Скачать презентацию на тему рахманинов. Презентация по музыке на тему "сергей васильевич рахманинов

Главная / Любовь

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Презентацию на тему "Сергей Васильевич Рахманинов" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайд(ов).

Слайды презентации

https://cloud.prezentacii.org/15/10/43704/images/thumbs/screen2.jpg" alt="Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным. Мать, Любовь" title="Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным. Мать, Любовь">

Слайд 2

Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ― дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова.

Слайд 3

Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву.

Слайд 4

Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич Зилоти, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич Пресман и др). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.

Слайд 5

В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера - «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.

Слайд 6

Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр - А. К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и - главным образом - из-за новаторской сущности музыки. По мнению А. В. Оссовского, определённую роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя оркестра во время репетиций. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни. В течение 1897-1901 годов Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра, доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса.

Слайд 7

1 ноября 1918 года вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926-1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918-1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

Слайд 8

Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, - Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.

Слайд 2

Отец композитора Василий Аркадьевич Рахманинов
Мать – Любовь Петровна Рахманинова (урожденная Бутакова)
Сергею два года
Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по н.ст.) 1873 года в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии (Россия)
Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ― дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова.

Слайд 3



Герб рода Рахманиновых
Родословная Рахманиновых восходит к молдавскому господарю Стефану III Великому или Святому Штефану, канонизированного Румынской православной церковью в 1992 году. Внук Стефана Великого – Василий носил прозвище «Рахманин»
Родословная Рахманиновых восходит к молдавскому господарю Стефану III Великому или Святому Штефану, канонизированного Румынской православной церковью в 1992 году. Внук Стефана Великого – Василий носил прозвище «Рахманин»
Стефан III Великий (1429 - 1504) - господарь, один из самых видных правителей Молдавского княжества. Правил страной в течение 47 лет. На протяжении всего этого срока боролся за независимость Молдавского княжества, для чего проводил политику укрепления центральной власти, подавлял боярскую оппозицию. Успешно противостоял более сильным соперникам - Османской империи, Польше, Венгрии. Благодаря талантам Стефана Великого как полководца, дипломата и политика, Молдавское княжество смогло не только сохранять независимость, но и стало значительной политической силой в Восточной Европе.
Родословная Рахманиновых восходит к молдавскому господарю Стефану III Великому или Святому Штефану, канонизированного Румынской православной церковью в 1992 году. Внук Стефана Великого – Василий носил прозвище «Рахманин»

Слайд 4

Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, учился игре на фортепиано у Джона Филда и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге.
Джон Филд - (англ. John Field, 1782, Дублин - 1837, Москва) - ирландский композитор, исполнитель – виртуоз. Большую часть жизни провёл в в России

Слайд 5

Интерес Сергея Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры (в четыре года) на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демянского.
Софья Александровна Бутакова – бабушка композитора
Летние месяцы в детстве чаще всего Сережа проводил у бабушки в новгородском имении, где он отдыхал и посещал вместе с нею храмы и церкви
р. Волхов

Слайд 6

Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, предпочитая занятиям музыкой времяпрепровождение на катке или катаясь на конках. На семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву
Московская консерватория
Н.С. Зверев

Слайд 7

Несколько лет провел Рахманинов в московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Зилоти, Константин Игумнов, Арсений Корещенко, Матвей Пресман и др).
Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта, высоко оценив его первую одноактную оперу «Алеко» (дипломный проект)

Слайд 8

В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С.И. Танеева и А.С.Аренского начал заниматься композицией. В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А.И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью
Класс А. Аренского, крайний слева – А. Скрябин, крайний справа – С. Рахманинов)
А.И. Зилоти
С.И. Танеев
А.С. Аренский

Слайд 9

1
2
3
На схеме: Елизаветинский женский институт Дворянский женский институт имени ордена Святой Екатерины Мариинское женское училище
В возрасте 20 лет, из-за нехватки денег, С.В. Рахманинов стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, где преподавал в течение нескольких лет, а также инспектором в Елизаветинском и Екатерининском женских институтах

Слайд 10

Московская частная опера
В 1897 году - Сергей Васильевич становится дирижёром Московской русской частной оперы известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова, где проработал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы
Савва Мамонтов

Слайд 11

Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр - А. К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и - главным образом - из-за новаторской сущности музыки. Это событие послужило причиной серьёзного нервного срыва и болезни. В течение 1897-1901 годов Рахманинов не мог сочинять, и лишь с помощью опытного врача Николая Даля, он смог выйти из творческого кризиса (1904).

Слайд 12

Сезон 1982 - 93 гг. стал началом артистического пути Рахманинова. Он выступает в концертах в Москве, Харькове и других городах. Смерть П.И. Чайковского 25 октября 1893 года была большим ударом для Рахманинова. Он пишет «Элегическое трио», посвятив его памяти Петра Ильича Чайковского
Весной 1899 года состоялась первая концертная поездка С.В. Рахманинова за границу в Англию. На первые годы нового столетия приходится начало новой главы в летописи жизни и творчества Рахманинова. Великий музыкант испытывает мощный прилив творческих сил, наступает расцвет его гениального таланта композитора, пианиста, дирижера. Рахманинов создает новые произведения, выступает в концертах в Вене, Москве, Петербурге и провинции
В поездке по Грузии. Встреча русских и грузинских композиторов
Весной 1899 года состоялась первая концертная поездка С.В. Рахманинова за границу в Англию. На первые годы нового столетия приходится начало новой главы в жизни и творчестве С.В. Рахманинова. Он испытывает мощный прилив творческих сил, наступает расцвет гениального таланта композитора, дирижера и исполнителя. Рахманинов создает новые произведения, выступает в концертах в Вене, Москве, Петербурге и провинции

Слайд 13


К.С. Станиславский
А.П. Чехов
А.И. Куприн
С Федором Шаляпиным
А.М. Пешков (Максим Горький)
С И.А. Буниным Рахманинов познакомился в Ялте в 1900 году, позже, уже в эмиграции, в 1924 году они возобновят встречи
К.А. Сомов гостил у Рахманиновых в Америке в 1925 году, позже принимал семью композитора у себя на даче в Гранвилье (Нормандия) и закончил работу над портретом композитора в Корбевиле
В мамонтовском театре произошла встреча Рахманинова с Ф.И. Шаляпиным, с которым композитор поддерживал дружеские отношения всю жизнь. Летом 1898 года Рахманинов с артистами Русской частной оперы приезжает в Крым, где встречается с А.П. Чеховым и А.И. Куприным
В мамонтовском театре произошла встреча Рахманинова с Ф.И. Шаляпиным, с которым композитор поддерживал дружеские отношения всю жизнь. Летом 1898 года Рахманинов с артистами Русской частной оперы приезжает в Крым, где встречается с А.П. Чеховым и А.И. Куприным

Слайд 14

В связи с частыми концертными выступлениями и дирижерской деятельностью творческая деятельность Рахманинова сокращается. Борьба между тремя специальностями красной нитью проходит через всю его музыкальную жизнь. В 1902 году Рахманинов женится на своей двоюродной сестре Н.А. Сатиной и отправляется в свадебное путешествие в Италию, Швейцарию, Германию. Но, как всегда, возвращается в Ивановку

Слайд 15

14 марта 1903 года в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, а 21 июня 1907 года - Татьяна
С дочерью Ириной
С Татьяной в «Мерседесе». Ивановка. 1914
Ивановка

Слайд 16

В период с 1890 года по 1917 год он почти каждую весну, лето, а часто, и осень проводил в Ивановке, имении родственников Сатиных, находившемся в Тамбовской губернии. Ивановка, маленькая деревня, затерявшаяся в степных далях, была тогда одним из замечательных очагов русской музыкальной жизни. Эта традиция продолжается и сейчас

Слайд 17

Афиша 18 мая - Международный день музеев Сиреневая ночь в Ивановке! 18-00 Парад частушечников 19-00 Открытие художественной выставки "Мое счастье в сирени живет" (усадебный дом) 20-00 Поет заслуженная артистка России Наталья Свиблова (сопрано) (веранда усадебного дома) 21-00 Играет лауреат Международных конкурсов Андрей Шибко (фортепиано, г.Москва) (сцена зеленого театра) "Сиреневая керамика" - выставка-продажа сиреневых сувениров(беседка у усадебного дома) 22-00 Играет струнный квартет "Элегия" (г.Воронеж, веранда усадебного дома) 23-00 Поет лауреат Международных конкурсов Денис Стаценко (баритон, г.Киев) (веранда усадебного дома) 24-00 Эстрадная программа «Ритмы весенней ночи!» и « Джаз!!! Джаз!!! Джаз!!! 1-00 Эксклюзивная экскурсия "Тайны старой усадьбы" 1-40 Огненное шоу (сцена зеленого театра)
2013

Слайд 18

Начиная с 1906 года, Рахманинов, расставшись с Большим театром, проводит три зимних сезона в Дрездене. Посвятив большую часть времени композиторской деятельности, он, тем не менее, дает концерты и в Европе, и в России как дирижер, и как пианист. Осенью 1909 года Рахманинов впервые посещает Америку, где выступает концертами. На пороге 1910-х годов в творчестве С.В. Рахманинова находят отражение ощущения назревавших внутренних сдвигов в русской жизни. Кроме плодотворной композиторской деятельности и частых выступлений в концертах, Рахманинов принимает деятельное участие в Российском музыкальном издательстве, созданном в Дрездене в 1885 году Митрофаном Петровичем Беляевым

Слайд 19

Разразившуюся мировую войну 1914 - 1918 гг. Рахманинов воспринимает как тяжелейшее испытание для России. С первого же "военного сезона" Сергей Васильевич стал постоянно участвовать в благотворительных концертах. В то же время он проводит серию концертов в память А.Н. Скрябина (1915)
А.Н. Скрябин (1872 – 1915)

Слайд 20

Октябрьская революция была встречена композитором с тревогой. По его мнению, в связи с ломкой всего строя, артистическая деятельность в России могла прекратить свое существование на многие годы. Поэтому, в декабре 1917 года, выехав на гастроли в Швецию вместе с семьей, С.В. Рахманинов уже больше не возвращался в Россию. В течение нескольких месяцев Рахманинов концертировал в Скандинавии, обосновавшись с семьей в Дании. В ноябре 1918 года Рахманиновы переехали в Америку и поселились в Нью-Йорке

Слайд 21

Давая концерты в Америке и в Европе, Рахманинов достиг прочного артистического и материального благополучия, но не обрел утраченного при отъезде из России душевного покоя. В течение многих лет он оказывал помощь сотоварищам по профессии, проводил благотворительные концерты. В 1923 году стал почетным директором Русской консерватории в Париже, основанной Н.Черепниным. Наконец, справившись с душевными, физическими и творческими проблемами, в 1926 году С.В. Рахманинов вернулся к композиторской деятельности

Слайд 22

В 1930 году С.В. Рахманинов приобретает участок земли в Швейцарии. С весны 1934 года Рахманиновы прочно обосновываются в этом имении, которое было названо «Сенар» (Сергей, Наталия Рахманиновы) и напоминало композитору об Ивановке. Здесь он прожил творчески плодотворную пору своей зарубежной жизни. Опасаясь за жизнь семьи, Рахманинов в 1939 году покидает Швейцарию и уже никогда не вернется в «Сенар», поселившись вначале в Нью-Йорке, а в последние годы – в Биверли - Хиллс
Бюст в «Сенаре»

Слайд 28

Список произведений Оперы – Алеко (1893, Москва) Скупой рыцарь Франческа да Римини (обе – 1904, постановка 1906, Москва) для солистов, хора и оркестра – кантата Весна (1902), поэма Колокола (1913) для оркестра – 3 симфонии (1895, 1907, 1936), фантазия Утёс (1893), Остров мёртвых (1909), Симфонические танцы (1940) и др. для фортепиано с оркестром – 4 концерта (1891, 2-я редакция 1917; 1901; 1909; 1926, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини (1934); камерно-инструментальные ансамбли, в т. ч. Элегическое трио (Памяти великого художника, 1893) для фортепиано – сонаты, музыкальные моменты, этюды-картины, прелюдии и др. 2 сюиты для 2 фортепиано хоры (с оркестром, с фортепиано) хоры a cappella – Литургия Иоанна Златоуста Всенощное бдение романсы транскрипции и переложения

Почему я выбрала такую тему?
Я хочу рассказать о романсах С.В.Рахманинова. Немного размышлений и музыки. Почему я выбрала эту
тему? Потому что в романсах - вся жизнь, вся трепетность, вся душа человека. Романсы Рахманинова, я
выбрала потому, что они мне по душе, и они были первыми романсами, которые я пела в своей жизни, до этого
романсы я не пела. Я не понимала их глубину и проницательность, в сочетании с легкостью, которая понятна
любому человеку. Именно романс так тонко проникает внутрь тебя, как бы задевая твои струны души и звуча
с ней в унисон.
Чувственность романсов Рахманинова является изюминкой автора. Это всегда песня - правдивости, песня -
вздох. Главное в романсах Рахманинова это - интонация, такая сложная и простая, такая понятная, но
зовущая к размышлению. И всегда напевная, очень доверительная, и если бы не было этой душевности
чувственности и простоты, то и пропала бы вся их прелесть.

Для начала я думаю надо бы вспомнить, а кто такой Рахманинов?
Рахманинов Сергей Васильевич (1873 – 1943) – русский композитор,
дирижер, пианист, представитель направления символизм в музыке.
Объединил в своем творчестве принципы петербургской и московской
композиторских школ.
Рахманинов писал:
«Меня очень вдохновляет поэзия.
После музыки я больше всего люблю поэзию.
… У меня всегда под рукой стихи.
Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много
музыки.
Они - как сёстры-близнецы.»

Всё о романсе. Происхождение.
Рома́нс (фр. romance) -небольшое музыкальное сочинение для голоса в
сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического
содержания
Знаете ли вы что слово «романс» к нам пришло из Испании? Их пели там
певцы - трубадуры на родном романском языке. Сборники песен
назывались «романсеро». Потом и к нам пришли романсы. Появились
бытовые романсы, цыганские романсы, конечно же, классические,
актерские и некоторые другие.

Романс - это старинный жанр.
История его уходит корнями в эпоху Средневековья. Сам термин “романс” зародился в
средневековой Испании. В тот период истории появляется жанр светских песен, обычно
это были стихи известных поэтов эпохи романтизма, положенные на музыку и
передававшие глубокие переживания. К слову, на сегодняшний день слова “романс” и
"песня" тождественны во многих языках. Со временем этот музыкальный жанр приобрел
такую популярность, что одиночные произведения стали объединять в целые вокальные
циклы. Символично, что первый подобный цикл создал гений мировой музыки и отец
классики - Бетховен. Его идею подхватили и продолжили не менее известные
музыканты, такие как Брамс, Шуман и Шуберт.

Основные характеристики романса.
Романс - это музыкальное стихотворение, схожее с песней. Но все-таки есть существенные
различия в самом построении произведения. Например, в нем абсолютно отсутствует припев, или,
как его еще называют, рефрен. Хотя практика показывает, что существуют исключения из
правил. Интересно, что романс обычно исполняется соло, реже - дуэтом, и почти никогда - хором.
Особым отличительным признаком этого жанра является его смысловая нагрузка. Его строки
всегда несут в себе некую историю, которая близка как автору, так и его слушателям. Это может
быть автобиографический рассказ о несчастной истории любви, или же размышления автора на
ту или иную жизненную тему.
Романс - это не исключительно меланхолический жанр. Существует множество примеров
сатирических и веселых стихотворных повествований, положенных на музыку.
Романсы - бывают не только вокальными произведения. Есть и инструментальные романсы
без слов. Просто мелодия написанная для какого-то инструмента, как будто человеческий голос её
исполняет. Очень красивые такие романсы у Рахманинова тоже есть.

Немного о русском романсе.
Спустя время, с появлением в домах состоятельных людей музыкальных инструментов, романс просочился и в
русскую культуру. Возможно, это было навеяно духом романтизма, которым было пропитано все начало
девятнадцатого столетия. Он пришелся весьма по вкусу требовательной публике, и его моментально
подхватили такие композиторы, как Варламов ("На заре ты ее не буди") , Гурилёв ("Однозвучно звучит
колокольчик"), Алябьев ("Соловей"). Некоторые из них посчитали нужным внести в русский романс дух свободы и
жизнерадостности и в то же время позволяли исполнителю продемонстрировать свои вокальные данные.
Аккомпанемент здесь - всего лишь фон, но органично связанный со стихотворной основой. Печально, но в
советскую эпоху его культурное развитие приостановилось, так как суровая дисциплина считала, что
идеология, представленная в романсах, пагубно влияет на рабочего советского человека. Старинные романсы не
приветствовались, их тематику посчитали "устаревшей". В тренде были патриотические, народные и
юмористические песни с незатейливой мелодией.
Очень часто спорят, а что в романсе главное? Музыка или стихи? Наверно, такие споры не нужны. Тут все
важно. Именно соединение музыки и стихов и трогательного исполнения и находят у нас такое впечатление.

Вот как говорит сам Рахманинов о романсах.
"Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и
мои взгляды. Моя музыка это плод моего характера, и потому это русская
музыка... У меня нет своей страны. Мне пришлось покинуть страну, где я
родился, где я боролся и перенёс все огорчения юности и где я, наконец, добился
успеха.»
«Что такое музыка?!
Это тихая лунная ночь;
Это шелест живых листьев;
Это отдаленный вечерний звон;
Это то, что родится от сердца
и идет к сердцу;
Это любовь!
Сестра музыки это поэзия,
а мать ее - грусть!»
Рахманинов у рояля, начало 1900-х годов.

С 1892 года по 1911 год Сергей Васильевич Рахманинов написал 83 романса, то есть все
они созданы в российский период его жизни. По популярности они соперничают с его
фортепианными произведениями. Большинство романсов написано на тексты русских
поэтов-лириков второй половины 19 века и рубежа 20 и всего лишь немногим более
десятка на стихи поэтов первой половины 19 века – Пушкина, Кольцова, Шевченко в
русском переводе.
Рахманинов писал: «Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю
поэзию. … У меня всегда под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой
поэзии много музыки. Они - как сёстры-близнецы.»

Мои любимые романсы Рахманинова.
«Сирень» на слова Бекетовой – одна из драгоценнейших жемчужин рахманиновской лирики.
Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой,
замечательным слиянием лирического чувства и образов природы.
Особенно интересно происхождение этого романса. На первые годы двадцатого столетия
пришлось начало новой главы в летописи жизни и творчества Рахманинова. Великий
музыкант испытывал мощный прилив творческих сил. Рахманинов создавал новые
произведения, выступал в концертах в Вене, Москве, Петербурге и провинции, с 1904 года
занял пост капельмейстера Большого театра.

Давняя юношеская дружба с Натальей Сатиной, в доме родителей которой он
жил несколько лет, и с которой провел практически все отрочество, переросла во
взаимное чувство. Именно Наталье Сатиной 20-летний композитор посвятил
романс «Не пой, красавица, при мне».
29 апреля 1902 года Сергей Рахманинов и Наталья Сатина поженились в
небольшой церкви 6-го гренадерского Таврического полка на окраине Москвы.
После венчания, едва заехав домой переодеться, молодожены уехали на вокзал и
взяли билеты в Вену, откуда уехали в свадебное путешествие. Этому
счастливому времени принадлежит романс Рахманинова "Сирень". Автором
стихов, на которые написан романс, является Екатерина Андреевна - старшая
дочь ректора Московского университета профессора А. Н. Бекетова.

По утру, на заре,
По росистой траве,
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду своё счастье искать…
В жизни счастье одно
Мне найти суждено,
И то счастье в сирени живёт;
На зелёных ветвях,
На душистых кистях
Моё бедное счастье цветёт.

Одной из первых исполнительниц романса была А. Нежданова. В своих воспоминаниях она
пишет: «Будучи артисткой Большого театра и выступая в концертах, я обязательно
включала в свои программы романсы Рахманинова: исполняла всеми любимые
вдохновенные романсы “Сирень”, “Здесь хорошо”, “У моего окна”, “Островок” и много
других, таких же прекрасных по своей выразительности, поэтичности и красоте мелодии
произведений».
Романс «Сирень», подобно ряду других, таких как «У моего окна», очень близок эстетике
символизма, хотя и не совпадает с нею полностью. В нем отражается атмосфера
тончайшей душевности, и можно почувствовать, как музыка буквально касается
природы.

Совершенно особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает «Вокализ»,
написанный в 1915 (посвящен великой певице Неждановой). Элементы народного
песенного стиля органично вливаются здесь в мелодику, отмеченную яркой
индивидуальностью. О связи «Вокализа» с русской протяжной песней говорит широта
мелодии, неторопливый характер ее развития, гармонический язык. К числу концертных
произведений относится и «Вокализ» С. Рахманинова.

Представляет интерес история создания произведения. Все романсы ор. 34, в
который входит и «Вокализ», были написаны в июне 1912 года. Известно, что 1
сентября того же года они были проданы издательству А. Гутхейля и уже в
следующем году вышли в свет. Но для завершения работы над «Вокализом»
композитору понадобилось три года, если считать со времени первого наброска
романса, сделанного весной 1912 года.
«Весной 1915 года Рахманинов показал 1-ю редакцию «Вокализа» А. В.
Неждановой. Тогда же, прислушавшись к ее замечаниям, сделал несколько
исправлений карандашом в вокальной партии, занося в партитуру также
исполнительские штрихи и нюансы. Композитору потребовалось еще некоторое
время, чтобы подготовить окончательный вариант нотного текста, который
существенно отличается от первого: одно из отличий состоит в изменении
тональности: es moll на cis moll. «Вокализ» опубликован под старым
издательским грифом А. Гутхейля (1915) с посвящением А. В. Неждановой,
которая 25 января 1916 г. в присутствии автора исполнила его с оркестром С. А.
Кусевицкого. Благодарный композитор подарил певице первый вариант
рукописи. С тех пор в течение восьмидесяти лет автограф находился в
библиотеке А. В. Неждановой (после ее смерти в 1950 г. – Мемориальном музееквартире)».5

Вокализ. Сохранились воспоминания певицы, в которых она рассказывает об этом произведении:
«В последние годы его жизни в Москве я была осчастливлена исключительным вниманием со стороны Сергея
Васильевича: он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ». Это талантливое, прекрасное,
произведение, написанное с большим художественным, вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я
высказала ему своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал:
- Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем
кто-нибудь словами.
Это было так убедительно, серьезно сказано, и я так этим была тронута, что мне оставалось только
выразить ему от всей души свою глубокую благодарность за такое лестное мнение и исключительное
отношение ко мне. «Вокализ» свой до напечатания он приносил ко мне и играл его много раз. Мы вместе с ним,
для более удобного исполнения, обдумывали нюансы, ставили в середине фразы дыхание. Репетируя со мной, он
несколько раз тут же менял некоторые места, находя каждый раз какую-нибудь другую гармонию, новую
модуляцию и нюансы. Затем, после того, как «Вокализ» был оркестрован, я в первый раз спела его с оркестром
под управлением дирижера С. А. Кусевицкого в Большом зале Благородного собрания. Успех Рахманинова как
великого композитора был колоссальный. Я бесконечно радовалась тому, что часть заслуженного успеха
принадлежала также и мне как исполнительнице. Рукопись «Вокализа», которую он мне подарил до концерта, с
тех пор хранится у меня как драгоценное воспоминание о гениальном композиторе».

В романсе «Здесь хорошо» основную суть составляет вокальная интонация,
приходящаяся на эти заглавные слова текста.
Это очень красивый романс. И очень глубокий. Умиротворение красотой и
гармонией мира. Спокойное созерцание и восхищение совершенством природы...И сам
романс очень гармоничен. Он как полотно разворачивается. И льется широко и
свободно, гармонично сочетая голос и фортепиано (написан был именно для
фортепиано). Оркестровые версии этого романса появились позже. И, действительно
его нужно понимать и чувствовать.
Музыка Сергея Рахманинова Слова Г. Галиной (Эйнерлинг Глафира Адольфовна)
Здесь хорошо…
Взгляни, вдали огнем Горит река;
Цветным ковром луга легли,
Белеют облака.
Здесь нет людей…
Здесь тишина…
Здесь только Бог да я.
Цветы, да старая сосна, Да ты, мечта моя!
"Здесь хорошо" исполняли десятки оперных певцов, как мужчин, так и женщин, с
разными тембрами голоса, разной манерой пения.

Конец 90-х годов – время, когда С. Рахманинов испытывал значительные материальные
трудности. Но он сам осознавал, что в таком положении есть и своя польза: «Я тороплюсь для
того, чтобы в известный день получить нужные мне деньги, и, к сожалению, отдать их немедленно
в другие руки, – писал С. Рахманинов в письме к А. В. Затаевичу от 7 декабря 1896 года. – В
каждом месяце у меня несколько дней, в которые я расплачиваюсь за свои прежние грешки. Эта
постоянная денежная потребность, с одной стороны, для меня очень полезна – т. е. я аккуратно
работаю; но, с другой стороны, эта причина заставляет мой вкус быть не особенно разборчивым.
С октября я написал, таким образом, 12 романсов2 <…>».3 Десять лет спустя в другом своем
письме – к А. М. Керзину (от. 51 апреля 1906 года) – С. Рахманинов пояснил: «Затем от 1896 года
до 1900 я ничего не писал. И это объясняется тем впечатлением, которое на меня произвел провал
моей Симфонии в Петербурге. Тот же факт, что я после Симфонии написал 20 штук мелких
вещей,4 объясняется моей вынужденностью уплатить довольно большую сумму денег, которую у
меня украли в вагоне, и которая принадлежала не мне».5
ОСТРОВОК
Из моря смотрит островок,
Его зеленые уклоны
Украсил трав густых венок,
Фиалки, анемоны.
Над ним сплетаются листы,
Вокруг него чуть плещут волны.
Деревья грустны, как мечты,
Как статуи, безмолвны.
Здесь еле дышит ветерок,
Сюда гроза не долетает,
И безмятежный островок
Все дремлет, засыпает.

Многие рахманиновские произведения, ставшие необычайно популярными, подверглись
многочисленным обработкам, начало которым положил сам композитор. Романс
«Островок» не стал исключением. Его переложение для голоса в сопровождении струнного
трио в начале 30-х годов сделал известный российский музыканта Д. Р. РогальЛевицкий. С. Рахманинов дал положительный отзыв о переложениях Д. РогальЛевицкого: «Хочу сказать Вам, что нахожу Ваши переложения вполне приемлемыми и
хорошо сделанными».6

Слова А. Пушкина, Музыка С. Рахманинова
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне

Увы, напоминают мне
Твои жестокие напевы
И степь, и ночь, и при луне черты
Далекой бедной девы!..
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальной.
«С одним из традиционных, широко излюбленных жанров русской классической музыки связан «восточный романс» «Не пой,
красавица» на стихи А. С. Пушкина, привлекавшие к себе композиторов разных поколений, от современников поэта до наших
дней. Вступая в «соревнование» с такими мастерами, как Балакирев и Римский-Корсаков, юный Рахманинов создал
произведение не только не уступающее их музыкальному истолкованию того же поэтического текста, но во многом более
глубокое, яркое и сильное по выражению. Среди разных музыкальных сочинений на слова этого пушкинского стихотворения
романс Рахманинова вполне заслуженно пользуется наибольшей популярностью. Очень выразительно основное тематическое
построение рахманиновского романса с узорчатой, плавно и медлительно нисходящей мелодией, напоминающей
меланхолический восточный напев.
Восточный колорит рахманиновского романса довольно условен. Конкретные жанрово-национальные черты выражены в нем с
гораздо меньшей определенностью, чем, скажем, в романсе Балакирева на тот же текст. Главным для Рахманинова было
лирическое переживание- настроение глубокой печали, сожаления об утраченном, тоски по «жизни иной». Песня грузинки и
пейзажные ассоциации, вызываемые ею, звучат как сквозь дымку далекого воспоминания. Характерно, что основная тема
проходит в большинстве случаев у фортепиано, тогда как вокальная партия строится на экспрессивно заостренных
декламационных интонациях или вторит инструментальной мелодии наподобие подголоска. Необычайная тонкость и
разнообразие взаимоотношений вокального и инструментального начал, достигнутые здесь композитором, способствуют
созданию богатого, психологически сложного и вместе с тем целостного, законченного художественного образа».
Наталье Сатиной 20-летний композитор посвятил романс «Не пой, красавица, при мне».

1 ноября 1918 года вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926-1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918-1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки
.
Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873
года.

Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного
Рахманиным
. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ― дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова
.
Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр - А. К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и - главным образом - из-за новаторской сущности музыки. По мнению А. В. Оссовского, определённую роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя оркестра во время репетиций. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни. В течение 1897-1901 годов Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра, доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса.
Источники информации

wikipedia.org

Рахманинов Сергей Васильевич.
Автор:
Каланда
Сергей
9а класс
МБОУ СОШ
№ 10 г.Новоалтайска
________________________________________
В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И.
Зилоти
) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера - «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.
Рахманинов умер 28 марта 1943 года в
Беверли-Хиллз
, штат Калифорния США, не дожив три дня до своего 70-го дня рождения. Похоронен на кладбище
Kensico

Cemetery
.
Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич
Зилоти
, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич
Пресман
и
др
). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.
Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (меланома). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти
.
Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д.
Орнатская
. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В.
Демянского
. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву
.
Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, - Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры