным и трагическим для Катерины оказывается то, что она остается одна. Даже Варя не понимает ее, считает слишком мудреной, выступает в роли искусительницы, передавая ключ от калитки и обещая прислать Бориса. По ней - делай что хочешь, лишь бы все было шито-крыто. Когда-то и она, как Катерина, не умела врать, но жизнь научила ее и вранью, и лицемерию.

Почему в борьбе мотивов: увидеть Бориса или выкинуть ключ - побеждает первое желание: «будь что будет, а Бориса я увижу!»? Катерина не лукавит перед самой собой, она знает, что идет на грех, но, видимо, настолько непереносимой стала для нее ее жизнь, что она решает: «Мне хоть умереть, да увидеть его». И на первом свидании Катерина говорит Борису: «Ты меня загубил!»; «Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь!»

Вот только жить со столь тяжким грехом на душе Катерина не может. Потому-то она так боится грозы. Она для нее - проявление гнева Божьего. Быть убитой грозой (а она уверена, что та непременно убьет ее) и предстать перед Богом, не раскаявшись, кажется ей невозможным. Невыносим для Катерины ее собственный суд над собой. Сокрушены ее внутренние устои. Тут не просто «семейный обман» - произошла нравственная катастрофа, нарушены казавшиеся Катерине вечными моральные нормы.

Единственным способом спасения своей души считает она покаяние. Но ее публичное признание не нужно никому, даже мужу: «Не надо, не надо! Не говори! Что ты! Матушка здесь!» В представлении обывателей ее страдания и не трагедия вовсе: мало ли случаев, когда жена погуливает в отсутствие мужа. К тому же Тихон любит Катерину и прощает ей все. Но она не в состоянии простить саму себя, и жизнь превращается для нее в постоянную муку, одна смерть кажется ей избавлением.

Катерина не стала бы Катериной, получившей литературное бессмертие, если бы у нее все было «шито-крыто». Так же как нестрашен для нее суд людской, так невозможна для нее никакая сделка с совестью. «Нет, мне что домой, что в могилу - все равно... В могиле лучше». Так трагедией заканчивается душевная драма Катерины. Такое наказание за свой грех назначила сама себе эта решительная, цельная, русская натура.

И если на минутку забыть, что пьеса написана полтора столетия назад, то можно увидеть, что подобная драма могла случиться не только в ту отдаленную эпоху, она возможна во все времена. Потому что это драма свободолюбивой личности, которая не может развернуться в невыносимом для себя окружающем мире насилия, прежде всего над человеком. Это драма нравственной личности в мире окружающей безнравственности, когда человек не в силах примирить эти противоречащие начала.


Драма А. С. Островского «Гроза» разнопланова и многолика. В ней поднимаются многие острые вопросы социального и нравственного характера. Но наиболее остро стоят в драме проблемы нравственности, греха и покаяния. Островскому не нужно было охватывать всю страну, ему достаточно было на примере маленького провинциального городка Калинова показать безнравственность и жестокость людей, живущих по законам Домостроя. В драме Островского «Гроза» тема греха и покаяния раскрывается весьма своеобразно. Все персонажи в пьесе делятся на две группы: тех, кто думает, что за любой грех можно получить прощение, и тех, кто уверен, что за любой грех последует наказание и только потом возможно прощение. В большинстве литературных произведений раскаявшийся грешник признает свои заблуждения и ошибки и таким образом искупает свою вину. Но в пьесе Островского Катерина, пожалуй, является самым чистым и светлым человеком в городе Калинове, а ее грех - это не падение, а взлет. Героиня Островского живет в тяжелой атмосфере провинциального города, где царят устои Домостроя. В доме ее мужа властно распоряжается всем жестокая Кабаниха. Тихон же во всем подчиняется матери, не спорит с ней, но при первой же возможности старается уехать из дома и погулять вволю. Дочь Кабанихи, Варвара, по ночам гуляет с Кудряшом, но лжет, изворачивается, всячески скрывая это от матери. Катерина же томится в неприветливом доме, не находя применения силам своей души. Муж ее не понимает. Варвара склоняет к обману. А ведь Катерина - это по натуре своей человек свободный. Она росла в любви и ласке, никто ее ни к чему никогда не принуждал. И здесь, в чужом доме, она терпит только до поры до времени. Катерина прямо говорит Варваре, что если очень уж ей «опостылевает» в доме свекрови, то она в окно выбросится, в Волгу кинется, а жить здесь не станет. Внезапно в ее жизнь входит любовь к Борису. Катерина всеми силами пытается сопротивляться> этому греховному чувству. Ведь она замужняя женщина, любить другого не должна. И общество, и церковь считают это страшным грехом. А Катерина с детских лет привыкла проводить время за молитвой; и старалась вести праведную жизнь. Таким образом, она разрывается между греховной любовью к Борису и той жизнью, к которой она стремилась. Катерина ищет поддержки у кого-либо из окружающих! чтобы не поддаться своему чувству: у своего мужа Тихона, у Варвары. Но Тихон не берет ее с собой в поездку, так как хочет повеселиться на воле, Варвара же всячески убеждает ее встретиться с Борисом, тем самым толкая ее в пропасть. И Катерина не в силах сопротивляться сильному чувству, она вся отдается своей любви. Так, на ее долю выпало несколько дней счастья. Но счастья тайного, скрытого ото всех. А цельной и чистой натуре Катерины противна всЯкая ложь. Она страдает оттого, что вынуждена скрывать свою любовь, лгать мужу. И вот однажды Катерина признается Тихону в своем грехе. Однако она не раскаивается в своей любви, она раскаивается только в том, что лгала. И признается ему не только потому, что боится геенны огненной, но и потому, что не может жить с таким грузом на совести. Конечно, вся обстановка сцены покаяния подвигает Катерину признаться: гроза, которую она боится и которая является в драме воплощением небесной кары, сумасшедшая барыня с ее пророчествами о геенне огненной, картина в церкви. Но и без этого, мне кажется, она призналась бы мужу. Пусть не в этот день, но обязательно бы покаялась. По-разному отнеслись к раскаянию Катерины окружающие. Кабаниха готова чуть ли не заживо! похоронить свою невестку, а вот Тихон, напротив, прощает ее и уверен, что Бог тоже простит. Следует отметить и отношение других персонажей пьесы к покаянию и божьей каре за грехи. Кулигин, например, намеревается построить громоотводы, считая, что таким образом спасет людей от «кары небесной». Гроза уйдет в землю, так и кара божья сменится прощением, если покаяться. Дикой, напротив,: не верит в покаяние, он считает, что никто не уйдет от гнева Всевышнего. Однако сценой покаяния пьеса не завершается. Ведь Катерина не отрекается от своей любви, она отрекается только от лжи, которая царит в доме Кабанихи. Ее покаяние - это вызов «темному царству», которое душит всякие порывы человека к воле и счастью. После признания жизнь ее в доме Кабановых становится невыносимой. Кабаниха постоянно попрекает ее, «точит» так, что даже Тихону, обманутому мужу, становится жаль ее. Но Катерина не хочет смириться с такой долей. Сначала она решает уехать с Борисом в далекую Сибирь. Однако Борис оказывается слабым и безвольным человеком, он покорно следует по воле Дикого в Сибирь и отказывается взять Катерину с собой. И тогда она решается на последний шаг - оборвать свою жизнь. Почему Катерина, набожная и богобоязненная, решилась на такой отчаянный поступок, ведь самоубийство - один из тяжких грехов, который отрезает путь к спасению души? С одной стороны, мне кажется, она решается на этот поступок от отчаяния, чтобы не испытывать страданий в доме жестокой Кабанихи. Это на первый взгляд может показаться.слабостью со стороны Катерины, неспособностью противостоять жесткому укладу в доме свекрови, но (и это самое главное, что хотел сказать Островский) ее самоубийство - протест против страшного «темного царства» и его устоев, нежелание мириться с обществом, где губят любовь и свободу. Уходя, она думает только о своей любви, которую не считает греховной. Грех - это значит жить в мире обмана, лжи и насилия. Это грех больший, чем самоубийство. И ее смерть- это не только страшный вызов самодурной силе, но и особый род покаяния за то, что она подчинялась, поддалась этой силе и жила в грехе - во лжи и притворстве. Таким образом, Островский показывает в пьесе, что самый страшный грех совершает не Катерина, изменившая мужу, лишившая себя жизни, а хозяева «темного царства», которые губят живые человеческие души, лишая их права на счастье и свободу.

Сочинение

Героине русской литературы поражают своей нравственной чистотой и редкой духовной силой, которая позволяет им смело бросать вызов строгим законам и условностям общества. Такова пушкинская Татьяна, тургеневская Лиза Калитина. Такова и Катерина Кабанова из драмы Островского "Гроза". Чем же выделяется среди других действующих лиц пьесы эта юная купеческая жена, не получившая никакого образования, не участвующая в общественно значимом деле? Ее сфера — семья, необременительные домашние занятия: рукоделие, уход за цветами, посещения церкви.

Первые слова Катерины, когда она называет Кабаниху родной матерью, явно неискренни, лицемерны. Значит, сначала героиня воспринимается как подневольная, покорная женщина, привыкшая к зависимому положению. Но уже следующая реплика Катерины выводит нас из этого заблуждения, так как здесь она уже открыто протестует против несправедливых обвинений свекрови. В последующем разговоре Катерины с Варварой она произносит необычные слова: "Отчего люди не летают так, как птицы?" Они кажутся странными и непонятными Варваре, но много значат для понимания характера Катерины и ее положения в кабановском доме. Сравнение с птицей, которая может взмахнуть крыльями и полететь, красноречиво говорит о том, как тяжело Катерине переносить гнетущую неволю, деспотизм властной и жестокой свекрови. Невольно вырвавшиеся слова героини говорят о ее затаенной мечте освободиться их этой темницы, где подавляется и убивается всякое живое чувство.

Характер Катерины нельзя до конца понять без ее рассказов о счастливой поре детства и девичества в родительском доме. Уносясь мечтой в этот чудесный, полный гармонии мир, Катерина вспоминает о постоянном ощущении счастья, радости, слиянности со всем окружающим, которого она лишена в доме свекрови. "Да здесь все как будто из-под неволи", — говорит героиня, указывая на резкий контраст ее теперешней жизни с милым и дорогим прошлым. Именно эта неспособность Катерины до конца смириться с кабановским гнетом обостряет ее конфликт с "темным царством". История, происшедшая с героиней в детстве, выявляет в ней такие определяющие черты характера, как вольнолюбие, смелость, решительность. И, став взрослой, Катерина все та же. Пророчески звучат ее слова, обращенные к Варваре: "А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!"

Любовь к Борису стала для Катерины причиной пробуждения и возрождения ее души. Она подготовлена всей ее подневольной жизнью в кабановском доме, ее тоской по утраченной гармонии, мечтой о счастье. Но автор на протяжении всей пьесы усиливает контраст между возвышенной, одухотворенной, беспредельной любовью Катерины и приземленным, осторожным увлечением Бориса. Эта способность Катерины глубоко и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного, говорит о ее живой душе, которая смогла сохраниться в омертвелом кабановском мире, где вянут и иссыхают все искренние чувства. Мотив неволи постоянно переплетается с мыслями Катерины о любви. Особенно отчетливо это звучит в ее знаменитом монологе с ключом. В состоянии тяжелейшей душевной борьбы между долгом верной жены и любовью к Борису Катерина постоянно возвращается к мыслям о ненавистной свекрови и постылых стенах кабановского дома. Подавить в себе любовь, которая сулит так много счастья, ради унылого прозябания в неволе — это непосильная задача для молодой женщины. Ведь отказаться от любви — значит навсегда отказаться от всего лучшего, что может подарить жизнь. Значит, Катерина сознательно совершает грех, чтобы сохранить свою живую душу, бросая этим вызов кабановским понятиям о нравственности. Каковы же эти понятия? Они довольно четко и конкретно сформулированы своеобразным идеологом "темного царства" — Марфой Игнатьевной Кабановой. Она абсолютно убеждена в том, что крепкая семья должна быть основана на страхе жены перед мужем, что свобода ведет человека к нравственному падению. Поэтому она так настойчиво "пилит" Тихона, который не способен прикрикнуть на жену, пригрозить ей или поколотить. Публичное покаяние Катерины еще больше утверждает Кабаниху в правильности и незыблемости ее взглядов на семью.

В чем же все-таки причина публичного покаяния Катерины? Может быть, это страх перед грозной божьей карой? Думаю, что дело здесь не в трусости или боязни наказания, а в исключительной совестливости Катерины, в ее неспособности лгать мужу и свекрови, притворяться перед людьми. Ведь именно так понимаются первые слова ее покаяния: "Все сердце изорвалось! Не могу больше терпеть!" Ни свекровь, которая теперь запирает невестку на замок, ни муж, который ее побил немножко, потому что маменька велела, не могут сильнее осудить и наказать Катерину, чем она сама. Ведь она чувствует свою вину не только перед Тихоном и Кабанихой, но и перед всем миром, перед высшими силами добра и правды. Совершив грех, Катерина утрачивает ту гармонию с миром, которая жила в ней. Пройдя через тяжелые духовные испытания, через изнурительные муки совести, она нравственно очищается. Страданиями Катерина искупает свой грех. Прощание с Борисом убивает последнюю надежду героини на жизнь, в которой еще возможна радость. Она готова ехать за любимым человеком в далекую Сибирь невенчанной женой, но он не может и не хочет противиться грозному дяде, надеясь на мифическое наследство.

У Катерины остается один выход — самоубийство. И не потому, что ей опротивела жизнь. Наоборот, в последнем монологе героини, когда она прощается с солнышком, травкой, цветами, птицами, чувствуется ее огромное желание жить, любить красоту земли. Но Катерина все-таки выбирает смерть, потому что только так она может сохранить то лучшее, светлое, чистое и возвышенное, что живет в ее душе. А годы жизни в мрачном доме свекрови равносильны медленному, растянувшемуся во времени умиранию. Катерина отвергает это жалкое подобие жизни и, бросившись в Волгу, утверждает истинную жизнь, полную радостной беззаветной любви к цветам, деревьям, птицам, к красоте и гармонии мира. Может быть, это подсознательно чувствует Тихон, когда завидует мертвой жене. У него впереди скучные, однообразные месяцы и годы, которые до конца убьют его душу, ибо сохранить ее живой в кабановском "темном царстве" можно только ценой жизни. Значит, в образе Катерины А. Н. Островский воплотил живую душу народа, его протест против домостроевской религии, гнетущих условий действительности, зависимости и несвободы.

Сделайте плиззз мне очень нужно срочно
Почему Катерина из пьесы А Н Островского решила прилюдно признаться в своем грехе

  • Потому что она была набожной. Больше всего она боялась умереть с грехами. Жить с нечистой совестью, постоянно терзаясь, она не может. Большую роль в этом признании сыграла гроза. Катерина боялась грозу. Гроза является символом высших сил. “Гроза-то нам в наказание посылается”.
  • Героиня Островского живет в тяжелой атмосфере провинциального города, где царят устои Домостроя. В доме ее мужа властно распоряжается всем жестокая Кабаниха. Тихон же во всем подчиняется матери, не спорит с ней, но при первой же возможности старается уехать из дома и погулять вволю. Дочь Кабанихи, Варвара, по ночам гуляет с Кудряшом, но лжет, изворачивается, всячески скрывая это от матери. Катерина же томится в неприветливом доме, не находя применения силам своей души. Муж ее не понимает. Варвара склоняет к обману. А ведь Катерина это по натуре своей человек свободный. Она росла в любви и ласке, никто ее ни к чему никогда не принуждал. И здесь, в чужом доме, она терпит только до поры до времени. Катерина прямо говорит Варваре, что если очень уж ей опостылевает в доме свекрови, то она в окно выбросится, в Волгу кинется, а жить здесь не станет. Внезапно в ее жизнь входит любовь к Борису. Катерина всеми силами пытается сопротивляться> этому греховному чувству. Ведь она замужняя женщина, любить другого не должна. И общество, и церковь считают это страшным грехом. А Катерина с детских лет привыкла проводить время за молитвой; и старалась вести праведную жизнь. Таким образом, она разрывается между греховной любовью к Борису и той жизнью, к которой она стремилась. Катерина ищет поддержки у кого-либо из окружающих! чтобы не поддаться своему чувству: у своего мужа Тихона, у Варвары. Но Тихон не берет ее с собой в поездку, так как хочет повеселиться на воле, Варвара же всячески убеждает ее встретиться с Борисом, тем самым толкая ее в пропасть. И Катерина не в силах сопротивляться сильному чувству, она вся отдается своей любви. Так, на ее долю выпало несколько дней счастья. Но счастья тайного, скрытого ото всех. А цельной и чистой натуре Катерины противна всЯкая ложь. Она страдает оттого, что вынуждена скрывать свою любовь, лгать мужу. И вот однажды Катерина признается Тихону в своем грехе. Однако она не раскаивается в своей любви, она раскаивается только в том, что лгала. И признается ему не только потому, что боится геенны огненной, но и потому, что не может жить с таким грузом на совести. Конечно, вся обстановка сцены покаяния подвигает Катерину признаться: гроза, которую она боится и которая является в драме воплощением небесной кары, сумасшедшая барыня с ее пророчествами о геенне огненной, картина в церкви. Но и без этого, мне кажется, она призналась бы мужу. Пусть не в этот день, но обязательно бы покаялась.

Цель: проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II Беседа по тексту д. II - IV

Какими событиями наполнена жизнь героини?

Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?

(Катерина очень немногословна. Характер ее поведения говорит об уверенности в себе, о само достаточности. Ей незачем самоутверждаться за счет других. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.)

Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

(В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. В нем раскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы, внутренняя сила, решительность ее характера. («Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять свою независимость, хотя бы ценой гибели («...уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»). Этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.)

Д. II, явл. 3, 4, 5 «Проводы Тихона». Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

(В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)

Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?

(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представить себе его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободиться от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи - привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину.)

Д. II, явл. 10. Монолог с ключом.

Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса? Ответ найдем в статье Добролюбова «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение - бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его...».)

Задание.

Д. III, явл. 6-8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте вывод.

(Эти картины показаны на основе контраста. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограниченны. «Катерина любит, готовая искупить эту свою первую страстную любовь смертью, а Варвара только «гуляет», - говорила исполнительница роли Катерины, артистка Малого театра П. А. Стрепетова. Контрастность душевного состояния героев - в ремарках автора. Слова Варвары сопровождаются ремарками «зевая», «зевает, потом целует холодно, как давно знакомого», «зевает а потягивается». Катерина «тихо сходит по тропинке, ... потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею». Как и в сцене с ключом, автор показывает эволюцию душевного состояния Катерины - от растерянности к утверждению права на любовь.)

Д. IV, явл. 3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

(Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!».)

Задание.

Д. IV, явл. 4, 5. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.

(Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, нам в наказание посылается Мрачный колорит усиливается и сценой действия - вместо панорамы Волги - узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина «вбегает» на сцену, «хватает Варвару за руку и держит крепко!» Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для нее - пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».)

Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет...» Как и в д. I, появляется сумасшедшая барыня; но в д. I ее пророчества имели обобщенный характер («Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть неутолимой!..»), то в д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.

В чем разница в душевном состоянии Катерины в д. I и д. IV?

(Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни: Д. I «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь», Д. IV «Ах! Умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы - сцене всенародного покаяния Катерины.)

Задание.

Прочитайте явл. 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

(Если бы Катерина скрыла свой «грех» научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом.)

Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни, И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)

III Анализ действия V

1. Краткий пересказ действия V.

Пояснение для учителя.

Если есть возможность заслушайте две сценические трактовки образа Катерины в исполнении П. А. Стрепетовой и М. Н. Ермоловой, и попросите учащихся высказать свои суждения о том, какая из этих трактовок более соответствует образу, созданному Островским (см. доп.материал).

2. Беседа.

Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему? Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу. Какие рекомендации она бы получила?

Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Один из таких механизмов хорошо вам известен, так как может использоваться не только в кризисных ситуациях, но и помогает принимать любые решения - это составление двух списков. В один список записываются позитивные последствия решения, в другой - негативные последствия, давайте попробуем составить два списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составляем таблицу, используя цитаты:


Позитивные стороны

«Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...»

«Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи...»

«Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно - создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять...»

«Запрут - вот и будет тишина, никто мешать не будет...»

«Мою любовь у меня никто не отнимет...»

«Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от его матери...»

«Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...»

«Сколько радости принесут мне дети...»

Негативные стороны

«Найдут, силой поволокут домой...»

«Свекровь заест совсем...»

«Никогда не быть мне свободной...»

«Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо...»

«Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...»


Итак, позитивного в жизни Катерины - больше. Если колонку с негативом закрыть ладонью, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими ожиданиями и надеждами, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.

Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?

(Узы брака в то время считались священными и нерасторжимыми. Еще тверже это было в патриархальной среде, в которой выросла Катерина. Даже Варвара, не особенно считающаяся с домостроевскими нравами, говорит Катерине: «Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена».

Если сама Варвара бежит из дома матери, то ведь она не замужем. Положение Катерины куда сложнее. И все же она уходит из дому, нарушив все традиции домостроевской нравственности. Теперь она в положении отверженной. Катерина делает последнюю попытку найти помощь и поддержку у любимого человека. «Возьми меня с собой, отсюда!» - просит она Бориса и получает отказ. Для нее оставалось лишь два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее. В тот момент в Катерине преобладали эмоции над сознанием. И не оказалось никого, кто смог бы оказать ей психологическую поддержку.)

Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. да, она своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры