Русская душа Татьяны Лариной в романе А. С

Главная / Любовь

Среди всех действующих лиц романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин" Татьяна занимает особое место. Автор называет её милым идеалом, признаётся, что выделяет её: «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!» Пушкин объясняет это тем, что она выше многих других представительниц дворянского общества по своим духовным качествам, характеру, уму. Воспитанная на фоне деревенской природы, она гармонично развивала свой внутренний мир. Татьяна много читала, размышляла в уединении, общалась с добрыми людьми, слушала народные песни и сказки няни, научилась любить природу.

Главная героиня отличается не только добрым нравом, прекрасным воспитанием, но и доверчивостью, искренностью, прежде всего. И это не провинциальные черты, а качества русской души, которые трудно уберечь в шумном свете, где барышни хорошо усвоили уроки французского и вообще европейского этикета. В естественности и простоте, в умении держаться с достоинством, но без высокомерия мы видим главное отличие Татьяны от столичных кокеток, способных играть, лицемерить, интриговать или злословить. «Русская душою», она и в высшем свете останется верна милым её сердцу привычкам, тоскуя по дорогому ей миру провинциальной жизни, по возможности общаться с родной природой.

Татьяна, как было принято в те времена, читает и пишет не на русском, а на французском языке, но это не мешает ей оставаться русской в соблюдении традиций, в любви к народным песням, к русской культуре, к природе. Наверное, Пушкин хотел подчеркнуть, что сохранить самобытность, верность национальному характеру позволяет не только жизнь в деревне, но и близость к народу. Ведь Татьяна общается с няней, крестьянская мудрость и талантливость которой могли оказать влияние на воспитание лучших качеств в характере героини. Отсюда и уверенность Татьяны в необходимости честного разговора с человеком, которому она хотела бы «вверить» свою судьбу. Да, она знала жизнь в основном по книгам, не имела опыта, не представляла трудностей, какие ждут её в столичном обществе, но она хотела строить будущую семейную жизнь по любви, а не по расчёту. В письме она сообщает, что именно таким, похожим на Онегина, она видела своего суженого:

Ты в сновидениях мне являлся,
Незримый, ты мне был уже мил…

Её сердце жило ожиданием встречи с тем человеком, который поймёт, оценит, полюбит, станет другом на всю жизнь. И, встретив Онегина в деревенской глуши, почувствовав в нём необычного человека, Татьяна безоговорочно, безудержно отдаётся своей первой и, как выяснится позже, единственной любви. Её письмо к Онегину поражает силой чувства, смелостью юной провинциалки, способной признаться в любви, стать инициатором в любовных отношениях, что считалось в девятнадцатом веке неприемлемым для женщин. Автор же не осуждает свою героиню, а жалеет, сочувствует ей, объясняя её порыв неопытностью, чистосердечием, доверчивостью девушки, полюбившей человека, который не оценил в ней главных достоинств: отсутствие фальши и способность любить самоотверженно, глубоко, сильно и навсегда.

Образ Татьяны на протяжении всего романа подвержен эволюции, становится всё более привлекательным и значительным. Попав в высшее аристократическое общество, Татьяна в глубине души остаётся прежней. Она готова променять «ветошь маскарада» на сельское уединение, на простоту человеческих отношений. Её утомляет несносный вздор, который занимает светских дам. Блеск, мишура и пустота праздной жизни угнетают Татьяну, ей хотелось бы вырваться из этого круга.

Человеку свойственно ошибаться, и Татьяна не исключение. Она дважды ошибалась в своих выводах об Онегине, но в главном остаётся верна себе: предать человека, сделать ему больно она не может. В ответ на признание Онегина любимая героиня Пушкина отвечает: «Я другому отдана и буду век ему верна».
В образе Татьяны Лариной Пушкин воплотил лучшие черты своих современниц: добропорядочность, честность, искренность, благородство, доброту, высокую духовность – всё то, что ценится в человеке во все времена. Отличительные особенности этого образа появились в результате художественного открытия автора. Уже само имя героини говорит о её близости к народу: Татьянами дворянок не называли, такое имя могли иметь простолюдинки. Пушкин в романе «Евгений Онегин» не раз обнаруживал симпатию к главной героине, сохранившей национальные корни, не забывшей родного языка, традиций и обычаев своего народа. Автор отмечает, что «Татьяна (русская душою) любила русскую зиму» и зимние праздники. Она, как и многие девушки,

Верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.

Близость к народу способствовала формированию самобытного национального характера, черты которого с таким восхищением рисовал Пушкин. Создавая образ Татьяны, Пушкин высказал своё мнение, что лучшими среди дворян могут быть те, кто верен духовным ценностям русского народа, кто сохранил национальные черты, традиции, культуру и язык. Вот поэтому Татьяна, с её русскою душою, и является любимой, идеальной героиней А.С.Пушкина.

Рецензии

Зоя, добрый вечер.

Спасибо большое за прекрасную статью.

Когда я читал "Евгения Онегина", помню, что ловил себя на мысли, что Пушкин очень любил свою героиню Татьяну. Это отношение, эта любовь чувствовалось в строчках. (Схожее отношение автора, я улавливал у Льва Толстого по отношению к Наташе Ростовой в "Войне и мире").

Образ Татьяны прописан Пушкиным с любовью и очень отчетливо, мастерски.

Прочитав Вашу статью по Татьяны Лариной, я увидел детали объяснения такого отношения к героине: что выделял Пушкин, что было ему дорого, что хотел он показать.

И ведь это, действительная красота русской души, женской души, которая умеет любить, верить искренне в чувства, верна традициям своего народа, и при этом образована, добра, понимает и другие культуры (умеет общаться по-французски, понимает эту культуру). Она созидательна, не разрушительна. Да и просто - мила.

Этим проникаешься, и это чудесно. Вот она - великая и милая, не выпячивающаяся, но достойная, созидательная и добрая, русская женская душа. Какая красота в ней! И как она воспета!

Спасибо большое, Зоя. Просто прекрасно. В свое время очень много знал из "Онегина" наизусть, гораздо больше, чем задавали в школе. Это песнь песней!

Вам доброй субботы, отличного настроения и всех благ.

Игорь, добрый вечер!
Вы меня очень порадовали своим восприятием образа Татьяны. Особенно здорово, что наизусть учили много! Я тоже в школьные годы (да и позже) около половины романа знала наизусть, так как легко всё запоминалось и хотелось именно пушкинскими стихами говорить.
Спасибо за добрые слова.
Всего самого лучшего, Игорь!

«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы.

Татьяна Ларина — первый в русской литературе реалистический женский образ. Миросозерцание героини, ее характер, душевный склад — вес это раскрыто в романе очень подробно, поведение ее психологически мотивировано. Но вместе с тем Татьяна — «милый идеал» поэта, «романное» воплощение его мечты о женщине определенного типа. И сам поэт часто говорит об этом на страницах романа: «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!»

Татьяна появляется в романе семнадцатилетней девушкой:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Татьяна росла задумчивой и впечатлительной девочкой, она не любила шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Она любила мечтать в одиночестве или слушать рассказы няни. Единственными друзьями Татьяны были поля и леса, луга и рощи.

Натура ее глубока и поэтична — ей дано видеть красоту окружающего мира, дано понимать «тайный язык природы», дано любить Божий свет. Она любит встречать «зари восход», мыслями уноситься к мерцающей луне, гулять в одиночестве среди полей и холмов. Но особенно Татьяна любит зиму:

Татьяна (русская душою.

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

В начальных главах романа Татьяна предстает человеком внутренне противоречивым. В ней уживаются подлинные чувства и чувствительность, внушенная сентиментальными романами, которые ей «заменяли все». Девушка воображает себя героиней любимых книг. В ней было что-то романтическое, недаром Ленский сравнивает ее со Светланой Жуковского.

В различных жизненных обстоятельствах расширяется духовно-интеллектуальный кругозор Татьяны, ею приобретается опыт, знание человеческой природы, новые привычки и манеры. Она взрослеет, меняется внешне, но неизменным для неё остается понятие чести и долга, которое является доминантой этого женского образа.

Однажды полюбив, она оказывается верна своей любви, несмотря на то, что получает от Онегина холодный эгоистический отказ. Татьяна подчиняется своей судьбу: ее выдают замуж, как некогда поступили с ее матерью. И в замужестве она проявляет благородство своей души. Любя Онегина, она остается верна своему супружескому долгу:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Татьяна из провинциальной барышни превратилась в “равнодушную княгиню”, которая научилась “властвовать собой”, как некогда поучал ее Онегин, но в душе она осталась той же, готовой отдать все за дорогие ее сердцу поля, леса, деревни:
Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас..

И в последнем эпизоде романа, в последнем монологе («Но я другому отдана; / Я буду век ему верна») Татьяна подтверждает выбор, сделанный раньше. Любимая героиня поэта уверена в том, что нельзя построить счастье на несчастье другого. В этом выборе отразилось очень многое: и цельность натуры ее, не допускающая лжи и обманов; и четкость нравственных представлений, и вера в Судьбу, подразумевающая христианское смирение; и законы народной морали, с ее однозначностью решений.

Татьяна и обликом, и душой близка музе поэта, именно поэтому она и была для него "милым идеалом". Она поражает нас глубиной натуры, оригинальностью, «воображением мятежным», «умом и волею живой». Это цельная, сильная личность, способная подняться над стереотипностью мышления любого социального круга, интуитивно чувствующая нравственную правду.

Сочинение на тему «Татьяна — русская душою» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 3.47 /5 (69.33%) 15 votes

Татьяна Ларина – образ, созданный в противовес образу Евгения Онегина. , создав Онегина героем того времени, но человеком отрицательным, создаёт пример – Татьяну. Ларина является образцом, сравнивая её с Онегиным, глубже раскрывает ущербность характера Евгения, отсутствие у него смысла жизни, несостоятельность его как нравственной личности. Татьяна Ларина является главной героиней романа, в течение которого вкладывает в её образ всё больше и больше смысла, делая главной героиней, человеком, характер которого и является ключевой моралью произведения.

Татьяны была воспитана вдалеке от шумных городов в усадебном поместье в семье Лариных, среди природы. И все её чувства естественны, искренни, лишены жеманства. Она — дева природы и русская душою. И это всё на фоне русского дворянства 20-х годов XIX века – сыновей, презирающий родную культуру, напросившихся в пасынки Европе. Тем не менее провинция, близость к народу спасает душу Татьяны.

Условиям воспитания Лариной присуща двоякость. С одной стороны, усадьба – это природа, простой народ, отсутствие городской суеты. С другой — деревенская жизнь пуста, дворянам нечем заняться, они веселятся и убивают время, не замечая, что жизнь проходит мимо них – жизнь реальная, а бессмысленное существование. А уж девушкам не было никакого занятия и развития, кроме как соответствовать во всем типичной невесте, чтобы поскорее выйти замуж за кого побогаче.

На формирование характера Татьяны оказывает большое влияние няня. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой в отличие от Ольги – отрады родителей. Родители Татьяны не уделяли много внимания её образованию, и у девушки сложился особый внутренний мир, она была умна. В то же время ум у неё был неординарный, и вообще Татьяна Ларина — была необычной молодой особой. С подружками она не играла и во многом от них отличалась. Прежде всего, она росла честной и искренней, что было мало распространено в то время.

Большинство девушек того времени были преимущественно похожи на Ольгу – зачитывались несерьезными романами, веселились. Татьяны старалась найти ответы на сложные философские вопросы, обожала народное творчество, слушала рассказы няни. Героиня не была испорчена деревенской средой – пустой праздностью жизни в усадьбе. Идеалы Татьяны близки к идеалам героев романов, которыми она зачитывалась. Эти персонажи интересны, они имеют смысл жизни, они всем отличаются от жителей провинциальной деревни. Но эти образы она не могла найти в реальной жизни поэтому, наверное, и предъявляла людям высокие требования, не поддаваясь чувствам.

Татьяна – натура духовная, она не закрыта от мира, а всего лишь тщательно выбирает людей, с которыми можно беседовать. Попав в высшее общество, Татьяна Ларина в глубине души осталась русской женщиной. Цельность и гармоничность её натуры, ум, глубина чувств, стремление к идеалу, нравственная чистота, верность супружескому долгу, данному слову, мудрая простота – вот характер Татьяны. Именно эти важные для женщины черты, которые делают её пленительной для читателя и для героев романа.

Виссарион Григорьевич Белинский описывает Татьяну – как девушку, которая сразу же завоевывает сердце читателя, непохожа на других героев, самобытна, образ, взятый ым из жизни, а не придуманный. Александр Сергеевич открыто любит созданный им образ простой девушки Татьяны. Для него героиня являет собой идеальный образ русской женщины, образ, в котором заложена вся самобытность русской нации. Она любит природу и чувствует единение с ней. Татьяна Ларина – это один из ярчайших образов идеальной русской женщины в мировой литературе.

Как раскрывается в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?

Татьяна Ларина - первый в русской литературе реалисти­ческий женский образ, «милый идеал» поэта. Миросозерца­ние героини, ее характер, душевный склад - все это раскры­то в романе очень подробно. Это натура цельная, незаурядная, исключительная, с истинно русской душой, с сильным ха­рактером и духом. Характер ее остается неизменным на про­тяжении всего романа. «Портрет ее в детстве, так мастерски написанный поэтом, является только развившимся, но не из­менившимся», - писал В.Г. Белинский.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой…

Татьяна росла задумчивой и впечатлительной девочкой, она не была участницей шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Она любила мечтать в одиночестве или слушать рассказы няни. В душе ее не было места рациональности, фальши, холодности, натура ее была глубока, поэтична, мечтательна. И это, безусловно, черты рус­ского человека. Татьяна понимает «тайный язык» природы, единственными друзьями ее становятся поля и леса, луга и рощи. Но особенно она любит зиму:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозной,

И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Раскрывая внутренний мир Татьяны, поэт использует срав­нения («Как лань лесная боязлива»), эпитеты («с ее холодною красою», «розовых снегов»).

Эта глубинная связь героини с природой сохраняется на протяжении всего повествования. Татьяна живет по законам природы, в полном согласии со своими природными ритма­ми. Поэт говорит об этом, используя развернутое метафори­ческое сравнение. «Пора пришла, она влюбилась. Так в зем­лю падшее зерно Весны огнем оживлено». И общение героини с няней, вера «преданьям простонародной старины», снам, гаданьям, приметам и суевериям - все это только усиливает эту таинственную связь в природой. Отношение к природе у Татьяны сродни древнему язычеству, в героине как будто ожи­вает память ее далеких предков, память рода. «Татьяна - вся родная, вся из русской земли, из русской природы, загадоч­ная, темная и глубокая, как русская сказка… Душа ее проста, как душа русского народа. Татьяна из того сумеречного, древ­него мира, где родились Жар-птица, Иван-Царевич, Баба- Яга…», - писал Д. Мережковский.

В формировании внутреннего мира героини большую роль сыграло и ее увлечение модными романами. Сама любовь ее к Онегину проявляется «по-книжному», она присваивает себе «чужой восторг, чужую грусть». Однако постепенно она начи­нает открывать для себя внутренний мир Онегина. И в фина­ле он уже не является для нее загадкой, «пародией». И хотя она по-прежнему любит Онегина, однако теперь счастье героев невозможно: Татьяна замужем, и узы брака для нее священ­ны. Она не может причинить боль своему мужу, цельность натуры ее не позволяет ей пойти на легкомысленную интригу. И это тоже чисто русская черта.

Автору очень симпатична его героиня. Рассказывая о чув­ствах и поступках Татьяны, сравнивая ее со светскими ко­кетками, он неоднократно заступается за нее перед читате­лем. «Я так люблю Татьяну милую мою», - замечает Пуш­кин. И прежде всего поэта привлекает именно «русская душа» Татьяны, глубина ее натуры, эмоциональность.

Отметим, что в этой невозможности соединения героев у Пушкина был заложен глубокий, символический подтекст. Онегин - герой «культуры», западноевропейской цивили­зации. Татьяна - дитя природы, воплощающее собой саму суть русской души. Природа и культура в романе не совмес­тимы - они трагически разъединены.

Здесь искали:

  • русская душа татьяны лариной
  • в чем проявляется русская душа татьяны лариной
  • как раскрывается русская душа татьяны в романе евгений онегин

Примерный текст сочинения

А. С. Пушкин создал в романе "Евгений Онегин" пленительный образ русской девушки, который назвал своим "верным идеалом". Он не скрывает своей любви к героине, своего восхищения ею. Автор переживает и грустит вместе с Татьяной, сопровождает ее в Москву и Петербург.

Рисуя в романе образы Онегина и Ленского как лучших людей эпохи, все свои симпатии и любовь он, однако, отдает этой провинциальной барышне с неброской внешностью и простонародным именем Татьяна.

Может быть, в этом и состоит особая привлекательность и поэтичность ее образа, связанного с простонародной культурой, таящейся в недрах русской нации. Она развивается в романе параллельно с дворянской культурой, сориентированной на западноевропейскую литературу, философию, науку. Поэтому и внешний, и внутренний облик Онегина и Ленского не дает возможность увидеть в них именно русских людей. Владимира Ленского можно скорее принять за немца "с душою прямо геттингенской", который "из Германии туманной привез учености плоды". Одежда, речь и манера поведения Онегина делают его похожим то на англичанина, то на француза. Татьяну же поэт называет "русскою душою". Ее детство и юность прошли не среди холодных каменных громад Петербурга или московских соборов, а на лоне привольных лугов и полей, тенистых дубрав. Она рано впитала в себя любовь к природе, изображение которой как бы дорисовывает ее внутренний портрет, придавая особую одухотворенность и поэтичность.

Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.

Для "мечтательницы нежной" природа полна тайн и загадок. Еще до того, как "обманы Ричардсона и Руссо" начнут занимать ее ум, Татьяна легко и естественно входит в волшебный мир русского фольклора. Она чуждалась шумных детских забав, так как "страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей". Татьяна неотделима от национальной простонародной стихии с ее поверьями, обрядами, гаданиями, ворожбой, вещими снами.

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.

Даже сон Татьяны весь соткан из образов старинных русских сказок. Таким образом, личность Татьяны была сформирована обстановкой, в которой она росла и воспитывалась не под руководством гувернантки-француженки, а под присмотром крепостной няни. Развитие души Татьяны, ее нравственности происходит под влиянием народной культуры, быта, нравов и обычаев. Но на формирование ее умственных интересов значительное воздействие оказывают книги - сначала сентиментальные любовные романы, затем романтические поэмы, найденные в онегинской библиотеке. Это накладывает отпечаток на духовный облик Татьяны. Именно увлеченность выдуманной жизнью произведений английских и французских авторов вырабатывают в героине книжное представление о действительности. Это оказывает Татьяне плохую услугу. Увидев в первый раз Онегина, она влюбляется в него, принимая Евгения за восторженного героя ее любимых книг, и объясняется ему в любви. И после того, как исчезают ее иллюзии и мечты, она вновь пытается разобраться в характере Онегина при помощи книг, которые он читал. Но романтические поэмы Байрона с его мрачными, озлобленными и разочарованными героями опять приводят ее к ошибочному выводу, заставляя увидеть в возлюбленном "Москвича в Гарольдовом плаще", то есть жалкого подражателя литературных образцов. В дальнейшем Татьяне приходится постепенно изживать в себе эти воздушные романтические грезы, преодолевать идеалистическое книжное отношение к жизни. И помогает ей в этом здоровая жизненная основа, которую впитала она вместе с бытом, нравами и культурой русского народа, с родной природой. В один из самых трудных жизненных моментов, терзаясь любовью к Онегину, Татьяна обращается за помощью и советом не к матери или сестре, а к неграмотной крестьянке, которая была для нее самым близким и родным человеком. Ожидая встречи с Онегиным, она слышит безыскусную народную "Песню девушек", которая как бы выражает ее переживания.

Милые сердцу Татьяны картины родной природы остаются с ней и в великосветском холодном Петербурге. Вынужденная скрывать свои чувства, Татьяна своим внутренним взором видит знакомый деревенский пейзаж, лишенный экзотики, но овеянный неповторимой прелестью.

Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь... она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам
В уединенный уголок.

Значит, маска "равнодушной княгини" скрывает лицо "простой девы" с прежними стремлениями. Мир нравственных ценностей не изменился. Пышность роскошной гостиной, успехи в свете она называет "ветошью маскарада", потому что "этот блеск, и шум, и чад" не может скрыть пустоты и внутреннего убожества столичной жизни.

Все поступки Татьяны, все ее мысли и чувства окрашены народной моралью, которую она вобрала в себя с детства. В соответствии с народными традициями Пушкин наделяет свою любимую героиню исключительной душевной цельностью. Поэтому, полюбив Онегина, она первая объясняется ему в любви, преступая условности дворянской морали. Под влиянием народных традиций, которые внушают детям уважение и почтение к своим родителям, Татьяна выходит замуж, подчиняясь воле матери, которая хочет устроить ее жизнь.

Вынужденная жить по лицемерным законам светского общества, Татьяна честна и откровенна с Онегиным, потому что любит его и доверяет ему. Нравственная чистота героини особенно ярко проявляется в ее ответе Евгению, который тоже выдержан в духе народной морали:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

В этих словах отразились все лучшие черты героини: благородство, честность, сильно развитое чувство долга. Способность Татьяны отказаться от единственного человека, которого она любит и будет любить, говорит о ее сильной воле, нравственной чистоте. Татьяна просто не способна лгать человеку, который ей предан, или обречь его на позор, чтобы соединиться с любимым человеком. Если бы Татьяна ответила на любовь Онегина, то нарушилась бы целостность ее образа. Она бы перестала быть Татьяной Лариной, превратившись в Анну Каренину.

Таким образом, Татьяна предстает в романе "Евгений Онегин" воплощением национального русского духа и пушкинским идеалом. В ее образе гармонически соединились лучшие стороны дворянской и простонародной культуры.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры