Самостоятельность: что это такое? О детской самостоятельности и ее развитии.

Главная / Любовь

— Отец Валериан, ответы на вопрос «что такое самостоятельность» лишь на первый взгляд лежат на поверхности, что это такое на Ваш взгляд?

— Само слово «cамо-стоятельность» подсказывает нам, что это умение человека стоять самому, без поддержки матери и отца, или учителей.

Но самостоятельности всегда предшествует школа — воспитание: она не появляется на пустом месте, а базируется на твердых основаниях, зиждется на опыте предшествующих поколений — никуда не денешься! Хотя конечно, ребенку помогают от самого рождения: сначала учат стоять без поддержки, а потом учат тому, чтобы он без подсказки знал, как поступать или как вести себя в жизни.

— Часто приходится слышать, что самостоятельность человека выражается прежде всего в «независимости его суждений от мнений окружающих».

— Это фантазии! Во-первых, мнение, которое человек имеет, взято из его окружения и строго говоря, «объективных» мнений практически не существует: жизнь свидетельствует, что все они в действительности субъективны. Даже в физике в какой-то мере преобладает субъективное мнение: ведь здесь мы имеем дело как правило лишь с моделями, которые удобны для понимания тех или иных явлений. Например, все новые рассуждения о строении атома, на первый взгляд кажущиеся самостоятельными и объективными, у человека базируются на принятой до него модели атома. Это касается рассуждений и о духовной жизни! Во всех отношениях везде существует фундамент, база, история вопроса.

Если попытаться коротко сформулировать, что значит ‘самостоятельность’, то я бы сказал, что это опыт предшествующих поколений в каких-то направлениях деятельности человека, которые он принял, пропустил через себя и сделал его своим достоянием.

— Это касается самостоятельности мышления?

— Да. Например, говорят: «Я сам изучаю», «Я сам размышляю»... — а если подумать, так ли уж сам ты это делаешь? Мысль приходит из духовного мира — от Бога, если к Богу обращаются. Почему Мария Египетская не читая ничего, Священное Писание цитировала? Потому что ей приходили мысли, она их говорила от Бога как есть, тем же Духом Святым, так и пророкам было дано.

Даже периодическая система химических элементов Дмитрию Ивановичу Менделееву приснилась. Правда, пришла эта мысль не поэту Пушкину, а химику Менделееву, который в этой области, безусловно, много трудился, много думал — тут очевидна связь с интересами человека.

Человеку может прийти мысль, как поступить, но это уже другая область — область путей промысла Божия, или любви Божией и воздействия мира невидимого на душу человеческую. Вспомним, пример из истории: к император Юлиан Отступник, желая осквернить христианский Великий пост, приказал константинопольскому градоначальнику каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв все съестное, продаваемое на рынках. Святой Федор Тирон в ночном видении явился константинопольскому архиепископу и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы. Он велел употреблять в пищу коливо — вареную пшеницу с медом!

— С чего же начинается самостоятельность?

— Очень важно учить ребенка целеустремленности. Она проявляется в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. У православного человека умению собирать внимание, цельности учит молитва. И вообще церковное богослужение отделяет от мира, от развлечений. Кстати сказать, когда я был мальчиком, службы в храме шли в полумраке, — лампадки, свечки, это помогало сосредотачиваться.

— Почему-то у нынешнего поколения детей довольно часто проявляется противоположное качество — инфантилизм: ребенок “мается”, не знает, чем себя занять, ему ничего не нравится...

— Видите ли, стремление к чему-либо рождается при некотором дефиците — этот дефицит создает тонус! Известно же: «Трудно богатому войти в царствие небесное..." Тут очевидно дело в том, что когда у человека много возможностей, ему трудно взрастить в себе целеустремленность.

Однажды генеральный конструктор стрелкового авиационного оборудования после перенесенного инсульта высказал мне одну интересную мысль: «Для того, чтобы восстановить память и сосредоточенность, нужно на столе иметь только одну вещь». А у нас телевизор, музыка со всех сторон, компьютер, реклама — весь этот шум порождает рассеянность внимания — нет цельности, нет целеустремленности.

Думаю, что и маленьким детям не стоит предлагать много игрушек, много разных занятий — это тоже рассеивает внимание. Необходимо учиться сосредотачиваться. Это касается многих людей.

— Отец Валериан, какова же мера, соотношение послушания и свободы, самостоятельности ребенка? В чём смысл послушания, его цель, в какой области оно применимо?

— Этот вопрос касается не только детей, но и взрослых — скажу это как священник. Иногда люди уклоняются от самостоятельности, потому что самостоятельность влечет за собой ответственность! Чтобы не принимать самостоятельных решений, некоторые любят сваливать ответственность на батюшку. Советоваться можно, но надо понимать, что решение все-таки принимает человек сам. А иные самоуверенно берут на себя ответственность, не задумываясь, что за эти решения придется когда-то отвечать! В духовной области полной самостоятельности быть не может, потому что нас всех Господь держит. Если он оставит — мы пропадем! И в полноте самостоятельно принимать решения мы не можем: всегда просим помощи Божией — иначе напринимаешь решений, что не разберешься потом!

Послушание же есть великая вещь. Оно тренирует силу воли: ты делаешь то, что тебе говорят, преодолевая свое нежелание. Кроме того, множество дел, казалось бы, даже бессмысленных, делающихся из простого послушания часто отвлекают от дурного. Святые отцы говорили: «Когда котел кипит, на него мухи не садятся!»

— Стремление ребенка к самостоятельности довольно часто сопровождается упрямством, эти качества взаимосвязаны?

— Только c внешней стороны упрямство и проявление сильной воли похожи: вроде бы в обоих случаях у ребенка имеется цель, которую он старается достигнуть во что бы то ни стало. Но при волевом поведении ребенок считается с окружающими — он подчиняется установленным правилам и нравственным нормам. В упрямстве же, наоборот, выражается нежелание считаться с другими.

Повторюсь, это совершенно разные вещи, так же как и в случае упрямства и настойчивости. Настойчивость — когда человек, опираясь на какой-то опыт, добивается определенной цели, а упрямство означает сделать так, как он считает, не прислушиваясь к мнениям другого.

В шуточном рассказе Медведь пишет характеристику Ослу: «Упрям, тугодум». Лиса говорит ему: «Миша, что ты делаешь, ведь его же в министерство продвигают, у него же там своя лапа!» — «А что ж я — говорит, напишу, если упрям и тугодум?» Лиса отвечает: «Нужно было такую характеристику дать: настойчив в достижении цели, не принимает опрометчивых решений».

— Наверное, существуют еще какие-то правила воспитания самостоятельности?

— Есть три вещи, которые отнять у человека нельзя. Первая — душа, вторая — ум, и третья — его умение, мастерство. Вот чему надо ребенка учить. Часто желают того, что есть у других, а у него нет. А что можно приобрести, не отнимая у другого? И чего не отнимут у тебя? Мастерства у человека отнять нельзя.

Есть очень назидательная сказка, в которой речь идет о мальчике, который необыкновенно хорошо играл на скрипке, и весь город за ним шел, плача или радуясь. Но стали завидовать ему: он музыкой управляет людьми! И тогда злые силы в образе свиней украли у него волшебную скрипку и попытались на ней играть, а получалось: «хрю-хрю». Не играла скрипка у них, а хрюкала, потому что владельцем инструмента стала свинья. Скрипка заиграла вновь только попав в руки мальчика, то есть когда мастерство вновь соединилось с инструментом. У мальчика отняли инструмент, но не мастерство...

Мастерство можно только дарить, как бы отделяя от себя, давая другому, но ничего не теряя, и даже еще больше — получая у Бога. «Аще добр будешь себе и ближним твоим» — то есть, что доброго делаешь другому, то делаешь себе. При том человек возвышается: становится еще и учителем, возрастает сам. А взаимопонимание учителя и ученика увеличивает добро!

— Этого принципа, кажется, всегда держалась русская школа науки?

— Именно так: ученый на своих семинарах щедро делился своими идеями, по сути — мастерством своим. И чем больше делился с другими своими знаниями и идеями, тем больше Бог подавал ему блестящих идей.

— Может ли самостоятельность быть вредна?

— Пока ребенка не научили практически необходимым вещам, самостоятельности давать нельзя: прежде времени, например, нельзя давать спички — он может устроить пожар и сгореть сам, нельзя давать ему деньги, потому что он не знает им цену и не умеет с ними обращаться. Самостоятельность в выборе жизненного пути тоже опасна до поры!

Главное правило самостоятельности: научиться избирать добро. Самим Спасителем сказано: «Прежде даже разумейте отрочате благое и злое изберет благое». …Собственно в этом заключается первая задача образования и она нравственная: научить избирать благое, нравственное.

Самостоятелен тот, кто, имея понятия о том, что хорошо, что добро, что нужно делать, помнит при этом всегда, что ВСЕ знает только один Бог. Он понимает, что нельзя быть «вельми правым», и не спешит выдавать себя «законченным» специалистом, потому что в противном случае он «конченый» специалист! Словом, считая себя очень самостоятельным, человек сильно заблуждается: самостоятельность в том и заключается, что человек чувствует себя несамостоятельным, и прислушивается к опыту других. «Я сам, я сам» — наивное самоощущение...

— Где же мы, родители, делаем ошибки?

— Баловать детей опасно, а постоянно — просто нельзя!... Одному человеку говорят соседи: «Мы уезжаем, ты бы за нашей собакой походил, только будь осторожен, она лютая, злая!» Через какое-то время возвращаются и видят: собака хвостом виляет, голова опущена. «Как ты смог перевоспитать ее?» — спрашивают. «Так я ее почти не кормил, она стала ценить еду», — отвечает.

— Дорогой батюшка, за вами большой личный опыт воспитания детей. Что Вы можете посоветовать родителям в вопросе воспитания самостоятельности?

— Во-первых, нужно молиться — это главное условие всякого труда: «Без Меня не можеше ничесоже»!

И конечно, приучать ребенка трудиться: сначала убирать игрушки, собирать постельку, мыть посуду и так дальше — это путь к самостоятельности. А то мне иногда говорят: «Батюшка, у меня ребенок самостоятельный!» Ну, что ж, это нормально, а готовить он умеет, посуду моет? — тут обычно самостоятельность заканчивается.

Самостоятельность воспитывают, поручая дела, давая задания — и самое главное, постепенно приучая к ответственности...

Самостоятельность как качество личности – способность жить за свой счет, отдельно от других; обладать собственной инициативой, ставить себе цели и самому их достигать.

В самом начале времён было дело, когда только-только были созданы все твари земные. Вышел перед ними специальный ангел с корзинкой, а в ней чего только нет, самые разные полезные качества, на любой вкус. Ну и стали все твари разбирать, кому что. Лиса взяла хитрость, мышь - запасливость, муравей - трудолюбие и т. д. И как обычно бывает в таких случаях, последнему ничего не досталось. А кто был последним? Правильно, человек. И ему, самому обделённому, ангел отдал пустую корзинку. Говоря человеческим языком - оставил способность учиться и наполнять корзинку по собственному разумению, самостоятельно.

Самостоятельность становится качеством личности, когда человек осознанно делает собственный выбор, начинает сам принимать решения, чувствует за них ответственность и имеет возможность оплачивать эти свои решения. Самостоятельный человек под руководством разума сам распоряжается своей жизнью, сам обеспечивает свое существование, владеет навыками самоконтроля, не является рабом чужих мнений и оценок. Самостоятельному человеку не придет в голову осуждать кого-то, что его не содержат и что ему не помогают. Он сам стоит на своих ногах, то есть добился финансовой независимости от других.

Может сложиться впечатление, что самостоятельность – это делай, что хочу, только отвечай за это и вовремя плати. Это поверхностный подход к данному качеству личности. Желание «Я хочу» приходит к человеку по судьбе. У него возникает иллюзия, что он самостоятельно решает, что ему делать в каждой жизненной ситуации. Это только иллюзия. К примеру, студент сдал сессию. Ум ему шепчет: «Сдал экзамены – уйди в запой. Ты заслужил». Студент, прислушиваясь к уму и чувствам, думает: «Я самостоятельный человек. Имею желание и имею возможность напиться. Я свободен делать свой выбор». Но всё не так просто. Желание напиться пришло в настоящее из прошлого. Настоящая свобода выбора, истинная самостоятельность возникают у человека, когда включается разум, который действует в режиме нужно это или не нужно, правильно так поступать или не правильно. Человек в отличие от животного может влиять на качество своей жизни, то есть самостоятельно творить свою судьбу. Когда достигается унисон души и разума, когда человек делает выбор на базе их согласия, он проявляет подлинную самостоятельность. Следуя желаниям настоящего, а на самом деле пришедших из прошлого, человек проявляет несамостоятельность и зависимость от своей плохой судьбы. Это важный момент в понимании подлинной самостоятельности.

Самостоятельность – это не нитка без иголки, это не изоляция от других, это не пренебрежение мудростью жизни и ученической преемственностью. Самостоятельность положительна, если через нее реализуется благоразумие и здравомыслие. Если человек действует самостоятельно только из желания подчеркнуть свою взрослость и независимость и при этом пренебрегает авторитетным, истинным знанием, его самостоятельность превращается в один из пороков – глупость, упрямство, неблагоразумие.

Кратчайший путь к успеху – найти самого лучшего наставника, который по цепи ученической преемственности усвоил авторитетное знание, то есть знание, которое прошло проверку временем и дало миру множество примеров реализованной успешности. Глупая самостоятельность пойдёт другим путем. Она откажется от наставника, и будет самостоятельно тратить годы на изучение различных первоисточников, заплутает в них и создаст в уме полный хаос и раздрай несистематизированного знания. Уйдут годы, чтобы сделать полученные знания частью своего опыта. Иными словами, самостоятельность хороша, когда она подкреплена преемственностью всего лучшего, что создало человечество. Отрицание и игнорирование чужого опыта, неприятие мудрых советов – это признак не самостоятельности, а неуважительности к людям и откровенно выраженной глупости. Такая негативная самостоятельность приводит к утрате разума под воздействием своего агрессивного эго. Эго сжигает разум. Поэтому такая самостоятельность крайне вредна и, соответственно, никому не нужна.

Анекдот в контексте этих мыслей. Звонок в компанию, которая занимается ремонтом оргтехники: — Мой принтер стал плохо печатать! — Да, скорее всего, его надо просто почистить. Это стоит 40 долларов. Но лучше вам прочесть инструкцию и выполнить эту работу самостоятельно. Удивлённый клиент: — А ваш директор знает, что вы так препятствуете бизнесу? — Да вообще-то, это его идея. Мы получаем куда больше прибыли, когда позволяем нашим клиентам сначала самим попытаться что-то отремонтировать.

Психологи выделили целый ряд свойств, составляющих сущность самостоятельности и связанных с нею психических явлений: способность к самоутверждению, поддержанию стабильности Я, самоконтроль, умение регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции, умение сохранять собственное мнение вопреки внешнему давлению, склонность брать на себя ответственность за важнейшие события своей жизни, а не винить в них других людей, объективные обстоятельства или судьбу и т. д. И.С. Кон пишет: «Самостоятельность как свойство личности предполагает, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения, во-вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и, в-третьих, убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно».

Исполнять приказы легче, чем действовать самостоятельно. Но чужими зубами невозможно жевать и, кроме того, существует опасность потерять себя, раствориться в чужих вкусах и желаниях. Фрэнсис Скотт Фицджеральд в книге «Ночь нежна» пишет: «Или думай сам - или тот, кому приходится думать за тебя, отнимет твою силу, переделает все твои вкусы и привычки, по-своему вышколит и выхолостит тебя». Есть такая притча о великом менеджере. Он придёт и скажет. Предложение всем показалось заманчивым. Но он пришёл и сказал: - Ничего не получится. И всем сразу стало ясно, что, конечно же, ничего не получится. Что и не могло получиться ни при каких обстоятельствах. И почему именно не получится. И что именно произойдёт, если попытаться это всё же осуществить. Идея всем показалась нереальной. Но он пришёл и сказал: - А почему нет?! И всем сразу стало ясно, что, конечно же, всё может прекрасно получиться, и посыпались предложения, что и когда конкретно нужно сделать. Дело пошло. Потом и эти немногие слова он стал экономить. Только посмотрит иронически или в согласии прикроет глаза, и всем всё становилось ясно: и в целом и в подробностях. Его спросили: - Почему так получается? Ведь, в конце концов, оказывается, что мы и так всё знали сами. Почему же мы так беспомощны? - Не вы беспомощны, а я не совсем ещё бесполезен. Вам нужна монархия, а не монарх. Потом он тяжело заболел. И только изредка мог в течение нескольких лет что-то показывать глазами. Когда он умер, дела разладились.

Разумная самостоятельность – несомненная добродетель. Ее жирный плюс описал Робин Шарма в совершенно изумительной вещи «Монах, который продал свой «Феррари»: «Самое волнующее здесь то, что каждое проявление храбрости, каждое выражение доброты, каждый поступок, говорящий об ответственности перед собой, немедленно вознаграждается: каждый раз, когда ты делаешь то, что считаешь правильным, и следуешь собственной истине, а не диктату толпы, с тебя осыпается ещё один слой грязи, покрывающий твоё истинное «Я», и наружу пробивается и начинает светиться еще одна частица твоей золотой сущности».

Петр Ковалев 2013 год

Проявление самостоятельности у ребенка и ее развитие

Проявление самостоятельности – важный этап в формировании личности ребенка. Не секрет, что в возрасте от 1,5 – 2 лет девизом многих малышей становится фраза «Я сам!»

Изменить размер текста: A A

Это идеальный период для того, чтобы привить карапузу самостоятельность в выполнении каких-либо действий, и тем самым прекрасная возможность его чему-то научить.

На этапе формирования самостоятельности родителям нужно запастись терпением, ведь это процесс постепенный: вспомните себя, когда вам нужно сделать что-то, что вы никогда до этого не делали, с первого раза не все и сразу может блестяще получится даже у взрослого, не говоря уже о малыше, который только всему учится - все приходит с опытом. Поэтому так важно поддерживать ребенка в его самостоятельности. Большая ошибка многих родителей ставить все под запреты: «Не трогай это!», «Ты делаешь не правильно!», «Ты слишком долго одеваешься, я сама тебя одену!», «Зачем ты сюда лезешь!» и т.п. а спустя время ждать, когда же ребенок наконец станет делать все самостоятельно, не обращаясь к помощи посторонних.

Как правильно научить ребенка самостоятельности? С какого возраста следует прививать самостоятельность малышу? Что и в каком возрасте ребенок должен уметь делать сам? Все родители желают вырастить своего ребенка самостоятельным, но задумываются о том, что это такое, только тогда, когда ребенок отправляется в школу. В его жизни в это время происходят большие перемены, и сразу выясняется, готов ли он к ним и насколько самостоятелен.

Самостоятельность в общем смысле – это способность человека принимать решения и совершать независимые поступки, а также нести за них ответственность, адекватно оценивать себя и управлять своей жизнью, распоряжаться ею. В детском возрасте на каждом этапе развития самостоятельность имеет особое значение. Например, для грудного ребенка проявлением самостоятельности будет засыпание в кроватке, а не только у мамы на руках, способность обойтись некоторое время без ее присутствия. Для детей до 3 лет признаком самостоятельности является умение поиграть наедине с собой, хотя бы короткое время обойтись без взрослых. Чем ребенок становится старше, тем более емким становится для него определение самостоятельности.

В него входит:

1) способность проявлять инициативу и действовать, замечая необходимость личного участия в каком-либо деле;

2) навыки самообслуживания;

3) умение выполнять простую домашнюю работу без помощи и контроля со стороны взрослых;

4) умение действовать с учетом предлагаемых условий или сложившихся обстоятельств;

5) способность совершать обдуманные действия в незнакомой ситуации (для этого необходимо уметь ставить перед собой цель, учитывать имеющиеся условия, планировать и получать результат);

6) навыки самоконтроля и оценивания результатов своей деятельности;

7) умение использовать имеющийся опыт в новой ситуации (перенос освоенных действий). Основа для превращения ребенка в самостоятельную личность закладывается в раннем детстве. До того как ребенок пойдет в школу, самостоятельность у него связывается обычно с хорошим поведением и только позднее становится одним из его личностных качеств.

Для развития самостоятельности взрослым (особенно родителям) необходимо:

1) знать потребности ребенка, на основе которых формируются детские интересы;

2) способствовать творческому развитию малыша, вовлекая его в игровую деятельность;

3) больше общаться с ребенком как на вербальном (словесном), так и на невербальном (мимика, жесты, позы, голосовые интонации) уровне;

4) предоставлять малышу возможность действовать самому в посильной деятельности и постепенно усложнять ее;

5) закреплять навыки самостоятельных действий.

Развитие самостоятельности у детей происходит в 3 этапа. Каждый из них завершается кризисом, а затем относительной стабилизацией личности. Затем ребенок развивается дальше, накапливает новый опыт, получает новые знания, и вновь возникает потребность изменить свое положение в обществе (в семье) и проявить себя. Максимального выражения потребность в самостоятельности достигает в подростковом возрасте. Подросток уже многое умеет делать без помощи других, он ответственен за свои поступки, может планировать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия и их последствия. Он понимает, что существуют определенные границы свободы (общепринятые нормы и законы).

Этапы развития самостоятельности.

1. Формирование физической и бытовой самостоятельности. Этот этап продолжается до 3 лет. Ребенок в этот период ко всему проявляет любопытство, часто повторяет «Я сам!» и приобретает навыки самообслуживания. Он учится самостоятельно есть, пользоваться горшком, сам моет руки, одевается и обувается, пробует помогать родителям в домашних делах. Важно именно в этот период позволить ребенку проявить свою самостоятельность.

2. Формирование учебной самостоятельности. Этап начинается в 6-7 лет и продолжается до кризиса подр осткового возраста (до 12 лет). С самообслуживанием и бытовыми делами ребенок уже хорошо справляется и начинает вырабатывать самостоятельность в учебе. Он привыкает ходить в школу, выполняет новые обязанности (собрать с вечера портфель и др.), в том числе домашнее задание. У него изменяется режим дня и повышается уровень ответственности.

Для выработки учебной самостоятельности приходится развивать силу воли, прилагать усилия, чтобы достигать цели (выучить правило или стихотворение, чтобы хорошо ответить на уроке) и придерживаться нового распорядка дня. В этом ему сначала помогают родители, а затем он и сам справляется с учебной деятельностью, без напоминаний выполняет домашнее задание, собирает учебные принадлежности в портфель, так как понимает, что уроки важнее мультфильмов. Если ребенок с трудом выполняет домашнее задание и без напоминаний и помощи взрослых не справляется, значит необходимо вызвать у него интерес к учебе.

3. Формирование личностной самостоятельности. Ребенок уже имеет бытовую и учебную самостоятельность и подходит к тому, чтобы самостоятельно принимать решения. Если ранее родители считались с его мнением, предлагали самому делать выбор, то у ребенка есть все предпосылки для успешного прохождения этого этапа. В 11-12 лет ребенок уже может иметь свое мнение и принимать решение в разных жизненных ситуациях. В этот период жизни необходимо предоставлять ему больше свободы. Если он обращается за помощью, так как не знает, как поступить в сложившихся обстоятельствах, то в первую очередь предлагайте ему самому подумать, только потом выражайте свое мнение или принимайте решение сообща. Если ребенок выскажет свой вариант разрешения проблемы, то отнесется затем к его выполнению более ответственно.

Если предыдущие этапы формирования самостоятельности пройдены у подростка не полностью, то преодолеть третий без помощи психологов и настойчивой работы над собой ему уже не удастся. Самостоятельную личность начинают воспитывать с самого рождения. Для этого необходимо вызвать к ней интерес, сформировать представление о ней. Можно побеседовать с ним на эту тему и спросить: «Что такое самостоятельность, как ты ее понимаешь? Кто, по-твоему, самостоятельный человек?». Ребенок может дать разные ответы, например, сказать, что самостоятельность – это способность самому делать уроки, помогать маме. В зависимости от полученного ответа развейте с ребенком эту тему, спросите, зачем нужно быть самостоятельным, самостоятелен ли он сам и др. Таким образом вы создадите условия для того, чтобы он нашел мотив для проявления самостоятельности. В каждом деле у него может быть несколько мотивов, например, он может мыть посуду в мыльной воде, чтобы поплескаться и поиграть с пеной или чтобы помочь маме. Важно предоставить ему возможность выбрать мотивацию самому. Родителям нужно понимать, какой мотив интересен ребенку, но ни в коем случае не следует пытаться его изменить, а только использовать для выработки интереса к самостоятельной деятельности.

Часто родители оказываются не готовы принять самостоятельность ребенка и стремятся его оградить от жизненных проблем и попыток их разрешить. В этом случае он может протестовать, бороться за свою независимость или примириться со сложившимся обстоятельствами и стать инфантильным.

Родителями, не желающими способствовать развитию самостоятельности у ребенка, обычно движут страхи. Они опасаются, что он сделает что-то неправильно и им это не понравится, они боятся, что самостоятельный ребенок станет непослушным, и очень сильно бояться, что станут ненужными ему. Стоит понять, что если помогать ребенку стать самостоятельным и воспринимать его как свободную личность, то как раз менее вероятным окажется, что такие страхи сбудутся, а вот все попытки удержать его рядом, под контролем, как раз к ним и приводят.

В воспитании самостоятельности родители обычно проявляют себя в одном из трех вариантов:

1) хотят, чтобы он подольше оставался малышом;

2) торопят ребенка быстрее повзрослеть;

3) адекватно воспринимают потребность ребенка в развитии самостоятельности и его возможности в этом.

Самостоятельность у ребенка в первые годы жизни проявляется в основном как подражание взрослым. Ребенок хочет, как мама, варить суп, месить тесто; как папа, стучать молотком, поднимать гантели. Очень важно с доброжелательностью приобщать его к совместной деятельности.

Для формирования самостоятельности у ребенка психологи рекомендуют предпринять следующие действия:

1) при обучении уходу за собой и самообслуживанию показывать ребенку все не торопясь, с объяснениями, медленно самому выполнять подобные действия, чтобы он увидел и попробовал сам;

2) проявлять терпение и позволять ему все доделывать до конца, только потом показывать еще раз, как правильно, и предоставлять шанс на вторую попытку;

3) поощрять к самостоятельным действиям и поступкам;

4) не осуждать ошибки ребенка, а подсказывать варианты действий и критерии для выбора;

5) понятно объяснять, что хорошо и что плохо, а также устанавливать правила;

6) научить самообслуживанию (чистить зубы, умываться, ходить в туалет, есть, одеваться, определять по часам время и др.) и самостоятельному засыпанию;

7) научить играть наедине с собой;

8) как можно чаще предоставлять возможность выбора и понемногу учить планировать свои занятия;

9) в меру опекать ребенка;

10) научить общаться и знакомиться с другими;

11) научить принимать решения в жизненных ситуациях с помощью ролевых игр;

12) приобщать к домашнему труду и принимать его помощь;

13) спокойно воспринимать ошибки и промахи, вместе их разбирать, рассказывать о своем опыте;

14) научить ребенка проявлять ответственность и объяснять ее меру, поощрять ее проявления;

15) способствовать выработке уверенности и чувства собственного достоинства;

16) общаться с ребенком как с равной личностью, в общении учитывать его эмоции, расспрашивать о событиях, интересоваться его мнением;

17) не использовать в качестве способа воздействия на ребенка давление;

18) научить справляться с конфликтами, возникающими при общении с другими детьми;

19) проводить сексуальное воспитание;

20) верить в возможности ребенка стать самостоятельным и вызвать у него ощущение защищенности;

21) не ограничивать самостоятельность в тех делах, с которыми он уже сталкивался.

Материал подготовлен по данным: Е.Ю. Ярославцева «Кризисы детского возраста: воспитываем самостоятельность». Читайте так же на нашем сайте: « », « » , « »

Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба ».

«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.

Самостоятельный человек умеет выполнять необходимые навыки: при необходимости постирать одежду, купить продукты и приготовить себе обед. Также он прибирает в квартире, выносит мусор и старается содержать вещи на своих местах.

Найдите способ, как мотивировать ребенка поддерживать порядок в личном пространстве. Предложите подростку его круг обязанностей по дому. Он может ежедневно утром выносить мусор, после школы покупать в магазине хлеб и молоко, а вечером участвовать в процессе приготовления ужина или самостоятельно закладывать стирку.

Постепенно расширяйте сферу его обязанностей. Возложите на подростка участие в процессе уборки дома. Его обязанностью может стать вся уборка, если родители сильно заняты, или какой-то конкретный процесс: пропылесосить, протереть пыль, вымыть пол. Он должен самостоятельно следить за своим опрятным внешним видом. При этом желательно, чтобы он сам гладил свою одежду и чистил обувь по утрам.

Поведение в социуме

Самостоятельный человек знает, как оплатить коммунальные расходы, и сумеет вызвать мастера в экстренных случаях. В нестандартных ситуациях самостоятельный человек не растеряется, а будет активно искать способ решения.

Просите подростка иногда оплачивать коммунальные платежи. Заведите домашний справочник с телефонами экстренных служб и знакомых. Покажите ребенку все телефоны и объясните, кому он должен звонить в экстренных ситуациях, или кто из знакомых даст нужный совет, если до вас не получается дозвониться.

Свои цели

Самостоятельный человек обладает собственными взглядами на жизнь. Он не подвержен чужому влиянию и четко представляет свои ближайшие цели и план действий. Взрослый человек находит нужную информацию для реализации задуманного и привлекает к помощи окружающих, если того требует ситуация. Он мотивирован на достижение результата.

Поощряйте желание ребенка получать новые знания и навыки. Помогайте ему создавать краткосрочные планы и контролировать процесс их достижения. Приучайте подростка не сдаваться, если у него что-то не получается, а искать другие способы достичь цели.

Принятие решений

Самостоятельную личность характеризует способность брать ответственность за свои решения на себя. Такой человек в состоянии адекватно оценить ситуацию и выбрать наиболее оптимальное решение для данных обстоятельств.

Он ориентируется первоначально на собственную точку зрения и только в сложных ситуациях прибегает к посторонней помощи и советам. Он понимает как устроена социальная жизнь человека и осознает нравственные законы общества, имеет моральные ценности и умеет общаться.

Учите ребенка грамотному общению и этике поведения. Показывайте своим примером, как важно держать свое слово и самому принимать решения. Предоставьте подростку определенную свободу выбора, где решение должен принимать он сам. К примеру, он может покупать себе канцелярские принадлежности к школе, а позже одежду. Уважайте мнение ребенка и поощряйте его стремление к самостоятельности.

Видео по теме

В жизни мы общаемся с разными людьми, это добавляет разнообразие. Но когда дело доходит до совместных действий, проектов, выбора спутника жизни, отбора кандидата на ответственную должность, то все мы предпочитаем иметь дело с человеком самостоятельным, взрослым, способным принять решение и отвечать за поступки.
Как правило, никто не хочет столкнуться с инфантильностью. Как же определить самостоятельность человека?

Инструкция

В личных спросите, есть ли у человека домашнее животное? Забота о «братьях меньших» - проявление самостоятельности. Не научившись удовлетворять свои потребности, обустраивать жизнь, человек не сможет помочь в этом другому, пусть даже животному.
На домашнего любимца, особенно если это собака, уходит достаточное количество времени: прогулки, дрессировка, корм, уборка. Человек учится планировать не только свое время, но и жизнь животного.

Уточните, есть ли у человека младшие братья, или члены семьи, за которыми нужен уход. Как он взаимодействует с ними? Это тоже проявление заботы и самостоятельности, но уровнем на порядок выше, ведь мы имеем дело с человеком.

Узнайте, живет человек один или с родителями, родственниками. Был ли у него когда-нибудь опыт самостоятельного ведения хозяйства? Если да, то как долго этот период длился? Имеется в виду, выдержал он это испытание или нет.
Ведь, живя отдельно от , человек рассчитывает только на свои силы, ставит перед собой цели и достигает их, решает задачи. Самостоятельное хозяйства – это независимость от окружающих, а, следовательно, и самостоятельность.
Имеет также, снимает он квартиру или живет в своей. Для аренды обычно требуется на много больше усилий и затрат, а следовательно, количество решаемых задач и ответственность у человека возрастают.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собств. силами С предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в т.ч. требующих принятия нестандартных решений.

С не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности На 5-6-м мес жизни ребенок начинает предпринимать самостоят.действия - садится, пытается достать игрушку и т и, к 1-го года жизни - сгоит, поддерживает равновесие своего тела, осуществляет целенаправленные действия Т о, пробуждается стремление к С, связанное с потребностью ребенка удовлетворять свои желания без помощи и поддержки со стороны взрослых На 3-м году жизни в силу возросших физич. возможностей ребенку становятся доступны разнообразные действия В этом возрасте происходит также первоначальное осознание ребенком себя, выделение себя из окружающего мира, т с закладываются основы самосознания Это проявляется в обострённом стремлении к С., нередко даже вопреки желаниям родителей. Наступает т. н. кризис 3 лет (см. Кризисы возрастные) - этап становления личности, для к-рого характерен переход к новому, более совершенному уровню сознания и поведения. Этот этап является чрезвычайно благоприятным для разумного поощрения побуждении ребёнка, привития ему полезных навыков. Родители и воспитатели, стремящиеся подавить дет. , сталкиваются, как правило, с острыми негативными реакциями и нарушениями поведения. Если им удаётся сделать подчинение главным механизмом поведения ребёнка, это серьёзно затрудняет формирование С.

Становление С. в мл. шк. возрасте протекает относительно ровно. Осложнение этого процесса возможно в подростковом возрасте. Обострённая потребность в самоутверждении у подростков нередко основывается на искажённом представлении о С., к-рая воспринимается ими как полная независимость от чужих мнений, советов и оценок. При этом демонстративное отвержение авторитета старших нередко сочетается с пассивной зависимостью от стандартов подростковой субкультуры. В практике воспитания учёт растущих возможностей подростков, положительной направленности их стремлений и активности позволяют смягчить протекание подросткового кризиса и сформировать подлинную С.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Синонимы :

Смотреть что такое "САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ" в других словарях:

    САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, самостоятельности, мн. нет, жен. 1. отвлеч. сущ. к самостоятельный. Самостоятельность государства. Самостоятельность работы. 2. Независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи.… … Толковый словарь Ушакова

    самостоятельность - лишить самостоятельности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. самостоятельность независимость, автономность; самостийность, самобытность, нетрадиционность, единоличность,… … Словарь синонимов

    самостоятельность - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта… … Большая психологическая энциклопедия

    самостоятельность - САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - англ. self dependence; нем. Selbstandigkeit. Независимость, склонная полагаться скорее на себя, чем на других, и не искать поддержки у других. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    самостоятельность - чего и в чем. Самостоятельность взглядов (во взглядах). Он нередко демонстрировал самостоятельность суждений (в суждениях) … Словарь управления

    Самостоятельность - положительное духовно нравственное качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, саморегуляции, чувстве личной ответственности за себя и свою деятельность, в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    самостоятельность - полная самостоятельность … Словарь русской идиоматики

    САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - 1. Вообще – характеристика любой системы, когда во всех ее отдельных частях проявляется или отражается модель всеобщей совместимости всех ее компонентов. Когда рассматривается такая система, как опросник или тест, используется термин внутренняя… … Толковый словарь по психологии

    САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность м поведение. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    самостоятельность - savarankiškumas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Esminė asmenybės savybė, leidžianti protingai pasirinkti veiklos ir bendravimo tikslus, priemones ir būdus, aktyviai ir produktyviai veikti. Tai vienas iš savaveiksmiškumo bruožų, rodančių… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Книги

  • Внутренняя самостоятельность Финляндии , Р. Даниельсон. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Внутренняя самостоятельность Финляндии. Ответ на новые нападки. Автор Рихард Даниельсон. Перевод.… Купить за 1655 руб
  • Самостоятельность судебной власти , Коллектив авторов. Сборник содержит доклады участников научной конференции, а также иные материалы, анализирующие научное наследие Веры Ивановны Анишиной, темы и проблемы, которые звучали в ее трудах и…

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры