Создание романа евгений онегин презентация. Евгений онегин

Главная / Любовь

Слайд 1

«Чувствую, что душа моя развилась вполне – я могу творить»

Слайд 2


Роман «Е.О.» был начат поэтом в южной ссылке (9 мая 1823 года) и закончен Болдинской осенью (25 сентября 1830 года). Но на этом работа над романом не прекратилась. В 1831 году поэт переделал последнюю восьмую главу и написал письмо Онегина к Татьяне. Вполне естественно, что в течение семи лет план романа менялся.

Слайд 3

Творческая история романа «Евгений Онегин»
Последний набросок плана «Е.О.» (26 сент. 1830 г.) включает десять глав. Восьмая глава должна была стать десятой, а вместо нее после седьмой главы Пушкин намеревался подробно описать путешествие Онегина. Заключался роман десятой главой, где говорилось о зарождении тайных декабристских обществ. Десятая глава и «Путешествие Онегина» не были завершены поэтом, хотя он придавал своему замыслу большое значение и не раз впоследствии возвращался к нему.

Слайд 4

Творческая история романа «Евгений Онегин»
Современники, которым Пушкин читал десятую главу, и сам поэт понимал, что по цензурным причинам она не могла появиться в печати. 19 октября 1830 г., в день очередной лицейской годовщины, Пушкин сжег десятую главу, как об этом свидетельствует пометка на рукописи «Метели». Но, по-видимому, Пушкин оставил в своем распоряжении какие-то копии десятой главы, потому что отрывки из нее он читал П.А. Вяземскому и А.И. Тургеневу.

Слайд 5

Творческая история романа «Евгений Онегин»
Кроме того, в бумагах поэта были обнаружены текст начальных четверостиший первых шестнадцати строф, тщательно зашифрованных, и недоработанный черновой текст трех строф (XV, XVI, XVII). Пушкинисты нашли ключ к шифру автора и теперь нам известны в отрывках и с пропусками семнадцать строф десятой главы. Однако, ни «Путешествие Онегина», ни десятая глава в окончательный текст романа не вошли, хотя отрывки из «Путешествия Онегина» Пушкин опубликовал в примечании к роману. Таким образом, «Е.О.» состоящий из восьми глав, представляет собой законченное произведение.

Слайд 6

Творческая история романа «Евгений Онегин»
Действие романа развивается с 1819 по 1825 год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип человека, подобного герою пушкинского произведения. Поэт хотел воссоздать духовную атмосферу, в которой рождался тип Евгения Онегина. В течение семи лет и сам Пушкин не оставался неизменным. Поэт запечатлел в произведении и собственный духовный рост, и развитие своих героев. Пушкин смотрел на них глазами современника и глазами человека, для которого они уже стали историческими типами. Так в романе Пушкина объединились история и современность. В «Е.О.» предстала реально движущаяся история русского общества.

Слайд 7


Когда Пушкин задумал писать роман «Евгений Онегин», у него была напечатана только первая из романтических поэм - «Кавказский пленник». Над другой поэмой - «Бахчисарайский фонтан» - он еще не работал и к «Цыганам» не приступал. И все же «Е.О.» уже с первой главы представлял собой произведение нового типа творчества - не романтического, а реалистического.

Слайд 8

Художественное своеобразие романа
В ходе работы над романом «Евгений Онегин» Пушкин перешел от романтизма к реализму. Даже гениальному Пушкину этот переход дался не легко, так как в тех годах ни в России, ни на Западе реализм еще не сформировался как направление. Создав «Евгений Онегин», поэт раньше всех - и в России, и на западе - дал первый высокий образец подлинно реалистического произведения.

Слайд 9

Художественное своеобразие романа
Южные поэмы не могли осуществить творческий замысел Пушкина создать образ типичного представителя прогрессивного молодого дворянского поколения, показать его жизнь и русскую действительность той поры. Кроме того, поэт хотел разъяснить, истолковать читателям этот образ. Все это обусловило следующие художественные особенности романа как реалистического произведения.

Слайд 10

Художественное своеобразие романа
Введение широкого исторического, общественного, бытового и культурно-идейного фона. В романе дается широкая картина жизни России того времени, ее разнообразных связей с Европой, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи. Действие романа разворачивается и в столичных центрах - Петербург и Москва, и в помещичьих усадьбах, и в разных уголках провинциальной России («Путешествие Онегина»). Перед нами проходят различные группы дворянства, городского населения, крепостного крестьянства.

Слайд 11

Художественное своеобразие романа
Наряду с повествовательной в романе есть и лирическая часть, очень обширная по своим размерам и крайне разнообразная по своему содержанию. Это так называемые большие лирические отступления (их в романе 27) и небольшие вставки (их около 50).

Слайд 12

Художественное своеобразие романа
Чтобы органически сочетать повествовательную и лирическую части в одном реалистическом произведении, чтобы можно было легко и во всякое время переходить от рассказа о героях к выражению своих мыслей, чувств и настроений, Пушкину нужно было решить сложнейший вопрос о форме изложения того богатейшего материала, который включается в роман. Решая этот вопрос, Пушкин остановился на форме непринужденной беседы с читателем, представителем той среды, с которой связаны своим происхождением и сноси жизнью автор и его герои.

Слайд 13

Художественное своеобразие романа
4. Уникальность положения Автора в романе. Автор - не традиционный рассказчик, ведущий повествование о героях и событиях, четко отделяя себя от них и от читателей. Автор является и создателем романа, и одновременно его «героем». Он напоминает читателям о «литературности» романа, о том, что создаваемый им текст - новая реальность, которой нужно доверять. Герои романа - вымышленные, все, что о них сказано, не имеет отношения к реальным людям. Мир, в котором живут герои, - тоже плод творческой фантазии Автора. Реальная жизнь - только материал для романа, отобранный и организованный им, творцом романного мира.

Слайд 14

Художественное своеобразие романа
Небольшой роман, который задумал Пушкин, должен иметь четкую структуру, должен быть отчетливо расчленен на части. И Пушкин делит роман на главы (а в черновике еще и на части с заглавием для каждой главы). Глава, заканчиваясь каким-либо авторским рассуждением, в свою очередь делится на строфы. Эта строфа должна была обладать такой гибкостью, чтобы можно было не только в новой главе, но и с каждой новой строфой, даже с каждой ее частью свободно переходить от одной мысли к другой, не превращая роман в груду не связанных между собой отрывков. Поэт блестяще разрешил эту сложную задачу, найдя в созданной им «онегинской строфе» возможность такого изложения тематического богатства своего романа

Слайд 15


В романе в основном выдержан разговорный тон, но при этом необычайно разнообразный: то мы слышим легкую, порхающую беседу поэта со своими знакомыми, то шутку, то жалобы, грустные признания, задумчивый вопрос и многие другие оттенки. О высоком мастерстве поэта говорит и язык романа.

Слайд 16

Стилистические и языковые особенности
Язык романа. Пушкин являлся великим преобразователем русского литературного языка. На народной основе живой русской речи он стремился создать, по его собственному выражению, «язык общепонятный». Поэт широко использует слова и обороты народной разговорной речи, старинные слова и выражения, если они необходимы ему для выполнения художественной задачи, книжный и разговорный язык культурной части русского общества.

Слайд 17

Стилистические и языковые особенности
Язык романа. В своих художественных произведениях Пушкин, заботясь о единстве формы и содержания, стремился к тому, чтобы словесные средства языка (словарь, образы, синтаксис) строго соответствовали изображаемому им миру: эпохе, характерам героев, их быту, обстоятельствам, в которых они находятся. В соответствии с богатым содержанием романа поэт приводит речь и культурной, образованной части дворянства, и провинциальных помещиков, и дворовых, язык народной поэзии и политический стиль, характерный для различных литературных направлений: классицизма, сентиментализма, романтизма. Все эти различные стили речи он подчинил своему идейно-художественному замыслу, каждый из них применил в соответствующем месте. Таким образом, при изучении языка романа надо особо рассматривать речь героев и речь самого автора.

Слайд 18

Стилистические и языковые особенности
Так, в первой главе, знакомя читателя с Онегиным, Пушкин применяет стиль светской речи с ее особенностью «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка». Здесь мы находим свободное пользование иноязычными словами (французскими, английскими, латинскими), упоминание имен греческих и римских поэтов, употребление книжных выражений («всевышней волею Зевеса наследник всех своих родных», «отступник бурных наслаждений» и т.п.). Характеризуя Ленского, Пушкин использует все особенности языка романтической поэзии: «Он с лирой странствовал на свете», «поэтическим огнем душа воспламенилась в нем» и т.п.

Слайд 19

Язык романа

Слайд 20

Язык романа
Но когда Пушкин приводит разговоры Онегина и Ленского на бытовые темы, он устраняет слова и выражения книжного стиля: речь их роста, непринужденна, полна народно-бытовых выражений. Таков, например, разговор Онегина с Ленским о Лариных (гл. 3, 4, 5). Но насмешливость, прозаические слова и выражения совершенно исчезают в стихах Пушкина, когда он рисует образ Татьяны и говорит о ее жизни, о ее любви к Онегину. О своей любимой героине поэт отзывается с особой теплотой и лаской. Эпитет «милая» употребляется особенно часто: «Я так люблю Татьяну милую мою»; «Татьяна, милая Татьяна» и т.д. С большой нежностью говоря о Татьяне, Пушкин прибегает к словам уменьшительно ласкательным: «прелестным пальчиком писала», «головкой томною склонясь», «голосок звучит» и т.п., применяет народные формы слова: «к плечу головушкой склонилась».

Слайд 21

Язык романа
В главах, посвященных изображению деревенской жизни (помещиков и дворовых), Пушкин широко вводит в свои стихи народно-бытовую речь. Особенно наглядно это проявляется в речи няни, ключницы Онегина Анисьи; просторечие свойственно и языку старушки Лариной (гл. 7, 25-26). Таким образом, в повествовательной речи своего романа Пушкин применяет разные стилистические средства языка, в зависимости от того, каких героев и какие события он изображает. Речь не только самих героев, но и поэта, рассказывающего о них, становится средством характеристики. Необыкновенно богат и язык лирических строф. Пушкин – глубокий знаток различных литературных стилей, народно-бытового и народнопоэтического языка.

Слайд 22

Онегинская строфа
«Евгений Онегин» - роман-импровизация. Эффект непринужденного разговора с читателем создается выразительными возможностями четырех­стопного ямба - излюбленного пушкинского размера и гибкостью «онегинской» строфы, включающей 14 стихов четырехстопного ямба со строгой рифмовкой AbAb CCdd EfflB gg (прописными буквами обозначены женские окончания, строчными - мужские). Свою лиру Автор назвал «болтливой», подчеркнув «свободный» характер повествования, многообразие интонаций и стилей речи - от «высокого», книжного до разговорного стиля обычных деревенских пересудов «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне».

Слайд 28

Эволюция героя
10 гл. 8 гл. путешествие 5.6 гл. 3, 4 гл. 2 гл. 1 гл.
«…рано чувства в нём остыли…»
«..меж ними всё рождало споры»
«…я вас люблю любовью брата…»
«…убив на поединке друга…»
«…чего мне ждать? Тоска, тоска.»
«…в Татьяну, как дитя влюблён…»
«…сбирались члены сей семьи…»

Cлайд 1

Cлайд 2

Этот урок поможет вам: определить значение романа «Евгений Онегин» в русской литературе и в творчестве самого А.С.Пушкина; выявить лироэпическую природу романа. Узнать о лирических отступлениях и их тематике; выяснить творческую историю романа и соотнести ее с тем или иным периодом творчества поэта; понять жанровое и композиционное своеобразие романа.

Cлайд 3

История создания романа Написание романа заняло у Пушкина более семи лет (1823 - 1830). В свет он выходил отдельными главами: первая глава романа появилась отдельной книжкой в 1825 г., вторая - в 1826-м, третья - в 1827-м, в начале 1828 г. появились четвертая и пятая главы, а в марте 1828-го - шестая, седьмая вышла в марте 1830-го и последняя - восьмая – была опубликована в 1832 г. В набросках общего плана романа значилось девять глав, но в процессе написания план немного изменился, так что в первое полное издание "Евгения Онегина" (1833) Пушкин включил восемь глав и "Отрывки из путешествия Онегина"

Cлайд 4

Кроме того, тогда же в Болдино была написана и десятая глава "Евгения Онегина" , которую Пушкин сжег, и до нас дошли только отдельные отрывки из черновиков (черновой текст поэт зашифровал, и литературоведам удалось расшифровать неполных 16 строф), содержащих опасные для Пушкина продекабристские высказывания, как можно оценить по восстановленным частям, очень едкая и язвительная. В канонический текст романа десятая глава не входит. Завершил работу над "Евгением Онегиным" 26 сентября 1830 г.

Cлайд 5

Жанр произведения – лироэпический, т.е. параллельно с традиционным повествованием (история отношений Онегина и Татьяны) присутствует личностное, эмоциональное восприятие всего происходящего (благодаря образу Автора). Однако нельзя отождествлять Автора с самим Пушкиным, хотя в личности повествователя, в его системе ценностей, и образе жизни многое напоминает о его великом создателе (он тоже поэт, ценящий свободу и независимость личности).

Cлайд 6

Образ Автора – это художественное обобщение, он живет в воображаемом пространстве и подобен другим героям романа. Кроме того, Автор – повествователь и герой, ведущий тонкую игру с читателем, непринужденно создающий эту «воздушную громаду». Автор подчиняется только собственным ощущениям и декларирует это: И я, в закон себе вменяя Страстей единый произвол…

Cлайд 7

ПРИНЦИП ПРОТИВОРЕЧИЙ В ходе длительной работы над романом замысел его менялся, и характер главного героя в конце главы оказался далеким от его облика в первых строфах романа. Отношение автора к нему тоже изменилось, но Пушкин не стал ничего устранять, а превратил подобные нестыковки в принцип противоречий: Я кончил первую главу: Пересмотрел все это строго, Противоречий очень много. Но их исправить не хочу…

Cлайд 8

В дальнейшем этот прием проявился в различных авторских характеристиках героев, неожиданной смене интонаций, предложений о том или ином уделе, ожидающем героя.

Cлайд 9

Прием антитезы, контраста (Онегин – Ленский, Татьяна – Ольга), зеркальности (два письма, две встречи и два объяснения), внутренней символической связи сцен (сон и именины), разрушение читательских ожиданий (обещание повести героев под венец оборачивается трагической развязкой) – все это помогло Пушкину преодолеть эстетические каноны и любые формы литературной условности, выйти за пределы застывших форм, привычных образцов и создать «поэзию действительности», новую жизненную реальность. Композиционно роман не имеет традиционного начала и традиционного финала.

Cлайд 10

Cлайд 11

Простота и бесхитростная непринужденность романа – кажущиеся, на самом деле в основе произведения лежит сложная поэтическая выстроенность композиции. Основные приемы, рождающие эту свободу романа в стихах, связаны с поэтической независимостью создателя и его героя.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Презентацию на тему "История создания романа Евгений Онегин" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 14 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Этот урок поможет вам: определить значение романа «Евгений Онегин» в русской литературе и в творчестве самого А.С.Пушкина; выявить лироэпическую природу романа. Узнать о лирических отступлениях и их тематике; выяснить творческую историю романа и соотнести ее с тем или иным периодом творчества поэта; понять жанровое и композиционное своеобразие романа.

Слайд 3

История создания романа

Написание романа заняло у Пушкина более семи лет (1823 - 1830). В свет он выходил отдельными главами: первая глава романа появилась отдельной книжкой в 1825 г., вторая - в 1826-м, третья - в 1827-м, в начале 1828 г. появились четвертая и пятая главы, а в марте 1828-го - шестая, седьмая вышла в марте 1830-го и последняя - восьмая – была опубликована в 1832 г. В набросках общего плана романа значилось девять глав, но в процессе написания план немного изменился, так что в первое полное издание "Евгения Онегина" (1833) Пушкин включил восемь глав и "Отрывки из путешествия Онегина"

Слайд 4

Кроме того, тогда же в Болдино была написана и десятая глава "Евгения Онегина" , которую Пушкин сжег, и до нас дошли только отдельные отрывки из черновиков (черновой текст поэт зашифровал, и литературоведам удалось расшифровать неполных 16 строф), содержащих опасные для Пушкина продекабристские высказывания, как можно оценить по восстановленным частям, очень едкая и язвительная. В канонический текст романа десятая глава не входит. Завершил работу над "Евгением Онегиным" 26 сентября 1830 г.

Слайд 5

Жанр романа

Жанр произведения – лироэпический, т.е. параллельно с традиционным повествованием (история отношений Онегина и Татьяны) присутствует личностное, эмоциональное восприятие всего происходящего (благодаря образу Автора). Однако нельзя отождествлять Автора с самим Пушкиным, хотя в личности повествователя, в его системе ценностей, и образе жизни многое напоминает о его великом создателе (он тоже поэт, ценящий свободу и независимость личности).

Образ Автора – это художественное обобщение, он живет в воображаемом пространстве и подобен другим героям романа. Кроме того, Автор – повествователь и герой, ведущий тонкую игру с читателем, непринужденно создающий эту «воздушную громаду». Автор подчиняется только собственным ощущениям и декларирует это: И я, в закон себе вменяя Страстей единый произвол…

Слайд 7

Принцип противоречий

В ходе длительной работы над романом замысел его менялся, и характер главного героя в конце главы оказался далеким от его облика в первых строфах романа. Отношение автора к нему тоже изменилось, но Пушкин не стал ничего устранять, а превратил подобные нестыковки в принцип противоречий: Я кончил первую главу: Пересмотрел все это строго, Противоречий очень много. Но их исправить не хочу…

Слайд 8

Слайд 9

Композиция. «Поэзия действительности»

Прием антитезы, контраста (Онегин – Ленский, Татьяна – Ольга), зеркальности (два письма, две встречи и два объяснения), внутренней символической связи сцен (сон и именины), разрушение читательских ожиданий (обещание повести героев под венец оборачивается трагической развязкой) – все это помогло Пушкину преодолеть эстетические каноны и любые формы литературной условности, выйти за пределы застывших форм, привычных образцов и создать «поэзию действительности», новую жизненную реальность. Композиционно роман не имеет традиционного начала и традиционного финала.

Слайд 10

Слайд 11

Художественный метод

Простота и бесхитростная непринужденность романа – кажущиеся, на самом деле в основе произведения лежит сложная поэтическая выстроенность композиции. Основные приемы, рождающие эту свободу романа в стихах, связаны с поэтической независимостью создателя и его героя.

Слайд 12

Можно выделить главные приемы: Принцип «противоречий» Творческий процесс создания романа на глазах читателя Прихоть, каприз Автора как творческий импульс Свобода как главная составляющая творчества Переключение интонаций, множественность точек зрения Система ассоциаций Цитаты и реминисценции, расширяющие мир романа Разрушение читательских ожиданий, ироническое пренебрежение эстетическими догмами, законами.

Композиционные приемы.

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Главное меню Урок 1 История создания романа. Урок 1 История создания романа. Урок 1 История создания романа. Урок 1 История создания романа. Урок 2 Жизнь столичного дворянства как развернутая экспозиция Урок 2 Жизнь столичного дворянства как развернутая экспозиция Урок 2 Жизнь столичного дворянства Урок 2 Жизнь столичного дворянства Урок 3 Автор и герой в романе Урок 3 Автор и герой в романе Урок 3 Автор и герой в романе Урок 3 Автор и герой в романе Урок 4 Евгений Онегин в деревне. Онегин и Ленский Урок 4 Евгений Онегин в деревне. Онегин и Ленский Урок 4 Евгений Онегин в деревне. Онегин и Ленский Урок 4 Евгений Онегин в деревне. Онегин и Ленский Урок 5 Сестры Ларины Урок 5 Сестры Ларины Урок 5 Сестры Ларины Урок 5 Сестры Ларины Урок 6 Онегин и Татьяна Урок 6 Онегин и Татьяна Урок 6 Онегин и Татьяна Урок 6 Онегин и Татьяна Урок 7 Именины Татьяны Урок 7 Именины Татьяны Урок 7 Именины Татьяны Урок 7 Именины Татьяны Урок 8 Дуэль как кульминация первой сюжетной линии Урок 8 Дуэль как кульминация первой сюжетной линии Урок 8 Дуэль как кульминация Урок 8 Дуэль как кульминация Урок 9 Жизнь московского дворянства Урок 9 Жизнь московского дворянства Урок 9 Жизнь московского дворянства Урок 9 Жизнь московского дворянства Урок 10 Герои Пушкина в начале и в конце романа Урок 10 Герои Пушкина в начале и в конце романа Урок 10 Герои Пушкина в начале и в конце романа Урок 10 Герои Пушкина в начале и в конце романа




На возможность появления романа в печати Пушкин не рассчитывал, опасаясь цензуры. «О моей поэме нечего и думать… Если когда-нибудь и будет напечатана, то, верно, не в Москве и не в Петербурге… Не знаю, пустят ли бедного «Онегина» в небесное царствие печати; на всякий случай попробую …», «..Чтоб напечатать Онегина, я …готов хоть в петлю» - писал он в 1823 – 1824 годах Вяземскому, Бестужеву, А.И.Тургеневу.


История создания Роман создавался в течение 7 лет. Однако и после этого работа над ним продолжалась: была написана 10 глава, содержание которой охватывало начало движения декабристов. Пушкин сжег эту главу, оставив в зашифрованном виде отдельные отрывки; написано письмо Онегина к Татьяне, которого раньше не было в романе; глава «Странствие» была автором исключена. В таком виде подготовил Пушкин роман к печати.


Реализм Реализм- художественное направление, предполагающее правдивое изображение действительности, при котором жизнь изображается в образах, соответствующих сути жизни Реализм- художественное направление, предполагающее правдивое изображение действительности, при котором жизнь изображается в образах, соответствующих сути жизни




«Собранье пестрых глав» Роман Пушкина как «энциклопедия русской жизни» В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. В. Белинский






Хронология романа Роман начинается зимой 1819 года Весной 1820 года Онегин едет в деревню (а автор на юг, в ссылку). Там Онегин знакомится с Ленским и с Татьяной Летом 1820 года Татьяна пишет письмо и происходит первое объяснение Онегина с Татьяной Зимой 1821 года в Татьянин день Онегин на балу у Лариных Через день, т. е. 14 января, дуэль В 1821 году Онегин уезжает путешествовать Зимой года Татьяна приезжает в Москву и вскоре выходит замуж Онегин попадает в Одессу, когда там был Пушкин, т. е. в 1823 или 1824 году Затем Онегин направляется в Петербург, где проводит зиму 1824/25 года, вновь встречается с Татьяной Весной 1825 года последнее объяснение с Татьяной годы годы созревания декабристского движения.


Особенности композиции романа 1. Нет начала и нет конца 2. Соединены две сюжетные линии Онегин и Ленский Онегин и Татьяна 3. Основной принцип –симметрия (зеркальность, повторение ситуации) 4. Каждая глава – новый этап сюжета 6. «Онегинская « строфа 5. Композиционная роль пейзажа (показывает ход времени)


«Онегинская» строфа А Мой дядя самых честных правил, Б Когда не в шутку занемог, А Он уважать себя заставил Б И лучше выдумать не мог... __________________________ В Его пример другим наука; В Но, боже мой, какая скука Г С больным сидеть и день и ночь, Г Не отходя ни шагу прочь! __________________________ Д Какое низкое коварство Е Полуживого забавлять, Е Ему подушки поправлять, Д Печально подносить лекарство... Ж Вздыхать и думать про себя: Ж «Когда же черт возьмет тебя!» Перекрестная рифма (тема) Смежная рифма (развитие темы) Опоясывающая рифма (развитие темы) Заключительное двустишие (итоговое осмысливание)


Подумай! В романе есть отступления от «онегинской» строфы, например, песня девушек… В романе есть отступления от «онегинской» строфы, например, песня девушек… Найдите еще примеры таких отступлений и попытайтесь объяснить их. Найдите еще примеры таких отступлений и попытайтесь объяснить их.


Жизнь столичного дворянства «И завтра то же, что вчера…» Как вы объясните имя и фамилию главного героя? Как вы объясните имя и фамилию главного героя? Какое образование и воспитание получил Евгений Онегин? Какое образование и воспитание получил Евгений Онегин? (С детства его образование и воспитание не было глубоким) (С детства его образование и воспитание не было глубоким)


Жизнь столичного дворянства «Утро» /строфа XV/ «Утро» /строфа XV/ «День» /строфа XVI / «День» /строфа XVI / Театр /строфа XVII-XXII / Театр /строфа XVII-XXII / «Антракт» в кабинете /строфа XXIII-XXVI/ «Антракт» в кабинете /строфа XXIII-XXVI/ Бал-утро/строфа XXVII-XXVIII/ Бал-утро/строфа XXVII-XXVIII/ Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. Основные факторы, обусловившие его характер – принадлежность к высшему свету, обычное воспитание, обучение. Он ведет жизнь свободного дворянина, не обремененного службой. Это суетный, беззаботный, насыщенный развлечениями и любовными романами утомительно длинный день.Вся жизнь героя -однообразное, бессмысленное, бездеятельное времяпрепровождение. Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. Основные факторы, обусловившие его характер – принадлежность к высшему свету, обычное воспитание, обучение. Он ведет жизнь свободного дворянина, не обремененного службой. Это суетный, беззаботный, насыщенный развлечениями и любовными романами утомительно длинный день.Вся жизнь героя -однообразное, бессмысленное, бездеятельное времяпрепровождение.


Подумай! Был ли счастлив Евгений Онегин? Был ли счастлив Евгений Онегин? Почему вы так считаете? Почему вы так считаете? Объясните, почему Пушкин называет Онегина «угрюмым, томным»? Объясните, почему Пушкин называет Онегина «угрюмым, томным»? Дайте характеристику высшему свету Петербурга: что ценят в свете? Дайте характеристику высшему свету Петербурга: что ценят в свете? В чем отличие Онегина от всех, ему подобных? В чем отличие Онегина от всех, ему подобных? С кем дружил Онегин? С кем дружил Онегин?


Автор и герой в романе В романе три главных героя: Пушкин, Евгений Онегин и лирический герой. В романе три главных героя: Пушкин, Евгений Онегин и лирический герой. Лирический герой - герой, чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой - герой, чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Высказывания лирического героя – лирические отступления. Высказывания лирического героя – лирические отступления.


«Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной…» Предмет сопоставления Пушкин Онегин Образование Лицей «Ученый малый, но педант..» Поэзия Дело всей его жизни «Не мог он ямба от хорея…отличить..» Любовь Много и искренне любил «В любви считался инвалидом..» Театр «Волшебный край!...» «На сцену…в большом рассеянии взглянул, отворотился и зевнул…» Внешний вид «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» «В своей одежде был педант и,… франт..» Балы «Я был от балов без ума,» «Весельем шумным утомлен..» Женская красота «Как я завидовал волнам,..с любовью лечь к ее ногам..» «Рано чувства в нем остыли» Природа «Поля! Я предан вам душой!» «На третий… роща, холм и поле его не занимали боле…»


Пушкин и лирический герой (повествователь) Предмет сопоставления Пушкин Повествователь Обучение «..в садах лицея я безмятежно расцветал» «Мы все учились понемногу» Татьяна «Я так люблю Татьяну милую мою!..» «Но тут с победой поздравляю Татьяну милую мою» Женщины «Мои богини!..» «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» Любовь «Любви все возрасты покорны..» «Любите самого себя» Ленский «Я сердечно люблю героя моего» «Любовник молодой, поэт, задумчивый мечтатель,..» Жизнь За все,..зв все твои дары..благодарю тебя «УЁ ничтожность разумею, и мало к ней привязан я..» Юность «О юность легкая моя! «Мне грустно думать, что напрасно была нам молодость дана» Русская речь «Без грамматической ошибки я русской речи не люблю» «вульгарно –люблю я очень это слово»


Пушкин и лирический герой Заполни пробелы в таблице! Предмет сопоставления Пушкин Повествователь Онегин «Добрый мой приятель» Театр, балы «Я был от балов без ума» Романе «Плоды трудов моих отдам» Дружба «Мы почитаем всех нулями и единицами себя» Природа, деревня Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины» Татьяна «Милая Татьяна!..» Родня «Чтоб остальное время года не думали о нас они»


«О деревня!» Почему Онегин едет в деревню? /Скука Онегина не имеет ничего общего с недовольством жизнью..Эта скука –простое физиологическое последствие очень беспорядочной жизни..Из-за чего суетятся, подличают, актерствуют самые презренные люди? «Денег ради,» - отвечает Пушкин./




Подумай! Что искал Онегин в шкафах дяди? Что искал Онегин в шкафах дяди? Как изменил Онегин жизнь крестьян? Как изменил Онегин жизнь крестьян? Почему от Онегина отвернулись все его соседи? Почему от Онегина отвернулись все его соседи? Жизнь в деревне не может разрушить в Онегине чувство превосходства над людьми. Почему это превосходство даже укрепилось? Жизнь в деревне не может разрушить в Онегине чувство превосходства над людьми. Почему это превосходство даже укрепилось?


Онегин и Ленский Что представлял собою Ленский? Что представлял собою Ленский? Что любил Ленский? Что любил Ленский? Почему соседи Ленского называли «полурусским» ? Почему соседи Ленского называли «полурусским» ? Почему сдружились Онегин и Ленский? Почему сдружились Онегин и Ленский?


Подумай! Способен ли Онегин на высокую дружбу? Способен ли Онегин на высокую дружбу? А Ленский? А Ленский? Кто в этой дружбе «ведущий»? Кто в этой дружбе «ведущий»? Почему Ленского соседи любили, а Онегина – нет? Почему Ленского соседи любили, а Онегина – нет?


Общение с Ленским усиливает В Онегине потребность одушевления, сильных чувств. Онегин не осмеял наивную пылкость Ленского. В юном Ленском Онегину все было ново, как было новым ощущение потребности чувствовать. Оживление сердца Онегина – отголосок пылких чувств Ленского. С Ленским в роман входят темы молодости, дружбы, Сердечного « невежества», благородства и преданности чувствам. Душа Ленского не увяла в «пылкой Германии», ему близка и понятна русская деревня, в нем, «полурусском», русского больше, чем в Онегине. Не только крайности свели Онегина и Ленского, в них Было и немало общего: отчужденность от помещичьей среды, часть европейского духовного развития, и своеобразное выражение души русской, у каждого по-своему.






Подумай! В чем своеобразие характеристики сестер Лариных? В чем своеобразие характеристики сестер Лариных? Что было в Ольге? А чего не было? Что было в Ольге? А чего не было? Чего не было В Татьяне? А что было? Чего не было В Татьяне? А что было? Почему две сестры никогда не бывают вместе? Почему две сестры никогда не бывают вместе?


Почему Пушкин называет свою героиню «русскою душою»? Простонародное имя Простонародное имя Связь с природой Связь с природой Деревенский мир с рассказами и сказками Деревенский мир с рассказами и сказками Любовь к книгам Любовь к книгам Мечтательность, одухотворенность Мечтательность, одухотворенность Сосредоточенность на внутренних движениях души Сосредоточенность на внутренних движениях души


Подумай! Почему Татьяна влюбилась именно в Онегина? Почему Татьяна влюбилась именно в Онегина? Почему книгу Татьяны Пушкин называет «опасной»? Почему книгу Татьяны Пушкин называет «опасной»? Почему Онегин после посещения дома Лариных спрашивает Ленского не об Ольге, а о Татьяне? – /«Скажи, которая Татьяна?»/ Почему Онегин после посещения дома Лариных спрашивает Ленского не об Ольге, а о Татьяне? – /«Скажи, которая Татьяна?»/


Онегин и Татьяна Жизнь Онегина делает неожиданный поворот: он получает письмо от Татьяны Лариной Жизнь Онегина делает неожиданный поворот: он получает письмо от Татьяны Лариной Характер Татьяны, как и характер Онегина,– динамичный, развивающийся.Но она в романе произносит лишь несколько слов, не считая ее последнего монолога. Почему? Характер Татьяны, как и характер Онегина,– динамичный, развивающийся.Но она в романе произносит лишь несколько слов, не считая ее последнего монолога. Почему?


Подумай! Почему Татьяна влюбилась именно в Онегина? Почему Татьяна влюбилась именно в Онегина? Почему решилась писать к нему? Почему решилась писать к нему? Благородно ли поступил Онегин, получив письмо Татьяны? Благородно ли поступил Онегин, получив письмо Татьяны?


Подумай! Как ожидает Татьяна «приговора»? Как ожидает Татьяна «приговора»? Речь Онегина -это проповедь или отповедь? Речь Онегина -это проповедь или отповедь? «Не в первый раз он тут явил души прямое благородство»… А где еще? «Не в первый раз он тут явил души прямое благородство»… А где еще?


Именины Татьяны Почему Онегин поехал к Лариным? Почему Онегин поехал к Лариным? За что он зол на Ленского? За что он зол на Ленского? /В отношениях с Татьяной Онегин повел себя как благородный, душевно тонкий человек. Он сумел увидеть ее подлинное искреннее чувство, но, не послушав голос сердца, не сумел ответить взаимностью. Онегин переживает за Татьяну: как там она? Позволяет Ленскому себя обмануть, и стремится отомстить за это. / /В отношениях с Татьяной Онегин повел себя как благородный, душевно тонкий человек. Он сумел увидеть ее подлинное искреннее чувство, но, не послушав голос сердца, не сумел ответить взаимностью. Онегин переживает за Татьяну: как там она? Позволяет Ленскому себя обмануть, и стремится отомстить за это. /






Именины Татьяны Татьяна видела во сне не ужасы, не сказку: ее тонкий ум не мог не оценить по заслугам окружающих ее жалких людей. И она чувствует, что Онегин –не чудовище! Татьяна видела во сне не ужасы, не сказку: ее тонкий ум не мог не оценить по заслугам окружающих ее жалких людей. И она чувствует, что Онегин –не чудовище! Но испытания дружбой наш герой не выдержал. На именинах Онегин ведет себя по законам света. Его поведение – поведение светского ловеласа, а дуэль –следствие его душевного равнодушия. Но испытания дружбой наш герой не выдержал. На именинах Онегин ведет себя по законам света. Его поведение – поведение светского ловеласа, а дуэль –следствие его душевного равнодушия.


Дуэль Онегина и Ленского Отчего Ленский так «нетерпеливо ждал» поединка? Как он вел себя в ночь перед поединком? Отчего Ленский так «нетерпеливо ждал» поединка? Как он вел себя в ночь перед поединком? Как провел ночь Онегин? Как провел ночь Онегин? Кто перед нами: враги или друзья? Докажите. Кто перед нами: враги или друзья? Докажите.


Пока Ленский был жив, можно было быть с ним ироничным, снисходительным. Но сейчас Онегин, как «громом поражен».После убийства Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений».Только трагедия смогла открыть ему недоступный прежде мир чувств. Пушкин, горюя о Ленском, не меньше жалеет и Онегина. Перед ним труп друга. Вот теперь ясно, кого убил Онегин. Как опоздал наш герой! Навсегда опоздал…Ленский ушел из жизни. Уходит и со страниц романа.Нет места романтике в этом мире. Многое в Ленском было прекрасно, но Недолговечно. Для него были возможны три пути – гибель, разрушение мечтаний, замена их будничной жизнью, а еще –пут самого Пушкина, пересмотревшего Свои романтические увлечения. Онегин отнял жизнь у друга, который мог быть счастлив. Герой казнит самого себя, не может не думать о содеянном. Он может уже то, чего не мог раньше: страдать, раскаиваться, мыслить.





45 Подумай! Как «уездная барышня» Татьяна Ларина смогла покорить высший свет? Как «уездная барышня» Татьяна Ларина смогла покорить высший свет? Что так изменило Татьяну? Что так изменило Татьяну? Что заставило ее выйти замуж за человека, которого она не любит? Что заставило ее выйти замуж за человека, которого она не любит?


Герои Пушкина в начале и в конце романа Преображение Татьяны не было авторским произволом. Именно неординарность, динамичность характера героини и позволяли ей меняться. В начале романа Татьяна –внутренне противоречивый человек, чувствительный, чувственный. Все окружающее Татьяна воспринимает как еще не написанный роман, героиней которого себя ощущает. Переворот в ее судьбе происходит в 7 главе. Она полностью освободилась от книжных представлений о жизни. Главным итогом ее мучительных размышлений стала любовь не к «книжному» Онегину, а к Онегину реальному, которого она наконец-то поняла. Она люби Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьей. Аристократическое общество все же повлияло на Татьяну. Любовь Онегина для нее теперь «чувство мелкое». Монолог героини раскрывает ее внутреннюю драму.И она не в выборе между Онегиным и мужем, а в том, что Татьяна живет сейчас лишь воспоминаниями и не способна поверить в искренность чувств Онегина.


Герои Пушкина в начале и в конце романа Уже первая строфа романа говорит о «странности характера героя. Онегин как бы проверяет, пробует разные возможности жизни, не отдавая предпочтения никакой. Часто герой вынужден играть роль, навязанную ему обществом. Жизнь его театральна. И поэтому в начале романа он «угрюмый и томный». В конце романа мы видим его «угрюмыми неловким».Он способен чувствовать, жить по- настоящему. Страсть его подобна чувствам влюбленной Татьяны. Он «сумел забыть себя», преданность чувству теперь сильнее даже страха смерти. Любовь для него стала единственным условием продолжения жизни. Пушкин берет под защиту Онегина, отнимая у светской толпы право судить своего героя, потому что герой изменился. «Знаком он вам?» Путь Онегина мучителен, но таков удел всех тех, кому «несносно…Глядеть на жизнь, как на обряд»…


Литература: Н Долинина «Прочитаем Онегина вместе» -»Детская литература», 1985 Н Долинина «Прочитаем Онегина вместе» -»Детская литература», 1985 И.В. Золотарева, Н.В. Егорова «Поурочные разработки по литературе- 9 класс» -Москва, 2008 И.В. Золотарева, Н.В. Егорова «Поурочные разработки по литературе- 9 класс» -Москва, 2008 В.Г. Маранцман «Художественная литература. Книга для учащихся» - Москва, 1991 В.Г. Маранцман «Художественная литература. Книга для учащихся» - Москва, 1991 А.С. Пушкин «Избранное» Москва, 1972 А.С. Пушкин «Избранное» Москва, 1972

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры