Сочинение: Спор поколений: вместе или врозь. Проблема взаимоотношений поколений в русской литературе Направление спор поколений вместе и врозь
Вечной проблемой, перед которой часто бессильными оказываются люди разных поколений, является конфликты отцов и детей. Считавшиеся ранее основой людского существования жизненные принципы старших, имеют свойство уходить в прошлое, и сменяться новыми жизненными идеалами, в которые верит молодое поколение. При этом поколение “отцов” не желает уступать и осуществляет попытки к сохранению всего того, что в него вселяло веру, и чем оно жило всю жизнь.
Зачастую представители старшего поколения не хотят считаться с новыми убеждениями
молодых людей, выражая стремление к покою. Они желают все оставить, как было. Но “дети” отличаются более прогрессивными взглядами на жизнь, находятся в постоянном движении, стремлении все подвергнуть перестройке, изменениям, не понимая пассивности старших.
Столкновение, происходящее между “отцами” и “детьми” имело место быть всегда, оно и сегодня остается актуальным, и будет тревожить жизнь будущих поколений. Это стало отражением мыслей многих русских писателей. Каждому свойственно по-разному разрешать данную проблему в своем творчестве. В число таких классиков литературы входит И. С. Тургенев,
написавший произведение “Отцы и дети”, заслуживающее на особое внимание. В романе описываются главные противники и антагонисты – Евгений Базаров и Павел Кирсанов. Перед читателем разворачивается конфликт, рассматриваемый, как возникновение проблемы “отцов и детей”. Здесь имеются в виду социальные, политические и общественные разногласия. Важно отметить факт отличия между Базаровым и Кирсановым с точки зрения их социального происхождения, что, нашло, конечно, свое отражение на формировании взглядов данных личностей.
Прародители Базарова были крепостными крестьянами. Для того чтобы добиться в жизни поставленных целей, ему потребовалось много думать и трудиться. Евгения привлекало изучение медицинских и естественных наук, проведение опытов, коллекционирование жуков и насекомых. В отличие от него Павел Петрович вырос в благополучной атмосфере достатка, даже поселившись в деревне у брата, Кирсанов умудрялся соблюдать светские приличия. Внешнему виду данный персонаж придавал огромное значение. Увлечением Кирсанова Павла Петровича являлась поэзия. Соблюдение дворянского уклада жизни он считал своим долгом.
(1
оценок, среднее: 2.00
из 5)
Другие работы по этой теме:
- Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема “отцов и детей”, в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями. Что же ведет к...
- Проблема отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” до сих...
- Как посравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший… А. Грибоедов. Горе от ума В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев сумел отобразить...
- Конфликт поколений является проблемой вне времени. Столкновение мировоззрений отцов и детей происходило и будет происходить, потому что в его основе лежит один из законов диалектики...
- План Фамусов и фамусовское общество как представители “века минувшего” Молодое поколение в обществе консервативного дворянства. Образ Молчалина. “Век нынешний” в пьесе ” Горе от ума...
- Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему “Спор поколений: отцы и дети” Спор поколений: отцы и дети Отечественная, а тем более мировая литература имеет достаточно много...
- Вопрос взаимоотношений отцов и детей стар как мир. Еще в одном из древнеегипетских папирусов обнаружили запись, в которой автор жалуется, что дети перестали уважать своих...
Среди многих произведений, раскрывающих данную проблему, меня привлек роман английского писателя Николаса Спаркса, полюбившегося нашему российскому читателю по произведению "Дневник памяти". Есть и еще одна причина обращения к этому произведению. Развод родителей, увы, набирающий обороты в нашей стране и тяжелой раной разъедающий души детей. И время повествования - оно все же ближе к современным юношам и девушкам, как бы мы ни почитали классику. Готова услышать мудрые советы учителей русского языка и литературы, а также всех, кто посчитает нужным написать его мне.
Спор поколений: вместе и врозь
Во все времена на всех континентах среди прочих материальных и духовных ценностей, передающихся по наследству из поколения в поколение, есть та, от которой очень хочется избавиться, как от незаживающей раны, потому что ценностью её не назовешь. Это конфликт поколений. И он становится бедой, если разум уступает гордыне. Как навести мосты между зрелостью и юностью и разрубить дамоклов меч холодных, натянутых (порой до ненависти) отношений отцов и детей? Как идти по жизни: вместе или врозь?Ответ на этот вопрос мучительно ищут в семье родители, дети которых все дальше отдаляются, страдая при этом не меньше их. И, конечно же, писатели пытаются проникнуть в самые отдаленные уголки человеческого страдания от непонимания самых близких людей. Среди мастеров слова это И.С. Тургенев, рассказавший нам о горе родителей единственного своего ненаглядного сына Енюшки. Это и судьба самого автора, мать которого была деспотической женщиной, не считавшейся ни с писательскими способностями сына, ни с его собственной точкой зрения на что-либо, в том числе и на личную жизнь. Конечно же, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, рассказавшие нам о проблемах подросткового возраста. Среди современников полюбившийся мне английский писатель Николас Спаркс, о книге которого пойдет речь в моих рассуждениях по данной проблеме.
Роман «Последняя песня» - гимн любви, проявляющейся во всем: во взгляде, в жесте, в слове, в музыке, - и распространяющейся на семью, на друзей, на братьев наших меньших. Но до такой любви надо дорасти, пробираясь, а иногда и продираясь сквозь неожиданные препятствия, которые жизнь тебе подбрасывает на каждом шагу. Дойти, отбрасывая спесь и гордыню, учась слушать и понимать язык близких тебе людей. Как это делала героиня романа Ронни. Еще восемь месяцев назад восемнадцатилетняя девушка, мечтавшая об отдыхе с друзьями на Манхэттенне, вынуждена была ехать по требованию матери на все летние каникулы к отцу в Северную Каролину, все равно, что к черту на кулички. По дороге туда она задавала себе вопросы: «почему… мать и отец так её ненавидят», «почему ей пришлось ехать к отцу, в эту безнадежную южную глушь, к черту на рога?» Она даже не хотела слушать доводы матери, что так надо, что дочь не виделась с отцом уже три года, что она не подходила к телефону, когда ей звонил отец и т.д.
Полный текст сочинения можно скачать по кнопке ниже.
Пожалуй, тема взаимоотношения разных поколений, отцов и детей, стоит по популярности на втором месте после темы любви. Могу ошибаться, но произведений действительно много. Ниже приведен список, где эта тема рассматривается в разные моменты истории. Как она трансформируется примерно каждые 50 лет.
- А.С. Грибоедов « Горе от ума»
- Д.И. Фонвизин « Недоросль»
- И.С. Тургенев « Отцы и дети»
- Л.Н. Толстой « Война и мир»
- А.Н. Островский « Гроза»
- А.П. Чехов « Вишневый сад»
- В.Г. Распутин « Прощание с Матёрой» .
Останавливаться, разумеется, на всех произведениях мы не будем. А коснемся же основных. Не в обиду Грибоедову, его пропустим, перейдем к рассмотрению пьесы « Недоросль» Д.И. Фонвизина.
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Блок тем для сочинения звучит так: «Спор поколений: вместе и врозь». Здесь нам важно показать не только конфликтные ситуации, возникающие между разными поколениями, а также то, как первые воспитывали других, как влияли на них, как у них это получалось.
Наверняка, все слышали такую пословицу – яблоко от яблони не далеко падает. Она бы как раз подошла в качестве эпиграфа.
«Без наук люди живут и жили ». – Так отзывается о необходимости обучения главная героиня фонвизинского произведения. А к тому же властная, деспотичная г-жа Простакова умело оберегает своего сына Митрофана от всякого ученья. Есть, правда, несколько педагогов, но те совершенно негодные, да и зачем, собственно, им вдалбливать лоботрясу какие-то знания, если мать наняла их только потому, что так делают все, ведь стыдно будет перед другими. Иных мотивов научить своего сына чему-либо у нее, по сути-то, и не было. Она олицетворяет безумную, животную любовь к своему сыну.
Некоторые высказывания Простаковой:
«С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда! »
«Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головы, так по мне перестань
».
«Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение! »
«Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить ».
У Простаковой есть еще и брат, который умом-разумом тоже недалеко ушёл:
«Я отроду ничего не читывал, сестрица. Бог меня избавил от этой скуки ».
«Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата ».
«Люблю свиней сестрица, у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них одной, котора, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою ».
Ещё у Митрофана есть нянька, которая также печется о нем, оберегая от труда усердного, от тяги к наукам разным.
Окружение исключительно способствовало тому, чтобы взрастить себе подобного. Они это и получили. Крылатое фраза, « Не хочу учиться, хочу жениться» , как раз и прозвучала из уст нашего героя.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Если предыдущее произведение посвящено теме воспитания и образования, то в романе «Отцы и дети» между разными поколениями возникают конфликты. Они идут врозь.
Главный герой, Евгений Базаров, человек, который идёт в ногу со временем, а во многом, даже обгоняет его, делает достаточно спорные заявления. И высказывает это он людям, которые изначально держатся противоположных точек зрения.
Если тема касается искусства, то «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта ». Если природой кто-то восхищается, то только не Базаров: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник ». А любовь так и вовсе – «белиберда ». Понятно, что без конфликтов было не обойтись, а то как же – чистокровные дворяне потерпеть такого вздора точно не могли бы.
Кирсанов так отзывался о Базарове:
«
Лекаришка
»
,
«
волосатый
»
,
«
шарлатан
»
,
«
господин нигилист
»
и т.д.
Добавим ко всему сказанному некоторые колкие высказывания Базарова в адрес Павла Петровича Кирсанова и получите дуэль.
«... уеду отсюда [из родительского дома] завтра. Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. Отправлюсь опять к вам в деревню... У вас, по крайней мере, запереться можно. А то здесь отец мне твердит: "Мой кабинет к твоим услугам - никто тебе мешать не будет"; а сам от меня ни на шаг. Да и совестного как-то от него запираться. Ну, и мать тоже. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней – и сказать ей нечего ».
Базаров и понимает, что родители любят его безмерно, но однако же видит, что эта любовь его обременяет. К науке душа лежит, не до телячьих нежностей, и ничего Евгений с этим поделать не мог.
Можно много обсуждать этот роман, спорить, но мы никогда не сможем прийти к единственно верному ответу в вопросе, который бы касался взаимоотношения разных поколений. Не зря ведь, что к ней так часто обращаются, и не зря так любят спорить. Единственное, пожалуй, чего делать нельзя – так это полностью отказываться от своего прошлого, своей истории...
Примерные темы сочинений для подготовки
- Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса
- Кто такие дети в романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» ?
- Война, сталинизм и дети
- Смысл названия романа « Отцы и дети»
- Дети и детство в русской литературе
- Кто прав в споре двух поколений в романе « Отцы и дети» ?
- Современные проблемы детей
- Вечные проблемы недопонимания родителей и детей
- Моё первое впечатление от прочтения комедии Д.И. Фонвизина « Недоросль»
- Любовь и дети
- « Без страстей и противоречий нет жизни» (В.Г. Белинский)
- Семья – это мой дом
- Роль семьи в жизни человека
Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе.
Спор поколений: вместе и врозь
Тема. Конфликт и преемственность поколений в произведениях русской литературы.
Урок №1
Цели.
1. Проверить и закрепить знания художественной литературы.
2. Развить навыки работы с текстом.
3. Раскрыть суть отношений главных героев произведений с противоборствующим другим.
4. Сделать вывод, как отражается конфликт и преемственность поколений.
Метод.
Аналитическая беседа, комментированное чтение, пересказ эпизодов, творческая работа учащихся (написание сочинений).
Ход урока.
1. Запись темы и эпиграфов:
«Чти отца своего и матерь свою,
и благо тебе будет,
и долголетен будешь на земле»
(Библейская заповедь)
«Порвалась связь времен»
(В. Шекспир)
«Сегодня российское общество
испытывает дефицит
духовных скреп»
(В.В. Путин)
2. Слово учителя о целях и задачах урока
Пословное обдумывание формулировки темы. Учитель заостряет внимание на том, что здесь действительно важно каждое слово. И ключевые здесь слова:
Конфликт – это столкновение, непримиримость, противоречие, протест.
Преемственность – продолжение, начатого предшественниками, следование их пути.
Как вы понимаете эпиграфы?
Вступительное слово учителя.
«Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп», - это слова из послания Федеральному собранию Президента В.В. Путина.
В самом деле, наше общество утратило за последние десятилетия традиционные нравственные ценности. Разобщенность «Отцов и детей», непонимание даже внутри одного поколения особенно остро ощущаются сейчас, когда утрачены прежние смыслы и цели, а новые вызывают растерянность, неопределенность.
Правда, такие споры были очевидны и в прежние время.
Предлагаю вспомнить суть споров отцов и детей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Вспомните, чем ознаменовался приезд Базарова в Марьино?
Прежде всего Базаров не считает нужным в угоду элементарным правилам учтивости менять свое обычное поведение. Оказавшись в обществе людей старшего поколения, не разделяющих революционно-демократических убеждений, он проявляет нетерпимость к их мнению, становится грубым среди своих товарищей.
3. Проверка домашнего задания (опережающее домашнее задание)
В качестве опережающего домашнего задания вам надо было подумать над вопросами:
– Как Тургенев противопоставил братьям Кирсановым нигилиста Базарова?
Наделен ли Базаров рефлексией, определенным расхождением между словами (убеждениями) и делами (готовность и способностью «рассиропится»)? В каких эпизодах это обнаруживается?
Как характеризуют Базарова его циничные суждения о женщинах и глубокая, страстная любовь к Одинцовой?
Что можно сказать о грубоватых высказываниях героя о родителях и нежной любви к своим старикам?
В каких эпизодах романа обнаруживается «великое сердце» Базарова и безусловный трагизм его судьбы? Где проявляется трагедия бессмысленного отрицания того, что является прекрасным (музыки, поэзии, живописи, природы)?
4. Поведение итогов беседы
Проблема, заваленная Тургеневым в названии романа, - это проблема на все времена. Собственно, это проблема переосмысления жизненных ценностей поколения, предшествующего поколением, приходящим ему на смену. Не всякая смена поколений сопровождается таким переосмыслением и такой ломкой, как это произошло с Базаровым.
Важно отметить, что идейный конфликт, который возник в романе между Базаровым и «отцами» примирением разрешится не может. Мировоззренческое противостояние ведет к полному разрыву – к нарушению связи времен . (см.1 эпиграф). Фигура Базарова трагична одиночеством его. Нет у него настоящих последователей на главном его поприще (не стоит думать, что медицина – главное его поприще). Одинок он и в личной жизни. Старики-родители чуть ли не боятся его, и он с ними скучает. И в отношениях с Одинцовой он терпит крах. Эта история окончательно надломила его.
Неожиданно обнаруживается, что и с народом, знанием и пониманием, которого он так похваляется, у него тоже нет подлинной близости. Простой мужик выносит ему приговор: «Известно, барин: разве он что понимает?»
Скептицизм охватывает героя. Он и сам перестает верить в необходимость, какой бы то ни было полезной деятельности. Усталость, бездействие, тоска героя ведут к трагическому тупику его жизненного пути.
5. Переход к анализу сцен из «Капитанской дочки»
Учитель
И все-таки как хорошо, когда не война, не протест против старшего поколения, а преемственность, дает понимание смысла жизни отцов утвердились в сознании детей. «Духовные скрепы» навсегда соединили Петра Гринева с родителями.
Напомните основные эпизоды, раскрывающие поведение героя, следование завету отца, в повести «Капитанская дочка».
Учащиеся пересказывают
Эпизод казни защитников Белогорской крепости.
В штабе Пугачева.
В Бердской слободе.
Делаем вывод
Примером стойкости, верности своим убеждениям, царю и Отечеству и, конечно, Богу, является Петр Гринев. Несмотря на сложные драматические обстоятельства, в которых он оказался, Петр Гринев не уронил чести, остался верен государыне и не опозорил чести своей семьи. Герой всегда надеялся на милость Господа и выходил из труднейших положений благодаря своим нравственным качествам. В трудные минуты жизни он руководствуется не сиюминутными интересами, а высшими принципами, которые помогают ему принять правильные решения. Как ни уговаривал его Пугачев перейти на его сторону, Гринев не изменил себе, своим убеждениям, сохранив при этом достоинство и честь.
6. Переход к сопоставительному анализу двух героев: Молчалина из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и Чичикова из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Что объединяет двух героев Павлушу Чичикова и Молчалина?
Оба получили советы своих отцов, но эти заветы несут в себе безнравственное начало. Комментарий учащихся и подтверждение текстами.
Урок №2 Урок развития речи.
Написание сочинений по теме урока №1.
Фрагменты сочинений.
Сочинение 1
Оба героя (Базаров и Павел Петрович) почувствовали неприязнь друг к другу при первой же встрече. Павел Петрович окрестил Базарова циником, плебеем, лекаришкой, волосатым, шарлатаном. Базаров же называет Кирсанова аристократишкой, идиотом. И первая же встреча за чаем привела к словестной дуэли, которая длилась вплоть до настоящего поединка.
Спорили по разные вопросам, волновавшим в то время: о нарде, его жизни, о науке, патриотизме, религии, искусстве. Здесь и далее и выявились нигилистичные взгляды Базарова. Он считает, что «порядочный химик в 20 раз полезнее поэта», что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Базаров не признает чувств, считая, что есть только ощущения. Будучи естествоиспытателем, герой не признает никаких высших духовных ценностей.
Но начинается проверка взглядов Базарова жизнью. Постепенно после встречи с Одинцовой Базаров начинает осознавать свою беспомощность перед вечностью и могуществом природы: «…И часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожны перед вечностью, где меня не было и не будет!..» - восклицает он. Грусть и растерянность чувствуем мы в этих словах.
Да и любовь, которую он тоже отрицал, входит в его жизнь. Как оказалось, он способен на глубокое чувство. Хотя оно и осталось безответным, а ведь прежде он был так циничен в отношении к женщине.
Особую остроту, пронзительность придает конфликт Базарова с родителями. Чувства Базарова противоречивы. С одной стороны, в порыве откровенности он признается, что любит своих родителей, а с другой – в его словах сквозит презрение к «глупой жизни отцов», продиктованное его жизненной позицией, его твердыми убеждениями. Разлад этот, по-видимому, не разрешим. Базаров утверждает: «Всякий человек сам себя воспитывать должен – ну хоть как я». Но не прав он. Только благодаря примеру родителей, их воспитанию возможен был интеллектуальный рост Базарова. Трагедия его в том, что утратив возможность понимать их, принимать их такими. Как есть, прощать. Между ними велика пропасть, да и сам Базаров не хочет сблизится с ними, считая это шагом назад.
«Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле», - гласит пятая заповедь, данная Господом Богом. Как же правильно почитать отца и мать? Это в первую очередь любить их, быть благодарными им за жизнь, которую они дали, не судить их поступки, заботиться о них до самой их смерти, слушать их во всем.
Полное забвение этой заповеди у Базарова: «да благо будет тебе, должен будешь на земле». Забыл о Боге, исключил его из своей жизни: «Я гляжу в небо, когда хочу чихнуть», - говорит герой. Вот еще и почему такой трагический финал повести.
Сочинение №2
Так о чем роман? О трагедии человека, разъеденного с миром отцов. Роман о человеке, который попрал многие общечеловеческие, христианские ценности: любовь к ближнему, заповеди «не убий» (все-таки стрелялся на дуэли) и «что отца и матерь свою».
Что же еще можно поставить ему в вину. Виноват, потому что тяготился родителями, был снисходителен и высокомерен в дружбе, циничен в отношении к женщине, с презрением относился к Ситникову и Кукшиной, людям пусть и убогим и недалеким, но все ж людям. А главное, исключил мысль о Боге. Так все-таки врозь, а не вместе с отцами горой. Так и не поменял от своих убеждений. Крайности во взглядах Базарова принесли на все последующие времена, ибо несли разрушительное, безнравственное начало.
Сочинение №3
Проблемы отцов и детей существуют во многих произведениях литературы. В семье, от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми. Поэтому-то от взаимоотношений в семье, между родителями и детьми, зависит то, как будет в будущем человек относится к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что будет для него главным и святым.
«Береги честь смолоду»,- так напутствует отец своего сына Петра, отправляющегося на военную службу. И этот завет Петр Гринев выполнил до конца. В трудных обстоятельствах герой оказывается часто, но никогда не запятнал он чести не уронил достоинство. Духовные скреп, говоря современным языком, навсегда связали его с корнями. Нигде в повести Гринев не отступает от чести по малодушию, по страху. Вот в Белогорской крепости пленного Гринев, узнанного и пощаженного Пугачевым подтаскивают к атаману для лобызания руки «государя». «Целуй руку, целуй руку!» - говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению».
В повести нигде Гринев сознательно не поступается своей офицерской честью. Его щадят, ему дарят подарки и помогает освободить невесту Пугачев. Сам же Гринев не помогает самозванцу ничем, кроме помощи нравственной. Более того, он заставляет Пугачева относится с определенном уважением к своим представлениям о чести и присяги.
«Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты сделал для меня. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести»,- говорит Гринев Пугачеву при освобождении Маши.
Сочинение №4
В повести нигде честь не противоречит совести. За что держаться? Что не подведет? Держаться надо за совесть, за честь в глазах Бога (думаю, это имел в виду отец, наставляя сына), за Бога. Это поможет сохранить честь и в глазах людей. Такой глубоко христианский, глубоко русский ответ дает Пушкин в повести «Капитанская дочка». Его герой, конечно же, с младых ногтей, знал заповедь о почитании родителей. И благо было ему, да долголетен был он на земле, ибо остался настоящим гражданином, хорошим семьянином и истинным христианином.
Сочинение №5
Отцы бывают разные. Были и такие которые в своих наставлениях, что для них самих являлось наиболее важным в жизни. Отец наказывал Павлуше Чичикову больше всего угождать учителям и наставникам, беречь и копить копейку. «Все сделаешь и прошибешь на свете копейкой». Духовной пустотой и мертвечиной веет от героя. Все мысли и чувства этого человека подчинены одному желанию – любой ценой стать богатым. Ради заветной цели он идет на хитрость и обман, проявляет самые отвратительные качества: изворотливость, ловкость, лесть, мошенничество. Ничего святого нет в этом человеке, да и не могло быть, судя по наставлении, которого он явно превзошел. Подлецом называет Чичикова Гоголь.
А вот другой персонаж – Молчалин. Он полностью разделяет взгляды старшего поколения. Это очень помогает ему в жизни. Он добился и чина асессора, и стал секретарем у Фамусова, московского туза, его любит дочь богатого человека. И все это потому, что он придерживался завета отца:
Во-первых, угождать всем людям без изъятия-
хозяину, где доведется жить,
начальнику, с кем буду я служить,
слуге его, который чистит платье,
швейцару, дворнику для избегания зла,
собаке дворника, чтоб ласкова была.
Значительный успех принесли ему, кроме этого угодничества и лакейства, «умеренность и аккуратность». Но читатель не ошибается: все отвратительно в этом человеке, все упрятано, утаено. Умному Чацкому видны ничтожества и глупость Молчалина, его безгласие и низкопоклонства. В конце пьесы и Софье открылись трусость и подлость Молчалина, его расчетливость и лицемерие, его подхалимство и неискренность.
Заключительное слово учителя.
Вот так мы говорим на уроке о конфликте и преемственности поколений проблеме отцов и детей. Проблема это существовала всегда и остается актуальной в нынешнее время.
Какие ценности унаследует молодое поколение от старших? Какие «духовные скрепы соединят людей в семье, обществе? Какие базовые ценности сегодня наиболее востребованы молодежью? И что делать, что бы все-таки «вечные ценности» высшие человеческие качества- такие, как вера, честь и благородство, служение своему делу, труд в раскрытие талантов, данных человеку Богом, доброта, любовь к людям, своему Отечеству, верность ему, - были в чести у всех, кто вступает во взрослую жизнь. Ибо забвение, пренебрежение ими приводит к непониманию между людьми и поколениям, трагическим разрывам.
Пожалуй, тема взаимоотношения разных поколений, отцов и детей, стоит по популярности на втором месте после темы любви. Могу ошибаться, но произведений действительно много. Ниже приведен список, где эта тема рассматривается в разные моменты истории. Как она трансформируется примерно каждые 50 лет.
- А.С. Грибоедов « Горе от ума»
- Д.И. Фонвизин « Недоросль»
- И.С. Тургенев « Отцы и дети»
- Л.Н. Толстой « Война и мир»
- А.Н. Островский « Гроза»
- А.П. Чехов « Вишневый сад»
- В.Г. Распутин « Прощание с Матёрой» .
Останавливаться, разумеется, на всех произведениях мы не будем. А коснемся же основных. Не в обиду Грибоедову, его пропустим, перейдем к рассмотрению пьесы « Недоросль» Д.И. Фонвизина.
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Блок тем для сочинения звучит так: «Спор поколений: вместе и врозь». Здесь нам важно показать не только конфликтные ситуации, возникающие между разными поколениями, а также то, как первые воспитывали других, как влияли на них, как у них это получалось.
Наверняка, все слышали такую пословицу – яблоко от яблони не далеко падает. Она бы как раз подошла в качестве эпиграфа.
«Без наук люди живут и жили ». – Так отзывается о необходимости обучения главная героиня фонвизинского произведения. А к тому же властная, деспотичная г-жа Простакова умело оберегает своего сына Митрофана от всякого ученья. Есть, правда, несколько педагогов, но те совершенно негодные, да и зачем, собственно, им вдалбливать лоботрясу какие-то знания, если мать наняла их только потому, что так делают все, ведь стыдно будет перед другими. Иных мотивов научить своего сына чему-либо у нее, по сути-то, и не было. Она олицетворяет безумную, животную любовь к своему сыну.
Некоторые высказывания Простаковой:
«С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда! »
«Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головы, так по мне перестань
».
«Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение! »
«Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить ».
У Простаковой есть еще и брат, который умом-разумом тоже недалеко ушёл:
«Я отроду ничего не читывал, сестрица. Бог меня избавил от этой скуки ».
«Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата ».
«Люблю свиней сестрица, у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них одной, котора, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою ».
Ещё у Митрофана есть нянька, которая также печется о нем, оберегая от труда усердного, от тяги к наукам разным.
Окружение исключительно способствовало тому, чтобы взрастить себе подобного. Они это и получили. Крылатое фраза, « Не хочу учиться, хочу жениться» , как раз и прозвучала из уст нашего героя.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Если предыдущее произведение посвящено теме воспитания и образования, то в романе «Отцы и дети» между разными поколениями возникают конфликты. Они идут врозь.
Главный герой, Евгений Базаров, человек, который идёт в ногу со временем, а во многом, даже обгоняет его, делает достаточно спорные заявления. И высказывает это он людям, которые изначально держатся противоположных точек зрения.
Если тема касается искусства, то «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта ». Если природой кто-то восхищается, то только не Базаров: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник ». А любовь так и вовсе – «белиберда ». Понятно, что без конфликтов было не обойтись, а то как же – чистокровные дворяне потерпеть такого вздора точно не могли бы.
Кирсанов так отзывался о Базарове:
«
Лекаришка
»
,
«
волосатый
»
,
«
шарлатан
»
,
«
господин нигилист
»
и т.д.
Добавим ко всему сказанному некоторые колкие высказывания Базарова в адрес Павла Петровича Кирсанова и получите дуэль.
«... уеду отсюда [из родительского дома] завтра. Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. Отправлюсь опять к вам в деревню... У вас, по крайней мере, запереться можно. А то здесь отец мне твердит: "Мой кабинет к твоим услугам - никто тебе мешать не будет"; а сам от меня ни на шаг. Да и совестного как-то от него запираться. Ну, и мать тоже. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней – и сказать ей нечего ».
Базаров и понимает, что родители любят его безмерно, но однако же видит, что эта любовь его обременяет. К науке душа лежит, не до телячьих нежностей, и ничего Евгений с этим поделать не мог.
Можно много обсуждать этот роман, спорить, но мы никогда не сможем прийти к единственно верному ответу в вопросе, который бы касался взаимоотношения разных поколений. Не зря ведь, что к ней так часто обращаются, и не зря так любят спорить. Единственное, пожалуй, чего делать нельзя – так это полностью отказываться от своего прошлого, своей истории...
Примерные темы сочинений для подготовки
- Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса
- Кто такие дети в романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» ?
- Война, сталинизм и дети
- Смысл названия романа « Отцы и дети»
- Дети и детство в русской литературе
- Кто прав в споре двух поколений в романе « Отцы и дети» ?
- Современные проблемы детей
- Вечные проблемы недопонимания родителей и детей
- Моё первое впечатление от прочтения комедии Д.И. Фонвизина « Недоросль»
- Любовь и дети
- « Без страстей и противоречий нет жизни» (В.Г. Белинский)
- Семья – это мой дом
- Роль семьи в жизни человека