Святая екатерина великомученица, в чем помогает икона. Житие святой великомученицы варвары

Главная / Любовь

Святая великомученица Екатерина жила в III веке в Александрии во времена царствования римского императора Максимина, отличавшегося особой жестокостью в преследовании христиан. Дочь знатных родителей, Екатерина, отличалась не только редкой красотой, но и острым, пытливым умом. Живя в столице - центре эллинской учености, она получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и ученых. Екатерина была «завидной» невестой, многие юноши искали ее руки, да и все родственники Екатерины советовали ей выйти замуж, чтобы не только сохранить богатое наследство отца, но и приумножить его.

Картина Караваджо, 1595-96 годы.Екатерина Александрийская

Но Екатерина не разделяла стремления ее родственников и объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости. Мать Екатерины, тайная христианка, повела дочь к своему духовному отцу, чтобы попросить совета. Старец, увидев красоту и чистоту Екатерины, и услышав ее мудрые ответы, рассказал ей о христианстве, об Истинном Боге - Творце всего мира.

«Преподобный старец, начиная от Сотворения мира и до Второго Пришествия Христа, подробно научил ее всем основам христианской Веры, а также поведал ей и о тайнах Царства Божия и будущем мздовоздаянии. Екатерина, как девица премудрая, жаждавшая истины и всего доброго, очень быстро усвоила христианское вероучение, и, всем сердцем уверовав в Господа Иисуса Христа, не откладывая на будущее время, сразу же приняла Святое крещение», - повествует житие святой Екатерины.


Святая Екатерина. Икона для северо-восточного пилона Казанского собора в Петербурге. Картон, масло. 176х91см. Инв. Ж-5419. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. Россия

После принятия крещения и горячей молитвы перед иконой Богородицы святой Екатерине приснился удивительный сон: Иисус Христос, со словами: «Вот, Я ныне избираю тебя Моею невестой, нетленной и вечной», надел ей на палец обручальный перстень. Чудо этого сна не развеялось и после того как Екатерина проснулась - после пробуждения перстень оставался на ее руке. Глядя на чудесный перстень и вспоминая видение, Екатерина почувствовала в своем сердце такую радость, что с того самого дня сердце ее совершенно предалось Божественной любви, она уже не помышляла более ни о чем земном, а размышляла о Господе и Царстве будущего века.


Image of Joan of Arc in the Panthéon de Paris, by E. Lenepveu (1889).

Вскоре после этого император Максимин, желая угодить своим богам, объявил о всенародном празднике с жертвоприношениями. Город наполнился суетой, смятением и криками животных. Благочестивое сердце Екатерины и стремление к истине направило ее в императорский дворец. В житии святой Екатерины мы читаем ее обращение к царю:

«Пойми, великий царь, что вы вовлечены бесами в соблазн. Вы почитаете богами бесчувственных идолов и служите им. Поверь хотя бы беспристрастному философу Диодору Сицилийскому, который говорит, что те, кого вы называете богами, некогда были людьми, но ради некоторых деяний, совершенных ими при жизни, люди устроили им памятники и статуи. Последующие же поколения, не зная мысли своих праотцов, которые только ради воспоминания поставили им эти памятники, начали поклоняться этим статуям как богам. И знаменитый Плутарх Херонейский гнушался этими богами и презирал их.


Pedro Américo - Joana d"Arc ouve pela primeira vez a voz etc - 1884

Поверь же, царь, хотя бы своим учителям, и отвратись от этого безумия. Познай Единого и Истинного Бога, Безначального и Бессмертного. Которым цари царствуют, страны управляются, и весь мир держится. Сей Всесильный и Преблагой Бог не требует жертв, подобных вашим, и не ублажается закланием неповинных животных, но хочет, чтобы мы всегда поступали по истине, и жили в мире и любви, соблюдая Его заповеди».

Император Максимин, пораженный красотой и умом святой Екатерины, захотел склонить ее на сторону своей религии, но понимая, что сам не сможет убедить ее в истинности язычества, приказал собрать во дворец пятьдесят лучших ученых мужей-философов. Слушать спор христианской девицы с языческими мудрецами собралось множество народа.

Незадолго до встречи с философами святой Екатерине явился Архангел Михаил и ободрил ее, поведав о том, что она своими ответами не только победит в споре с учеными мужами, но и приведет их к Вере во Христа, и не только они, но и многие другие, уверовав в Господа, благодаря ей, примут христианскую веру.


Alfred Schüssler Ein Engel bringt die hl Katharina ihren Eltern zurück.

Первый выступающий философ привел примеры великих стихотворцев, в том числе мудрейшего Гомера, воспевающих языческих богов, подтверждая таким образом, существование Зевса, Аполлона, Афины и других богов, и усилил свою позицию заявлением о том, что никто из древних мудрецов не только не называл Иисуса Христа Богом, но даже и не знал о Нем.

На что святая Екатерина привела примеры ученому мужу о том, как Гомер описывал в своих произведениях такие события и поведения этих богов, которые никак не могут назваться божественными, и далее процитировала языческих прорицательниц - мудрейших Сивилл, чьи книги хранились в храмах Зевса и Аполлона, как величайшие святыни: «Во времена позднейшие придет на эту землю Некий, и примет на себя Он нашу плоть греха, но беспредельным всемогуществом Творца и Бога разрушит тление страстей в Своем творении. Но, позавидуют Ему неверующие люди, и будет Он повешен на высоком месте, как злодей, среди злодеев достойных смерти».


Лукас Кранах Старший. Алтарь св. Екатерины, центральная часть: Мученичество св. Екатерины. 1506. Картинная галерея. Дрезден

И продолжала:
«Вспомните, что и ваш мудрец Аполлоний, чьи изречения, записанные в книгу, хранятся в священном месте его храма, столь почитаемый вами в нашем граде Александрии, помимо своей воли, принуждаемый Богом, исповедует Христа, и говорит: «Один Он, Небесный, побуждает меня исповедать Его. Он - есть Свет Трисветлый, Бог пострадавший, но не Само Божество страдало, - ибо в Нем и то и другое, - Он и смертен по плоти, и вместе чужд тления. И Сей Муж, все терпящий от смертных, - крест, уничижение и погребение, - есть Бог».


Paolo Veronese - Holy Family with Sts Anthony Abbot, Catherine and the Infant John the Baptist

Это сказал Аполлоний об истинном Боге - Господе Иисусе Христе, Который собезначален и соприсносущен Родившему Его. Он есть начало и основание и источник всех созданных благ. Он сотворил мир из небытия для бытия и управляет им. Будучи единосущен Отцу, Он стал человеком ради нас, жил на земле, наставляя и благодетельствуя людям. Потом Он принял смерть за нас, неблагодарных, дабы освободить род человеческий от древнего осуждения за преслушание наших прародителей в раю и даровать нам прежнее блаженство в Царстве будущего века. Смерть не могла вместить Источник жизни, и Он воскрес, восшел на небеса, откуда и нисшел, и через Него мы все обогатились дарами Святого Духа, Который и меня, недостойную рабу Христову, научает, что вам отвечать. Надлежало бы и вам, именующим себя философами и мудрецами, последуя хотя бы тем, кого вы называете богами, познать Источник Вечной Истины и всякой мудрости, сходящей свыше».


Bartolomeo Cavarozzi - St Ursula and Her Companions with Pope Ciriacus and St Catherine of Alexandria

Такие и многие другие благочестивые слова говорила святая Екатерина собравшимся людям, что повергло всех в молчание. Император Миксимин приказал вступить в спор следующему философу, но, не смея противиться Истине, ни один из ученых мужей больше не сказал ни слова. В гневе император приказал развести большой костер в центре города и прилюдно сжечь всех философов. Они же, услышав это приказание, встали на колени перед святой Екатериной, прося ее помолиться о них Тому Единому Истинному Богу, Который дал ей такую премудрость и силу. Помолиться о том, чтобы Он простил им все, совершенное ими в неведении, и сподобил их Своего Царствия. Святая Екатерина ободрила их, говоря, что они будут желанными друзьями Христа, так как отвернулись от тьмы, избрав Свет истинный, презрев царя земного, обратились к Царю Небесному.


Giampietrino, santa caterina d"alessandria.

Потерпев поражение в борьбе словом, император Максимин не отступился от святой Екатерины, он пытался соблазнить ее царскими почестями, стремился сломать ее дух ужасными пытками. Но крепость веры святой Екатерины была велика, она достойно и с Божией помощью прошла все уготованные ей испытания. В конце концов, император был вынужден дать приказание казнить святую Екатерину.


Katharina von Alexandrien und Augustinus von Hippo

Святая Екатерина так мужественно переносила пытки, и Божественная помощь ей была настолько очевидна, что жена императора - Августа, его лучший друг и военачальник - Порфирий, а вместе с ним и двести воинов, прилюдно объявили себя христианами, и тоже были преданы казни.


Сурбаран. Погребение св. Екатерины

Память святой мученицы Августы и мучеников Порфирия Стратилата и с ним 200 воинов совершается Православной церковью ежегодно, 7 декабря (24 ноября (ст.ст.)), в один день с памятью святой великомученицы Екатерины.


Святая Екатерина (икона XVII века)

Тело святой Екатерины сразу же после казни было сокрыто от глаз мучителей, как она и просила Господа в своей молитве. По преданию, оно было перенесено ангелами на вершину самой высокой горы Синая, теперь носящей её имя. Так буквально за десять - пятнадцать лет до прекращения почти трехсотлетнего гонения на христиан со стороны Римской империи святая Екатерина закончила свою земную жизнь и соединилась со Своим Женихом в Царствии Небесном.


Wenceslas Hollar - St Catharine of Alexandria


Корреджо.Св. Екатерина Александрийская.1510.Возрождение


Рафаэль Санти.Святая Екатерина Александрийская, 1507

Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста во время правления императора Максимина (305–313).

Живя в столице – центре эллинской учености, Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и ученых. Юноши из самых именитых семейств империи искали руки прекрасной Екатерины, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.
Мать Екатерины, тайная христианка, повела ее за советом к своему духовному отцу, святому старцу, творившему молитвенный подвиг в уединении в пещере недалеко от города. Выслушав Екатерину, старец сказал, что он знает Юношу, Который превосходит ее во всем, ибо «красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает его, а умножает, высота рода Его – неизреченна». Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. Истина, к которой рвалась ее душа, открылась ей. На прощание старец вручил Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках и велел с верой молиться Царице Небесной – Матери Небесного Жениха о даровании видения Ее Сына.
Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Пресвятую Деву, Которая просила Своего Божественного Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвращал Свой лик от нее, говоря, что Он не может смотреть на нее, потому что она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и не запечатленный печатью Духа Святого. В глубокой печали Екатерина вновь пошла к старцу. Он с любовью принял ее, наставил вере Христовой, заповедал хранить чистоту и целомудрие и непрестанно молиться, и совершил над ней таинство святого Крещения. И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на нее и дал ей перстень, обручив ее Себе. Когда видение кончилось и святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо – дивный дар Небесного Жениха. В это время в Александрию на языческое празднество прибыл сам император Максимин. По этому случаю праздник был особенно пышным и многолюдным. Крики жертвенных животных, дым и смрад жертвенников, пылавших непрестанно, гомон толпы на ристалищах наполняли Александрию. Приносились и человеческие жертвы – на смерть в огне обрекали исповедников Христа, не отступивших от Него под пытками. Святая любовь к мученикам – христианам и сердечное желание облегчить их участь побудили Екатерину пойти к главному жрецу и владыке империи, императору-гонителю Максимину.
Назвав себя, святая исповедала свою веру во Единого Истинного Бога и мудро обличила заблуждения язычников. Красота девушки пленила правителя. Чтобы убедить ее и показать торжество языческой мудрости, император повелел созвать 50 ученейших мужей империи, но святая взяла верх над мудрецами, так что они сами уверовали во Христа. Святая Екатерина осенила мучеников крестным знамением, и они мужественно приняли смерть за Христа и были сожжены по повелению императора.
Максимин, не надеясь более переубедить святую, попытался соблазнить ее обещанием богатства и славы. Получив гневный отказ, император приказал подвергнуть святую жестоким мучениям, а затем бросить в темницу. Императрица Августа, которая много слышала о святой Екатерине, пожелала видеть ее. Уговорив воеводу Порфирия с отрядом воинов сопровождать ее, Августа пришла в темницу. Императрица была поражена силой духа святой Екатерины, лицо которой сияло Божественной благодатью. Святая мученица раскрыла пришедшим христианское учение, и они, уверовав, обратились ко Христу.
На следующий день мученицу вновь привели на судилище, где под угрозой колесования предложили ей отречься от христианской веры и принести жертву богам. Святая непреклонно исповедала Христа и сама подошла к колесам, но Ангел сокрушил орудия казни, и они разлетелись на куски, перебив многих язычников. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с 200 воинами перед всеми исповедали свою веру во Христа и были обезглавлены. Максимин вновь попытался прельстить святую мученицу, предложив ей супружество, и вновь получил отказ. Святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небесному Жениху – Христу и с молитвой к Нему сама положила голову на плаху под меч палача. Мощи святой Екатерины были перенесены Ангелами на Синайскую гору. В VI веке по откровению были обретены честная глава и левая рука святой мученицы и с почестями перенесены в новосозданный храм Синайского монастыря, построенного святым императором Иустинианом (527–565; память 14 ноября).

Она была замечательно красива и славилась своею премудростью. Будучи только восемнадцати лет от роду, Екатерина в совершенстве изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов, как например: Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона и других. И не только хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия, так что все дивились ее учености и познаниям. Многие богатые и знатные люди сватались за нее и с этою целью приходили к матери ее, тайной христианке, скрывавшей свою веру по причине жестокого гонения, воздвигнутого в то время на верующих Максимином. Родственники и мать часто советовали Екатерине выйти замуж, чтобы царское наследие отца ее не перешло в руки кому-либо чужому, чрез что они лишились бы окончательно сего наследия. Но Екатерина, как мудрая девица, твёрдо решила в своем сердце сохранить во всю жизнь чистоту девства и крайне не хотела замужества. Когда же родные ее начали усиленно уговаривать Екатерину вступить в брак, она сказала им:

Если вы хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который обладал бы теми четырьмя дарованиями, которыми я, как вы знаете, превосхожу всех прочих девиц; и тогда я соглашусь избрать его в супруги; а выйти замуж за человека, который в чем-либо был бы хуже и ниже меня, я не желаю. Итак, поищите повсюду, не найдете ли такого юноши, который был бы подобен мне по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости; всякий же юноша, не имеющий хотя одного из сих дарований, недостоин меня.

Домашние Екатерины, видя, что невозможно найти такого юношу, заметили ей, что царские сыновья и другие знатные искатели ее руки могут сделаться еще благороднее и богаче, если вступят с нею в брак, но по красоте и по мудрости никто с ней не может сравниться. А Екатерина говорила им на это:

Я хочу иметь женихом своим не иного, как только равного мне по учености.

Видя непреклонность своей дочери, мать решилась испытать еще средство. Она прибегла к совету своего духовного отца, мужа благочестивого и святого, который жил в сокровенном месте, за городом. Она взяла с собою Екатерину и пошла с нею к тому праведному мужу. Он же, увидев прекрасную отроковицу и услышав ее мудрые, хотя и скромные речи, возымел намерение научить ее познанию Христа, Царя Небесного.

Знаю я, - сказал он ей, - одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается, но, по мере раздаяния, всё более и более увеличивается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему.

Внимая сим словам старца, Екатерина подумала, что он говорит ей о каком-нибудь земном князе, - она смутилась, изменилась в лице и спросила старца:

Правда ли всё то, что он ей говорит?

Он отвечал, что всё это правда, и прибавил, что тот Юноша обладает еще другими большими дарованиями, которых невозможно и перечислить. Отроковица спросила его:

Чей же сын восхваляемый тобою Юноша?

Старец ответил ей:

Он не имеет отца на земле, но родился неизреченно и сверхъестественно от одной честнейшей родом Пресвятой и Пречистой Девы. Она сподобилась родить такого Сына за Свою величайшую чистоту и святость; Она пребывает бессмертной душою и телом и вознесена выше небес, где Ей поклоняются все святые Ангелы, как Царице всей твари.

Екатерина спросила старца:

Возможно ли мне видеть того Юношу, о котором ты сообщаешь так много чудесного?

Если ты сделаешь то, что я скажу тебе, - ответил ей старец, - то сподобишься узреть пресветлое Лице Его.

Екатерина сказала ему на сие:

Вижу я, что ты человек разумный и старец почтенный, и потому верю, что ты говоришь правду. Я готова исполнить все, что ты повелишь мне, только бы увидеть мне Того, Кого ты так восхваляешь.

Тогда старец дал ей икону Пресвятой Богородицы, держащей в Своих объятиях Божественного Младенца, и сказал ей:

Вот изображение Девы и Матери Того, о Котором я сообщил тебе так много чудесного. Возьми сие изображение к себе домой и, затворив двери комнаты твоей, с благоговением вознеси усердную молитву к сей Деве, имя Которой - Мария; умоли Ее, чтобы Она благоволила показать тебе Сына Своего. Я уповаю, что, если ты с верою Ей о том помолишься, Она услышит тебя и сподобит увидеть Того, к Коему стремится душа твоя.

Тогда отроковица Екатерина, взяв святую икону, возвратилась домой и ночью, уединившись в комнате своей, начала молиться так, как научил ее старец. Во время продолжительной молитвы Екатерина уснула от утомления и узрела в видении Царицу Небесную в том виде, как Она изображена была на иконе вместе со святым Младенцем, окруженным лучезарным сиянием. Екатерина не могла видеть лика Его, ибо Он отвратил его от нее и обратил его к Матери Своей. Стараясь увидеть Его, Екатерина зашла с другой стороны, но Христос и оттуда отвратил от нее лицо Свое. Сие повторилось три раза. После того Екатерина услышала, что Богоматерь сказала Сыну Своему:

Воззри, Чадо мое, на рабу Твою Екатерину, как она прекрасна и добра.

А Богомладенец ответил Ей:

Нет, сия отроковица весьма помрачена и так безобразна, что Я не могу смотреть на нее.

Тогда Пресвятая Богородица опять сказала Господу:

Разве сия девица не мудрее всех философов? Разве она не превосходит своим богатством и знатностью рода всех девиц?

Но Христос отвечал ей на сие:

Опять скажу Тебе, Матерь Моя, что сия девица безумна, бедна и худородна, и Я до тех пор не буду взирать на нее, пока она не оставит своего нечестия.

На сие Преблагословенная Матерь Господа сказала Ему:

Молю Тебя, сладчайшее Чадо Мое, не презри создания Твоего, но вразуми ее и научи, что ей нужно делать, дабы насладиться славою Твоею и узреть Твое пресветлое и превожделенное Лицо, на Которое все Ангелы взирать желают.

Тогда Христос отвечал:

Пусть идет она к тому старцу, который дал ей икону, и пусть сделает то, что повелит он ей, и тогда она узрит Меня и обретет благодать предо Мною.

Увидев и услышав все сие, Екатерина пробудилась от сна и дивилась тому видению. Когда наступило утро, она пошла с немногими рабынями своими в келлию святого старца и, припав со слезами к ногам его, поведала ему о своем видении и умоляла его сказать, что ей нужно делать, дабы узреть желаемого ею Жениха-Христа.

Преподобный старец подробно научил ее всем тайнам истинной веры христианской, начиная от сотворения мира и создания праотца Адама и до второго пришествия на землю Владыки Христа, а также поведал ей о неизреченной райской славе праведников и о многоболезненных бесконечных мучениях грешников. Как девица премудрая, богопросвещенная и жаждавшая истины и спасения, Екатерина уразумела вскоре всё христианское учение, уверовала от всего сердца в Иисуса Христа и приняла от того же старца святое крещение. После того старец заповедал ей снова помолиться со многим усердием к Пречистой Богородице, чтобы Она еще раз явилась ей, как в первую ночь.

Таким образом, совлекшись ветхого (ср. Кол.3:9) человека и облекшись в одежду обновления духа, Екатерина возвратилась в дом свой и всю ночь провела в слёзной молитве, пребывая без пищи, пока не заснула. И вот снова видит она Царицу Небесную с Божественным Младенцем на руках. Младенец взирал на Екатерину с великою благостью и кротостью. Богоматерь спросила Сына Своего:

Угодна ли Тебе, Сын Мой, сия девица?

Господь ответил Пречистой Матери Своей:

Весьма угодна, ибо теперь она прекрасна и славна, а не безобразна и бесчестна, как прежде; ныне она богата и премудра, а не бедна, какою была сначала; ныне Я возлюбил ее, и так она угодна Мне, что Я хочу обручить ее Себе в нетленную невесту.

Тогда Екатерина пала на землю и воскликнула:

Недостойна я, преславный Владыка, увидеть Царствие Твое, но сподоби меня быть хотя с рабами Твоими.

В это время Пресвятая Богородица взяла правую руку отроковицы и сказала Сыну Своему:

Дай ей, Чадо Мое, обручальный перстень в знак Твоего обручения с нею, уневести ее Себе, дабы сподобить ее Царствия Своего.

Тогда Владыка Христос дал прекраснейший перстень Екатерине и сказал:

Вот Я ныне избираю тебя Моею невестою, нетленною и вечною. Итак, сохрани с великим тщанием этот союз ненарушимо и отнюдь не избирай себе никакого земного жениха.

После сих слов Христа Господа, видение окончилось. Отроковица пробудилась и ясно увидела на правой руке своей чудный перстень. Она почувствовала в сердце своем такое веселие и такую радость, что с того часа сердце ее предалось совершенно Божественной любви. И такая произошла в ней великая перемена, что она уже не помышляла более ни о чем земном, но только непрестанно днем и ночью размышляла о своем возлюбленном Женихе, и Его одного желала, о Нем одном поучалась наяву и во сне.

Вскоре после того, как Екатерина обратилась в христианство, прибыл в Александрию нечестивый царь Максимин, имевший ревность не по разуму о своих бездушных богах, будучи сам как бы бесчувственным и бессловесным. Желая устроить в честь сих богов торжественный праздник, он разослал по окрестным странам и городам приказ собраться всем подданным для принесения жертв, чтобы почтить богов всенародно. Собралось бесчисленное множество людей, причем каждый вёл, кто что мог, для жертвоприношения: кто волов, кто овец, а кто был не в состоянии, те принесли птиц, или еще что-либо подобное. Когда наступил день мерзкого торжества, царь заклал в жертву сто тридцать тельцов, - князья и вельможи меньше, и каждый приносил в жертву, что мог. Весь город наполнился криками закалаемых животных и смрадом от приносимых жертв; повсюду была страшная теснота и смятение, и воздух был пропитан смрадным дымом. Когда сие происходило, благочестивая и прекраснейшая Екатерина, при виде такого пагубного соблазна душ человеческих, жестоко была уязвлена в сердце своем, скорбя об их погибели. Горя Божественною ревностью, она взяла с собою нескольких рабов и пошла в храм, где безумцы приносили жертвы. Когда она встала в дверях, то все устремили на нее свои взоры: ибо она блистала своею необычайною красотою, которая свидетельствовала о ее внутренней красоте душевной. Она велела известить царя, что имеет сказать ему весьма нужное слово. Царь велел ей подойти к себе. Став перед царем, Екатерина сначала поклонилась ему, воздав подобающую честь, потом сказала:

Царь, познай соблазн, в который вы вовлечены бесами. Вы почитаете богами идолов тленных и бесчувственных и служите им. Великий стыд быть настолько слепым и безумным, чтобы поклоняться таким мерзостям. Поверь хотя своему мудрецу Диодору , который говорит, что боги ваши были некогда людьми, и скончали жизнь свою нечестиво, но ради некоторых деяний, совершенных ими при жизни, люди устроили им памятники и статуи. Последующие же поколения, не зная мысли своих праотцев, которые только ради воспоминания поставили им эти памятники, но, думая, что самая вещь благочестна и благоприлична, начали поклоняться им, как богам. И знаменитый Плутарх Херонейский гнушался этими богами и презирал их. Поверь же, царь, хотя сим учителям своим, и не будь виновником погибели стольких душ, за что ты подвергнешься вечным мучениям. Познай Единого Истинного Бога, присносущного, пребезначального и бессмертного, Который напоследок лет принял на Себя плоть человеческую ради нашего спасения. Им цари царствуют, страны управляются, и весь мир держится. Его единым словом всё было создано и сохраняет свое бытие. Сей всесильный и преблагий Бог не требует жертв, подобных вашим, и не ублажается закаланием неповинных жертв, но только требует, чтобы мы хранили Его заповеди твердо и непоколебимо.

Слыша сие, царь воспламенился сильным гневом и сначала долго хранил молчание. Потом же, будучи не в силах ответить на ее слова, сказал:

Оставь нас в эти дни совершать жертвоприношение, а потом мы послушаем твоих речей.

Окончив свое богопротивное торжество, нечестивый царь велел привести святую Екатерину в свои царские палаты и сказал ей:

Скажи нам, девица, кто ты, и повтори, что ты говорила нам прежде?

Я царская дочь, - отвечала святая, - называюсь Екатериною. Прежде я с великою любовью занималась различными науками: изучала сочинения риторские, философские, геометрию и другие науки, но теперь всё сие я презираю, как занятие суетное и бесполезное, и соделалась невестою Владыки Христа, Который чрез Своего Пророка Исаию сказал:

- «Мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет» (Ис. 29:14).

Царь дивился ее речам, ее необыкновенному уму, но еще более поразился ее замечательною красотою и подумал, что она не смертными родителями рождена, а теми богами, которых он почитает. Едва соглашаясь верить, что девица такой неописуемой красоты рождена от земнородных, он, пораженный ее красотою и смотря на нее бесстыдным взором, начал говорить соблазнительные слова. Святая же, проникая его беззаконные помыслы, сказала ему:

Бесы, которых вы почитаете за богов, прельщают вас и увлекают в бессмысленные похоти; я же считаю себя землею и прахом; Бог создал меня по образу и по подобию Своему и наделил меня такою красотою, чтобы люди дивились премудрости Создателя, Который столь ничтожному и бренному лицу мог даровать такую мудрость и красоту.

Царь озлобился сими словами ее и сказал:

Не говори так худо о богах, имеющих бессмертную славу.

Но святая возразила ему:

Если ты желаешь хотя немного рассеять мглу и помрачение прелестью, то пойми всё ничтожество своих богов и познай Бога истинного. Одно произнесение только имени Его, или один только крест, изображенный в воздухе, прогоняет твоих богов и сокрушает их; и если ты хочешь, я докажу тебе ясно истину моих слов.

Царь, видя ее свободную речь и боясь быть побежденным и посрамленным ее словами, сказал ей:

Неприлично царю беседовать с женщинами. Но я соберу мудрейших философов для беседы с тобою, и ты узнаешь ничтожество своих мнений, и уверуешь в наши учения.

Сказав сие, он приказал со всею строгостью стеречь святую девицу. Сам же тотчас послал по всем подвластным городам такое предписание:

Я, царь Максимин, мудрейшим философам и витиям, в моих областях находящимся, желаю радоваться. Все, кто только служит мудрейшему богу Гермесу , и кто призывает наставниц разуму - муз , соберитесь ко мне, дабы заградить уста одной премудрой девицы, которая появилась в сии дни и насмехается над великими богами, называя все деяния их баснями и пустословием. Итак, приходите, дабы показать всю вашу мудрость, за что вас прославят люди, от меня же вы получите награду за свой труд.

И вот собрались, в количестве пятидесяти человек, избранные и мудрейшие витии, отличавшиеся большою остротою ума и великою силою в слове. Царь обратился к ним с такими словами:

Приготовьтесь со всею тщательностью и внимательностью к доблестному состязанию с одной девицею так, чтобы вы могли преодолеть ее своими доказательствами в споре о богах; не пренебрегайте тем, что будете вести беседу с юною девою, но приложите всё ваше старание и покажите вашу мудрость так, как бы пришлось вам противостоять мужественному противнику и мудрейшему оратору; потому что она, как я осторожно выпытал, превосходит мудростью самого великого Платона . Посему умоляю вас, покажите в споре с ней такое же старание, какое бы вы имели, состязуясь с самим этим мудрецом. Если вы победите, то я вознагражу вас великими дарами; если же вы будете побеждены, то вам будет великий стыд, и вместо даров вы примете мучительную смерть.

На эти слова царя один, самый славнейший и мудрейший, вития ответил:

Не опасайся царь: быть может, противница наша и необыкновенно умна, но как женщина, она не может обладать мудростью в полном совершенстве, и быть вполне искусною в красноречии; повели ей только явиться к нам, и ты увидишь, что она, как только увидит такое множество философов и ораторов, так тотчас устыдится.

Услышав эту хвастливую речь философа, царь успокоился и возвеселился, надеясь, что нечестивый и надменный язык ученых победит исполненную кротости и Божественной премудрости девицу. Он тотчас повелел привести ее к себе. Собралось также множество народа слушать спор христианской девицы с языческими мудрецами. Но прежде, чем посланные успели придти к Екатерине, явился ей с небес Архангел Михаил и сказал:

Не бойся, дева Господня! Господь твой к премудрости твоей придаст еще премудрость, и ты победишь в прении тех пятьдесят витий. И не только они, но и многие другие уверуют чрез тебя и примут мученический венец.

Сказав сие, Ангел отошел.

Между тем к Екатерине пришли посланные царем и, взяв ее, привели к царю и философам на зрелище всем. И тотчас тот самонадеянный философ, который прежде так похвалялся, с гордостью обратился к святой Екатерине:

Это ты с такою дерзостью и безумием порицаешь богов наших?

Я, - кротко отвечала ему святая, - но не с дерзостью и не с безумием, как ты сказал, а с кротостью и по любви к истине говорю, что ваши боги - ничто.

Тогда философ сказал ей:

Тропарь, глас 4:

Добродетельми, яко лучами солнечными, просветила еси неверныя мудрецы, и якоже пресветлая луна ходящым в нощи, неверия тьму отгнала еси, и царицу уверила еси, вкупе же и мучителя обличила еси, богозванная невесто, блаженная Екатерино: желанием востекла еси в небесный чертог, к прекрасному Жениху Христу, и от него царским венцем венчалася еси: Ему же, со ангелы предстоящи, за ны молися, творящыя пречестную память твою.

Плутарх Херонейский - знаменитый греческий историк. Херонея - город в Средней Греции.

Гермес (Ермий) или Меркурий считался вестником богов, покровителем торговли и ораторов и был одним из популярнейших языческих богов. Так, невежественное народонаселение городов Листры и Ликаонии было настолько поражено чудесами Апостолов Павла и Варнавы, что назвало Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. (Деян.14:12).

Богини, считавшиеся покровительницами наук и искусств.

Платон - известный греческий философ IV века до Р. Хр., современник и учитель известного греческого философа - Аристотеля. Платон - ученик знаменитого и славного философа Сократа. Замечательно то, что в своих философских воззрениях Платон, особенно в учении о Боге, творении мира в загробной жизни, близко подходит к христианскому учению.

Здесь разумеются Гомер, Виргилий и другие поэты. Вообще, сказания о своих богах язычники, главным образом, почерпали из поэтических произведений.

Гомер - один из ученейших и славнейших поэтов греческих, живший задолго до Р. Хр. Написал знаменитые поэмы: «Илиаду» и «Одиссею».

Зевс (или Юпитер) - греко-римский бог, почитавшийся язычниками властителем неба и земли, отцом всех богов и людей.

Орфей - легендарная личность, которая пользовалась особым уважением у язычников.

Аполлон или Феб, - сын Зевса и Латоны, один из наиболее почитаемых греко-римских языческих богов. Почитался богом солнца и умственного просвещения, а также благополучия общественного и порядка, охранителем закона, божеством предсказания будущего.

Особенно дико казалось язычникам, что христиане покланялись Распятому, так как казнь на кресте считалась позорною. Посему то и Апостол Павел говорит, что проповедь о распятом Христе есть для Еллинов (т. е. язычников) - безумие (1 Кор.1:23).

Гера (Юнона) почиталась древними Греками и Римлянами сестрой и женой главного их бога Зевса, наиболее почитаемой между богинями; считалась богиней земли и плодородия и покровительницей супружеств. Посейдон считался богом морей. Афина считалась богиней мудрости, преимущественно военной. Вышеприведенное место заимствовано из «Метаморфоз» римского поэта Овидия. Вообще, боги Римлян и Греков, по их верованию, отличались теми же страстями и преступными наклонностями, как и люди.

Сивиллами назывались у Римлян в древности прорицательницы. Их предсказания были соединены в три книги, которые хранились в храме Зевса (Юпитера) Капитолийского, а потом в храме Аполлона на Палатинском холме. Эти «Сивиллины книги» пользовались глубоким уважением в языческом мире. На их предсказания обращали внимание и христианские писатели, находя в них некоторые намёки на наступление Царства Христова.

Аполлоний Тианский - языческий мудрец, творивший ложные чудеса и привлекший много последователей (III в.). Его изречения, записанные в особую книгу, особенно пользовались глубоким уважением в Александрии, где такая книга хранилась в самом потаенном, священном месте одного языческого храма.

Багряница - длинная, окрашенная в пурпуровый, кровянистый цвет одежда, очень дорого ценившаяся в древности и считавшаяся принадлежностью царского сана.

Артемида - иначе Диана - известная языческая богиня у Греков и Римлян, пользовавшаяся особым поклонением у них (она считалась богиней луны, и изображалась прекрасной, светлой девой-охотницей).

Память св. царицы Августы (или Василиссы) совершается Церковию 24 Ноября; тогда же воспоминаются Церковью Порфирий и 200 воинов, усеченные за исповедание Христа.

Адамант (алмаз) - камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая от того вреда. Это название в церковной литературе придается многим святым (особенно отцам и учителям Церкви), прославившийся твердостью своей веры и характера.

И доселе в Александрии показывают благочестивым путешественникам место убиения великомученицы Екатерины, которое всегда пользовалось особым благоговейным почитанием со стороны местных христиан. Некоторые из граждан Александрии, озаренные верою в распятого Господа, сохранили даже до настоящего времени небольшую мраморную колонну, на которой, по преданию усечена честная глава святой великомученицы. Колонна эта и теперь с благоговением хранится в Александрийской православной обители святого Саввы и стоит в левом приделе храма, посвященного имени сего святого.

Долгое время святые мощи Екатерины пребывали в неизвестности в земле, и были открыты лишь спустя 200 слишком лет. Это случилось следующим образом. Однажды, приблизительно в 30–40 годах VI столетия по Рождестве Христовом, братия Синайской обители, основанной Византийским императором Юстинианом, за 800 верст от Александрии, чудесно были извещены свыше, что мощи святой великомученицы Екатерины почивают нетленно недалеко от них, и при сем получили повеление перенести их в новосозданный храм Синайского монастыря. Благочестивые старцы с радостью поспешили к горе, указанной им недалеко от обители. Эта возвышенность достигала до 1200 сажен; но отшельники, движимые религиозным одушевлением и вспомоществуемые благодатиею Божиею, победили все трудности пути и скоро достигли ее вершины, где и обрели святые мощи великомученицы Екатерины нетленными и благоухающими. Их положить сюда только и могли Ангелы. - Мощи святой Екатерины были обретены не полностью, а только глава ее и левая рука. Эти части нетленного тела достохвальной мученицы Христовой, тогда же торжественно перенесенные в Синайскую обитель, и доселе почивают в этом, замечательном по своей древности, монастыре. В 1689 году русский император Петр Великий пожертвовал в Синайскую обитель для мощей святой Екатерины среброкованную раку. Но этот дар хранится в ризнице. «Страх от жадности мусульман, от огласки путешественников, - замечает известный епископ Порфирий, бывший на Синае, - приучил синаистов таить эту драгоценность». В настоящее время св. мощи великомученицы Екатерины сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре великого храма Синайской обители во имя Преображения Господня, на правой стороне престола. Святую главу невесты Христовой покрывает ныне золотой венец, а на одном пальце надето драгоценное кольцо, в память таинственного обручения св. Екатерины с Небесным Женихом - Христом. В раке святые части мощей покоятся на серебряном подносе, под которым лежит толстый пласт ваты, проникнутый благоуханием святыни. Когда же части мощей выносятся для поклонения братии, то они поставляются среди храма, вместе со многими другими останками святыни, на столе, нарочито для сего приготовленном. Мощи св. Екатерины для дальнего поклонника открываются во всякое время, но для братии и ближних пришельцев - только по окончании утрени в Господские праздники.

Память святой Екатерины чествуется во всем православном мире с особым благоговением и торжественностью. В честь ее созидаются церкви, многие монастыри называются ее именем; весьма многие из православных и инославных христианок носят ее имя. Слава этой мученицы была велика и в древности. Павла, знаменитая римлянка, основавшая монастырь в Вифлееме в 386 году, посвятила в нем храм муч. Екатерине, о которой св. Епифаний говорил Павле, что Екатерина родилась на острове Кипре, в гор. Саламине, в его епископии, оттуда перешла в Александрию, была в св. местах в Иерусалиме, пред яслями в Вифлееме дала обет девства и получила от Христа перстень. На Западе она считается покровительницею учащегося юношества, особенно философии. Святую великомученицу почитают даже некоторые из язычников, например: монголо-буряты забайкальские.

Т. е. Августу, жену Максимина.

Что касается службы великомученице и церковных песнопений, в честь ее составленных, то они относятся к глубокой древности. В IX веке Феофан Никейский, известный христианский песнопевец, и неизвестный монах Вавил написали многие песни в честь великомученицы Екатерины, которые ныне православною Церковью и поются 24 ноября, в день ее преставления. Преподобный Феофан написал в честь св. великомученицы канон, краестрочие которого заключает следующую мысль: «Екатерину приснопамятную песньми пою».

7 декабря (24 ноября по старому стилю) – день памяти , равно почитаемой как Православной, так и Католической церковью.

О жизни Екатерины, как и о жизнях подавляющего большинства мучеников первых веков христианства, нам известно до обидного мало. Жития святых составлялись спустя не одно столетие на основании так называемых мартириев («мученичеств»), которые также писались далеко не по горячим следам. Этот жанр церковной литературы сложился в и сочетал в себе агиографию и беллетристику. Авторы мартириев придерживались определенной сюжетной схемы и главное внимание, разумеется, уделяли мученическому подвигу святых, одновременно обращая внимание на их сны, мысли и переживания. Однако хронология и исторические реалии большинства мартириев настолько размыты или противоречивы, что ученые не считают их серьезными источниками.

Конечно, для верующего человека в житии святого главное не столько его биография, сколько указание на горячую веру, любовь к Господу и готовность отдать за Него жизнь. Это образцы для подражания, нравственные ориентиры. И все же о любимых святых хочется узнать как можно больше. Так что же нам известно о жизни святой Екатерины?

Откуда мы о ней знаем?

Основными источниками жизнеописания святой являются мученичество, приписываемое некому Афанасию (Анастасию), называвшему себя стенографом и слугой Екатерины, мученичество, составленное Симеоном Метафрастом, три анонимных мартирия, а также «Похвальное слово Екатерине» Анастасия Протасикрита. Самое раннее из них относится к VI-VII вв. На их основе позднее были написаны многочисленные агиографические сочинения, посвященные великомученице, причем ее жизнеописание варьировалось, дополнялось новыми деталями (например, описание появилось в ее житиях лишь в XIV в.).

Указывается, что Екатерина пострадала за Христа между 305 и 312 гг. Поскольку известно, что на тот момент ей было 18 лет, год ее рождения – между 287 и 294 гг. Место рождения – Александрия Египетская. Считается, что Екатерина происходила из знатного рода, ее отцом называют некого Конста – правителя Александрии. Однако среди римских проконсулов конца III – начала IV вв. человека с таким именем нет. Впрочем, не исключено, что среди предков великомученицы были греческие цари . Греческим является и ее имя – дословно «всегда чистая».

Впрочем, некоторые источники указывают возможное языческое имя Екатерины – Доротея. Достоверных свидетельств этому не обнаружено. Однако Евсевий Кесарийский, современник святой, в своей «Церковной истории» упоминает о безымянной мученице, история которой один в один совпадает с жизнеописанием Екатерины. Кроме того обстоятельства, что неизвестная мученица была не казнена, а отправлена в ссылку. В латинском переводе Руфина Турания эта женщина фигурирует под именем Доротея. Церковный историк XVI в. Цезарь Бароний предполагал, что святая Екатерина действительно могла претерпеть мученическую кончину уже после возвращения из ссылки.

Жизнь Екатерины до обращения

Жизнь Екатерины до крещения подтверждала: можно иметь все, но не быть счастливым человеком. Знатное происхождение, богатство, необычайная красота, глубокий ум, блестящее образование – всем этим она обладала в избытке. Согласно житию, написанному , Екатерина «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, кроме того она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия».

Родители Екатерины торопились выдать дочь замуж, женихи один за другим просили ее руки, но девушка заявила, что согласиться стать женой лишь того, кто превзойдет ее во всем – в знатности, богатстве, красоте и уме. Вряд ли это было проявлением , скорее всего, умная девица понимала, что неравный брак не принесет ей счастья, и предпочла сохранить себя в чистоте девства.

Мистическое обручение святой Екатерины

Мать Екатерины, тайная христианка, привела ее к своему духовному отцу, сирийскому монаху. Побеседовав с девушкой, старец решил открыть ей веру во Христа. Он рассказал Екатерине, что знает Юношу, превосходящего ее во всем. Старец дал ей икону, изображающую Богородицу с Младенцем Иисусом на руках, и научил молитве, в которой Екатерина должна была попросить Деву Марию показать ей чудесного Юношу – Ее Сына. Просьба девушки была исполнена: в ту же ночь Екатерина увидела во сне Богородицу с Младенцем на руках. Однако Младенец отворачивался от Екатерины, не желая смотреть на особу, по Его словам, нищую, худородную, безобразную и безумную – как и любой человек, не омытый водами .

Проснувшись, опечаленная Екатерина пошла за советом к старцу. Просветив ее в вере, монах совершил над Екатериной таинство крещения. Поздние редакции жития святой рассказывают, что после этого она снова увидела во сне Богоматерь с Младенцем, Который теперь смотрел на Екатерину ласково и вручил ей перстень в знак обручения с Небесным Женихом. После пробуждения девушка обнаружила перстень у себя на пальце.

Свидетельница веры

Через некоторое время в Александрию на языческое празднество прибыл император. Какой именно – точно неизвестно. Это было время тетрархии – правления четырех императоров одновременно, и за период с 305 по 312 г. Римской империей управляли ни много ни мало девять императоров. Чаще других называют Максимина, Максимиана и Максенция (возможно, эта путаница происходит из-за сходства имен), но наиболее вероятно, что это был Максимин II Даза (или Дайа). Во-первых, он был цезарем, а позднее августом восточной части империи, куда входил и Египет, во-вторых, вошел в историю прежде всего как необузданный и жестокий гонитель христиан.

Екатерина решила убедить императора в ложности языческой веры и донести до него правду о Христе. С этим она явилась в дворец – для знатной особы это было возможно. Император был поражен ее красотой и умными речами, а поскольку сам был не готов к подобному спору, пригласил во дворец пятьдесят мудрейших философов и риторов, которые должны были убедить девушку отречься от христианства. Однако Екатерина с легкость победила их, доказав ничтожество римских богов. После поражения в диспуте ученые были приговорены к сожжению на костре. Перед казнью они приняли христианскую веру, и останки их были обнаружены не тронутыми огнем, после чего еще многие уверовали во Христа.

Мученичество

Император уговаривал Екатерину отказаться от веры в Единого Бога и принести жертву языческим богам. После категорического отказа мученицу долго истязали, а затем заключили в темницу. Двенадцать дней голубь приносил ей пищу, а затем явился Сам Христос в окружении ангелов, чтобы укрепить ее перед предстоящими мучениями.

Супруга императора, узнав о мудрости и добродетелях Екатерины, вместе с военачальником Порфирием и отрядом солдат ночью тайно навестила ее в темнице. Побеседовав с Екатериной, все они также уверовали во Христа.

Специально для устрашения Екатерины было изготовлено орудие пытки: на ось насадили четыре деревянных колеса, утыканных железными остриями. Вращаясь в разные стороны, колеса должны были растерзать тело стоящей между ними мученицы, которая осталась тверда и не отказалась от Христа. Житие рассказывает о том, как невидимая сила разрушила это сооружение, колеса разлетелись в разные стороны, убив немало зевак, пришедших поглазеть на казнь.

После этого жена императора при всех обличила своего мужа и исповедала себя христианкой, а вместе с ней – Порфирий и его воины. Всех их подвергли страшным мучениям, а затем обезглавили. Императрица известна нам как мученица Августа, хотя это не имя, а лишь титул супруги августа. Однако этот факт – еще одно указание на императора Максимина, поскольку Максенций не был августом, а жена Максимиана Евтропия благополучно пережила мужа.

Нечестивый император предпринял еще одну попытку соблазнить Екатерину – на этот раз лаской. В обмен на отречение от Христа он обещал сделать ее своей наложницей или даже законной супругой. Максимин действительно славился крайней степенью распутства, а Екатерина оставалась прекрасной даже после всех истязаний. Мученица с возмущением отвергла его притязания, и разгневанный император приказал усечь ей голову мечом.

Почитание

Три века спустя монахи Преображенского монастыря, построенного императором Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там – главу и левую руку, опознали их по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом, и перенесли мощи в обитель. В настоящее время мощи великомученицы сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре католикона -главного храма монастыря святой Екатерины (так стал называться Синайский монастырь после перенесения туда святых останков), на правой стороне престола. Еще одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе храма и всегда открыта верующим для поклонения.

Синай. Монастырь святой Екатерины

Первые сохранившиеся изображения Екатерины относятся к VIII-IX вв. На православных иконах мученица традиционно изображается в царском одеянии, с венцом на голове и крестом в правой руке. Известны изображения святой, опирающейся на колесо, с пальмовой ветвью в руке. Иконография «Обручение великомученицы Екатерины» сложилась в XVIII в. под влиянием западных образцов.

Впервые память святой Екатерины отмечается в «Типиконе Великой церкви» IX-XI вв. Ее гимнография восходит к IX в. Именно тогда преподобный Феофан Никейский и монах по имени Вавил создали в честь великомученицы Екатерины несколько замечательных песнопений, которые и поныне поются в день ее преставления. Также преподобный Феофан написал в честь великомученицы канон, краегранесие которого гласит: «Екатерину приснопамятную песньми пою…»

Тропарь святой великомученице Екатерине

Добродетельми яко лучами солнечными просветила еси неверныя мудрецы, и якоже пресветлая луна ходящим в нощи неверия тму отгнала еси, и царицу уверила еси, вкупе же и мучителя обличила еси, Богозванная невесто блаженная Екатерине; желанием востекла еси в небесный чертог к прекрасному Жениху Христу, и от Него царским венцем венчалася еси: Емуже со ангелы предстояще, за ны молися, творящия пречестную память твою.

Кондак святой великомученице Екатерине

Лик честный Божественно мучениколюбцы воздвигните ныне, почитающе всемудрую Екатерину: сия бо в тризнищи Христа проповеда, и змия попра, риторов разумы укротивши.

7 декабря - день святой великомученицы Екатерины. Удивительна биография этой александрийской царевны, которая, пережив встречу со Христом, полностью изменила свою жизнь и не испугалась принять за Него мученическую смерть. В истории Екатерина осталась известна также своей красотой и мудростью: в словесном споре она победила одного из самых образованных философов своего времени.

Святая Екатерина родилась в Александрии. Происходила из царского рода, получила прекрасное даже по нынешним меркам образование. Уже в 18 лет она умела говорить на нескольких языках, в совершенстве знала произведения древних поэтов и философов - Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона и других, интересовалась медициной, читала труды Асклепия и Гиппократа, освоило искусство риторики.

Екатерина твердо решила не выходить замуж и до конца жизни оставаться девой. В ее житии не говорится, в чем были причины такого решения, но на тот момент христианкой девушка еще не была и христианства, несмотря на образованность, не знала.

Родственники настаивали на браке, и Екатерина сказала, что выйдет только за того молодого человека, который превзойдет ее по знатности, красоте, мудрости и богатству. То есть по качествам, по которым она превосходила остальных девушек.

«Я хочу иметь женихом только равного мне. Всякий же юноша, не имеющий хотя бы одного из этих дарований, не достоин меня, и я не желаю быть его женой», - заявила Екатерина.

Ответ звучал очень гордо, зато давал Екатерине возможность остаться не замужем: найти мужа, который подходил бы по всем этим пунктам, ей действительно не смогли.

Зато мать повела Екатерину к своему духовному наставнику, старцу-христианину, и тот, поговорив с девушкой, решил научить ее христианству и стал рассказывать о юноше, который превосходил ее по всем качествам. На самом деле, он говорил о Христе, а девушка решила, что о каком-то земном молодом человеке, и захотела его увидеть.

Старец дал ей икону Богородицы и сказал, что это - Мать Юноши, о Котором он ей говорил. Если Екатерина помолится Ей и попросит показать Сына, то увидит необыкновенного Юношу.

Образованность не помешала Екатерине поверить словам старца, она простодушно взяла икону, принесла домой и стала молиться. Во сне ей действительно явилась Богородица с Младенцем на руках. Но Ребенок отворачивался и не хотел смотреть на Екатерину, называл ее безумной, бедной и худородной и в конце концов сказал, что пусть Екатерина пойдет к старцу и поучится у него.

Утром Екатерина пошла к старцу. Тот научил ее тайнам веры, рассказал об Адаме, Еве, грехопадении и крестной смерти Христа. После этого Екатерина снова помолилась Богородице, и Младенец Христос не только посмотрел на нее, но когда Екатерина воскликнула, что недостойна быть рядом с Ним, подарил ей перстень и сказал, что избрал ее Своей невестой, нетленной и вечной.

Конечно, это был не земной брак, о котором раньше говорила Екатерина или ее родственники. Это был высший, таинственный союз с Богом, начало церковной, христианской жизни.

Вскоре в Александрию приехал император-язычник Максимиан, и начались торжества в честь языческих богов. Император и его придворные резали скот и совершали жертвоприношения. Крики животных, кровь, жестокие обряды - все это было невыносимо видеть Екатерине. Она пришла в языческий храм, чтобы убедить Максимиана не делать этого и вообще перестать верить в ложных богов.

Красота Екатерины удивила и привлекла императора, а слова вызвали сильное раздражение. Он попытался переубедить девушку, а потом решил вызвать 50 умнейших философов и мудрецов, чтобы они победили ее в словесном споре. Мудрецы надеялись посрамить дерзкую девушку, но на каждый их ответ она приводила цитаты из древних авторов, которые опровергали слова мудрецов и доказывали ее правоту. Она рассказывала им о Христе, и философы поверили в Бога Екатерины и попросили ее помолиться о них, когда разгневанный император приказал казнить их за то, что они не победили Екатерину.

Саму девушку заточили в темницу и оставили без еды и воды. Голубь, посланный от Бога, приносил ей пищу. А когда Максимиан уехал из города, к ней пришла его супруга Августа в сопровождении военачальника Порфирия. Императрица видела Екатерину во сне и теперь была рада, что Бог удостоил ее встречи со святой. Екатерина предсказала ей и Порфирию мученическую смерть за Христа. Естественно, Августа стала бояться грядущих мучений, но Екатерина успокоила ее и сказала, что помощником императрице будет Сам Христос.

Вскоре император вернулся и был разгневан тем, что Екатерина даже после темницы не хотела поклоняться его богам и стать его супругой. Он готовил ей мучительную казнь, и императрица Августа осмелилась спорить с ним и отговаривать мучить Екатерину. Максимиан обрушил свое раздражение на нее и устроил Августе мучительную казнь.

«Он велел принести большой ящик и наполнить его оловом, чтобы он был неподвижен, набить гвоздей в крышку ящика и, защемив сосцы своей жены между ящиком и крышкой, сдавливать их. И мучители, причиняя святой невыразимые страдания, сдавливали ее сосцы, пока они не оторвались. Блаженная же Августа, терпя ужасную боль, радовалась, что страждет за Истинного Бога, и молилась Ему: да ниспошлет Он ей благодатную Свою помощь. Когда сосцы оторвались, кровь текла рекою, и все окружающие исполнились жалости к ней, переносящей такое ужасное и нестерпимое мучение. Но немилосердный мучитель не помиловал своей супруги и повелел отсечь ей голову мечом. Она же, выслушав приговор с радостью, сказала святой Екатерине:

Раба Истинного Бога, помолись обо мне!».

Так рассказывается в «Житии Екатерины».

Саму Екатерину Максимиан хотел поместить между деревянными колесами с железными остриями. Колеса должны были вращаться в разные стороны и просто раздробить тело Екатерины. Как сказано в «Житии», «лишь только приступили к этому мучению, как внезапно сошел с неба Ангел, освободил от уз святую, а колеса сокрушил на части; причем колеса, с силой разбиваемые, летели в стороны и поражали многих неверующих насмерть. Видя такое преславное чудо, весь народ воскликнул:

Велик Бог христианский!».

Явление Ангела не убедило Максимиана, он был крайне раздражен и снова пытался убедить Екатерину поклониться языческим богам и разделить с ним царство, стать императрицей. Военачальник Порфирий и воины пытались возразить императору, но он повелел отсечь им всем головы.

После этого Максимиан в последний раз попытался переубедить Екатерину, а когда понял, что это бесполезно, приказал отрубить голову и ей. Перед казнью святая успела поблагодарить Бога за то, что даровал ей терпение и силы, и попросить, чтобы Он слышал молитвы тех, кто через нее будет призывать Его имя.

Когда Екатерине отсекли голову, из раны истекла не кровь, а молоко. По преданию, тут же ангелы взяли ее тело и унесли на гору Синай.

Долгое время святые мощи Екатерины пребывали в неизвестности в земле и были открыты лишь спустя 200 с лишним лет. В 30-40 годах VI века монахи Синайской обители, основанной византийским императором Юстинианом, чудесно были извещены свыше, что мощи великомученицы Екатерины почивают нетленно недалеко от них, и получили повеление перенести их в новосозданный храм Синайского монастыря. Монахи действительно обрели святые мощи в указанном месте нетленными и благоухающими. Правда, они были обретены не полностью - только глава и левая рука. Эти части нетленного тела мученицы Христовой тогда же были торжественно перенесены в Синайскую обитель и сейчас находятся там же.

В настоящее время святые мощи великомученицы Екатерины сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре великого храма Синайской обители во имя Преображения Господня, на правой стороне престола. Святую главу Екатерины покрывает золотой венец, а на палец ее руки надето драгоценное кольцо в память торжественного обручения святой Екатерины с Небесным Женихом - Христом. В раке части святых мощей покоятся на серебряном подносе, под которым лежит большой слой благоухающей ваты. Когда же части мощей выносятся для поклонения братии, то они ставятся посреди храма, вместе с другими останками святыни, на специально приготовленном для этого столе. Мощи святой Екатерины для дальнего паломника открываются в любое время, но для братии и ближних пришельцев - только по окончании утрени в Господни праздники.

В 1689 году император Петр Великий пожертвовал в Синайский монастырь для мощей святой Екатерины серебряную кованую раку. «Страх от жадности мусульман, от огласки путешественников, - замечает известный епископ Порфирий, бывший на Синае, - приучил синаитов таить эту драгоценность».

На Западе великомученица Екатерина считается покровительницей учащихся.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры