Смелость и трусость в преступлении и наказании. Какого человека можно считать отзывчивым аргументы преступление и наказание

Главная / Любовь

Приступая к работе над романом, Достоевский писал: "…уничтожить неопределенность, то есть так или этак объяснить все убийство…" Некоторые критик читают, что автору этого сделать не удалось. В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, "наполеонизма", возвышения одного человека над другим. Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние

Главному герою романа.

Все, что послужило мотивами преступления Родиона Раскольникова, построено на глубоких, запутанных противоречиях, в которых нам и предстоит разобраться. Впервые идея вседозволенности появляется у Достоевского на страницах романа "Двойник", и она же раскрывается более глубоко в "Преступлении и наказании". В обоих произведениях показано крушение этой теории. Что же собственно представляет из себя эта теория? По замыслу Раскольникова, есть люди, которым дозволено все. Люди, стоящие выше общества, толпы. Люди, которым дозволено даже убить. И вот Раскольников решает переступить

Черту, которая отделяет этих "великих" людей от толпы. Этой самой чертой становится убийство, убийство дряхлой, мелочной старушонки-ростовщицы, которой уже нечего делать на этом свете (по мыслям Раскольникова, конечно). "Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости", - думает Раскольников.

Избрав роль спасителя человечества, Родион Раскольников стремится "встать" над глупою толпой и силою своей власти сделать то, что он хочет. Но его поступок, наоборот, показывает его бесчеловечность и никчемность. Накануне преступления в трактире он слышит беседу, созвучную его теории - о том, что эту старушонку можно запросто убить и все за это только спасибо скажут. Но в ответ на вопрос: "Убьешь ты сам старуху или нет?" - собеседник отвечает: "Разумеется, нет". Трусость ли это? Для Раскольникова, видимо - да. Но на самом деле… Мне кажется, что это элементарные человеческие нравственные и моральные нормы. "Не убий", - гласит одна из заповедей. Вот через что переступает Раскольников, и именно за это преступление последует наказание.

"Не в том дело, как обосновать преступление, а в том, что недопустимо его обосновывать, как бы то ни было", – размышляет автор над мотивами преступления своего героя. Два слова - "самооправдание" и "самообман" все отчетливее сливаются для Раскольникова по ходу действия романа. Рассказывая о своей статье, в которой Раскольников выдвигает теорию вседозволенности, сначала Порфирию Петровичу, затем Сонечке, когда они уже знают, что именно он совершил убийство, Раскольников как бы пытается оправдать себя. Эта теория была бы интересна и даже занимательна, если бы он не перешел к ее практическому осуществлению. Ведь если сам Раскольников оправдывает свое преступление тем, что старуха-ростовщица приносила только вред людям, что никому она не нужна и жизни она не достойна, то, как быть с убийством ни в чем не повинной Лизаветы, которая просто оказалась на пути осуществления "гениального" плана Раскольникова? Тут-то эта теория и дает первую брешь во время практического исполнения. Именно это губит Раскольникова.

Беда главного героя романа Достоевского заключается в том, что, потеряв в мире нравственной относительности твердые духовные ориентиры, он становится по необходимости на путь ничтожества, прикрывающегося личиной величия. Убийство Лизаветы заставляет задуматься: ведь если случайность может привести к столь трагическим последствиям, то, может быть, корень зла таится в самой этой идее? Не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния. Наказание за содеянное оказывается не менее страшным, чем само преступление - что может быть страшнее страданий и мучений человека, осознавшего свою вину, и полностью раскаявшегося? Успокоение Раскольников находит только в вере, вере в Бога, которую он заменял теорией "сверхчеловека".

Писарев утверждал, что корень преступления Раскольникова в его нищете, но сам Раскольников так объяснял свой поступок Соне Мармеладовой: "Знаешь,.. что я тебе скажу: если б только я зарезал из того, что голоден был, то и теперь бы счастлив был! Знай ты это!". Природа, движущая идеей героя "Преступления и наказания" по признанию его самого: "не рассудок, так бес". Проблемы, поставленные Достоевским, остры и актуальны и в наше время. Основной его идеей, на мой взгляд, является то, что общество, построенное на сиюминутной выгоде, на делении людей на "нужных" и "ненужных", общество, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов - убийству, не может быть нравственным и никогда люди не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе. Ведь принцип, через который пытался переступить Раскольников – это совесть.

В изобилии всех человеческих характеров, черт, свойств, есть такие определения как смелость и трусость. Но что же это значит? Какого человека можно назвать храбрецом, а какого - трусом? И что такое настоящая смелость? Смело ли поступает школьный задира, обижая тех, кто младше, слабее, тех кто не может постоять за себя? И будет ли называться трусом человек, промолчавший на обидное высказывание в свой адрес?

Есть смелость бездумная, глупая.

Например смелость парня, который лезет на крышу, чтобы произвести впечатление. А есть смелость настоящая, такая, что заставляет солдат кинуться в бой, что руководит человеком, когда тот защищает собой других. Поистине смелыми были такие люди как Гагарин, впервые полетевший в космос. Что его там ждало? Пустота. Но все же он не струсил. Смелым был и герой России Александр Прохоренко. Что двигало им там, в тылу противника, когда он вызвал огонь на себя? Конечно это была невероятная смелость.

Тарас Бульба из одноименного произведения Николая Гоголя, был очень смелым человеком. Таким же смелым был и его сын Остап. Когда Остапа казнили, тот крикнул только: "Батька!" И Тарас ему ответил, рискуя своей жизнью он в последний раз поддержал сына. Но у Тараса есть также и младший сын - Андрий, его смелость в ночь когда он крадет продовольствие для любимой объясняется не силой характера, а лишь безрассудством влюбленного человека.

Совершая подвиг, человек руководствуется разными чувствами - это и любовь к родине и любовь к родным или чувство долга. А чем же руководствуется трусливый человек? Например Родион Раскольников, герой романа Федора Достоевского "Преступление и наказание". У молодого человека есть теория о том что люди делятся на два сорта. Или ты тварь дрожащая или право имеешь. Себя Родион относит ко второй категории, но в ходе повествования становится понятно, что на самом деле Родион принадлежит к первой категории. Он не задумывался о последствиях, совершая убийство, он думал лишь о том, что у него будут деньги. И потом, скрываясь от правосудия он терзается сомнениями: а может быть сдаться? Но так и не предпринимает попыток прийти в полицию, к раскаянию его побуждает лишь Соня.

Трусливым можно назвать и Понтия Пилата из романа "Мастер и Маргарита". Когда перед прокуратором встает выбор: казнить Иешуа и быть в безопасности или прислушаться к себе, но рискнуть и помиловать осужденного, то он выбирает первое. Потому что так ему спокойнее. Трусы эгоистичны, они думают только о себе и совершая поступки они думают только о том, как им будет лучше. Смелые же люди думают о других, именно поэтому они могут и совершают храбрые поступки.

Литература полна примеров как великодушных, так и мстительных героев. С одних мы, как читатели, можем брать пример, а другие являются наглядной иллюстраций того, как делать не нужно. «Преступление и наказание» Достоевского так же вмещает в себя таких противоположных персонажей, способных на злодеяния и месть или же на добро и великодушие.

  1. (Месть бесполезна и ведет к плохим последствиям ) Преступление Раскольникова можно назвать своеобразной местью. Его мучит социальная несправедливость, что крайне отталкивающая старуха-процентщица при всем своем богатстве необычайно жадна, а бедные люди живут в нищете. Продумывая и анализируя теорию «тварей дрожащих и право имеющих», герой все-таки решается бросить вызов сложившейся ситуации. Однако его средства для достижения цели – ограбление и убийство, поэтому из его, так называемой, мести проку не вышло – герой лишь совестливо переживал содеянное, не зная, как не сойти с ума. Месть чаще всего и подразумевает жестокость, поэтому даже для достижения справедливого результата не стоит прибегать к злодеяниям: вкус заслуженной победы будет не так сладок, а скорее, только испорчен от горького привкуса мести.
  2. (Сила великодушия и его роль в человеческих отношениях ) Благодаря положительным качествам других персонажей роман Достоевского окрашивается в светлые тона. Сонечка Мармеладова, узнав о поступке Родиона Раскольникова, не отступилась от героя. Напротив, девушка искренне хотела спасти душу бедного молодого человека, поэтому она посоветовала ему покаяться в преступлении. Соня даже читает Раскольникову легенду о воскресении Лазаря с надеждой на возрождение новой жизни. Понимая, что Раскольников сожалеет об убийстве, она сострадает ему, не оставляя без поддержки. Безмерная любовь к людям и отзывчивость Сони смогли вытащить Родиона из ужасной пропасти. Так, автор подчеркивает силу великодушия, которое может спасти человеческую душу.
  3. (Великодушные люди часть становятся жертвами жесткости, это качество не приносит счастья ) К сожалению, даже добрые и сострадающие люди могут сталкиваться с несправедливой местью и жестокостью. Часто они становятся невинными жертвами ситуации, как получилось с Соней Мармеладовой. На поминках ее отца Лужин, несостоявшийся жених Дуни Раскольниковой, подложил в карман девушки сто рублей, чтобы потом обвинить ее в воровстве. Конкретно против Сони Лужин ничего не имел: таким образом, он лишь хотел отомстить Раскольникову за то, что тот выгнал его из квартиры. Зная, что Родион прекрасно относится к Соне, Лужин и воспользовался ситуацией, но Лебезятников спас дочь Мармеладова от клеветы. Месть героя не обвенчалась успехом, все лишь убедились в его безнравственности.
  4. Бороться за справедливость можно и без мести . Следователь Порфирий Петрович в своем деле весьма талантлив, и он догадался о преступлении Раскольникова задолго до его признания. Не имея улик против главного героя, он старался психологически вывести Родиона на чистую воду. После прочтения статьи Раскольникова, его падения в обморок и возмущений, что следователь с ним играет вместо того, чтобы действовать по форме, Порфирий Петрович только убеждается в своей интуиции: «Да уж больше нельзя себя выдать». Однако Порфирий подталкивал Раскольникова к признанию не для того, чтобы облегчить себе работу, или как-то скорее отомстить преступнику настоящим наказанием. Напротив, он делал это из глубокого великодушия и сострадания, ведь явка с повинной может смягчить наказание героя. Порфирий Петрович – человек, для которого справедливость – не пустой звук, однако в своем деле он сочувственно проявляет великодушие к настрадавшемуся Раскольникову.
  5. (Цена великодушия, пример великодушного человека ) Проявление великодушия – задача не из легких, иногда приходится отказываться от желаемого и идти на уступки. Семья Раскольниковых жила совсем небогато, и, чтобы выбраться из бедственного положения, сестра Родиона Дуня собиралась выйти замуж за расчетливого дельца Лужина. Раскольников понимал, что сестра идет на это не из-за любви, а из желания помочь их матери и самому Родиону. Не смиряясь с этой ситуацией, главный герой настаивает на расторжении помолвки: он понимал, что в интересах Лужина будет попрекать Дуню и командовать будущей женой, ведь тот спас ее от нищеты. Дуня была готова пойти на это, что говорит о ее заботе и стремлении помочь родным. Но, к счастью, Родион здесь также оказывается не скуп на великодушие, и не позволяет сестре загубить себе жизнь. Быть великодушным не так легко, для этого нужно быть готовым к самопожертвованию. Кроме того, не менее важно, чтобы люди, ради которых человек идет на уступки, ценили это.
  6. (Может ли месть быть справедливой? Месть судьбы ) Свидригайлов выступает воплощением теории Раскольникова. Его, на первый взгляд, не тревожат муки совести, а ведь он виновен не в одной смерти. Но, если судебные наказания так и не настигли героя, то это не значит, что Свидригайлов не был отомщен судьбой. Сам Аркадий Иванович признается Раскольникову в том, что к нему приходят привидения, а это означает, что персонаж чувствует собственную вину. Месть может быть справедливой и совершаемой не человеком, а роком, именно это и ожидало Свидригайлова. За все содеянное герой был отомщен несчастной судьбой – он остался без поддержки, вследствие чего не выдержал и совершил самоубийство.
  7. Великодушие друзей может выручить любого в трудную минуту. Совершив долгожданное преступление, Раскольников уже не может вести себя, как обычно, хоть и старается отвести от себя всякие подозрения. От бедности убийство старухи-процентщицы его так и не спасло, ведь герой в муках совести и страха избавился от всего украденного. На помощь к Родиону неоднократно приходит его приятель Разумихин, замечавший, что с другом творится что-то странное. Товарищ не ограничивается материальной помощью. Когда Раскольников понимает, что ему стыдно находиться с матерью и сестрой, он просит Разумихина быть с ними и поддерживать его семью. Родион мог полностью положиться на своего приятеля, а тот великодушно поддерживал Раскольникова, как мог.

На вопрос в чем суть теории Раскольнкова в произведении "пеступление наказание" плиз заданный автором Балбес Тупиков лучший ответ это В своем романе «Преступление наказание» Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, «наполеонизма». Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория разбивается на практике, принося мучения, страдания и в конце концов, раскаяние главному герою романа. Впервые идея вседозволенности появляется у Достоевского на страницах романа «Двойник» , и она же раскрывается более глубоко в «Преступлении и наказании». в обоих произведениях показано крушение этой теории. Что же, собственно, представляет из себя эта теория?
По замыслам Раскольникова, есть люди, которым дозволено все. Люди, стоящие выше общества, толпы. Люди, которым дозволено даже убить. И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих «великих» людей от толпы. Этой чертой становится убийство, убийство дряхлой, мелочной старушонки-ростовщицы, которой уже нечего делать на этом свете (по замыслам Раскольникова, конечно). «Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости» , - думает Раскольников. Однажды в трактире он в одной из бесед слышит теорию, подобную его, о том, что эту старушонку можно запросто убить и все за это только спасибо скажут. Но в ответ на вопрос: «Убьешь ты сам старуху или нет? » другой говорящий отвечает: «Разумеется нет». Трусость ли это? Для Раскольникова – видимо, да.
Но на самом деле… Мне кажется, что это элементарные человеческие нравственные и моральные нормы. «Не убий» - гласит одна из заповедей. Вот через что переступает Раскольников, и именно за это преступление последует наказание. Два слова, вынесенные в наказание этого сочинения – «самооправдание» и «самообман» все отчетливее сливаются для Раскольникова по ходу действия романа. Рассказывая о своей статье, опубликованной в одном из журналов, в которой Раскольников выдвигает свою теорию вседозволенности сначала Порфирию Петровичу, затем Сонечке, когда они уже узнают, что именно он совершил убийство, Раскольников как бы пытается самооправдаться. Но эта теория была бы даже интересна и занимательна, если бы он не перешел к ее практическому осуществлению. Ведь если Раскольников оправдывает свое преступление тем, что старуха-ростовщица приносила только вред людям, что никому она не нужна и жизни она не достойна, то как быть с убийством Лизаветы, ни в чем неповинной, которая просто оказалась на пути осуществления «гениального» плана Раскольникова?
Тут-то эта теория и дает первую брешь, во время практического исполнения. Именно это губит Раскольникова, и по-другому быть, как мне кажется, не могло. Убийство Лизаветы заставляет задуматься над тем, а так ли хороша теория? Ведь если случайность, вкравшаяся в нее, может привести к столь трагическим последствиям, то, может быть, корень зла таится в самой этой идее? Не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния. Наказание за содеянное оказывается не менее страшным, чем само преступление, - что может быть страшнее страданий и мучений человека, осознавшего свою вину и, к концу повествования, полностью раскаявшегося?
И успокоение Раскольников находит только в вере, вере в Бога, вере, которую он заменял теорией «сверхчеловека» .
Проблемы, поставленные Достоевским, остры и актуальны в наше время нисколько не меньше, а может даже, и больше. Основной его идеей, как мне кажется, является то, что общество, построенное на сиюминутной выгоде, на делении людей на «нужных» и «ненужных» , общество, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов – убийству, не может быть нравственным, и никогда люди не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе.

Ответ от Злая Лена [гуру]
Все элементарно! "Тварь ли я дрожащая? " - коронная фраза Раскольникова от нее и надо отталкиваться отвечая на Ваш вопрос. Только лучше бы вы прочли, очень интересный роман. Грех не знать наших классиков, тем более таких, как Ф. М. Достоевский.


Ответ от Наталья [гуру]
Раскольников - студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учение. Его мать, вдова чиновника, живет на скромный пенсион, большую часть которого она посылает сыну. Сестра Родиона, Дуня, вынуждена, чтобы помогать матери и брату, поступить гувернанткой к помещику Свидригайлову, где ее обижают и унижают.
Раскольников - честный, умный и одаренный человек. Живя в тесной каморке, похожей на гроб, он всегда страдал от голода и нищеты, болезненно воспринимал унижения матери и сестры. Наблюдая жизнь бедноты, Родион сознавал, что не только он, но и тысячи других людей обречены на нищету, бесправие и раннюю смерть. Вместе с тем Раскольников горд, необщителен, одинок, может быть, потому, что убежден в своей исключительности. Но его гор дость уязвляется на каждом шагу. Уйдя от всех, герой романа старается решить вопросы, которые рождает в нем сознание несправедливости социальной жизни. Собственные лишения и горе близких - не главная причина его преступления. “Если б только я зарезал из того, что голоден был...- то я бы теперь...счастлив был”, - говорит он после исполнения страшного замысла. Размышляя о причинах неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что люди разделяются на два разряда: “на низший (обыкновенный) , то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово”. Люди высшего разряда смело могут восставать против порядка, нарушать общепризнанные нормы морали и через некоторое время они все равно будут оправданы. Из этой системы вытекают вопросы, которые мучают Раскольникова: “Вошь ли я, как все, или человек? ”, “Тварь ли я дрожащая или право имею? ”.
Раскольников не хочет, как большинство людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но тогда он должен доказать себе и окружающим, что он не “тварь дрожащая”, а подобен историческим личностям. Вот это и приводит героя романа к преступлению, в котором он видит испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли он к природе “необыкновенных” людей, или ему остается терпеть, как и остальным “обыкновенным”.
Раскольников не может спокойно смотреть на чужие несчастья. Остро воспринимает он рассказ Мармеладова, переживает за опозоренную девушку, очень больно ему было читать письмо матери. Герою хочется всем помочь, и мишенью для убийства он выбирает старуху-процентщицу, которая сдирала со всех бедняков последние деньги. Пытаясь доказать свою исключительность, Раскольников в своем желании помочь всем забывает о тех людях, которым поможет, и не думает, какие мысли и чувства вызовет у них помощь, полученная ценой убийства. Это также является одной из ошибок его теории. Ненависть к старухе у Раскольникова родилась с самого первого посещения. Автор рисует ростовщицу “с вострыми и злыми” глазами, с шеей, “похожей на куриную ногу”. Все в ней кажется Раскольникову противным. После убийства Достоевский уже по-другому показывает нам ее: “... Старуха, как всегда, была простоволосая. Светлые, с проседью, жиденькие волосы ее были заплетены в жиденькую косичку”. Таким художественным приемом автор выражает свое осуждение поступку героя романа. Пусть к убийству Раскольникова принудили обстоятельства, пусть старуха ничего хорошего не сделала людям, но ведь она - человек, и проводить “эксперимент” на ней нельзя.


Ответ от Карлыгаш [гуру]
Это не придуманная Раскольниковым теория, он подпал под влияние модных в то время западных философов Шопенгауэра и Ницше, по которым все человечество состоит из двух видов: сверхчеловек и недочеловек. Философия Ницше позже пришлась по вкусу фашистским идеологам. Раскольников относил себя к свехлюдям, которым позволено все, и решил проверить, действительно ли он таковым является.


Ответ от [email protected] [гуру]
Суть теории: проверить, "Кто я? тварь дрожащая или право имею? "
Или по-другому (из другого произведения)
"Мы все глядим в Наполеоны
Двуногих тварей миллионы для нас орудие одно"
Раскольников хотел проверить, способен ли он убить старуху-процентщицу.


Ответ от Per aspera ad Astra [гуру]
Читать нужно!
Не читала в своё время, о чём теперь очень сожалею...


Ответ от Ётарик Моченкин дед Иван [гуру]
Суть проста:
одна бабушка - 20 копеек, две бабушки - 40 копеек...


Проводников Руслан Михайлович на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Проводников Руслан Михайлович

Достоевского “Преступление и наказание” В романе “Преступление и наказание” Федор Михайлович Достоевский очень психологически точно показал, что смелость и трусость понятия не всегда очевидные. Сперва Родион Раскольников мучается от того, что он трус и не может убить старуху-процентщицу. Но этот поступок не является смелым. Убийство – это поступок труса, за который в последствии он и поплатился. И поплатился не только он, но и его возлюбленная Соня, которая от большой любви решила поделить страдания вместе с Родионом, отправившись вместе с ним отбывать наказания. В романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” тема смелости и трусости связана прежде всего с Родионом Раскольниковым. Поначалу он трусит, боится убить старуху-процентщицу, но эта трусость не является отрицательной чертой характера, а уберегает Раскольникова от рокового шага.

Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»? Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства? Один в поле не воин? Что важнее: личные интересы или интересы общества? К чему ведет равнодушие общества к человеку? Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»? Как Вы понимаете выражение «маленький человек»? Почему человек стремится быть оригинальным? Нужны ли обществу лидеры? Согласны ли Вы со словами К.


Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»? Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества? Кто такой мизантроп? Как вы понимаете высказывание А.С. Он выбрал жизнь вне своего круга, чтобы сохранить себя от его пагубного влияния.

Равнодушие и отзывчивость в "преступлении и наказании". что писать?

Отзывчивая героиня поспешила на помощь солдатам и уговорила отца и мать отдать для них подводы, которые были отведены под вывоз имущества графской семьи. Многих она спасла от гибели, и, безусловно, сердечность Наташи подкупает читающую аудиторию. Видя в ней отзывчивость и сострадание, мы уже влюбляемся в нее, будто понимая, что в жизни такие люди способны помочь в трудной ситуации.
Если мы обратимся к социально-философскому роману Достоевского «Преступление и наказание», то первый отзывчивый герой, а, точнее, героиня, приходящая на ум, конечно, Соня Мармеладова. Девушка не только хочет вытащить свою семью из нищеты, жертвуя своей честью ради них, но и проявляет великодушие к главному герою. Когда Раскольников признается ей в своем преступлении, Соня уже не оставляет его без поддержки.
Она проявляет сострадание и не бросает Родиона в тяжелые для него дни.

Внимание Отсюда его немыслимая в своей внешней жестокости теория, согласно которой «необыкновенному» меньшинству позволено совершать убийства безнаказанно, без малейшего чувства вины. В этом Раскольников видит высшую справедливость и свое естественное предназначение сверхчеловека.Аргументы: цели и средства в романе «преступление и наказание» Как их воспринимать, нужно ли им помогать, жалеть, сочувствовать? Сами ночлежники равнодушны к судьбам друг друга.Он смеются над Настей, читающей любовные романы, над Актёром, спившимся, потерявшим свою профессию, никому не жалко умирающей Анны, даже её мужу Клещу, который дверь-то чуть приоткрыть не хочет, чтобы она подышала свежим воздухом.Злоба, безразличие, недоверие друг к другу, даже жестокость - вот что свойственно этим людям. Совсем иным показан Лука, странник. Он тоже многое пережил в жизни («..мяли много, потому мягок…).

Что значит «быть отзывчивым»?

Важно

Аргументы из литературы по направлению «человек и общество» Таким образом, можно сделать вывод, что неприятие традиционных общественных ценностей берет начало в семье, где личность формировалась под иным влиянием.

  • В романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» Григорий идет против условностей своего сообщества. У казаков в приоритете всегда были семейные узы: дети слушались родителей, младшие – старших, жены были верны мужьям, мужья – женам и т.д. Все они работали на земле, и единство семьи было залогом выживания, ведь такое количество работы не мог делать один человек.

Так вот, Мелехов нарушил вековые традиции, отказавшись жить по воле отца: он изменяет жене с замужней женщиной, а после череды скандалов уходит из деревни вообще, покидая семейство. Все это случилось потому, что герой был независимой и свободолюбивой натурой с незаурядным умом.

Читаем "преступление и наказание". аргументы для написания сочинения

Внимание

Эти идеи Достоевский воплотил в героине своего романа - Сонечке Мармеладовой. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.


Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук. Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, – она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом – оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы.

Направление равнодушие и отзывчивость. аргументы часть 2 (итоговое сочинение)

Драйзера: «Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить»? Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»? Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. «Человек и общество». А.П. Чехов «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Ионыч», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Вишневый сад»Ж. Верн «Таинственный остров»С. Коллинз «Голодный игры»У.

Теккерей «Ярмарка тщеславия»Ф.М. Достоевский «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди»М. Горький «На дне», «Бывшие люди»А. Камю «Постороний»Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»Д. Дефо «Робинзон Крузо»У.

Грум «Форрест Гамп»А.Н. Толстой «Петр Первый»Э. Хемингуэй «Иметь и не иметь»В. В. Набоков «Приглашение на казнь»Е.И. Замятин «Мы»А. Платонов «Котлован»Б. Пастернак «Доктор Живаго»Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»Р.


Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники»О.

Faston24.ru

Нельзя сказать, что Мастер был ярым оппозиционером и как-то критиковал политический строй, но его не поняли, а, значит, не приняли.Содержание:

  • Человек и общество в произведении преступление и наказание (см)?
  • Аргументы из литературы по направлению «человек и общество»
  • Аргументы из литературы на тему: человек вне общества
  • Итоговое сочинение по направлению «цели и средства»
  • Соня мармеладова и родион раскольников в романе «преступление и наказание»
  • Аргумент преступление и наказание человек общество

Человек и общество в произведении преступление и наказание (см)? Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского.
Да, он не любил девочку, являющуюся изгоем в классе, ему не нравились её волосы, одежда, её явная беднота, но в глубине души он понимал, что это не повод травить человека. Однако он не пытался противостоять своим одноклассникам, он не пробовал заступиться за девочку, которая была ненавистна всем. Тот поступок, который отделил судьбы учеников девятого класса и Светки-рыжухи, стал для героя отсчётом проявления равнодушия. Друг, который выбросил сумку Светки за борт отплывающего корабля, наверное, никогда не встретил больше в этой жизни рыжую. А вот герой-рассказчик встретил девочку, которую так подло предал, промолчав, не заступившись за неё.
Встреча с Мармеладовым, участие в судьбе пьяной девочки, бредущей по бульвару в центре Петербурга, эпизод с утопленницей – все эти фрагменты романа доказывают нам глубокое сочувствие главного героя к судьбам окружающих его людей, пусть даже и посторонних. Но ведь именно через встречу с Мармеладовым Раскольников знакомится с Сонечкой – девушкой, ставшей его судьбой. Его сочувствие к бедам и страданиям обездоленных людей доказывает его глубокую и сильную натуру. Особенно сильно показана отзывчивость Раскольникова в эпизоде чтения письма матери: когда он узнал о всех бедах и проблемах своей матери и сестры, его лицо исказила страшная «змеившаяся усмешка», пряди волос прилипли к потному лбу! Это ли не показатель неравнодушия к судьбам людей! Совсем по-другому ведёт себя герой рассказа Е.Габовой «Не пускайте рыжую на озеро».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры