Спектакли в театре ермоловой с участием меньшикова. Олег Меньшиков возглавил театр им

Главная / Любовь

Олег Меньшиков - выдающийся актер и талантливый режиссер. Постановкой спектаклей он занимался еще в школе, а после получения аттестата подал документы в один из старейших институтов страны - Щепкинское высшее театральное училище. И несмотря на огромный конкурс, будущего народного артиста РФ приняли в вуз с первого раза.

Еще будучи студентом, Меньшиков блистательно сыграл в спектакле Николая Афонина «Нашествие». Причем начинающий актер сам отказался от главной роли, предложенной ему режиссером, в пользу эпизодической, но более глубокой и психологически тонкой.

На последнем курсе «Щепки» знаменитость дебютировал в кино. Ему доверили главную роль в драме Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь». Впоследствии Олег Меньшиков примерял на себя множество образов. Он был и хитрым оптимистом Остапом Бендером, и упоенным местью Митей из «Утомленных солнцем», и вдумчивым сыщиком Эрастом Фандориным. Перевоплощение актера в каждом произведении - абсолютное. При этом ни один персонаж, сыгранный Олегом Евгеньевичем, не похож на другого.

На театральной сцене любимец критиков играет с 1981 года. Сначала Меньшиков был зачислен в Малый театр. В следующем году он уже выступал в Театре советской Армии. Имя актера также можно было увидеть на афишах других культурных учреждений. Сейчас же Олег Евгеньевич, являясь худруком Театра имени Ермоловой, выступает в качестве актера в «Независимом театральном проекте». А еще он работает в театральном товариществе «814», которое сам и основал в 1995 году.

Самые яркие киноработы с участием Меньшикова:

  • «Покровские ворота»,
  • «Кавказский пленник»,
  • «Сибирский цирюльник»,
  • «Золотой теленок»,
  • «Легенда № 17».

Всего же актер снялся более чем в 30 картинах.

Награды и премии

Премия Лоуренса Оливье Британской академии искусств, Государственная премия России (трижды лауреат), «Ника», «Триумф» и т. д.

Посмотреть фильмы с участием знаменитости вы можете прямо сейчас онлайн. А чтобы увидеть, как актер Олег Меньшиков блистает на театральной сцене в Москве, купите билеты на спектакли в театр Ермоловой , в которых он задействован. Это можно сделать по телефону, номер которого вы видите на экране, оставив заявку на сайте или заказав обратный звонок.

Родился 8 ноября 1960 года, в городе Серпухов, Московской области, в семье военного инженера и врача.

Народный артист России (05.06.2003).

После окончания общеобразовательной и музыкальной школ (1977) поступил в Московское театральное училище им. Щепкина, на курс Н.Н. Афонина. Со своими однокурсниками создавал номера, поставил спектакль, капустники.

Дебют в кино состоялся в 1980 году в картине Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь». Затем последовали фильмы «Родня» Никиты Михалкова и «Полёты во сне и наяву» Романа Балаяна, где Олег Меньшиков обратил на себя внимание даже в эпизодических ролях.

В 1981 году, после окончания театрального училища, поступил в Малый театр.

Учась на последнем курсе Театрального училища был приглашён Михаилом Козаковым на роль Костика в картине «Покровские ворота». На экран этот фильм вышел в 1982 году и именно эта роль принесла актёру популярность и любовь зрителей.
После роли Костика последовал ряд разноплановых ролей, в том числе в фильмах «Капитан Фракасс» (1984), «Володя большой, Володя маленький» (1985), «Мой любимый клоун» (1986), «Моонзунд» (1987). Роль в последнем принесла актёру Серебряную медаль им. А.П. Довженко.

Через год работы в Малом театре, не принесшей ярких ролей, Олег Меньшиков, отбывал воинскую обязанность, играя в Центральном театре Советской Армии. Одна из самых ярких ролей сыгранных им в этом театре это роль Ганечки в спектакле по роману Федора Михайловича Достоевского «Идиот».

В 1985-89 годах - актер Московского драматического театра им. Ермоловой, где наиболее заметными ролями стали роли в спектаклях «Спортивные сцены 81 года» и «Второй год свободы», (реж. Валерий Фокин).
За роль римского императора Калигулы в одноимённом легендарном спектакле Петра Фоменко, поставленном в 1990 году, получил премию и диплом Фестиваля «Московские сезоны».

В 1991 году сыграл роль Сергея Есенина в спектакле «Когда она танцевала» Лондонского театра «Глобус», с Ванессой Редгрейв в роли Айседоры Дункан. В 1992 году был удостоен за эту роль премии имени Лоуренса Оливье Британской Академии искусств. Затем там же актёр участвовал в спектакле по Н.В. Гоголю «Игроки» в роли Ихарева.
Следующей театральной ролью, также имевшей большой успех, стала роль великого русского танцовщика Вацлава Нижинского в спектакле «Нижинский» (1993 год, антреприза «Богис»), где он также выступил и в качестве режиссёра. А годом позже он снова играл Есенина в спектакле «Когда она танцевала», но уже в постановке парижского Комеди Франсез на Елисейских полях.

Продолжая сниматься в кино, сыграв главную роль в фильме Александра Хвана «Дюба-дюба» (1992), Олег Меньшиков в 1994 году снялся в фильме Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем». Роль в фильме-лауреате американской премии «Оскар» (1994) стала одной из самый ярких в творческой биографии актёра и принесла ему несколько премий.
Следующая роль в фильме режиссера Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» (1996) была также отмечена наградами.
В 1998 году вновь снялся у Никиты Михалкова в фильме «Сибирский цирюльник», за работу в котором удостоился Государственной премии России.

В 1995 году организовал антрепризу «Театральное товарищество 814», где в качестве постановщика и актёра создал спектакли «Горе от ума» (1995), «Кухня» (2000), «Игроки» (2001) и сыграл главную роль в постановке Кирилла Серебренникова «Демон» (2003).

В 2001 году учредил премию для российских театральных критиков - «Лучший критик сезона» им. А. Кугеля, в жюри которой входят актёры и режиссёры Москвы, Петербурга, Воронежа.
Входит в постоянный состав независимого жюри премии в области литературы и искусства «Триумф».

В Голливуде Меньшикова прозвали "русский, который не приезжает" за то, что он отказывается от неоднократно поступающих предложений сняться на "фабрике грёз".

С апреля 2012 года - художественный руководитель Московского драматического театра имени Ермоловой.

призы и награды

Кино:
За роль в фильме "Брызги шампанского (1988) - Серебряная медаль имени А.П. Довженко;

За роль в фильме «Утомлённые солнцем» (1994) - Государственная премия России в области киноискусства; "Зелёное яблоко - Золотой листок" - профессиональная премия за лучшую мужскую роль; Приз Кинопрессы - лучшему актеру года;

За роль в фильме «Кавказский пленник» (1996) - Государственная премия России в области киноискусства; Гран-при фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль; Профессиональная кинематографическая премия "Ника" за лучшую мужскую роль; Приз за лучшую мужскую роль на международном кинофестивале "Балтийская жемчужина" (1997); Российская независимая премия "Триумф" - за выдающийся вклад в отечественную культуру (1996); Приз "Золотой Овен" по итогам года - "Универсальному актёру - лидеру кинематографического поколения" (1996).

За роль в фильме «Сибирский цирюльник» (1999) - Государственная премия России в области киноискусства.

Театр:
За роль в спектакле «Калигула» (1990) - премия и диплом Фестиваля «Московские сезоны»;

За роль в спектакле «Когда она танцевала» (1991) - Премия Британской Академии Театральных Искусств имени Лоуренса Оливье за 1992 год.

В 2004 году получил одну из главных французских наград в области искусства - правительственный орден "Академические пальмы".

Олег Меньшиков – советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Трижды лауреат Государственной премии России.

Многие считают Меньшикова одним из самых талантливых актеров России. На протяжении всей своей ему удалось сыграть множество главных ролей.

В 2003 г. Меньшиков был удостоен звания народного артиста РФ. С 2012 г. он является руководителем Московского драмтеатра им. М. Н. Ермоловой.

Итак, перед вами биография Олега Меньшикова .

Биография Меньшикова

Олег Евгеньевич Меньшиков родился 8 ноября 1960 г. в небольшом городе Серпухове, что в Московской области.

Его отец, Евгений Яковлевич, работал военным инженером. Мать, Елена Иннокентьевна, была невропатологом.

Детство и юность

Еще в юном возрасте Меньшиков проявлял большой интерес к . Например, ему очень нравилась оперетта, из-за чего он каждую неделю ходил в театр.

В 2012 г. Олег Евгеньевич стал худруком драмтеатра имени Ермолаевой, в котором он когда-то играл.

Приступив к своим новым обязанностям, Меньшиков в первую очередь изменил репертуар, а также пересмотрел актерскую труппу. Он уволил некоторых актеров, а на их место пригласил других.

Фильмография Меньшикова

Первой картиной Олега Меньшикова была «Жду и надеюсь», в которой он сыграл второстепенную роль.

Однако его игра оказалась настолько яркой, что вскоре он получил предложение сняться в «Покровских Воротах», которые стали отправной точкой в его биографии.

В этом фильме Меньшиков играл незаурядного студента Костю. Именно данная работа принесла ему огромную популярность и всеобщую любовь советского зрителя.

После этого ему начало поступать множество предложений от разных режиссеров.

Позже он снялся в таких известных кинофильмах, как «Капитан Фракасс» и «Моонзунд». Интересно, что Олегу удавалось мастерски играть абсолютно любых персонажей, вне зависимости от жанра фильма и сложности роли.

В начале 90-х предложений сниматься в фильмах было столько, что он уже мог сам выбирать, на что соглашаться. Каждое появление Меньшикова в той или иной картине, гарантировало ей успех.

Например, фильм с его участием «Утомленные солнцем» (1994), был удостоен «Оскара». В нем актер сыграл сотрудника НКВД Митю.

Игра Олега Меньшикова в данной картине получила массу положительных отзывов от всемирно известных критиков.

Затем Меньшиков принял участие в съемках «Сибирского цирюльника» и «Кавказского пленника», где его партнером был .

Обе картины были прекрасно приняты зрителями и до сих пор считаются классикой русского кинематографа.

В 2006 г. Олег Меньшиков попробовал себя в роли Остапа Бендера, снявшись в «Золотом теленке».

Позже актер признался в том, что по своей натуре он очень близок к образу данного героя.

В том же году его утвердили на главную роль в сериале «Доктор Живаго», снятого по роману .

Личная жизнь

Олег Меньшиков предпочитает не афишировать свою личную жизнь. Его первой и единственной женой является Анастасия Чернова, на которой он женился в 2005 г.


Олег Меньшиков и его жена Анастасия Чернова

Стоит заметить, что супруга почти вдвое моложе своего мужа. На данный момент детей у пары нет.

В своих интервью актер Меньшиков неоднократно признавался, что встречу с Анастасией он считает одним из ключевых событий в биографии.

Олег Меньшиков сегодня

Олег Евгеньевич Меньшиков продолжает оставаться в числе самых востребованных и успешных российских актеров.

В 2017 г. он снялся в фантастическом фильме «Притяжение», в котором рассказывалось о столкновении людей с инопланетными существами.

Режиссер картины Федор Бондарчук признался журналистам, что для него была большая честь работать с Меньшиковым. Фильм стал настолько популярным, что в 2019 г. планируется выход его второй части.

Олег Меньшиков нередко появляется на разных телепрограммах и светских вечеринках. Кроме этого он по-прежнему продолжает ставить спектакли, которые всегда проходят с аншлагами.

Наверняка в будущем Меньшиков сыграет еще не одну знаковую роль и сможет порадовать поклонников новыми авторскими проектами.

Если вам понравилась биография Олега Меньшикова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии известных людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Меньшиков Олег Евгеньевич родился в Подмосковье, в Серпухове, 8 ноября 1960 года. Его семья никак не была связана с миром кино и театра: отец - военный инженер, мама - врач-невропатолог. Вскоре после появления на свет сына семья перебралась в столицу. У мальчика рано проявились музыкальные способности, и родители отвели его в одну из столичных музыкальных школ, где Олег учился игре на скрипке. Мир прекрасного и высокого искусства манил юного эстета. Он обожал оперетту уже в раннем возрасте. Дважды в неделю Меньшиков посещал Театр оперетты. Некоторые спектакли так ему нравились, что он ходил на них по нескольку раз подряд. В старших классах Меньшиков сам взялся ставить спектакли, к которым писал музыку и слова. Актерский талант у него был замечен, когда Олег учился в девятом классе. Как-то сын пошел с родителями на свадьбу дочери служащей Малого театра. Парень на удивление всех гостей стал человеком-оркестром: он играл на скрипке и фортепиано, аккомпанируя певцам и музыкантам, импровизировал и декламировал. Среди гостей на той свадьбе оказался преподаватель Щепки Владимир Монахов. Весь вечер он внимательно наблюдал за юношей. Вскоре Меньшиков получил от Монахова приглашение на прослушивание. По просьбе почитать что-то на его усмотрение, молодой человек декламировал «Желания славы» Пушкина. Владимир Васильевич был приятно поражен. Он обнаружил в Меньшикове чрезвычайную актерскую одаренность. И даже сравнил его с Жераром Филиппом. Нужно ли удивляться, что в 1977 году, после окончания средней школы, Олег Меньшиков выбрал себе актерское будущее. Родители выбору хотя и не обрадовались, но и не помешали сыну решать свою судьбу самостоятельно. Экзамены в знаменитую Щепку Олег Меньшиков сдал блестяще. Он попал на курс ректора училища Николая Афонина. Внимание к талантливому юноше было повышенным с первого курса. До сих пор преподаватели и однокурсники Меньшикова с восхищением вспоминают капустники, которые организовывал Олег. Это был восхитительный сплав тонкого юмора, блестящих импровизаций и высокого артистизма. На выпускном курсе самый перспективный студент сыграл в постановке Николая Афонина «Нашествия». Интересно, что сам Афонин предлагал Меньшикову взять главную роль, но тот попросил одну из эпизодических и малозначимых. Но именно эта небольшая роль в исполнении талантливого выпускника стала одной из самых ярких и запомнившихся. Окончив вуз, начинающий артист попал в труппу столичного Малого театра. Через год Меньшиков пошел служить в армию. Отбывал воинскую обязанность, играя в театре Советской Армии. Одна из самых заметных работ этого периода - роль Иволгина в постановке «Идиот» по произведению Достоевского. После службы Меньшиков стал актером Московского драмтеатра имени Ермоловой. Здесь он работал с 1985 по 1989 годы. Театралы вспоминают его замечательную игру в спектаклях «Говори!» и «Второй год свободы». В 1990 году артист получил главную роль в постановке «Калигула» Фоменко, состоявшуюся на сцене Театра имени Моссовета. Тогда Олегу Меньшикову исполнилось 30 лет. Эта роль сделала молодого артиста известным не только в России, но и за рубежом. А в 1995 году Меньшиков организовал «Театральное товарищество 814». Это была одна из первых антрепризных компаний не только в Москве, но и в России. Меньшиков стал главным режиссером большинства постановок «Товарищества», наиболее известные из которых «Горе от ума» Грибоедова, «Кухня» Курочкина и «Игроки» Гоголя. В апреле 2012 года Олега Меньшикова назначили художественным руководителем драмтеатра имени Ермоловой, где он раньше работал актером. Как потом рассказал Олег Евгеньевич, первым делом он провел «ревизию» репертуара и труппы театра. И остался очень недовольным результатами. Из бывшего репертуара он оставил всего-навсего четыре постановки. Распрощался и с некоторыми актерами. Среди них была его давняя коллега, с которой снимался в «Покровских воротах», Татьяна Догилева.

Олег Меньшиков о новом спектакле "Макбет", в котором все роли играют мужчины

Художественный руководитель театра Ермоловой Олег Меньшиков готовит долгожданную премьеру - спектакль "Макбет" по Шекспиру. Меньшиков является режиссёром постановки, а также исполняет в ней главную роль.

В версии Меньшикова всех героев, как и во времена Шекспира, будут играть мужчины. В спектакле, премьерные показы которого состоятся 3 и 4 ноября, заняты Георгий Назаренко, Никита Татаренков, Филипп Ершов, Алексей Каничев, Александр Кудин, Андрей Мартынов, Егор Харламов и Артем Цуканов. За музыкальную составляющую отвечает Духовой оркестр Олега Меньшикова. По словам актеров, Шекспир у Меньшикова ироничен, революционен и современен.

Накануне премьеры Олег Меньшиков ответил на несколько вопросов HELLO.RU о предстоящем спектакле.

Вы не раз говорили, что эта постановка для вас вызов. Почему?

Во-первых, потому что в моем репертуаре Шекспир первый раз. Во-вторых, поскольку я человек дотошный, когда начал готовиться к этой работе, то прочитал практически все, что написано про Шекспира. Я прочитал книгу "Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса" и помню, что она мне просто перевернула мозги. Что такое Шекспир? Это загадка на века. Мы ее не разгадаем, но тем она и прекрасна. Эйнштейн как-то сказал, что любое открытие начинается с огромного знака вопроса. Вот у Шекспира этих знаков вопроса на каждой странице по пятнадцать штук. Разбирать его путем психологического театра, анализа, который нам завещал Константин Сергеевич Станиславский, бесполезно. Там просто не сходятся концы с концами. У Шекспира своя театральная правда, свои законы, они скачут с одной сцены на другую, с одной темы на тему, они даже не соблюдают элементарную логику развития характера и построения сцены! Но им плевать на это, потому что для них видимый театр - это что-то другое. Я не знаю что. Но это была игровая природа театра, за которую я обеими руками. Театр - это игра, плюс какая-то сумасшедшая магия. Сказать чарующая - это вообще ничего не сказать.

В "Макбете" нет больших монологов, есть небольшие - всего по 8 строчек. Но каждый из них стоит огромных кусков поэзии! И в переводе Владимира Гандельсмана они великолепны.

У вас основные роли играют мужчины. Почему?

Изначально на роль леди Макбет была утверждена Даша Мельникова - замечательная артистка нашего театра. Но Даша Мельникова забеременела , я начал думать, как найти ей замену. И мне пришло в голову: а почему бы не пойти по шекспировскому методу, где мужчины играют женские роли? Если бы с Дашей не случилось такого счастья, она бы, безусловно, играла леди Макбет.

Кого вы играете в спектакле?

Главную роль, Макбета. Эта роль меня словно звала.

"Макбет" считается мистической постановкой. Говорят, что из-за того, что в тексте Шекспир прописал реальное ведьминское заклинание, актеров преследуют неудачи. Верите в это?

У меня нет никаких суеверий, более того, мы шутим на эту тему. Работая над любой постановкой, можно сломать ногу. Просто обычно об этом забывают, а когда это "Мастер и Маргарита", то все сразу: "Ух ты! Это все Булгаков". Да ерунда!

И тем не менее премьера спектакля должна была состояться еще два года назад, но репетиции пришлось приостановить и все затянулось. Почему?

Уж точно не из-за ведьм. Дело в том, что изначально я не собирался ставить "Макбет" сам. Были приглашены молодые режиссеры, спектакль должен был стать их работой, но союза у нас не случилось. Потом мы на какое-то время законсервировали проект, а он меня все равно звал и манил. Проигрывать я не люблю и знаю, что за недоделанные вещи приходится отвечать. Отвечать неохота, так что надо доделывать. Поэтому ждем премьеру.


Насколько сложно быть и актером, и режиссером одного спектакля?

Это объяснить невозможно. Об этом можно поговорить только с тем, кто посидел и по ту, и по эту сторону рампы. Ну чего я буду жаловаться, какой это колоссальный труд, когда ты видишь это с одной точки, а потом выходишь сам на сцену и видишь с другой. И времени у тебя меньше всех на репетиции. Короче, это ад, но ты сам этого хотел, Жорж Данден! Поэтому я не жалуюсь.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры