Священный Кайлас: мистика и реальность. Главный пророк Тибета — Нэйчунга

Главная / Любовь

С течением времени многие из нас начинают задумываться о том, что же на самом деле представляют таинственные и загадочные места нашей планеты, и почему именно в этой точке мира расположился тот или иной город с определенными традициями и верованиями. Одним из мест, которое постоянно притягивает повышенное внимание туристов различных наций и религий, остается Тибет .

Тибет - одна из самых малоизвестных и таинственных стран мира. О тибетских буддийских монастырях и тайнах монахов ходят легенды. Кто-то утверждает, что встречал монаха, живущего пять тысяч лет. Другой европейский путешественник описывает, как в одном монастыре монахи летают во время медитации. Проверить все эти сообщения трудно. По сей день Тибет остается труднодоступным местом. Умы человечества будоражат все загадочные места. Поэтому мистика Тибета и имеет такую притягательную силу, оставаясь востребованным явлением и в наши дни научно-технического прогресса. Тибет – это не курортная зона для всевозможных увеселительных мероприятий, а, прежде всего, место с потрясающей уникальной энергетикой, подпитывающей страждущие души. Маги и мистики Тибета хранят и чтят свои древнейшие обычаи, которые интересуют людей разных философских и религиозных взглядов.

Одним из самых почитаемых мест Тибета является священная гора Кайлас. Как свидетельствуют очевидцы, на Кайласе есть горная тропа, с которой нельзя сворачивать. Много легенд ходит и том, что в этих горах есть связь с параллельными мирами. Как бы то ни было, а Кайлас до сих пор остается непокоренным человеку.

Современные исследования при помощи спутниковых технологий также ничего не дали. Основной спор, касающийся истории возникновения Кайлаша. Может быть, настоящие мистики Тибета ведают об истинных причинах уникальных энергетических характеристик удивительных гор.

Когда где-нибудь в Европе или в Америке появляется какая-то информация о невероятных явлениях или способностях тибетцев, остается верить или не верить, так как проверить эти сведения не представляется возможным. Англичанка Роуз попала на Тибет нелегально. Она с детства увлекалась буддизмом и мечтала посетить священные места этой религии. Путешествуя по Индии , она познакомилась с политическими эмигрантами с Тибета. Те предложили ей присоединиться к группе буддистов-богомольцев, отправлявшихся к священному озеру Намцо . Во время путешествия группа, преодолевая высокогорные гималайские перевалы и нелегально пересекая китайскую границу, сбилась с пути и вынуждена была провести несколько дней в горном монастыре. Там Алина Роуз познакомилась с монахом, который неплохо говорил по-английски. Монах рассказал о таинственном своде поучений и предостережений для тех, кто хочет, чтобы его мысли превратились в реальность. Этот кодекс был известен с до буддийских времен и передавался из поколения в поколение изустно. И только пятьдесят лет назад он был записан на бумагу монахами этого монастыря. Алина предположила, что монахи сами могут материализовывать свои мысли, но ничего не смогла узнать об этом за то короткое время, пока группа богомольцев оставалась в монастыре. Тогда она под предлогом болезни отказалась продолжить путешествие вместе с группой. Монахи, вопреки своим обычным правилам, позволили ей остаться в монастыре на зиму. Монахи-тибетцы не могли подвергать опасности жизнь иностранки, которая имела рекомендации тибетцев-эмигрантов. Три долгих месяца Алина провела в монастыре, но ничего не узнала в дополнение к тому, что ей рассказал англоговорящий монах в первый день. Все это время монах, как и все другие монахи, был вежлив, даже словоохотлив, но избегал разговоров о монастырских тайнах. Казалось, он уже пожалел о том, что слишком много рассказал навязчивой иностранке. Настала весна. Алина должна была покидать монастырь с первой группой, возвращающейся в Индию через Гималаи . Возможно, она ничего и не узнала, если бы однажды на монастырь не напала китайская армия. Монахи предпочитали избегать встреч с представителями китайских властей, у которых нашлось бы достаточно оснований, чтобы арестовать любого из тибетцев, хотя бы просто потому, что большинство из них отказывается получать китайские паспорта. Узнав о приближении отряда, три монаха вышли ему навстречу. Они опустились на колени на вершине одной из гор и начали молиться. Даже издали было видно, как их тела содрогались в конвульсиях. Вскоре все монахи разом подались вперед и упали на землю в изнеможении. И тут же на небе появился небольшой красный шар. Он плавно и бесшумно полетел в направлении приближающихся солдат и, не долетев несколько метров, упал на землю. Раздался страшный взрыв. Как пишет Роуз, она потеряла дар речи от страха, ужаса и удивления. Но монахи не отступили от своих принципов ненасилия - никто из солдат не был убит: они просто решили отойти и подождать более крупные силы. А за это время монахи, прекрасно знающие окрестности, смогли уйти в безопасное место. Так Алина Роуз узнала главные постулаты тибетской теории воплощения мыслей: "Нет ничего невозможного. Если вы имеете веру и произнесете горе: "Перейди туда", - она перейдет".

Исследователь азии Стрелков впервые посетил Тибет в 1997 году. Во время паломничества, обходя один из местных монастырей, название которого с тибетского переводится как «гора счастья», он очень удивился необычному явлению: внутри и снаружи этого монастыря находилось небывалое количество собак - буквально тысячи. Они спокойно лежали, и видно было, что находятся они там давно - по всему периметру тропы для них стояли корытца для еды. Лоткам, в которые паломники приносили кашу для собак, с виду было больше сотни лет.

Исследователя удивило не столько количество собак, сколько их поведение: 4-5 тыс. собак находились в абсолютной тишине, не лаяли ни новорожденные щенки, ни старики, которые уже не вставали. И на их мордах, по признанию Андрея, было совершенно человеческое выражение. А когда пришли паломники и налили в корытца кашу - произошло совсем невообразимое: собаки выстроились в очередь к корытцам, к каждому по 15-20 собак. Сначала в полной тишине ели самые старые собаки, потом подходила очередь молодых - причем хлебали каждая столько, чтобы хватило как раз на всю выстроившуюся очередь.

"Когда я, потрясенный, рассказал об увиденном своим друзьям в северо-восточном Тибете, мне, смеясь, сообщили, что это старая легенда - сотни лет назад один из панченов помолился за собак. И с тех пор те собаки, которые подошли непосредственно к тому, чтобы в следующем рождении подняться на высшую ступень и стать человеком - все они рождались у его монастыря под его защитой.

В Тибете рациональному исследователю не раз приходилось сталкиваться с явлениями, которые он не смог объяснить с научной точки зрения. Так, по словам ученого, все тибетские святые (сейчас их в Тибете более 3 тысяч; когда такой святой умирает, тибетцы верят, что он перерождается в другом человеке - это называется «одна цепь тел» или «одна линия перерождений») имеют способность предвидеть будущее.

Буккер Игорь 20.05.2019 в 23:50

Обычно в рубрике "Правды.Ру", посвященной мистикам, описывается конкретный человек. В данном случае мы решили отойти от традиционной практики, поскольку в тибетском буддизме Далай-ламу принято считать реинкарнацией бодхисаттвы Авалокитешвары. Говоря обо всех сразу, мы говорим о каждом в отдельности, следуя "великому принципу": Тат твам аси .

Прежде чем обратиться к мистикам Тибета, отметим, что сами местные жители называют свою страну Бод или Бод-Юл" (произносится Пё-Юл), а себя именуют "Пё-па". Кроме того, Тибет носит поэтичное название "Ганг-Юл", и несмотря на то, что в этих краях редко выпадает снег, в переводе "Ганг-Юл" - это "Снежная страна". В эту загадочную для европейцев страну отправилась француженка Александра Давид-Неэль (Alexandra David-Néel), оставившая прекрасное описание в своей книге "Мистики и маги Тибета" - Mystiques et magiciens du Tibet .

Давид-Неэль, настоящее имя которой Луиз Эжени Александрин Мари Давид (Louise Eugénie Alexandrine Marie David), была не завзятой путешественницей и даже не этнографом. Оперная певица после знакомства с Еленой Блаватской настолько прониклась ее учением, что тут же поспешила к истокам - в Тибет.

"Жители Тибета, которых принято считать буддистами и которые сами причисляют себя к таковым, сохранили множество верований и обрядов, совершенно отличных от классического буддизма, - утверждает в предисловии к своей книге Александра Давид-Неэль. - В тибетской религии существует немало элементов, присущих древнему шаманизму". Тем самым говорится об уникальности тибетской религии, которая может быть отнесена к буддизму с известного рода натяжкой.

Религия Тибета бон (от старого тибетского глагола, означающего "произносить нараспев"), окончательно сложилась, видимо, не ранее XI столетия, о ее предтече не сохранилось даже названия. Румынский исследователь религий Мирча Элиаде предполагал, что адепты бон молчали об этом, чтобы поднять престиж собственной религии, а историки-буддисты, которым "претили кровавые жертвоприношения и эсхатологические воззрения, свойственные автохтонной тибетской религии", потому что приписывали их верованиям бон . Наблюдательная Давид-Неэль также сообщает, что "довольно многочисленная часть тибетских мистиков предается мечтам и совершает зловещие обряды, в которых немалая роль отводится трупам".

Основателем религии бон считается легендарный Совершенный жрец (по-тибетски Шенраб Мивоче из страны Шангшунг) родом из Ирана-Элама. По мнению авторитетного русского тибетолога Б.И. Кузнецова (1931-1985), его подлинное иранское имя Дмура-Матхура можно реконструировать как Митра, или Митридат, - Данный Митрой. "Митраизм, распространившийся когда-то от Атлантического и почти до Тихого океана, - писал Кузнецов, - в трансформированном виде сохранился в Тибете до наших дней под названием бон ".

Автор книги "Скрытый Тибет" С. Л. Кузьмин, ссылаясь на мнение Намкая Норбу Ринпоче, пишет: "Это ошибочное мнение: учение Шэнраба Мивоче во всех бонских текстах называется Юндрунг Бон, а до него уже существовало много традиций бона. Эта религия включает несколько "слоев", образовавшихся в разное время. Одни ее последователи считают, что Шэнраб Мивоче был современником Будды, другие - что Будда был его перевоплощением, третьи - что он был перевоплощением одного ревностного буддийского пандиты, ставшего потом противником буддизма".

Буддизм проник в Тибет при царе Лхатотори Ньенцэне (IVв. н. э.). Согласно буддийской традиции, при этом царе с неба на крышу его замка Юмбулаганг упали священные тексты, золотая ступа и шесть слогов священной мантры Ом-ма-ни-пад-ме-хум . Буддизм в Тибете, согласно традиции, утвердил царь Сонцэн Гампо (620? - 641), который считался эманацией Будды Авалокитешвары. О его роли историкам мало что доподлинно известно, но даже скептики, кажется, убеждены - в некоторых района Тибета буддизм был известен, начиная с 7-го века. Этому имеется документальное подтверждение - буддизм был государственной религией в годы правления царя Тисонга Дэцэна (755-797?), который считался эманацией бодхисатвы Манджушри. При нем Тибет стал великой державой. В 137 километрах от Лхасы был построен монастырь Самье, в котором поселились первые монахи тибетского буддизма, получившие наставления от знаменитого буддийского учителя Шантаракшиты.

На протяжении нескольких столетий, начиная с 11-го и до 14-го века, целый ряд выдающихся духовных наставников Тибета посещают монастыри Индии, Кашмира и Непала в поисках гуру, способных обучить техникам (в основном тантрическим) Освобождения. Это эпоха великих мистиков и магов - Наропы, Марпы, Миларепы. Они стали основоположниками различных религиозных школ и направлений.


Тибетские мистики - люди неразговорчивые. Те из них, у кого есть ученики, пользуются для их обучения особыми приемами, где речь занимает мало места. Описание их любопытной методики выходит за рамки данной работы. Достаточно здесь отметить, что ученики отшельников-созерцателей видят своего учителя редко, через большие промежутки времени. Длительность разрывов обусловлена степенью успехов ученика или его духовными нуждами, причем о последних может судить только учитель. От встречи до встречи с учителем проходят долгие месяцы и даже годы. Однако, не взирая на такое отделение, когда обстоятельства этого требуют, учитель и ученики (преимущественно наиболее духовно развитые из них) имеют возможность общаться между собой....

В тайное учение тибетцев, как один из его разделов, входит и телепатия. Они считают телепатию наукой, поддающейся изучению, как и всякие другие науки. Ею могут заниматься все, получившие необходимую подготовку и обладающие соответствующими способностями для применения теории на практике. Для овладения техникой телепатии рекомендуются различные методы. Но тибетские адепты тайных учений единогласно приписывают первопричину этого явления очень интенсивной, доходящей до транса концентрации мысли.

Основы обучения для изучающих телепатию сжато можно обрисовать следующим образом. Предже всего, необходимо выполнять все упражнения, вызывающие состояния транса при концентрации мысли на одном объекте до тех пор, пока субъект не сольется с объектом. Нужно в равной степени тренироваться в выполнении дополнительных упражнений, а именно: "опустошать" сознание от всякой умственной деятельности, создавая в нем безмолвие и совершенный покой. Затем следует распознавание и анализ разнородных явлений, вызывающих внезапные и, по-видимому, необъяснимые психические и физические ощущения, особые состояния сознания: радость, печаль, страх и, кроме того, неожиданные воспоминания о лицах, предметах, событиях, как будто не имеющих никакой связи с ходом мыслей или действиями человека, в памяти которого они всплывают. После того, как ученик тренируется подобным образом в течении нескольких лет, он допускается к совместным медитациям с учителем. Оба запираются в тихой, скудно освещенной комнате и концентрируют свои мысли на одном и том же предмете. В конце упражнения ученик сообщает учителю все фазы своей медитации, различные идеи, возникшие в ее процессе, субъективные представления. Эти данные сопоставляются с моментами медитации учителя: сходство и расхождения отмечаются.

На следующем этапе ученик, ничего не зная о предмете медитации учителя, старается воспрепятствовать возникновению в своем сознании мыслей, создать в нем вакуум и наблюдать неожиданно появляющиеся мысли, чувства, представления, как будто чуждые его собственным интересам и представлениям. Возникшие у ученика во время упражнения мысли и образы снова подвергаются анализу ламы, сравнивающего их с тем, что он мысленно внушал ученику во время сеанса. Теперь учитель будет давать ученику уже конкретные задания.

Последний должен в это время сосредоточиться, находясь на небольшом расстоянии от наставника. Если приказы восприняты, это будет видно из ответов или действий послушника. Тренировка продолжается, причем дистанция между учителем и учеником постепенно увеличивается. Они теперь находятся не в одном помещении, но занимают разные комнаты в том же здании, или же ученик возвращается в собственную хижину или пещеру, а через некоторое время удаляется от жилища ламы на расстояние уже в несколько километров.

На Тибете вообще никто и не сомневается в способности ученых мистиков читать чужие мысли, когда им заблагорассудится. Поскольку учитель обладает таким умением, его ученик, естественно, может тренироваться в передаче ему телепатических сигналов: учитель узнает об этом намерении прежде, чем он успеет собраться с духом, чтобы начать опыт. Поэтому его ученики начинают с упражнений по обмену телепатическими сигналами на расстоянии между собой. Двое или несколько послушников объединяются для проведения этого упражнения под руководством своего ламы. Их тренировка почти совпадает с приведенным выше описанием. Старшие ученики проверяют свои успехи, посылая кому-нибудь без предупреждения телепатические сообщения сверх предусмотренным планом упражнений и в такой момент, когда адресат занят чем-нибудь и, по всей вероятности, совсем не думает ни о каких телепатических сигналах. Другие посредством телепатической связи стараются внушить мысли или действия тому, с кем они раньше никогда не тренировались вместе. Некоторые пытаются внушать действия животным. На подобные занятия и на различные другие упражнения, направленные на достижение этой же цели, уходят годы.

Невозможно определить, сколько учеников из числа всех, проходящих эту суровую тренировку, добиваются реальных результатов. Было бы заблуждением приравнивать групповые занятия оккультизмом к школам с большим контингентом учащихся типа коллеждей в крупных монастырях. Между ними нет ни малейшего сходства.

В какой-нибудь уединенной равнине самое большее человек шесть учеников собираются на короткое время вокруг жилища отшельника (обычно учеников бывает меньше). Далеко от обители, в другом горном ущелье можно иногда встретить еще трех-четырех послушников. Каковы бы ни были успехи адептов, систематически готовящихся к применению телепатических связей на практике, все же наиболее авторитетные учителя-мистики совсем не поощряют этих занятий. Они смотрят на старания приобрести сверхнормальные способности как на лишенную всякого интереса детскую игру. Считается вполне доказанным, что великие созерцатели могут по желанию иметь телепатическую связь со своими учениками и даже, утверждают некоторые, с любым живым существом в мире. Но, как я уже неоднократно отмечала, эти способности - побочный продукт их собственного духовного совершенства и результат глубоких знаний законов психики. Когда, благодаря духовному озарению, венчающему долгие искания и труды, перестают рассматривать себя и "других" как совершенно обособленные, лишенные точек соприкосновения сущности, телепатическая связь осуществляется очень просто. Но, полагаю, благоразумнее будет не обсуждать здесь, какая доля истины и какая фантазии содержится в этих теориях.

Зрительная телепатия, по-видимому, тоже существует в Тибете. Если верить жизнеописаниям знаменитых лам в интерпретации тибетцев, мы можем найти в них множество примеров подобных явлений. Но истина и вымысел так тесно переплелись в этих древних "житиях", что в отношении повествуемых там чудес невольно перевешивает сомнение в их справедливости. Тем не менее и в наши дни встечаются люди, утверждающие, будто у них самих были видения, переданные на расстоянии средствами своеобразной телепатической связи. Эти видения не имеют никакого сходства со снами. Иногда они возникают во время медитации, иногда, когда человек занят посторонними делами. Нужно сказать, что тибетцы, как правило, совсем не стремятся производить расследование психических явлений, и это составляет одно из главных препятствий в работе исследователя. Тибетцы рассматривают психические явления как факты, если не совсем обычные, то во всяком случае, и не настолько необыкновенные, чтобы возбудить у свидетелей или людей, просто знающих о них, непреодолимое желание анализировать эти факты. Они не нарушают в сознании тибетцев сложившихся представлений о законах природы, о том, что "возможно", а что "невозможно", как это бывает на Западе. Большинство тибетцев в равной степени как невежественные, так и ученые, непреложно верят, что все возможно для того, кто "имеет", и поэтому происходящие у них на глазах чудеса не пробуждают у них никаких чувств, кроме восхищения ловкостью совершающего эти чудеса человека.

В самом начале марта на север Индии в тибетские районы отправится группа под предводительством Олега Анатольевича Шишкина.

Это будет особый маршрут. Связанный с астрологами, пророками и древними священными местами, которые еще имеются там, где сходятся Гималаи и Тибет.

Эти благословенные места связаны особым духовным пространством.

Индийский штат Джамму и Кашмир – страна горных серпантинов и буддийских монастырей, хранящих тайны тысячелетий. Именно оттуда когда-то экспедиция Рериха привезла загадочные астрологические свитки.

Что означают линии, знаки и фигурки животных, нарисованные на его внутренней стороне? С вопросами об этом путешественники обратятся к верховному оракулу Тибета Нейчунгу, к двум пророкам из монастыря Мато и лучшему астрологу Ладакха из семьи Теанг чанпа.

Древнее гадание «МО»

В основе нашего путешествия будет лежать особая предсказательная практика именуемая «МО».

Это одна из форм древнего гадания, которая наряду с тибетской астрологической наукой позволяет заглянуть за занавес будущего. К «Мо» обращаются при принятии важных решений, связанных со здоровьем, процветанием и поворотными пунктами жизни.

Для этой практики используют кости и книги – результаты вбрасываний рассматриваются, как идущие от Манджушри и Бодхисатв. Руководство по предсказанию «Мо» основано главным образом на учении Калачакра-тантра и дополнительных пояснений от Дакини.

Тибетская система астрологии.

Тибетская система астрологии чрезвычайно сложна. Чтобы изучить и освоить её, на астрологическом отделении Тибетского института медицины и астрологии в Дхарамсале требуется пять лет.

Студенты учатся вычислять вручную традиционным способом. Они пишут пером по деревянной доске, покрытой сажей. Нет составленных полных эфемерид, в которых можно искать готовые цифры.

Одна из главных составляющих обучения – математика, применяемая во всех вычислениях. Ведь будущее должно иметь точность.

Важно и то, что группа посетит важнейшие буддийские предсказательные учреждения в Дармасале и в Ладакхе.

Главный пророк Тибета — Нэйчунга.

В прежние времена по всему Тибету бродило много оракулов. Немногие есть и сейчас. Все они реинкарнации. А самые значительные – те, которыми и сегодня пользуется тибетское правительство.

Главный из пророков называется Нэйчунга. Его устами вещает существо Дорже Дракдэн, одно из божеств – хранителей Далай-ламы.
Нэйчунг первоначально пришел в Тибет с преемником индийского святого мудреца Дхармапалы, поселившимся в Центральной Азии в местности, называемой Бата Хор. В восьмом веке нашей эры он был назначен покровителем монастыря Самье индийским тантрийским йогином и высшим духовным охранителем Тибета Падмасамбхавой. Самье был фактически первым буддийским монастырем, построенным в Тибете. Впоследствии второй Далай-лама вошел в самый тесный контакт с Нэйчунгом, который теперь имеет свой особый монастырь в Дхармасале.

ДАЛАЙ ЛАМА ОБ ОРАКУЛЕ:

«Надо затратить много времени и терпения во время каждой встречи, прежде чем он откроется. Он очень сдержан и суров, именно таким вы могли бы себе представить знатного старика древности. Его не волнуют мелкие вопросы, но интересуют только большие дела, поэтому важно соответственно сформулировать вопрос. Есть у него свои симпатии и антипатии, но он неохотно обнаруживает их.


Нэйчунг имеет свой собственный монастырь в Дхарамсале, но обычно приходит ко мне сам.

В официальных случаях Кутэн одет в причудливый костюм, состоящий из нескольких слоев нижней одежды, на которую сверху надевается богато украшенное одеяние из шелковой золотой парчи, покрытое древними узорами красного, синего, зеленого и желтого цвета.

На груди он носит круглое зеркало в оправе из бирюзы и аметистов, его полированная поверхность сверкает санскритской мантрой, обращенной к Дорже Дракдэну. Перед началом церемонии он также надевает что-то вроде упряжи, на которой укреплены четыре флага и три знамени победы.

В общей сложности все это снаряжение весит более семидесяти фунтов, и когда медиум не в трансе, он едва может передвигаться в нем.

Церемония начинается с пения призываний и молитв, сопровождаемого звучанием труб, тарелок и барабанов. Через некоторое непродолжительное время Кутэн впадает в транс, причем до этого момента его поддерживали специальные помощники, которые теперь подводят Кутэна к небольшой скамеечке, стоящей перед моим троном. Затем, когда первый цикл молитв закончен, начинается второй его транс…»

Праздник в монастыре Мато Награнг. Танцы древней мистерии Цам.

Особые празднества в марте проходят в монастыре Мато Награнг и приходятся на 15-й день первого месяца тибетского календаря.

В течение двух суток танцы древней мистерии Цам исполняют монахи в ярких одеждах из шелка и масках добрых и злых богов буддийского пантеона.

Во время этого праздника именно тут появляются двое главных оракулов. Целый месяц, находясь в глубокой пещере, они предавались медитации. Появление этих пророков – важное событие — паломники не только из сел Ладакха, и из других земель приходят к ним на поклонение и что бы увидеть необычный обряд древнего экстаза, заканчивающийся предсказанием, которое лишь возможно в эти несколько дней.
Бегая с закрытыми глазами по карнизам высоких крыш и оград монастыря, пророки предварительно наносят себе раны ритуальными ножами. Но на следующее утро следы увечий бесследно исчезают.

В общем, пока еще есть возможность присоединиться к нашему каравану – приглашаем вас в наше путешествие Мистический Тибет с О.Шишкиным. Говорящие с будущим.

Через полминуты дыхание приходит в норму, но всё равно - воздуха не хватает.

Монахи превращаются в лягушек на морозе

Возможно, именно поэтому стиль жизни в Тибете тягучий и неторопливый, словно капля мёда сползает по стеклу: торопиться тут физически невозможно и даже вредно для здоровья. Страна - высокогорное плато на высоте почти четыре тысячи метров над уровнем моря: кислорода мало, уже в столичном аэропорту случается, что приезжие-европейцы, выходя из самолёта в зал, минут через десять бухаются в обморок. Говорят, якобы у здешних жителей существует особенность - у них нестандартно расширена грудная клетка, которая позволяет нормально дышать разреженным воздухом. Так это или нет - я не проверял.

Тибет всегда старался оставаться на краю света. Вплоть до шестидесятых годов XX века в горное государство вели всего лишь две дороги - одна из Китая, другая из Индии. Отдалённая страна не спешила открыть себя миру - её жителей устраивало жить в полной самоизоляции, посвящая себя духовным поискам и бесконечным молитвам. Из-за этого рождаемость тут всегда была очень низкой - до половины (!) всех мужчин в детстве становились буддийскими монахами: а им, как общеизвестно, жениться запрещено.

Сказать, что Тибет целиком погружён в мистику - значит, не сказать ничего, - говорит профессор Чикагского университета Дональд Рехью. - Я, например, уже пять лет не могу попасть на приём к ламе отдалённого монастыря возле непальской границы, всегда получаю стандартное объяснение: «Лама медитирует». На вопрос, когда он соизволит выйти из медитации, мне никогда не отвечают, потому что этого никто не знает. Традиции тут не меняются тысячелетиями. Даже сейчас правительственные чиновники в маленьких городках, здороваясь с вами, покажут язык и будут ждать от вас того же. Это доказательство, что ваш собеседник не является дьяволом, принявшим человеческий облик, - у адских созданий язык зелёного цвета. Здешние клерки, идя на работу, по дороге крутят в руках маленькие «молитвенные барабанчики» со священными текстами. Один оборот заменяет молитву - иные специалисты ухитряются «накручивать» по 10 000 молитв в день.

Медитировать в течение пяти лет - это по тибетским меркам детский лепет. Про медитацию здесь ходят столь фантастические легенды, что человеку с неокрепшей психикой их лучше вообще не слушать. У тибетцев считается, что именно путешествие в астрале, когда «душа и тело связаны тонкой нитью», помогает человеку чувствовать уникальные способности организма, «отключённые», когда он находится в сознании. Ещё в 1995 году швейцарские учёные провели медицинское исследование необычного факта: монахи в монастырях Гьянгдзе были способны, завернувшись лишь в простынку, часами сидеть в снегу, на жесточайшем морозе, без какого-либо ущерба здоровью - выяснилось, что во время медитации они впадают… в анабиоз на манер змей или лягушек. Более того - некоторые монахи умеют почти полностью прекращать дыхание на время медитации, их пульс при этом практически не прощупывается. В отдалённых районах Тибета мне показывали ледяные пещеры, находящиеся высоко в горах: согласно местным поверьям там уже по двадцать-тридцать лет (!) без еды и воды медитируют отшельники. Когда я с усмешкой сказал, что эти старцы, вероятно, уже умерли, тибетцы обиделись. Мол, ничего подобного: у них по-прежнему растут ногти и волосы - каждые полгода к пещерам отправляют специальных людей для того, чтобы подстричь медитирующих. В одном из маленьких монастырей другого города - Шигадзе - мне демонстрировали пряди длинных волос на кровати, у которой характерно смяты подушка и простыня - как будто очертания тела. Считается, что обладатель этой причёски настолько круто медитировал, что стал невидимым. Впрочем, дотронуться до постели и проверить это не разрешают.

В суслики - не хотят

Вас это существенно удивит, но у нас считается, что при достижении определённого уровня медитации люди обретают даже способность летать, - утверждает лама Таши Нгаванг из монастыря возле священной горы Кайлас. - Пусть лично я не видел ни одного такого человека, но в книгах в моём монастыре содержится информация о пятерых монахах, которые в XII веке поразили правителя Тибета тем, что умели подниматься над горами и ходить по воде. Вы, европейцы, весьма циничны - скажете, что у них были надувные лодочки-галоши. Я во время медитации взглядом умею передвигать предметы, но вас это тоже не впечатлит - мол, в цирке видели номера и поинтереснее. Разве не так?

Гора Кайлас - самое главное священное место Тибета, её территория считается обиталищем богов и центром всего мира - ни больше ни меньше. На одном из склонов Кайласа - гигантская свастика естественного происхождения, из-за чего Адольф Гитлер дважды (в 1938 и 1943 годах) направлял в Тибет экспедиции альпинистов СС, считая, что «тут кроется загадка появления арийской нации». Загадок кругом, и верно, более чем достаточно - старинные книги в библиотеках монастырей подробно рассказывают о таинственных расах, загадочных царях и мистических государствах, не упоминавшихся ни в одном другом источнике и исчезнувших задолго до Александра Македонского.

Вокруг покрытой снегом огромной горы бредут нескончаемые вереницы замёрзших людей: если обойти Кайлас пешком (всего-то 53 километра), то это автоматически уничтожает все прижизненные грехи, а 108 таких кругов означают достижение нирваны (практически попадание в рай). Особо старательные паломники все эти километры проходят так - падают ниц, складывая перед собой руки, встают, делают два шага и опять бросаются на землю. Ленивые могут подождать года Лошади (он будет в 2014 году) - в это время один круг вокруг Кайласа считается за девять. Ко всему прочему гора даёт гарантию, что в следующей жизни вы родитесь именно человеком, а не сусликом.

…Быть сусликом вообще мало кто желает, потому что тибетцы истово верят в переселение душ. До такой степени, что многим из них это существенно усложняет жизнь. Представьте себе - нельзя травить тараканов, комара не убьёшь, муху на клейкую ленту не поймаешь - а вдруг ещё не так давно это был твой друг или сосед? Дошло до того, что, когда китайские сельскохозяйственные рабочие сжигали осенью пожухлую траву, жители деревень написали в Пекин петицию, чтобы этого не делали - погибает много насекомых, которые «когда-то могли быть людьми». В Пекине такого расклада перепугались и траву на всякий случай жечь перестали.

А сам далай-лама, бывший правитель Тибета (из-за политических проблем с Китаем живущий в изгнании), во время первого интервью рассказывал мне, что у него дома живёт хромоногая кошка, которая уже «перерождалась» три раза - всякий раз с повреждённой лапой.

…Даже зимой, при тридцатиградусном морозе, в Тибете обгорает лицо - настолько эта страна расположена близко к солнцу. Люди в горных деревнях кипятят воду следующим образом - в глубокую металлическую тарелку в виде лодочки наливают два литра воды, сверху закрывают тончайшими зеркалами - всё вскипает за полчаса. Точно так же народ умудряется согревать и целые бочки воды - им и дров никаких для этого не нужно.

Мир лихорадочно ищет, чем бы можно было заменить нефть и газ, - смеётся Норбу Цецен, староста деревни Поче. - А мы ещё три тысячи лет назад это придумали. И главное - никаких загрязнений, очень экологичная система.

Лама Таши Нгаванг оказался прав. Когда я наблюдал, как под его пристальным взглядом чашка скользит по поверхности стола, меня это абсолютно не впечатлило. Причина проста: находясь в Тибете, попросту привыкаешь к чудесам.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры