Равнодушие это паралич души, преждевременная смерт. Равнодушие – это паралич души

Главная / Любовь

Сентябрь 12th, 2017 risusan7

Друзья, знакомясь с примерами сочинений, помните, что их автор — это человек, которому тоже свойственно ошибаться. Не списывайте эти работы, так как получите «незачёт» из-за невыполнения требования № 2:
«Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).»

Как часто мы слышим: «Не будьте равнодушными, не проходите мимо чужой беды»? Мы настолько привыкли к этим словам, что их значение несколько поблекло, стало ещё одной избитой истиной, которую все знают, но мало кто понимает до конца. Для современного человека привычно безразличие ко всему, что находится за пределами круга его привычных забот. Впрочем, почему только современного, если о проблеме равнодушия задумывались философы и писатели прошлого? Так, знаменитая цитата Чехова появилась на свет в конце 19 века.

Больше века спустя слова классика всё ещё актуальны. Да, равнодушие — это, безусловно, паралич души. Человек, безучастный к другим, умер при жизни. Вспомним, к примеру, Печорина из романа М.Ю. Лермонтова Григорий Александрович — холодный и расчетливый человек, которому нет дела до страданий окружающих его людей. Его не интересует судьба несчастной Бэлы: как только Печорин добивается любви гордой черкешенки, герой теряет к ней интерес и девушка погибает. По ходу повествования мы узнаём о трагедиях, виной которых становится равнодушный эгоист Печорин: смерть Грушницкого, обман княжны Мэри, мучения любимой Веры… Но Григорий Александрович сам понимает, что он «нравственный калека», поэтому не дорожит своей жизнью. Можно сказать, что равнодушие лермонтовского героя — это действительно паралич души, который и привёл к преждевременной смерти, сначала метафорической, как друга и возлюбленного, а потом и к фактической, когда Печорин сознательно уезжает в Персию, где ему суждено погибнуть.

Обратимся также к повести Н.В. Гоголя , герой которой сталкивается с «параличом души» окружающих. Тихий и беззлобный Акакий Акакиевич, отказывая себе во всём, наконец-то стал обладателем долгожданной новой шинели. Когда грабители сняли с Башмачкина его обновку, безответный чиновник ищет защиты и помощи у значительного лица. Но генерал «распекает» несчастного человека и прогоняет прочь, «после чего Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было». Смерть бедного одинокого чиновника — ещё одно печальное следствие человеческого равнодушия.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

На вопрос «как вы понимаете высказывание А.П.Чехова: Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть?» мое мнение однозначно — даже злость или ненависть, это хотя и негативное, но какое-то проявление чувств, а равнодушие это бездействие в любой ситуации. На равнодушного человека нельзя рассчитывать, он скорее всего даже откажется помогать близкому человеку, не то что незнакомцу. Поэтому такого человека, можно назвать живым физически, но в душой он давно погиб.

В литературе есть немало аргументов, доказывающих мою точку зрения. Например, рассмотрим произведение Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Главный герой был лицемерный, равнодушный человек. Во многих эпизодах мы видим, что ко всем людям, которые не имеют достаточного материального положение, он относился как к пустому место, то есть не считал их за людей. Особенно это заметно в эпизоде, когда он смотрел на ветхие побережные дома. Вместо того чтобы подумать о трудности жизни бедных людей, этот «господин» только с отвращением смотрел на них. Однако внезапная смерть расставила всё на свои места. К нему стали относиться с таким же равнодушием. Теперь он никому не нужен, никому не известен…

В качестве второго аргументы возьму роман Гончарова «Обломов». Апатичный и Ленивый Обломов относился равнодушно к любой ситуации. Например, в эпизоде, когда он читает письмо о родительской деревни. Илья Ильич никак не реагировал на то, что умирают крестьяне, староста ворует. И, можно сказать, что Обломов умер не тогда, когда у него случился удар, а когда он попал в это состояние полнейшего равнодушия.

Таким образом, проанализировав два аргумента, можно сделать вывод, что А.П.Чехов был прав равнодушие – это очень опасное состояние души не только для окружающих, но и для самого человека.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

«Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть», - считал А.П. Чехов. Этот человек, начавший свою профессиональную деятельность с карьеры врача, а затем ставший одним из самых известных писателей мирового масштаба, именно равнодушие считал болезнью своего времени.

Еще в 18 веке А.Н. Радищев писал в «Путешествии из Петербурга в Москву»: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвлена стала». Под этими словами, на мой взгляд, с полной уверенностью мог бы подписаться и Чехов. Но его, как человека глубоко неравнодушного, волновали причины человеческих страданий. Я думаю, что их он видел в равнодушии человека к самому себе, своему высшему предназначению и, как следствие, равнодушие ко всему окружающему.

Чехов с болью замечает, что его современники боятся жить, а не существовать. Жизнь им кажется враждебной, готовой в каждый миг лишить самого дорого, ценного, родного. Поэтому люди закрываются, прячутся, придумывают себе всяческие «футляры». И не замечают, как умирают в них, превращаются в живых мумий. Наглядный пример такого отношения к жизни – герой рассказа «Человек в футляре» Беликов.

Этот человек преподает в гимназии. Он должен воспитывать, передавать опыт, учить жизни. Но что он может передать, если «состоит» из сплошных правил, нравоучений, циркуляров? В этом сером человечке, сплошь состоящем из футляров («И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле»), уже не осталось жизни. Он существовал по инерции, находя отдушину лишь в «мертвых» (!) языках, которые преподавал.

Чехов показывает, что Беликов давно превратился в ходячую мумию. И он погиб от одного единственного соприкосновения с жизнью - в лице Вареньки Коваленко. Именно из-за нее Беликов немного «приоткрыл свой футляр», почувствовал к девушке что-то, напоминающее живую эмоцию. И… не смог перенести этого.

Конечно, учитель Беликов - это патологический пример. Большинство людей не доводят себя до такого состояния, но то, что у всех есть футляры, в которых они закрываются от жизни, Чехов был уверен. Самый распространенный «футляр» - это равнодушие.

В рассказе «Крыжовник» мы знакомимся с человеком, который посвятил всю жизнь осуществлению своей мечты. Вы скажете: «Что в этом плохого? Это же прекрасно!» Да, но мечта лишила Николая возможности радоваться жизни, замечать других людей.

Чимша-Гималайский грезил о своей маленькой усадьбе – домике с участком земли. И непременно ему хотелось, чтобы у него рос крыжовник. Эта кислая неприметная ягода стала символом смысла жизни героя, его мечты – такой же серой, будничной, убогой.

Герой методично работал, чтобы на склоне лет укрыться, уединиться в деревне, ограничиться жизнью мелкого помещика. Повествователь, а вместе с ним и автор, поражаются и возмущаются этому: «Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе - это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига». Автор глубоко убежден, что «человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».

Но люди забыли про это. Они прячутся в свои «футляры», прикрываясь равнодушием ко всему, что их не касается.

Мало того, из равнодушия вырастают более страшные поступки. Так, герой рассказа женился на старой некрасивой вдове, у которой были деньги, буквально морил ее голодом, а когда она умерла, то купил с помощью ее денег имение и «зажил припеваючи». Никто и ничто его больше не интересовало.

Герои рассказа «О любви», на первый взгляд, интеллигентные и порядочные люди. Но и они заражены равнодушием, прежде всего, к самим себе. Они не обращают внимания, душат в себе настоящие, глубокие чувства, склоняя голову перед условностями и стереотипами.

И действительно, так жить гораздо легче, чем ежеминутно бороться с рутиной и серостью, которая зачастую окружает людей в повседневной жизни. Такая борьба сродни подвигу, это Чехов прекрасно осознает. Но если «плыть по течению», не пытаясь ничего изменить, то человека ждет неминуемая смерть, нравственная и физическая деградация.

Так произошло с героем рассказа «Ионыч». Из молодого перспективного врача Дмитрий Ионыч Старцев превратился в обрюзгшего, сварливого старика, все существо которого занимали лишь приземленные, мелкие интересы (еда, карты, деньги).

Именно из-за своего равнодушия люди теряют самое дорогое, то, чем они больше всего дорожат. Герои пьесы «Вишневый сад», к примеру, - Раневская и Гаев – потеряли свое имение, свое родину, вместе с ним - свое прошлое и настоящее, а значит, они лишились и своей жизни.

Таким образом, я считаю, что именно равнодушие А.П.Чехов считал «болезнью века». Равнодушные люди превращаются, по мнению писателя, в ходячих мертвецов. И «помогают» им в этом превращении «футляры», которые они сами себе создают, в которые прячутся от жизни с ее бедами и радостями. А в результате – множащиеся беды и страдания, до которых обывателям нет дела – «лишь бы их жизнь не тронула». Но тем самым люди обедняют не только мир, но и самих себя, они лишаются самого драгоценного дара – полноценной жизни. Об этом говорит Чехов в своих рассказах, призывая не бояться, не прятаться, а жить, дыша полной грудью.

Сегодня в новостях снова говорили страшные вещи о погибших людях и семьях в Луганске, о том, как одна из семей погибла от попавшей в их дом бомбы, об умершем мальчике, которому только вчера исполнилось пять лет. Война рядом. И гибнут ни в чём не повинные люди, такие же как мы. И каждый из нас мог бы оказаться на их месте. Это не кино, не очередной боевик с кровавыми разборками, это – наша жизнь. Это живые люди со своими мечтами и планами, со своими радостями и горестями, со своей любовью и болью. И как трагично и нелепо обрываются их жизни, которые могли бы длиться ещё много лет. Как беспощадно расправляются с людьми такие же люди. А люди ли? Как можно называть людьми тех, кто безжалостно убивает своих же братьев? Что у них вообще вместо сердца? И с чьего равнодушного молчания это всё происходит?

«Нет худшего врага, чем равнодушие! С молчаливого согласия равнодушных как раз и творятся все злодейства». (Татьяна Толстая «Кысь»)

Эта война происходит не в другой реальности, это наша современная жизнь, в которой мы все связаны и едины. Наверное, в сердцах многих людей всё происходящее сейчас на Украине отзывается болью. Матери так же сочувствую матерям, потерявшим своих детей, чувствуя их боль как свою собственную.И неважно, взрослые были эти дети или нет, – для матери её ребенок всегда остаётся ребенком. Но слезы, молитвы и крики не равнодушных людей, к сожалению, не могут остановить эту войну. У не равнодушных пока не хватает ни сил, ни денег, ни власти, чтобы покончить со злом. И война продолжается, унося с собой сотни человеческих жизней. А в это время многие равнодушные люди, имеющие и связи, и деньги, и власть, смотрят на эту войну как на остросюжетный фильм, как будто бы всё это и вовсе их не касается. Равнодушные остаются равнодушными, пока эта беда не касается их. Вот за себя и за собственную жизнь им бы стало по-настоящему страшно. Но человека можно назвать живым человеком, только пока он чувствует боль другого, только тогда, когда его сердце способно к любви, состраданию и прощению. Все остальные – мертвые души, погрязшие в пучине собственного эгоизма и материальных вещей, разменявшие свою человечность на комфорт и безопасность, превратив собственное сердце в вещь. Мы, все живущие здесь, прежде всего люди, жизнь которых хрупка и непредсказуема, она может оборваться в любой день, и что тогда останется? Остается память и любовь как раз-таки не равнодушных, способных к искренним чувствам. Мы все равны на этой земле, одинаково рождаемся и умираем, одинаково плачем и боимся, одинаково хотим жить.

Как сказал Ирвинг Ялом: «В шахматах, как в жизни: когда партия заканчивается, все фигуры– пешки, ферзи и короли – оказываются в одном ящике».

Мы все равны. У нас одна на всех земля и одно на всех небо. Поэтому хочется пожелать многим людям быть более живыми, искренними, понимающими, одним словом, – не равнодушными. Не равнодушными к чужой беде и боли. Потому что самый страшный враг человека – это равнодушие.

«Равнодушие – это паралич души» (А.П. Чехов «Палата №6»).

Направление «Равнодушие и отзывчивость».

Равнодушие – это безразличие ко всему, что нас окружает, отсутствие интереса к проблемам общества, к вечным человеческим ценностям, безразличие к собственной судьбе и к судьбам других людей, отсутствие каких-либо эмоций по отношению к чему-либо. А.П Чехов сказал однажды: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Но чем же на самом деле так опасно подобное отношение к жизни?

Гнев, как и любовь, как и смятение, как страх и стыд показывает заинтересованность человека к чему бы то ни было, эмоции становятся индикатором жизненной энергии, и потому поступающий к щекам румянец всегда ценится больше, чем безжизненная, холодная бледность и безразличный, пустой взгляд. Слегка заметные на первый взгляд проявления безразличия к происходящему неизменно перерастают в апатию, и по итогу приводят к деградации личности. В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» автор вместе с читателем прослеживает путь человека, из которого постепенно утекала жизненная энергия и испарялось духовное начало. Описывая каждый этап из биографии героя, А.П. Чехов подчеркивает с какой стремительностью равнодушие проникало в судьбу Старцева и оставляло в ней определенный след. Из незаурядной личности и перспективного врача герой медленно, но верно превращался в кричащего на собственных больных, азартного, алчного, пополневшего обывателя, не замечающего хода времени. Для энергичного и живого когда-то героя теперь имели исключительную важность лишь его деньги, он перестал замечать страдания людей, с сухостью и эгоизмом глядел на мир, другими словами, стал равнодушен ко всему, в том числе и к себе, что привело к неминуемой деградации.

Все мы живем в обществе и зависим друг от друга- такова природа человека. Именно поэтому безразличие каждой отдельной личности ведет за собой равнодушие всего общества. Другими словами, образуется целая система, организм, уничтожающий сам себя. Подобное общество описывает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Главная героиня, Соня Мармеладова, на уровне потребности ощущала важность самопожертвования и помощи людям. Глядя на равнодушие окружающих, она, наоборот, старалась помочь каждому нуждающемуся и сделать все, что было в ее силах. Возможно, если бы Соня не помогла Родиону Раскольникову справиться со своими нравственными терзаниями, если бы она не вселила в него веру, если бы не спасла свою семью от голодной смерти, то роман имел бы еще более трагичный финал. Но неравнодушие героини стало лучиком света в мрачном и сыром Петербурге Достоевского. Страшно представить, чем закончился бы роман, если бы в нем не было такого чистого и светлого героя, как Соня Мармеладова.

Мне кажется, если каждый человек оторвет глаза от своих проблем, начнет оглядываться по сторонам и совершать добрые поступки весь мир засияет счастьем. Равнодушие опасно тем, что оно в любом случае несет за собой мрак, это антитеза к счастью, радости и добру.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры