Светлов, михаил аркадьевич. Михаил аркадьевич светлов

Главная / Любовь
Подпись:

Цитаты в Викицитатнике

Михаи́л Арка́дьевич Светло́в (настоящая фамилия - Ше́йнкман ; 4 (17) июня 1903 год , Екатеринослав - 28 сентября , Москва) - русский советский поэт и драматург . Лауреат Ленинской премии (1967 - посмертно ).

Биография

Михаил Светлов родился в Екатеринославе (ныне Днепр) в небогатой семье ремесленника-еврея. Публиковаться начал в 1917 году.

В 1919 году был назначен заведующим отделом печати Екатеринославского губкома комсомола. В 1920 году вступил добровольцем в Красную армию , принимал активное участие в Гражданской войне . Недолгое время жил в Харькове , откуда в 1922 году переехал в Москву. Первый сборник стихов «Рельсы» вышел в 1923 году в Харькове. В 1927-1928 годах учился в МГУ . Согласно документам НКВД, поддерживал Левую оппозицию , вместе с поэтами Михаилом Голодным и Иосифом Уткиным издавал нелегальную оппозиционную газету «Коммунист», приуроченную к 7 ноября 1927 года . Нелегальная типография, печатавшая газету, располагалась в доме у Светлова. В 1927-1928 годах, по данным НКВД, Светлов вместе с Голодным устраивал в Харькове поэтические вечера, сбор с которых шёл на нужды оппозиционного нелегального Красного креста, и в дальнейшем оказывал материальную поддержку семьям арестованных оппозиционеров .

Пьеса о колхозной жизни «Глубокая провинция» (1935) была раскритикована в «Правде » и снята со сцены. В годы Великой Отечественной войны Светлов был корреспондентом газеты «Красная звезда» , затем работал во фронтовой печати 1-й ударной армии. Наиболее известное из военных стихотворений - «Итальянец» (1943).

За книгу «Стихи последних лет» Светлову посмертно была присуждена Ленинская премия . «Лирика Светлова, - пишет В. Казак , - всегда многопланова; многое в ней остаётся недосказанным и даёт волю фантазии читателя. Его стихотворения преимущественно предметны; конкретные предметы служат обозначениями чувств и мыслей» .

В 1931-1962 годах Михаил Светлов жил в «Доме писательского кооператива» в Камергерском переулке . На протяжении ряда лет преподавал в .

Светлов встал, протягивая мне руку:

Подождите. Я вам кое-что скажу. Я, может быть, плохой поэт, но я никогда ни на кого не донес, ни на кого ничего не написал.

Я подумал, что для тех лет это немалая заслуга - потрудней, пожалуй, чем написать «Гренаду» .

Михаил Светлов умер от рака 28 сентября 1964 года . Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

Семья

Книги

  • «Рельсы». Харьков, 1923.
  • Стихи о ребе. Харьков, 1923
  • «Стихи». Л., Молодая гвардия, 1924.
  • «Корни». М., 1925.
  • Ночные встречи. М., 1927.
  • Хлеб. М., 1928
  • «Книга стихов». М.-Л., ГИЗ, 1929.
  • Избранные стихи. М., Огонёк, 1929
  • Гренада. М.-Л.,ГИЗ, 1930
  • Гренада. М., Молодая гвардия, 1930
  • Горнист. М., 1931

  • Избранные стихи. М., Федерация, 1932
  • Избранные стихи. М., Гослитиздат, 1935
  • Избранные стихи. М., Молодая гвардия, 1935
  • «Глубокая провинция». М., Цедрам, 1936.
  • Стихотворения. М., 1937
  • «Сказка». М., Молодая гвардия, 1939.
  • Сказка. М.-Л., Искусство, 1940
  • «Двадцать лет спустя». М.-Л., Искусство, 1941.
  • Двадцать восемь. М., 1942
  • Отечество героев. М., 1942
  • Стихи о Лизе Чайкиной. М., 1942.
  • «Двадцать лет спустя». М.-Л., Искусство, 1947.
  • Избранные стихи. М., Правда, 1948
  • Избранные стихи. М., Советский писатель, 1948. - 172 с., 25 000 экз.
  • Избранные стихи и пьесы. М., ГИХЛ. 1950. - 208 с., 25 000 экз.
  • Избранное. М., Художественная литература, 1953. - 176 с., 25 000 экз.
  • «Стихи и пьесы». М., Гослитиздат, 1957.
  • Яблочко-песня. М., 1958
  • «Горизонт». М., Советский писатель, 1959.
  • Стихотворения. М., 1959
  • «Я - за улыбку!» М., Правда, 1962.
  • Стихотворения. М., 1963
  • «Любовь к трём апельсинам». М., Искусство, 1964.
  • Охотничий домик. М., 1964

Награды и премии

  • Ленинская премия ( - посмертно ) - за книгу «Стихи последних лет»
  • премия Ленинского комсомола ( - посмертно )
  • два ордена Красной Звезды (1.12.1942; 6.9.1944)
  • орден и четыре медали.

Память

  • - Участвовал в эпизоде поэтического вечера в Политехническом в художественном фильме «Застава Ильича » (реж. Марлен Хуциев)
  • 5 октября 1965 - Постановлением Совета министров РСФСР Городской юношеской библиотеке № 3 города Москвы было присвоено имя поэта Михаила Аркадьевича Светлова. Сегодня это - Центральная городская юношеская библиотека им. М. А. Светлова , известная как «Светловка»
  • - Назван кинематографический океанский круизный лайнер «Михаил Светлов» в художественном фильме «Бриллиантовая рука » (реж. Леонид Гайдай)
  • - Назван речной теплоход «Михаил Светлов» (Россия)
  • - Документальный фильм «Встречи с Михаилом Светловым» (реж. Александр Михайловский)
  • - Документальный фильм «Красивое имя, высокая честь. Михаил Светлов» (телеканал «Культура» , Россия , реж. Александр Шувиков)
  • Именем Михаила Светлова названо несколько улиц в городах СССР, а также микрорайон Светлово в городе Каховка
  • Именем Михаила Светлова назван также один из ресторанов московского гостиничного комплекса Измайлово корпуса «Дельта-Гамма». [ ]
  • В Усть-Илимске Иркутской области в честь поэмы «Гренада» назван клуб, а улица на которой он находится носит имя М. Светлова.

Напишите отзыв о статье "Светлов, Михаил Аркадьевич"

Комментарии

Примечания

Ссылки

  • . На сайте «Хронос » .
  • // Энциклопедия «Кругосвет ».

Отрывок, характеризующий Светлов, Михаил Аркадьевич

– Отчего же тебе не ехать, ваше сиятельство, ехать можно, – сказал Дрон.
– Мне сказали, что опасно от неприятеля. Голубчик, я ничего не могу, ничего не понимаю, со мной никого нет. Я непременно хочу ехать ночью или завтра рано утром. – Дрон молчал. Он исподлобья взглянул на княжну Марью.
– Лошадей нет, – сказал он, – я и Яков Алпатычу говорил.
– Отчего же нет? – сказала княжна.
– Все от божьего наказания, – сказал Дрон. – Какие лошади были, под войска разобрали, а какие подохли, нынче год какой. Не то лошадей кормить, а как бы самим с голоду не помереть! И так по три дня не емши сидят. Нет ничего, разорили вконец.
Княжна Марья внимательно слушала то, что он говорил ей.
– Мужики разорены? У них хлеба нет? – спросила она.
– Голодной смертью помирают, – сказал Дрон, – не то что подводы…
– Да отчего же ты не сказал, Дронушка? Разве нельзя помочь? Я все сделаю, что могу… – Княжне Марье странно было думать, что теперь, в такую минуту, когда такое горе наполняло ее душу, могли быть люди богатые и бедные и что могли богатые не помочь бедным. Она смутно знала и слышала, что бывает господский хлеб и что его дают мужикам. Она знала тоже, что ни брат, ни отец ее не отказали бы в нужде мужикам; она только боялась ошибиться как нибудь в словах насчет этой раздачи мужикам хлеба, которым она хотела распорядиться. Она была рада тому, что ей представился предлог заботы, такой, для которой ей не совестно забыть свое горе. Она стала расспрашивать Дронушку подробности о нуждах мужиков и о том, что есть господского в Богучарове.
– Ведь у нас есть хлеб господский, братнин? – спросила она.
– Господский хлеб весь цел, – с гордостью сказал Дрон, – наш князь не приказывал продавать.
– Выдай его мужикам, выдай все, что им нужно: я тебе именем брата разрешаю, – сказала княжна Марья.
Дрон ничего не ответил и глубоко вздохнул.
– Ты раздай им этот хлеб, ежели его довольно будет для них. Все раздай. Я тебе приказываю именем брата, и скажи им: что, что наше, то и ихнее. Мы ничего не пожалеем для них. Так ты скажи.
Дрон пристально смотрел на княжну, в то время как она говорила.
– Уволь ты меня, матушка, ради бога, вели от меня ключи принять, – сказал он. – Служил двадцать три года, худого не делал; уволь, ради бога.
Княжна Марья не понимала, чего он хотел от нее и от чего он просил уволить себя. Она отвечала ему, что она никогда не сомневалась в его преданности и что она все готова сделать для него и для мужиков.

Через час после этого Дуняша пришла к княжне с известием, что пришел Дрон и все мужики, по приказанию княжны, собрались у амбара, желая переговорить с госпожою.
– Да я никогда не звала их, – сказала княжна Марья, – я только сказала Дронушке, чтобы раздать им хлеба.
– Только ради бога, княжна матушка, прикажите их прогнать и не ходите к ним. Все обман один, – говорила Дуняша, – а Яков Алпатыч приедут, и поедем… и вы не извольте…
– Какой же обман? – удивленно спросила княжна
– Да уж я знаю, только послушайте меня, ради бога. Вот и няню хоть спросите. Говорят, не согласны уезжать по вашему приказанию.
– Ты что нибудь не то говоришь. Да я никогда не приказывала уезжать… – сказала княжна Марья. – Позови Дронушку.
Пришедший Дрон подтвердил слова Дуняши: мужики пришли по приказанию княжны.
– Да я никогда не звала их, – сказала княжна. – Ты, верно, не так передал им. Я только сказала, чтобы ты им отдал хлеб.
Дрон, не отвечая, вздохнул.
– Если прикажете, они уйдут, – сказал он.
– Нет, нет, я пойду к ним, – сказала княжна Марья
Несмотря на отговариванье Дуняши и няни, княжна Марья вышла на крыльцо. Дрон, Дуняша, няня и Михаил Иваныч шли за нею. «Они, вероятно, думают, что я предлагаю им хлеб с тем, чтобы они остались на своих местах, и сама уеду, бросив их на произвол французов, – думала княжна Марья. – Я им буду обещать месячину в подмосковной, квартиры; я уверена, что Andre еще больше бы сделав на моем месте», – думала она, подходя в сумерках к толпе, стоявшей на выгоне у амбара.
Толпа, скучиваясь, зашевелилась, и быстро снялись шляпы. Княжна Марья, опустив глаза и путаясь ногами в платье, близко подошла к ним. Столько разнообразных старых и молодых глаз было устремлено на нее и столько было разных лиц, что княжна Марья не видала ни одного лица и, чувствуя необходимость говорить вдруг со всеми, не знала, как быть. Но опять сознание того, что она – представительница отца и брата, придало ей силы, и она смело начала свою речь.
– Я очень рада, что вы пришли, – начала княжна Марья, не поднимая глаз и чувствуя, как быстро и сильно билось ее сердце. – Мне Дронушка сказал, что вас разорила война. Это наше общее горе, и я ничего не пожалею, чтобы помочь вам. Я сама еду, потому что уже опасно здесь и неприятель близко… потому что… Я вам отдаю все, мои друзья, и прошу вас взять все, весь хлеб наш, чтобы у вас не было нужды. А ежели вам сказали, что я отдаю вам хлеб с тем, чтобы вы остались здесь, то это неправда. Я, напротив, прошу вас уезжать со всем вашим имуществом в нашу подмосковную, и там я беру на себя и обещаю вам, что вы не будете нуждаться. Вам дадут и домы и хлеба. – Княжна остановилась. В толпе только слышались вздохи.
– Я не от себя делаю это, – продолжала княжна, – я это делаю именем покойного отца, который был вам хорошим барином, и за брата, и его сына.
Она опять остановилась. Никто не прерывал ее молчания.
– Горе наше общее, и будем делить всё пополам. Все, что мое, то ваше, – сказала она, оглядывая лица, стоявшие перед нею.
Все глаза смотрели на нее с одинаковым выражением, значения которого она не могла понять. Было ли это любопытство, преданность, благодарность, или испуг и недоверие, но выражение на всех лицах было одинаковое.
– Много довольны вашей милостью, только нам брать господский хлеб не приходится, – сказал голос сзади.
– Да отчего же? – сказала княжна.
Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались.
– Отчего же вы не хотите? – спросила она опять.
Никто не отвечал.
Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд.
– Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
– Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.
– Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности.
– Да вы не поняли, верно, – с грустной улыбкой сказала княжна Марья. – Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить. А здесь неприятель разорит вас…
Но голос ее заглушали голоса толпы.
– Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего!
Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко.
– Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе.
Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями.

Долго эту ночь княжна Марья сидела у открытого окна в своей комнате, прислушиваясь к звукам говора мужиков, доносившегося с деревни, но она не думала о них. Она чувствовала, что, сколько бы она ни думала о них, она не могла бы понять их. Она думала все об одном – о своем горе, которое теперь, после перерыва, произведенного заботами о настоящем, уже сделалось для нее прошедшим. Она теперь уже могла вспоминать, могла плакать и могла молиться. С заходом солнца ветер затих. Ночь была тихая и свежая. В двенадцатом часу голоса стали затихать, пропел петух, из за лип стала выходить полная луна, поднялся свежий, белый туман роса, и над деревней и над домом воцарилась тишина.
Одна за другой представлялись ей картины близкого прошедшего – болезни и последних минут отца. И с грустной радостью она теперь останавливалась на этих образах, отгоняя от себя с ужасом только одно последнее представление его смерти, которое – она чувствовала – она была не в силах созерцать даже в своем воображении в этот тихий и таинственный час ночи. И картины эти представлялись ей с такой ясностью и с такими подробностями, что они казались ей то действительностью, то прошедшим, то будущим.
То ей живо представлялась та минута, когда с ним сделался удар и его из сада в Лысых Горах волокли под руки и он бормотал что то бессильным языком, дергал седыми бровями и беспокойно и робко смотрел на нее.
«Он и тогда хотел сказать мне то, что он сказал мне в день своей смерти, – думала она. – Он всегда думал то, что он сказал мне». И вот ей со всеми подробностями вспомнилась та ночь в Лысых Горах накануне сделавшегося с ним удара, когда княжна Марья, предчувствуя беду, против его воли осталась с ним. Она не спала и ночью на цыпочках сошла вниз и, подойдя к двери в цветочную, в которой в эту ночь ночевал ее отец, прислушалась к его голосу. Он измученным, усталым голосом говорил что то с Тихоном. Ему, видно, хотелось поговорить. «И отчего он не позвал меня? Отчего он не позволил быть мне тут на месте Тихона? – думала тогда и теперь княжна Марья. – Уж он не выскажет никогда никому теперь всего того, что было в его душе. Уж никогда не вернется для него и для меня эта минута, когда бы он говорил все, что ему хотелось высказать, а я, а не Тихон, слушала бы и понимала его. Отчего я не вошла тогда в комнату? – думала она. – Может быть, он тогда же бы сказал мне то, что он сказал в день смерти. Он и тогда в разговоре с Тихоном два раза спросил про меня. Ему хотелось меня видеть, а я стояла тут, за дверью. Ему было грустно, тяжело говорить с Тихоном, который не понимал его. Помню, как он заговорил с ним про Лизу, как живую, – он забыл, что она умерла, и Тихон напомнил ему, что ее уже нет, и он закричал: „Дурак“. Ему тяжело было. Я слышала из за двери, как он, кряхтя, лег на кровать и громко прокричал: „Бог мой!Отчего я не взошла тогда? Что ж бы он сделал мне? Что бы я потеряла? А может быть, тогда же он утешился бы, он сказал бы мне это слово“. И княжна Марья вслух произнесла то ласковое слово, которое он сказал ей в день смерти. «Ду ше нь ка! – повторила княжна Марья это слово и зарыдала облегчающими душу слезами. Она видела теперь перед собою его лицо. И не то лицо, которое она знала с тех пор, как себя помнила, и которое она всегда видела издалека; а то лицо – робкое и слабое, которое она в последний день, пригибаясь к его рту, чтобы слышать то, что он говорил, в первый раз рассмотрела вблизи со всеми его морщинами и подробностями.

Светлов Михаил Аркадьевич - (наст. фамилия - Шейнкман) (1903-1964), русский советский поэт, драматург. Родился 4 (17) июня 1903 в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в бедной семье, отец - ремесленник. С 1914 по 1917 учился в четырехклассном училище, работал у фотографа и на бирже «мальчиком».

В 1919 Светлов вступил в комсомол, который многое определил в его духовном мире и творчестве. Первые годы существования этой организации отмечены искренним оптимизмом, наивно-утопической верой в возможность переделать весь земной шар, чувством товарищества, жертвенностью и романтизмом. Светлов не просто стал «комсомольским поэтом», как именовали впоследствии и его самого, и его товарищей М.Голодного, А.Ясного, А.Жарова, А.Безыменского и некоторых других: он стал выразителем идей этой новой человеческой категории, с ее идеалами, чаяниями и стилем жизни.

Начальный период жизни Светлова также по-своему типичен. В 1920 он доброволец-стрелок 1-го Екатеринославского территориального пехотного полка, затем редактор журнала «Юный пролетарий», заведующий отделом печати Екатеринославского губкома Коммунистического союза молодежи Украины. В 1922 переехал в Москву, учился на рабфаке, потом на литературном факультете 1-го Московского университета, в Высшем литературно-художественном институте им. В.Я.Брюсова. Первое стихотворение опубликовал еще в 1917 в газете «Голос солдата». В Москве стал членом литературной группы «Молодая гвардия», объединившей литераторов, воспевавших революционную переделку мира. При этом в 1924-1925 входил в литературную группу «Перевал», вокруг которой группировались «попутчики».

Ранние сборники поэта Рельсы (1923), Стихи (1924), Корни (1925) еще мало обещали его будущее творчество, в них нет особой, «светловской» интонации, хотя уже в то время рождались произведения, составившие эпоху в советской поэзии, навсегда оставшиеся в литературе.

Стихотворение Гренада (1927), запечатлев определенный человеческий тип - бескорыстного бойца гражданской войны, создало идеал для подражания, которым руководствовалось несколько поколений довоенной молодежи. Украинский хлопец, с его наивной верой в интернационализм, оставил родной дом, чтобы в далекой Гренаде отдать землю испанским крестьянам, и сложил голову во имя идеи. Сродни ему и героиня стихотворения Рабфаковке, скромная девушка двадцатых годов, чье негероическое, ежедневное самопожертвование сравнивается с подвижничеством Жанны Д`Арк. Неожиданная образность, сложные сюжетные повороты в стихах, близких к балладам, делают стихи этого периода абсолютно самобытными. Поэт утверждал свой особый нравственный императив, высказанный не без иронии, но совершенно определенно.

Начавшийся вскоре творческий спад, заметный уже в книге Ночные встречи (1927), продлился несколько десятилетий. Исключением стали Песня о Каховке (1935, муз. И.О.Дунаевского), написанная для кинофильма Три товарища, и крылатая строка песни Если завтра война, если завтра в поход из одноименного кинофильма, соавтором сценария которого был Светлов. В годы Великой Отечественной войны поэт был военным корреспондентом газет «Красная звезда», «На разгром врага» и «Героический штурм». Лучшее произведение военной поры - стихотворение Итальянец (1943), категорически утверждавшее: «…нет справедливости // Справедливее пули моей!».

О новом подъеме свидетельствовали сборники Горизонт (1959), Охотничий домик (1964) и Стихи последних лет (1967), за который автору посмертно была присуждена Ленинская премия. Здесь трагическое осознание близкого конца (Светлов знал, что неизлечимо болен) еще сильнее оттеняет иронию, причудливые образы сближают их, скорее, не со стихами прежних лет, а со светловскими афоризмами, фрагментами из записных книжек.

Если стихи и поэмы получили всеобщее признание, то пьесы, хотя и ставились в различных театрах, особого успеха не имели, возможно, потому, что режиссеры не нашли подхода к романтическим по тональности произведениям. В разные годы Светловым были написаны Глубокая провинция (1935), Сказка (1939), Двадцать лет спустя (1940), так и не поставленный Мыс Желания (1940), Бранденбургские ворота (1946), Чужое счастье (1953), С новым счастьем (1956) и вариация на тему К.Гоцци Любовь к трем апельсинам (1964).

Пьеса об А.Сент-Экзюпери, над которой он работал в последние годы, не была завершена. Интересны оставшиеся в набросках Взрослые сказки, своеобразная фантасмагорическая проза, сюжет которой безостановочно разрастался. Для этой прозы характерна неожиданная, но убедительная образность, например, такое сравнение: «Заря была очень похожа на русскую печь, в которой пекутся булки для ангелов». Любопытны получившие широкое хождение афоризмы Светлова. Юмор Светлова, несмотря на внешнюю шутливость, экзистенциален, неожиданные каламбуры преображали банальность, обнажая второй и третий смыслы. В максиме «Что такое смерть? Это присоединение к большинству» - квинтэссенция мировоззрения позднего Светлова.

Человек устной культуры, творивший за разговором или во время обсуждения стихов на семинаре в Литературном институте, Светлов сам сделался героем преданий и анекдотов. Определение «местечковый Мефистофель», данное поэту, возможно, с его собственной подсказки, не совсем верно. Светлов - фигура драматическая, за пьянством скрывался отнюдь не алкоголизм, а надежда уйти от ужаса окружающего мира, за романтическим пафосом нестяжательства и безбытности просматривается неустроенность и бездомность. В унифицированном обществе, которое начало складываться по мере ухода в прошлое политической «оттепели», такому человеку не было места.

Открытый и веселый Михаил Светлов прославился благодаря произведению «Гренада», которое в свое время знал практически каждый. Афоризмы, цитаты и эпиграммы Светлова мгновенно становились культовыми. В нём видели поэта, который отражал мысли современных молодых людей того времени. Имя Светлова стало легендарным, потому что молодежь увидела в нем поэта, понимающего душевные переживания каждого.

Детство и юность

Михаил Аркадьевич Шейнкман, который в будущем взял псевдоним Светлов, родился 17 (4 по старому стилю) июня 1903 года в городе Екатеринославе (сегодня – город Днепр) в семье бедного еврейского буржуа. Исходя из автобиографии Михаила, отец и 10 знакомых евреев покупали пуд гнилых груш и распродавали его по фунтам. Полученный доход шел на образование мальчика, который в то время учился в высшем начальном училище. Что касается национальности, Михаил – еврей.

До этого мальчик учился у меламеда, которому платили 5 рублей. Однажды отец узнал, что в соседнем селе берут 3 рубля, пришел и сказал меламеду, что согласен на 5 рулей, но попросил дополнительно научить мальчика русской грамоте.

Как говорил Михаил, его культурная жизнь началась в тот момент, когда отец принес в дом мешок с сочинениями классиков. Это добро стоило 1 рубль 60 копеек, но книги вовсе не предназначались для мальчика. Дело в том, что мама Михаила, Рахиль Ильевна, славилась на весь город производством жареных семечек, а бумага нужна была для кульков. Но упорный мальчик хотел их прочитать и добился своего: книги шли на кульки только после прочтения.


Шейнкманы жили очень бедно, гонорар от первой публикации Михаил потратил на большую буханку белого хлеба, чтобы вся семья смогла вволю его наесться. Это событие было так непривычно, что запомнилось навсегда.

Начальное городское училище юноша закончил в возрасте 14 лет, после устроился работать на товарную биржу и в частной фотографии. Из-за Первой мировой войны и Октябрьской революции будущий поэт не смог продолжить образование. После, в 1919 году, Михаил одним из первых вступил в комсомол. В возрасте 16 лет он уже занимал должность главного редактора журнала «Юный пролетарий» и заведовал отделом печати Днепропетровского губкома комсомола.


Михаил Светлов, Михаил Голодный, Александр Ясный, Мария Гольдберг

В первый раз Михаил посетил Москву в 1920 году вместе с друзьями М. Голодным и А. Ясным как делегат Первого Всероссийского совещания пролетарских писателей. В то время юноши придумали себе псевдонимы, без сомнения, подражая и Бедному.

Михаил недолго жил в Харькове, откуда через 2 года переехал в Москву и поступил учиться в 1-й МГУ. Там и произошло знакомство с Эдуардом Багрицким, который стал для Михаила другом на долгие годы.

Литература

Стихи мальчик начал писать в 1917 году, первое стихотворение Михаила Светлова опубликовала газета «Голос солдата» в этом же году. После переезда в столицу один за другим выходили сборники Светлова: «Стихи», «Корни», «Ночные встречи», «Двое», «Рабфаковка», «В разведке». В произведениях прослеживается героизм и романтика во времена гражданской войны.


В стихотворениях о войне проявилась вся романтичность дарования Светлова. В 1926 году было создано уникальное произведение «Гренада», представляющее собой романтично-революционную историю в форме стихотворения-баллады. Произведение «Гренада» опубликовано в газете «Комсомольская правда» 29 августа 1926 года, тогда имя Михаила Светлова прозвучало на всю страну. Этот день автор считал своим поэтическим днем рождения.

Его «Гренада» пришлась по душе даже и . Оглушительный успех этого произведения грозил Светлову стать поэтом одного стихотворения, ведь «Гренаду» знала вся страна. Это произведение читалось в общежитиях, казармах, на площадях, его даже пели на популярные мотивы.

Евгений Князев читает стихотворение Михаила Светлова «Гренада»

В 1936 году началась война в Испании. В знаменитой «Гренаде» Михаил Светлов буквально предвидел испанское несчастье. Стихотворение-баллада было переведено на множество языков, а очень скоро его пела вся Европа. Публицистический фильм о событиях того времени назвал «Гренада, Гренада, Гренада моя».

Следующая книга, «Ночные встречи», опубликованная в 1927 году, отразила тревогу и смятение тех лет. Но и это кризисное время было по-своему плодотворно для Михаила. Автор углубляет представление о романтизме, соединяя его с шуткой. С течением времени ирония стала неотъемлемой особенностью творчества и поэтической манеры автора.


Скепсис Михаила относительно перехода в НЭП, усиливающийся карьеризм партийных чиновников и обращение поэта к образам беспомощных и несчастных людей привели к постоянной критике его творчества. В 1928 году Михаила Светлова исключили из комсомола «за троцкизм».

В 1935 году Михаил Светлов создал ещё один шедевр – стихотворение «Каховка», которое в будущем также стало песней. К этому времени Михаил, уже признанный лирический поэт, обращается к драматургии. Первую его пьесу «Глубокая провинция», жестоко раскритиковала «Правда». В 1941 году поставлена пьеса «Двадцать лет спустя», которую до последнего показывали советские театры.

Кирилл Плетнев читает стихотворение Михаила Светлова «Итальянец»

В 1941 году Светлов пробивался на фронт через запреты, так как не хотел оставаться в стороне от всеобщего бедствия. О том, что Михаил искал место службы, свидетельствуют его автобиографические записки. В годы ВОВ Светлов занимал должность корреспондента газеты «Красная звезда», а после работал во фронтовой печати 1-й ударной армии.

Известнейшим стихотворением военных лет стало произведение «Итальянец», созданное в 1943 году. Из-за войны была написана и пьеса «Бранденбургские ворота». В своем творчестве Михаил много говорил о революции, о любви и о войне.


В середине 50-х годов, после значительного перерыва, Светлов испытывает прилив творческих сил. Для произведений этого времени характерен переход от лирики к естественной разговорности. Последней работой автора стала книга «Охотничий домик», выпущенная в 1964 году.

После того как Светлов занял должность преподавателя в Литературном институте, писателя постоянно окружали студенты. Но, несмотря на людей в округе, автор был одиноким человеком. С течением времени романтика поэта столкнулась с реальностью.

Личная жизнь

По некоторым источникам, в личной жизни Михаила были три любимые женщины. Первой стала Валентина, которой в 1927 году он посвятил стихотворение. После Михаил встретил Елену, девушку чаще называли Леночка, будущая жена работала у писателя машинисткой. Выйдя за него замуж, женщина окончила правовой факультет. В 1936 году молодые люди разошлись, детей у пары не было.


Встреча с последней женой – Родам Ираклиевной Амирэджиби – произошла в 1938 году. В столицу, на праздник Первомая, красивую девушку в составе грузинской делегации направили для преподношения дара с родины товарищу .

В последний момент всплыли спорные факты из биографии девушки: княжеское происхождение, отец репрессирован и скончался в тюрьме. Тем не менее, по Красной площади Родам все же прошлась, но к Сталину её так и не подпустили.


Женщина обладала удивительной красотой, в Грузии девочек называли её царским именем. Она работала ассистентом режиссера, занимала должность преподавателя во ВГИКе и писала сценарии. В 1939 году у Родам и Михаила родился сын – Александр (Сандро) Светлов, который в будущем стал сценаристом и режиссёром. Впоследствии Родам вышла замуж за физика Бруно Понтекорво.

Смерть

Жизнь Михаила Аркадьевича Светлова поистине была полна парадоксов. Светлов всегда находился в тени, не любил помпезности и президиумов. Все заработанные средства мужчина раздавал людям и порой оставался без денег. Он всю свою жизнь печатал на требующей ремонта машинке. Автора не привлекала известность, он любил людей, но сам старался держаться в стороне из-за присущей ему скромности.


Долгие годы пристрастия к табаку не прошли даром – Светлову диагностировали рак лёгкого. Даже супруга Родам не могла повлиять на упрямого Светлова и заставить его бросить курить. Будучи ироничным человеком, он шутил даже о своей болезни, потому что не хотел расстраивать близких. Находясь в больнице, однажды он попросил Лидию Лебединскую принести ему пива, «а рак у меня уже свой есть!» - сказал Светлов.

Поэт скончался 28 сентября 1964 года в Москве, оставив недописанной пьесу, посвященную . Михаил Аркадьевич похоронен на Новодевичьем кладбище. Через 3 года после кончины Светлову посмертно присудили единственную профессиональную награду – Ленинскую премию по разделу «Поэзия».

Память

  • 1964 - Участвовал в эпизоде поэтического вечера в Политехническом в художественном фильме «Застава Ильича».
  • 5 октября 1965 - Постановлением Совета министров РСФСР Городской юношеской библиотеке № 3 города Москвы было присвоено имя поэта Михаила Аркадьевича Светлова. Сегодня это - Центральная городская юношеская библиотека им. М. А. Светлова, известная как «Светловка».
  • 1968 - Назван кинематографический океанский круизный лайнер «Михаил Светлов» в художественном фильме «Бриллиантовая рука».
  • 1985 - Назван речной теплоход «Михаил Светлов» (Россия). Фото можно найти в Интернете.

Теплоход «Михаил Светлов»
  • 1985 - Документальный фильм «Встречи с Михаилом Светловым»
  • 2003 - Документальный фильм «Красивое имя, высокая честь. Михаил Светлов»
  • Именем Михаила Светлова названо несколько улиц в городах СССР, а также микрорайон Светлово в городе Каховка.
  • Именем Михаила Светлова назван также один из ресторанов московского гостиничного комплекса Измайлово корпуса «Дельта-Гамма».
  • В Усть-Илимске Иркутской области в честь поэмы «Гренада» назван клуб, а улица, на которой он находится, носит имя М. Светлова.

Библиография

  • 1923 – «Рельсы»
  • 1923 – «Стихи о ребе»
  • 1924 – «Стихи»
  • 1925 – «Корни»
  • 1927 – «Ночные встречи»
  • 1927 – «В разведке»
  • 1928 – «Большая дорога»
  • 1929 – «Книга стихов»
  • 1929 – «Избранные стихи»
  • 1930 – «Гренада»
  • 1931 – «Горнист»
  • 1936 – «Глубокая провинция»
  • 1939 – «Сказка»
  • 1942 – «Двадцать восемь»
  • 1942 – «Отечество героев»
  • 1942 – «Стихи о Лизе Чайкиной»
  • 1957 – «Стихи и пьесы».
  • 1958 – «Яблочко-песня»
  • 1959 – «Горизонт»
  • 1962 – «Я - за улыбку!»
  • 1964 – «Любовь к трём апельсинам»
  • 1964 – «Охотничий домик»

Биография

Светлов Михаил Аркадьевич (1903 - 1964), поэт. Родился 4 июня (17 н.с.) в Екатеринославе в бедной еврейской семье. Окончил высшее начальное училище. Первая мировая война, Октябрьская революция, гражданская война не дали возможность продолжить образование. Светлев вступает в комсомол, идет на защиту своего города в составе 1-го Екатеринославского территориального пехотного полка и в течение нескольких месяцев участвует в боях. Затем переезжает в Харьков, где работает в отделе печати ЦК комсомола Украины. Здесь была издана первая книга его стихов «Рельсы» (1922).

В 1922 вместе с поэтом М. Голодным приезжает в Москву, литературная жизнь которой захватывает молодых поэтов.

В 1926 выходит книга стихотворений «Ночные встречи». В Москве Михаил Светлов учится на рабфаке, затем на литературном факультете 1-го МГУ, в Высшем литературно-художественном институте им. В. Брюсова, где познакомился с Э. Багрицким, дружба с которым продолжалась долгие годы.

Талант Михаила Светлова проявился в полную силу в стихах о гражданской войне. В 1926 была написана знаменитая «Гранада», в 1930-е был создан другой шедевр поэта - «Каховка». Оба стихотворения стали песнями и приобрели редкую популярность. Спустя годы «Песня о Каховке» прошла по дорогам Великой Отечественной.

В середине 1930-х Светлов обращается к драматургии: «Глубокая провинция» (1935), «Сказка» (1939), «Двадцать лет спустя» (1940).

В годы войны Светлов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда» на Ленинградском фронте. В 1942 пишет поэму «Двадцать восемь». Громадную популярность получило стихотворение «Итальянец» (1943). Фронтовые впечатления отразились в пьесе «Бранденбургские ворота» (1946).

После значительного перерыва появился сборник стихов «Горизонт» (1959) и последняя книга поэта - «Охотничий домик» (1964). 28 сентября 1964 Михаил Светлов скончался в Москве.

Михаил Аркадьевич родился в Екатеринослве 4 июня по старому или 17 июля по новому стилю 1903 года. Родом он из семьи евреев – Светловых. Родители парня были бедными, поэтому на учебу отправили в начальное училище высшее. После окончания учебы разгорелась война, затем революция, которые помешали парню дальше учиться. Что б защитить родных и народ, Михаил идет на фронт воевать. По окончанию боевых действий Светлов переезжает на Украину, г. Харьков, где устраивается работать в ЦК – отдел печати. Занимается творчеством, пишет стихи. И в 1922 году Михаил Светлов печатает свою первую книгу стихотворений «Рельсы». Знакомится с коллегой М. Голодным и в 1922 году они перебираются в г. Москва, где их начинает вдохновлять и затягивать литература. В печать выходит книга со стихами «Ночные встречи» в 1926 году. В столице Светлов занялся своим обучением: МГУ и Высший институт В. Брюсова.

Тематику для написания своих стихов автор берет с гражданской войны. Автор пишет свои творения: «Гранада» 1926 года и «Каховка» 1930 года. Поэт пытается себя расширить и начинает писать драмы. С-под пера выходят произведения «Двадцать лет спустя», «Глубокая провинция» и «Сказка» в период 1935-1940гг.

Во время войны Михаил Аркадьевич был на фронте военным корреспондентом в Ленинграде. Занялся письмом и в 1942 году выходит его поэма «Двадцать восемь». Он все больше пользовался популярностью, особенно в 1943 году его стихотворение «Итальянец». Пройдя войну и всего наведавшись, поэт решаться написать пьесу «Бранденбургские ворота», в которой он показал все свои впечатления, в 1946 году. И пауза. Значительная пауза. Светлов ничего не писал. И лишь в 1959 году в печать идет его сборник стихов «Горизонт» и вскоре последнее творение – «Охотничий домик» в 1964 году.

    Михаил Светлов Михаил Аркадьевич Светлов (настоящая фамилия Шейнкман; 4 (17) июня 1903, Екатеринослав (ныне Днепропетровск) 28 сентября 1964, Москва) советский поэт и драматург. Родился в небогатой семье ремесленника. Публиковаться начал с 1917… … Википедия

    Светлов, Михаил Аркадьевич - Михаил Аркадьевич Светлов. СВЕТЛОВ Михаил Аркадьевич (1903 64), русский поэт. Стихи середины 20 30–х гг. отмечены романтическим восприятием событий Гражданской войны и комсомольской юности (Гренада, Песня о Каховке). Лирические пьесы (… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Русский советский поэт. Родился в бедной еврейской семье. С 1919 комсомолец; в 1920 доброволец стрелок 1 го Екатеринославского территориального полка. Учился в Московском… … Большая советская энциклопедия

    - (17.06.1903, Екатеринослав 28.09.1964), советский поэт, драматург. Ленинская премия (1967, посмертно). Литературную деятельность Михаил Светлов начал в 1917 году. Он учился в Высшем литературном институте имени Брюсова, окончил два курса… … Энциклопедия кино

    - (1903 64) русский поэт, драматург. Стихи отмечены романтическим восприятием событий Гражданской войны, комсомольской юности (Гренада, Рабфаковке, Песня о Каховке). Лирические пьесы (Двадцать лет спустя, 1940). В поздней лирике (сборники… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1903 1964), русский поэт, драматург. Стихи середины 20 30 х гг. отмечены романтическим восприятием событий Гражданской войны и комсомольской юности («Гренада», «Рабфаковке», «Песня о Каховке»). Лирические пьесы («Двадцать лет спустя», 1940).… … Энциклопедический словарь

    - (1903, Екатеринослав — 1964, Москва), поэт, драматург. С 1922 в Москве. В 1927—28 учился в. В Москве опубликовал один из первых стихотворных сборников «Корни». Жил во время учёбы в общежитии литературной группы «Молодая гвардия» (улица … Москва (энциклопедия)

    СВЕТЛОВ Михаил Аркадьевич - (1903—64), русский советский писатель. Лирика: циклы «Стихи о тебе», «Рельсы» (оба — 1923), «Ночные встречи» (1925); стих. «Двое», «Колька» (оба — 1925), «Рабфаковке», «Лирический управдел», «Гренада» (все — 1926), «Граница»,… … Литературный энциклопедический словарь

    Род. 1903, ум. 1964. Поэт, драматург. Автор стихотворений, многие из которых стали народными песнями ("Гренада", "Песня о Каховке"), "Горизонт" (сборник лирической поэзии, 1959), "Охотничий домик" (сборник… … Большая биографическая энциклопедия

    - (наст. фам. Шейнкман; 1903–1964) – рус. поэт, драматург. Род. в бедной евр. семье. Учился в Моск. ун те. Первые стихи опубл. в 1917. Стихи сер. 20 30 х гг. отмечены романтич. восприятием событий Гражд. войны и комсомол. юности («Гренада»,… … Энциклопедический словарь псевдонимов

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры