Танец на тему холокоста. Татьяна навка прокомментировала свой танец про узников концлагеря

Главная / Любовь

Причина в том, что Навка и её партнер выбрали для выступления редко используемую в подобном контексте тему Холокоста.

Сама Навка заявила, что танец в робах заключенных с нашитой на них звездой Давида (использовавшейся для обозначения узников концлагерей еврейского происхождения) был попыткой переноса настроения и эстетики итальянского оскароносного фильма "Жизнь прекрасна" на лед: "Посмотрите обязательно! Один из моих любимых номеров! По мотивам одного из моих любимых фильмов "Жизнь прекрасна"! Покажите этот фильм своим детям, обязательно [!] Наши дети должны знать и помнить о том страшном времени, которого надеюсь-даст Бог, они никогда не узнают".

Танцевальная пара - и Андрей Бурковский - выступали под песню Beautiful That Way Николы Пьовани из этого же фильма Роберто Бениньи, повествующего о мальчике и его отце-еврее и их пребывании в концлагере.

Судьи телешоу танец оценили высоко: дуэт получил 12 баллов по результатам выступления 26 ноября, что вывело их в лидеры рейтинга седьмого сезона "Ледникового периода".

Видеоролик с танцем быстро разошелся по интернету и вызвал шквал комментариев у пользователей по всему миру.

"Ох уж эти дурацкие жертвы Холокоста", - написала в "Твиттере" американская юмористка с еврейскими корнями Сара Сильверман.

"Как по-русски сказать "отвратительно, оскорбительно безвкусный", - спрашивает у подписчиков актер и писатель Ричард Бельзер.

"Неважно, какой был план - это было неуместно", - пишет колумнист Times, подписывающийся только именем Яшар.

В израильской блогосфере выполнение Бурковским и Навкой номера не вызвало больших дискуссий, рассказал Русской службе Би-би-си журналист Евгений Сова.

"Никакой реакции, не считая нескольких человек, бурных активистов в соцсетях. Фильм итальянский, тема Холокоста... У Израиля нет монополии на тему Холокоста. За исключением нескольких десятков русскоязычных комментаторов, никто не отреагировал. В понедельник межфракционный день, я пытался узнать у фракций - так вот, они вообще не понимают, о чем идет речь. Может быть, по итогам сюжета Си-эн-эн кто-то заметит, но пока на официальном уровне ничего не было. Официальные лица вообще не понимают, что это за шоу - ну, откатали шоу. Я даже не вступаю на перепалки на эту тему в "Фейсбуке". Ни один политик не поймет, что это. Может быть, не надо педалировать тему Холокоста в виде танца, но это их право. Реакции Израиля просто нет".

Для наряда танцоров сразу же нашлось новое слово - "холокостюм" (holocaustume).

В соцсетях вспомнили о выступлении хореографа Анастасии Антелавы и актера московского театра имени Ермоловой Александра Петрова на похожем проекте "Танцы со звездами", где дуэт исполнил романтический номер о нацистском военном и жительнице оккупированной территории.

Пара станцевала фокстрот под Fly Me to the Moon Фрэнка Синатры, в финале композиции оба героя погибают.

"Только на российском ТВ зрители развлекательных шоу могут увидеть холокост на коньках и танцующих нацистов", - сопоставляют оба события в "Твиттере".

"90% говорящих вообще не видели номера, не понимают, о чем шла речь, и для таких людей я готов еще раз объяснить: тема программы была "Мировое кино", номер поставлен целиком по великому кино "Жизнь прекрасна" режиссера Роберто Бениньи, который получил три "Оскара", - сказал в интервью "Бизнес-FM" фигурист Илья Авербух, ставивший танец.

В России комментаторы обратили внимание, что многие западные СМИ, рассказывая о выступлении, выносили в заголовок то, что Навка замужем за пресс-секретарем российского президента Дмитрием Песковым.

Песков не стал комментировать выступление своей супруги развернуто

"Я горжусь своей женой, вот что я могу сказать", - заявил он РИА Новости.

Недавнее выступление Татьяны Навки в программе «Ледниковый период» вызвало огромную волну обсуждений. Дело не в безупречной технике фигуристки или сложных прыжках, а в теме выступления: номер Навки и Андрея Бурковского был посвящен Холокосту. Одетые в полосатые робы, со звездами Давида на груди, они изображали узников Освенцима во время танца на льду. Многие сочли такое представление легкомысленным, а улыбки на лице фигуристов и их веселость журналисты и общественные деятели сочли чуть ли не надругательством над памятью жертв Холокоста. Британское издание Daily Mail посвятило Навке целую , в которой журналисты приводили высказывания пользователей о номере. «Владимир Путин должен обязать Татьяну Навку извиниться за выступление», «Вы что, забыли, как люди страдали во время войны?», «Это отвратительно, ей должно быть стыдно», — это только часть комментариев, которые собрало скандальное видео. Другая часть сконцентрировалась в «Инстаграме» фигуристки: Татьяна выложила фотографии с выступления, отметив, что оно стало одним из ее любимых, и посоветовав всем показать его детям. «Твари, танцевать и веселиться в костюмах заключенных концлагерей, ты будешь за это отвечать, корова», — сразу написали ей под снимком. «Вы ударились об лед и стукнулись головой?! Холокост — не та тема, которую можно использовать для развлечения», — строчили подписчики. При этом были и те, кто в комментариях благодарил Татьяну за выступление, потому что она «не дает людям забыть весь этот ужас». Сама фигуристка ничего оскорбительного в номере не видит и уверяет, что он посвящен фильму Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна». В этой картине попавшие в концлагерь родители уверяют ребенка, что все происходящее — забавное игра. По словам Татьяны, поэтому фигуристы и улыбались во время катания — это была напускная веселость, которую приходилось играть героям фильма.

Но дело здесь даже не в улыбках Навки и Бурковского: если бы они скользили по льду со скорбными лицами, это вряд ли изменило ситуацию. Проблема стара как мир — просто мы до сих пор не можем решить, какие темы можно использовать в массовой культуре, а какие — нет. Не существует одного стандарта, поэтому каждый говорит за себя: кого-то оскорбляют фигуристы в робах узников Освенцима, а кто-то считает это отличным поводом напомнить человечеству о страшной трагедии. То, что одни называют надругательством над ценностями, другие считают творческим актом, который никто не имеет права запретить, иначе это цензура, ограничение свободы личности и творчества и тому подобное. Когда Pussy Riot танцевали в храме, многие общественные деятели яростно отстаивали право человека танцевать где угодно и говорить о чем угодно, а если ваши чувства это задевает, то это только ваша проблема. Вот Татьяна Навка и станцевала — поэтому решительно непонятно, какие претензии к ней могут быть у тех, кто раньше выступал за творческую свободу. Получается, что мы можем яростно требовать собственной свободы, но уважать чужую — будь это свобода мысли, слова или даже танца на льду, — еще не научились.

В Федерации еврейских общин России (ФЕОР) вступились за фигуристку Татьяну Навку, на которую многие обрушились с критикой после того, как она в шоу "Ледниковый период" на Первом канале исполнила танец, в котором изобразила узницу нацистского концлагеря
Global Look Press

В Федерации еврейских общин России (ФЕОР) вступились за фигуристку Татьяну Навку, на которую многие обрушились с критикой после того, как она в шоу "Ледниковый период" на Первом канале исполнила танец , в котором изобразила узницу нацистского концлагеря.

"Тот оборот, который приняло обсуждение этого номера - попытка его осуждать с идеологических или моральных позиций, мне кажется совершенно неуместным, поскольку обращение к теме Холокоста как таковое, особенно с художественным осмыслением, когда исполнители ассоциируют себя с жертвами, достойно всяческого уважения и благодарности", - заявил 29 ноября порталу "Интерфакс-Религия" глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин.

По его мнению, произведения, подобные номеру Навки, "компенсируют историческую несправедливость выкорчевывания памяти о том, что людей уничтожали именно за то, что они евреи", и "в этом смысле этот номер достоин всяческой похвалы".

Все осуждающие реакции на номер в исполнении супруги пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова Горин назвал "катастрофически преувеличенными". Он считает, что обсуждение этого танца возможно только в сценической плоскости, как культурного события. "Говорить в 2016 году, стоит ли на тему Холокоста создавать разного рода произведения, это уже все равно, что спорить, нужен ли ветер", - добавил Горин.

Днем ранее председатель Совета раввинов Европы и главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт высказал мнение, что авторам этого танца следовало посоветоваться с родственниками узников нацистских концлагерей перед постановкой танца, связанного с Холокостом.

"Многим он понравился, но многих танец и задел, - отметил он в комментарии ТАСС . - Холокост и все, что с ним связано, - слишком большая рана. Она заживет еще нескоро. Почти нет еврейских семей, в которых никто из предков не пострадал бы от нацизма, не носил бы желтых звезд, как на костюмах фигуристов".

"Хочется верить, что постановщики танца хотели передать волю к жизни и лучшие надежды узников концлагерей, - добавил Гольдшмидт. - Наверное, намерения были благими, но у каждого народа своя боль, и нужно стараться не задевать за живое. Не хотелось бы видеть тут антисемитизм".

Ранее президент фонда "Холокост" Алла Гербер, комментируя гневные отзывы на этот номер, призвала не воспринимать ситуацию так однозначно. По ее словам, "Холокост - это не только уничтожение, это колоссальное сопротивление, сопротивление духа, сопротивление человеческих качеств, сопротивление человеческого достоинства". "Если в этом танце, посвященном Холокосту, было все это, то я ничего плохого в этом не вижу", - сказала Гербер.

Мотивы Холокоста - не для шоу, уверена министр культуры Израиля

Номер в исполнении Навки и ее партнера Андрея Бурковского вызвал весьма неоднозначную реакцию в социальных сетях и СМИ. Многие посчитали неуместным показ номера на тему Холокоста в развлекательном телешоу. Другие возражали: о Холокосте можно говорить языком танца, в том числе танца на льду, важно, что тема катастрофы европейского еврейства поднимается на российском телевидении, пишет NEWSru Israel .

Многие западные СМИ опубликовали весьма критические заметки по поводу этого танца. "Мотивы Холокоста - это не для вечеринок, не для танцев и не для реалити (шоу)", - цитирует The New York Times министра культуры и спорта Израиля Мири Регев. - Ни один человек из шести миллионов (погибших во время Холокоста евреев) не танцевал, а концлагерь - это не летний лагерь".

Профессор иудаики из Северо-Западного университета в США Йоханан Петровски-Штерн заявил, что этот танец на льду привел его в ужас. "Для человека, который очень мало знает, - если вообще знает - о Холокосте, это несет такой сигнал: надень полосатую робу, укрась себя желтой шестиконечной звездой Давида, купи в концлагерь путевку по принципу "все включено", и твоя жизнь будет прекрасна, - сказал он журналистам. - Я назвал бы это преступлением против элементарной человечности".

При этом ученый высказал мнение, что этот номер - в русле "цинизма, который пропитал российскую политическую жизнь сверху донизу", пишет издание, выдержку из статьи которого публикует InoPressa .

Сама Навка на волне обсуждения номера о любви узников нацистского концлагеря пояснила, что то страшное время, о котором идет речь в номере, надо "знать и помнить". В основе номера, как объясняла фигуристка, ее любимый фильм "Жизнь прекрасна", снятый по биографии итальянского еврея, узника Освенцима. Во время выступления Навка и ее партнер танцевали в полосатых тюремных робах с нашитыми на них желтыми звездами Давида.

Холокост - общепринятый термин для обозначения геноцида евреев нацистами и их пособниками в 1933-1945 годах. По примерным оценкам, жертвами расправ и системы концентрационных лагерей смерти стали около шести миллионов евреев.

Из переписки на фейсбуке:

"Абсолютно понятна тема передачи - иностранное кино - и задачи, стоявшие перед постановщиками танцев на льду. Авербух, в меру своих способностей предпринял неудачную попытку воссоздать тему очень тонкого и несомненно талантливого фильма. Почему неудачную, попытаюсь объяснить. Любая реплика с гениального художественного произведения - это скользкий и опасный путь. Потому что попытаться "перепеть" гения практически невозможно. Нет в истории искусств таких примеров. Тем не менее, произведения, заранее нацеленные на "подражание" автору-гению существуют. И не менее гениальные. Должно лишь быть соблюдено одно условие - смена жанра. Классика/экспрессионизм, постклассицизм/модерн, модерн/поп-арт и тп...И здесь вступают в игру законы художественной этики, которые неразрывно сопровождают любое эстетическое произведение, которое предлагается вниманию публики. Есть круг тем, которые, по умолчанию, по сложившимся законам этики (я говорю о нашей с Вами современности, возможно лет через двести они будут скорректированы, даже вероятнее всего!) невозможны для подобных "упражнений". Это, к примеру, сцены крайней жестокости - расчлененка, сцены сексуального насилия, изображение детской наготы с сексуальным подтекстом, изображение глумления над физическими недостатками и тп. Это не говорит о том, что те же темы не могут быть освещены в творчестве в виде аллегорий или ассоциаций, не касающихся тематики напрямую!

Тема геноцида не является абсолютным табу, но Холокост имеет свои рамки изображения и интерпретации. Почему? Потому, что любой геноцид - это следствие не только массового истребления людей, но и следствие массового участия людей в этом истреблении. Телевидение - это масс-медиа, не только развлекающее, но и формирующее вкусы, предпочтения и мировоззрение у телезрителей, воспитывающее в определенном ключе. На этот счет существует целая наука - о воздействии на мировоззрение аудио-визуальных информационных источников. Поэтому то, как тема Холокоста преподносится с экрана, должно быть строжайшим образом подвергнуто внутренней цензуре автора (либо цензуре редакторской) и соответствующими законодательными актами, касающимися этого. В цивилизованных странах дела обстоят именно так.
В случае с Авербухом было нарушено множество вышеуказанных традиций: неуместность, предметное изображение образов узников в нестереотипном (нестандартном) виде, отрыв от пропорции изображения трагедии, которая была соблюдена в оригинале (фильме), безвкусица в изображении/постановке и нечистоплотное использование заведомо выигрышной тематики с целью получения личных дивидендов. Все это никак не увязывается с традиционным использованием темы Холокоста ни в искусстве, ни в спорте(!) (То, как тема была использована в олимпийском выступлении Липницкой, где именно использовалась аллегория - подобная той, которую использовал в своем фильме Стивен Спилберг, но не менее талантливая!). Воспитательный момент, цель которая традиционно преследуется в изображении Холокоста, отсутствовал, а любая другая цель - это надругательство над темой."

Такой вот развернутый ответ искусствоведа.

Хоть спорь, хоть нет - таких слов не найти все равно.

0 28 ноября 2016, 12:18


Субботний выпуск шоу "Ледниковый период" на Первом канале привлек внимание не только российских, но и мировых СМИ. Западная пресса весьма неоднозначно воприняла номер Татьяны Навки и Андрея Бурковского, посвященный Холокосту.

Перед зрителями артисты предстали в образах узников Освенцима — в полосатых робах и с нашитыми желтыми звездами Давида. Однако, как отмечают зарубежные журналисты, номер, затрагивающий такую непростую тему, многим показался возмутительно легкомысленным.


Как объяснила сама фигуристка, танец был вдохновлен фильмом "Жизнь прекрасна" Роберто Бениньи, рассказывающего о пребывании итальянского еврея в лагере смерти. Музыка из фильма Beautiful That Way также звучала в номере.

Посмотрите обязательно! Один из моих любимых номеров! По мотивам одного из моих любимых фильмов "Жизнь прекрасна"! Покажите этот фильм своим детям, обязательно. PS: Наши дети должны знать и помнить о том страшном времени, которого надеюсь — даст Бог, они никогда не узнают (орфография и пунктуация автора сохранены, — прим. ред.),

— написала Навка на своей странице в Instagram.

Мнения публики, в том числе и российской, разделились: одни считают, что ничего оскорбительного в катании на льду в образе узника концлагеря нет, другие называют подобное сценической действо недопустимым.

Израильское издание Haaretz обратило внимание, что это уже не первый раз, когда на российском телевидении затрагивается сложная военная тема в развлекательных программах. Так, например, в 2016 году продюсерам шоу "Танцы со звездами" пришлось приносить извинения за номер, в котором рассказывалось о любви немецкого солдата времен Второй мировой войны и русской девушки.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры