Спектакль «вишневый сад» на сцене мхт. “Вишнёвый сад” на Тверском бульваре Об истории создания и успеха «Вишневого сада»

Главная / Любовь

Московский Губернский театр представит свою версию самой известной пьесы Антона Чехова. Режиссер-постановщик - Сергей Безруков. В роли Лопахина - Антон Хабаров, Раневская - Карина Андоленко, Гаева сыграет Александр Тютин, в роли Пети Трофимова - Гела Месхи.

Написанная в 1903 году, на сломе эпох, чеховская пьеса сегодня актуальна, как никогда. Ведь и сейчас мы живем в эпоху слома времен, смены формаций. В постановке театра на первый план выходит личная драма Лопахина, но и чеховская тема уходящей эпохи и неизбежной утраты ценностей прошлого звучит не менее ясно и пронзительно.

История о потере вишневого сада в постановке Сергея Безрукова становится историей многолетней и безнадежной любви - любви Лопахина к Раневской. О любви, которую Лопахину надо выкорчевать из своего сердца, как вишневый сад, чтобы жить дальше.

Знаменитый вишневый сад в спектакле обретет вполне зримый образ - зрители увидят, как по ходу действия он цветет, увядает, а в финале буквально исчезает с лица земли.

Режиссер постановки Сергей Безруков признается, что замысел спектакля во многом складывался исходя из актерской природы Антона Хабарова, выбранного им на роль Лопахина. Известно, что Чехов мечтал о том, чтобы первым исполнителем роли Ермолая Лопахина стал сам Константин Сергеевич Станиславский - этот персонаж виделся ему тонким, ранимым, аристократичным, несмотря на низкое происхождение. Именно таким видится Лопахин Сергею Безрукову.

Сергей Безруков, режиссер-постановщик:

«Лопахина у нас играет Антон Хабаров - в нем есть и сила, и ранимость. У нас эта история - о безумной, страстной любви. Лопахин еще мальчишкой полюбил Раневскую, и спустя много лет продолжает ее любить, и ничего не может с собой поделать. Это история о человеке, который поднялся с самых низов и сделал себя сам, - и его вела не страсть к наживе, а огромная любовь к женщине, которую он боготворил всю свою жизнь и стремился стать достойным ее».

Работа над спектаклем началась еще летом, и часть репетиций прошли в усадьбе К. С. Станиславского в Любимовке, где летом 1902 года гостил Чехов и где у него возник замысел этой пьесы. Эскиз спектакля С. Безрукова «Вишневый сад» был показан в июне этого года в естественных декорациях усадьбы, в настоящем вишневом саду. Показ состоялся на открытии фестиваля «Сезон Станиславского. Летний фестиваль губернских театров».

В ролях: Антон Хабаров, Карина Андоленко, Александр Тютин, Наталия Шклярук, Виктор Шутов, Степан Куликов, Анна Горушкина, Александрина Питиримова, Данил Иванов, Мария Дудкевич и др.

Театральное представление «"Вишневый сад". Премьера!» прошло в Московском Губернском театре 2 декабря 2017 года.

Раневская – , Гаева сыграл .

Среди гостей на премьере побывали министр культуры Московской области Оксана Косарева, режиссер Александр Адабашьян, актер и режиссер Сергей Пускепалис, балетмейстер Сергей Филин, композитор Максим Дунаевский, фигуристы Роман Костомаров, Оксана Домнина, Илья Авербух, актеры Александр Олешко, Борис Галкин, Катерина Шпица, Евгения Крегжде, Илья Малаков, журналист и телеведущий Вадим Верник, художественный руководитель театра «Русский балет» Вячеслав Гордеев и многие другие.

Написанная в 1903 году, на сломе эпох, чеховская пьеса и сегодня современна. В постановке театра на первый план выходит личная драма Лопахина. История о потере вишневого сада в постановке Сергея Безрукова становится историей многолетней и безнадежной любви – любви Лопахина к Раневской. О любви, которую ему придется выкорчевать из своего сердца, как вишневый сад, чтобы жить дальше. Режиссер постановки Сергей Безруков признается, что замысел спектакля во многом складывался исходя из актерской природы Антона Хабарова, выбранного им на роль Лопахина.

Сергей Безруков, режиссер-постановщик: «Лопахина у нас играет Антон Хабаров – в нем есть и сила, и ранимость. У нас эта история — о безумной, страстной любви. Лопахин еще мальчишкой полюбил Раневскую, и спустя много лет продолжает ее любить, и ничего не может с собой поделать. Это история о человеке, который поднялся с самых низов и сделал себя сам, — и его вела не страсть к наживе, а огромная любовь к женщине, которую он боготворил всю свою жизнь и стремился стать достойным ее. Мне кажется, что с Антоном Хабаровым мы вернулись к первоначальному образу Лопахина, каким его написал Антон Павлович Чехов. Ермолай Лопахин — это не горлопан-мужик, а интеллигентный человек, он чувственный и харизматичный, он на 100% мужчина, как и Антон Хабаров, и он очень искренний, он любит платонически, как должен любить мужчина, по-настоящему любить».

Известно, что Чехов мечтал о том, чтобы первым исполнителем роли Ермолая Лопахина стал сам Константин Сергеевич Станиславский – этот персонаж виделся ему тонким, ранимым, интеллигентным, несмотря на низкое происхождение.

«Мы оттолкнулись от писем Чехова, — говорит исполнитель главной роли Лопахина Антон Хабаров, — каким Чехов хотел видеть своего героя, ему хотелось, чтоб эту роль сыграл Станиславский. Когда мы работали над спектаклем то нашли много параллелей между Чеховым и Лопахиным. У Лопахина был отец-тиран, который бил его палкой, причем до крови. Чехова отец тоже бил палкой, он был крепостным».

Необычным в спектакле Сергея Безрукова стал и образ Раневской. Режиссер «вернулся» к возрасту героини, который обозначен автором – Любови Андреевне 35 лет, она молодая женщина, полная страстей.

«У меня очень трагичный персонаж, — говорит исполнительница роли Раневской Карина Андоленко. — Человек, который пережил много потерь и потерял веру, начинает совершать тысячи нелепых поступков. Она понимает, что ее используют, что ее не любят так, как ей хотелось бы, но при этом в ее душе остался человек. Поэтому она не тащит Лопахина в этот омут, а говорит ему, что он достоин настоящей чистой любви, которую ему Раневская дать уже не может. Этот спектакль о несовпадении любви, и это трагедия».

Рядом с безответной любовью главного героя разворачиваются личные драмы почти у всех героев пьесы. Безответно любят Епиходов, Шарлотта Ивановна, Варя – все персонажи, которые способны по-настоящему любить.

Чеховская тема уходящей эпохи и неизбежной утраты ценностей прошлого звучит в постановке не менее ясно и пронзительно. Знаменитый вишневый сад в спектакле не только обрел вполне зримый образ – по ходу действия он цветет, увядает, а в финале буквально исчезает с лица земли. Вишневый сад по замыслу режиссера стал полноправным действующим лицом спектакля:

«Кроме Лопахина важным персонажем здесь является природа. Действие пьесы происходит на ее фоне, в вишневом саду, — говорит режиссер Сергей Безруков. — При том, что театр — это дело весьма условное, мне все же кажется, что сегодняшний зритель немного подустал от разгадывания ребусов, неких конструкций на сцене, пытаясь понять, что именно они обозначают. Зритель соскучился по классическому театру. Чехов уделяет много внимания описанию места действия: и Гаев говорит о природе, и у Лопахина целый монолог: «Господи, ты дал нам громадные леса, глубочайшие горизонты, и находясь здесь, мы сами должны быть по-настоящему великанами…» Мне было важно показать спектакль о гибели некогда прекрасной цивилизации. О том, как на фоне великолепной природы эти красивые люди сами себя уничтожают своим бездействием, утопая в пороках, утопая в собственной внутренней грязи».

В финале спектакля, на фоне вырванного с корнем вишневого сада, в дымной пустоте обнаженной сцены остается наедине со старым игрушечным домиком одинокий Фирс. Но режиссер оставляет зрителю надежду: на поклоны все актеры выходят с маленьким побегом вишневого дерева, а значит новому вишневому саду – быть!

Благодарим нашего партнера, компанию «Вишневый СадЪ» за создание уютной, потрясающей атмосферы усадьбы в нашем фойе!

Сколько бы не было спектаклей “Вишнёвый сад” в Москве – на каждый найдется свой зритель. МХАТ имени Горького восстановил спектакль по бессмертной пьесе Антона Павловича Чехова, премьера которого появилась на сцене Московского художественного театра ещё в 1904 году: Раневскую тогда сыграла Ольга Книппер, а её брата Гаева - сам Станиславский.

В 1988 году Сергей Данченко поставил во МХАТе им. Горького свой ”Вишнёвый сад”, который с успехом шёл на сцене почти тридцать лет, и теперь спектакль с обновлённым составом, снова встретился со своим зрителем.

Звездный состав театра, руководимого прославленной Татьяной Дорониной, в полном цвете представлен в обновленном спектакле. Но, кроме великих и знаменитых, в постановку введены молодые актеры легендарного театра. Дочь Раневской — семнадцатилетнюю Аню играет Елена Коробейникова, и своей молодостью и задором актриса словно расцвечивает жизнь обитателей старого дома, который скоро продадут за долги. А ведь именно за молодостью будущее, и юная актриса рвётся воплотить в жизнь свои мечтания о грядущем. И благодаря чувственному исполнению Елены Коробейниковой зритель практически видит это будущее, оно кажется близким и невыразимо прекрасным.

Действие постановки происходит в старой усадьбе, куда из Парижа возвращается Раневская со своей дочерью Аней. Декорации спектакля (с большой любовью обставлен интерьер дома) подчеркивают место и время, в которое попадают приезжие. Заходя в дом, они как будто попадают в небытие, поддавшись чарам этого места, которое навсегда останется в их сердцах. Благодаря проникновенной игре актеров зритель готов поверить, что усадьба когда-то была для героев самым уютным местом на земле.

Интерьер усадьбы разделен на комнату, окна которой выходят в сад, и светлый коридор — здесь пляшут на балах, которые оказываются пирровыми для хозяйки поместья Раневской. Вот все герои спектакля и перемещаются в этих двух пространствах, как в двух мирах. Они или погружаются в грёзы о будущем, или в ностальгию о прошедшем, которое хотят вернуть.

Главная героиня, она же – главная жертва обстоятельств Раневская, в исполнении блистательной Заслуженной артистки России Лидии Матасовой, предстает перед зрителем “слепым” воплощением происходящего вокруг сада и дома. Раневская живет воспоминаниями и совершенно не замечает очевидного. Но она у себя дома (пока) и потому никуда не торопиться, и надеется на лучшее, которое, увы, никогда не наступит.

Татьяна Шалковская, сыгравшая Варю, скорее всего, лучше остальных понимает истинное положение дел, и потому — грустная, притихшая и вся в черном. Но и она не в силах помочь собравшимся ничем, кроме сочувствия, да еще и украдкой жалеющая и о своей горькой судьбе.

Свой персонаж воплощает на сцене и дом с садом – он дышит своей жизнью, с совсем недалеких крепостных времен. Ведь это тогда старика Фирса (убедительный Геннадий Кочкожаров) хотели женить, и жизнь била ключом и вишню “сушили, мочили, мариновали, варенье варили…”. Но крепостное время ушло, а найти новый способ “добывать деньги“ собравшиеся не могут. От того времени осталась только привычка сорить деньгами, и более всех это умеет Любовь Андреевна. И хотя она и признает за собой эту слабость, но в то же время никак не может противиться ей. Как, наверное, и у каждого из нас, у нее этих слабостей достаточно, но может быть, именно поэтому она и прощает недостатки других, и жалеет всех.

И хотя постановка по сути своей глубоко лирична, в спектакле глубоко отражены характеры персонажей, остающихся самими собой в предлагаемых обстоятельствах. Даже толстокожий Лопахин в исполнении Валентина Клементьева в стенах усадьбы остановится, подвержен воспоминаниям о собственном трудном детстве. А Шарлотта в исполнении Ирины Фадиной предстает игривой, скрывающей за широкой улыбкой собственную неустроенность и нерешительность. “Нежное существо” Дуняша, воплощенное Юлией Зыковой, достоверно изображает неуместный восторг от всего происходящего и нехотя отмахивается от конторщика Епиходова (Сергеем Габриэляном), сделавшего ей предложение.

Прощание с родным дворянским гнездом, которое всем героям предстоит, не спасут ни нарочитое веселье, ни танцы с музыкой. Иллюзии рассеиваются и призывом звучат слова Ани, утешающей свою маму и уговаривающей её поскорее расстаться со старым домом: “…Мы посадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час…”.

Каждый имеет право на “новый сад“, но не каждый может себе это позволить.

Сабадаш Владимир.

Фото – Юрий Покровский.

Привычный и вроде бы традиционный «Вишневый сад», поставленный по известному произведению Чехова, можно ставить по-разному. Коллективу театра «Современник» удалось найти решение и продемонстрировать особое прочтение пьесы, выделить именно свою постановку на фоне многих аналогов.

Сегодня билеты на «Вишневый сад» остаются востребованными. Хотя он присутствует в репертуаре уже много лет, он остается аншлаговым. На него идут зрители уже нескольких поколений, устраивают семейные и коллективные походы.

Об истории создания и успеха «Вишневого сада»

«Вишневый сад» впервые был поставлен в 1904 году на сцене МХТ. Хотя с той поры прошло немало лет, чувства, мысли и переживания героев пьесы, их нелепые и во многом неудавшиеся судьбы по-прежнему трогают и волнуют каждого пришедшего на спектакль зрителя, независимо от того, на какой сцене его ставят. Вариантов у зрителя масса.

Премьера «Вишневого сада» в Современнике состоялась в 1997 году. Галина Волчек выбрала одну из самых популярных и неразгаданных пьес гения русской прозы неслучайно. По мнению режиссера, в конце XX века чеховская тема оказалась столь же актуальной, какой была для современников автора. Волчек, как обычно, не прогадала с выбором.

— Спектаклю, несмотря на его программную основу, рукоплескали Париж, Марсель и Берлин.

— О нем с восторгом писала Daily News.

— Именно он открывал в 1997 году знаменитые бродвейские гастроли «Современника».

— За них театр был удостоен Национальной американской премии Drama Desk Award.

Особенности спектакля Современника

«Вишневый сад» в постановке Галины Волчек - это светлая и трагическая история. В ней жесткий взгляд на героев неразрывно переплетается с тонкой и мягкой поэтикой. Осознание беспощадности времени и навсегда потерянных возможностей удивительным образом соседствует со смутной надеждой на лучшее.

— Г. Волчек удалось вдохнуть новую жизнь в хрестоматийную чеховскую пьесу, выстроив спектакль на тонкой игре полутонов, показать в нем удивительное единение проходящих эпох и человеческих судеб.

— Сам вишневый сад в спектакле стал действующим персонажем. В него как в символ исчезающего прошлого с тоской и горечью постоянно вглядываются герои.

Нельзя не отметить интересную сценографическую работу П. Каплевича и П. Кириллова. Они «вырастили» сад и «возвели» дом в необычном конструктивистском стиле. Стопроцентно попадают в эпоху и в настроение зрителя, безукоризненно сшитые В. Зайцевым костюмы.

Актеры и роли

В первом составе спектакля Г. Волчек собрала лучшие силы труппы «Современника». Великолепной Марине Нееловой в роли Раневской и блестяще игравшему Гаева Игорю Кваше на каждом спектакле зрители устраивали овацию. Сегодня, спустя 20 лет после премьеры, актерский состав «Вишневого сада» претерпел определенные изменения.

— После смерти Кваши эстафету роли Гаева подхватил Заслуженный артист России В. Ветров, и преуспел в ней.

— Елену Яковлеву, блиставшую в роли Вари, сменила Мария Аниканова, которая покоряет своими талантами многих зрителей.

— Гувернантку Шарлотту отлично играет Ольга Дроздова.

— Бессменные исполнители главных ролей, Марина Неелова в роли Раневской и Сергей Гармаш в роли Лопатина, все так же поражают зал вдохновенной игрой.

Все актеры точно передают нестареющую мудрость и старательно обнажают нерв чеховской драматургии. Купив билеты на «Вишневый сад» в Современник, вы убедитесь в том, что даже привычные сюжетные линии можно донести до зрителя уникальным образом.

А.П. Чехов
Вишневый сад

Действующие лица и исполнители:

  • Раневская Любовь Андреевна, помещица -
  • Аня, ее дочь -
  • Варя, ее приемная дочь -
  • Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской -
  • Лопахин Ермолай Алексеевич, купец -
  • Трофимов Петр Сергеевич, студент -
  • Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик - ,
  • Шарлотта Ивановна, гувернантка -
  • Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик -

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры