Сборник идеальных эссе по обществознанию. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», анализ Отношение автора к сказке

Главная / Любовь

Диагностические задания к разделу «Литературная сказка»УЧИТЕЛЬ Ситуативное задание В школе объявили литературный конкурс на лучшую сказку. Аня и Ваня решили принять в нём участие. Аня долго размышляла и пришла к выводу, что новую сказку написать почти невозможно, потому что идеи сказок все уже известны. Ваня размышлял недолго и сочинил сказку: «В лесу жил Злой волк, и ему очень захотелось стать добрым. Он обратился за помощью к доброй фее, и она помогла ему стать добрым». Ваня прочитал свою сказку Ане. Девочка очень удивилась и сказала, что эти два предложения трудно назвать сказкой. (Ребята, кто, по вашему мнению, прав - Аня или Ваня? Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что им пока не хватает определённых знаний и умений для убедительного представления своей позиции. - Есть ли у вас желание научиться сочинять сказку, чтобы помочь Ване?) Блок А. Обработка и пересказ народных сказок. В. Даль, В. Одоевский Снегурочка». Задание 1 (З) Учебник, ч. 2, с. 68. Объясните значение слов «сказитель», «собиратель», «автор», «литературная обработка сказки». Назовите известные вам народные сказки. Назовите известные вам авторские сказки. Задание 2 (П) Верно ли, что сказка «Журавль и цапля» не имеет автора? Задание 3 (У), с взаимопроверкой. Допишите предложение: Сказки, придуманные народом, называются__________________________________ . (народными) Собирателями народных сказок были________________________. (В. Даль, А. Афанасьев, братья Гримм) Автором сказки может быть_______________________________________. (народ, писатель) Задание 4 (З) Учебник, ч. 2, с. 70. В. Даль «Девочка Объясните значение слов «кабы», «ветошка». Назовите главную мысль сказки «Девочка Снегурочка». Назовите главных героев сказки. Дальнейшая работа с текстом сказки ведётся по алгоритму*. Опишите внешность Снегурочки. Опишите характер Снегурочки. Расскажите об отношениях Снегурочки со стариками, с Жучкой. Расскажите о появлении Снегурочки. Расскажите, почему старик выгнал Жучку из дома. Расскажите об отношении автора к Снегурочке. Задание 5 (П) Верно ли, что за спасение Снегурочки надо благодарить лису? Верно ли, что внешность и характер Снегурочки можно считать особенностями сказки «Девочка Снегурочка»? Можно ли утверждать, что автору Снегурочка безразлична? Верно ли, что произведение В. Даля «Девочка Снегурочка» является сказкой о животных? Обоснуйте своё мнение. Задание 6 (У) Проведите исследование содержания сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» и запишите результаты в таблицу. В. Даль «Девочка Снегурочка» Особенности сказки Зачин Жили-были Концовка Песенные вставки Троекратные повторы Жучку простили, молоком напоили Спи, наша Снегурочка, Сдобная кокурочка, Из вешнего снегу скатана… встреча с медведем, волком, лисой; Я, девочка Снегурочка, из вешнего снега скатана, вешним снегом подрумянена… появилась Снегурочка из комочка снега собака Жучка беленькая как снежок, кругленькая как комок; вешним солнышком пригрета и нарумянена умная, разумная, такие только в сказках живут, а взаправду не бывают пожалела Жучку, испугалась волка и медведя, на уговоры лисы не поддалась Чудесные превращения Помощники Проведите исследование образа Снегурочки из сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» и запишите результаты в таблицу. Девочка Снегурочка Особенности героя Особенности внешности Особенности характера Отношение к другим героям Задание 7 (У) Составьте и напишите фразу-конструкт: Сказка В. Даля «Девочка Снегурочка»» имеет элементы народной сказки, потому что ________________ _____________________________ . (в ней есть зачин, концовка, песенные повторы) Девочка Снегурочка в произведении В. Даля показана__. (красивой, умной, жалостливой, благодарной) Задание 8 (З) Учебник, ч. 2, с. 75. Назовите главную мысль сказки «Снегурочка»*.Назовите героев сказки «Снегурочка». Дальнейшая работа с текстом сказки ведётся по алгоритму*. Опишите внешность Снегурочки. Опишите характер Снегурочки. Расскажите об отношении Снегурочки к другим героям сказки. Расскажите о поведении девушек, которые оставили Снегурочку в лесу. Расскажите о финале народной сказки «Снегурочка». * С текстом народной сказки «Снегурочка» школьники могут познакомиться дома, прочитав сказку, посмотрев мультфильм или художественный фильм. Задание 9 (П) Верно ли, что народная сказка «Снегурочка» и произведение В. Даля «Девочка Снегурочка» имеют одинаковый конец? Верно ли, что по тексту сказки «Снегурочка» можно определить отношение автора к главной героине? Можно ли Снегурочку из народной сказки назвать злой девочкой? Можно ли утверждать, что идея сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» является авторской? Обоснуйте своё мнение. Задание 10 (У), с взаимопроверкой. Проведите исследование содержания произведений «Снегурочка» и «Девочка Снегурочка» и запишите результаты в таблицу. Параметры сравнения Снегурочка Автор (известен или неизвестен) Вид сказки Главная мысль сказки семейное счастье без детей не бывает Герои Снегурочка, дед, баба, девушки бытовая без дружбы на свете не прожить Снегурочка, дед, баба, Жучка, девушки, волк, медведь, лиса Девочка Снегурочка В. Даль неизвестен бытовая Превращения Повторы событий Уход героя из дома Конец сказки Внешность Характер Отношение к другим героям Особенности композиции Снегурочка появилась, вылепленная из снега, и ожила нет в лес с подружками Снегурочка превратилась в облако Особенности героя беленькая как снег; глазки, как незабудочки, светло-русая коса до пояса, одного румянцу нет вовсе, словно живой кровинки не было в теле утешная и приятная, смышлёная: всё примечает и перенимает, всё разумеет, обо всём говорит, и таким сладким голосом, что заслушаешься; и такая она добрая, послушная и ко всем приветливая с опаской относится к окружающим: дичится подружек и прячется от солнца в тень Отношение автора к героям сказка народная, поэтому отношение автора не присутствует Снегурочка появилась из талой воды в горшочке встреча с волком, медведем, лисой в лес с подружками Снегурочка вернулась домой беленькая как снежок, кругленькая как комок, вешним солнышком пригрета и нарумянена умная, разумная, такие только в сказках живут, а взаправду не бывают милосердная: пожалела Жучку; с опаской относится к окружающим: испугалась волка и медведя, на уговоры лисы не поддалась автор сочувствует Снегурочке, любуется ею Задание 11 (У), с самопроверкой и взаимооценкой. Составьте и напишите фразу-конструкт: а) Главное отличие народной сказки «Снегурочка» от сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» заключается в том, что автор в тексте __________________________ . (проявляет своё отношение к главной героине) б) Различия народной сказки «Снегурочка» и авторской сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» заключаются в том, что каждая сказка имеет_______________________ . (свою главную мысль, своих героев, свой вариант появления главной героини, своё окончание) - Выберите сказку, текст которой вы будете пересказывать, составьте сложный план сказки и перескажите её подробно. Задание 12 (У) Учебник, ч. 2, с. 70, с самооценкой. Из предложенных пословиц выберите те, которые соответствуют главной мысли народной сказки «Снегурочка» и авторской сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» (б, д): а) Яблоко от яблони недалеко падает. б) Не построй семь церквей, а пристрой семь детей. в) Всяк правду ищет, да не всяк её творит. г) Друг за друга держаться - ничего не бояться. Задание 13 (З) Учебник, ч. 2, с. 76. В. Одоевский «Мороз Иванович». Назовите главную мысль сказки «Мороз Иванович».Назовите главных героев сказки «Мороз Иванович». Опишите характер Рукодельницы, Ленивицы. Дальнейшая работа с текстом сказки ведётся по алгоритму*. Расскажите об отношении Рукодельницы к Морозу Ивановичу. Расскажите об отношении Ленивицы к Морозу Ивановичу. Назовите особенности сказки «Мороз Иванович». Расскажите об отношении автора к Рукодельнице, Ленивице. Задание 14 (П) Можно ли утверждать, что произведение В. Одоевского «Мороз Иванович» является бытовой сказкой? Верно ли, что у Ленивицы такой же характер, как у Рукодельницы? Верно ли, что автору сказки «Мороз Иванович» больше нравится Ленивица? Задание 15 (У), с самопроверкой. Проведите исследование содержания сказки «Морозко» и произведения В. Одоевского «Мороз Иванович», определите признаки народной и авторской сказок и их особенности. Параметры сравнения Автор сказки Вид сказки Главная мысль «Мороз Иванович» «Морозко» В. Одоевский волшебная каков труд, такова и награда неизвестен волшебная смирение и незлобивость вознаграждаются, а гордыня и злоба будут наказаны Признаки сказки Морозко Волшебные герои Волшебные предметы нет Превращения нет Особенности композиции Причина ухода из дома мачеха решила погубить падчерицу нужно выдержать холод Рукодельница помогает Испытания Награда Повторы событий (троекратные) Герой Внешность Характер Отношение к другим героям Злато-серебро для падчерицы; заморозил до смерти старикову дочь по три раза Морозко студит падчерицу и старикову дочь Особенности героя Падчерица весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте трудолюбивая, услужливая, кроткая уважительное: отцу и мачехе не перечит; вежливое: почтительно разговаривает с Морозко Мороз Иванович печка, золотые яблочки, снежная перина нет Рукодельница уронила ведро в колодец, отправилась за ним Морозу Ивановичу золотые монеты для Рукодельницы, ледяная сосулька для Ленивицы Рукодельница помогает печке, яблоне, Морозу Ивановичу Рукодельница нет описания умная девочка, работящая, послушная вежливое: слушается нянюшку; услужливое: выполняет все просьбы Мороза Отношение автора сказка народная, поэтому отношение автора не присутствует Ивановича сочувствует Рукодельнице, восхищается её трудолюбием, любуется ею Задание 16 (У) Учебник, ч. 2, с. 76, с самооценкой. Составьте сложный план пересказа сказки «Мороз Иванович» и перескажите её подробно**. Задание 17 (У) Из предложенных мудрых высказываний выберите то, которое, по вашему мнению, отражает тему сказки «Мороз Иванович» (а) и «Морозко» (в): а) Труд избавляет человека от трёх главных зол: скуки, порока и нужды. б) Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. в) Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. г) Благополучие рождает друзей, несчастие их испытывает. Задание 18(У) Выберите героя народной сказки «Морозко» или авторской сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», который вам особенно понравился, и составьте фразу- конструкт: Я хотел(а) бы быть похожим(ей) на ________________________ , потому что ______________________. *Алгоритм работы с текстом сказки дан в ТК № 2 для 2-го класса. ** Алгоритм составления сложного плана дан в ТК № 3 для 3-го класса. Диагностические задания: 1. Определите фамилии авторов и подчеркните тех, кто собирал и обрабатывал сказки: В. Даль, Н. Носов, В. Одоевский, С. Маршак, И. Крылов, Л. Толстой. 2. Составьте и напишите фразу-конструкт: В. Даль изменил конец сказки «Снегурочка», потому что_______________________________________ 3. Закончите предложение: Авторское отношение к герою произведения можно определить по_____________________________ Блок Б. Авторская сказка. Д. Мамин-Сибиряк, Ю. Коваль Задание 1 (З) Учебник, ч. 2, с. 86. Назовите главную мысль «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Назовите главных героев сказки. Дальнейшая работа с текстом сказки ведётся по алгоритму*. Назовите черты характера Воробья Воробеича, Ерша Ершовича, Яши. Объясните значение выражений «жили душа в душу», «моё дело правое». Расскажите о дружбе Воробья Воробеича и Ерша Ершовича. Опишите трудности, которые преодолевали Ёрш и Воробей. Назовите причину ссоры Воробья и Ерша. Расскажите, как Яша рассудил Воробья и Ерша. Расскажите об отношении автора к Воробью и Ершу. Задание 2 (П) Можно ли утверждать, что «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» - волшебная сказка? Верно ли, что выражение «жили душа в душу» означает «жили в одном доме»? Можно ли утверждать, что автор сочувствует Воробью и Ершу? Задание 3 (У), с взаимопроверкой. Проведите исследование «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» и запишите результаты в таблицу. Параметры исследования «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» Д. Мамин-Сибиряк о животных Воробей Воробеич, Ёрш Ершович, Яша Автор Вид сказки Главные герои Особенности композиции ссора нет награду получили все птицы и рыбы Испытания (беда) Повторы Награда Составьте и напишите фразу-конструкт: «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» - это сказка о животных, потому что___________ . (главные герои - животные, животные наделены человеческими качествами) Задание 4 (У), с взаимопроверкой. Проведите исследование «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» и запишите результаты в таблицу. Параметры сравнения Внешность героя Характер героя Отношения с другими героями Особенности героев сказки Воробей задиристый весёлый, озорной, задиристый дружит с трубочистом Яшей, поссорился с Ершом из-за червяка, мириться не хочет смеётся над Воробьём Ёрш сонный грустный, спокойный, сонный дружил с Воробьём, съел его червяка, обвинил Воробья в обмане смеётся над Ершом Отношение автора к герою Допишите предложения: Главные герои сказки Воробей и Ёрш обладают такими человеческими качествами, как__________. (задиристость, неумение разрешить спор) Автор «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» хотел научить читателей ____________ . (дружить, не ссориться по пустякам, делиться друг с другом радостью и печалью) Сообщение учителя Алгоритм описания образа литературного героя Чтобы описать образ литературного героя, надо: 1. Определить героя произведения. 2. Описать внешность героя, опираясь на текст произведения. 3. Описать настроение героя, его речь и характер по поступкам, используя текст произведения. 4. Описать отношение героя к другим персонажам произведения. 5. Описать поступки героя, которые вам особенно нравятся. 6. Описать отношение автора к герою, используя фрагменты текста. Например: Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». 1. Герой - трубочист Яша из произведения Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про 2. Молодой бесстрашный паренёк, любит сидеть на краю трубы или на коньке дома. 5. Трубочист Яша справедливый - по совести разбирал ссору между Воробьём 6. Автор относится к Яше с уважением за его трудолюбие и справедливость. Воробьём, кормит его хлебными крошками. Яша хотел помирить Воробья и Ерша. и Ершом и вынес честное решение. Изображает его позитивным: Яша сидит на бережку, всем довольный, и смеётся. Образ литературного героя трубочиста Яши: молодой, весёлый, доброжелательный, заботливый, миролюбивый, справедливый, позитивный. 3. Яша весёлый - во время работы напевает песенки. Разговаривает со всеми по-доброму: «Ну, братцы, что расшумелись?»; посмеивается над Ершом и Воробьём: «Ты птица? Значит, живёшь в небе, я так говорю?» Яша трудолюбивый - всё время печки чистит, неунывающий - уронил краюшку хлеба в воду и не жалуется. 4. Трубочист Яша доброжелательный, заботливый, миролюбивый. Он дружит с Задание 4 (З) Расскажите алгоритм составления рассказа о литературном герое. Задание 5 (П) Верно ли, что для описания образа литературного героя достаточно описать его поступки? Можно ли утверждать, что высказывания героя позволяют определить его характер? Верно ли, что образ литературного героя не зависит от авторского отношения к нему? Задание 6 (У), с взаимооценкой. Выберите героя «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» и опишите его образ, используя алгоритм. Задание 7 (З) Составьте сложный план пересказа и перескажите сказку от лица Алёнушки. Задание 8 (У) Напишите свою сказку о дружбе животных. _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _______ Задание 9 (З) Учебник, ч. 2, с. 120. Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе». Объясните значение выражений «служить по совести», «служить по душе». Назовите главную мысль «Сказки о серебряном соколе». Назовите героев сказки. Дальнейшая работа с текстом сказки ведётся по алгоритму*. Расскажите о том, как служил Солдат у нечистого. Расскажите об испытаниях Солдата. Назовите особенности «Сказки о серебряном соколе». Расскажите об отношении Солдата к берёзовой девушке. Расскажите об отношении автора к Солдату. Задание 10 (П) Можно ли утверждать, что «Сказка о серебряном соколе» - сказка о животных? Верно ли, что «служить по совести» значит нести службу за плату? Можно ли утверждать, что автор относиться к Солдату безразлично? Верно ли, что Солдат вредный и несговорчивый? Верно ли, что соколы наказали Солдата за службу у нечистого? Задание 11 (У) Творческая тетрадь, с. 53. Составьте рассказ о Солдате, используя алгоритм. Задание 12 (У), с взаимооценкой. Составьте план для пересказа, выберите интонацию и перескажите «Сказку о серебряном соколе» от лица Солдата. _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _____ Задание 13 (У) Составьте и напишите волшебную сказку так, чтобы были использованы композиция, признаки и особенности волшебной сказки. *Алгоритм работы с текстом сказки дан в ТК № 7 для 2-го класса. ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ____ 1. Из предложенных пословиц выберите ту, которая соответствует главной мысли «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»: Диагностические задания: а) Не делай другому того, чего себе не желаешь. б) Сила хорошо, а ум лучше. в) И велик - да дик, и мал - да удал. 2. Внесите изменения в план «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»: 1) Ссора. 2) Трудяга бекасик. 3) Дружба Воробья и Ерша. 4) Совет Алёнушки. 5) Общие радости и общие неприятности. 6) Яша разбирает «дело по совести». 3. Выберите из текста «Сказки о серебряном соколе» и напишите: зачин: _________________________________________________жил солдат, служил солдат; народные слова и выражения: _________________путь-дорога, сослужи-ка, здорово, сполнил; слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: ______________солдатик, берёзка, братик; сравнения ________________________________ глаза, как чернины; глаза, как медь; воля серебряная Диагностические задания к разделу «Литературная сказка» Блок А. Обработка и пересказ народных сказок. В. Даль, В. Одоевский Задание 3 (У), с взаимопроверкой. Допишите предложение: Сказки, придуманные народом, называются___________________________________________________ Собирателями народных сказок были________________________________________________________ Автором сказки может быть_________________________________________________________________ В. Даль «Девочка Снегурочка». Задание 6 (У) Проведите исследование содержания сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» и запишите результаты в таблицу. Особенности сказки Зачин Концовка Песенные вставки Троекратные повторы Чудесные превращения Помощники В. Даль «Девочка Снегурочка» ___________________________________________ ___________________________________________ _ ___________________________________________ ___________________________________________ _ ___________________________________________ ___________________________________________ _ Проведите исследование образа Снегурочки из сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» и запишите результаты в таблицу. Особенности героя Особенности внешности Особенности характера Отношение к другим героям Задание 7 (У) Девочка Снегурочка ____________________________________________ ____________________________________________ _ ____________________________________________ _ Составьте и напишите фразу-конструкт: Сказка В. Даля «Девочка Снегурочка»» имеет элементы народной сказки, потому что ________________ _________________________________________________________________________________________ _ Девочка Снегурочка в произведении В. Даля показана___________________________________________ ____________________________ ____________________________ Задание 10 (У), с взаимопроверкой. Проведите исследование содержания произведений «Снегурочка» и «Девочка Снегурочка» и запишите результаты в таблицу. Параметры сравнения Снегурочка Автор (известен или неизвестен) Вид сказки ____________________________ _____________________________ Главная мысль сказки ____________________________ _____________________________ Герои ___________________________ _____________________________ Особенности композиции ____________________________ _ Девочка Снегурочка Превращения ____________________________ Повторы событий ____________________________ _ _____________________________ _ Уход героя из дома ____________________________ _ _____________________________ _ Конец сказки ____________________________ _____________________________ Внешность Характер Особенности героя ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ _ ____________________________ _ ____________________________ ____________________________ ____________________________ _ Отношение к другим героям ____________________________ _ _____________________________ _____________________________ _ _____________________________ _ _____________________________ _ ____________________________ _____________________________ _ _____________________________ _ _____________________________ _ _____________________________ _ Отношение автора к героям ____________________________ ____________________________ Задание 11 (У), с самопроверкой и взаимооценкой. Составьте и напишите фразу-конструкт: а) Главное отличие народной сказки «Снегурочка» от сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» заключается в том, что автор в тексте ____________________________________________________________________ б) Различия народной сказки «Снегурочка» и авторской сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» заключаются в том, что каждая сказка имеет__________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _ Задание 12 (У) Учебник, ч. 2, с. 70, с самооценкой. Из предложенных пословиц выберите те, которые соответствуют главной мысли народной сказки «Снегурочка» и авторской сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» а) Яблоко от яблони недалеко падает. б) Не построй семь церквей, а пристрой семь детей. в) Всяк правду ищет, да не всяк её творит. г) Друг за друга держаться - ничего не бояться. В. Одоевский «Мороз Иванович». Задание 15 (У), с самопроверкой. Проведите исследование содержания сказки «Морозко» и произведения В. Одоевского «Мороз Иванович», определите признаки народной и авторской сказок и их особенности. Параметры сравнения Автор сказки Вид сказки Главная мысль «Мороз Иванович» «Морозко» ____________________________ ____________________________ ___________________________ ___________________________ Признаки сказки Волшебные герои Волшебные предметы ____________________________ Превращения _ _____________________________ Причина ухода из дома Испытания Награда Особенности композиции ____________________________ _____________________________ ____________________________ _ ___________________________ ____________________________ _ _____________________________ _ Повторы событий (троекратные) ____________________________ ____________________________ _____________________________ _____________________________ Герой Особенности героя Внешность Характер Отношение к другим героям Отношение автора ____________________________ _____________________________ ____________________________ _____________________________ _ ____________________________ _ ____________________________ ____________________________ _ ____________________________ _ _____________________________ ____________________________ _____________________________ _____________________________ _ Задание 16 (У) Учебник, ч. 2, с. 76, с самооценкой. Составьте сложный план пересказа сказки «Мороз Иванович» и перескажите её подробно**. Задание 17 (У) Из предложенных мудрых высказываний выберите то, которое, по вашему мнению, отражает тему сказки «Мороз Иванович» и «Морозко» а) Труд избавляет человека от трёх главных зол: скуки, порока и нужды. б) Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. в) Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. г) Благополучие рождает друзей, несчастие их испытывает. Задание 18(У) Выберите героя народной сказки «Морозко» или авторской сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», который вам особенно понравился, и составьте фразу- конструкт: Я хотел(а) бы быть похожим(ей) на ________________________ , потому что _______________________ _________________________________________________________________________________________. Диагностические задания: 1. Определите фамилии авторов и подчеркните тех, кто собирал и обрабатывал сказки: В. Даль, Н. Носов, В. Одоевский, С. Маршак, И. Крылов, Л. Толстой. 2. Составьте и напишите фразу-конструкт: В. Даль изменил конец сказки «Снегурочка», потому что_______________________________________ ______________________________________________________________________________________ 3. Закончите предложение: Авторское отношение к герою произведения можно определить по_____________________________ _______________________________________________________________________________________ Блок Б. Авторская сказка. Д. Мамин-Сибиряк, Ю. Коваль Задание 3 (У), с взаимопроверкой. Проведите исследование «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» и запишите результаты в таблицу. Параметры исследования «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» Автор Вид сказки Главные герои __________________________________________ Испытания (беда) Повторы Награда Особенности композиции ___________________________________________ Составьте и напишите фразу-конструкт: «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» - это сказка о животных, потому что_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Задание 4 (У), с взаимопроверкой. Проведите исследование «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» и запишите результаты в таблицу. Ёрш Особенности героев сказки Воробей Параметры сравнения Внешность героя Характер героя Отношения с другими героями ____________________________ _ ____________________________ _ __________________________ __________________________ Отношение автора к герою Допишите предложения: Главные герои сказки Воробей и Ёрш обладают такими человеческими качествами, как_____________ _________________________________________________________________________________________ _ Автор «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» хотел научить читателей ____________ ________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Сообщение учителя Алгоритм описания образа литературного героя Чтобы описать образ литературного героя, надо: 1. Определить героя произведения. 2. Описать внешность героя, опираясь на текст произведения. 3. Описать настроение героя, его речь и характер по поступкам, используя текст произведения. 4. Описать отношение героя к другим персонажам произведения. 5. Описать поступки героя, которые вам особенно нравятся. 6. Описать отношение автора к герою, используя фрагменты текста. Например: Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». 1. Герой - трубочист Яша из произведения Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про 2. Молодой бесстрашный паренёк, любит сидеть на краю трубы или на коньке дома. 3. Яша весёлый - во время работы напевает песенки. Разговаривает со всеми по-доброму: «Ну, братцы, что расшумелись?»; посмеивается над Ершом и Воробьём: «Ты птица? Значит, живёшь в небе, я так говорю?» Яша трудолюбивый - всё время печки чистит, неунывающий - уронил краюшку хлеба в воду и не жалуется. 4. Трубочист Яша доброжелательный, заботливый, миролюбивый. Он дружит с 5. Трубочист Яша справедливый - по совести разбирал ссору между Воробьём 6. Автор относится к Яше с уважением за его трудолюбие и справедливость. Воробьём, кормит его хлебными крошками. Яша хотел помирить Воробья и Ерша. и Ершом и вынес честное решение. Изображает его позитивным: Яша сидит на бережку, всем довольный, и смеётся. Образ литературного героя трубочиста Яши: молодой, весёлый, доброжелательный, заботливый, миролюбивый, справедливый, позитивный. Задание 6 (У), с взаимооценкой. Выберите героя «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» и опишите его образ, используя алгоритм. Задание 7 (З) Составьте сложный план пересказа и перескажите сказку от лица Алёнушки. _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ ____ Задание 8 (У) Напишите свою сказку о дружбе животных. _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _______ Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе». Задание 11 (У) Творческая тетрадь, с. 53. Составьте рассказ о Солдате, используя алгоритм. Задание 12 (У), с взаимооценкой. Составьте план для пересказа, выберите интонацию и перескажите «Сказку о серебряном соколе» от лица Солдата. _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _____ Задание 13 (У) Составьте и напишите волшебную сказку так, чтобы были использованы композиция, признаки и особенности волшебной сказки. *Алгоритм работы с текстом сказки дан в ТК № 7 для 2-го класса. ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ____ 1. Из предложенных пословиц выберите ту, которая соответствует главной мысли «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»: Диагностические задания: а) Не делай другому того, чего себе не желаешь. б) Сила хорошо, а ум лучше. в) И велик - да дик, и мал - да удал. 2. Внесите изменения в план «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»: 1) Ссора. 2) Трудяга бекасик. 3) Дружба Воробья и Ерша. 4) Совет Алёнушки. 5) Общие радости и общие неприятности. 6) Яша разбирает «дело по совести». 3. Выберите из текста «Сказки о серебряном соколе» и напишите: зачин: ____________________________________________________________________________________ народные слова и выражения: _______________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _ слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: ___________________________________________ ________________________________________________________________________________________ сравнения _______________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс. М.: ВАКО, 2017

Ответы к стр. 28 – 30

9. Прочитай полное название сказки. Что ты из него можешь узнать?

Из заголовка можно узнать о героях сказки . (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди”)

10. Докажи, что это сказка. Найди в ней признаки сказки. Напиши.

Есть устойчивые эпитеты и выражения, троекратные повторы, чудеса и чудесные превращения, добро побеждает зло .

11. В этой сказке отсутствует зачин. Как ты думаешь, почему? Допиши.

Это говорит о том, что действие происходит здесь, рядом, на Русской земле .

12. По ходу работы над сказкой составь два списка героев.

13. Перечисли героев сказки, которых можно назвать нейтральными (то есть не положительными и не отрицательными).

Корабельщики, гонец, 33 богатыря .

14. Выбери героя сказки и дай ему характеристику по следующему плану.
1. Имя героя и кем он является.
2. Где живёт этот герой.
3. Внешность и характер героя.
4. Поступки героя и их оценка.
5. Отношение автора к герою.
6. Твоё отношение к герою.

Князь Гвидон - сын царя Салтана. Живёт на чудном острове. Прекрасный, сильный, смелый, отважный юноша. Он защищает слабых (спас Царевну Лебедь от коршуна), справедливо правит в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду: чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту. Мне нравится Гвидон тем, что он очень целеустремлённый.

15. Прочитай русские пословицы. Объясни их смысл.

Зависть прежде нас родилась. Зависть всегда была и будет.

Завистливый злее волка голодного. П ословица предостерегает от завистливых людей, как наиболее злых и опасных.

Где несчастье, там зависти нет. Люди огорчаются только успеху и благополучию другого.

Где счастье плодится, там и зависть родится. Успех ближнего порождает зависть.

16. Как ты понимаешь эти выражения? Объясни.

Чёрная зависть – завидовать другому человеку «по-злому». Поведение ткачихи, поварихи с сватьей бабой Бабарихой – классический пример чёрной зависти.

Белая зависть – завидовать «по-доброму», т.е осознанно не желать и не делать ближнему зла.

17. Какую роль сыграла зависть в сказке? Напиши.

Царь облагодетельствовал всех трёх девиц, которые “пряли под окном”, но одну – больше остальных. Именно зависть двух других едва не обернулась трагедией для царевны и её новорожденного сына. Но нет худа без добра. Бочка, брошенная в море, приплыла к чудному острову, где князь обрёл истинное счастье.

Произведение «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» было написано известным русским писателем Михаилом Евграфовичем Салтыковом-Щедриным в 1869 году. К этому времени сатирика уже отправляли в ссылку за вольнодумие, но и после возвращения из неё Салтыков-Щедрин писал довольно смелые для того времени произведения. Опубликовать повесть в России удалось с большим трудом, преодолевая запреты цензуры. Благодаря стараниям И. С. Тургенева произведение Салтыкова-Щедрина уже в 1881 году было издано в Париже на французском языке.

Несмотря на то, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» присутствуют фантастические элементы, это произведение относится к литературному направлению реализм . Одним из любимых жанров Салтыкова-Щедрина была сказка , и писатель создал удивительные произведения, в которых присутствует волшебство. Но это действительно уникальные повести: в них автор обличает истинную сущность помещиков своего времени, насмехается над их неприспособленностью, обнажает сущность такого социального явления, как взяточничество. Поэтому «Сказки для детей изрядного возраста» считаются реалистическими . Если до Салтыкова-Щедрина писатели обращались к сказкам, чтобы уйти от действительности в фантастический мир, то этот грандиозный сатирик показывает окружающий мир без прикрас. Эту мрачную действительность сглаживает лишь сказочный стиль написания.

Композиция произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» очень похожа на композицию большинства народных сказок. Она состоит из трёх элементов: сказочный зачин «Жили да были» , предвещающий развитие фантастических событий; кульминация , то есть, встреча генералов с мужиком; развязка , «счастливый» конец, в котором генералы получают большую сумму денег, а мужик – рюмку водки да пятак серебра. Автор, иронизируя, отмечает жизненную несправедливость: власть, не ударившая палец о палец, купается в золоте, тогда как простой народ, выполняющий всю работу, остаётся ни с чем.

В сказке можно условно выделить две сюжетные линии : до появления мужика и после. В первой линии Салтыков-Щедрин раскрывает образы генералов . Мы видим, что герои схожи, но автор всё равно наделил каждого из них особенным характером: если первый генерал просто глуп и ленив, то второй ещё и груб. Этот факт указывает на замысел автора: изобразить генералов, как типичных людей, имеющих власть, но при этом не безликими существами.

Во второй сюжетной линии центральное место занимает образ мужика, а также взаимоотношения между ним и генералами. Писатель противопоставляет мужицкие старания лени и беспомощности людей, находящихся выше его по званию.

Проанализировав основные сюжетные линии сказки, можно утверждать, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» показаны два противоположных социальных слоя: народ и власть. Во взаимоотношениях этих двух лагерей и заключена главная проблема произведения.

Второй лагерь представлен двумя генералами, которые всю свою жизнь прослужили «в какой-то там регистратуре» , «ничего не понимали» и ничего не умели. Салтыков-Щедрин с первых строк произведения начинает высмеивать представителей власти с их непомерной гордостью и при этом чрезвычайной неприспособленностью. Создаётся образ исключительно отрицательных персонажей, эгоистичных и ленивых. Автор специально не наделяет их именами, чтобы показать типичность таких интеллигентов.

В первый же лагерь автор помещает всего одного героя: безымянного мужичка, который безмолвно подчиняется всем приказам генералов. Писатель наделяет его сказочными способностями: то он делает силок из собственных волос, то печет провизию на костре, созданном из двух кусочков дерева. Салтыков-Щедрин подчёркивает, что как бы генералы не ругали его, мужик никогда не говорил слова поперёк. Автор с грустью рисует литературный образ трудолюбивого народа , который привык беспрекословно подчиняться властным лицам.

Почему же Салтыков-Щедрин выбрал жанр сказки , хотя он ставит в произведении такие сложные темы, как социальное неравенство, злоупотребление властью, жизненная несправедливость? Таким образом писатель обходил строгие законы цензуры. Если бы Салтыков-Щедрин попробовал опубликовать свои мысли в рамках публицистической статьи, то его бы немедленно отправили в повторную ссылку. Таким образом, написание сказок, под которыми скрыта ужасающая действительность, помогло ему иносказательно выразить своё отношение к важнейшим проблемам того времени, сделало его новатором в области русской реалистической прозы.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - это сатирическая сказка , в которой поднимаются важнейшие проблемы, не потерявшие своей актуальности и в наше время.

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», краткое содержание

Сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» основан на фольклорных традициях. Однако нужно отметить существенное различие между народными сказками и произведением великого русского поэта. Сказки представляют собой повествование, в котором проявление личного отношения рассказчика к героям сведено до минимума. Мы без труда поймем, кто в сказке является отрицательным персонажем, а кто — положительны. Позиция же рассказчика — это взгляд наблюдателя, который преимущественно констатирует факты.

Иную позицию по отношению к персонажам своей поэмы занял Пушкин: он не просто рассказывает об их приключениях, он живо сочувствует испытаниям, выпавшим на долю Руслана и Людмилы, посмеивается над трусостью Фарлафа, искренне радуется торжеству Руслана над Черномором... Авторская позиция в поэме выражена достаточно ярко. Рассмотрим, как именно она проявляется.

Симпатии автора к главным героям настолько сильны и несомненны, что отголоски пушкинского участия к ним можно обнаружить даже в «Евгении Онегине», когда поэт обращается к читателям: «Друзья Людмилы и Руслана!», «Моя прекрасная Людмила», «Что будет с бедною княжной!» То и дело в тексте поэмы встречаются несомненные признаки авторского восхищения главной героиней и живейшего беспокойства за ее дальнейшую судьбу. Пушкин недвусмысленно дает нам понять, насколько дорога его сердцу княжна Людмила:

Ах, как мила моя княжна!
Мне нрав ее всего дороже:
Она чувствительна, скромна,
Любви супружеской верна,
Немножко ветрена... так что же?
Еще милее тем она.

Однако искреннее восхищение не исключает и легкой иронии, которая, впрочем, нисколько не умаляет достоинств княжны и авторских симпатий к ней:

«... Не стану есть, не буду слушать,
Умру среди твоих садов!»
Подумала — и стала кушать.

«Мой витязь», «герой», «храбрый князь», «доблестный Руслан» — такими эпитетами награждает Пушкин супруга княжны, который ищет свою возлюбленную, невзирая на опасности и испытания. Преклонение перед верностью и доблестью Руслана, сочувствие к страданиям возлюбленного, внезапно потерявшего суженую, неоднократно звучит в поэме:

Что делаешь, Руслан несчастный,
Один в пустынной тишине?
Людмилу, свадьбы день ужасный,
Все, мнится, видел ты во сне.

Повествуя о приключениях Ратмира, одного из соперников Руслана, очутившегося в замке дев-волшебниц и позабывшего о Людмиле, Пушкин сравнивает легкомыслие этого претендента на руку княжны с постоянством Руслана, делая благоприятный вывод в пользу последнего:

Руслан нас должен занимать,
Руслан, сей витязь беспримерный,
В душе герой, любовник верный.

Но вот что интересно: не только отважного Руслана, но и трусливого, бесчестного Фаралафа автор именует доблестным. В чем тут дело? По контексту легко догадаться, что в случае с Фарлафом это слово употреблено с иронией, ведь Пушкин называет Фарлафа доблестным непосредственно перед тем, как тот в ужасе удирает от разъяренного Рогдая и падает в грязный ров.

Рогдай к оврагу подлетает;

Жестокий меч уж занесен;
«Погибни, трус! умри!» — вещает...
Вдруг узнает Фарлафа он;
Глядит, и руки опустились...
... Герой, с поникшею главою
Скорей отъехав ото рва,
Бесился... но едва, едва
Сам не смеялся над собой.

Комизм ситуации и в самом деле очевиден, ведь Рогдай не воспринимал Фарлафа всерьез, а намеревался убить Руслана. Поначалу Рогдай и думал, что видит перед собой Руслана, лишь присмотревшись, он понял свою ошибку.

А перед этим трагикомическим фрагментом автор рассуждает о любовном соперничестве, как о бесполезном явлении: девушка сама выберет того, кто ей по сердцу, а остальным претендентам на ее расположение «сердиться глупо и грешно». Дальнейшим развитием сюжета автор подтверждает эту идею: злобно-мрачный Рогдай погиб на поединке с Русланом, трусливый Фарлаф запятнал себя позорным преступлением, и лишь Ратмир, нашедший себе подругу по душе, не только способен дружески отнестись к Руслану, но и сам чувствует себя счастливым.

Все значимые события, о которых идет речь в поэме, практически немедленно вызывают эмоциональный отклик автора. Так, повествуя о таинственном исчезновении Людмилы, похищенной Черномором, и о душевном состоянии Руслана, автор как бы ставит себя на место героя, пытаясь представить, чтобы чувствовал он сам в подобной же ситуации:

Но после долгих, долгих лет
Обнять влюбленную подругу,
Желаний, слез, тоски предмет,
И вдруг минутную супругу
Навек утратить... о друзья,
Конечно, лучше б умер я!

В своей поэме Пушкин и выражает негативные эмоции, вызванные необходимостью рассказывать о поступках трусливого Фарлафа, сначала бездействовавшего, целиком положившись на ведьму Наину, а затем подло убившего спящего Руслана и похитившего Людмилу:

Зачем я должен для потомства
Порок и злобу обнажать
И тайны козни вероломства
В правдивых песнях обличать?

Поэт признается, что гораздо охотнее он бы рассказывал о героических подвигах, о верной любви и дружбе, а не о гнусных замыслах и деяниях. Но, как говорится, «из песни слова не выкинешь». Именно на противостоянии положительных и отрицательных персонажей строятся сюжеты большинства сказок. Зато и кончается поэма так, как положено сказке: обращаясь к читателю, Пушкин указывает на то, что такой финал легко предугадать — Зло побеждено, Добро торжествует, и автор искренне радуется за своих любимых героев. Обратим внимание и еще на одну особенность. При знакомстве с текстом поэмы бросается в глаза, что Пушкин пишет о своих героях, как о близких знакомых. В самом начале произведения поэт вводит традиционную формулу, которая в народных сказках обычно стоит в финале: «И я там был, и мед я пил». Но не только мотив участия в пиршестве сказочных героев звучит в поэме Пушкина, и не случайно поэт рассказывает о Руслане и Людмиле так, как о своих знакомых. Тесные взаимоотношения с волшебным миром сказок, личное знакомство со сказочными персонажами обозначаются благодаря образу ученого кота — хранителя народной мудрости, знатока «преданий старины глубокой»:

И я там был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.

Что ж, настоящий поэт всегда свой в Волшебной Стране...

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры