Прошлое героев челкаша и гаврилы. Сочинение на тему: Жадность в рассказе Челкаш, Горький

Главная / Любовь

Урок литературы в 8 классе Предметная тема: Представление Челкаша и Гаврилы о свободе. - страница №1/1

Урок литературы в 8 классе

Предметная тема : Представление Челкаша и Гаврилы о свободе.

Метапредметная тема : СВОБОДА

Писатель изображает босяков людьми

смелыми, сильными душой. Главное

для них – это свобода, которую они,

как и все мы, понимаем по-своему…

А.А.Волков

Цели урока:


Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.

Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения мира.

Метапредметная: формирование представлений об истинной свободе и мнимой свободе

Задачи:


-проследить за мыслями, чувствами и поступками Челкаша и Гаврилы, попытаться понять, кто же из них по-настоящему свободен,

-совершенствовать навыки теоретического анализа.

Ход урока.

1.Оргмомент.

- Сегодня мы будем говорить о рассказе М.Горького «Челкаш».

- Что вы знаете о Горьком, какие его произведения читали?

2. Слово о писателе . Индивидуальный ответ.

3.Работа с текстом (беседа)


Вопросы и задания учащимся для аналитической беседы:

- Почему рассказ разделен на вступление и три главы, в чем их основное содержание?

- Зачитаем вступление рассказа. На какие звуки и почему «инструментовано» описание гавани, например: «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвоЗящих груз, металлический вопль желеЗных листов... дребеЗжание иЗвоЗчичьих телег...»?

- Что своеобразного в следующем описании: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам...»?

- В чем композиционное назначение описания морского порта в начале рассказа? В какой степени море является своеобразным действующим лицом в рассказе? И почему отношение к морю оказывается показателем духовного уровня героев рассказа? Имеют ли значение такие характеристики этой стихии, данные автором: бескрайняя, свободная, мощная?

4.Словарная работа.

Что такое свобода?

«Истинная свобода – свобода от греха». - С.В.Дрозд «Учение о христианской свободе».

Свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами, целями, осуществлять выбор. – Большой энциклопедический словарь

« Свобода – возможность поступать, как хочется». – Краткая философская энциклопедия.

5. ---Как представляют свободу Челкаш и Гаврила? Свободны ли они на самом деле? На эти вопросы мы ответим в ходе урока.

Составление таблицы

ЧЕЛКАШ

ГАВРИЛА

портрет

Смятое,острое, хищное лицо; хищная худоба; горбатый,хищный нос; обращал на себя внимание своим сходстсвом со степным ястребом

Ребячьи глаза смотрят доверчиво и добродушно; движения неуклюжи, рот то широко раскрыт, то шлёпает губами

Отношение к деньгам

Бросил в Гаврилу бумажки;

«Разве из-за денег можно себя так истязать?»

Посмотрел на деньги,зажатые в ладони…,спрятал их за пазуху…

« Не загубишь,а человеком на всю жизнь сделаешь» (о 2 радужных бумажках)

Отношение к морю

Он, вор, любил море..Оно…очищало его от житейской скверны.

«Ничего! Только боязно.»

Понимание свободы

Главное в крестьянской жизни – это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе… У тебя есть лицо…Ты можешь от всякого требовать уважения к себе.

Сам себе хозяин, пошёл- куда хошь, делай- что хошь…Гуляй знай как хошь, Бога только помни.

- Что вам показалось особенно запоминающимся в портрете Гришки Челкаша? Почему Челкаш чувствует себя лучшим рядом с морской стихией? Почему М.Горький, описывая эту стихию, использует такие эпитеты: бескрайняя, свободная, мощная?

-Сопоставьте портрет Челкаша с портретом деревенского парня Гаврилы.

- Случайно ли, что их первый разговор был о свободе? Как понимают свободу Челкаш и Гаврила? (смотри текст, таблица + обратиться к КФЭ, к эпиграфу)-

ВЫВОД: их свобода - МНИМАЯ СВОБОДА (привести пример: наркоман свободен от всех, но не свободен от зависимости)

-Определить отношение автора к Челкашу. (см. таблицу,Горький симпатизирует босяку, но, говоря, что Челкаш свободен от денег, утверждает, что его персонаж не свободен от желания управлять людьми. Это и придаёт смысл его жизни)

Какими художественными средствами Горький выражает свое отношение к Гавриле. («Я теперь... богач!» - визжал Гаврила в восторге, вздрагивая и пряча деньги за пазуху... Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он - вор, гуляка, оторванный от всего родного, - никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя.)

6.Подведение итогов урока. К каким выводам вы пришли?

-Что же такое истинная свобода? Обладают ли ею персонажи рассказа Горького? Согласны ли вы с мнением С.В.Дрозда о том, что истинная свобода – это свобода от греха? (Грех ли это:

-желание управлять людьми?

- желание иметь много денег, чтобы быть свободным от всего и всех, но при этом можно ли помнить о БОГЕ?)

Таким образом, Истинная свобода - это разумное поведение, направленное к истинному благу, а освобождение человека- это постепенный процесс, совершаемый самим человеком, человек сам виноват в своём рабстве на внутреннем уровне. Даже народная мудрость гласит: « Посеешь поступок, пожнёшь привычку, посеешь привычку, пожнёшь характер, посеешь характер, пожнёшь судьбу.»

Челкаш и Гаврила – жертвы капиталистического мира?

(По рассказу М.Горького «Челкаш»)

Петрова Наталия Николаевна,

учитель Каменниковской сош

Рыбинского района

Урок: традиционный.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: на примере рассказа М.Горького «Челкаш» показать несправедливость общества, где правят деньги, а также непредсказуемость нашей жизни, ложное и настоящее, что часто человек с определённой внешностью не соответствует своему внутреннему «содержанию».

Учебник: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина. Литература: 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 2. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Аннотация к уроку: урок традиционный с использованием приёмов из технологии критического мышления: кластеры, сопоставительная таблица, прогнозирование, синквейны; отрабатываются разные виды работы с текстом, умение аргументировано высказывать свою точку зрения, находить нужные факты и эпизоды в тексте, анализировать ключевые эпизоды повести, прививаются нравственные правила человеческого общества: честность, искренность, благородство. Предваряющее домашнее задание: чтение статьи о М.Горьком (с.198-199), чтение рассказа «Челкаш» (предисловие и часть 1).

Ход урока:

    Проверка д/з. Самостоятельное чтение дома статьи о Горьком даёт возможность ответить на вопросы А с.198 и В1 с.199, а также спрогнозировать сюжет и особенность рассказа «Челкаш». Обсуждение.

    Обсуждение прочитанной дома части рассказа «Челкаш».

Где происходит действие? В какое время? Обозначьте цвета и звуки.

Как поняли фразу – первое предложение третьего абзаца (гимн торговле).

Гавань – это пароходы с товаром и люди, которые здесь работают. Разделимся на группы и дадим характеристику им, заполнив кластеры: «Пароходы» и «Люди».

Обсуждение получившегося. – Какие художественные приёмы использует Горький для создания более выразительных образов? Примеры? Зачем он это делает? (Детали картины создают ощущение того, что труд здесь не удовольствие, а рабская каторга; ощущение беспросветности, несправедливости…).

Почему автор называет сопоставление пароходов и людей «жестокой иронией»? (люди, с одной стороны, – творцы, создали такие гиганты-пароходы, ведут торговлю, вроде бы, должны быть деньги, но, с другой стороны, они – нищие, ничего не имеют, «созданное людьми поработило и обезличило их»).

Что даёт нам, читателям, это описание? Какие чувства испытываете и что предчувствуете? (напряжённое чувство, дальше будет что-то страшное, нехорошее; в такой ситуации ничего светлого быть не может…).

Гришка Челкаш, главный герой рассказа, появляется на самых первых строчках первой главы. Вспомните его описание: внешность, на кого похож, походка, речь и т.д. На какие слова Горький делает акцент. Зачем? Выразите ваше первое мнение о герое.

Впервые здесь в рассказе встречается слова босяцкие , босяки . Как понимаете?

Как диалоги Гришки с другими рабочими, сторожем порта помогают нам понять его характер?

Одновременно заполняется сопоставительная таблица (приём из технологии РКМЧП):

Гришка Челкаш

Линии сопоставления

Черты характера

Отношение к другим

Отношение других

В этой же главе мы встречаемся с другим героем рассказа – Гаврилой. Дополним таблицу, цитируя, вспоминая факты из прочитанной части, касающиеся личности этого героя.

Чем заканчивается часть 1? Перечитайте внутренний монолог Челкаша. Что вы о нём скажете? Ваше отношение?

    Часть 2 . самостоятельное чтение в классе. Обсуждение.

О чём эта часть?

Как ведут себя герои в одной и той же ситуации?

Что нового ещё узнаём о героях? Что можно добавить в таблицу?

Каково ваше отношение к обоим героям? Оно меняется?

    Часть 3. Осталась последняя часть. Дело сделано. Мы подтвердили себе, что Челкаш – вор, опытный, смелый, всё всегда обдумывающий, но рискующий ради больших денег, ради отдыха и развлечений, которые будут потом. Отношение большинства из вас к нему – отрицательное, и это понятно. К Гавриле отношение другое. Увалень, трудяга-крестьянин, сойдясь с Челкашом, преступил закон, стал вором, соучастником. Его искренне жаль, за него переживаем: как бы его благие намерения не закончились плачевно (ведь мы знаем «хищного» Гришку!).

Читаем вслух часть 3 (приём «чтение с остановками» из технологии РКМЧП)

1) до с.222 до вопроса «Что это тебя корчит»?

Так какое же действие героев оставил Горький нам напоследок?

Деньги. Каково отношение к ним наших героев? Каковы их поступки? Сравните. Каково ваше отношение к происходящему?

2) до слов «… Дай ты их мне!»

Ожидали такое?

Перечитайте слова, описывающие состояние Гаврилы, Челкаша. Вывод?

Как, думаете, поступит Челкаш?

3) до конца рассказа.

Выскажите ваше отношение к происходящему. Что ожидали, а что нет?

И ещё один момент, который нельзя упустить в рассказе: это море. Его описание мы видим на протяжении всего рассказа. Какой смысл оно несёт? (место действия, подчёркивается характер главного героя…). Почему последние строки повествования заканчиваются опять морским пейзажем?

5. Выводы.

Какова тематика и проблематика рассказа Горького?

Вернёмся к теме нашего урока: подтвердите ещё раз, что и Челкаш, и Гаврила – жертвы капиталистического мира?

С какими особенностями ранних рассказов Горького мы познакомились?

6. Д/з: 1) составить план рассказа (по желанию - цитатный); 2) письменное рассуждение – с.228 вопрос В 10; 3) по желанию – синквейны.

«ЖЕСТОКАЯ ИРОНИЯ»

«СОЗДАННОЕ ЛЮДЬМИ ПОРАБОТИЛО И ОБЕЗЛИЧЕЛО ИХ»


Рассказ «Челкаш» относится к ранним романтическим произведениям М. Горького. Он входит в цикл так называемых рассказов о босяках. Писателя всегда интересовал этот «класс» людей, образовавшийся в России в конце 19 – начале 20 века.
Горький считал босяков интересным «человеческим материалом», находящимся как бы вне общества. В них он видел своеобразное воплощение своих идеалов человека: «Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных людей», но чувствуют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят денег».
В центре повествования рассказа (1895) два героя, противопоставленные друг другу. Один – Гришка Челкаш, «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Это уже зрелый человек, яркая и неординарная натура. Даже в толпе таких, как он, босяков, Челкаш выделялся своей хищной силой и цельностью. Недаром Горький сравнивает его с ястребом: «он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».
По ходу развития сюжета мы узнаем, что Челкаш живет тем, что обворовывает судна, а затем продает свою добычу. Такие занятия и образ жизни вполне устраивают этого героя. Они удовлетворяют его потребность в чувстве свободы, риска, единении с природой, в ощущении собственной силы и неограниченных собственных возможностей.
Челкаш родом герой из деревни. Он такой же крестьянин, как и другой герой рассказа – Гаврила. Но как различаются эти люди! Гаврила молод, силен физически, но слаб духом, жалок. Мы видим, как Челкаш борется с презрением к этому «молодому телку», который мечтает о благополучной и сытой жизни в деревне, да еще и советует Григорию, как ему «получше пристроиться» в жизни.
Становится понятно, что эти совершенно разные люди никогда не найдут общего языка. Хоть они имеют одни корни, но натура их, природа совершенно различны. На фоне трусливого и слабого Гаврилы со всей мощью вырисовывается фигура Челкаша. Особенно четко этот контраст выражается в тот момент, когда герои «вышли на дело» - Григорий взял с собой Гаврилу, дав ему возможность заработать.
Челкаш любил море и не боялся его: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют - первые - остроту, вторая - цену».
Этого героя восхищал вид величественной стихии, «бесконечной и могучей». Море и облака сплетались в одно целое, вдохновляя Челкаша своей красотой, «возбуждая» в нем высокие желания.
Совсем иные чувства вызывает море у Гаврилы. Он видит его как черную тяжелую массу, враждебную, несущую смертельную опасность. Единственное чувство, которое вызывает у Гаврилы море, - страх: «Только боязно в нем».
Отличается и поведение этих героев на море. В лодке Челкаш сидел прямо, спокойно и уверенно смотрел на водную гладь, вперед, общаясь с этой стихией на равных: «Сидя на корме, он резал рулем воду и смотрел вперед спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади». Гаврила же придавлен морской стихией, она сгибает его, заставляет чувствовать себя ничтожеством, рабом: «… охватил грудь Гаврилы крепким объятием, сжал его в робкий комок и приковал к скамье лодки...»
Преодолев много опасностей, герои благополучно возвращаются на берег. Челкаш продал награбленное и получил деньги. Именно в этот момент и проявляются истинные натуры героев. Выясняется, что Челкаш хотел дать Гавриле больше, чем обещал: этот парень растрогал его своей историей, рассказами о деревне.
Нужно отметить, что отношение Челкаша к Гавриле не было однозначным. «Молодой телок» раздражал Григория, он чувствовал «чужеродность» Гаврилы, не принимал его жизненной философии, его ценностей. Но, тем не менее, ворча и ругаясь на этого человека, Челкаш не позволил себе подлости или низости по отношению к нему.
Гаврила же, этот мягкий, добрый и наивный человек, оказался совершенно иным. Он признается Григорию, что хотел убить его еще во время их поездки, чтобы заполучить себе все добычу. Позже, не решившись на это, Гаврила умоляет Челкаша отдать ему все деньги – с таким богатством он будет в деревне жить припеваючи. Ради этого герой валяется в ногах Челкаша, унижается, забывая про свое человеческое достоинство. У Григория такое поведение вызывает лишь отвращение и омерзение. И итоге, когда ситуация несколько раз меняется (Челкаш, узнав новые подробности, то отдает, то не отдает Гавриле деньги, между героями завязывается серьезная драка и так далее), Гаврила получает деньги. Он просит прощения у Челкаша, но не получает его: слишком велико презрение Григория к этому жалкому существу.
Неслучайно положительным героем рассказа становится вор и бродяга. Тем самым Горький делает акцент на том, что российское общество не дает раскрыться богатому человеческому потенциалу. Его устраивают только гаврилы с их рабской психологией и средними возможностями. Неординарным же людям, стремящимся к свободе, полету мысли, духа и души, нет места в таком обществе. Поэтому они вынуждены становиться босяками, изгоями. Автор подчеркивает, что это не только личная трагедия босяков, но и трагедия социума, лишающаяся богатого потенциала, лучших своих сил.

Одной из главных тем раннего романтического рассказа Максима Горького «Челкаш», созданного в 1894 году и впервые напечатанного в журнале «Русское богатство» в 1895-м, является тема жадности. Она находит свое раскрытие в образе молодого человека Гаврилы , антиподом которого в произведении выступает главный герой - босяк Гришка Челкаш .

В начале рассказа Гаврила предстает перед нами добродушным парнем с «ребячьими светлыми глазами». Простота молодого человека и его наивные размышления о свободе заставляют читателя проникнуться симпатией к герою. Кажется, что это невинная душа, которая попала в «волчьи лапы» хищного вора Челкаша, обманом уговорившего Гаврилу стать его подельником.

Но с развитием сюжета постепенно начинает раскрывается характер Гаврилы, и становится ясно, что он за человек. Тема денег, а точнее, желания их раздобыть, возникает еще в первой главе рассказа, причем это желание свойственно как Гавриле, так и Челкашу.

Но мы видим, что молодой человек пытается найти законный способ заработать, поэтому он отправляется косцом на Кубань. Челкаш же законных способов уже давно не ищет, поскольку за спиной у него одиннадцать лет воровской жизни. Казалось бы, мораль однозначно на стороне Гаврилы.

Во время поездки молодой человек по-прежнему ведет себя крайне добропорядочно. Узнав, на какое дело завлек его Челкаш вместо обещанной рыбалки, он пытается отказаться от «грязной» работы, убежать, позвать на помощь. Но бежать уже некуда, ведь он в одной лодке с грозным вором Гришкой, который, того и гляди, выбросит своего подельника за борт.

Отношение Гаврилы к совершенному им вместе с Челкашом воровству меняется лишь тогда, когда парень получает награду за свою помощь. Теперь герой готов снова поехать на дело, если ему дадут за это двести рублей. На вопрос Гришки о том, не боится ли теперь молодой человек «загубить» свою душу, Гаврила, улыбаясь, отвечает: «Да ведь, может... и не загубишь… Не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешься».

Жадность также открывает в молодом человеке новые, ранее неизвестные читателю и, возможно, даже самому герою качества. Оказывается, Гаврила охотлив не только до своих денег, но и до чужих. При виде выручки Челкаша, все в его глазах принимает «яркие, радужные оттенки».

Гаврила начинает умолять босяка отдать ему деньги, ползая у того в ногах. И на фоне такого унижения молодого человека происходит возвышение образа Челкаша.

Мы видим, насколько этому герою чужда жадность. Несмотря на то, что Гришка все время промышляет воровством, он не знает, что ему делать с награбленными деньгами. Уверен он лишь в том, что никогда бы не решился ради этих «пестрых бумажек» пасть так низко.

Но унижение не стало самым страшным проявлением жадности, охватившей Гаврилу. Оказывается, молодой человек готов был даже убить своего подельника только ради того, чтобы забрать его прибыль. К счастью, у парня просто не хватило на это духу, поскольку Гаврила был не только жаден, но еще и труслив.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры