Прокомментируйте слова гераклита многознание уму не научит. Многознание уму не научает

Главная / Любовь

Cтраница 1


Многознание уму не научает, - свидетельствовал Гераклит Темный из Эфеса. Необходим смысловой центр, стержень, на который будут нанизываться наблюдения и мысли, - только он способен придать цельность, силу и яркость нашим суждениям.  

В противоположность представителям энциклопедизма сторонники дидактического формализма придерживаются древнего афоризма: многознание уму не научает.  

В этом он продолжал линию идей Гераклита, ибо также считал, что следует учиться многоумию, а не многознанию.  

Ошибка в оценке допустима и по причине нередкой способности ограниченных людей преуспевать в учебе и даже добиваться успехов в профессиональной деятельности. Доказано, например, что такие люди зачастую наделены развитой памятью и старательны в познании преподаваемых дисциплин, однако в практической работе положительно проявляют себя только в повторяющихся и прочно освоенных ситуациях. Но, как говорил Гераклит Эфесский, многознание уму не научит.  

Задача информационного пояицентризма эсложняется качествсы информации. В результате значительного роотл информации и еотеотвенно, неизбежной разноречивости этой информации н воспитании фактически сложилась иная. Без достаточного развития таких способностей чэловек в лаще время HL способен сформировать в себе иерархию критериев ценностей, наличие которой обеспечивает социальную зрелость, э птаутствие не может быть заменено никаким многознанием.  

Сама природа любит скрываться, любит таиться. Нужен разум, труд мышления, чтобы проникнуть в основы вещей и мира. Соединение разума и органов чувств ведет к истинному познанию. Мышление - великое достоинство, - утверждает Гераклит, - и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно. Многознание уму не научает. Признак мудрости - согласиться, что все едино.  

В нем говорится о двух аспектах Дао: именуемом и не-именуемом, порождающем вещи и вскармливающем их. Последнее получает название Дэ - Благодать, Благая Сила Пути. Весь мир оказывается как бы проявлением, развертыванием Дао, Путем, воплощенным в сущем. Каждая вещь, доходя до предела своего созревания, вновь возвращается в глубину первопринципа Дао. Однако, человек может сходить с этого Пути, отступать от него, нарушая первозданную простоту естественности как своего бытия, так и вселенной. Проявляется это и в приверженности к многознанию и в создании усложненных социальных институтов. Поэтому Дао-дэ цзин призывает к возвращению к изначальной природе, упрощению и естественности. Впрочем, он отнюдь не означает бездействия или пассивного квиетизма. Под у вэй имеется в виду отказ от нарушения собственной природы и природы всего сущего, отказ от не сообразной с природой, основанной исключительно на эгоистическом интересе субъективной целеполагающей деятельности и вообще снятие всякой изолирующей субъективности во имя включенности в единый поток бытия.  

Греки любили борьбу, состязание, агон не только в публично проводившихся играх (олимпийских, ист-мипских), в соперничестве драматургов, выдвигавших сноп трилогии ла празднествах Великих Дионнспм. Сицилийский почт Эпихарм (5 в. Сама возможность их написания говорит об обществ, интересе, какой представляли в глазах публики споры философов. Аристофан вывел в комедии Облака философа Сократа как софиста и автора нелепых выдумок и домыслов о природе. Гераклит осуждает многознание Ксенофана как неспособное научить уму. Парменид бранит последователей Гераклита, отрицающих неизменность вещей, признающих единство противоположностей, раздвоение единого на противоположности. Сократ отрицает проблематику ранних космологнч. Демокрит, не вступая в обстоят, полемику, создает учение атомистнч. Развивая и защищая учение строго материа-лнстпч.  

Нерасчлененные еще научные знания концентрировались в натурфилософских системах, в содержание которых вплетались и педагогические идеи. Его сочинения, дошедшие до нас во фрагментах, содержат ряд кардинальных педагогических идей. Каждый человек способен к обучению, познанию истины и совершенствованию: Всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными. Через органы чувств обучающийся вступает в контакт с объемлющим и приобретает рациональную способность. Критерий истины не в том, что узнают на опыте, а во всеобщем, которое следует научиться слушать и понимать и о котором следует уметь правильно говорить: Кто намерен говорить с умом, те должны крепко опираться на общее для всех... Таким образом, разум, а не чувства свидетельствует об истинности или ложности явления. Кто не владеет этим искусством, того нельзя считать образованным: Должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно. Цель умственного воспитания - познание замысла, которым все управляется посредством всего. Гераклит убеждает, что многознание уму не научает. Особенно важно овладеть способами усвоения и передачи знаний, так как природа любит таиться. Познание истины Гераклит сравнивает с добычей золота: Ищущие золото. Для этого необходимо быть не только усердным учеником, умеющим видеть и слышать всеобщее, но и обладать развитой душой. Интеллектуальное образование и нравственное воспитание у Гераклита - единый процесс: Глаза и уши - дурные свидетели для людей, если души у них варварские, и еще: Невежество лучше прятать, чем выставлять напоказ. Большое значение Гераклит придавал развитию способности самостоятельно мыслить, овладевать пониманием, учиться действовать сообразно природе.  

Нерасчлененные еще научные знания концентрировались в натурфилософских системах, в содержание которых вплетались и педагогические идеи. Его сочинения, дошедшие до нас во фрагментах, содержат ряд кардинальных педагогических идей. Каждый человек способен к обучению, познанию истины и совершенствованию: Всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными. Через органы чувств обучающийся вступает в контакт с объемлющим и приобретает рациональную способность. Критерий истины не в том, что узнают на опыте, а во всеобщем, которое следует научиться слушать и понимать и о котором следует уметь правильно говорить: Кто намерен говорить с умом, те должны крепко опираться на общее для всех... Таким образом, разум, а не чувства свидетельствует об истинности или ложности явления. Кто не владеет этим искусством, того нельзя считать образованным: Должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно. Цель умственного воспитания - познание замысла, которым все управляется посредством всего. Гераклит убеждает, что многознание уму не научает. Особенно важно овладеть способами усвоения и передачи знаний, так как природа любит таиться. Познание истины Гераклит сравнивает с добычей золота: Ищущие золото... Для этого необходимо быть не только усердным учеником, умеющим видеть и слышать всеобщее, но и обладать развитой душой. Интеллектуальное образование и нравственное воспитание у Гераклита - единый процесс: Глаза и уши - дурные свидетели для людей, если души у них варварские, и еще: Невежество лучше прятать, чем выставлять напоказ. Большое значение Гераклит придавал развитию способности самостоятельно мыслить, овладевать пониманием, учиться действовать сообразно природе.  

Страницы:      1

Если бы я была армянским радио, и меня бы спросили: «Как появляются юмористы?», я бы ответила:

Если папа все свое свободное от работы время проводит, лежа на диване у телевизора, а десятилетнему сыну говорит: «Сейчас ты у меня будешь два часа читать книжку», то у ребенка есть шанс вырасти юмористом.

Детский юмор:
Джон все время к месту или не к месту говорит слово ‘trash’ (фигня).
Папа, укоризненно качая головой, говорит сыну:
– Послушай, Джонни, видишь пять долларов? Ты их получишь, если пообещаешь мне больше никогда не произносить это ужасное слово.
– OK , daddy, обещаю.
Он берет деньги, кладет их в карман и хитро улыбается.
– Daddy, а я знаю слово, которое стоит десять.

Когда речь заходит о том, кто же виноват в том, что у нас выросло непутевое, с нашей точки зрения, дитя, родители договариваются аж до Адама и Евы.
Вот и юмористы их не забывают.
Вполне возможно, что анекдот, который мы с вами сейчас прочтем, придумал наш Джонни, когда вырос большим, как папа.

Adam was hanging around the garden of Eden feeling very lonely. So God asked him, "What’s wrong with you?"
Adam said he didn’t have anyone to talk to.
God said that He was going to make Adam a companion and that it would be a woman.
He said, "This person will gather food for you, cook for you, and when you discover clothing, she will wash it for you.
She will always agree with every decision you make. She will bear your children and never ask you to get up in the middle of the night to take care of them. She will not nag you and will always be the first to admit she was wrong when you’ve had a disagreement. She will never have a headache and will freely give you love and passion whenever you need it."
Adam asked God, "What will a woman like this cost?"
God replied, "An arm and a leg."
Then Adam asked, "What can I get for a rib?"

The rest is history…

А история эта разворачивалась так:

Захотела жена из ребра, чтобы муж ее был самым умным, и стала она ему плоды с дерева умного предлагать, и сама их есть.
Но не прибавилось у них ума, ибо «многознание уму не научает».
«А что же научает уму»? – спросите вы
Oh! Of course, only love!
* * *

А теперь, мои дорогие друзья, у меня есть для вас сюрприз.
И сюрприз этот как раз для тех, кто имеет уши, чтобы слышать и голос, чтобы петь.
Петь!?
Да – да. Петь по-английски.
Вездесущая наука установила, что голос сам есть орган памяти.
Кто много поет по-английски, а также читает вслух, тот и говорит хорошо, и память у него прекрасная, и сам он весел и здоров, и никакой финансовый кризис ему нипочем.
Вот мы и решили – поем в свое удовольствие, и польза пятикратная, а может и больше – уши тренируем, голос, произношение, память и чувство красоты.
Все!
Я прощаюсь с вами до следующего выпуска.
А Вы скорее проходите по этой ссылке.

Ум н ые фр аз ы у м ны х л ю д е й

Не бойся совершенства, тебе его не достичь никогда. /С. Дали/

Все подобно всему в каком-нибудь отношении. /Протагор/.

Всякий, кто пытается выйти из общего стада, становится общественным врагом. /Ф. Петрарка/

Глядя на мир, нельзя не удивляться! /К. Прутков/

Человек выше сытости, но лишь тогда, когда он сыт. /Неизв./

Старайся прежде быть мудрым, а ученым - когда будешь иметь свободное время. /Пифагор/

Первый шаг младенца есть первый шаг к его смерти. /К. Прутков/

Важна не уединенность места, а независимость. Поэты, жившие в городах, все равно оставались отшельниками. /Р. Эмерсон/

...каждый индивидуум есть продукт не только существующих отношений, но и истории этих отношений. /А. Грамши/

Последовательная смена людей есть один человек, пребывающий вечно. /Б. Паскаль/

Или ничто не истинно, или истинное нам неизвестно. /Демокрит/

Человек очень силен, когда довольствуется тем, что он есть, и очень слаб, когда хочет подняться выше человечества. /Ж. Руссо/

Многознание уму не учит. /Гераклит/

В каждом человеке намешано всего понемножку, а жизнь выдавливает из этой смеси что-нибудь одно на поверхность. /А. и Б. Стругацкие/

Жизнь - игра. /Б. Грасиан/

Неразумно бояться того, что неизбежно. /Публилий Сир/

Я часто убеждался в том, что простое слово благотворно действует на множество людей, и не автор слова, а само оно приводит в движение души, скрыто проявляя свою силу. /Ф. Петрарка/

Если наука есть память ума, то искусство есть память чувства. /В. Солоухин/

Если я рассуждаю логично, это значит только то, что я не сумасшедший, но вовсе не доказывает, что я прав. /И.П. Павлов/

Замечено, что те, кто кричат громче всех, требуя свободы, не очень охотно терпят ее. /Ф. Честерфилд/

У большинства людей любовь к справедливости - это просто боязнь подвергнуться несправедливости. /Ф. Ларошфуко/

Всякое истинное творение вырастает из темного перегноя отвергнутых творений. /С. Цвейг/

Молодость - вот время для усвоения мудрости, старость - время для ее применения. /Ж.-Ж. Руссо/

Убеждение - это не начало, а венец всякого познания. /И. Гёте/
Всеобщий источник нашего несчастья в том, что мы верим, будто вещи действительно являются тем, чем мы их считаем. /Г. Лихтенберг/

Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости. /Демокрит/

Мы несем в себе собственную истину, которая является комбинацией множества истин, заимствованных у других. /Ш. Филипп/

Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир. /И. Гете/

Нам легче приобрести лоск всезнания, чем основательно овладеть небольшим числом знаний. /Л. Вовенарг/

Сомневаться в Боге - значит верить в него. /О. Бальзак/

Заблуждения, заключающие в себе некоторую долю правды, самые опасные. /А. Смит/

Существует приятное заблуждение, поощряемое формой нашей планеты, - что каждый человек находится на вершине мира. /Р. Эмерсон/

Сколько нелепостей говорится людьми только из желания сказать что-нибудь новое. /Ф. Вольтер/

Случайные открытия совершают только подготовленные умы. /Б. Паскаль/

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. /К. Прутков/

Нет ничего справедливого, прекрасного или безобразного по природе: все это определяется установлением и обычаем. /Аристипп/

Жизнь - это вечность в миниатюре. /Р. Эмерсон/

Руины одного нужны вечно живой природе для жизни другого. /Г. Лессинг/

Завещаю: ни в чем не усердствуй, Во всем выбирай середину, Тот же увидишь успех, что и трудясь тяжело. /Феогнид/

Многознание - уму не научает

Способность мыслить возникает лишь вместе с приобщением к общечеловеческой культуре, к знаниям. Ум - это дар общества человеку. Он формируется и совершенствуется в ходе индивидуального освоения духовной культуры эпохи. Задача социалистического общества - открывать, облегчать каждому доступ к этой культуре. И в первую очередь это обязана делать школа.

Искалечить мышление легко, а излечить очень трудно. Искалечить можно системой «неестественных» (с точки зрения подлинной умственной культуры) упражнений. И один из самых верных способов такого уродования интеллекта - формальное заучивание знаний.

Зубрежка, подкрепляемая бесконечным повторением (которое следовало бы назвать не матерью, а скорее мачехой учения), калечит интеллект тем вернее, как это ни парадоксально, чем «умнее» усваиваемые при этом истины. Дело в том, что вздорную идею из головы ребенка быстро выветрит его собственный опыт. А зазубренная без понимания «абсолютная истина» становится для мысли чем-то вроде рельсов для поезда. Мысль призывают двигаться только по проторенным путям. И все, что вправо и влево, представляется при этом несущественным, неинтересным.

Как доказали многочисленные эксперименты, память человека хранит все, с чем имел дело его обладатель на протяжении жизни. Одни знания хранятся в мозгу в активном состоянии и напоминают хорошо организованное рабочее место: человек берет здесь нужный предмет, инструмент, не глядя, не вспоминая ничего специально.

Другое дело - знания, усвоенные без всякой связи с основной деятельностью человека. Мозг стремится погрузить их на дно подсознания. Вот этот-то естественный механизм мозга, охраняющий высшие его отделы от наводнения массы информации, и разрушает зубрежка.

Очевидно, процесс усвоения знаний надо организовать так, как организует его жизнь. А именно: чтобы ребенок постоянно был вынужден тренировать не столько память, сколько способность решать задачи, требующие самостоятельного суждения.

Решение задач - вовсе не привилегия математики. Все человеческое познание есть не что иное, как непрекращающийся процесс постановки и разрешения все новых и новых задач, вопросов, проблем. Человек увидевший в теоретической формуле ясный ответ на заинтересовавший его вопрос, эту теоретическую формулу не забудет. Ему не нужно будет ее зазубривать, он ее запомнит легко и естественно. А если и забудет, не беда, всегда выведет снова, когда ему встретится ситуация задачи с тем же составом условий. Это и есть ум.

Начинать учить мыслить нужно прежде всего с развития способности правильно ставить вопросы. С этого начинала и начинает каждый раз наука: с постановки вопроса, с формулировки проблемы, задачи, неразрешимой с помощью уже известных способов действия, известными путями.

Что бы мы сказали о математике, который заставлял бы своих учеников зубрить наизусть ответы, напечатанные в конце задачника, не показывая им ни самих задач, ни способов их решения? Между тем географию, ботанику, химию, физику и историю нередко преподаю детям именно таким способом: сообщают ответы, найденные человечеством, даже не пытаясь объяснить, на какие именно вопросы эти ответы были даны. Ребенка вводят в науку почему-то с «обратного конца» и удивляются, что он никак не может усвоить, а усвоив (зазубрив), никак не может соотнести общетеоретические положения с реальностью, с жизнью. Так и вырастает псевдо-ученый, педант.

Философия давно выяснила, что действительный вопрос, требующий решения путем дальнейшего исследования фактов, всегда выглядит как логическое противоречие, как парадокс. Именно там, где в составе знания вдруг появляется противоречие (одни говорят так, другие - этак), и возникает необходимость глубже исследовать предмет. Противоречие - показатель, что знания, зафиксированные в общепринятых положениях, чересчур общо, неконкретно, односторонне.

Ум, приученный к действиям по штампу, по готовому рецепту типового решения, теряющийся там, где от него требуется самостоятельное творческое решение, не любит противоречий. Он старается их обходить, сворачивать на рутинные дорожки. И когда ему это не удается, когда противоречие упрямо возникает вновь и вновь, такой ум «срывается в истерику», - именно там, где нужно мыслить. Отношения к противоречиям является очень точным критерием культуры ума. Даже, собственно говоря, показателем его наличия.

Поэтому-то ум и надо с самого начала воспитывать так, чтобы противоречие служило для него не поводом для истерики, а стимулом к самостоятельному умственному труду.

Достаточно опытный педагог всегда учитывает это в практике. Он всегда тактично приводит маленького человека к проблемной ситуации, к проблеме, которая требует, с одной стороны, активного использования всего ранее усвоенного, а с другой - не поддается и при этом требует еще собственного соображения, элементарной творческой выдумки. И если ребенок находит выход, то это дороже «усвоения» тысячи готовых решений.

Чем отличается диалектически мыслящий человек от мыслящего не диалектически? Умением заглядывать далеко вперед. Умением наедине с собой, без «оппонента», взвешивать все «за» и все «против», не дожидаясь, пока эти «против» со злорадством предъявит противник. Поэтому культурно мыслящий человек и оказывается всегда прекрасно вооруженным в спорах. Он заранее предвидит все «против», учитывает их вес, заготавливает контраргументы.

Человек же, который, готовясь к спору, старательно и пристально коллекционирует одни «за», одни подтверждения своему тезису, всегда бывает бит.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры