Презентация на тему "символы в жизни и искусстве ". Символы в жизни и искусстве

Главная / Любовь

Знаки и символы в искусстве

Символ-- это предмет, действие и т.п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ -- это синтез знака и образа.

Знаки-- это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы -- SOSили сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. П.

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с учетом всех его сторон -- высоты, длительности, тембра, громкости -- представляет собой знак-интонацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости. Можно говорить и о пластических знаках, воспроизводящих жест, движение.

В человеческом характере всегда присутствует стремление творить -- потребность исследовать, изобретать, строить, решать сложные, запутанные проблемы. Одной из таких проблем была научная идея создания вечного двигателя (перпетуум мобиле). Его изобретение оказало бы огромнейшее влияние на развитие мировой экономики. И только музыке как искусству временному подвластно воплощение образа "вечного движения". Его символом стали инструментальные пьесы "РегреШит mobile" ("Вечное движение") самых разных композиторов: Н. Паганини, Ф. Мендельсона, Н. Римского-Корсакова и др

Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы -- зерно-интонацию, из которой вырастает вся Симфония 5 Л. Бетховена. И таких примеров в музыкальном искусстве множество. Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.

В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания.

На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб -- символы таинства причащения; цветы лилии или ириса -- символ Богоматери. символика искусство ванитас художественный

Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный -- цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый -- цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом -- религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья, в бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.

Многие произведения XVII в. носят символический характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часами и др. Иногда обычные предметы, необычно соединенные в одной композиции, представляют собой сложные для разгадывания образные коды. Особенно это характерно для распространенного в XVII в. натюрморта, называемого ванитас (vanitas-- суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования. На них изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты (звук отзвучал - значит, умер), которые воспринимаются как зашифрованные сообщения. Художники, работающие в сюжетах ванитас, говорили о тщете земного существования, о быстротечности бытия. Само название картины "Суета сует" говорит о бренности земной суеты -- погони за богатством, властью, удовольствиями. В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта --штильлебен (голланд. stillleven, нем. stilleben, анг. stilllife) -- тихая (безмолвная) жизнь.

Для художника не существует "безгласных вещей", для него все -- "выразительное и говорящее бытие" (М. Бахтин).

Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853--1890) отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу. Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов. "Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека", -- говорил художник. Эмоциональный накал во много раз усиливался благодаря используемому мастером приему наложения краски мелкими штриховыми линиями и волнообразному ритму их движения.

Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (1881 -- 1973). Персонажами его натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.

Натюрморт (франц. naturemorte-- мертвая природа) -- жанр, характерной особенностью которого является изображение предметов обихода, снеди, цветов и др.

Символы в жизни и искусстве

Центральные символы-образы любой культуры - солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их. Солнце дает свет и тепло и является символом жизни. Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями, дерево - символ Вселенной.

Для русского человека особое значение имеет образ-символ дороги . Жизнь человека уподоблялась дороге, которую должен был пройти каждый.

Народные обряды, отмечавшие основные вехи жизни человека - от рождения, крещения, свадьбы, вплоть до смерти, - отражали его представления о ценностях бытия и одновременно воспитывали и обучали, формируя культуру восприятия пространства и времени. Дорога издавна подкупает и привлекает русского человека новыми возможностями, свежими впечатлениями, заманчивыми переменами.

Образ дороги получил широкое распространение в искусстве, и прежде всего в фольклоре. Многие сюжеты народных сказок связаны с прохождением пути-дороги в прямом и переносном смысле. Отечественное искусство знает немало музыкальных, живописных, графических произведений, которые посвящены образу дороги. Достаточно назвать имена композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, Г. Свиридова; художников: И. Билибина, В. Васнецова, И. Левитана, Н. Рериха; поэтов и писателей: А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя и многих, многих других.

Рассмотри картины русских художников, посвященные образу дороги.


Исконная русская тема бесконечной и безрадостной дороги - не просто разбитой и неустроенной проселочной дороги, а символа страдания и слез - отражена в картине И. Левитана «Владимирка». Это печально известный Владимирский тракт, по которому ссыльных каторжан гнали в Сибирь. Неумолимо тянется за горизонт дорога, свинцовые тучи, повисшие над ней, плотно закрыли солнце: ни просвета, ни лучика, ни надежды. Монотонный, равнинный ландшафт дышит безысходностью и тоской. Чья-то сиротливая могила на перепутье и осеняющий себя крестным знамением одинокий странник.


Описание картины Шишкина «Рожь»

Могучее дерево

На заднем плане картины могучая сосна. Это дерево - символ всего шишкинского творчества. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно - с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.

Предгрозье

Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем - очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые, - тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему ее человеку свои дары.

Засохшая сосна

Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, - погибшее дерево. Возможно, она внесена в композицию для усиления её реалистичного звучания и является результатом пленэрных штудий. Другое предположение: засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.

Дорога

Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.

Музыка поля

Ласточки «стригут» прямо над самой землей - столь стремительно, что кажется, их тени не поспевают за ними. «Рожь» - звучащая картина; её автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.

Ржаной простор

Некрасов, чьё творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы:

Образ Руси, бешено несущейся по неизведанной дороге, не так оптимистично безмятежен, как может показаться с первого взгляда.

В таких народных песнях, как «Не одна-то ли во поле дороженька», «Ах, ты поле мое» и др., дорога вызывает в душе человека переживания, связанные с чувством любви к природе, родному краю, близкому человеку. Как правило, песни подобного рода отличаются распевностью, широтой дыхания, развитой мелодикой. Интонации этих песен переплетаются с поэзией народной речи. Создается чрезвычайно красочный и выразительный, прямо-таки зримый образ, который захватывает человека целиком.


Особый пласт народной культуры составляют ямщицкие, бурлацкие песни, песни бунтарской вольницы, каторги и ссылки, в которых образ дороги переплетался с гражданскими, протестными мотивами и ассоциировался со свободой, волей. Примером могут служить песни , «Колодники», «Ямщик, не гони лошадей» и др. Здесь нашли преломление творческие устремления различных кругов общества: и городского населения, и интеллигенции, и студенческой молодежи.

Дорожной тематике посвящено немало романсов, песен, многие из которых стали народными, например: «Мой костер», «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Выхожу один я на дорогу» и др.

Тема дороги была подхвачена и в творчестве композиторов-песенников XX в. Пожалуй, символом этого направления стала написанная уже после Великой Отечественной войны (1946) Ан. Новиковым на слова Л. Ошанина песня В ней сжато и емко с философской глубиной отражена мысль о переживаниях в годы испытаний, потерь и лишений на том трудном пути, которые прошел человек в военную пору. Недаром, по свидетельству современников, эта песня - воспоминание стала любимой песней маршала Г. Жукова. Подобно тому как «Священная война» А. Александрова стала символом своего времени и одновременно положила начало целому пласту песен военных лет, песня «Эх, дороги» подвела итог тем страшным и победным годам войны. Можно сказать, что, продолжая традиции прошлого, эта песня выросла из них и стала художественным символом своей эпохи.

Во второй половине XX в. Образ дороги ассоциировался с романтикой освоения новых земель, работой геологов, строительством новых городов, гидростанций и пр. Показательна в этом отношении песня А. Пахмутовой «Геологи». Часто использовалась тема дороги в получившей широкое распространение в 60-70-х гг. прошлого века авторской песне, звучавшей на туристических слетах, у походных костров.

Творческие задания:

Вспомните знакомые вам песни, сказки, литературные произведения, в которых воплощены образы-символы солнца, дороги, дерева.

Найдите отрывки из литературных произведений (поэзия, проза), в которых воплощен образ дороги, и запишите в творческую тетрадь свое понимание их художественной идеи, нравственно-эстетического смысла.

Послушайте «Тройку» (1-я часть) из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Обратите внимание на стилевые особенности музыки Г. Свиридова. Почему его творчество сравнивают с песнью о России?


Какую роль играет в нем музыка Г. Свиридова?Какими средствами композитору удалось осуществить ритмизацию действия?

Художественно-творческое задание

Создайте компьютерную презентацию на тему «Образ дороги в творчестве русских и зарубежных художников».





Солнце издревле почиталось различными народами мира.
Наши предки славяне считали Солнце Богом, и называли его Ра. Солнце боготворят и сейчас, относясь к нему с восхищением и страхом перед его мощью. Солнце – это источник тепла и света, жизни и плодородия. Поэтому у каждого народа есть свои определённые символы Солнца.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Солнце издревле почиталось различными народами мира. Наши предки славяне считали Солнце Богом, и называли его Ра. Солнце боготворят и сейчас, относясь к нему с восхищением и страхом перед его мощью. Солнце – это источник тепла и света, жизни и плодородия. Поэтому у каждого народа есть свои определённые символы Солнца. Символы Солнца в изобразительном искусстве

Свастика – коловрат - это символ восходящего Ярилы Солнца, символ вечной победы; круг в окружении лучей; прямые и волнистые лучи, символизирующие свет и жар Солнца. Постоянное движение Ярилы -солнца по небосводу.

В Греции и Китае главным символом солнца является гордая птица – орёл. Это символ настоящей смелости, и способности преодолевать любые трудности. Жизнь этой птицы освящена солнцем, к тому же наши предки твёрдо верили в то, что орёл способен долететь до самого солнца. Он мог смотреть на него, не моргая, и даже соединиться с ним.

А вот в Египте символом Солнца всегда был жук-скарабей. Испокон веков скарабей олицетворял одного из древнейших египетских богов Хепри, символизирующих восходящее утреннее солнце. Древний Бог солнца Хепри изображался в виде огромного скарабея, катящего по небесам солнце. Скарабей в ызывал особый интерес у египтян, так как в солнечные дни лепил шарики из навоза и перекатывал их по песку в свою норку. Египтяне видели в жизненном цикле жука-скарабея своеобразное воплощение вновь и вновь повторяющегося зарождения солнца.

У древних славян существовало множество разных богов, в которых они яро верили, но одно из самых почетных мест занимал бог солнца - Даждьбог. Даждьбог - это старший сын главного Божества у древних славян - Сварога. Он является богом Солнца и подателем тепла и света.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие 3 класс - «Масленица. Символы солнца в изобразительном искусстве»

Солнце издревле почиталось различными народами мира. Ведь колесо, круг - это символ солнца, который изображался древними людьми на предметах быта, одежде, полотенцах как символ оберега от всего...

Символы в жизни и искусстве Центральные символы-образы любой культуры солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их. Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями, дерево - символ Вселенной. Солнце дает свет и тепло и является символом жизни.






Образ дороги воплощен в творчестве композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, Г. Свиридова; художников: И. Билибина, В. Васнецова, И. Левитана, Н. Рериха; поэтов и писателей: А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя и многих, многих других. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. А.Пушкин




Неумолимо тянется за горизонт дорога, свинцовые тучи, повисшие над ней, плотно закрыли солнце: ни просвета, ни лучика, ни надежды. Монотонный, равнинный ландшафт дышит безысходностью и тоской. Чья-то сиротливая могила на перепутье и осеняющий себя крестным знамением одинокий странник. Это печально известный Владимирский тракт, по которому ссыльных каторжан гнали в Сибирь.


Васильев. После дождя.Просёлок










Дорога вызывает в душе человека переживания, связанные с чувством любви к природе, родному краю, близкому человеку. Часто образ дороги ассоциируется с гражданскими, протестными мотивами, со свободой, волей, выбором. Исконная русская тема – тема бесконечной и безрадостной дороги: не просто разбитой и неустроенной, а символа страдания и слез.


И. Левитан. Полотно железной дороги, На железной дороге Под насыпью, во рву некошеном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая. Не подходите к ней с вопросами, Вам всё равно, а ей – довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена – всё больно. А Блок











Slide 1

Символы в жизни и искусстве
Центральные символы-образы любой культуры -
солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они
наделены священными силами, и почитали их.

Солнце дает свет и тепло
и является символом жизни.

Дерево растет, а теряя листву,
обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы
умирает и воскресает. Поэтому, в
соответствии
с
древними
религиозными верованиями,дерево символ Вселенной.
900igr.net

Slide 2

Символы в жизни и искусстве
Солнце –символ жизни.

Дерево - символ Вселенной.

Slide 3

Для русского человека особое значение имеет образсимвол дороги. Жизнь человека
уподоблялась
дороге, которую должен был пройти каждый.

Slide 4

Образ дороги получил
широкое распространение в
искусстве, и прежде всего в
фольклоре.
Многие сюжеты народных
сказок связаны с
прохождением пути-дороги
в прямом и переносном
смысле.
Вспомните сказки, где
появляется образ дороги?

Slide 5

Дорога вызывает в душе человека переживания,
связанные с чувством любви к природе, родному краю,
близкому человеку.
Часто образ дороги ассоциируется с гражданскими,
протестными мотивами, со свободой, волей, выбором.
Исконная русская тема – тема бесконечной и
безрадостной
дороги:
не
просто
разбитой
и
неустроенной, а символа страдания и слез.

Slide 6

К. Крыжицкий.
Дорога после
дождя.

Жизнь человека уподоблялась дороге, которую должен был
пройти каждый. Народные обряды, отмечавшие основные
вехи жизни человека - от рождения, крещения, свадьбы,
вплоть до смерти, - отражали его представления о
ценностях бытия и одновременно воспитывали и обучали,
формируя культуру восприятия пространства и времени.

Slide 7

Дорога издавна
подкупает и
привлекает
русского человека
новыми
возможностями,
свежими
впечатлениями,
заманчивыми
переменами.
Ф. Васильев. После
дождя.Просёлок.1867-1869

Slide 8

С.Иванов. Смерть переселенца.

Slide 9

Отечественное искусство знает немало музыкальных,
живописных, графических произведений, которые
посвящены образу дороги. Образ дороги воплощен в
творчестве композиторов: М. Глинки, П. Чайковского,
С. Танеева, С. Рахманинова, Г. Свиридова;
художников: И. Билибина, В. Васнецова, И.
Левитана, Н. Рериха; поэтов и писателей: А.
Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя и многих, многих
других.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
А.Пушкин
М.Глинка, Н.Кукольник
«Попутная песня»

Slide 10

Образ Руси, бешено
несущейся по неизведанной
дороге, не так оптимистично
безмятежен, как может
показаться с первого взгляда.
В таких народных песнях, как
«Не одна-то ли во поле
дороженька», «Ах, ты поле мое»
и др., дорога вызывает в
душе человека переживания, связанные с чувством
Любви к природе, родному краю, близкому человеку. Как
правило,
песни
подобного
рода
отличаются
распевностью, широтой дыхания, развитой мелодикой.
Интонации этих песен переплетаются с поэзией
народной речи. Создается чрезвычайно красочный и
выразительный, прямо-таки зримый образ, который
захватывает человека целиком.
«Ах, ты поле мое»

Slide 11

Особый пласт народной культуры
составляют ямщицкие,
бурлацкие песни, песни бунтарской
вольницы, каторги и
ссылки, в которых образ дороги
переплетался с гражданскими,
протестными мотивами и
ассоциировался со свободной, волей.
Примером могут служить песни «Ах
ты, степь широкая», «Степь да степь
кругом», «Колодники», «Ямщик, не гони
лошадей» и др. Здесь нашли
преломление творческие устремления
различных кругов общества: и
городского населения, и
интеллигенции, и студенческой
«Степь да степь кругом»
молодежи.

Slide 12

Как ни странно, при традиционном русском
бездорожье самым устойчивым "наследством",
которое передается от предков к потомкам, в России
являются дороги. И это вовсе не построенные на
тысячелетия каменные дороги Рима, а самые
простые, всеми проклинаемые, вечно раскисшие
дороги проселочные. При всей их эфемерности они
просто неистребимы.

Slide 13

После каждого дождя и
оттепели, размывающих
их, они вновь и вновь
возрождаются, вбирая в
себя следы людей.
Межсезонная распутица,
которая мгновенно
размывает следы
прошедших по дороге
людей, становится в
творчестве русских
пейзажистов 60-70х. гг. 19
в. своеобразной
метафорой тщеты жизни.
Иванов А. Аппиева дорога
при заходе солнца

Slide 14

Жуковский С.Ю.
Дорога

Шишкин Иван Иванович.
Полдень. В окрестностях
Москвы. 1869г

Slide 15

Исконная русская тема бесконечной и безрадостной
дороги - не просто разбитой и неустроенной
проселочной дороги, а символа страдания и слез.

И Левитан. Владимирка, 1892

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры