Степан эрьзя проект окружающий мир. Презентация на тему "степан дмитриевич эрзя"

Главная / Любовь

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

1. Биография.

1.1. Детство.

1.2. Годы учёбы.

1.3. Вынужденный переезд.

2. Всемирная известность.

3. Заключение.

4. Список литературы.

5. Выводы.

Введение

Тема моей исследовательской работы « Великий сын своего народа. Эрьзя - наше наследие ».

Я узнала от мамы, что великий скульптор Эрьзя, нам является родственником. Он - дядя моей прабабушки по материнской линии. И я решила подробнее узнать его биографию, познакомиться с его творчеством, чем так прославился наш родственник. Тем более, что 2014 год был объявлен Годом Культуры.

Цель моей работы: познакомиться самой и рассказать окружающим о моём знаменитом родственнике Эрьзя.

Задачи:

Изучить биографию;

Исследовать творчество скульптора.

Методы исследования:

Поисковый;

Исследовательский;

Библиографический.

Эрьзя (Нефёдов) Степан Дмитриевич - имя этого скульптора широко известно и в нашей стране, и за рубежом. Степан Дмитриевич Нефёдов, выдающийся скульптор XX века, известен всему миру под именем Эрьзя. Все творчество Эрьзи проникнуто чувством глубокого патриотизма. Живя подолгу в разных странах он всегда помнил о своем народе и горячо любил его. Эта любовь выразилась и в выборе псевдонима, происходящего от названия народа (эрзя), к которому принадлежал скульптор. Степан Дмитриевич сознательно предпочел взять в качестве псевдонима имя своего народа, и имя это – ЭРЬЗЯ. Тем самым великий скульптор поставил все точки над i. Его гениальность проявилась даже в этом - в выборе псевдонима. Лучшего способа замолвить слово за свой бесправный, униженный прозвищем «мордва» народ нельзя было и придумать!
Именно С.Д. ЭРЬЗЯ, осознавая жизненную необходимость такого шага, первым возглавил эрзянское национальное движение, именно он своим примером беззаветной преданности родному народу подал первый толчок идее национального возрождения эрзян.

С.Д. Эрьзя родился 8 ноября 1876 года в селе Баево Алатырского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина. В 1892 г. семья переехала в г. Алатырь. Его первыми художественными впечатлениями были вышивки матери, резьба по дереву старшего брата и поделки отца из корневищ и сучьев деревьев, которые он приносил детям из бурлацких походов по Волге.

Художественные способности Степана проявились очень рано - замкнутый и необщительный по характеру, он мог часами рисовать мелом и углем, лепить фигурки людей и животных из глины. Отец, Дмитрий Иванович, первым заметил природные способности мальчика и отдал его учиться в церковно-приходскую школу села Алтышева, а затем в иконописные мастерские Алатыря и Казани.

Родители формально были христианами, но в деревне соблюдались и хранились все старинные предания и поэтические сказки, н а которых воспитывался Степан. В дальнейшем всю красоту эрзянской культуры и природы он выразил в своем творчестве.

Судьба Степана Дмитриевича резко изменилась в 1901 году. При поддержке местного помещика Н.П.Серебрякова он поехал в Москву, где в 1902 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на живописное отделение. Его учителями были такие художники, как И.А.Касаткин, К.А.Коровин, В.А.Серов, А.Е.Архипов, Л.О.Пастернак. В 1903 году он перешел в скульптурный класс к С. М. Волнухину ( известный русский скульптор) . Именно учась на скульптурном отделении, Степан Дмитриевич и начал подписывать свои произведения псевдонимом “Эрьзя ".

Столкнувшись в годы учебы со сложными к нему отношениями, как к инородцу и когда царизм в России жестоко подавлял революцию 1905 г. , он осознал, что сыну бурлака , по национальности эрзя , не дадут п робиться со своим творчеством. Поэтому он без денег уезжает в Италию. И так случилось, что его имя стало известно не на Родине, а за границей.

Закончив училище в 1906 году, Степан Эрьзя продолжил свое образование в Европе. Семь лет мордовский скульптор провел в Италии и Франции. Первый громкий успех пришел к художнику в 1909 в Венеции на 8-й Международной выставке, где была продемонстрирована композиция «Последняя ночь осужденного перед казнью».

Годы, проведенные в Италии и Франции, явились для молодого Эрьзи великолепной школой мастерства, которая дает полное основание считать его не только одним из самых талантливых, но и профессионально подготовленных русских скульпторов начала XX века.

В 1914 году великий скульптор возвращается на Родину. До 1918 года живет в Москве, с 1918 по 1925 год живет в Екатеринбурге, Батуми, Новороссийске, Баку. Создает памятники, посвященные переменам в нашей стране . С 1927 по 1950 год Эрьзя живет в Аргентине. За эти годы организовано свыше 10 персональных выставок, где с полной силой раскрывается талант скульптора. Основным материалом для его работ становятся породы дерева – квебрахо, альгарробо. Они покоряют Эрьзю, и мастер создает множество портретов: «Александр Невский», «Людвиг Бетховен», «Л.Н. Толстой» и другие. Центральное место занимают женские образы, которые художник наделяет красотой, обаянием.

В 1951 году возвращается в Москву с огромной коллекцией своих работ (180 скульптур из разного материала, общим весом 175 тонн). В 1956 году Эрьзя был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Один из учеников Эрьзи впоследствии так описывал своего учителя: « Лицо - тонкий лик русского святого с большими, порой озорными голубыми глазами, сиявшими добротой и мудрой одухотворённостью; крепкая фигура крестьянина, привыкшего к тяжёлому труду, огромная физическая сила, которую он приобрёл, работая с гранитом и мрамором. Одежда на нём была необычна: Эрьзя носил длинные шерстяные блузы оригинального покроя с широченными рукавами, наверное, он кроил их сам, шаровары, на ногах - грубые солдатские ботинки с обмотками. Всё это гармонично сочеталось в нём, делало его своеобразно красивым».

Бессмертные произведения мордовского гения хранятся сегодня в столице Республики Мордовия городе Саранске в музее, носящем имя скульптора. Именно там можно не только увидеть работы мастера, но и узнать много интересного о его судьбе.

Художник скончался в Москве 24 ноября 1959 года. Похоронен в Саранске.

Выводы

Изучив литературу, я много узнала нового о творчестве известного скульптора. Почему новое? Мне было известно от мамы, что был такой дядя-скульптор. Затем я услышала о нём на занятии в нашем Художественном музее от Шерибзяновой С.Б. и решила найти подробную информацию о его жизни и творчестве. Я поделилась своими знаниями с одноклассниками, выступила на школьной научно-практической конференции, которая прошла в декабре 2014 года. Я горжусь, что в нашей семье был такой знаменитый родственник.

Список используемой литературы:

Степан Дмитриевич Эрьзя: альбом / сост. М.Н. Баранова; сост. каталога Т.Б. Мантурова, А.А. Косинец. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987, 1989.

Пудваль А.Р. Здравствуй, Эрьзя! - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989.

Блинов В.А. Недорисованный портрет: художеств.-докум. повесть. - - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.

Скульптор Эрьзя: биогр. заметки и воспоминания / сост. М.Н. Баранова, В.С. Ионова. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995.

Эрьзя на Родине: альбом / сост. М.Н. Баранова, В.С. Ионова. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996.

Степан Эрьзя. О женщина, краса земная… /сост. С.С. Маркова; вступ. ст. и сост. каталога О.Г. Беломоева. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001.

Словарь-справочник жизни и творчества С.Д. Эрьзи. / сост. М.И. Каргина; под ред. Н.И. Ворониной. - Саранск: Тип.»Красс. Окт.», 2001.

Скульптор Эрьзя:[кн.-альбом / авт. -сост. М.Н. Баранова, В.С. Ионова; фот. В.И. Почаев]- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006.

Эрьзя (Нефёдов) Степан Дмитриевич
8 ноября 1876

Имя этого скульптора широко известно и в нашей стране и за рубежом. Все его творчество проникнуто чувством глубокого патриотизма. Даже его псевдоним происходит от названия народа, к которому он принадлежал.
Степан Нефёдов родился 8 ноября 1876 года в эрзянском селе Баево в семье крестьянина.
С детства его окружала великолепная природа родного края - дремучие мордовские леса, речка Бездна, превращавшаяся весной в бурный поток, необозримые пространства полей. Большое влияние на будущего скульптора оказали языческие верования его земляков - эрзя поклонялись священным деревьям, чтили души камней, родников и рек.
Самостоятельную жизнь он начал с 14-летнего возраста и в течение десяти лет занимался самыми разными промыслами, в том числе расписывал храмы с артелями богомазов. Судьба Степана Дмитриевича резко изменилась в 1901 году, когда местные купцы, пораженные его рисунками, показали их директору московского Строгановского училища. Толком не зная русского языка, будущий художник отправился в Москву, учиться.
Закончив училище в 1906 году, Степан Эрьзя продолжил свое образование в Европе. Семь лет мордовский скульптор провел в Италии и Франции. Первый громкий успех пришел к художнику в 1909 в Венеции на 8-й Международной выставке, где была продемонстрирована композиция «Последняя ночь осужденного перед казнью».
После возвращения в 1914 в Россию Эрьзя поселился по соседству с С. Т. Коненковым, который оказал значительное влияние на последующее творчество художника. В этот период скульптор работал не только в мраморе, он использовал и необычные для станковой скульптуры материалы, такие как цемент и железобетон.
В 1926 году Степан Дмитриевич со своей выставкой поехал во Францию и на Родину решил не возвращаться. Он поселился в Аргентине. Именно тут совершенно неожиданно для самого себя он обнаружил то, что искал - необыкновенный материал, с которым впоследствии будет неизменно связано его творчество, дерево местного происхождения - кебрачо. Многие пластические приёмы работы с ним были подсказаны мастеру резными деталями эрзянских изб, затейливым орнаментом деревянных долбленных традиционных сундуков и предметов домашней утвари. Как писала аргентинская пресса, скульптор стал покорителем кебрачо.
В 1950 году Эрьзя получил разрешение советского руководства на возвращение в СССР и в 1951 приехал на родину, привезя огромную коллекцию своих работ. Ему была выделена мастерская в Москве в районе Сокола, где он работал и устроил свою постоянную выставку.
В 1956 году Степан Дмитриевич Эрьзя был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Художник скончался в Москве 24 ноября 1959 года. Похоронен в Саранске.

{
Влада Лаптева, уги – 453401

Степан Дмитриевич
Нефедов (Эрьзя)
(1876-1959)
Родился 8 ноября 1876 года в
селе
Баево
Алатырского
уезда Симбирской губернии.
Его родители - Дмитрий и
Мария Нефёдовы - были
крестьянами
и
принадлежали к марийской
народности эрьзя.

Его отец первым заметил художественные способности сына и
отправил его учиться сперва в церковно-приходскую школу села
Алтышево, потом в иконописную мастерскую села Алатырь, а затем
в такую же мастерскую в Казани. Мастера ездили расписывать
церкви в разных городах Поволжья, и Степан Нефёдов
путешествовал вместе с ними, обучаясь тонкостям работы.
В 1896 году Нефёдов попал на выставку Михаила Врубеля. Работы
известного художника так вдохновили его, что он решил изучать
живопись и получить высшее образование.
В 1901 году Степан Нефёдов переехал в Москву и поступил в
Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его
преподавателями на отделении живописи были Константин
Коровин, Валентин Серов, Леонид Пастернак и другие известные
художники.
В 1903 году молодой художник перевелся на отделение скульптуры,
где преподавали Сергей Волнухин и Павел Трубецкой

В 1906-1916 годах мастер уезжает в Европу, где продолжает
обучение и находит собственный стиль.
В это же время скульптор становится известен под псевдонимом
Эрьзя, происходящим от названия эрзяноязычной группы
мордовского народа, выходцем из которой он был.
В 1927 году уезжает в Аргентину, где обретает «своих детей». Так
Эрьзя называл свои работы из экзотических пород дерева - кебрачо
и альгарробо.

«Эрьзя… Это не имя, это даже не
псевдоним. Это прозвище… одной из
старинных и далеких народностей –
мордвы…
Этот
маленький
народ,
затерянный среди изумрудных лугов и
безграничных
болот
Симбирской
губернии, орошаемой великой рекой
Волгой, имеет какое-то этническое
родство с финнами.»
Из книги Григория Сутеева «Скульптор
Эрьзя»

«Почти десять лет перед первой мировой
войной
он
провел
за
границей,
преимущественно в Италии, а также во
Франции.
Там
он
выработал
свою
оригинальную, не лишенную внешней
эффектности манеру и освоил различные
материалы – не столько гипс и мрамор, но и
цемент, чугун, железобетон.»
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца 19 – начала 20
века. – Москва: издательство Московского университета, 1993.

В 1909 году его работа «Последняя
ночь осужденного перед казнью»
завоевала первое место на VIII
Венецианской биеннале.
Мастер создал ее под впечатлением от
Бутырской тюрьмы в Москве: в годы
учебы он подрабатывал тем, что
фотографировал
осужденных
революционеров.
Материал: цемент
Работа не сохранилась

скульптура Иоанна Крестителя
1914 год.
была создана для церковного
прихода в городке Феццано
(Италия).
На фото копия 2011 года,
сделанная
с
оригинала
хранящегося в Италии.

«Будучи
мордвином
по
национальности, Эрьзя часто
выбирао свои модели среди
соотечественников, стремясь
выработать
образ-тип
мордовской женщины.»
Сарабьянов Д.В. История русского искусства
конца 19 – начала 20 века. – Москва:
издательство
Московского
университета,
1993.
Эрьзянка, 1915

Голова мордовки
(Эрьзянка), 1915

Портрет мордовки, 1938

«Свободная деформация натуры, намеренное
преувеличение тех или иных черт, эффектно
откинутые головы и распростертые тела – вот
черты иконографии и стилистики этого
мастера.»

Автопортрет (Тоска)
1908
Бронза
Русский Музей

В 1910 году Эрьзя переехал из Италии во Францию. Там
его работы приобретали и крупные музеи, и частные
коллекционеры. В этот период мастер работал в
основном над скульптурными портретами -
«Норвежская женщина», «Марта», «Тюремный
священник». Благодаря цепкой памяти и умению
работать без эскизов ему удавалось выполнять их всего
за один-два сеанса.
В 1914 году началась Первая мировая война, и Степан
Эрьзя вернулся в Россию. В военное время он работал
санитаром в московском военном госпитале, времени
на занятия скульптурой у него почти не оставалось.
Самые известные из редких работ этого периода -
«Монголка» и «Портрет балерины Софьи Федоровой».

«портрет балерины
Софьи Фёдоровой»
1915
музей Государственного
академического Большого
театра, Москва

«Монголка»
1915

После революции Степан Эрьзя работал над
мифологическими и национальными
образами - скульптурными портретами
эрзянских и мордовских женщин,
библейской Евы и древнегреческой Леды.
Занимался он и агитационным искусством,
которое соответствовало советскому Плану
монументальной пропаганды: создавал
памятники Карлу Марксу и Владимиру
Ленину, фигуры рабочих и крестьян,
оформлял Дом союза горняков в Баку

«Ева»
1919
Мрамор

«Шёпот»
1922
Дерево (орех)

« Уральские мастера приняли Эрьзу как своего.
Европейская знаменитость, он прост в общении,
немногословен, всегда поглощён работой, не
привередлив
в
еде
и
жилье.
В нем чувствуется творческая мощь, глубокий ум,
целеустремленность. Как истинный самородок, он
изобретателен во всем. Он сам сколачивал станки для
своих работ, сваривал каркасы, сам отливал работы,
прекрасно фотографировал. Он изобрел новый
материал «железобетон», состоящий из цемента,
соединенного с помощью кислоты с металлическими
опилками»
Из статьи Е.П.Алексеева «Невидимый Эрьзя. О развитии
монументальной скульптуры на Урале»

Памятник
«Освобожденному труду»
1920
Екатеринбург
В 1920 году Степан Эрьзя создал в
Екатеринбурге
памятник
«Освобожденному
труду»,
прозванный в народе Ванькой
Голым
за
то,
что
смущал
комсомольцев
своей
откровенностью. Так что спустя пять
лет его убрали с Площади 1905 года
и, заколотив в деревянный ящик,
оставили коротать дни на заднем
дворе Краеведческого музея.

«Памятник уральским
коммунарам»
1920, Екатеринбург
С.Д.Эрьзя, Е.В.Ваулина,
Ф.Г.Самарин
« Голая женская фигура,
изображающая
Свободу
простояла до 1923 года, а
потом была демонтирована.»
Из статьи Е.П.Алексеева
«Невидимый Эрьзя. О развитии
монументальной скульптуры на
Урале»

«Памятник Карлу
Марксу»
1920, Екатеринбург
Не сохранился
«<…>Карла Маркса сначала
«причесал»
какой-то
скульптор и в таком виде
бюст существовал до 1936
года, а потом бесследно
исчез.»
Из статьи Е.П.Алексеева
«Невидимый Эрьзя. О развитии
монументальной скульптуры на
Урале»

Бюст «В.И. Ленина»
1922-1923 год
Туф

Со временем взаимоотношения Эрьзи с советской
властью обострились: культурной политикой
страны управляли в те годы представители
авангардных направлений искусства.
Позже Эрьзя писал журналисту Луису Орсетти:
«Повсюду
господствовали
футуристы...
В
Екатеринбурге я видел, как футуристы уничтожили
произведения искусства, которые были плохими по
их мнению... и в музеях, и то, что дарили в музей
коллекционеры произведений искусства, владельцы
магазинов... В Екатеринбурге сожгли даже большую
библиотеку...»

«С конца 20-х годов Эрьзя находился в Южной
Америке (он вернулся на родину в 1950 году), где
материалом служили тропические деревья –
квебрахо и альгарродо, позволявшие создавать
фантастические контрасты необработанной и
гладкой отполированной поверхности.»
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца 19 – начала 20 века.
– Москва: издательство Московского университета, 1993.

В Аргентине Степан Эрьзя поселился на окраине БуэносАйреса. Он участвовал в местных выставках, на собственные
деньги издавал брошюры о своем творчестве. Аргентинские
газеты печатали пространные статьи об известном русском
скульпторе, «который раньше был пастухом».
За годы жизни в Буэнос-Айресе Эрьзя научился создавать
скульптуры из экзотических пород дерева - квебрахо и
альгарробо. Необыкновенно твердая древесина требовала
долгой обработки. Но это окупалось ее качествами:
выразительной текстурой и красивыми оттенками - от
почти белого до красновато-коричневого.

Правительство выделило ему мастерскую в Политической литературы, 1988.
2. Мордовский республиканский музей изобразительных
искусств им. С.Д.Эрьзи [Электронный ресурс]: Режим
доступа http://erzia-museum.ru/ru/
3. Образ Урала в изобразительном искусстве / [сост. Е. П.
Алексеев] .- Екатеринбург: Сократ, 2008.
4. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца 19 –
начала 20 века. – Москва: издательство Московского
университета, 1993.
5. Сутеев Г.О. Скульптор Эрьзя: Биографические заметки и
воспоминания. – Саранск, 1968.

Выход в свет книги-альбома «Степан Эрьзя» приурочен к 135-летию со дня рождения великого скульптора ХХ столетия и посвящен событию государственного масштаба – празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.
Настоящая книга адресована самому широкому читателю – людям разных национальностей, живущим в России и далеко за ее пределами. Она призвана заставить биться их сердца согласно общему камертону. И камертон этот – любовь и восхищение вечным в искусстве: духовностью, красотой и гармонией. Цель этого издания – по-новому, ярче и многограннее – представить творческое наследие художника.

Авторы-составители альбома:

Л.Н.Нарбекова – директор МРМИИ им. С.Д.Эрьзи; А.М.Лобанова – зам. директора МРМИИ им. С.Д. Эрьзи по научной работе; М.А.Танасейчук – зав. отделом развития и информационных ресурсов; Н.В. Холопова – зав. научно-исследовательским отделом.
Альбом подготовлен в рамках ФЦП “Культура России 2006-2011 гг.”, при финансовой поддержке МК РФ и Министерства печати РМ.

«Волго-Вятский экономический район население» - Природные условия и ресурсы. Предприятия выпускают разнообразную продукцию: пиломатериалы, фанеру, мебель, лыжи. Собственного леса уже не хватает, поэтому часть сырья приходится завозить. В обеспечении внешних и внутренних связей района значительно участие речного транспорта. Климат района континентальный, благоприятный для сельского хозяйства.

«Волго-Вятский экономический район» - Территория - 263,4 тыс кв. км. Население и трудовые ресурсы. Среди отраслей машиностроения рыночной специализации выделяется транспортное машиностроение. Волго-вятский район. Сельское хозяйство Волго-Вятского района располагает значительным потенциалом. Транспортная сеть. Одной из старейших отраслей специализации Волго-Вятского региона является судостроение.

«Марий Эл» - Технологический критерий. Критерии Управленческие; Технические; Эксплуатационные. Промежуточные результаты реализации проекта. Масштаб проблемы. Реализация программы «Дороги – селу». Обеспеченность населенных пунктов Республики Марий Эл транспортными связями. Основной критерий. Результат проекта. Строительные и смежные отрасли 443 рабочих места.

«Кировская область» - Биохимический кластер. Ферменты и ферментные препараты. Инвестиционные рейтинги Кировской области. Кировская область обладает уникальным рекреационным потенциалом. Богатые источники минеральных вод и лечебных грязей. Лесопромышленный комплекс. Сотрудничество с международными институтами развития. Биотехнологический комплекс области.

«Волго-Вятский район» - Республика Марий Эл(Йошкар-Ола). В Чебоксарах проживает 460тыс. Нижний Новгород и Нижегородский промышленный узел. Чебоксары -столица республики Чувашия. Самолеты. Отраслями специализации являются: Машиностроение (радиозаводы, приборостроение, электротехническое). Электроэнергетика- Горьковская ГЭС, ТЭС – в Нижнем Новгороде, Кстово.

«Памятники Саранска» - Улица Васенко идет с востока на запад от проспекта Ленина до ул. Памятник поэту-демократу А.И. Полежаеву. Во время Великой Отечественной войны пущен завод «Электровыпрямитель». Улица БОЛЬШЕВИСТСКАЯ, бывш. Памятник стратонавтам. Г.И. Сураев-Королёв. Улица ВАСЕНКО, бывш. П. У. Гайни - член Союза писателей СССР.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры