Смотреть что такое "Орфей в аду" в других словарях. Орфей спускается в ад Экс-главе дагестанского уфас гуманный суд смягчил наказание: после отсидки ему разрешили устроиться на госслужбу на два года быстрее

Главная / Любовь

Акт 1

Общественное Мнение объясняет свою роль в опере, как защитницы морали. Её цель – переделать историю музыканта Орфея и красавицы Эвридики (которые будучи мужем и женой ненавидят друг друга) в назидательную историю о любви и супружеской верности. К несчастью, Эвридика тайно любит пастуха Ариста, а Орфей – пастушку Хлою. Когда однажды ночью Орфей путает свою жену с любовницей, всё открывается и Эвридика требует развода. Орфей, боясь реакции Общественного Мнения на скандал, заставляет Эвридику молчать, мучая её своей игрой на скрипке, которую та терпеть не может.

В следующей сцене появляется пастух Арист (на самом деле это - переодетый бог Плутон) и поёт песенку о том, как он ненавидит пасти овец.) Эвридика обнаруживает ловушку на ферме Ариста, и думает что она подстроена Орфеем для убийства её любовника. На самом деле ловушка – результат сговора между Орфеем и Плутоном, чтоб убить Эвридику для того чтоб Плутон мог заполучить её для себя, а Орфей получить свободу. Плутон заманивает Эвридику в ловушку, она погибает, но затем открывает, что смерть не так уж плоха, если бог смерти влюблён в тебя. Плутон и Эвридика весело и с песнями снисходят в Ад, Орфей избавился от нелюбимой жены, все довольны. Но тут вмешивается Общественное Мнение, и угрожая испортить музыкальную карьеру Орфея, заставляет его спустится в Ад и спасти жену. Орфей неохотно соглашается.

Боги и полубоги заснули от скуки. Становится немного веселее, когда появляется богиня охоты Диана и поет о своём новом любовнике Актеоне. Юпитер, шокированный поведением своей дочери, которой полагается быть девственной богиней, превращает Актеона в белого оленя.

Затем является Плутон, рассказывает о прелестях адской жизни, и в итоге подымает небожителей на бунт против Юпитера из-за невкусного нектара, омерзительной амброзии и смертельной тоски мифической жизни. На Олимпе происходит революция, но новости о прибытии Орфея заставляют богов принять подобающий вид и не ударить лицом в грязь перед Общественным Мнением смертных.

Орфей просит вернуть ему Эвридику, Плутон не соглашается и Юпитер решает спустится в Ад чтобы лично разобраться в сложившейся ситуации. Остальные боги умоляют его взять их с собой, Юпитер соглашается, все ликуют.

Плутон вынужден скрывать любовницу от Юпитера и от её мужа. Эвридика, оставленная без общества, скучает. Лакей Джон Стикс не скрашивает её одиночества, а только утомляет постоянными рассказами о том, как он был королём Беотии, пока не умер.

Юпитер открывает, где спрятана Эвридика, и проникает в её темницу через замочную скважину, превратившись в муху. Они встречаются, влюбляются и поют любовный дуэт, причем партия Юпитера целиком состоит их жужжания. Позже он открывает Эвридике, кто он и обещает свою помощь.

Сцена представляет пир богов в аду, где нет нектара и амброзии, но зато имеется вино. Эвридика проникает на пир, переодевшись вакханкой и готовится к побегу, который устаивает для неё новый любовник – Юпитер. Но задуманный побег срывается, когда следует приглашение на танец. Увы, Юпитер умеет тацевать только старинный медленный менуэт, а все остальные находят этот танец ужасно скучным. После менуэта следует самая знаменитая часть оперы – «Адский галоп». (мелодия галопа положила начало танцу Кан-кан). Все танцуют, но веселье прерывается унылыми звуками скрипки, извещающими о появлении Орфея, который явился за своей женой. Но у Юпитера есть план, и он обещает не отдавать Эвридику обратно мужу. Согласно мифу, Орфей не должен оглядываться назад, иначе он потеряет Эвридику навсегда (что Орфей вовсе не прочь сделать). Но Общественное Мнение зорко надзирает За Орфеем и не даёт ему сжульничать. Тогда Юпитер кидает молнию за спину Орфея, от испуга тот отпрыгивает и оглядывается назад. Все заканчивается счастливо.

Как известно, история оперного жанра начиналась с воплощения мифа об Орфее и Эвридике. Но и в истории оперетты этот сюжет сыграл заметную роль – ведь одним из самых известных творений Жака Оффенбаха стала оперетта «Орфей в аду». Этого французского композитора справедливо именуют «отцом оперетты», он действительно заложил основы этого жанра и создал в нем около сотни сочинений… Впрочем, это не совсем так: лишь шестнадцать из них сам композитор обозначил как «оперетты», прочие же имеют иные жанровые определения: «музыкальная буффонада», «ревю», «опера-комик», «опера-феерия», «пьеса на случай». «Орфея в аду» Оффенбах назвал оперой-буфф, и это не случайно.

Театр Буфф-Паризьен, созданный Оффенбахом, был невелик по размерам – настолько, что современники иронизировали по поводу «театра, устроенного на ступеньках лестницы». Небольшим театрам в то время дозволялось ставить только одноактные пьесы с числом действующих лиц не более четырех (Оффенбаху приходилось проявлять прямо-таки фантастическую изобретательность, чтобы соблюсти это правило – так, в оперетте «Последний из паладинов» он сделал одного из героев немым (что формально исключало пятую роль), а в квартете заставил его… лаять (цензура была удовлетворена, а публика изрядно позабавилась). Но вот, наконец, в 1858 г. композитору удалось добиться снятий этих ограничений. Теперь он мог позволить себе вводить сколько угодно персонажей, а также хоры, балетные номера, и эти новые произведения он называет уже не опереттами, а операми-буфф.

Поначалу создание опер-буфф успеха не приносит – первые два таких произведения («Дамы с рынка» и «Кошка, превращенная в женщину») были весьма прохладно приняты публикой. Но Оффенбах не сдается – он создает новую оперу-буфф на либретто Гектора Кремьё и Людовика Галеви – «Орфей в аду».

Обращение к античному мифу, занимающему особое место в истории оперы, создавало идеальную почву для пародии на «серьезную» оперу. В пародийном плане был преподнесен даже сюжет. Легендарный древнегреческий певец превратился в директора Фивской консерватории, «дающего уроки музыки и настраивающего фортепиано». Он постоянно ссорится с супругой Эвридикой, которая изменяет ему с Аристом – «медовым фабрикантом». Орфей не прочь избавиться он жены, и в этом ему с готовностью помогает бог Плутон. Эвридика умирает в объятиях любовника, напевая нежные куплеты («Как сладостно я умираю»). Орфей доволен, и менее всего он задумывается о вызволении супруги из царства Плутона, но ему не дает покоя Общественное мнение – есть в произведении и такой персонаж (его партия поручена меццо-сопрано). Общественное мнение полностью подчиняет себе героя в комическом маршевом дуэте. Орфею приходится отправиться на Олимп, где боги, отнюдь не ожидающие прибытия смертного, решают свои проблемы: жалуются на скучную жизнь, конфликтуют с Юпитером, разгоняющим их молниями, в забавных куплетах напоминают своему царю о его любовных похождениях, но просьба Орфея заставляет их отправиться в царство мертвых за Эвридикой под звуки бодрого марша. В покоях Плутона Юпитер увивается вокруг скучающей Эвридики в буквальном смысле – приняв облик мухи – и после «Летучего дуэта» уносит ее на Олимп, где она блистает на пиру богов в наряде вакханки. Плутон, раздосадованный тем, что Эвридика не досталась ему, намеревается вернуть ее законному супругу. А вот и сам Орфей подплывает на лодке в сопровождении Общественного Мнения. Юпитер соглашается отдать ему красавицу, но при условии, что Орфей дойдет до своей лодки, не оглядываясь. Орфей не выдерживает испытания, и Эвридика радостно возвращается к богам, чтобы продолжать веселиться с ними.

Музыка «Орфея в аду» полностью соответствует сюжету. Пародийная сущность произведения очевидна уже в увертюре: подчеркнуто классическая манера неожиданно сменяется канканом. Эта мелодия, названная «Инфернальным галопом» появится и впоследствии в оперетте, когда Эвридика найдет свое счастье с Юпитером – эта наиболее известная из ее тем, с нею канкан пришел на большую сцену. Опереточная буффонада в этом произведении постоянно сочетается с интонациями, заставляющими вспомнить об операх Кристофа Виллибальда Глюка. Присутствует и пряма цитата – в обращении Орфея к богам возникает мелодия арии «Потерял я Эвридику». Впрочем, цитирует Оффенбах не только Глюка – боги, бунтующие против Юпитера, хором распевают мелодию «Марсельезы».

Столь необычное произведение было поначалу холодно принято публикой, увидевшей в нем глумление над идеалами прошлого. Критики тоже не поскупились на разгромные отзывы, и особенно усердствовал Жюль Жанен, возмущавшийся «музыкой в короткой юбочке и даже без юбочки», в которой он видел угрозу культурным ценностям. В ответ один из либреттистов – Кремьё – указал, что фрагменты текста, вызывавшие особенно неистовый гнев уважаемого критика, были позаимствованы… из его собственных фельетонов. Разразившийся скандал привлек к «Орфею в аду» всеобщее внимание – спектакли шли с аншлагом, и публика наконец оценила достоинства оперетты.

Перед Новым 2015 годом актуально: и Орфей, и ад, и пародия, и сибирский очень юный барабанщик, и чудеса.

Леонид Шиловский из Новосибирска в возрасте трех лет, а на самом деле четырех [*], исполняет знаменитый канкан или «инфернальный галоп» из оперы-буфф Жака Оффенбаха «Орфей в аду» вместе с Концертным духовым оркестром Новосибирской филармонии на сцене Государственного концертного зала имени Арнольда Каца, Новосибирск, 19 февраля 2014 года.

В видеозаписи звучит отрывок из оперы-буфф в 2-х действиях, 4-х картинах «Орфей в аду» /«Orphée aux enfers». Композитор Жак Оффенбах (1819-1880) /Jacques Offenbach. Либретто Эктор Кремьё и Людовик Галеви . Первое исполнение состоялось 21 октября 1858 года в Париже. В конце поста будет «Орфей в аду» в версии французской Лионской оперы.

Царь богов Юпитер и Эвридика. «Orphée aux enfers». Юпитер - Вотье, Эвридика - Жанна Гранье. Théâtre de la Gaîté, Париж. Сцена из спектакля 1887 года. Фотография компании «Ателье Надара». via

Сюжет оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду» таков. В пародии на античный миф об Орфее и его жене Эвридике супруги вовсе не любят друг друга. Орфею приглянулась пастушка Хлоя, а у Эвридики - страстный роман с пастухом Аристом, который на самом деле - бог подземного царства Плутон. Кроме того, Эвридика терпеть не может музыку Орфея.


Но главные герои безумно боятся персонифицированного Общественного Мнения. Втайне от него Арист-Плутон уговаривает Орфея подстроить несчастный случай, в результате которого Эвридика погибает. Орфей обретает свободу, а Плутон - возлюбленную. Однако Общественное Мнение требует от Орфея спуститься в ад, чтобы вернуть Эвридику в мир живых.

3.

Варвара Васильевна Стрельская — Общественное мнение. Оперетта «Орфей в аду». Александринский театр, 1859 ?. via

Олимпийские боги безумно скучают у себя на Олимпе, а потому охотно соглашаются помочь Орфею найти жену, чтобы не ударить лицом в грязь перед земным Общественным Мнением, а заодно и посмотреть, так ли весело в аду у Плутона, как он им рассказывает. Громовержец-Юпитер обернулся мухой и первым обнаружил Эвридику, влетев в ее темницу. Столь странный облик верховного бога не помешал вспыхнуть страсти. Влюбленные решают бежать из владений Плутона.

4.

Актер Дезире в роли Юпитера, по сюжету в целях конспирации переодетый в костюм мушки. 1858 / Désiré dans le rôle de Jupiter, en costume de mouche. 1858. via

Но вскоре Юпитер теряет свою привлекательность для Эвридики: на веселом адском пиру он может танцевать только степенный менуэт. А все отплясывают веселый канкан, столь знаменитый и по сей день. Появляется Орфей. Его унылая скрипка ненавистна Эвридике...

5.

Эвридика. Лиз Тотен. 1858 / Lise Tautin en costume d"Eurydice. 1858. via

Плутон, чтобы успокоить Общественное Мнение, соглашается выдать мужу жену, но с условием не оглядываться до прибытия в земной мир. Внезапно за спиной Орфея сверкает молния. От неожиданности он оглядывается. Эвридика с удовольствием остается в веселом аду, а Орфей возвращается к земным радостям.

6.

Театральная афиша 1874 года к оперетте "Орфей в аду" / 1874 playbill from a French production of Orpheus in the Underworld. Author Jules Cheret (1836-1932). via

«Орфей в аду» - первая удача французского композитора Жака Оффенбаха в жанре, который он назвал опера-буфф /opéra-bouffe. Это ярчайший пример пародийных спектаклей, в дальнейшем получивших даже наименование «оффенбахиад». Композитор пародирует черты серьезной оперы, популярные античные сюжеты, как бы выворачивая их наизнанку. Музыка оперетты - остроумный сплав из «серьезных» интонаций, напоминающих Моцарта и Глюка, с канканом и буффонадой.

На премьере «Орфей в аду» не имел успеха, так как публика не поняла пародии.

Лишь после того, как в одной из серьезных парижских газет появилась статья видного театрального критика Жюля Жанена, в которой он назвал оперетту памфлетом на современность и резко обрушился на нее, «Орфей в аду» стал пользоваться огромным успехом. Именно он принес Оффенбаху славу, которую упрочили последующие его произведения.

Про Лёню Шиловского.

Родители его обычные люди, отец - отделочник, мама - домохозяйка. Простые, да не совсем - очень религиозные; насколько можно понять, адепты одной из евангелистских церквей. Мама Надя поет в хоре в евангелистской церкви, папа Денис играет там на соло-гитаре во время служб. С двух лет родители брали ребенка на богослужения, где он познакомился с музыкальными инструментами и ударной установкой. Так началась его стихийная учеба музыке. Еще играл на кастрюлях.

Папа мальчика говорит о богоизбранности сына. Вот почему:

1. 4 года семья хотела ребенка. Будущая мама Лёни долго молилась о его послании. Однажды во время духовной учебы скорое рождение ребенка семье предсказал почти незнакомый проповедник. Он указал пальцем на Дениса и сказал: «Через год станешь отцом». Так и случилось.

2. Прославился мальчик после выхода в финал телешоу «Минута славы». На некоем религиозном сборе отец Денис прочитал вдохновившие его слова из Библии, вышел после этого из палатки и тут ему духовная сестра говорит, что надо отправиться на «Минуту славы» - Денис понял, что это знак, и последовал совету. Знак оказался верным.

3. Барабанить ребенка никто не учил - научился сам.

И другие причины.

К четырем годам маленький ударник уже успел порадовать своей игрой не только телезрителей Первого канала, но и участников нескольких банкетов и корпоративных мероприятий, его часто приглашают на праздники и даже в такие места, как колония для несовершеннолетних.

Родители абсолютно уверены, что ребенок вундеркинд и его ждет великое будущее.

Говорят, что сейчас в мире академической музыки есть негласное правило — кто не начал рано, тот безнадежно опоздал. На международных конкурсах побеждают китайские вундеркинды — в пять лет они уже виртуозно владеют инструментом. Таким образом, юный барабанщик Леня «вовремя выстрелил». Это слова заведующей концертной практикой Новосибирского музыкального колледжа.

Богоизбранный или просто талантливый, но четырехлетний мальчик, играющий с настоящим оркестром на сцене филармонии - зрелище достойное восхищения.

Примечание :
[*] 3 года - так в анонсе концерта и во всех описаниях к видео, где Леня исполняет канкан с новосибирским оркестром, но 4 года на момент этого выступления мальчику уже два месяца как исполнилось. Понятно почему так объявляется: 3 года с PR позиций звучит гораздо лучше; чем меньше возраст, тем больше умиления; да и "После трех уже поздно "; но это всё не важно - ребенок на сцене филармонии блистателен. Видеозапись попалось мне на глаза на испанской Facebook-странице - т.е. разошлось по миру. Потом уж выяснилось, что мальчик наш будет.

7.
В заключение - вариант канкана Жака Оффенбаха в исполнении Лионской оперы - оперы Нувель /Opéra de Lyon, opéra Nouvel.

Канкан из оперетты Жака Оффенбаха "Орфей в аду". Постановка Лионского национального театра оперы, 1997 год.

8.
И для желающих насладиться полным вариантом в высоком качестве: опера-буфф "Orphee aux Enfers" на французском языке с русскими субтитрами, Opera National de Lyon.

Жак Оффенбах "Орфей в аду". 1997 г. Лионская опера. Русские субтитры.

Eurydice - Natalie Dessay
Orphée - Yann Beuron
Aristée / Pluton - Jean-Paul Fouchécourt
Jupiter - Laurent Naouri
L"Opinion Publique - Martine Olmeda
John Styx - Steven Cole
Cupidon - Cassandre Berthon
Mercure - Etienne Lescroart
Diane - Virginie Pochon
Junon - Lydie Pruvot
Vénus - Maryline Fallot
Minerve - Alketa Cela
La violoniste - Sherman Pleismer

Orchestre de l"Opéra National de Lyon
Orchestre de Chambre de Grenoble
Direction musicale - Marc Minkowski

«Орфей в аду»: Вы слыхали как поет генсек? (рецензия) - Журнал Интересант - сайт

«Орфей в аду»: Вы слыхали как поет генсек? (рецензия)

«Злободневность» в премьере Театра музкомедии победил классический канкан

31.10.16 театр

Театр музыкальной комедии, который сегодня находится на небывалом подъеме - на некоторые спектакли билетов не достать - в основном благодаря мюзиклам, не забывает и о главном своем предназначении - музыкальной комедии, или оперетте. Которую, набивши руку на мюзиклах, здесь теперь ставят с не меньшим размахом. И очередной премьерой стала оперетта Жака Оффенбаха «Орфей в аду» в постановке Юрия Александрова.

Оперетта на злобу дня

«Моцарт Елисейских Полей», как называли Оффенбаха современники, был очень плодовитым композитором - за свою жизнь написал около ста оперетт, не считая музыкальных произведений других жанров. Но «Орфей в аду», пожалуй, одна из самых значимых его работ. К тому же седьмой из десяти детей кантора синагоги Жак Оффенбах придумал такой жанр, как опера-буфф, к которому и относится написанный в 1858 году «Орфей в аду». То есть не хотел Оффенбах подходить серьезно к сюжетам оперетт - и правильно делал: только так, легко и с насмешкой, можно преподносить все эти водевильные истории. Иначе - тоска. К тому же у Оффенбаха, как сказали бы сегодня, был явный сатирический талант. Его произведения своего рода опусы на злобу дня, «Орфей в аду» - это одновременно пародия на античные мифы, классическую оперу и буржуазное общество. Но если в ХIX веке злоба дня была одна, сегодня она совершенно другая.

Вот в Театре музкомедии и пошли по этим стопам, осовременив оперетту до предела. В результате либретто Гектора Кремье, с которым работал Оффенбах, благодаря автору русского текста Олегу Солоду и создательнице стихов Сусане Цирюк изменилось до неузнаваемости. Где-то там, в аду или в раю, Кремье с Оффенбахом должны были, наверное, покинуть свои места, чтобы увидеть и услышать то, что происходило на сцене Театра музкомедии.

Тем более что, согласно мифологии, переход с земли на небо и обратно вполне возможен. Вот и герой оперетты Орфей спускается за своей женой Эвридикой в ад, а потом спокойно возвращается обратно. Уже один. Потому что на земле эта парочка друг другу смертельно надоела. В этом и заключается пародия на античный миф - шалун Оффенбах переставил все акценты. Шалуны из Музкомедии добавили к этим акцентам столько современных шуток-прибауток, что мало не покажется.

Итак, Эвридика влюбляется в бога подземного царства Плутона, похожего на Никиту Джигурду. Он ее в свое царство и утаскивает. Композитор Орфей этому только рад, но Общественное Мнение в образе потрепанной дамы считает, что он должен страдать и тем самым поднимать свой рейтинг. Орфею не остается ничего другого как отправляться туда же, вместе с Общественным Мнением.

И вот он оказывается на Олимпе, где обитают античные боги во главе с Юпитером: вылитый генсек Брежнев - брови, ордена и красное знамя в руке вместо молнии. Но авторитетом он не пользуется - у всех богов свои капризы, открывающие простор для тех самых шуток на злобу дня. Все первое действие, редко разбавляемое музыкой, и посвящено перепалкам, в которых нашлось место всему: университету профсоюзов и его ректору Запесоцкому, горячим точкам, передаче Елены Малышевой, программе «Кривое зеркало», тендерам, коррупции, депутатам, адвокатам, питерскому климату - далее по списку, который регулярно озвучивает наше ТВ. Причем многие шутки, похоже, взяты из социальных сетей. Поэтому ожидаемы и не слишком смешны. Такой «злободневности» вполне могло бы быть и поменьше. Но небольшой канкан, который когда-то придумал Оффенбах и который впервые увидел свет именно на показе «Орфея в аду», в конце первого действия все-таки будет. И это частично спасает ситуацию.

Античный миф с веселым концом

Второе действие, пусть оно и вдвое короче первого, спасает ситуацию окончательно. «Злободневных» шуток здесь поменьше, музыки побольше и вообще все так красочно, многолюдно и ярко, что начинаешь понимать, в чем прелесть оперетты вообще. Именно при постановке «Орфея в аду» в свое время были сняты ограничения, по которым Оффенбаху разрешалось ставить только одноактные спектакли и выводить на сцену не больше четырех человек. Вот уж когда он оторвался по полной - в спектакле задействованы десятки человек. В Музкомедии к тому же у них шикарные костюмы, хорошие голоса и, что немаловажно в этом жанре, отличные фигуры у женщин. Ну и финальный канкан, или, как его называли раньше, инфернальный галоп, будет исполнен блестяще. Как выясняется, некоторые классические варианты совершенно не нуждаются в пародиях и осовременивании, чтобы быть принятыми на ура.

Что же касается героев, то Орфей, уходя на землю, обернется - специально, а значит, Эвридика останется в подземном царстве навсегда. Но в отличие он античного мифа это совсем не грустная история - Эвридика станет вакханкой и обретет свободу. Орфей - рейтинг. Танцуют все!

Анна ВЕТЛИНСКАЯ,

интернет-журнал «Интересант»

новости

  • Петербург встретит ноябрь мокрым снегом и умеренным ветром

  • «Поверил в справедливость российского правосудия». Первый вернувшийся в РФ бизнесмен из «списка Титова» получил три года колонии

  • Еще один участок на КАД перекроют. В субботу будет не съехать с Пулковского шоссе на внутреннее кольцо

  • Шокирующее убийство ребенка в Нарьян-Маре: три уголовных дела и нетрезвый с ножом в «Сказке»

  • Экс-главе дагестанского УФАС гуманный суд смягчил наказание: после отсидки ему разрешили устроиться на госслужбу на два года быстрее

  • В Ленобласти прекращается навигация маломерных судов

  • В Купчино кипяток из прохудившейся трубы обварил прохожего и создал затор

  • Путин нашел спасение для медицины. Студентов будут посылать в «медотряды»

  • Долговая нагрузка россиян - на максимуме. В кредитах больше половины работающего населения

  • BMW отзывает в России более 4 тысяч машин. Проблемы с безопасностью у них обнаружились спустя почти два десятилетия

  • В длинные ноябрьские выходные в Петербурге будут работать ночные автобусы

  • По официальному курсу ЦБ РФ евро войдет в ноябрь на повышении, а доллар - на понижении

  • Индекс РТС перебрался за 1450 пунктов впервые за шесть лет

  • Пьяный волгоградец обезглавил жену и мать, а потом попытался и сам отправиться вслед за ними

  • Минздрав увидел, как сократилось число врачей в регионах. Объясняют отток, в том числе, социальными проблемами и низкими зарплатами

  • Социальное расслоение и тяжелая жизнь: ВЦИОМ выяснил, что большинство россиян не ощущают народного единства

  • В Ленобласти увели полуприцеп с сушеными финиками почти на 4 миллиона рублей

  • Окинава лишилась своего символа - дотла сгорел знаменитый замок Сюри, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

  • «Спроса нет»: переход на четырехдневную неделю пока не поддержало ни одно предприятие

  • Четыре года после трагедии: В Петербурге вспоминают погибших при крушении авиалайнера А321 над Синаем

  • Рост тарифов ЖКХ: Где больше и меньше всего подорожает коммуналка

  • Минфин решил поэкспериментировать с самозанятыми в Петербурге, Ленобласти и еще на 17 «новичках»

  • Россиян предупреждают о выдающих себя за следователей телефонных мошенниках. Они ведут разговор о БАДах

  • Какие у Евневича «заслуги перед Отечеством»? В Петербурге гадают, за что наградили хозяина «Максидома»

  • В Карелии нашли утонувших рыбаков. Следствие говорит о непогоде

  • Требуется блогер-путешественник на зарплату - такую работу предлагают в Британии

Орфей в аду (Orpheus in der Unterwelt) - бурлескная опера в 3 (существует редакция в 4 актах) актах (Земля, Небо, Аид) по либретто Эктора Кремье и Людовика Галеви. 1984 Берлин.
Музыкальная редакция: Германн Лампрехт.
Инсценировка: Гётц Фридрих.
Балет, хор и оркестр театра "Дойче опер", дирижер - Хесус Лопес Кобос


Хулия Мигенес-Джонсон - Эвридика
Дональд Гробе - Орфей
Мона Зифрид
Ганс Бейрер
Астрид Верней

Хельмут Лонер - Фриц Стикс

Особенно рекомендую обратить внимание на этого гениального комического исполнителя (и режиссера-постановщика) - Хельмута Лонера. Его куплеты "Когда я был королем в Беотии" в 3 д. забыть невозможно. Настоящий самородок, гений в прямом смысле слова.

В постановке нет никаких особых модернизмов или эффектов (думаю все было и при Оффенбахе - например светящиеся буквы на дверях в 1 акте, при схождении Эвридики в царство Плутона), однако выдумка, отменный юмор, хорошо съигранные образы - вызвали у меня бурю восторга. Остроумие - вот главное достоиство шедевра Оффенбаха (подтрунивание над Вагнером - цитаты из кольца, или перечеркнутое старое название отеля Олимп - Валгалла.)


Аллегории Оффенбаха и Галеви довольно прозрачны - это конечно пародии на современные нравы и на быт совреммеников Жака. А что сказать об Богах танцующих канкан? А Эвридика (которая кстати полураздета - явный признак скромности), сказавшая о счастливой супружеской жизни "чем такая жизнь, лучше в ад!"


Сюжет довольно прост. Оффенбах взяв за основу оперу Глюка, передалал трагедию на фарс, причем события остались теми же, но поданными в юмористическом ключе. Орфей сговаривается с Плутоном, чтоб избавиться от надоевшей жены, в результате некая гадюка кусает змею (илинаоборот) и "бесценное сокровище" Орфея наконец-то отбывает с глаз долой; наш музыкант не особо печалится - он пирует с молодыми хористками. Этот непорядок становится известен богам (живущим в отеле Олимп (бывшем отеле Валлгалла)), и вот Юпитер наказывает Орфею спуститься в аид, и забрать свое "сокровище" назад. Орфей протестует "Я уже не люблю!". Но делать нечего - придется забирать "гадюку" из аида.


Вот полное содержание Орфея:


Акт I
Общественное Мнение обьясняет свою роль в опере, как защитницы морали. Её цель – переделать историю музыканта Орфея и красавицы Евридики (которые будучи мужем и женой ненавидят друг друга) в назидательную историю о любви и супружеской верности. К несчастью, Эвридика тайно любит пастуха Ариста, а Орфей – пастушку Хлою. Когда однажды ночью Орфей путает свою жену с любовницей, всё открывается и Эвридика требует развода. Орфей, боясь реакции Общественного Мнения на скандал, заставляет Эвридику молчать, мучая её своей игрой на скрипке, которую та терпеть не может.
В следующей сцене появляется пастух Арист (на самом деле это - переодетый бог Плутон) и поёт песенку о том, как он ненавидит пасти овец.))) Эвридика обнаруживает ловушку на ферме Ариста, и думает что она подстроена Орфеем для убийства её любовника. На самом деле ловушка – результат сговора между Орфеем и Плутоном, чтоб убить Эвридику для того чтоб Плутон мог заполучить её для себя, а Орфей получить свободу. Плутон заманивает Эвридику в ловушку, она погибает, но затем открывает что смерть не так уж плоха, если бог смерти влюблён в тебя.
Плутон и Евридика весело и с песнями снисходят в Ад, Орфей избавился от нелюбимой жены, все довольны. Но тут вмешивается Общественное Мнение, и угрожая испортить музыкальную карьеру Орфея, заставляет его спустится в Ад и спасти жену. Орфей неохотно соглашается.


Акт II
Боги и полубоги заснули от скуки. Становится немного веселея, когда появляется богиня охоты Диана и поет о своём новом любовнике Актеоне. Юпитер, шокированный поведением своей дочери, которой полагается быть девственной богиней, превращает Актеона в белого оленя. Затем является Плутон, рассказывает о прелестях адской жизни, и в итоге подымает небожителей на бунт против Юпитера из-за невкусного нектара, омерзительной амброзии и смертельной тоски миической жизни. На Олимпе происходит революция, но новости о прибытии Орфея заставляют богов приянть подобающий вид и не ударить лицом в грязь перед Общественным Мнением смертных.
Орфей просит вернуть ему Эвридику, Плутон не соглашаеться и Юпитер решает спустится в Ад чтобы лично разобраться в сложившейся ситуации. Остальные боги умоляют его взять их с собой, Юпитер соглашаеться, все ликуют.

Акт III
Плутон вынужден скрывать любовницу от Юпитера и от её мужа. Эвридика, оставленная без общества, скучает. Лакей Джон Стикс не скрашивает её одиночества, а только утомляет постоянными рассказами о том, как он был королём Беотии, пока не умер. Юпитер открывает, где спрятана Эвридика, и проникает в её темницу через замочную скважину, превратившись в муху. Они встречаються, влюбляються и поют любовный дуэт, причем партия Юпитера целиком состоит их жужжания)))). Позже он открывает Эвридике, кто он и обещает свою помощь.

Акт IV
Сцена представляет пир богов в аду, где нет нектара и амброзии, но зато есть вино. Эвридика проникает на пир, переодевшись вакханкой и готовится к побегу, который устаевает для неё новый любовник – Юпитер. Но задуманный побег срывается, когда следует приглашение на танец.
Увы, Юпитер умеет тацевать только старинный медленный менуэт, а все остальные находят этот танец ужасно скучным. После менуэта следует самая знаменитая часть оперы – «Адский галоп». (мелодия галопа положила начало танцу Кан-кан). Все танцуют, но веселье прерывается унылыми звуками скрипки, извещающими о появлении Орфея, который явился за своей женой. Но у Юпитера есть план, и он обещает не отдавать Эвридику обратно к мужу. Согласно мифу, Орфей не должен оглядываться назад, иначе он потеряет Эвридику навсегда (что Орфей вовсе не прочь сделать). Но Общественное Мнение зорко надзирает За Орфеем и не даёт ему сжульничать. Тогда Юпитер кидает молнию за спину Орфея, от испуга тот отпрыгивает и оглядываеться назад. Все заканчивается счастливо.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры