Прощальная гастроль. Большой балет начинается с «маленьких лебедей А выпускники часто приходят в родное училище

Главная / Любовь

Наверняка уже в следующем учебном году при Казанском хореографическом училище откроется интернат для иногородних учащихся. Его начали строить на улице Большая Красная всего лишь три месяца назад, но такими быстрыми темпами, что уже к ноябрю у четырехэтажного здания должны появиться крыша и все коммуникации, к январю 2015 года строители планируют завершить внутреннюю отделку помещения, а весной приступить к благоустройству прилегающей территории.

У всех авторитетных хореографических школ России - Санкт-Петербургской академии имени Агриппины Вагановой, Московской, Пермского колледжа - есть интернаты для иногородних учащихся. И даже у менее авторитетных школ они есть. Потому что артист балета - профессия штучная: найти способных к ней детей в одном только городе - задача нереальная. В свое время Светлана Захарова, ныне балерина Большого театра России, приехала поступать в Киевское хореографическое училище из Луцка. Ульяна Лопаткина, прима Мариинского театра, в Вагановское училище в Ленинград приехала из Керчи. Обе жили в интернате для иногородних, и если бы только они!..

О необходимости интерната для хореографического училища в Казани специалисты начали говорить еще в 1999 году (тогда у заведения появилось очень маленькое, но собственное здание на улице Карла Маркса). Перейти от слов к делу удалось далеко не сразу.

Это многострадальная история, - вспоминает директор училища Татьяна Шахнина. - Лет 15 назад для строительства интерната нам выделили участок земли на улице Жуковского. Документы оформлялись очень долго: бесконечно менялись постановления. Я и к Шаймиеву ходила, и к Метшину, и к Минниханову... Наконец, выделили деньги на разработку проекта. Его разработали. Проект прошел экспертизу. Но президент Минниханов неожиданно заключил: "Нецелесообразно строить интернат так далеко от училища. Нужно ближе место найти". И дал нам место в три раза больше на Большой Красной! Это было два с половиной года назад. Началось новое оформление документов...

Строительство интерната на Большой Красной буксовало из-за отсутствия финансирования. Татьяна Шахнина не отчаивалась: писала письма Минниханову. Президент потом даже пошутил, что она просит его построить для училища интернат так эмоционально и умно, как обычно жены у мужей шубы выпрашивают.

На сегодняшний день на строительство интерната выделено 78 миллионов рублей. Шахнина, которая с лета ежедневно и не по одному разу ходит на стройку, говорит, что работа явно пошла в гору, когда в команду вошел новый подрядчик - ООО "Восток-С".

Предполагается, что в интернате будет двадцать двухместных комнат. Еще комната отдыха, медицинский кабинет, компьютерный зал и два балетных зала, один из которых будет использоваться и как спортивный.

Сейчас в Казанском хореографическом училище учатся 185 детей, из них иногородних - только трое. Они живут на съемных квартирах.

Это неудобно для всех, - говорит Татьяна Шахнина. - У меня постоянно болит за иногородних ребят душа: а что они едят? А не сидят ли они всю ночь в Интернете? А как до дома добрались?.. Интернат, где мы предполагаем и кормить детей, очень нужен!..

Пока неизвестно, сколько будет стоить проживание в интернате. Оно точно будет платным. И в нем будут жить учащиеся только Казанского хореографического училища.

Возможно, директора других творческих училищ Казани станут просить, чтобы я по возможности предоставляла места в интернате для их учащихся. Нет, такого не будет. Интернат не общежитие, тем более интернат хореографического училища. Это в прямом смысле режимный объект, - объясняет Татьяна Шахнина. - Будут в интернате свободные места - поселим своих учащихся из Казани. К моему великому сожалению, сегодня немало родителей, которые не следят за своими детьми. Могут больного ребенка на занятия привести. Не следят ни за режимом питания своих детей, ни за режимом их сна. В интернате таким детям будет лучше...

Интернат выведет Казанское хореографическое училище на принципиально новый уровень качества. Потому что учиться там смогут не только казанские дети: педагоги планируют искать талантливых по всему Татарстану. Со временем интернат повлияет и на уровень балетной труппы театра имени Мусы Джалиля, поскольку 87 процентов этой труппы - выпускники Казанского хореографического училища.

Мне очень хочется, чтобы мы открыли интернат в сентябре 2015 года. Чтобы это произошло, нужно, чтобы нас включили в бюджет следующего года, - говорит Татьяна Шахнина.

Спрашиваю у нее, интернат какого хореографического заведения в России считается сегодня лучшим. Ожидаю услышать про Московскую академию хореографии или Вагановскую академию в Петербурге. Но Татьяна Зиновьевна называет петербургскую Академию танца Бориса Эйфмана, которая открылась в 2013 году: "Это просто космос! - говорит Шахнина. - Недосягаемый уровень - начиная с финансирования и заканчивая оснащенностью...".

Даже на экзамене не все понятно…

– 25 лет – дата красивая. Четверть века – это много или мало для вас?

– Конечно, с одной стороны это дата не очень большая, если мы будем сравнивать 280 лет вагановской школы, с Академией хореографии Москвы. Даже по сравнению с пермской школой мы, в общем-то, юные. Но 25 лет – это с другой стороны дата серьезная, и на сегодняшний день я могу с уверенностью сказать: есть о чем говорить и чем гордиться, есть результаты. При этом впереди у нас огромные перспективы, что, безусловно, радует.

– В каком возрасте можно увидеть у ребенка задатки для успешной балетной карьеры? Увидеть, что девочка, например, может стать примой?

– Я бы сейчас вообще слово «прима» убрала. Потому что определить, прима она или не прима, станет возможно только по ходу ее профессиональной карьеры, как сложится ее творческая судьба, творческая карьера. Но вот должен ли учиться ребенок в хореографическом училище или ему стоит любить балет вне стен учебного заведения, бывает понятно уже на приемных экзаменах. Но и здесь не всегда вопрос закрывается однозначно, потому что в процессе учебы становится понятно, следует ему продолжать этот нелегкий труд для того, чтобы потом стать артистом балета или артистом танца, либо все-таки уйти из училища и вовремя получить другую профессию.

Отчисления во благо

– Получается, даже если примут, вполне возможно, что отчислят впоследствии?

– Отчисления бывают, и достаточно часто. Просто не надо к этому относиться как к трагедии, лучше как к благу. Счастье уже то, что ты поучился здесь, провел несколько лет в этой ауре, среди педагогов замечательных, полюбил искренне, всей душой и навек балет, и теперь ты отдаешь себя и все свои силы другой профессии.

Трагическое и страшное – это когда ты отучился и потратил огромное количество времени и сил, а результат – ты не идешь никуда, тебя никто не пригласил, и путь на сцену театра заказан. Вот это печально, вот это трагедия. Значит, что-то не так ты делал, где-то допустил ошибку.

– Это как в фильме «Приходите завтра»: «Несчастные те, кто здесь остался. Таланта нет, а уж приняли»?.. В каком возрасте поступают в училище?

– У нас два отделения. На отделение классического танца по специальности «артист балета» дети приходят поступать после четвертого класса. На отделение народного танца приходят после седьмого класса общеобразовательной школы. Понятно, что общие предметы ведутся как в школе, к ним добавляются занятия по специальности.

– Успеваемость по общим предметам смотрится? Или только физические данные, гибкость и выворотность имеют значение?

– А как же? Мы все как в школе. Нам нужны образованные люди, и только выворотности мало. И если человек плохо учится, он редко становится хорошим танцовщиком. Дети так же сдают ГИА, ЕГЭ, получают аттестаты о среднем образовании, мы ведь по единым образовательным процессам учимся.

– Обучение бесплатное, на бюджетной основе?

– Безусловно, да. Более того скажу вам, хорошо обучающимся мы платим стипендии.

Торт – педагогам, овощи-фрукты – ученикам

– При училище есть интернат. Для кого он предназначен?

– Это раньше, еще при императрице Екатерине, когда создавалось вагановское училище, в интернате, как в пансионате, проживали все ученицы. Сейчас, конечно, только иногородние. Казанские ученики живут в семьях. У нас великолепный интернат, там проживают 40 детей. Это ребята из районов Татарстана, Якутии, Крыма, Улан-Удэ, из Сибири. Со всей России, в общем.

– Проживание тоже бесплатно?

– Нет, родители доплачивают за проживание и питание, которое, кстати, великолепное, пятиразовое.

– Раньше, говоря о праздновании 25-летия, вы обмолвились о большом вкусном торте в честь юбилея. А как же диета?

– Это торт для педагогов (смеется). Конечно, мы регулируем питание, но было бы неправдой, если я сказала, что дети сидят только на твороге и капусте. Нет. Мы не едим хлеб с пельменями, пиццу или макароны. Делаем акцент на рыбе, мясе, фруктах, овощах.

Поработать в каникулы? Ура!

– Сколько часов в день дети учатся?

– Адский труд. Они начинают занятия в 9 утра со специальных дисциплин: классика, гимнастика и так далее. Занимаются практически весь день до пяти часов вечера. Здесь и общеобразовательный цикл, и музыкальные дисциплины есть. Все обучаются игре на фортепьяно, истории музыки, потому что артист балета или танца, который не слышит музыку, – это не наш вариант. После уроков иногда бывают репетиции, а дальше – и спектакли на сцене татарского театра оперы и балета, в которых участвуют дети. Да, дети очень загружены, но я думаю, что это во благо, да и сами они уже не представляют себе жизни вне стен училища, настолько любят свое дело уже в этом возрасте.

Вы знаете, очень смешно было, когда в дни школьных каникул, а в это время мы традиционно даем спектакли в театр, шло уже 20-е представление. Я пришла и решила разрядить обстановку, собрала детей и говорю: «Ребята, я должна вам сказать жуткую вещь: продали билеты еще на пять спектаклей!». Сначала пауза повисла, и вдруг в тишине – дружное «Урааа!!!» То есть им все мало! Более того, дети после общих каникул зимой уходят, наконец, на собственные две недели отдыха. Но редкий случай, когда уже через несколько дней они не приходят и не говорят: «Татьяна Зиновьевна, пустите в зал, мы хотим позаниматься». Они понимают, ради чего они учатся.

Выпускники нарасхват

– У вас учатся, в основном, дети из танцевальных династий? Наверное, редко приходят со стороны?

– Напротив. Львиная доля детей и родителей из числа тех, что вообще даже и не ходили в оперный театр и не знают, что это такое. Удивительное дело. Есть, конечно, у нас дети, чьи родные профессионально танцевали, но я не могу сказать, что это костяк.

– Сейчас ведь нет распределения. Все ли ваши выпускники востребованы, находят работу сразу?

– Я иногда очень жалею, что нет распределения. Потому что бывает (и очень часто), что дети уезжают в другие города, в другие театры, а нам бы хотелось их видеть здесь. С работой проблем не то, что не бывает. Их заранее расхватывают, если можно так сказать. Буквально вчера, например, приезжал художественный руководитель ростовского театра. Посмотрел наших выпускников и говорит: «Беру всех!». Звонят уральский, астраханский, петербургский директора театров. Наш театр, я знаю, уже готов сегодня взять несколько будущих выпускников. В общем, они расходятся все. Мало того, они имеют по 3-4 предложения от различных театров.

Танцуем от маленького лебедя до пенсии

– Я знаю, что у вас еще есть Школа маленьких лебедей. Это подготовительные курсы?

– Нет, подготовительная – это особая тема, на них занимаются дети непосредственно перед поступлением, хотя привилегий перед другими абитуриентами это не дает. В Школу маленьких лебедей мы принимаем малышей с четырех лет, причем, всех желающих. Чему мы их обучаем? Понятно, мы пока не рассматриваем вопрос об их перспективе дальнейшей профессиональной деятельности. Но мы им ставим спинки, делаем растяжки, учим их слушать музыку. Родители, которые приводят детей, поступают очень мудро – все это пригодится в дальнейшей жизни, какой бы путь ребята не выбрали.

– Известно, что карьера артистов балета оканчивается достаточно рано. Как потом складывается их судьба?

– Артисты балета относительно рано выходят на пенсию в 35, 38, 40 лет. Но сейчас обозначилась такая тенденция: уже придя в театр, многие думают на перспективу. Большая часть артистов балета одновременно учатся на заочном отделении, приобретая профессию педагога балета, режиссера, балетмейстера, хореографа и так далее. То есть они без работы не остаются. Профессия безумно востребована.

Как музыковед стала балетным директором

– Татьяна Зиновьевна, у вас тоже не совсем обычная творческая судьба. Вы ведь по образованию музыковед, и в хореографическое училище пришли из музыкального?

– Если сказать, что предложение возглавить хореографическое училище было для меня неожиданным, это не сказать ничего абсолютно! Во-первых, я музыкант, во-вторых, я великолепно чувствовала себя в музыкальном училище, где работала 25 лет. И по нутру я такой богемный человек – свой джаз-клуб у меня был, я приглашала многих артистов выступать на концерты в училище. Это была моя жизнь, и мне в ней было безумно комфортно. Я абсолютно не чиновник, поэтому предложение было для меня неожиданным. Знаете, если бы у меня было время подумать хотя бы день, я бы, наверное, отказалась. Но я приехала в училище с широко открытыми глазами, увидела своих коллег-друзей и буквально на следующий день почувствовала, что именно здесь я дома, мне безумно комфортно.

Ну и потом, не любить детей, которые учатся в училище, невозможно. Это такая прелесть! Вы знаете, это дети, одержимые балетом, удивительные, они все какие-то очень солнечные, позитивные, непосредственные, открытые, искренние, трудолюбивые... Я часами могу говорить о них (смеется). Плюс великолепный костяк, педагогов, это тоже здорово. Работать в окружении такого созвездия людей – это такое счастье и это такая радость...

В суд на Казанское хореографическое училище подал отец начинающей танцовщицы Наили Габидуллиной. 29 декабря девочка была отчислена из учебного заведения. Поводом в училище считают грубое нарушение устава. Репетиции в массовке казанского спектакля "Морозко" ученица предпочла главную роль в "Щелкунчике" в Набережных Челнах.

На днях Наиле исполнилось пятнадцать, а танцами она занимается с пяти лет. По словам матери, девочка мечтала стать балериной, получив диплом Казанского хореографического училища. Однако проучилась всего полгода. Будет ли учиться дальше, должен решить Вахитовский райсуд.

Девочка была с неплохими способностями, одна из лучших в нынешнем приеме, - рассказала корреспонденту "ВК" директор хореографического училища Татьяна Шахнина. - Она была занята у нас в спектакле "Морозко", мы на нее ставку делали, в выходной должна была проходить репетиция. А тут звонит мама Наили и говорит, что девочка уже в автобусе и едет в Челны. Я против двойных стандартов и считаю, что правила одинаковы для всех. Так что, когда я сообщила об ее отчислении педсовету, коллеги меня не только поддержали, а просто зааплодировали!

По словам директора, Наилю и других учеников знакомили с приказом по училищу, который категорически запрещает танцорам участвовать в самодеятельности, так что девочка и ее родители знали, чем это чревато. Кроме того, Татьяна Шахнина уверяет, что учеба в Казани давалась Наиле тяжело в эмоциональном плане - она часто плакала, скучала по маме, просилась домой: "Ребенок не пострадал, ее уже зачислили на такое же отделение в хореографическое училище Набережных Челнов".

"С мечтой о балетной карьере пришлось расстаться, в Челнах прекрасные хореографы, но только на отделении народного танца, классического здесь вообще нет", - переживает мать Наили. С ее отцом Гульсия Габидуллина в разводе, но судебный иск поддерживает. Рассказывает, что в 2009 году дочь, еще обучаясь в Челнах, исполняла роль Мари в спектакле "Щелкунчик", а в конце 2010-го ее попросили сыграть на бис в органном зале автограда, на бенефисе руководителя детского театра.

Она отпросилась у своего преподавателя, приехала, сыграла и вернулась в Казань к началу занятий, - говорит Гульсия Габидуллина. - Не знаю, зачем они теперь на нее наговаривают, что она и раньше прогуливала. Надо знать этого ребенка - она же даже в 30-градусный мороз с радостью на репетицию бежала!.. А теперь даже если суд в нашу пользу решит, учиться ей вряд ли дадут.

Рассмотрение иска в Вахитовском райсуде намечено на 17 февраля. Как сообщили "ВК" в пресс-службе суда, отец ученицы оспаривает приказ об отчислении дочери и добивается ее восстановления в училище. Он считает, что в выходной день руководство учебного заведения не должно заставлять детей участвовать в репетициях спектакля, даже если доходы от него потом будут потрачены на нужды училища. Кроме того, в исковом заявлении говорится, что с уставом и правилами хореографического училища родителей не знакомили, а значит, не вправе и требовать его исполнения.

Спокойней всех отнеслась к этой истории сама Наиля. На вопрос корреспондента "ВК", чего она ждет от результатов судебного рассмотрения, 15-летняя девочка как-то очень по-взрослому ответила:

Я хочу, чтобы все было достойно... Если после восстановления на меня будут коситься, то мне это не нужно. Очень нравилось в Казани учиться, но этот случай все перечеркнул.

Сейчас Наиля учится в Набережночелнинском колледже искусств. По словам его директора Рамиля Бадретдинова, в этом учебном заведении случаев отчисления учеников за гастроли не было ни разу: "Мы с удовольствием отпускаем детей - это же наша реклама! Только организаторы концертов или спектаклей должны прислать официальное письмо с просьбой отпустить ученика в такой-то день...".

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Казанское хореографическое училище отпраздновало юбилей – 25 лет со дня основания. Директор училища Татьяна Шахнина рассказала корреспонденту «Татар-информ», можно ли в детстве распознать звезду балета, почему дети в училище не любят каникул и страшна ли пенсия артистам балета.

Даже на экзамене не все понятно…

– 25 лет – дата красивая. Четверть века – это много или мало для вас?

– Конечно, с одной стороны это дата не очень большая, если мы будем сравнивать 280 лет вагановской школы, с Академией хореографии Москвы. Даже по сравнению с пермской школой мы, в общем-то, юные. Но 25 лет – это с другой стороны дата серьезная, и на сегодняшний день я могу с уверенностью сказать: есть о чем говорить и чем гордиться, есть результаты. При этом впереди у нас огромные перспективы, что, безусловно, радует.

– В каком возрасте можно увидеть у ребенка задатки для успешной балетной карьеры? Увидеть, что девочка, например, может стать примой?

– Я бы сейчас вообще слово «прима» убрала. Потому что определить, прима она или не прима, станет возможно только по ходу ее профессиональной карьеры, как сложится ее творческая судьба, творческая карьера. Но вот должен ли учиться ребенок в хореографическом училище или ему стоит любить балет вне стен учебного заведения, бывает понятно уже на приемных экзаменах. Но и здесь не всегда вопрос закрывается однозначно, потому что в процессе учебы становится понятно, следует ему продолжать этот нелегкий труд для того, чтобы потом стать артистом балета или артистом танца, либо все-таки уйти из училища и вовремя получить другую профессию.

Отчисления во благо

– Получается, даже если примут, вполне возможно, что отчислят впоследствии?

– Отчисления бывают, и достаточно часто. Просто не надо к этому относиться как к трагедии, лучше как к благу. Счастье уже то, что ты поучился здесь, провел несколько лет в этой ауре, среди педагогов замечательных, полюбил искренне, всей душой и навек балет, и теперь ты отдаешь себя и все свои силы другой профессии.

Трагическое и страшное – это когда ты отучился и потратил огромное количество времени и сил, а результат – ты не идешь никуда, тебя никто не пригласил, и путь на сцену театра заказан. Вот это печально, вот это трагедия. Значит, что-то не так ты делал, где-то допустил ошибку.



– Это как в фильме «Приходите завтра»: «Несчастные те, кто здесь остался. Таланта нет, а уж приняли»?.. В каком возрасте поступают в училище?

– У нас два отделения. На отделение классического танца по специальности «артист балета» дети приходят поступать после четвертого класса. На отделение народного танца приходят после седьмого класса общеобразовательной школы. Понятно, что общие предметы ведутся как в школе, к ним добавляются занятия по специальности.

– Успеваемость по общим предметам смотрится? Или только физические данные, гибкость и выворотность имеют значение?

– А как же? Мы все как в школе. Нам нужны образованные люди, и только выворотности мало. И если человек плохо учится, он редко становится хорошим танцовщиком. Дети так же сдают ГИА, ЕГЭ, получают аттестаты о среднем образовании, мы ведь по единым образовательным процессам учимся.

– Обучение бесплатное, на бюджетной основе?

– Безусловно, да. Более того скажу вам, хорошо обучающимся мы платим стипендии.

Торт – педагогам, овощи-фрукты – ученикам

– При училище есть интернат. Для кого он предназначен?

– Это раньше, еще при императрице Екатерине, когда создавалось вагановское училище, в интернате, как в пансионате, проживали все ученицы. Сейчас, конечно, только иногородние. Казанские ученики живут в семьях. У нас великолепный интернат, там проживают 40 детей. Это ребята из районов Татарстана, Якутии, Крыма, Улан-Удэ, из Сибири. Со всей России, в общем.

– Проживание тоже бесплатно?

– Нет, родители доплачивают за проживание и питание, которое, кстати, великолепное, пятиразовое.

– Раньше, говоря о праздновании 25-летия, вы обмолвились о большом вкусном торте в честь юбилея. А как же диета?

– Это торт для педагогов (смеется). Конечно, мы регулируем питание, но было бы неправдой, если я сказала, что дети сидят только на твороге и капусте. Нет. Мы не едим хлеб с пельменями, пиццу или макароны. Делаем акцент на рыбе, мясе, фруктах, овощах.

Поработать в каникулы? Ура!

– Сколько часов в день дети учатся?

– Адский труд. Они начинают занятия в 9 утра со специальных дисциплин: классика, гимнастика и так далее. Занимаются практически весь день до пяти часов вечера. Здесь и общеобразовательный цикл, и музыкальные дисциплины есть. Все обучаются игре на фортепьяно, истории музыки, потому что артист балета или танца, который не слышит музыку, – это не наш вариант. После уроков иногда бывают репетиции, а дальше – и спектакли на сцене татарского театра оперы и балета, в которых участвуют дети. Да, дети очень загружены, но я думаю, что это во благо, да и сами они уже не представляют себе жизни вне стен училища, настолько любят свое дело уже в этом возрасте.

Вы знаете, очень смешно было, когда в дни школьных каникул, а в это время мы традиционно даем спектакли в театр, шло уже 20-е представление. Я пришла и решила разрядить обстановку, собрала детей и говорю: «Ребята, я должна вам сказать жуткую вещь: продали билеты еще на пять спектаклей!». Сначала пауза повисла, и вдруг в тишине – дружное «Урааа!!!» То есть им все мало! Более того, дети после общих каникул зимой уходят, наконец, на собственные две недели отдыха. Но редкий случай, когда уже через несколько дней они не приходят и не говорят: «Татьяна Зиновьевна, пустите в зал, мы хотим позаниматься». Они понимают, ради чего они учатся.

Выпускники нарасхват

– У вас учатся, в основном, дети из танцевальных династий? Наверное, редко приходят со стороны?

– Напротив. Львиная доля детей и родителей из числа тех, что вообще даже и не ходили в оперный театр и не знают, что это такое. Удивительное дело. Есть, конечно, у нас дети, чьи родные профессионально танцевали, но я не могу сказать, что это костяк.

– Сейчас ведь нет распределения. Все ли ваши выпускники востребованы, находят работу сразу?

– Я иногда очень жалею, что нет распределения. Потому что бывает (и очень часто), что дети уезжают в другие города, в другие театры, а нам бы хотелось их видеть здесь. С работой проблем не то, что не бывает. Их заранее расхватывают, если можно так сказать. Буквально вчера, например, приезжал художественный руководитель ростовского театра. Посмотрел наших выпускников и говорит: «Беру всех!». Звонят уральский, астраханский, петербургский директора театров. Наш театр, я знаю, уже готов сегодня взять несколько будущих выпускников. В общем, они расходятся все. Мало того, они имеют по 3-4 предложения от различных театров.

Танцуем от маленького лебедя до пенсии

– Я знаю, что у вас еще есть Школа маленьких лебедей. Это подготовительные курсы?

– Нет, подготовительная – это особая тема, на них занимаются дети непосредственно перед поступлением, хотя привилегий перед другими абитуриентами это не дает. В Школу маленьких лебедей мы принимаем малышей с четырех лет, причем, всех желающих. Чему мы их обучаем? Понятно, мы пока не рассматриваем вопрос об их перспективе дальнейшей профессиональной деятельности. Но мы им ставим спинки, делаем растяжки, учим их слушать музыку. Родители, которые приводят детей, поступают очень мудро – все это пригодится в дальнейшей жизни, какой бы путь ребята не выбрали.

– Известно, что карьера артистов балета оканчивается достаточно рано. Как потом складывается их судьба?

– Артисты балета относительно рано выходят на пенсию в 35, 38, 40 лет. Но сейчас обозначилась такая тенденция: уже придя в театр, многие думают на перспективу. Большая часть артистов балета одновременно учатся на заочном отделении, приобретая профессию педагога балета, режиссера, балетмейстера, хореографа и так далее. То есть они без работы не остаются. Профессия безумно востребована.

Как музыковед стала балетным директором

– Татьяна Зиновьевна, у вас тоже не совсем обычная творческая судьба. Вы ведь по образованию музыковед, и в хореографическое училище пришли из музыкального?

– Если сказать, что предложение возглавить хореографическое училище было для меня неожиданным, это не сказать ничего абсолютно! Во-первых, я музыкант, во-вторых, я великолепно чувствовала себя в музыкальном училище, где работала 25 лет. И по нутру я такой богемный человек – свой джаз-клуб у меня был, я приглашала многих артистов выступать на концерты в училище. Это была моя жизнь, и мне в ней было безумно комфортно. Я абсолютно не чиновник, поэтому предложение было для меня неожиданным. Знаете, если бы у меня было время подумать хотя бы день, я бы, наверное, отказалась. Но я приехала в училище с широко открытыми глазами, увидела своих коллег-друзей и буквально на следующий день почувствовала, что именно здесь я дома, мне безумно комфортно.

Ну и потом, не любить детей, которые учатся в училище, невозможно. Это такая прелесть! Вы знаете, это дети, одержимые балетом, удивительные, они все какие-то очень солнечные, позитивные, непосредственные, открытые, искренние, трудолюбивые... Я часами могу говорить о них (смеется). Плюс великолепный костяк, педагогов, это тоже здорово. Работать в окружении такого созвездия людей – это такое счастье и это такая радость...

В эти дни исполняется двадцать лет Казанскому хореографическому училищу. 19 и 20 марта на сцене Татарского академического театра оперы и балета им. М.Джалиля состоятся юбилейные гала--концерты, в которых примут участие нынешние студенты училища и выдающиеся выпускники прошлых лет.

Напомним, что становление казанской балетной школы неразрывно связано с историей музыкального училища им. И.В.Аухадеева, где в 1972 году было создано хореографическое отделение. Однако наборы здесь проводились нерегулярно, и к началу 1990-х годов назрела необходимость создания специального учебного заведения для подготовки профессиональных танцовщиков. Инициаторами открытия Казанского хореографического училища были директор театра им. М.Джалиля Рауфаль Мухаметзянов и руководитель балетной труппы Владимир Яковлев, который являлся первым художественным руководителем училища. В настоящее время КХОУ осуществляет подготовку по двум специальностям: «Искусство балета» (академическое отделение) и «Искусство танца» (народное отделение). При училище есть подготовительное отделение и «Школа маленьких лебедей».

Об итогах пройденного пути и перспективах профессионального хореографического образования в республике наш корреспондент побеседовал с директором КХОУ, заслуженным работником культуры России Татьяной Шахниной.

Татьяна Зиновьевна, прежде всего, примите поздравления в связи с 20-летием училища. Годы становления позади… Что удалось сделать за это время?

Для нас этот юбилей - очень серьезная дата. Хотя если учесть, что Академии русского балета имени А.Вагановой в Санкт-Петербурге исполнилось 275 лет, а Московской академии хореографии - 240 лет, то у нашего училища возраст, конечно, юный. Но и за это время уже немало сделано - мы выпустили около 150 профессио-нальных танцовщиков, которые работают по всему миру: в Англии, США, Швейцарии, в ближнем зарубежье; в таких городах России, как Москва, Красноярск, Одесса, Санкт-Петербург. Причем наши выпускники танцуют в самых прославленных труппах. Например, в «Кремлевском балете», Ансамбле народного танца им. И.Моисеева, Театре Бориса Эйфмана… И самое главное, они составляют 85 процентов труппы казанского балета. Среди них - Александра Елагина, Михаил Тимаев, Максим Поцелуйко, Алина Штейнберг и многие другие. Всех не перечислить!

На мой взгляд, важно отметить еще один момент: у нас в училище за последние годы поставлено шесть авторских спектаклей - «Доктор Айболит», «Белоснежка и семь гномов», «Снежная королева», «Тысяча и одна ночь», «Морозко » и «Щелкунчик ». Это же репертуар целого балетного театра!

- А с какими проблемами вы как руководитель сталкиваетесь на данном этапе?

Их несколько. Основная проблема - материально-техническая база. Да, у нас есть замечательный особняк в центре Казани, но он очень мал! К слову, Ваганов-ская академия - это целый городок, Пермское училище недавно получило еще одно здание, Московская академия хореографии приступает к строительству нового учебного корпуса… У нас же нет ни одного балетного зала, который бы соответствовал современным стандартам! Перед поездкой на международный конкурс мы просили руководство Театра оперы и балета предоставить нам балетный зал, чтобы просто записать видео для первого тура в «приличных » условиях.

У нас работают прекрасные педагоги, но, к сожалению, их зар-плата оставляет желать лучшего. Ряд училищ (Москва , Санкт-Петербург, Пермь) уже несколько лет получают на эти цели федеральные гранты. В Казани такого нет. Возникает вопрос: как удержать хороших педагогов? Ведь конкуренция большая - есть частные хореографические школы, художественная гимнастика, танцы на льду, и везде требуются хореографы. Поэтому все деньги, вырученные нами от спектаклей, концертов, идут на
зар-плату и небольшие надбавки учителям. Но и этого не хватает.

Если уж Казань позиционирует себя третьей столицей, так давайте соответствовать этому во всем. Имидж Татарстана, его авторитет - это не только спорт, но и балет!

- Сдвинулся ли с мертвой точки вопрос о строительстве интерната для иногородних детей?

Ни одна крупная балетная школа не обходится без интерната. Безусловно, в Казани есть очень одаренные дети, но они есть и в небольших городах, селах республики. Но пока мы не можем их принять, ведь к нам в училище приходят десятилетние ребятишки, которых надо вовремя покормить, уложить спать, встретить после спектакля… В настоящее время нам уже выделены земельный участок и средства на строительство общежития по улице Большая Красная. Понятно, что это только начало и по ходу дела придется решать немало проблем, но мы надеемся на лучшее.

- Расскажите подробнее о «Школе маленьких лебедей».

Девять лет тому назад я была на конкурсе в Лозанне и увидела, что там в балетной школе занимаются дети трех с половиной лет. Летела обратно, одержимая этой же идеей, и уже знала, как будет называться наша школа для самых маленьких… Я считаю, что «Школа маленьких лебедей» - это наше будущее, потому что дети с ранних лет занимаются здесь по нашей программе, с нашими педагогами, в наших стенах… Самые первые из «маленьких лебедей», которые затем успешно поступили в училище, сейчас уже учатся в пятом классе.

- А выпускники часто приходят в родное училище?

И навещают, и приходят, если надо посоветоваться. Ведь настоящий учитель - это не просто педагог по классу танца, это человек, который принимает участие в судьбе учеников, в их становлении как личностей. Например, Виталий Николаевич Бортяков ходит со своими мальчишками в походы, по музеям…

- В училище существует проблема с набором мальчиков?

Такая проблема есть во всех школах мира. Считается, что артист балета - не «мужская » профессия. Я так не думаю, ведь на самом деле балет требует выдержки, силы, мужественности. Нужно сделать эту профессию привлекательной. И, на мой взгляд, надо освободить юношей от службы в армии. Только представьте себе - парень восемь лет учится, а потом отслужит один год - и все, профессия потеряна!

Для многих артистов балета актуальна проблема профессиональной переподготовки, ведь в любом случае век танцовщика недолог…

Наш диплом впоследствии позволяет получить ряд «околобалетных » профессий - историк балета, критик, продюсер… Например, в Казанской консерватории одиннадцать лет назад была открыта специальность «Педагогика балета», где студенты обучаются заочно. Безусловно, это очень важно, что наши выпускники могут продолжить обучение и получить высшее образование.

- Вы десять лет возглавляете хореографическое училище. Чем для вас лично стал этот этап жизни?

Работать здесь - большое счастье! В училище я и педагог, и психолог, и мама нашим маленьким деткам. И я безмерно уважаю наш педагогический коллектив. А за поддержкой и помощью всегда могу обратиться к Нинели Даутовне Юлтыевой - художественному руководителю училища, замечательному профессионалу, человеку с огромным авторитетом.

Владимир Яковлев, художественный руководитель балетной труппы Театра им. М.Джалиля: «Создание училища было необходимым и своевременным. В начале девяностых годов упразд-нили систему распределения молодых специалистов и нужно было самим воспитывать балетные кадры. Уверен, не будь училища, художественный уровень труппы сегодня был бы в разы ниже».

Елена ОСТРОУМОВА

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры