Святая Русь в красках (Михаил Нестеров). Святая Русь Михаила Нестерова

Главная / Любовь

21 апреля 2018 года в духовном центре РПсЦ, что на Рогожском, в Новых Палатах (бывшем Доме причта) открылась выставка заслуженного художника России, члена-корреспондента Академии художеств России Олега Молчанова . На выставке присутствовали прибывшие на торжества гости — священнослужители и миряне , деятели культуры и все интересующиеся старообрядческой и древнерусской традицией.

Открывая выставку, с приветственным словом выступил предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит (Титов). Он отметил важность творчества О. И. Молчанова:

Несмотря на достаточно молодой возраст, Олег Иванович создал много работ, и в дальнейшем, даст Бог, будет писать.

Митрополит пожелал успехов художнику и отметил, что для талантливого человека важно не только плодотворно трудиться, но и не забывать Бога, который даровал ему этот талант. К сожалению, бывали случаи, когда известные творческие деятели, такие, как поэты С. Есенин, В. Высоцкий, создавая множество шедевров, утратили свою связь с Церковью Христовой и отошли от Бога.

Из Писания мы знаем, что Бог дал людям таланты, кому-то один, кому-то два, кому-то пять, и спросят о том, как мы использовали эти таланты на благо своего спасения и проповеди веры Христовой, — сказал владыка.


Затем выступил художник О.И. Молчанов:

Данная выставка — это не просто мои работы, творчество, но и проповедь веры Христовой через искусство. Искусство может направлять человека, воспитывать в нем любовь к Богу, к Его творениям. Каждый человек, который имеет возможность творить, должен через свои творения проповедовать веру, говорить о Боге. Мы помним годы, когда с приходом советской власти уничтожалась память, связь поколений. Сейчас наша задача — возрождать святую Русь в меру своих сил. Также я поздравляю вас с грядущим праздником Жен-Мироносиц — это христианский женский день, когда жены пришли помазать миром Тело Спасителя. И то, что моя выставка открывается в этот праздник, — для меня особо отрадно.


Олег Молчанова высказал мысль, что изобразительное искусство один из способов стяжания Духа Святого. Наивысшая его степень творчество. Боговдохновенное состояние творчества возможно лишь при умалении горделивого «Я хочу и могу » и настраивании лада своего сердца на те импульсы, что составляют тайну бытия многообразного и тонкого мира в нас и вокруг.

По мнению художника, ничего своего человек не может сотворить. Сопереживание миру, его вечным категориям — добру и злу, жизни и смерти, любви и ненависти все это питает творчество. И если искусство способствует уменьшению зла и чёрствости наших душ, то, значит, оно становится уже делом общественным и, следовательно, ответственность возлагается на художника, который как врач должен хранить заповедь «Не навреди »:

Художник уходит из этого мира , а дело его рук ещё долго либо лечит, либо калечит души зрителей. Мне хочется своим творчеством хотя бы в малой степени прикоснуться к чистому и светлому лику моей Родины — России, раскрывшемуся для меня в русской природе. Внешняя неброскость имеет глубочайшее внутреннее содержание. Божья искра воспламенила рождение великой русской культуры, определив Россию как удел Богородицы. Да, русская душа имеет тайну, некий град Китеж, сокрытый в ней.

Её понять не может пришлый,

И гордый духом не поймёт…


Многообразие чувств, колоссальный диапазон смысловых понятий, переживаний, от рождения (весна), апогея (лето), до умирания (зима). Все это выражено в лучших образцах русского изобразительного искусства, музыки, литературы. Большой бедой современного общества стал отрыв от природы, от земли. В урбанизированном обществе неизбежно оскудение духа. Через асфальт не идут токи земли, нет натуральных чувств, искренних, чистых, честных взаимоотношений. Природа напоминает нам о той пуповине, которую мы порой сознательно отсекаем.

Олег Молчанов продолжил:

Наверное, поэтому чаще всего я слышу на своих выставках отзывы зрителей, которые ощущают, что побывали в своем детстве. Картины напомнили им что-то нелицемерное, натуральное, и поэтому очищающее. У человека происходит размягчение сердца, настройка его на лад Божественный, восстанавливается память об утраченном Рае.


Картины, представленные на выставке, художник создавал в разных уголках нашей страны, в том числе и в старообрядческих селах и городах.

Творчество Михаила Васильевича Нестерова всегда стояло как бы особняком в русской живописи: он рисовал особую Русь - монастырскую, монашескую, раскольничью. Поэтому на большинстве его картин изображены странники-богомольцы, святые, монашки и просто обычные русские люди из далекой глубинки России. Свои сюжеты Нестеров брал как из жизни, много путешествуя по стране, так и из художественной литературы. Так многие картины матера были прямым откликом на произведения Павла Ивановича Мельникова-Печерского о жизни старообрядцев, но и в тоже время списаны с самой жизни. Сам М.В.Нестеров так писал об этих своих картинах: "Когда я был молодой, романы его мне очень нравились. Читал я их и перечитывал - и все нравилось. Но вот что скажу, не иллюстрировал я их… Я не писал иллюстраций к роману Мельникова нет, нет! Я сам все это, старообрядцев-то видел: стариков, мужчин, женщин с их одеждами, кладбища, молельни, книги, - сам все это видел, и у нас здесь в Москве, и на Волге. Интересовался я этим… А Мельников-то вот как тут пришелся: много раз читал я его и поддался, должно быть, задумал написать красками роман в картинах… Не по Мельникову, не иллюстрации к нему, а свой! " И художник пишет, работает и на свет появляется множество интересных картин, но вот современники не всегда принимали его творчество и часто просто ругали за уход в мир религии и отрыв от реальной жизни. Но так ли это???

"Природа души моей была отзывчива на все явления человеческой жизни, но лишь искусство было и есть моим единственным призванием. Вне его я себя не мыслю. Творчество много раз спасало меня от ошибок... Я избегал изображать сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы. И в портретах моих, написанных в последние годы, меня влекли к себе те люди, благородная жизнь которых была отражением мыслей, чувств, деяний их..."

М.В.Нестеров

Нестеров М.В. Святая Русь ("Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою Вы") 1908

(Русский музей, Санкт-Петербург)

М.В. Нестеров был учеником В.Перова, И. Прянишникова и А.Саврасова. Хорошая школа и это видно в работах художника. Сначала подражая своим учителям, Нестеров пробует писать жанрово-бытовые картины, но постепенно отходит от этого и ищет себя и свою тему в живописи. И такой темой становится "Святая Русь".

Нестеров М. В. Монастырское уединение, две сестры 1915

Нестеров М. В. Великий постриг 1898

Нестеров М.В. На горах

Нестеров М.В. Девушка в кокошнике. Портрет Марии Нестеровой. 1885

Нестеров М.В. За приворотным зельем

Нестеров М.В. Послушницы на берегу реки. 1920

Нестеров рисует Святую Русь очень поэтично: где человек и природа, объединены молитвенным созерцанием. Художник создает свой тип пейзажа, "нестеровский". Его пейзажи и природа на них - природа средней полосы России, неброская, с приглушенными красками. Это тонкие русские березки, рябина, сосенки, полевые цветы, пушистые вербы... Ничего яркого и вызывающего.

Нестеров М.В. Кончина Александра Невского

Нестеров М.В. Соловей поет 1918

Нестеров М.В. Отцы-пустынники и жены непорочны 1933

Тема покаяния звучит в картине Нестерова "Отцы-пустынники и жены непорочны" Задушевность, умиротворенность, мелодичность - все, как в одноименном стихотворении А.С.Пушкина, по мотивам которого была и написана художником эта картина.

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Нестеров М.В. Зима в далеком монастыре 1904

Нестеров М.В. Два лада (или Гармония)

Любование природой, ее притяжение, красота человеческих оношений и любви - все это хорошо читается в картине "Два лада", навеянной известным стихотворением А.К. Толстого.

Порой веселой мая
По лугу вертограда,
Среди цветов гуляя,
Сам-друг идут два лада.

Он в мурмолке червленой,
Каменьем корзно шито,
Тесьмою золоченой
Вкрест голени обвиты;

Она же, молодая,
Вся в ткани серебристой;
Звенят на ней, сверкая,
Граненые мониста,

Блестит венец наборный,
А хвост ее понявы,
Шурша фатой узорной,
Метет за нею травы…

Нестеров М.В. Девушка с крестом 1920

Нестеров М.В. Святая Варвара 1924

Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам. Все началось с того, что его картина "Видение отроку Варфоломею" понравилась Виктору Васнецову. Имя этого художника в то время гремело: он расписывал с помощниками Владимирский собор в Киеве. Предстояло создать целый пантеон подвижников веры, русской культуры и истории. Нестеров принял предложение Васнецова работать во Владимирском соборе и выполнил несколько живописных фресок, которые мы можем лицезреть в соборе до сих пор.

Нестеров М.В. Благовещение. Архангел Гавриил и Дева Мария

Нестеров М.В. Святая княгиня Ольга. Эскиз росписи собора Св. Владимира в Киеве 1892

"Картина "На Руси" (Душа народа) завершила поиски монументальной картины, выражающей заветные нестеровские мысли о России. Нестеров работал над этим полотном в период между первой русской революцией 1905 года и первой мировой войной 1914 года. Закончена она была в разгар войны и отразила тревогу художника за судьбы родины. Нестеров пытается ответить на вопросы: "Кто мы? Откуда мы? Куда идем?" На левом плане картины в группе женщин в белых холщовых паневах - "Христа ради юродивый", человек, добровольно принимающий облик умалишенного, чтобы жить по закону правды... В картине "На Руси" вместе с народом идут христианские писатели Достоевский, Толстой, Владимир Соловьев. Нестеров особенно почитал Достоевского. За фигурой писателя он поместил его героя, "русского инока" Алешу Карамазова. Перед толпой, намного опередив ее, идет мальчик в крестьянском платье с котомкой за плечами и с расписным туеском в руке. Это смысловой центр картины. Художник хотел сказать словами Евангелия: "Не войдете в царство небесное, пока не будете как дети". Именно ребенок оказывается самым совершенным выражением души народа. Она еще находилась в мастерской, когда разразилась Февральская революция. Вслед за ней прогремела Октябрьская, и Святая Русь Нестерова ушла, чтобы никогда уже больше не верну ться." ("Святая Русь. Христиане. Путь ко Христу. Душа народа." А.Гусаров)

Нестеров М.В. На Руси. Душа народа (варианты: "На руси", "Христиане") 1916

P.S. Большая часть картин кликабельна и увеличивается до большого размера

Михаил Васильевич Нестеров:

живописец православной души

Часть 2

Керженки

В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах, «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. С этими романами связан цикл картин, где центральными являются женские образы. На картинах изображены керженские белицы – воспитанницы скитов в традиционной русской одежде (не в «немецком платье»!): на девушках широкие сарафаны, белые сорочки, большие узорчатые платки. В первой картине «На горах» (1896) и последовавших за ней картинах «За Волгой», «Великий постриг», «На Волге», «Думы», «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры» художник стремится раскрыть глубину души, передать чувства – радость, печаль, тревогу, тоску. Среди произведений этого цикла особо выделяется «Великий постриг» (1898). На полотне изображена юная девушка, идущая на постриг в сопровождении монахинь из лесного старообрядческого скита. Эта картина – не апология женского иночества и не изображение несчастной женской доли. Ведь иночество, как правило, принимали добровольно. Здесь символически показана большая утрата – земного счастья, или привычного миропорядка, или смысла мирской жизни – и, в покорном приятии этой судьбы как трагической неизбежности, добровольный исход из мира, полного горя и невзгод, в «другое измерение» ближе к Всевышнему, с надеждой на то, что, там, рядом с Христом, будет найдено избавление от сердечной муки. Это полотно не только передает переживания художника о своем несбывшемся счастье; оно – и исторический экскурс, и пророчество. Полотно имело успех у публики, за эту работу художник был удостоен звания академика живописи.

Родина для Нестерова – это не мир сияющих дворцов и разодетой на западный манер знати, а Святая Русь с первозданной природой: то скромно-сдержанной, то сказочно-таинственной – на фоне необъятных просторов и далей, таинственных лесов, водных гладей. Здесь ее святые, герои, странники, монахи, обитатели скитов, купцы и крестьяне, стар и мал – это и есть тот самый народ, который испокон веку живет, как завещали деды, и следует за Христом.

«Святая Русь»

"...и я принялся за этюд. Он удался, а главное, я, смотря на этот пейзаж,

им любуясь и работая свой этюд, проникся каким-то особым чувством "подлинности", историчности его... Я уверовал так крепко в то, что увидел,

что иного и не хотел уже искать..."

Михаил Нестеров

<<<<< М. Нестеров. Молчание. 1903.

В своих духовных поисках М.Нестеров посещал старинные русские города, в том числе Углич, после чего появилась картина «Дмитрий Царевич убиенный»(1899). Через несколько лет, замыслив большую картину «Святая Русь», Нестеров решил отправиться на Север и в 1901 году предпринял поездку в Соловецкий монастырь на Белом море. 5 июля 1901 года Нестеров писал из Соловков: «Тут много интересного, много своеобразного; но все это я как бы видел когда-то во сне и передал в своих первых картинах и некоторых эскизах. Тип монаха новый, но я его предугадал в своем «Пустыннике».

Под впечатлением увиденного в Соловках была написана одна из лучших нестеровских картин «Молчание». В свете белой северной ночи отражается темная, поросшая лесом гора Голгофа на острове Анзер, где позднее был расположен лагерь узников НКВД. Изобразив двух монахов в лодках, седобородого старца и юношу, застывших в неподвижности, словно вне времени, с почти буквально повторяющимися силуэтами, художник символически передает связь времен, преемственность, старой, Соловецкой, и современной Руси в единой судьбе русского народа как носителя «православной цивилизации» (по А.Панарину ).

Вспоминая свою поездку в Соловецкий монастырь, Михаил Васильевич говорил в 1940 году: «– За трапезой архимандрит восседал на золоченом, красного бархата кресле барокко времен императрицы Анны. А у меня на картинах нигде нет этих кресел. Не найдешь у меня там ни архимандритов, ни архиереев. Мои монахи - простые. Самые простые. Из простых простые». Действительно, монахи и скитницы изображены у Нестерова или со старыми иконами, или лицом к лицу с природой, наедине с елочками да березами, да с «почти верующими» (по Пришвину – ред. ) зверями.

Братия монастыря - крестьяне северных губерний и Сибири поразили его умом, крепостью, деловитостью. «С топором да пилой в лесу Богу молимся», - говорили они о себе. Вся природа была для них святым храмом – именно такой ее изображал и М.Нестеров. Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности. Раз в год монастырский собор выносил решение изловить для нужд монастыря определенное количество медведей, оленей, зайцев, лисиц. Все лишнее, что попадало в капканы и силки сверх соборного постановления, выпускали на волю.

Вот что рассказывает Нестеров в своих воспоминаниях о Соловках: «Ездили мы и на Рапирную, и в Анзерский скит. На Рапирной, сопровождаемые монашком, помню, вышли мы на луговину. На ней сидело два-три дряхлых-дряхлых старичка. Они всматривались через деревья в далекий горизонт уходящего далеко-далеко Белого моря. Слева была рощица. Наш проводник внезапно обратился ко мне со словами: «Господин, смотрите, лиска-то, лиска-то!» Я, не поняв, что за «лиска» и куда мне надо смотреть, переспросил монашка. Он пояснил, что смотреть надо вон туда, налево, на опушку рощи, из которой выбежала лиса и так доверчиво, близко подбежала к старичкам…» Тема Соловков еще долго звучит в его творчестве в картинах «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки» и др. Только после революции больше трагической мистики в картинах на соловецкую тему, и берег озера имеет красноватый оттенок, словно обагрен кровью убиенных соловецких узников.

* * * * * * *

Весной 1902 г. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную картину «Святая Русь». Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы ». На ней изображён Христос в окружении особо чтимых на Руси угодников, словно сошедших со старых икон: Николая Чудотворца, Сергия Радонежского и Георгия Победоносца. Вся «святая группа» будто вышла из скита, что спрятался в лесу позади них. К Христу пришли русские люди – представители разных времен и разных сословий, каждый со своей бедой, с покаянными словами. Полотно насколько лирично, настолько и символично: единство и спасение народа русского – в его исконной православной вере, завещанной предками.

Словно в одном мистическом действе Святая Русь переносится во времена раннего христианства, и Христос является людям не в убранной раззолоченной церкви, а среди снегов, лесов и полей – сама русская земля здесь храм. На художника снова обрушились критики, которые увидели в картине недоверие к официальному православию и неканоническую «картинность» в изображении Христа и святых. Картину объявили неудачей. Нестерова упрекали в том, что Христос на картине слишком похож на простого человека. Л.Толстой сравнил Христа с «итальянским тенором», а картину назвал «панихидой русского православия».

Тема картины передает тревогу художника в связи с развитием определенных политических тенденций в России: Святой Руси, как и три века назад, угрожают пришедшие с Запада идеи и силы, несущие безверие и распад. В картине впервые звучит мотив покаяния. В 1905 году Нестеров вступил в Союз русского народа.

«Душа народа»

Теме пути к Богу – главной у Нестерова - посвящена одна из его последних важнейших предреволюционных работ – картина «Душа народа », законченная в 1916 году (первоначальные названия: «Христиане», «На Руси»). В этой работе воплотились раздумья художника о судьбе родины и русского народа. Вот как охарактеризовал он идею этой картины: «Ее перипетии со времен стародавних до наших дней. Тут и юродивый, и раскол, и патриарх с Царем - Народ и наша интеллигенция с Хомяковым, Вл. Соловьевым, Достоевским и Л. Толстым, и слепой воин с сестрой милосердия. Все это на фоне русского волжского пейзажа движется, как бы Крестным ходом, туда, к Высокому Идеалу, к Богу <…> У каждого свои «пути» к Богу, своё понимание его, свой «подход» к нему, но все идут к тому же самому, одни только спеша, другие мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьёзные, умствуя…».

Нестеров изобразил на полотне разноликую людскую толпу, которая медленно направляется к некоему невидимому месту на берегу Волги. Это – собирательный образ русского народа. Здесь представители всех сословий общества от древних времён до современности. В центре – потемневший от времени Спас в руках двух длиннобородых мужчин в черных длиннополых старообрядческих одеждах. Слева от иконы – «православный государь», похожий на Ивана Грозного, в допетровском облачении. Справа в черном монашеском одеянии – мать художника, какой она была перед смертью. О чем-то страшном пророчествует юродивый, предрекая «последние дни» и «приход зверя». Словно все, кто жил и живет на Руси, соединились вокруг древней святыни в торжественно-напряженном, полном эпической значимости всенародном шествии.

Далеко впереди этой разнообразной толпы ступает с туеском в руке крестьянский мальчик лет двенадцати, написанный Нестеровым с сына Алёши. Именно его образ отсылает к евангельским словам: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф.18:3).

Композиционно картина построена так, что край шествия не виден, поток людей как бы нисходит вниз по холму с высокого берега – или с горних высот? Души всех русских людей, нынешних и ушедших, слились в единую духовную сущность, православную «душу народа» , - объединились во Христе, отринув разногласия, словно возвратившись во времена единой древней церкви тела Христова, которое есть Иисус Христос вместе со всеми христианами, живыми и умершими . Едино-православная «душа народа» с любовью и тревогой провожает юношу в новую жизнь, направляет его к Богу, отстраненно и неотмирно думая тягостную думу о судьбе родины. С чем идет в жизнь новое поколение, эта последняя ипостась Святой Руси? Что ждет русских сынов Божьих впереди? «Душа народа» тревожится, верит и надеется.

Как гениальный провидец Нестеров утверждал этой своей картиной мысль об искупительном страдании как национальном своеобразии русского народа. «Процесс христианства на Руси длительный, болезненный, сложный. Слова Евангелия - «пока не будете как дети, не войдете в царствие небесное» - делают усилия верующих особенно трудными, полными великих подвигов, заблуждений и откровений…» - писал Нестеров.

Апокалипсис

<<<<< Всадники. 1932 г.

Тоскливая неизвестность, гнетущие предчувствия художника оправдались в 1917 году. В письмах Нестерова того времени слышится неприкрытое отчаяние: «Пережитое за время войны, революции и последние недели так сложно, громадно болезненно, что ни словом, ни пером я не в силах всего передать. Вся жизнь, думы, чувства, надежды, мечты как бы зачеркнуты, попраны, осквернены. Не стало великой, дорогой нам, родной и понятной России. Она подменена в несколько месяцев. От ее умного, даровитого, гордого народа - осталось что-то фантастическое, варварское, грязное и низкое... Все провалилось в тартарары. Не стало Пушкиных, нет больше Достоевских и Толстых - одна черная дыра, и из нее валят смрадные испарения «товарищей» - солдат, рабочих и всяческих душегубов и грабителей…», - записывает Нестеров свои ощущения, полные ужаса, и его слова словно передают трагедию трехсотлетней давности.

Теперь он языком символов рисует образы распятой, униженной России. Он не изменил себе и продолжал писать на прежние темы. По старым мотивам в 1920-е годы создаются новые картины с особым, присущим только им настроением. Именно тогда художник начинает работать над «Пророком», «Распятием», «Страстной седмицей», повторяет «Несение креста», «Голгофу», «Димитрия царевича убиенного». В самих названиях картин отразилось трагическое мироощущение художника, с болью воспринимавшего все происходящее вокруг. Отказаться совсем от творчества он не мог: «Работа, одна работа имеет еще силу отвлекать меня от свершившегося исторического преступления. От гибели России. Работа дает веру, что через Крестный путь и свою Голгофу Родина наша должна прийти к своему великому воскресению » , - писал в первые дни Октябрьской революции Нестеров. Около двадцати картин, созданных в советский период, в большинстве своем рассеяны по частным и закрытым церковным собраниям или запасника государственных художественных музеев, и до сих пор остаются неизвестными широкому зрителю.

<<<<< Несение креста. 1924 г.

Надежду на воскресение России художник, как и прежде, видел в религиозном возрождении русского народа. Воодушевленный зрелищем Крестного хода 1918 года в Москве, собравшего в отличие от первомайской демонстрации многотысячные толпы народа, Нестеров писал: «Вера в них (большевиков - ред .) если не пропала, то сильно упала. Что, несомненно, то это то, что в народном, массовом сознании произошел под различными условиями и, главным образом, голодом - крутой надлом. Веры в могущество обещаний и посул - нет больше. Народ начинает приходить в сознание. «Очарование» проходит. Действительность ведет его путями верными их старой веры в могущество Божие, в Его великие принципы и Заветы». Идеалы, которыми было исполнено его дореволюционное творчество, остались неизменными. Только в изображении Иисуса и других святых Нестеров еще больше отходит от канонической традиции. Его изображения Христа и святых – это символы страдающего русского народа.

* * * * * * *

<<<<< Тихие воды. 1922

К другим символам, распространенным в творчестве художника этого периода, относится водное пространство, будь то река, залив и особенно лесное озеро. Создающая иллюзорный мир водная гладь в произведениях мастера 1920-х годов превращается в то самое Светлое озеро, которое в минуту смертельной опасности скрыло, сделав невидимым, прекрасный Град Китеж. На его берегах мы видим задумчивых девушек-старообрядок, старцев, монахов и святых.

<<<<< Осенний пейзаж. 1934

Наперекор происходящему вокруг и после революции Нестеров продолжал творить в картинах свою Святую Русь, свой потаенный Китеж, веря в грядущее воскресение Родины, которая спасется искренней верой и душевным подвигом лучших своих людей.

Покаяние

Тяжело переживая трагические послереволюционные события в России, соизмеримые с расколом в 17 столетии, Нестеров сказал: «Все мы вольные или невольные пособники этой гибели великой Родины». В его картинах доминантной становится тема покаяния. Эта тема звучит в картине «Отцы-пустынники и жены непорочны » (1933 г.) - как и в стихотворении А.С.Пушкина, написанном почти перед гибелью, в 1936 году. На картине изображены повторяющие силуэты тонких березок образы странников и белиц, бесплотные, словно призраки, вышедшие из таинственного озера. Фигуры в туманном полумраке движутся по берегу около «голубца» - старообрядческого могильного креста. Белицы в безмолвной молитве несут зажженные свечи. О ком они молятся? Обо всех убиенных и замученных, о погубленной России… На берегу лежат красные осенние листочки, словно следы крови… На картине тоже изображен народ – тот народ, которого больше нет, которого укрыло Озеро… Все условно, эфемерно, ирреально в этой абсолютной неземной гармонии людей и природы. Святая Русь уже не принадлежит этому миру.

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

А.С.Пушкин. 1836 г

В символической картине «Страстная Седмица» на фоне сказочно-ирреального пейзажа около Распятия изображены всего семь человек: две девушки «христовы невесты» в старообрядческом платье, священник, крестьянин, молодая горожанка с детским гробиком, Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский. Эти семь образов наиболее значимы для выражения нестеровского замысла, они собирательно-символичны – отсюда и название картины. Каждый из изображенных является представителем своего особого мира, выразителем своей собственной жизненной философии, но все изображенные объединены одной истовой верой в Христа, ибо они пришли молить Его о прощении и милости, каждый о своем горе, о своем грехе, и все вместе – о страдающем русском народе.

* * * * * * *

В советское время Нестеров ценился прежде всего как «создатель портрета эпохи». Его портреты отличаются глубоким психологизмом. К лучшим его работам относятся портрет дочери (1906), портрет Е. Нестеровой, портрет скульптора В. Мухиной, хирурга С. Юдина, философа И.Ильина, архитектора И.Щусева, художников Кориных, академика И. Павлова и др. Знаменательно, что Нестеров никогда не принимал заказы на портреты, так же, как и отказывался от заказной работы в храмах. За работы в области портретной живописи в 1941 году он стал лауреатом Сталинской премии первой степени, а в 1942 году был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Следует сказать, что сталинская премия в области культуры являлись знаком признания высокого культурного вклада лауреата, и, по свидетельству очевидцев, И.В.Сталин уделял пристальное внимание отбору и утверждению кандидатов на премию своего имени, зачастую фактически единолично решая вопрос о ее присуждении.

* * * * * * *

Изображая народ Святой Руси, Нестеров всегда был полон веры в его силы. С годами эта вера укреплялась. В самые страшные времена Нестеров не терял этой веры. В конце жизни он обращался к молодежи с призывом любить родину, природу и человека «как мать родную».

Осенью 1941 года, когда немецкие войска подошли к Москве, он спокойно заявлял, что «немцу все равно в Москве не бывать». Чтобы донести свою веру до многих людей, в тяжелые октябрьские дни он написал короткую статью под названием «Москва». Статья была опубликована в газете «Советское искусство», передавалась по радио. Враг рвался к столице, а живописец Святой Руси писал:

«...Москва и до сего дня осталась символом «победы и одоления» над врагом. Явились новые герои, им счета нет: ведь воюет вся земля в собирательном слове «Москва». Она и только она, зримая или незримая, приготовит могилу врагу. Дух Москвы есть дух всего нашего народа. Этого не надо забывать никому, ни явному, ни тайному врагам нашим.

...Впереди грезятся мне события, и они будут светозарными, победными. Да будет так!»

Самооценка Нестеровым собственной церковной живописи, упомянутая на предыдущей странице, представляется слишком суровой. Художнику удалось внести в нее и новое, поэтическое мироощущение и новый стиль, новые краски. Но Нестеров был не монументалистом по характеру своего дарования, а лириком. Поэтому даже на стенах церкви он стремится создать станковую картину. В Марфо-Мариинской обители он задумывает написать на стене трапезной картину "Путь ко Христу".
Ее композиция созревает в живых наблюдениях около Троице-Сергиевой лавры. Она должна была стать выражением сокровенных нестеровских мыслей.

Для многих русских художников второй половины XIX века недосягаемым идеалом представлялась картина Александра Иванова "Явление Христа народу", - их привлекали ее высокий духовный настрой и совершенное художественное воплощение. "Явление Христа народу" Нестеров решил перевести на русскую почву и показать явление Христа русскому народу.
Это была не первая его попытка. Первоначально он написал картину "Святая Русь". Содержание произведения определяли евангельские слова: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою Вы". На картине к скиту, затерянному в глухой лесистой долине, приходят стар и млад, каждый со своей бедой. Навстречу им из-за ограды выходят Христос и святые, наиболее почитаемые на Руси заступники - Николай, Сергий и Георгий ("Егорий Храбрый" - герой русских былин). Первая часть материалов, пока Вы в «Челябе», для Вас недоступна (разве можно будет прислать некоторые дубликаты статей), но их я постараюсь возместить в своих письмах тем, чего нет и не могло быть в газетных статьях. Еще недавно, будучи в С.-Петербурге, мой старый друг А. А. Турыгин (двоюродный брат композитора Глазунова) заметил мне, что в монографии С. Глаголя почти ничего не упоминается о моих родителях, и винил в этом меня. (Турыгин имеет в руках несколько сот моих писем за сорок лет нашей дружбы, сейчас он их сортирует и на днях еще прислал мне предисловие к будущему изданию их - когда?). Чтобы загладить невольную, может быть, вину свою, постараюсь в письмах к Вам возместить этот пробел, дам Вам несколько характеристик моих «предков».
Он очень похож был на художника Ге. Много читал, играл на скрипке. Личными его врагами были: папа Пий IX и Бисмарк, героем - Гарибальди. Умер Александр Иванович глубоким стариком.
Один из дядей молодым отправился в Америку и там пропал. Еще один был врач-самоучка, и только мой отец Василий Иванович стал купцом, однако, как понимаю теперь, тоже без призвания к коммерческому делу. Тетушка Анна Ивановна хорошо рисовала, и акварели ее были предметом моего детского восхищения. Всего у деда моего Ивана Андреевича было пять сыновей и три дочери. Мой отец был младшим и любимым. Все происходит на фоне зимнего пейзажа, навеянного природой Соловецких островов, где художник писал этюды для картины. Пейзаж, удавшийся художнику, не стал, однако же, как ему хотелось, олицетворением "всея Руси", не приобрел, как в "Видении отроку Варфоломею" исторический характер. Богомольцы, пришедшие ко Христу, это любимые нестеровские герои - странники, монахи, старообрядки, девушки, дети. Все они написаны по этюдам с реальных лиц, отобранных Нестеровым на Соловках или в Хотькове.
Две пожилые женщины на правом плане, поддерживающие больную девушку, - это сестра и мать художника. В изображении этой группы проявилась любовь художника к самым близким для него людям, и, возможно, это своего рода благодарственная молитва за спасение едва не погибшей от болезни дочери Ольги. Неудачной оказалась левая часть композиции с изображением Христа и святых. На всех них лежит отпечаток официозной церковности, а Христос, по меткому выражению Льва Толстого, походит на итальянского тенора.
В его облике нет теплоты, он слишком холеный, надменный, начальственный. Такого рода изображения Христа были распространенными в академических религиозных композициях. Фигуры святых Нестеров взял из своих прежних работ.

Еще не был написан эскиз картины "Путь ко Христу", как Нестеров уже начал подготовительную работу над картиной "Христиане". Позже она получила название "На Руси" (Душа народа). Она завершила поиски монументальной картины, выражающей заветные нестеровские мысли о России. Нестеров работал над этим полотном в период между первой русской революцией 1905 года и первой мировой войной 1914 года. Закончена она была в разгар войны и отразила тревогу художника за судьбы родины. Нестеров пытается ответить на вопросы:
"Кто мы? Откуда мы? Куда идем?" Художник отказывается от изображения труждающихся и обремененных и показывает Россию во всей ее духовной и интеллектуальной мощи. Он не вводит в картину Христа, помня о прежних неудачных попытках, а может быть, и о мнении Льва Толстого, считавшего эту задачу невыполнимой. Лишь на одном из первоначальных эскизов толпа народа идет за Христом. В картине Христос присутствует лишь в виде старинной потемневшей иконы Спаса. На правом плане обращает на себя внимание "Христова невеста" с горящей свечой в руке.
На левом плане картины в группе женщин в белых холщовых паневах - "Христа ради юродивый", человек, добровольно принимающий облик умалишенного, чтобы жить по закону правды. Еще в картину "Святая Русь" Нестеров хотел поместить выдающихся представителей русской интеллигенции, народных самородков - Федора Шаляпина, Максима Горького. Горький даже побывал на полотне в толпе богоискателей, но художник убрал его. Нестеров восхищался личностью и творчеством Горького, но после знакомства с ним понял, что смыслом жизни этого человека была не христианская любовь, а революционная борьба.

В картине "На Руси" вместе с народом идут христианские писатели Достоевский, Толстой, Владимир Соловьев. Нестеров особенно почитал Достоевского. За фигурой писателя он поместил его героя, "русского инока" Алешу Карамазова.
В Толстом он видел, прежде всего, мастера слова, но иронически относился к его христианским мудрствованиям. "Христианство" для этого, в сущности, нигилиста, "озорника мысли" есть несравненная "тема". Толстой помещен стоящим вне толпы и как бы находящимся в сомнении - стоит ли присоединяться? Вся эта толпа движется вдоль берега Волги. Нестеров избирает эту реку фоном картины, помня о том, какую великую роль она играла в истории России. Пейзаж конкретен - это Волга у Царева кургана, но обладает эпической ширью.
Перед толпой, намного опередив ее, идет мальчик в крестьянском платье с котомкой за плечами и с расписным туеском в руке. Это смысловой центр картины. Художник хотел сказать словами Евангелия: "Не войдете в царство небесное, пока не будете как дети". Именно ребенок оказывается самым совершенным выражением души народа.
Она еще находилась в мастерской, когда разразилась Февральская революция. Вслед за ней прогремела Октябрьская, и Святая Русь Нестерова ушла, чтобы никогда уже больше не вернуться.

31 марта 1890 года в Москве ждали открытия XVIII Передвижной выставки.

Среди ее экспонатов была и картина молодого художника Михаила Нестерова «Видение отрока Варфоломея» - художественное воспроизведение известного эпизода из жития святого Сергия Радонежского (в миру Варфоломея).

По преданию, семилетнему Варфоломею никак не давалась грамота. За это родители часто его бранили, учитель строго наказывал, а товарищи насмехались над ним. Варфоломей глубоко переживал свои неудачи в учении и молил Бога даровать ему разумение грамоты. Молитва его была услышана.

Однажды, посланный отцом, чтобы привести лошадей с пастбища, отрок увидел в лесу молящегося инока. Варфоломей подошел к старцу, поклонился и стал терпеливо ждать, пока тот закончит молитву. Наконец, монах повернулся к мальчику, благословил его и спросил, что ему нужно. Варфоломей поведал старцу самое большое свое желание: получить от Господа способности к книжному учению.
Монах помолился за отрока, дал ему съесть частицу просфоры и сказал:
- Отныне, дитя мое, Бог даст тебе разум к учению, да такой, что и других сможешь поучать. Частица эта мала, но велика будет радость твоя.
После этого инок хотел продолжить свой путь, но Варфоломей упросил его посетить дом своих родителей.
Те с честью встретили старца и предложили ему угощение. Прочитав молитвы перед началом трапезы, гость велел Варфоломею читать Псалтирь.
- Я не умею, - смущенно ответил отрок.
- Господь дарует тебе знание грамоты, - подбодрил его монах.
Мальчик послушно открыл книгу и начал бойко читать псалмы. Удивленным родителям инок прорек:
- Сын ваш станет избранной обителью Святого Духа и служителем Пресвятой Троицы.
Родители Варфоломея пошли провожать гостя, но тот внезапно стал невидим, из чего они и познали, что это был ангел Божий.

В семье Нестеровых Сергий Радонежский пользовался особой любовью и почитанием. Образок с его изображением был знаком художнику с детства, что во многом предопределило его обращение к «Сергиевской» теме.

На одном из эскизов инок изображен с открытым лицом, а Варфоломей - со спины.




Возможно, это - следы творческого отчаяния художника, которому долго не удавалось найти модель для головы Варфоломея. И вдруг, случайно, на деревенской улице он встретил хрупкую, чахоточную девочку с огромными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. В этом существе «не от мира сего» Нестеров узнал своего Варфоломея.



Другим источником светлого искусства Нестерова было глубокое личное горе.

Нестеров был учеником Василия Перова - знаменитого автора мрачной «Тройки» (малолетние подмастерья волокут на санях бочку воды), «Проводов покойника» с детским гробиком, «Сельского крестного хода» с пьяным священником. Под влиянием учителя юный Нестеров поначалу писал такие же остро-обличительные жанровые картины.



Экзамен в сельской школе. 1884

И вдруг на летних каникулах в Уфе он встретил юную Марию Мартыновскую. Это была любовь с первого взгляда. «Судьба», «суженая» - излюбленные слова в их письмах. Но родители Нестерова были против их брака, и они обвенчались без родительского благословения.

Через год, в мае 1886-го, родилась дочь Ольга, и этот день, по словам Нестерова, и был самым счастливым днем его жизни. Но через сутки после родов Маша умерла.

Горе было невыносимым. Нестеров пытался изжить его, воскрешая любимые черты на холсте. Он написал портрет жены в подвенечном платье. «Очаровательней, чем была она в этот день, я не знаю лица до сих пор», - вспоминал Нестеров в старости.




Как ни странно именно после смерти Маши картины Нестерова наполнились гармонией, светом и духом. А женские образы на его полотнах приобрели черты портретного сходства с любимой покойной супругой. Должно было пройти почти два десятилетия, прежде чем он обратил внимание на другую женщину - Екатерину Петровну Васильеву, которая стала его второй женой.




Первой значительной картиной, в которой проявился самобытный нестеровский талант, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 годах.




Нестерову удалось нащупать свой стиль - без уклона в академизм, реализм или модный импрессионизм. Создал он и свой тип русского пейзажа, получивший название «нестеровского» - светлое предвечерие, молитвенная тишина, узорный травяной ковер, тонкие деревца - березки, рябины, вербы, темные елки. Его страна - это Святая Русь, где человек и природа объединены возвышенным молитвенным созерцанием.



Элегия (Слепой музыкант)

«Пустынник» произвел фурор на XVII Передвижной выставке и был приобретен Третьяковым для своей галереи, что значило больше, чем золотая медаль Академии художеств.

Но вернемся в 1890 год.
Незадолго до открытия XVIII Передвижной выставки над «Варфоломеем» сгустились тучи. Строгие охранители чистоты передвижнического направления - «таран русской критики» В.В. Стасов, маститый художник-передвижник Г.Г. Мясоедов, писатель-демократ Д.В. Григорович и издатель А.С. Суворин решили, что нестеровская картина «неправоверна» - монахи, нимбы, мистицизм, словом, полный набор средневекового мракобесия вместо пропаганды социального равенства и научного прогресса. Нестеров вспоминал: «Судили картину страшным судом. Они все четверо согласно признали ее вредной, даже опасной в том смысле, что она подрывает те "рационалистические" устои, которые с таким трудом укреплялись правоверными передвижниками много лет, что зло нужно вырвать с корнем и сделать это теперь же, пока не поздно».

Было решено повлиять на Третьякова, чтобы он отказался от покупки картины.
К счастью, Третьяков не послушал влиятельных советчиков. «Видение Варфоломея» заняло почетное место в его галерее.

Образ Сергия Радонежского продолжал волновать Нестерова на протяжении всей жизни. Вслед за «Видением отроку Варфоломею» он написал большие картины «Юность преподобного Сергия»




и триптих «Труды преподобного Сергия».







Всего же за более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою.

Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам.



Троица Ветхозаветная

Его стремление создать современную религиозную живопись было искренним и сильным.



Убиенный царевич Дмитрий

Художник специально ездил в Италию, чтобы изучить византийское церковное искусство. Но тут его ждала творческая неудача. Из-под его кисти упрямо выходил модерн - с декоративной уплощенностью композиции, рафинированностью и бесплотностью образов, утонченностью серебристого колорита.


Александр Невский. Мозаичная икона в храме Воскресения "Спасе на Крови" в Санкт-Петербурге.

При взгляде на его «Голгофу» сразу вспоминаешь прерафаэлитов. Апостол Иоанн в эффектном алом плаще выглядит декадентским актером из уайльдовской «Саломеи».




Разве можно сравнить нестеровскую «Голгофу» с «Голгофой» Николая Ге? Впрочем, сам художник честно признавался, что изображение страстей - не его стихия.

«Все более и более приходил я к убеждению, что стены храмов мне не подвластны. Свойственное мне, быть может, пантеистическое религиозное ощущение на стенах храмов, более того, в образах иконостасов для меня неосуществимо... Решение отказаться от церковной живописи медленно созревало...»

В 1902 году Нестеров пишет картину «Святая Русь», пытаясь применить в ней свой опыт иконописной аскезы. В основе сюжета лежат евангельские слова: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы». Все происходит на фоне зимнего пейзажа, навеянного природой Соловецких островов, где художник писал этюды для картины. Богомольцы, пришедшие ко Христу, окруженному наиболее почитаемыми на Руси святыми заступниками - Николаем, Сергием и Георгием, это любимые нестеровские герои - странники, монахи, девушки, дети. Все они написаны по этюдам с реальных лиц, отобранных Нестеровым на Соловках или в Хотькове. Две пожилые женщины на правом плане, поддерживающие больную девушку, - это сестра и мать художника.




Увы, картина «не прозвучала». Лев Толстой съязвил, что Христос походит на итальянского тенора.

Нестеров учел это замечание в следующей своей большой картине «Христиане», задуманной как opus magnum. Позже она получила название «На Руси» (Душа народа). Нестеров работал над этим полотном много лет. Закончена она была в 1916 году. Художник задумал показать Россию во всей ее духовной и интеллектуальной мощи. Христос присутствует на полотне лишь в виде старинной потемневшей иконы Спаса.




Нестеров свел в одном крестном ходе людей разных эпох - князей, царей, святителей, блаженных, мужчин и женщин, державшх на своих плечах Россию, обогревавших своим милосердием ее ледяные просторы. Медсестра ведет под руку ослепшего солдата, жертву нового оружия Первой мировой - отравляющих газов. Нестеров писал раненого с натуры в госпитале. В правой части картины вместе с народом идут христианские писатели - Достоевский, Толстой, Владимир Соловьев. За фигурой Достоевского художник поместил его героя, «русского инока» Алешу Карамазова. Для русской живописи это уникальный случай соединения в одной картине вымышленных и реальных личностей, после Нестерова к этому приему обратится Глазунов.

В ранних вариантах картины Горький тоже побывал в толпе богоискателей, но художник после раздумий убрал его. Нестеров восхищался личностью и творчеством Горького, но после знакомства с ним понял, что смыслом жизни этого человека была не христианская любовь, а революционная борьба.

Пейзаж вполне конкретен - это Волга у Царева кургана. Река, с которой связана едва ли не вся история Россия.

Перед толпой идет мальчик в крестьянском платье с котомкой за плечами и с расписным туеском в руке. Это смысловой центр картины. Образ ребенка отсылает к словам Евангелия: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».

Нестеровская «Душа народа» воспринимается прежде всего как реплика к ивановскому «Явлению Христа народу». Разумеется со сходным результатом - большое художественное поражение. Приторно-декоративный привкус модерна отравил все. Правда, как известно с давних пор, иные поражения стоят десяти побед.

После Октябрьской революции, которую Нестеров возненавидел сразу и навсегда, все церковные заказы отпали. Впрочем, он не оставляет религиозной живописи, но пишет эти полотна почти подпольно, на всякий случай помечая их дореволюционными датами, и, конечно, без малейшей надежды когда-либо выставить их на суд советской публики. В «Страстной седмице» он предрекает будущее духовное возрождение России через ее веру и ее искусство.




Художник осторожничал не напрасно. Истово верующий и страстно увлеченный русской религиозной философией, до революции он был черносотенцем, членом «Союза русского народа». В 1938 году он был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, видный юрист В.Н.Шретер, был обвинён в шпионаже, а затем расстрелян. Дочь художника Ольга была отправлена в ссылку в Джамбул.

Впрочем, для самого Нестерова все закончилось вручением Сталинской премии (1941).



Автопортрет

В таких условиях практически единственным средством творческого существования стала портретная живопись. С ней был связан новый взлет нестеровского таланта. Лучшие из его портретов - И. Шадра, И. Павлова, С. Юдина, Е. Кругликовой были написаны после семидесяти лет.

Посмотрите, как характер человека можно выразить через… руки.



Портрет академика Павлова



Портрет хирурга Юдина

Нестеров умер во второй год Великой Отечественной войны. Последним его произведением стал пейзаж «Осень в деревне»




«Ах, как всегда я любил нашу убогую, бестолковую и великую страну - родину нашу!..»

Источники:

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры