Рацион балерины. О воде и напитках

Главная / Любовь

Петербургские зрители увидят признанных звезд эйфмановского театра - лауреатов международных конкурсов, премий "Золотая Маска" и "Золотой Софит", премий Президента РФ и Правительства РФ Марию Абашову, Любовь Андрееву, Сергея Волобуева, Олега Габышева и других.

6 и 7 марта труппа представит "Красную Жизель" - одну из наиболее успешных и знаковых постановок Бориса Эйфмана. Известный американский критик Октавиа Рока писал: "Красная Жизель" по своему драматизму - один из великих балетов 20-го века".

Балет на музыку Чайковского, Шнитке и Бизе посвящен судьбе Ольги Спесивцевой, великой танцовщице XX века, гениальной Жизели, был выпущен в 1997 году, снискал всемирное признание, но со временем сошел со сцены. В 2015 году Эйфман возродил спектакль и подготовил его новую хореографическую версию. Была обновлена и сценография спектакля. Зрители увидели костюмы и декорации известного театрального художника Вячеслава Окунева, созданные специально к премьере.

Впервые в спектакле "Красная Жизель" главную партию - роль Балерины - исполнит солистка Большого театра Ангелина Карпова. Это ее первый опыт сотрудничества с Борисом Эйфманом. Случится это событие 6 марта. А 7 марта в этой партии состоится еще один дебют - молодой солистки труппы Дарьи Резник, пришедшей в коллектив в прошлом году.

Ангелина Карпова начинала свою биографию в Большом с роли одной из двух виллис (призраков невест) в балете "Жизель". Сейчас в этом спектакле исполняет партию Мирты. Актриса рассказала корреспонденту "РГ", что ей очень интересна работа с Эйфманом:

В 2008 году я окончила Московскую академию хореографии, меня приглашали в коллектив Эйфмана, но я выбрала Большой театр. Сейчас, в преддверии больших зарубежных гастролей труппы Бориса Яковлевича, мне предложили станцевать главную партию в "Красной Жизели". Я с радостью согласилась.

Восхищаюсь спектаклями Эйфмана "Роден", "Анна Каренина", "Чайковский. PRO et CONTRA", они безумно интересны, необычны, ярки, эмоциональны, держат в напряжении на протяжении всего действия, не оставляют равнодушными никого. Еще более привлекательна возможность принять в них участие и понять, как в принципе это искусство создается.

Трудно ли мне? Всё очень непросто, непривычно. "Красная Жизель" - история жизни Балерины, и каждый выход - новый этап в судьбе героини.

Хореографический текст по сравнению с классическими постановками абсолютно другой. Помимо того, что его нужно "выучить ногами", я должна освоить не привычные для классики захваты рук, выдать эмоции, и при этом расслабить тело, чтобы не мешать партнеру. Много поддержек, но меня это не пугает - мне это было интересно еще в училище на занятиях по дуэтному танцу. В театре Эйфмана прекрасные артисты и педагоги, которые работают замечательно - в кратчайшие сроки при их поддержке можно выучить все. И когда выучишь, то начинаешь чувствовать спектакль и получаешь от этого колоссальное удовольствие!

22 и 23 марта театр представит спектакль "Чайковский. PRO et CONTRA", премьеру 2016 года. 24 и 25 марта - "Роден", поставленный на музыку Равеля, Сен-Санса, Массне и посвященный судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.

26 и 27 марта покажут "Анну Каренину", спектакль на музыку Чайковского, отмеченный премиями "Золотая Маска" и "Золотой Софит". "В романе "Анна Каренина" есть не только погружение в психологический мир героини, но и настоящее психоэротическое осмысление ее личности. Для меня Анна была оборотнем, потому что в ней жило два человека: внешне - светская дама, которая была известна Каренину, сыну, окружающим. Другая - женщина, погруженная в мир страстей", - говорит хореограф.

Прямая речь

Борис Эйфман:

Наш театр всегда живет предельно насыщенной творческой жизнью, и ее ритм не зависит от того, юбилейный сейчас год или нет. Лично я никогда не воспринимал круглые даты как повод для подведения итогов. Наоборот: сегодня, когда я сам отметил 70-летие, а моему театру исполняется 40, я полон новых замыслов и ощущаю, что еще только приближаюсь к какому-то очень важному этапу своего пути в искусстве. Хотя, конечно, в юбилейный для труппы сезон хочется по-особенному порадовать зрителя. Поэтому в марте мы представим на сцене Александринского театра свои лучшие спектакли. Думаю, это будет хороший подарок для ценителей нашего искусства - ведь больших серий выступлений у нас не было в Петербурге уже довольно давно. В апреле мы покажем премьеру новой хореографической версии знаменитого балета "Русский Гамлет", а в мае отправимся в двухмесячный тур по Северной Америке.

Специальная праздничная программа будет представлена осенью. Первое в истории нашего театра официальное выступление состоялось в Ленинграде 29 сентября 1977 года. В день своего 40-летия мы планируем провести большой праздничный спектакль-концерт, в котором постараемся отразить многолетнюю художественную эволюцию труппы. В честь юбилея будет также подготовлен ряд других мероприятий - выставки, открытые лекции, творческие встречи. Хочется вспомнить страницы истории театра и тех людей, наших соратников, которые внесли значительный вклад в его развитие.

В предыдущем посте было про "три, четыре...". И только теперь про "раз-два".
Как-то так, само собой получилось, то ли из-за очень острого разочарования Полуниным (Сергеем), то ли из-за подсознательного желания оставить самое сладкое на десерт). "Дон Кихот" Большого.
Случилась "опять двойка" (эх, давно это было, в самом разгаре зимы, в теперь уж весна) - по делу мне нужно было только на утро 25 января, дебют Цвирко, но накануне была пятница - самый театральный день на неделе, когда с работы можно уйти спокойно и в театр придти с прекрасным настроением. Был и более весомый повод - я давно хотела посмотреть Лантратова в роли Базиля (по клипам он мне нравился). И даже присутствие не совсем подходящей ему и не совсем привлекательной для меня партнерши не остановило.
К Лантратову у меня до сих пор весовое/колебательное отношение, иногда нравится, иногда разочаровывает. Влад - хороший мальчик, слишком хороший, как мне кажется иногда. Слишком правильный. А в "Дон Кихоте, наверное надо быть немного хулиганом (вот у Цвирко, который только что дебютировал, от которого никто пока откровений не ждет, и правильно - образ у него получился в основном "по чужим стопам", есть хулиганский потенциал, я буду ждать, когда он забудет о том, то надо технику работать, женщину выжимать на одной руке и начнет по-настоящему отрываться на сцене), у Лантратова такого потенциала нет. Слишком правильный. А что есть в результате?
Роль роскошно отделана, Влад отлично подает свое тело - становится в шикарные позы, отлично фиксирует точки, поддает испанистости и декоративности в лучших традициях Большого, недаром его учитель - Лавровский, легендарный Базиль Большого. Но (как жаль, что его учитель слишком лепит из него второго Лавровского) роль все равно кажется сработанной с чужого плеча. Самого Влада, прирожденного и воспитанного как танцовщика благородного стиля, за этим рисунком особо и не разглядеть. Технически все хорошо, танцовщик в последнее время прекрасно вращается, прыжок зачетный, но не выдающийся, но все равно он не смотрится виртуозом. И такой энергетики, чтобы заразить зрительный зал. Но есть другое - Влад обладает элегантностью, чувством меры, и более естественным для него состоянием была бы не порывистая манера в стиле его темпераментного учителя, а элегантность и сдержанность, но не лишенная демократичной красочности стиля Большого. Как "другой путь", "антитеза" к удали и агрессивной мужественности нынешнего идола "Дон Кихота" - Ивана Васильева.
Но чем меня поразил Лантратов - так это партнерством самой высокой пробы в крайне экстремальном состоянии - "его" Китри, Шипулина , балерина большая и тяжелая, чуть ли не самая проблемная партнерша в Большом, а Влад в общем-то до сих пор смотрится худосочным юношей. И тем не менее, тонкий и звонкий Лартратов выжимал Шипулину безусильно и по полной программе, не испытывая проблем ни с поддержками на одной руке, ни с рыбками. Хотя трудно назвать прыжки Шипулиной в руки Влада уменьшительными "рыбками", это были настоящие большие "рыбы", но Влад был как опытный и искушенный рыбак ее ловко ловил - какой пример для подрастающего поколения Базилей - Полунина, Цвирко и Загребина))) (Загребин все-таки старался!), а весь все они танцевали с более легкими партнершами.
Шипулина-Китри в афише заранее меня несколько страшила. Год или полтора отсутствия в театре из-за травмы, сказались на ней не самым благоприятным образом - она потяжелела.
Но Китри на сегодня практически не самый принципиальный персонаж в этом балете, потому что хорошие Китри в Москве в принципе перевелись. Для меня - со времен Гали Степаненко, когда она находилась в расцвете, для кого-то со времен отъезда Осиповой, признаюсь втайне, что Машуньку в Китри я тоже как-то недолюбливаю за некоторую брутальность, Светочка З. - да, почти безупречная в классической части, но в "народно-испанской" в общем-то несколько не к месту.
Посему от (любой) Китри я ничего не жду априори. И заранее готовлюсь к худшему. Но на спектакле оказалось не так уж и плохо, а местами даже хорошо, т.к. Шипулина - крепкий, очень крепкий профессионал. Разве что она озадачила меня двумя моментами, оба относились к знаменитой вариации с кастаньетами - танцевать вариацию с кастаньетами она вышла без кастаньет, а вместо диагонали с финальными турами она прошла поперек сцены.
Вместе Китри и Базиль, не смотря на все индивидуальные старания солистов, смотрелись не очень, партнера было, конечно, жалко, потягает он лет пять таких громоздких партнерш на верхних поддержках (еще Машуня подтянется, которая его вводила и вообще любит Влада как партнера), и получит больную спину.
Но не Базилем и Китри жив Большой "Дон Кихот". А драгоценной россыпью множества актерских работ. В тот вечер были потрясающие подружки Китри - Париенко с Ребецкой , настоящий романтик Дон Кихот - Лопаревич (после Лопаревича меня напрягали толстые ляжки и брутальные прыжки Кихота-Кириллова в Стасике), опытнейшие Аллаш - Повелительница, Уличная танцовщица - Леонова, Симачев - Санчо Панса, Биктимиров - Тореадор. Персоны из тех, что называется, фирма гарантирует - а фирма гарантирует опыт, профессионализм, качество.
Но на следующий день фирма, представившая полноразмерный молодежный состав, сама себя превзошла. Вот за это я и люблю Большой - неисчерпаемость. Но не только на молодежке были открытия, открытия были и в этот вечер.
Денис Медведев - Гамаш!!! Мне в принципе в этой роли очень нравится Савин (он был как раз следующим днем), я не смогу обойтись без сравнений. Савин живет в образе ежесекундно, но при этом сильно тянет одеяло на себя, комикуя ежесекундно, сейчас я даже не знаю, хорошо ли это. А впервые я видела его на очень неудачном спектакле, когда Китри танцевала приглашенная в Большой Вишнева, для нее это была большая личная неудача, чувствовалась усталость от роли - и на сцене Большого вместо спектакля Вишневой случился бенефис Савина в роли Гамаша.
Но сейчас мне кажется, что Гамаша изображать полным придурком, как это делает Савин, как-то не очень интересно. Потому что у Дениса Медведева я увидела, что этого недотепистого персонажа можно показать не знойно, жирными мазками, а тонко, не теряя при этом сочности и комизма. Медведевский Гамаш - это испанский дворянин - очень испанистый грим - закрученные вверх усики и бородка-испаньолка, этот образ знаком по испанской живописи, манеры своего класса и времени (утонченные, а значит, очень далекие от мужественных) и выражение лица (гордое и серьезно-романтическое, заметьте - не идиотическое) обнаруживают его принадлежность к более высокому сословию, чем его окружение и тонкую душевную организацию. Гамаш не придурковат (как у Савина) и не странной сексуальной ориентации (как получается у Домашова из Стасика - совершенно не понятно, зачем он так назойливо ухаживает за Китри и даже желает жениться), просто его утонченные, в стиле двухсотлетней давности хорошие манеры на площади кажутся крайне неуместными и неестественными, слишком женоподобными. А а еще он явно трусоват - не обладает мужскими достоинствами, столь ценными в этой толпе и столь плебейскими в глазах его сословия. У Дениса (Медведева) из Гамаша выглядывает живой человек, а не карикатура, комизм возникает на контрасте его трусливого характера и женственных манер его персонажа, с одной стороны, и раскрепощенной толпы на площади. Обожаю Медведева, огромного артиста на на маленькие роли.
Теперь не упадите, еще мне очень понравилась жена Лоренцо, т.е. трактирщица и мать Китри. Двадцатистепенный служебный персонаж, на который я вообще никогда не обращала внимания, пока не увидела в этой роли Анастасию Винокур. Она сделала из дежурной рольки маленький шедевр. Настя придумала с Лопаревичем (Дн Кихотом) уморительную репризу - когда Дон Кихот угрожает семье копьем, она под копьем изгибается почти перпендикурярно. Этот курьез я увидела в спектакле первый раз, и дальше в этот, и на следующий день я следила, если была такая возможность, за Винокур специально. И оказалось, что жена Лоренцо в отличие от мужа - искренняя болельщица Базиля, она ему сочувствует и помогает как мать, желающая своей дочери счастья, и как женщина, которая знает, что счастье не в деньгах, а во взаимных чувствах.
Дарью Хохлову в вечернем спектакле я впервые видела Амуром. Хорошие Амуры в Большом не переводятся, и Дарья тому пример - очень мастеровито, отточенно, казалось бы, лучше нельзя. Но на следующий день Амуром вышла (фамилия мне вообще ничего не говорит) некая Евгения Саварская , фамилию которой я никогда не слышала, не очень красивая девочка, а станцевала непосредственно и легко, перетанцевав искусную Хохлову, у Саварской Амур вышел легкомысленный и порхающий шалун.
В вариациях 3 акта Виноградова блистала легким прыжком (хорошие прыгуньи - неиредксть в нашей труппе), но по-настоящему интересной для меня была для меня вторая вариация, которую танцевала Ана Туразашвили . При росте Гребенщиковой (мерка - верста коломенская) и очень некрасивом лице (я понимаю, что грузины в Большом - это давняя традиция, но у Аны очень специфическая внешность, уж точно не для первой линии Большого) Туразашвили заставила забыть про свою мягко говоря, неформатность, потому что обнаружила изящество и филигрань. Отметила - у Туразашвили умелый педагог.
На следующий день Повелительницей была тяжеловесная и неповоротливая Гребенщикова, обычная партнерша Туразашвили в двойках, и это было самым слабым местом каста. Потому что полидебютный, а точней молодежный состав выдал превосходный и во многом просто выдающийся спектакль.
Про Цвирко я подробно написала на Бельканто. Если сравнить это со Спадой, где Игорь обштопал (по моему заключению) самого Холберга, Базиль не был безупречным. Из несовершенств я отмечу очень напряженные поддержки и мало оригинальный образ. Но стилистически и по танцевальной подаче дебют удался. У Цвирко, с его богатым характерным прошлым, подходящим темпераментом и умным педагогом есть потенциал стать одним из выдающихся Базилей Большого его поколения. А лантратовская индивидуальность все-таки не очень органична для этого, чисто московского, спектакля. В опере есть такое понятие, как лирический, драматтический тенор и тенор спинто, которому одинаково удаются партии лирического и драматического тенорового репертуара. Переводя такое разграничение амплуа на балет, Лантратов все-таки не драмтенор, и даже не спинто - а гораздо ближе к лирическому амплуа.
Партнершей Цвирко-Базиля была Тихомирова-Китри. Тоже дебют. Мне было любопытно взглянуть на ее дебют В ДК. Все, кто знают эту балерину, думаю, будут единодушны во мнении, что в классическом наследии нет более подходящего для Анны спектакля. Мне иногда кажется, что все, что танцует Тихомирова, можно назвать "Дон Кихотом". Она обладательница отличного, если не выдающегося, прыжка и неплохого вращения, темпераментна, резва, обладает веселым характером и даже некоторой искрящейся харизмой. Но вместе с тем она бывает неточна в тексте (главное - все исполнить быстро, проглатывая и упрощая движения), не очень музыкальна и (что есть - то есть), вульгарновата (что впрочем, в Большом не считается особым недостатком, т.к. театр имеет демократический стиль).
Все, что я знала о Тихомировой заранее, я и увидела в этом Дон Кихоте. Резвушка Китри, строящие мины, капризная, самовлюбленная и любимица улицы, ветренная и жизнерадостная кокетка. Типичный тихомировский образ, вполне ложащийся на стиль и сюжет спектакля. Китри она сделала с новым педагогом - Надеждой Павловой (Грачева уходила в декретный отпуск), но результат оказался вполне предсказуемым - у артистки очень сильная индивидуальность, на которую педагог почти не влияет (кто бы мог подумать, что халтурщица и стрекоза Тихомирова - ученица такой скрупулезной, педантичной, кантиленной и музыкальной балерины, как Грачева?).
А то, что Тихомирова - халтурщица, и в Дон Кихоте было видно непредвзятому взгляду. Есть такой тест в Дон Кихоте на характер балерины как круг, в котором балерина должна бить веером по сцене. Движение эффектное и, на взгляд дилетанта, совсем несложное. Но на самом деле, читала об этом у Плисецкой, прославленной Китри, очень тяжелое для балерины, т.к. низкие наклоны сбивают дыхание. Тихомирова ухитрилась ни разу до сцены веером не достать, а последние 2 тура выполнить, вообще не наклонялась (возрастная Шипулина накануне сделала весь круг так, как предписывает казенка, а молодка Тихомирова себя пожалела, упростив сценическое существование). Второй тест на добросовестность балерины - рыбки в таверне. Она их исполнила с Цвирко в формате: подбежала вплотную и легла в руки. Но тут даже не знаю, кого винить - оба танцевали это впервые, а Цвирко был партнером неопытным.
Не смотря на то, что я ожидала от Тихомировой откровений в основном демиклассической части партии, мне более всего понравилась Дульсинея - необыкновенно игриво и изящно балерина провела Сон Дон Кихота. Таких способностей за ней раньше не водилось, может быть, Павлова все-таки в ней что-то открыла?
Не очень мне понравился грим Тихомировой, он ее взрослил и огрублял внешность - с гримом на лице с таким носом (в нос у Анны с горбинкой) гримерам надо быть особо осторожным, чуть жирнее мазанул и получится резкое, неприятное лицо.В общем-то это и получилось (крупным планом показали в БвБ, это было дицо дуэньи, а не молодой проказницы Китри). В целом у меня от ее дебюта было неоднозначное впечатление, но чему быть - того не миновать, думаю, Тихомирова во временем присвоит эту партию и доведет до ума, я верю, что Китри обязательно будет ее коронкой. Главное пожелание после дебютного спектакля - поменьше халтурить. Всегда найдется в зале зритель, который это отметит. Всех она не обманет.
По контрасту с "привычкой милой" Анны упрощать себе задачи на сцене я вспомнила балетного талмудиста Дениса Родькина, которому прежний педагог внушил мысль, что подменять текст собственными сочинениями не комильфо. Родькин в этот день блистал в партии Тореадора, своим исполнением будто бы стер пыль с этой партии, замыленной Эспадами предыдущего поколения. Первого выступления Дени в этой партии я не видела. Проштудировала историю по сайту Это было второе выступление. О первом (кажется) вообще никто не написал или если что-то и написали, то я не запомнила, т.е. дебют прошел незамеченным. Зато второе - очень даже заметили. Триумф на форуме, наибольший успех, естественно, среди дам, чутких к такого рода проявлением мужской харизмы, да и ревнивая критика доктора Яковлева тоже кой-чего стоила. На форуме Денис-Тореро прошел с триумфом. В зале тоже - зал заметил и отметил овацией рождение новой звезды.
Далее большое лирическо-персональное отступление о танцовщике Родькине.

Моя личная предыстория по Денису - не ровная дорога, а извилистая тропинка. Нельзя сказать, что я за ним следила с начала его продвижения. Так же как и Овчаренко, он был замечен начинающим педагогом Цискаридзе. Мне как и в первый, так и во второй раз был непонятен был выбор учеников любимого артиста. Я думала - почему же все-таки не Лантратов - ученик его друга и однокашника, танцовщик с потенциалом, серьезный и трудолюбивый, мальчик из балетной семьи, чей выбор балета неизбежен?
Впрочем, Артем худо-бедно реализовался, продвинулся по карьерной лестнице, и в некоторых балетах показывает, что кой-какая индивидуальность у него все-таки есть, и есть манера танца, слегка напоминающая "сарафановский" легкий стиль. Как человек мне Овчаренко совсем не импонирует, как артист он наивный.Как мужчина мало чего стОит: Овчаренко бросил своего первого учителя, давшего ему шанс сделать карьеру, не справившись с его авторитарностью и экстремальным перфекционизмом. Это - показатель характера.
Родькин оказался совсем другим. Крепким орешком, которого не сломила ни сверхтребовательность педагога Цискаридзе, ни немилость, в которую попал Цискаридзе и его ближайшее окружение, ни его увольнение из театра. Он был с учителем до конца.
Денис странно начинал - будто Цискаридзе расставил для него сначала ловушки и испытывал на прочность, давая самые трудные для его данных и фактуры партии. Первыми были Голубая птица, Таор и чуть ли не самая трудная для артистов Большого небольшая партия балетного кавалера в голубом из "Корсара" (эта ролька оказалась не по ногам ни одному солисту Большого, слежу за исполнениями этой коварной партии с самой премьеры, все ковыряются). А Денис справился, сделал всё. Не блестяще, но блестяще бывает только тогда, когда это позволяют данные. Тут данные были против. Денис слишком большой мальчик для таких партий, тут фактура Уварова, который даже и думать не хотел о Таоре, на мелкую технику он не разменивался, я думаю, у него просто не получалось, да и ленив и нелюбопытен он был, предпочитая блистать в очень скудном перечне партий, которые у него получались легко. При этом буквоед Цискаридзе добился, что его ученик Родькин исполнил все до последнего па так, как поставлено - Петипа, Лакоттом и даже Ратманским.
На контрасте мальчик Артем (Овчаренко), уже почти премьер Большого к тому времени, станцевал голубого кавалера в том же блоке Корсаров в очередь с Родькиным очень эффектно, но заменив сложные па в вариации от балетмейстера Ратманского на па собственного сочинения.
Нельзя менять текст партии ради своих прихотей (не получается, выгляжу не так эффектно, как мне хочется) - надо положить свое здоровье в учебном классе, но выполнить предписанный текст - принцип, который исповедует педагог Цискаридзе, был воспринят его учеником Родькиным как незыбленное правило.
Чем в первую очередь меня поразил новый Тореро в Дон Кихоте? Он убрал все поблажки и упрощения, которые сейчас живут и побеждают в Большом у исполнителей этой партии, и полностью сделал тот текст, который должен делать Тореро - с акцентированными каблучными акцентами, потому что в тексте партии Тореро это обязательный элемент, дань традиционному танцу испанских цыган - фламенко. И после Биктимирова, к которому я уже привыкла, и который мне кажется очень даже ничего в этой партии, в день и "час Родькина" (черт, так и хочется написать "звездный час") я вспомнила, что именно так - броско, со стуком каблуков, рельефно, аффектированно, создавая воображаемую картинку сражения (бык ли это или женщины или публика), это надо танцевать. С таким ярким мужским, даже сексуальным, посылом.
Сексуальность на академической сцене - редкое явление. Мало осталось очевидцев мужского гендерного всплеска 60-х - начала 70-х в Большом. Во многом именно ярко выраженной сексуальностью, а не токмо огромным прыжком, во многом объясняется фанатский пыл дам - поклонниц Вани Васильева. Но мне лично посыл Ивана Васильева кажется слишком мужланистым и слишком открытым, меня впечатляют более изощренная мужская обольстительность.
Денис Родькин в Тореро сделал сексуальность, обольстительность, мужество - ключом к партии. Этот Тореро, в первую очередь, любил не себя (хотя самолюбование - записная характеристика Тореро, Родькин любил и себя тоже, подавая как первого парня на площади), он любил женщин - всех женщин, которые его окружали (не только его штатных подруг - Уличную танцовщицу в первом действии и Мерседес - во втором). Я сидела близко, и видела каким "теплым", пронзительным, долгим взглядом он одаривал почти каждую женщину, которая попадалась на его пути. Каждым своим движением источая "аромат мужчины".
Конечно, я внутренне улыбалась этому юному Тореро, который во многом еще изображал неотразимость, а не был неотразимым. Я бы посмотрела на него в этой партии еще через пару лет - когда он заматереет и прибавит уверенности, это должно быть сногсшибательно. Но и сейчас это стоит посмотреть, дай только Бог, чтобы не растерял этот вкус к сцене, который прорезался у него сейчас. Потому что следующая партия, которую он сделал (в новейшей премьере "Даме с камелиями" Гастон Рье по втором составе), сделана была так же "вкусно" и в том же "гусарском" ключе, в котором он уже сделал Тореро. Отдаю должное Гастону первого состава - Лобухину - это зрелая и мастерская работа, но Родькин не менее интересен - по-юношески очарователен и по-мужски эротичен. Запомнилось, как в трио с Прюданс и Нанниной он не только поцеловал служанку в щечку, но еще и прошептал ей пару ласковых, от чего Наннина зарделась, засмущалась и похорошела. Или вариация с хлыстом, которая у Лобухина была манифестом мужской твердости, хозяина жизни, а у Родькина приобрела явный эротический подтекст. Впрочем, сохранила и подтекст иронический.
Почему раньше я не замечала у Родькина харизмы и вкуса к театральности? Для меня самой любопытно - неужели этого не было и выросло только сейчас?
Он меня, конечно, удивил в Дочери фараона, но вряд ли увлек. Я его особо не выделяла и смотрела с иронией на восхваления Родькина от Ирины Мил на форуме имени МихалСаныча. Вплоть до прошлого сезона.
Первый раз я персонализировала Родькина в "Иване Грозном", но там на него работала его фактура и широкий, щедрый танец - антитеза изломанной, паучьей пластики титульного героя. После Курбского побежала на его дебют в Спартаке - по дебюту я пока не поняла, зачем Денису Спартак, пока это юниорская роль, сыро, не прожито и не прочувствовано, оценила труд, но не оценила результат. Но это было в прошлом сезоне. А в этом сезоне у него какой-то всплеск. Похоже, что, теперь, наверное, надо смотреть от Родькина всё.

У Тореадора в Дон Кихоте помимо всех остальных женщин, две близких подруги, в дневном спектакле обе были дебютантками - Уличной танцовщицей в дневном спектакле вышла Ангелина Карпова (жаль, что сменила броскую и редкую фамилию Влашинец на обыденную - Карпова, это я вам как Гусева говорю))), во втором - Мерседес, дебют - Оксана Шарова . Вообще это бы спектакль необычайных красавиц. Обе боевые подруги Эспады были не просто хороши, а неотразимо хороши.
Уличные танцовщицы, которых помнишь всю жизнь, в Большом тоже давно перевелись. Влашинец станцевала породистую, знающую себе цену и манкую красавицу. Ничто мне не резануло глаз в ее сценическом существовании, свою коронную вариацию она станцевала с шиком и кантиленой, с Родькиным-Эспадой смотрелась гармонично. Очень впечатляющий дебют.
Прежде, чем отозваться о новой Мерседес-Шаровой, скажу, что меня расстраивают характерные танцы в Большом. И особенно в Дон Кихоте - они очень далеки от того, что я когда-то видела и того, что дает хоть какое-то отдаленное представление об Испании, особенно девушки - это моя давняя печаль. Эти тростинки на ветру, не имеющие даже представления об осанке испанских танцовщиц, видимо ни разу в жизни не выходившие из класса посмотреть хотя бы ансамбль Моисеева, не говоря уже о фламенко, считающие, что главное в "испанском" согнуться в дугу как можно более сильно. Гусеничные загибы в пол - главная "фишка" вариации Мерседес было ноу-хау Юлианы Малхасьянц, которая ныне преподает характерные танцы тем самым "тростинкам" без определенного места жительства. В принципе Шарова станцевала очень хорошо на уровне нынешнего о Большого, но запомнилась в основном красотой и точным испанским гримом (меня, честно говоря, напрягают блондинки в Дон Кихоте, Шарова уж точно смотрелась "испанкой"). Трио красавиц, одна другой краше, танцевали Испанский (Борисенкова, Асатиани, Ермакова), впрочем, танцевали в той же самой мало напоминающей испанскую манере.
Георгий Гусев был живчиком Санчо Панса, а эта партия - уже почти что его брэнд, не смотря на молодость. Во все глаза смотрела на Бочкову, и Крутелеву в первой и второй вариациях в гран па, но почему-то совершенно нечего вспомнить.
Подружки были не хуже, чем в первом Дон Кихоте, - Хохлова и Ализаде.
Про Амура - неизвестную Сварскую и уморительного Гамаша - Савина я написала выше. На сём заканчиваю, я сама уже устала писать свою нескончаемую сагу о Дон Кихотах.
Спасибо тем, кто это дочитал. Если кто-то дочитал)))

Родилась в Москве. Занималась бальными танцами. В 2008 г. окончила Московскую государственную академию хореографии (педагог Ирина Прокофьева) и была принята в балетную труппу Большого театра.
В том же году завоевала I премию Международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира», проводимого в Сочи (старшая группа, солисты).

Репетировала под руководством . В настоящее время педагогом-репетитором артистки является Нина Семизорова .

Репертуар

2008
две виллисы, подруги Жизели
финальный вальс и апофеоз («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича)

2009
гран па («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Польская невеста («Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М.Петипа, Л.Иванова, А.Горского)
три дриады («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева)
три лебедя («Лебединое озеро»)

2010
корифейка (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки)
фрейлины («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
картина «Грезы Раймонды» («Раймонда»)
квинтет («Herman Schmerman» Т. Виллемса, хореография У. Форсайта)

2011
Мирта («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
подруги Армиды («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена)

2012
сольная партия в «Бриллиантах» (III части балета «Драгоценности») на музыку П. Чайковского (хореография Дж. Баланчина)
четыре пары («Классическая симфония» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Посохова)
вестники победы («Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича)
Конго («Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа)
девушки-волосы, чашки, чулки (участница премьеры), свита трубочиста («Мойдодыр» Е. Подгайца в постановке Ю. Смекалова)

2013
большой классический танец («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Фея Золота
(«Спящая красавица»)
сверстники и сверстницы Джульетты («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича)
Венгерская невеста («Лебединое озеро»)
Подруга маркизы Сампьетри («Марко Спада» на музыку Д. Ф. Э. Обера, хореография П. Лакотта по Ж. Мазилье)
La Priere/Молитва («Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, постановка и новая хореографическая редакция С. Вихарева)

2014
Уличная танцовщица
(«Дон Кихот»)
О д алиска/ т ретья («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки)
служанки («Укрощение строптивой» на музыку Д. Шостаковича, хореография Ж.-К. Майо)
Испанская невеста («Лебединое озеро»)
придворные танцовщицы («Легенда о любви» А.Меликова, хореография Ю.Григоровича)
Повелительница дриад («Дон Кихот» в редакции А. Фадеечева)

2015
бар
ышн и («Герой нашего времени» И. Демуцкого , часть «Княжна Мери», хореография Ю.Посохова, режиссер К. Серебренников) — участница мировой премьеры балета
Манон Леско («Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена, хореография Дж. Ноймайера)

2016
Генриетта/подруги Раймонды
(«Раймонда»)
три пары (), главная пара («Вариации на тему Франка Бриджа» на музыку Б. Бриттена, хореография Х. ван Манена)
Классическая танцовщица
(«Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского)
две модные пары («Золотой век» Д. Шостаковича в постановке Ю. Григоровича)
Мирей де Пуатье («Пламя Парижа»)

2017
Королева
(Клетка на музыку И. Стравинского, хореография Дж. Роббинса)

2018
Рок («Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. Щедрина в постановке А. Алонсо)
балерины («Анна Каренина» на музыку П. Чайковского, А. Шнитке, Кэта Стивенса/Юсуфа Ислама, хореография Дж. Ноймайера)
«Парижский вальс», ученики хореографического училища («Нуреев» И. Демуцкого, хореография Ю. Посохова, режиссер К. Серебренников)
партия в балете «Артефакт-сюита» на музыку Э. Кроссман-Хехт и И.С. Баха (хореография У. Форсайта) - участница премьеры в Большом театре
подруги Раймонды/ Клеманс («Раймонда»)

2019
куртизанки
(«Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича)
солистка («Рубины», II часть балета «Драгоценности» на музыку И. Стравинского, хореография Дж. Баланчина)
Паулина («Зимняя сказка» Дж. Тэлбота, хореография К. Уилдона)
партия («две пары») во II части («Симфония до мажор» Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина)

В 2016 г. в рамках Молодежной программы балета Большого театра (проект «Лица», Новая сцена) выступила в балете «Любовь есть везде» на музыку И. Стравинского (хореография Ивана Васильева).

Гастроли

В 2010 г. исполнила партию Мирты в балете «Жизель» с балетной труппой Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки в рамках фестиваля «Татьяна Предеина приглашает...».
В 2016 г. исполнила партию Балерины в балете «Красная Жизель» на музыку П. Чайковского, А. Шнитке, Ж. Бизе в постановке Б. Эйфмана с Санкт-Петербургским государственным академическим театром балета Бориса Эйфмана (Санкт-Петербург, Александринский театр).
В 2017 г. в рамках XXI Международного фестиваля балетного искусства имени Р. Нуреева в Уфе исполнила партию Медоры (Конрад - Артемий Беляков) в балете «Корсар» (хореография М. Петипа, редакция и постановка Ю. Григоровича) с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

Распечатать

Родилась в Казахстане. В 1995 г.с отличием окончила Московскую государственную академию хореографии (педагог Людмила Литавкина) и была принята в балетную труппу Большого театра. В 1999 г. окончила МГАХ-вуз, получив специальность педагог-хореограф. Летом 2019 г. оставила Большой театр.

Репертуар

Две виллисы («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Фриц («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича)
Вальс («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского, редакция Ю. Григоровича)
Цветы, Графини Вишни («Чиполлино» К. Хачатуряна, хореография Г. Майорова)
«Герлс» («Золотой век» Д. Шостаковича в постановке Ю. Григоровича)
Корифейка (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки)

2012
партия в «Изумрудах»
(I части балета «Драгоценности») на музыку Г. Форе (хореография Дж. Баланчина) —
Лето
(«Аполлон Мусагет» И. Стравинского, хореография Дж. Баланчина) - участница премьеры в Большом театре

2015
бар
ышн и («Герой нашего времени» И. Демуцкого , часть "Княжна Мери", хореография Ю.Посохова, режиссер К. Серебренников) - участница мировой премьеры балета

2016
подружки бандитов («Золотой век» Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича)

Распечатать

Рационы - рубрика о том, что и почему едят люди вокруг нас. Моя одиннадцатая героиня – балерина Большого театра Ангелина Карпова. Балерине нельзя весить больше 50 кг, но вопреки мифам о «диетах балерин», профессиональные танцовщицы не запрещают себе никаких продуктов, в том числе сладкое и . «Танец – вот наша диета», — говорит Ангелина.

Балет – тяжелый, монотонный физический труд и стертые в кровь пальцы (танцевать на пуантах – значит держать вес всего тела на пальцах). Каждый день ты должен отрабатывать программу — иначе результата не будет. Балерины едят 4-5 раз в день, но маленькими порциями, понемногу. Если съесть подряд первое, второе и третье, — тяжело танцевать. Главное желание балерины — выспаться. Главный страх – потерять контроль над телом и получить травму, которая надолго или навсегда лишит тебя возможности .

Я танцую в среднем 25 спектаклей в месяц. Завтракаю около 9.30 и бегу на класс – это обязательное правило для всех артистов. Потом в буфет – перекусить. В буфете Большого театра очень вкусно кормят — выпечка, салаты, мясо, рыба — выбор большой. Затем начинаются репетиции — с 12 до 15 часов кордебалетные, с 15 до 18 часов – сольные. Каждый день разное расписание, я могу репетировать от 30 минут до 2 часов. Стараюсь поесть в течение дня. В 19 часов – спектакль. После, уже дома, я ужинаю. В основном ем в театре, но иногда, в зависимости от расписания, могу съездить домой пообедать.

О воде и напитках

Я люблю крепкий чай, обязательно с сахаром — он дает много сил. Кофе тоже люблю с сахаром, но не очень крепкий, и пью его только в первой половине дня. Мы пьем в течение дня – до 2 литров, так как все время потеем и теряем много жидкости.

О мифах

Все почему-то думают, что балерины ничего не едят, но ведь если обычный человек будет заниматься фитнесом по шесть часов каждый день, он не просто захочет есть, — набросится на еду)) Мы едим, как нормальные люди, но это не значит в огромных количествах. У меня есть знакомая, которая очень хочет похудеть и поэтому никогда не завтракает. При этом она есть все подряд и далеко после шести вечера. Так никогда не похудеешь. Гораздо эффективнее есть часто, но по чуть-чуть.

О лишних кг

Мы немного поправляемся летом (на 1-1.2 кг), но когда начинается сезон и возвращаются нагрузки, лишний вес уходит. Я сама никогда не сидела на диетах. Знаю несколько балерин, которым приходится ограничивать себя в питании, потому что они склонны к полноте.


О возрасте

По моим наблюдениям, с балерины в основном остаются такими же стройными и подтянутыми – тело с годами приобретает хороший мышечный тонус. Если кто и поправляется, то только те, кто от природы склонен к полноте.

О готовке

Я готовлю в основном для мужа, а заодно и для себя. Стараюсь все сделать заранее в свой выходной. Любимые блюда — картофельные дранники и протертая морковка с чесноком и майонезом.

День 1

11:00 овсяная каша, чай и бутерброд.

13:30 чай с имбирем, несколько печений, мандарин.

16:00 макароны с тертым сыром.

18:30 холодец с картошкой, чай с печеньем.

22:30 чай, йогурт, 3 дольки грейпфрута.

День 2

10:00 чашка чая, йогурт.

12:00 овсяная каша, чай. В течение дня мандарины.

17:00 пирожок с картошкой, пирожок с брусникой и сок.

20:00 гречневая каша с молоком, пирожок и чай.

22:00 чай и бутерброд с утиным паштетом.

23:30 йогурт.

День 3

12:00 омлет и чай.

14:15 чай, бутерброд с утиным паштетом, гранатовый сок, берлинское печенье.

18:00 суп с мясом и овощами, хлеб, чай.

22:30 творог с медом, чай с лимонным вареньем, белый хлеб.

День 4

9:45 йогурт, чай, бутерброд с сыром.

12:00 рисовая каша,кофе,слойка.

16:00 капуста, рыба, цитрусовый компот, 2 пирожка (съем позже)

17:00 чай, пирожок с капустой.

22:00 суп со свининой и овощами, хлеб, чай с конфетками.

День 5

В течение дня вода и компот из смородины.

16:00 кружка теплого молока с медом.

18:00 чай, 2 бутерброда с икрой, 3 дольки шоколада, ряженка.

21:30 рис с курицей, компот, ряженка со слоеными трубочками.

День 6

12:00 омлет, чай, йогурт.

17:00 макароны с сыром, салат из моркови.

20:00 чай, пряники.

22:00 ряженка и сушки.

День 7

9:45 чай, йогурт и бутерброд с сыром.

12:00 кофе, кукурузная каша, свежевыжатый апельсиновый сок.

17:00 чай и будерброд с плавленным сыром.

19:00 борщ, 2 бутерброда с красной икрой,чай и пряники.

21:50 полгрейпфрута.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры