Свидригайлов характеристика цитаты по главам. Образ свидригайлова в романе "преступление и наказание"

Главная / Любовь

Некогда Аркадия Ивановича, шулера и мота, вытащила из долговой ямы одинокая помещица Марфа Петровна, стала ему женой и после своей смерти обеспечила на всю оставшуюся жизнь. Свидригайлову около пятидесяти лет отроду, он приятный лицом дворянин, упакованный в дорогие одежды. Выглядит много моложе своих лет, обладает широкими плечами, густой бородой и горделивой осанкой. Но лишь первое впечатление об этом герое положительно. Его скверный характер выдаёт холодный, пристальный взгляд и, как заметил Родион Раскольников, в свежем и приятном лице Свидригайлова есть что-то страшное. Занимая высокое положение в обществе, этот герой обладает большими деньгами и серьёзными связями, что позволяет ему добиваться любых назначенных целей.

Пугающие сплетни ходят о Свидригайлове. Общество винит его в отравлении супруги, за счёт женитьбы на которой герой выбрался из нищеты, но доказательств ни у кого нет, и предъявить Аркадию Ивановичу нечего. В народе поговаривают и о причастности барина к частому безосновательному истязанию слуг. И уж точно ни для кого не секрет, что для этого человека нет границ дозволенного, а «мораль» и «нравственность» — пустые слова. Он действует лишь в себе в угоду и любыми способами получает желаемое.

Аркадий Сидригайлов и Авдотья

В имении Свидригайлов пересекается с , служащей домашней учительницей, и с первого взгляда страстно влюбляется в бесприданницу.

Домогательства «престарелого» поклонника совсем не приятны бедной девушке. Но, Свидригайлов не привык отступать, и, даже объект его воздыхания отправляется в Петербург, герой мчится следом. Там барин случайно снимает квартиру по соседству с , дочерью пьяницы Мармеладова, зарабатывающей проституцией. Однажды он становится свидетелем разговора, в котором Родион Раскольников признаётся его соседке в содеянном преступлении и красноречиво доказывает «оправданность» своих действий.

Хитрый Свидригайлов пытается шантажировать . Требуя за своё молчание, чтобы тот устроил ему свидание с Дуней. Но любящий брат не просто отказывает старому развратнику, а обещает сделать всё возможное, чтобы не допустить этой встречи никогда. Обманом Аркадий Иванович всё же заманивает Авдотью Романовну в свою квартиру и, пытаясь заслужить расположение желанной девушки, рассказывает ей о преступлении брата.

Но Раскольникова непреклонна, она жестко отвергает назойливого мужчину и даже стреляет в него, но промахивается. Девушка горячо и искренне объясняет Аркадию Ивановичу, что никогда и ни за что не будет с ним. Каким-то чудом Дуне удаётся вырваться на свободу невредимой. А Свидригайлов, ошарашенный резким поведением объекта своей любви и осознанием, что его чувства безответны и таковыми останутся, себя убивает.

Цитаты Свидригайлова

Всяк об себе сам промышляет и всех веселей тот и живет, кто всех лучше себя сумеет надуть.

Никогда не ручайтесь в делах, бывших между мужем и женой или любовником и любовницей. Тут есть всегда один уголок, который всегда всему свету остается неизвестен и который известен только им двум.

Порядочный человек обязан скучать.

Да и вообще у нас, в русском обществе, самые лучшие манеры у тех, которые биты бывали.

Но умная женщина и ревнивая женщина – два предмета разные, и вот в этом‑то и беда.

Я пустил в ход величайшее и незыблемое средство к покорению женского сердца, средство, которое никогда и никого не обманет и которое действует решительно на всех до единой, без всякого исключения. Это средство известное — лесть. Нет ничего в мире труднее прямодушия, и нет ничего легче лести. Если в прямодушии только одна сотая доля нотки фальшивая, то происходит тотчас диссонанс, а за ним – скандал. Если же в лести даже всё до последней нотки фальшивое, и тогда она приятна и слушается не без удовольствия; хотя бы и с грубым удовольствием, но всё-таки с удовольствием. И как бы ни груба была лесть, в ней непременно, по крайней мере, половина кажется правдою. И это для всех развитий и слоев общества. Даже весталку можно соблазнить лестью. А уж про обыкновенных людей и говорить нечего.

Человек вообще очень и очень даже любит быть оскорбленным.

Второстепенный персонаж романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Старый дворянин, мечтает жениться на сестре главного героя романа – . Узнает об убийстве, которое совершил Раскольников, однако обещает молчать об этом. Изворотливый тип, развратный и циничный.

История создания

Образ Свидригайлова сложился под влиянием разнородных впечатлений. Психологическим прототипом персонажа, вероятно, стал некий убийца Аристов, по происхождению дворянин, который сидел в Омском остроге. Этого человека уже выводил в другом произведении - «Записки из мертвого дома». Фамилия «Свидригайлов» созвучна с именем литовского князя Свидригайло, а также с немецким словом geil, что переводится как «сладострастный», «похотливый».

Кроме того, Достоевский, работая над романом, привлекал к делу многочисленные материалы и заметки из журналов и газет, которые читал. Среди прочего, писатель читал журнал «Искра». В одном из номеров за 1861 год там содержится фельетон, где говорится о некоем Свидригайлове, «отталкивающем» и «омерзительном» человеке, который бесчинствует в провинции.

«Преступление и наказание»


Аркадий Свидригайлов - высокий, полный, сутуловатый господин лет пятидесяти. Щегольски одевается и производит впечатление осанистого барина. Носит свежие перчатки, изящную трость и громадный перстень с дорогим камнем. У Свидригайлова приятное скуластое лицо, здоровый цвет лица, не характерный для петербуржца, густые белокурые волосы, в которых едва пробивается седина, густая борода «лопатой» и голубые «вдумчивые» глаза.

Персонаж «отлично сохранился» и выглядит моложе собственных лет. При этом моложавое лицо Свидригайлова похоже на маску и по непонятным причинам производит «ужасно неприятное» впечатление, а взгляд кажется тяжелым и неподвижным.


По происхождению Свидригайлов дворянин, отставной офицер - два года служил в кавалерии. Герой был женат, однако жена Свидригайлова умерла. После жены остались дети, которые живут у тетки, и, как считает сам Свидригайлов, в отце не нуждаются. Дети героя хорошо обеспечены. Сам Свидригайлов тоже был богат прежде, однако после смерти жены состояние героя пошатнулось. Свидригайлов привык жить роскошно и до сих пор числится состоятельным человеком и хорошо одевается, однако того, что осталось после жены, герою едва ли хватит на год.

У Свидригайлова сумасбродный и непредсказуемый характер. Другие персонажи называют Свидригайлова сладострастным развратником, подлецом и грубым злодеем. Сам герой разделяет мнение других о себе как о праздном и погибшем в пороках человеке, лишенном чести.


Герой также называет себя скучным и мрачным человеком, признается, что иной раз по три дня сидит в углу и ни с кем не разговаривает, любит злачные места и погряз в грехах. У Свидригайлова нет никакой специальности или дела, которому герой мог бы посвятить себя, по этому поводу герой называет себя «пустым человеком».

Раскольников также называет Свидригайлова «ничтожнейшим злодеем». Свидригайлов влюблен в сестру Раскольникова Дуню и хочет на той жениться. Однако сам против этого брака и считает, что Дуню следует от Свидригайлова оберегать. Свидригайлова не интересует мнение окружающих, однако, когда нужно, герой умеет произвести впечатление порядочного и обворожительного человека из хорошего общества. Герой хитер и умеет обольщать дам, склонен хвастаться и распускать хвост.

У Свидригайлова много знакомых в высшем обществе, потому у него остались полезные связи. Сам герой прежде промышлял мошенничеством и был шулером – карточным игроком, который обманывает партнеров. Герой состоял в компании таких же карточных мошенников, которые действовали в высшем обществе и на первый взгляд выглядели как наиприличнейшие люди с изысканными манерами, дельцы и творческая элита.


За восемь лет до происходящих в романе событий Свидригайлов попал в долговую тюрьму, откуда не имел средств выбраться. У героя был громадный долг, который тот не мог выплатить. Спасла Свидригайлова влюбленная в него Марфа Петровна, которая выкупила героя из тюрьмы за «тридцать тысяч сребреников». Герой женился на Марфе Петровне, после чего сразу же уехал в имение жены, в деревню. Супруга была старше Свидригайлова на пять лет и сильно любила мужа.

Следующие семь лет, до приезда в Петербург, герой не выезжал из имения и пользовался состоянием супруги. Марфа Петровна казалась герою слишком старой и не вызывала у того любовного интереса, поэтому Свидригайлов прямо заявил супруге, что не собирается хранить той верность. Жена восприняла это заявление со слезами, однако в результате супруги пришли к соглашению.


Иллюстрация к роману "Преступление и наказание"

Свидригайлов обещал, что не оставит супругу и не станет с той разводиться, никуда не станет отлучаться без разрешения жены и не станет заводить постоянную любовницу. В обмен на это Марфа Петровна «разрешит» Свидригайлову совращать молодых крестьянок в имении.

Свидригайлов изнасиловал глухонемую несовершеннолетнюю девочку, которая позже повесилась на чердаке. О вине героя стало известно из некоего доноса. На героя завели уголовное дело, и Свидригайлову грозила ссылка в Сибирь, однако Марфа Петровна снова помогла мужу выкрутиться и постаралась замять это дело. Благодаря деньгам и связям супруги Свидригайлов ушел от правосудия. Известно также, что герой довел до самоубийства одного из своих слуг бесконечными истязаниями и издевательствами.


Петербург в романе "Преступление и наказание"

Дуня, сестра главного героя романа Родиона Раскольникова, работала гувернанткой в доме Марфы Петровны, когда та еще была жива. Свидригайлов влюбился в Дуню и задумал соблазнить девушку деньгами и бежать вместе с той в Петербург. Свидригайлов говорит Дуне, что по ее велению готов зарезать или отравить жену. Вскоре супруга Свидригайлова в самом деле умирает при странных обстоятельствах, но Дуня герою отказывает.

Девушка считает, что Свидригайлов ужасно избил и отравил жену, однако правда ли это - неизвестно. Заподозрив героя в убийстве, Дуня берет револьвер, принадлежавший прежде Марфе Петровне, чтобы иметь возможность при случае защитить себя.

Еще один противоправный поступок Свидригайлова - шантаж. Герой подслушивает разговор, который происходит между Раскольниковым и Сонечкой Мармеладовой. Из этого разговора Свидригайлов узнает об убийстве, которое совершил Раскольников, и решает использовать эти сведения, чтобы шантажировать Дуню и вынудить ту выйти за него замуж. Однако Дуне удается отделаться от Свидригайлова. Позже герой предлагает Раскольникову деньги, чтобы тот мог бежать из Петербурга за границу и скрыться от правосудия.


Умершая супруга начинает являться Свидригайлову в галлюцинациях. Герой сходит с ума и начинает совершать странные поступки, например, дарит проститутке три тысячи рублей (большие деньги по тем временам), чтобы героиня могла начать новую жизнь. Вскоре после этого Свидригайлов совершает самоубийство - стреляется прямо на улице. На этом биография героя завершается.

Свидригайлов в романе предстает двойником Раскольникова. Персонажей роднит философия, которой те придерживаются. У Свидригайлова есть теория, созвучная теории Раскольникова. Оба героя полагают, что зло, совершенное во имя «благой цели», не считается таким уж существенным злом, что цель оправдывает средства. Свидригайлов формулирует собственную жизненную позицию вседозволенности так:

«Единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша».

Первая встреча Раскольникова и Свидригайлова происходит следующим образом. Герой является в каморку Раскольникова, когда тот спит. Раскольников в этот момент видит страшный сон о собственном преступлении и в полусне воспринимает появившегося в комнате Свидригайлова как продолжение кошмара. Между героями происходит разговор, во время которого Свидригайлов признается, что временами видит «призраки» умершей жены и слуги Фильки, который наложил на себя руки по вине Свидригайлова.

Речь также идет о Дуне, к которой Свидригайлов питает нежные чувства. Девушка отказала самому Свидригайлову, однако собирается замуж за адвоката , которого не любит, но готова «продаться», чтобы поправить финансовые дела семьи. Свидригайлов хочет передать Дуне десять тысяч рублей, чтобы та могла отказаться от вынужденного брака и свободно строить собственную жизнь.

Экранизации


В 1969 году на киностудии имени выходит двухсерийный фильм «Преступление и наказание» режиссера Льва Кулиджанова. Роль Свидригайлова в этом фильме сыграл актер .

В 2007 году на телеэкраны вышел сериал «Преступление и наказание», снятый Дмитрием Светозаровым. Сериал снимали в Санкт-Петербурге, роль Свидригайлова досталась актеру .


В 1979 году роль Свидригайлова в спектакле, поставленном Театром на Таганке, сыграл . Это была последняя театральная роль актера.

Цитаты

Жизненные принципы Свидригайлова хорошо описывает цитата:

«Всяк об себе сам промышляет и всех веселей тот и живет, кто всех лучше себя сумеет надуть».
«Да что вы в добродетель-то так всем дышлом въехали?»
«Зачем же бросать женщин, коли я хоть до них охотник? По крайней мере, занятие... Согласитесь сами, разве не занятие в своем роде?»
«То, что в своем доме преследовал беззащитную девицу и «оскорблял ее своими гнусными предложениями», - так ли-с? ... Тут весь вопрос: изверг ли я или сам жертва? Ну а как жертва? Ведь предлагая моему предмету бежать со мною в Америку или в Швейцарию, я, может, самые почтительнейшие чувства при сем питал, да еще думал обоюдное счастие устроить!»

Свидригайлов очерчен Достоевским весьма живо и естественно. Это тип человека, не имеющего никаких нравственных правил. Свидригайлов был образован, воспитан, богат, красив, но чувственные наслаждения погубили его. Гоняясь за этими удовольствиями, он промотал свое состояние, стал шулером и затем нищим. Богатая женщина влюбилась в него, заплатила его долги и сделала своим мужем. Свидригайлов несколько лет живет в деревне, причем не отказывает себе в чувственных удовольствиях. Наконец все ему надоело. В это время он встретился с Авдотьей Романовной и стал преследовать ее, чтобы удовлетворить свою страсть. Думая, что Авдотья Романовна противится его желаниям потому, что он женат, Свидригайлов, не задумываясь, убивает свою жену, бросает детей и едет в Петербург за Дуней. Хитростью он завлекает ее в свою квартиру и хочет обесчестить. Но когда видит, что Раскольникова чувствует к нему ненависть и презрение, он отпускает ее. После этого ему остался только один исход — самоубийство. Свидригайлов разбрасывает свои деньги и умирает равнодушным ко всему, даже к самому себе. Конечно, никто не пожалеет такого изверга.

Как-то отдельно от всего действия романа стоит фигура Свидригайлова. В ней многое остается необъясненным, загадочным. Свидригайлов — человек способный на всякую гадость, но между тем мы видим в нем и хорошие движения души -так, он вдруг обеспечивает после смерти Катерины Ивановны ее семейство. Неясны его отношения к сестре Раскольникова. Очевидно, он питал к ней глубокую и постоянную страсть. Сцена его свидания с ней заставляет думать, что в нем говорило не одно животное вожделение, но нечто иное. Неясен также душевный процесс, который довел его до самоубииства При всей недостаточности и туманности обрисовки, Свидригайлов производит впечатление чего-то цельного, какой-то силы. Он даже симпатичен, несмотря на свои дурные стороны. «Преступление и наказание» по своей художественной законченности занимает первое место среди романов Достоевского, романов городской жизни, жизни Петербурга, «города полусумасшедшего», как выражается один из героев «Преступления и наказания».

По мнению проф. Чижа в «Преступлении и наказании» пять душевнобольных: Раскольников и его мать, Мармеладов и его жена и Свидригайлов. Последний — наиболее совершенное, «бессмертное»
изображение нравственного помешательства. То, что называется нравственным помешательством, выражается полной или почти полной утратой нравственных понятий при наличии других душевных проявлений. «Русские люди вообще широкие люди, — говорит Свидригайлов, — широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, к беспорядочному». «У нас в образованном обществе особенно священных преданий ведь нет», — развивает он далее свою мысль.

Иные составляют себе эти священно-нравственные понятия по книгам или «из летописей выводят», но, по мнению Свидригайлова, это значит быть «колпаком» и «неприлично светскому человеку». Себя он с чувством удовлетворения называет «белоручкой» и никаких святынь не признает. Он родовой дворянин, бывший кавалерийский офицер, не порвавший разных общественных «связей», которые его не раз выручали в трудные минуты жизни. «По старой полковой привычке» он алкоголик, а из любви к сильным ощущениям шулер и развратник, о чем говорит с откровенным цинизмом. Жену он бил хлыстом, тоже находя в этом удовольствие, а за-
тем отравил ее, добившись угрозами или взятками, что медицинское вскрытие установило смерть от сытного обеда после купанья. Легко сошло с рук Свидригайлову и самоубийство его лакея, доведенного до этого грубым обращением. Вспоминать об этом Свидригайлову не стыдно, а
только скучно. Узнав из подслушанного разговора о преступлении Раскольникова, Свидригайлов считает его интересным человеком и предлагает устроить побег за границу. Раскольников для него «своего поля ягодка». Признавая за собой полное право пользоваться людьми для своего удовольствия и пользы, Свидригайлов презрительно относится ко всяким новым общественным веяниям и очень рад, что в его местности крестьянскую реформу провели так, что у него доходов не убавил ось.

Общественная опасность свидригайловых в том, что они только с медицинской точки зрения рассматриваются, как больные. Для всех они, самое большее, люди со странностями. Достоевский показывает и несомненную болезненность Свидригайлова, страдающего от галлюцинаций, и его заразное, тлетворное влияние. Он «имеет счастие интересовать своими суждениями» сестру Раскольникова, которую в конце концов доводит своими гнусными домогательствами до того, что она стреляет в него и едва не убивает. Он находит себе невесту, «шестнадцатилетнего ангепьчика», наслаждается ее стыдливыми слезами от его обращения и уже наперед знает, что после свадьбы ее бросит, и что какая-то мадам Ресслих старается об этой свадьбе, чтобы потом, пользуясь безвыходным положением брошенной женщины, сделать
«оборот», «в нашем слою то есть да повыше». Бесчисленными нитями взаимодействия с нравственным помешательством Свидригайлова связаны духовно неразвитые Лебезятниковы и нравственно глухие Лужины. Безнадежно глупый и грубый Лебезятников видит даже служение прогрессу в исповедании, например, таких идей, что благородство и великодушие — все это вздор, нeлепости, старые предрассудочные слова. Через Лебезятникова Мармеладов узнает, что «сострадание в наше время даже наукой воспрещено, и что так уже делается в Англии, где политическая экономия». Лужин, «благонадежный и обеспеченный» человек, тоже ссылаясь на «науку», утверждает, что нужно возлюбить не ближнего, а самого себя, и что все на личном интересе основано. Он намеренно ищет жену из бедного семейства, чтобы она чувствовала себя обязанной мужу. Лужин выбирает бедную девушку Авдотью Романовну Раскольникову, подходящую под его идеал бедной и потому покорной жены. Мать ее, нуждающаяся вдова дворянина, женщина, уставшая в борьбе с нуждой и впоследствии помешавшаяся от страха и забот о своих детях, в каком-то отчаянии ищет оправданий для брака Дуни с Лужиным, который «кажется добрым» человеком. Поэтому Свидригайлов справедливо замечает, что мать Раскольникова напрасно предпочитает ему Лужина: это совершенно все равно. Лужи н только не так смел и нагл, как Свидригайлов, но ни перед какой подлостью не остановится, чтобы
достигнуть своей цели, когда ему не приходится бояться отпора. Свидригайловы, Лебезятниковы, Лужины и подобные им всей своей тяжестью ложатся на слабых, униженных, бедных.

Будучи карточным шулером и побывав в долговой тюрьме, Аркадий Иванович Свидригайлов попадает в Петербурге в безвыходное положение, но его подбирает помещица Марфа Петровна, с которой он проживает в ее имении в качестве ее мужа. Ему около пятидесяти лет, он — сластолюб. В имении он встречается с молодой и красивой младшей сестрой Раскольникова — Дуней, которая служит в доме в качестве домашнего учителя, и, несмотря на разницу в возрасте, страстно влюбляется в нее. Пригревшую его Марфу Петровну постигает внезапная смерть, но ходят слухи, что Свидригайлов отравил ее. Вслед за Дуней этот старый распутник переезжает в Петербург, однако та бесповоротно отвергает его. И тогда Свидригайлов, этот грязный распутник, стреляет в себя.

Что хотел сказать Достоевский, представляя читателю этого персонажа? Трудно ответить на этот вопрос однозначно—слишком многое в его характере остается непроясненным. Само его самоубийство настолько неожиданно, что приводит читателя в недоумение. Некоторые вообще утверждают, что Свидригайлов в романе «Преступление и наказание» — образ лишний, и в этом утверждении есть доля истины.

Тем не менее, в Свидригайлове есть какой-то магнетизм, заставляющий нас следить за его судьбой. Соглашаясь с утверждением о непроясненностн образа этого героя, можно одновременно утверждать, что он заставляет многих сопереживать ему.

Бывает так, что ночной кошмар преследует нас. Он ужасен, плотен и липок. Ты инстинктивно хочешь избавиться и спастись от него. Когда же ты пробуждаешься от этого темного наваждения, то ощущаешь облегчение, сопровождающееся телесным бессилием и невыразимой радостью.

Сталкиваясь со Свидригайловым в романе «Преступление и наказание», читатель тоже испытывает гнетущее кошмарное ощущение. От слов, жестов и переживаний этого героя исходит какая-то страшная и невидимая глазу угроза. Речь Свидригайлова беспорядочно мечется от одного предмета к другому: вот он избил женщину, вот он рассуждает о своей одежде, вот он рассказывает о скуке жизни, об антропологии, своем шулерстве... Он говорит затем, чтобы говорить, и читатель перестает понимать, о чем, собственно говоря, идет речь. Начав с одного, Свидригайлов вдруг обращается совсем к другому, в глубине его души скрывается нечто темное, он полон несчастных предчувствий, с которыми он не может совладать, он не может успокоиться, как будто бы за ним установлена постоянная слежка. Поэтому его речи — поток сознания, это — беспорядочный и хаотичный монолог. Но если этот монолог прервется, то ужасный преследователь Свидригайлова настигнет его и потащит в страшную и темную яму. Когда герой рассказывает, как покойная Марфа Петровна его «посещать изволит», являясь с того света, его глаза становятся необычайно серьезными. Или вот знаменитый эпизод, когда он, не слушая своего собеседника Раскольникова, говорит о том, что вечность для него «вроде деревенской бани, закоптелой, а по углам пауки». Свидригайлов в романе «Преступление и наказание» боится привидений и того света. Ему знакомо ощущение смертельного хлада, и оно страшит его.

Достоевский страдал эпилепсией, и страх смерти постоянно преследовал его. То же можно сказать и о Свидригайлове, и это был не какой-то абстрактный, а совершенно живой страх. Как свидетельствует в своих дневниках супруга писателя Анна Григорьевна, при каждом припадке ее муж испытывал ужас. И каждый раз разум его мутился, тело холодело и становилось, будто мертвое. После окончания припадка страх смерти одолевал Достоевского, и он молил не оставлять его одного. Из-за эпилепсии Достоевского преследовал страх смерти даже в счастливые моменты бытия, и этот страх никогда не покидал его. Смерть была его постоянным спутником. Он всегда явственно ощущал возможность смерти и страшился ее.

Наверное, и своим появлением на страницах романа Свидригайлов обязан тому, что через него Достоевский хотел передать свои страхи перед лицом смерти. В таком случае становится понятным, почему этот герой столько говорит о потустороннем мире, привидениях и своих ощущениях смертельного хлада. Отсюда и его нескончаемые разговоры, от которых остается ощущение того, что Свидригайлов со страхом ожидает неожиданного появления кого-то в черном. Не подлежит сомнению, что через этого «неуместного» персонажа Достоевский передавал свои непосредственные телесные ощущения, касающиеся так волновавшей его проблемы смерти.

Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» не беспокоит моральная проблема — как лучше прожить свою жизнь в этом мире. Этому сластолюбцу безразличны проблемы добра и зла, справедливости и несправедливости, добродетельности и греха. Его — помимо его воли — волнует проблема исчезновения жизни и бессмертия. Существует ли бессмертие? Какое оно — светлое, теплое и радостное? Или же оно темное, холодное и горестное? Ему хочется, чтобы кто-нибудь дал твердый ответ на эти вопросы. Возможно, правильно было бы сказать, что эти вопросы адресованы врачу, а не философу или теологу.

Страх смерти явлен у Достоевского повсюду, писатель в самых разных своих произведениях проделывает операцию по визуализации смерти. Вечернее «бледное небо» Вареньки из «Бедных людей», огромные пауки, которых видит во сне Ипполит из «Идиота», любимая картина Рогожина, изображающая мертвого Христа. В «Преступлении и наказании» Достоевский «передал» свои страхи Свидригайлову. И в этом отношении Свидригайлова можно назвать «двойником» Достоевского.

Влияние личности Федора Михайловича на этот персонаж видно не только в отношении к смерти.

Когда Свидригайлов уже замышляет самоубийство, и, побродив по петербургским улицам, останавливается на ночлег в дешевенькой гостинице, он видит сон: труп девочки-проститутки, бросившейся в реку. «Ей было только четырнадцать лет». Ему кажется, что он знает ее. Ее предсмертный «последний крик отчаяния» стоит в его ушах, и он потрясает его до глубины души. Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» терзает чувство греховности и вины.

В произведениях Достоевского можно видеть, что в его мире большое значение имеет не собственно преступление, а чувство вины, что является отражением комплекса самого писателя, который не совершал никакого преступления, но по неведомой причине ощущал чувство вины за это несовершенное преступление.

Если учесть эти «привходящие» обстоятельства, становится понятнее, почему Свидригайлов совершает неожиданное самоубийство, которое никак не вытекает из логики повествования. Свидригайлов несет в себе комплексы самого Достоевского — страх перед смертью и чувство вины. Страхов писал: «Достоевский — субъективнейший из романистов, почти всегда создававший лица по образу и подобию своему». И смерть Свидригайлова является выражением этой субъективности.

Что до Достоевского, то свое чувство греховности и вины он пытался трансформировать во вселенское сочувствие. Чувство вины у Федора Михайловича не имело практического измерения, оно было «головным», а потому не вело к обсуждению проблемы социальной ответственности. Перед своими персонажами Достоевский ставил такую задачу: избыть чувство вины и слиться в едином порыве с другими.

Хоть ты и мучаешься от чувства собственной вины, но греховны все, и это дает основание для солидарности греховных. Отсюда — необходимость вселенского сочувствия. Путь из этой ментальности ведет к утверждению жизни и к радости совместного бытия. Таков ход мыслей Достоевского. Осознание того, что все люди одинаково греховны, освобождает от стрессов, враждебности и ненависти; это дает основание чувствовать себя членом сообщества, ведет к радости сочувствия, сопереживания и взаимного приятия. Многие персонажи Достоевского склонны к самоуничижению и кривлянию. Посредством этого они ищут путь к сердцам других людей. И такое поведение имеет нечто общее с идеями о «сообществе грешников».

По свидетельству М. Горького, Л. Н. Толстой отзывался о Достоевском так: «Он уверен, что если сам он болен, — весь мир болен» (М. Горький. «Лев Толстой»). И, действительно, свое болезненное чувство вины и греховности Достоевский через своих персонажей распространяет и на всех других людей.

Таким образом, за фасадом художественного мира Достоевского находится глубоко спрятанное ощущение своей греховности. Оно таится и в его персонажах, оно служит основанием для их поведения и поступков. Энергетику своих страхов смерти и чувства виновности Достоевский непосредственно передает Свидрнгайлову в романе «Преступление и наказание». Поэтому этот образ пленяет читателя и обладает для него экзистенциональной убедительностью — и это несмотря на то, что в нем много непроясненного, а его слова и поступки далеко не всегда оправданны логически.

Из многих второстепенных персонажей Аркадий Иванович Свидригайлова является наиболее ярким и важным для характеристики главного героя Раскольникова. Образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» выписаны Достоевским довольно четко, живо, наиболее подробно. Данный персонаж настолько явно подчеркивает многие стороны характера главного героя, что весьма важно понять самую суть несимпатичного Аркадия Ивановича.



Достоевский Ф. М., словно художник, написал портрет Аркадия Ивановича четкими, яркими, сочными мазками широкой кистью. И хоть Свидригайлов не главный герой, однако его трудно забыть и невозможно пройти мимо.

Внешность

«...Лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид... Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые»

Таким написан портрет Свидригайлова. Автор очень детально его нарисовал, подчеркивая важность данного персонажа для судеб остальных героев романа. Портрет очень интересен: сначала читатель видит весьма приятного человека, даже симпатичного. И вдруг в конце описания сказано о глазах: пристальный, холодный взгляд, хоть и вдумчивый. Известное выражение «глаза – зеркало души» автор подчеркнул буквально в двух словах, которые раскрывают самую суть персонажа. Даже очень привлекательный внешне человек может оказаться совсем не таким, каким видится вначале. Здесь – первый намек на истинную суть Свидригайлова, которую автор раскрывает через мнение Раскольникова, заметившего, что лицо Аркадия Ивановича скорее похоже на маску, скрывающую всю подноготную, что, несмотря на привлекательность, есть в Свидригайлове что-то очень неприятное.

Характер, его становление

Свидригайлов – дворянин, а это значит, что образование он получил достойное. Он около двух лет прослужил в кавалерии, затем, как он сам говорил, «шлялся», живя уже в Петербурге. Там же стал шулером, попал в тюрьму, откуда его спасла Марфа Петровна. Получается, что вся биография Аркадия Ивановича является его путем падения нравственного и этического. Свидригайлов циничен, любитель разврата, в чем сам же и признается даже с некоторой гордостью. У него отсутствует чувство благодарности: даже своей жене, спасшей его из тюрьмы, он заявляет прямо, что не собирается хранить ей верность и менять образ жизни ради нее.

Весь его жизненный путь отмечен преступлениями: из-за него покончили с собой его слуга Филипп и дочь слуги – обесчещенная Свидригайловым девочка. Наиболее вероятно, что и Марфа Петровна отравилась из-за развратника-мужа. Аркадий Иванович лжет, очерняя Дуню, сестру Раскольникова, клевещет на нее, а еще пытается девушку обесчестить. Всей своей распутной и бесчестной жизнью Свидригайлов постепенно убивает свою душу. И ладно бы он уничтожал все доброе в себе, Аркадий Иванович убивает все вокруг себя, все, к чему только прикасается.

Особенности личности персонажа

Свидригайлов изображен совершенным злодеем, павшим в бездну зла, утратив, вроде бы, всякие жалкие остатки совести. Он абсолютно не испытывает никаких сомнений, творя зло, не задумывается о последствиях, даже испытывает наслаждение от мучений окружающих его людей. Похотливый развратник, садист, он старается удовлетворять все свои низменные инстинкты, при этом не испытывая ни малейшего раскаяния в содеянном. Ему кажется, что так будет всегда.

Свидригайлов и Раскольников

Встретившись с главным героем, Аркадий Иванович как-то однажды замечает ему, что оба они «одного поля ягоды». Раскольникову же Свидригайлов крайне неприятен. Родион чувствует даже некоторую растерянность, ощущая власть Аркадия Ивановича над собой, который очень многое понял про студента. Раскольникова пугает загадочность Свидригайлова.

Однако, несмотря на то, что Родион убил старуху-процентщицу, они вовсе не похожи друг на друга. Да, Родион выдвинул теорию о сверхлюдях, даже убил человека, проверяя свою теорию. Но в Свидригайлове как в кривом зеркале он увидел себя в дальнейшем, если бы продолжал жить по принципам своей идеи. И это раскрыло в Родионе человечность, подтолкнуло к раскаянию и пониманию всей глубины его падения.

Конец Аркадия Ивановича

Достоевский кроме владения писательским мастерством был наделен талантом психолога. Вот и здесь, описывая жизненный путь Свидригайлова – закоренелого злодея, останавливает его любовью, как это ни парадоксально. Аркадий Иванович, встретив Дуню, сначала пытается ее соблазнить. Когда же это ему не удается, он очерняет девушку в глазах окружающих. В итоге же с удивлением понимает, что полюбил ее по-настоящему. И это вот понимание истиной любви открывает в его душе все шлюзы, которые доселе не выпускали наружу ни совесть, ни раскаяние, ни понимание совершенных им злодеяний.

Он отпускает Дуню, с отчаянной горечью замечая:

«Так не любишь? И не можешь? Никогда?».

Свидригайлов внезапно понимает, что абсолютно одинок в своем падении, что недостоин ничьей любви. Прозрение наступает для него слишком поздно. Да, он пытается искупить, как-то загладить все зло, которое он соделал до сих пор. Аркадий Иванович дает деньги Дуне и Соне, жертвует крупную сумму семье Мармеладовых… Но глубокого, искреннего раскаяния достигнуть он не может.

А вот муки совести вызвали в нем воспоминания о содеянных злодеяниях. И эти воспоминания оказались непосильным бременем для совести. Свидригайлов покончил с собой.

И в этом он оказался слабее Раскольникова, который не испугался, а сознался и раскаялся, не побоявшись жить дальше.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры