Презентация на тему устное народное творчество сказки. Презентация "Народное творчество" по истории – проект, доклад
Елена Олесова
Презентация «Устное народное творчество в воспитании духовно-нравственных качеств у детей младшего возраста»
Цель моей работы – духовно -нравственное развитие личности ребенка средствами его приобщения к ценностям русской народной культуры и освоения духовно -нравственных традиций русского народа .
Основные задачи духовно-нравственного воспитания :
Образовательные :
расширять знания об окружающем мире
совершенствовать речь;
обогащать словарный запас
Воспитательные :
формировать уважительное, милосердное, внимательное отношение к ближним;
воспитывать любовь и уважение к Родине (учитывая региональный компонент, своему народу , культуре, святыням;
воспитывать послушание , желание подражать благим образцам, жить по совести;
воспитывать гуманное отношение к животным и природе.
Развивающие :
развивать творческие способности ;
развивать познавательную активность, умение эмоционально общаться;
развивать воображение, мышление;
развивать интерес к народному фольклору .
5 слайд :
Актуальностью темы является то, что в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными , поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость . Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание формирует личность , благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром : на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
В своей работе с детьми раннего возраста я использую следующие виды малого жанра :
Колыбельные песни;
Заклички;
Прибаутки;
Пословицы;
Поговорки;
Народные праздники ;
Народные игры ;
7 слайд :
Столетиями передавались из поколения в поколение тексты «материнского» фольклора, колыбельные песни. Ритм колыбельной песни обычно соотнесен с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка. В них можно отчетливо увидеть то трепетное отношение любящей мамы к сыну или дочери, которое закрепляется в образных, рифмованных текстах. В них поется обо всем, что окружает малыша в первые месяцы и годы жизни. В них поется о животных и птицах, которые помогают матери убаюкивать малыша. Эти коротенькие песенки помогают ребенку познавать мир. Они становятся для ребенка первыми, а часто незабываемыми уроками заботы, терпения, доброты.
8 слайд :
В давние времена люди часто обращались к явлениям природы, призывали времена года, приветствовали солнышко, дождик и многое другое. Люди верили, что природа их слышит и понимает, они просили у нее помощи и благодарили за дары. Эти обращения велись в стихах, которые впоследствии стали называть закличками.
9 слайд :
Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические
ценности. Прибаутками, потешками издавна пользуются для воспитания детей , особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.
Такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо . С раннего детства ребенок откликается на потешки, прибаутки.
10 слайд :
Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества . Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются . Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы.
Пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей .
11 слайд :
Загадка - особенно интересная форма фольклора. Педагогическая ценность загадок заключается в том, что они знакомят с радостью «мышления» , направляют внимание на предмет и явления, побуждают вникать глубже в смысл словесных обозначений и предметов.
12 слайд :
Знакомя детей с народными праздниками , которые были частью труда и быта русского народа , дети получают возможность познакомиться с историей народа , с его укладом жизни и народной мудростью . На праздниках дети не только исполняют песни, но и слушают произведения русских композиторов. Это очень обогащает детский опыт, расширяет спектр эмоций. Дети учатся понимать оттенки эмоций : грусть мрачную и светлую, радость тихую и торжественную.
На протяжении веков народные игры сопутствуют повседневной жизни детей , вырабатывают жизненно важные качества : выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю :
они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера , силы воли, интереса к народному творчеству и развивает физическую культуру. В народных играх много юмора , шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, потешками.
13 слайд :
Особое внимание в своей работе я уделяю сказкам.
Сказка – это эффективное средство воздействия на личность
ребенка. Она обучает, воспитывает , предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Великодушие, взаимопомощь, душевная щедрость выделяются в числе ведущих черт русского национального характера, эти черты ярко представлены в поступках главных сказочных героев. Слушая сказки, постепенно и естественно дети постигают противоречивое взаимодействие добра и зла, счастья и беды, отзывчивости и безразличия.
14 слайд :
В своей группе я организовала выставку совместных творческих работ по русским народным сказкам – «Колобок, колобок! Я тебя съем!» Родители вместе с детьми приняли активное участие в выставке : сделали красивые поделки из пластилина, связали сказочных героев, проявили фантазию в изготовлении.
15 слайд :
Устное народное творчество в разных видах образовательной деятельности.
Я использую с детьми :
Лепка – лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Бабушка, бабушка испекла оладушки. Один Вареньке, один Коленьке…
Рисование – рисуем дождик, обыгрываем потешкой «Дождик, дождик пуще, будет травка гуще.»
16 слайд :
Конструирование – строим домик (теремок, использую пальчиковую гимнастику «На поляне дом стоит, ну а путь к нему закрыт. Мы ворота открываем, В этот домик приглашаем»
Инсценирование русских народных сказок – «Колобок, «Теремок» и т. д.
В физическом воспитании детей – гимнастика пробуждения «Ква-ква-ква- квакушки, В камышах лягушки! Мы открыли глазки, Мы потерли ушки - По-тя-гуш-ки. По-тя-гуш-ки. По-тя-гуш-ки.»
Использую в режимных моментах народные игры : «У медведя во бору» , «Кот и
мыши», «Каравай» , «Карусель» , «Солнышко и дождик» .
18 слайд :
Создала в группе художественно-речевой уголок с элементами устного народного
творчества : картотека потешек, скороговорки, загадки, настольно-печатные
19 слайд :
В своей работе я использую разнообразные формы работы с детьми :
Чтение художественных произведений;
Пальчиковые игры;
Дидактические игры;
Настольно - печатные игры;
Игры-драматизации;
Использование мультимедийных технологий в процессе организованной
деятельности;
Экскурсии;
Целевые прогулки.
Работа в детском саду должна быть продолжена и в семье, поэтому я применяю следующие формы работы с родителями :
Родительские собрания;
Анкетирование родителей;
Консультации;
Наглядные виды работы : картотека потешек, выставки творческих работ по
Совместные подготовки к праздникам;
Совместное разучивание произведение устного народного творчества (потешки,
колыбельные песни);
Помощь родителей детскому саду в изготовлении атрибутов.
21 слайд :
Спасибо за внимание!
Фольклор-коллективное устное народное твочество. Малые жанры фольклора. - Что означает слово фольклор? - Что возникло раньше: фольклор или литература? - Кто являлся создателем фольклора? - Какие жанры фольклора вам известны? - Какие малые жанры фольклора вам известны?
- Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит, Если веришь, стой и жди, А не веришь - выходи!
- Ехал грека через реку. Видит грека: в реке рак, Сунул грека руку в реку - Рак за руку грека - цап!
- Волка бояться - в лес не ходить.
- Висит груша – нельзя скушать.
- Баю-баюшки-баю Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Придет серенький волчок, Он ухватит за бочок И потащит во лесок, Под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи, Нашу Сашу не буди.
- Рыбак рыбака видит издалека.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Под лежачий камень вода не течёт.
- Мягко стелешь, да жёстко спать.
- У страха глаза велики.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- «Голод не тётка, пирогом не накормит »
- «Яйца курицу не учат »
- «Назвался гру́здем - полезай в короб »
- «Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт »
- «Дорога́ ложка к обеду »
- «Да, кудри извилин не заменят! »
- Вышли мыши как-то раз Посмотреть который час. Раз-два-три-четыре, Мыши дернули за гири. Тут раздался страшный звон - Разбежались мыши вон.
- За морями, за горами, За железными столбами, На пригорке - теремок, На дверях висит замок. Ты за ключиком иди И замочек отомкни.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
- У четырех черепашек четыре черепашонка.
- Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.
- Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет?
- Солнышко, снарядись! Красное, покажись! Выйди из-за тучи, Дам орехов кучу!
- Морозушка-Мороз! Не тяни домой за нос, Не стучи, не балуй, А на окнах рисуй!
- Огуречек, огуречек, Не ходи на тот конечек: Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет.
- Тили-бом, тили-бом Загорелся Кошкин дом. Кошка выскочила, Глаза выпучила, Бежит курица с ведром, Заливает Кошкин дом!
- Три козы траву косили По лугам-лужочкам, По зелёным кочкам. Козушки молоденькие, Хвостики коротенькие.
- Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли! Прилетели журавли. Журавли-то мохноноги Не нашли пути-дороги. Они сели на ворота, А ворота - скрип-скрип... Не будите у нас Ваню - У нас Ваня спит, спит.
- Ходит сон по хате В сереньком халате. А сониха под окном В сарафане голубом. Ходят вместе они, А ты, доченька, усни.
- Баюшки-баюшки, Скакали горностаюшки. Прискакали к колыбели И на Машу поглядели. И сказал горностай: «Поскорее подрастай! Я к себе тебя снесу, Покажу тебе в лесу И волчонка, и зайчонка, И в болоте лягушонка, И на елке кукушонка, И под елкою лису».
- Частушка, жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка юмористического содержания быстрого темпа исполнения. Брату я работала - Едва я дни коротала, Попросила башмаки: «Сестра, не заработала!»
- Побасёнка - разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера. - Фома, у тебя в избе тепло? - Тепло! На печи в шубе терпеть можно.
- Небылица рассказывает необычную, выдуманную, "перевёрнутую” картину жизни. Жона была раскрасавица… за окошко зглянёт, так три дня собаки лают…
- Пословица
- Поговорка
- Считалка
- Частушка
- Побасенка
- Пестушка
- Загадка
- Небылица
- Чистоговорка
- Закличка
- Иносказательное описание предмета с целью угадать задуманное
- Разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера.
- Иносказание с дидактическим уклоном.
- Короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка.
- Небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре.
- Заклинательная песня, обращенная к явлениям природы.
- Фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов.
- Рассказывает необычную, выдуманную, "перевёрнутую” картину жизни.
- Короткая юмористическая песня.
- Устойчивое выражение, описывающее ситуацию или характер, не несущее поучения.
- Пословица
- Поговорка
- Считалка
- Загадка
- Побасёнка
- Небылица
- Потешка
- Намекает (скрыто оценивает) различные явления человеческой жизни.
- Учит угадывать задуманное.
- Весело учит различать действительность и фантазию, развивать воображение.
- Кратко и точно оценить характеры и поступки людей.
- Весело учит малыша жестам
- Помочь весело распределить роли в игре.
- Высмеять плохие черты характера или показать остроумие героя.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
"Устное народное творчество" "Малые жанры устного народного творчества"
Фольклор Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Фольклор – это пословицы, песни, сказки,частушки,загадки,потешки,небылицы,поговорки,прибаутки,пестушки.
Колыбельные песенки Баю-бай, котенок мой Спи, усни, ребенок мой... Вот тебе под спинку - Мягкую перинку Сверху на перинку - чистую простынку. Вот тебе под ушки - белые подушки, Одеяльце на пуху и платочек наверху... Баю-бай, котенок мой, Спи-усни, ребенок мой!
Потешки Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, Ножками - топ-топ, Глазками - хлоп, хлоп. - Кто каши не ест, молока не пьет - Забодаю, забодаю, забодаю. Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - мама Этот пальчик - папа Этот пальчик - я Вот и вся семья!
Прибаутки А лады, лады, лады, Поехали на зады. Продали морковку, Купили коровку. А коровка с кошку - Доят понемножку! Во саду ли, в огороде Там бежит собачка. Ножки тонки, Бока звонки, А хвост закорючкой, Зовут ее Жучкой.
Пестушки Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Деткам спать не даешь? - Ножки вы, ножки! Куда вы бежите? - Побегу по бору Тебе ягод наберу: Черну черничку, Алу земляничку.
Заклички Божья коровка, Лети на небко, Там твои детки Кушают конфетки. Всем по одной, А тебе ни одной. Божья коровка, Ты лети на небо, Принеси нам хлеба Черного и белого, Только не горелого. Солнышко-ведрышко, Выйди из-за облышка. Сядь на пенек, Погуляй весь денек.
Небылицы На березе сидит заяц, Книжку вслух читает. Прилетел к нему медведь, Слушает, вздыхает. У козла в бороде Живут две лягушки, На спине сидит медведь, Держится за ушки.
Приговорки Мотылек- витилек, Принеси нам ветерок: От ворот в поворот Гнать кораблик в ручеек. Солнце обогрело, Лето повелело: Трижды окунуться, Нырком пройти, Из-под воды вон уйти.
Считалки Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, луг, цветы - Ты пойди-ка, поводи! Ехала белка на тележке, Раздавала всем орешки: Кому два, кому три - Выходи из круга ты!
Жеребьевка Роза или мимоза Орел или решка
Загадки Стучат, стучат - не велят скучать. Идут, идут, а все тут как тут. (Часы) Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими. Нарядная, забавная, на Новый Год я главная. (Елка)
Описательные загадки Хвост пушистою дугой, Вам знаком зверёк такой? Ответ:Котик По полю скачет - ушки прячет, Встанет столбом - ушки торчком. Ответ: Заяц.
Пословицы Для дружбы нет расстояния. Азбука - к мудрости ступенька. На деньги ума не купишь. Сильный победит одного, знающий тысячу.
Поговорки Слово не воробей: вылетит, не поймаешь. Для матери ребенок до ста лет детенок. Счастье и труд рядом живут. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Русская народная сказка Сказка-жанр устного народного творчества имеющие фантастическое содержание и опирающийся на прочную реалистическую основу. Виды сказок: о животных, волшебные, бытовые.
Сказки о животных "Лиса и журавль" "Зимовье зверей" " Кот,петух и лиса" и д.р.
Сказки волшебные "Летучий корабль" "Гуси лебеди" "Сивка Бурка"
Сказки бытовые "Каша из топора" "Муж и жена" "Как мужик у барина обедал"
Былины Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие,либо примечательный эпизод русской истории. Русские народные былины: " Добрыня и Алёша" "Добрыня и Змей" "Илья-Муромец и Калин-царь" "Илья-Муромец и Соловей-Разбойник" и д.р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Русское народное творчество как средство народной педагогики"
Ознакомление родителей с народной педагогикой, различными видами устного народного творчества. Испльзование народной педагогики в воспитании ребенка....
Консультация "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество"
Сказки, песни, былины, загадки, пословицы - отражение мечты народа, уточняет представление ребёнка об окружающем мире....
Слайд 1
Устное народное творчество
Выполнили ученицы 8 класса «А»
МОБУ «СОШ №73»
Короткова Мария
Хайбулина Елена
Слайд 2
Русские забавы
Слайд 3
Слайд 4
Русский Национальный костюм
Слайд 5
Русские народные песни
У нас нонче субботея, Со деньгами любить можно, А на завтра воскресенье. От орехов зубы больно. Барыня ты моя, сударыня ты моя, Барыня ты моя, сударыня ты моя, А-а воскресение. А-а зубы больно.
Ко мне нонче друг Ванюша приходил, От изюма губы сладки, Три кармана друг Ванюша приносил. Нельзя с милым целовати. Барыня ты моя, сударыня ты моя, Барыня ты моя, сударыня ты моя, А-а друг Ванюша приносил. А-а целоваться.
Первый карма-ан со деньгами, Нельзя с милым целоваться, Второй карма-ан с орехами. Можно только обниматься, Барыня ты моя, сударыня ты моя, Барыня ты моя, сударыня ты моя, А-а с орехами. А-а обниматься,
Третий карман со изюмом, Барыня ты моя, сударыня ты моя, Третий карма-ан со изюмом, А-а обниматься. Барыня ты моя, сударыня ты моя, А-а со изюмом.
Слайд 6
Русские народные танцы
Слайд 7
Русские народные праздники и обряды
Масленица Начинается за 56 дней до Пасхи Древнейший истинно народный праздник проводов зимы и встречи весны. Масленичная неделя приходилась на период сыропустной недели перед началом Великого поста. "Разгульная", "широкая" "обильная" Масленица - любимейший зимний праздник русского народа. Каждый день масленичной недели отличался своими традиционными обрядами и развлечениями.
Слайд 8
Пасха Отмечается в первое воскресенье после мартовского полнолуния, следующего за весенним равноденствием (в период между 4 апреля и 7 мая). Великий двунадесятый праздник церковного календаря - Светлое Христово Воскресенье. Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о его смерти на кресте и чудесном воскресении. Включает пасхальную заутреню, крестный ход, освящение яиц и куличей в церкви, приготовлении творожной пасхи, семейную трапезу, поминовение усопших. Сохранялся древний обычай охранительных обходов домов детьми и молодежью со сбором угощений.
Слайд 9
Иван Купала 24 июня / 7 июля Один из праздников древнего земледельческого календаря, когда отмечается летнее солнцестояние и наивысший расцвет природы. По церковному календарю это праздник в честь рождества святого Иоанна Предтечи.
Слайд 10
Ильин день 20 июля / 2 августа День памяти ветхозаветного пророка Илии. В народном представлении Илья - Пророк управлял плодородием земли, был повелителем грозы, молнии и дождя. В Ильин день крестьяне не работали на земле и совершали охранительные обряды во избежание наказания пророка.
Слайд 11
Преображение (Яблочный Спас) 6/19 августа Великий двунадесятый праздник православной церкви Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Народное название праздника связано с созреванием к этому дню яблок, которые прихожане носили освящать в церковь, после чего их разрешалось есть. С этого дня начинали сбор яблок, спасовскими яблоками угощали больных и нищих.
Слайд 12
Рождество Христово 25 декабря/7 января Великий двунадесятый праздник христианской церкви, когда отмечается рождение Иисуса Христа. По крестьянскому календарю знаменовал наступление Святок и начало роста светового дня.
Русские народные песни:
В песнях отображен внешний и внутренний мир человека («простодушное излияние горя или радости сердца»)
Обрядовые (свадебные, проводы в армию, праздник «первой борозды»)и необрядовые. Исторические, любовные, бурлацкие, рекрутские, разбойничьи, ямщицкие.
Герои песен: Иван Грозный, Петр 1, Суворов, Кутузов, Ермак, Разин, Пугачев.
Русские народные песни:
Создавались, когда чувства, переживания требовали выражения в словах и мелодии.
Передавались из уст в уста, от поколения к поколению.
Первые записи народных песен относятся к XVII в.
Собиратели: Пушкин, Гоголь, Чулков, Кольцов, Рыбникова, Путилов, Востоков, Веселовский, Пропп и др.
Лирическая песня
Лирический герой – простой человек, человек труда, солдат. Его глазами, умом, сердцем воспринимается жизнь.
Композиционно лирическая песня:
монолог - излияние чувств, размышление о судьбе, часто начинается с обращения;
диалог – разговор лирических героев.
Основной принцип внутренней организации л/п –поэтический параллелизм - вначале дается природная символическая картина, затем – картина-образ из человеческой жизни (селезень-молодец, уточка-девушка)
Древние символы-образы
Месяц-отец, муж; солнце-мать, звезды-дети, зорюшка – девушка (жена)
В роли символов выступают птицы (Соловей, селезень, сокол, голубь – молодец; лебедушка, утушка, пава, голубка – девушка; серая кукушка – печаль, горькая женская, девичья доля)
Символы растительного мира (девушка – белая береза, калина, малина, сладкая вишня; молодец – дуб, хмель, виноград)
Символично и состояние растения: цветенье- веселье, увядание – печаль, разлука.
Образные картины помогают создать постоянные эпитеты (буйный ветер, чисто поле, сыра земля, соколик ясный)
Исторические песни и Предание
Предание - жанр устной несказочной прозы, рассказ об исторических лицах, событиях.
Историческая песня – своеобразная летопись, история народа, возникла в период борьбы с татарским игом:
Историческое реальное событие, небольшой объем, отсутствие рифмы (речитативный стих-различное количество слогов и ударений)
Первые песни о Щелкане (1327), из XVI в. – песни об Иване Грозном, XVII в. – отражение национально-освободительной борьбы против интервентов, песни о Степане Разине, в песнях XVII в. – Петр 1, восстание Булавина, Пугачева, последний цикл песен посвящен войне 1812 г.
Особенности исторических песен и преданий о Пугачёве
Что вы знаете о Пугачеве, о восстании под его предводительством?
Что вы узнали нового о Пугачеве из предания?
Каким народ представлял себе Пугачев?
Что общего в исторических песнях и предании о Пугачеве?
В чем вы заметили разницу между исторической песней и преданием о Пугачеве?
Общее и различное
Предание:
Обычный бытовой рассказ, без ритма, включает диалог
Вариативно -много дополнений, изменений (потеряна логика)
Набор отрывочных, часто противоречащих друг другу сведений.
Сочетание реальности и полусказочных образов.
Лексика – приземленная, наличие оборотов разговорной речи.
Домашнее задание
Чтение предания «О покорении Сибири Ермаком»
К какой эпохе относится это предание? Что вы знаете о покорении Сибири?
Как проявляется в предании отношение народа к Ермаку?
Как вы представляете себе эпизод покорения Сибири в сравнении с репродукцией?
Есть ли отличия в предании и в исторической справке?
Чтение статьи стр. 17 «Из древнерусской литературы».
Спасибо за внимание!
Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Литература"
Готовые презентации по литературе обладают красочными слайдами с изображениями поэтов и их героев, а также иллюстрациями к романам, стихотворениям и другим литературным произведениям.Перед учителем литературы стоит задача проникнуть в душу ребенка, научить его нравственности, и развить в нем творческую личность, поэтому, презентации по литературе должны быть интересными и запоминающимися. В этом разделе нашего сайта Вы можете скачать готовые презентации на уроки литературы для 5,6,7,8,9,10,11 класса абсолютно и без регистрации.