Танец жизни на краю земли. Красный и черная Забытая земля балет в одном действии

Главная / Любовь

Поставил в эпоху своего расцвета, когда молодой и талантливый уроженец Праги отправился завоевывать мир. Премьера прошла в 1981 голу в Штутгарте. В тамошнем балете Килиан начинал — как танцовщик и как хореограф. А эту постановку сделал уже как именитый гость, будучи главой всемирно известного Нидерландского театра танца. В этом году Килиану, живому классику, чьи балеты вечно молоды, исполнилось семьдесят. И постановка Большого театра удачно вписалась в юбилейные торжества.

В «Забытой земле» Килиан вдохновился «Симфонией-реквиемом» Бенджамена Бриттена (на премьере в Большом дирижировал ). Для композитора это был заказ, отвергнутый заказчиками:

«Симфония» предназначалась для Японии, пожелавшей отметить национальный праздник таким способом — заказать музыку разным иностранным композиторам.

В 1940-м году партитура показалась заказчику слишком европейской: приметы католической мессы, использованные Бриттеном, не нашли понимания в стране восходящего солнца, которая открыла границы для иностранцев менее ста лет назад. Да и непраздничная мрачность предвоенной музыки тоже не пришлась по душе. Зато на Западе мироощущение Бриттена совпало с интеллектуальным мейнстримом.

Когда европеец Килиан взялся за Бриттена, он хотел исследовать «крайние точки наших душ».

И подверстал к «пляске смерти» (так Бриттен описывал свою музыку) мотивы картин Мунка. Что дало возможность сопоставить разные пути, идущие к одной художественной цели.

Это балет о тревоге. О том, как это чувство переживает европейское сознание ХХ века и как художники работают с тревогой. Она во всем: в черно-малиновом или ярко-красном платье танцовщицы, в дуэтах, похожих на взрыв напряжения, когда лексика модерн-данса взрывается диссонансами. В черно-серых мрачных декорациях: океан на заднике черный, тучи над ним серые, цвета в диффузии, и струящийся туманный мрак будто вот-вот проглотит мироздание.

Тревога и в том, как в начале балета танцовщики бредут от авансцены к заднику, то есть к океану, пригибаясь под вой урагана, а главное тут — что они идут против ветра.

Потом общая группа разобьется на пары, и это повернет балет к частному, к вечной любовной теме, но беспокойство никуда не уйдет. Наоборот, оно усилится: полыхнет огнем противостояния силы и слабости (у обоих полов), обернется россыпью объятий и отторжений, уйдет в пластические пароксизмы борьбы и тяги.

Пресс-служба

Если представить себе, что Песнь Песней и Экклезиаст — это один текст, вы получите представление о балете Килиана.

Хореограф смотрел на картину Мунка «Танец жизни» — она сходна с балетом идеей названия, цветами женских платьев и водой на заднем плане. Можно сделать мысленные отсылки и к другим полотнам: хоть «Одинокие», хоть «Старые деревья», да они подходят почти все.

Но первым делом, конечно, вспоминается знаменитый мунковский «Крик».

Криком в «Забытой земле» пронизано все. От великой партитуры Бриттена, в которой три части по очереди вызывают слезы, потом гнев, а затем дают надежду на покой, и до хореографии, построенной на эмоциональной экспансии пространства, но визуально разной, в зависимости от характера музыки.

Умение пластически «кричать» здесь так разнообразно, что отсутствие балетного шепота или «разговора вполголоса» абсолютно не ощущается как однообразие приема.

А дело в том, что Иржи Килиан феноменально умеет слышать музыку. В «Симфонии» всего двенадцать танцовщиков (и шесть пар), без кордебалета — только солисты. Три части балета пластически совсем разные. Если первая пара ( — ) вопрошает судьбу в вихре извилистых высоких поддержек, обитая наполовину в воздухе, то второй дуэт ( и ) топчет грешную землю ногами, лихорадочно, в темпе кавалерийской атаки — чтобы уступить место третьей паре ( и ) В ее танце небо и земля соединяются, как две половины одного целого.

И мы так и не узнаем наверняка, что на самом деле думает Килиан: самое главное в жизни — это воспрянуть, несмотря ни на что, или неизбежно упасть — но хоть с каким-то достоинством?

Мы не узнаем. Но мы почувствуем, что этот небольшой балетный шедевр весит больше, чем многие многоактные громады. И один только жест, когда танцовщица зябко обхватывает себя руками за плечи, стоит кучи величественных академических конструкций. Килиан так умеет построить балетную комбинацию, что стандартный взмах женской ноги, без пуантов, но вытянутой в струнку, выглядит линией судьбы. А когда в финале три женщины остаются одни, без своих мужчин, и горечь потери сгибает их спины — кажется, что стайка печальных чаек парит над морем.

Эффектная пара в черном – Екатерина Шипулина и Вячеслав Лантратов. Фото Дамира Юсупова с официального сайта Большого театра

Иржи Килиан поставил «Забытую землю» на музыку Бенджамина Бриттена. Английский композитор написал Sinfonia da Requiem по заказу правительства Японии к 2600-летию основания японского государства в 1940 году. Обиженное тем, что в основу лег латинский текст католической литургии, милитаристское правительство работу не приняло, и Бриттен посвятил произведение памяти своих родителей. Хореографию на эту музыку Килиан сочинял по просьбе бывшей примы, а затем худрука Штутгартского балета Марсии Хайде. Мировая премьера балета состоялась 4 апреля 1981 года. На сцену Большого театра «Забытую землю» перенесли ассистенты Килиана Стефан Жеромски и Лоррен Блуан. Вместе с премьерами прошлого сезона «Клеткой» Джерома Роббинса и «Этюдами» Харальда Ландера она составляет теперь программу вечера одноактных балетов.

Не помешает, конечно, помнить, что родившийся на туманных берегах холодного океана Бриттен писал Sinfonia da Requiem, когда мир сотрясала страшная война. Полезно прочитать о том, что Килиана (в 1980-е возглавлявшего Нидерландский театр танца) вдохновляли мысли об океане как силе, отнимающей и дарующей жизнь, а также картина Эдварда Мунка «Танец жизни». Но, честно говоря, знать все это необязательно. Настолько сценический результат тематически шире, эмоционально богаче и во всех отношениях глубже любых пояснений и программ.

Шесть танцующих пар в костюмах разных цветов на черно-буро-сизом фоне. Как стая чаек. Хотя ни в красках, ни в пластике никакой имитации. «Хореография здесь, - утверждает Килиан, – проистекает из музыки напрямую». Музыка и хореография действительно составляют единое целое, вместе со сценографией и даже с динамикой специфически скроенных длинных юбок (сценограф и художник по костюмам Джон Макфарлейн) создавая некую «дополненную реальность», отворяя окно в суровую Северную Европу, к угрюмым варяжским водам, где вытесываются характер и эстетическое чувство. А у зрителя задействованы, кажется, даже осязание и обоняние. Едва ли не реально ощущаешь колючий, но укрепляющий воздух и запахи здорового холода, йода, чистоты. А еще – внутреннюю, какую-то «почвенную» силу. Далеко уже не только физическую.

Написанная почти 80 лет назад музыка и сочиненная почти 40 лет назад хореография воспринимаются как остроактуальные. С одной стороны, созвучные сегодняшней душевной смуте. С другой – не позволяющие в этой смуте потонуть.

В отличие от некоторых его именитых коллег Иржи Килиан не накладывает вето на исполнение своих балетов по всему миру. Он из тех, чьи творения показаны танцевальным труппам не просто из соображений цеховой респектабельности, но и как путь к раскрытию новых душевных, чувственных, интеллектуальных, а с тем и выразительных возможностей. К освобождению от шор. К раскрепощению. В конечном счете – к расширению мировоззрения.

Конечно, если в труппе найдутся «отзывчивые» исполнители.

В Большом театре нашлись. Это прежде всего три ведущие пары. Екатерина Шипулина – Владислав Лантратов (пара в черном), Ольга Смирнова – Семен Чудин (пара в белом), Янина Париенко – Вячеслав Лопатин (пара в красном) с известной долей пафоса, но не погрешив против вкуса, рассказали зрителю, точнее, поговорили с ним о любви и красоте, о трагедии и преодолении, о страсти и несвободе, о беззащитном и всесильном человеке, о частном и универсальном – поговорили на языке, для которого в такого рода «разговорах» нет границ.

Майя Крылова 03.11.2017

В Большом театре прошла премьера балета «Забытая земля» всемирно известного хореографа, руководителя Нидерладского театра танца Иржи Килиана. Спектакль был включен в программу вечера одноактных балетов наряду со спектаклями «Клетка» и «Этюды».

«Забытую землю» Иржи Килиан поставил в эпоху своего расцвета, когда молодой и талантливый уроженец Праги отправился завоевывать мир. Премьера прошла в 1981 голу в Штутгарте. В тамошнем балете Килиан начинал - как танцовщик и как хореограф. А эту постановку сделал уже как именитый гость, будучи главой всемирно известного Нидерландского театра танца. В этом году Килиану, живому классику, чьи балеты вечно молоды, исполнилось семьдесят. И постановка Большого театра удачно вписалась в юбилейные торжества.

В «Забытой земле» Килиан вдохновился «Симфонией-реквиемом» Бенджамена Бриттена (на премьере в Большом дирижировал Антон Гришанин). Для композитора это был заказ, отвергнутый заказчиками:

«Симфония» предназначалась для Японии, пожелавшей отметить национальный праздник таким способом - заказать музыку разным иностранным композиторам.

В 1940-м году партитура показалась заказчику слишком европейской: приметы католической мессы, использованные Бриттеном, не нашли понимания в стране восходящего солнца, которая открыла границы для иностранцев менее ста лет назад. Да и непраздничная мрачность предвоенной музыки тоже не пришлась по душе. Зато на Западе мироощущение Бриттена совпало с интеллектуальным мейнстримом.

Когда европеец Килиан взялся за Бриттена, он хотел исследовать «крайние точки наших душ».

И подверстал к «пляске смерти» (так Бриттен описывал свою музыку) мотивы картин Мунка. Что дало возможность сопоставить разные пути, идущие к одной художественной цели.

Это балет о тревоге. О том, как это чувство переживает европейское сознание ХХ века и как художники работают с тревогой. Она во всем: в черно-малиновом или ярко-красном платье танцовщицы, в дуэтах, похожих на взрыв напряжения, когда лексика модерн-данса взрывается диссонансами. В черно-серых мрачных декорациях: океан на заднике черный, тучи над ним серые, цвета в диффузии, и струящийся туманный мрак будто вот-вот проглотит мироздание.

Тревога и в том, как в начале балета танцовщики бредут от авансцены к заднику, то есть к океану, пригибаясь под вой урагана, а главное тут - что они идут против ветра.

Потом общая группа разобьется на пары, и это повернет балет к частному, к вечной любовной теме, но беспокойство никуда не уйдет. Наоборот, оно усилится: полыхнет огнем противостояния силы и слабости (у обоих полов), обернется россыпью объятий и отторжений, уйдет в пластические пароксизмы борьбы и тяги.

Если представить себе, что Песнь Песней и Экклезиаст - это один текст, вы получите представление о балете Килиана.

Хореограф смотрел на картину Мунка «Танец жизни» - она сходна с балетом идеей названия, цветами женских платьев и водой на заднем плане. Можно сделать мысленные отсылки и к другим полотнам: хоть «Одинокие», хоть «Старые деревья», да они подходят почти все.

Но первым делом, конечно, вспоминается знаменитый мунковский «Крик».

Криком в «Забытой земле» пронизано все. От великой партитуры Бриттена, в которой три части по очереди вызывают слезы, потом гнев, а затем дают надежду на покой, и до хореографии, построенной на эмоциональной экспансии пространства, но визуально разной, в зависимости от характера музыки.Умение пластически «кричать» здесь так разнообразно, что отсутствие балетного шепота или «разговора вполголоса» абсолютно не ощущается как однообразие приема.

А дело в том, что Иржи Килиан феноменально умеет слышать музыку. В «Симфонии» всего двенадцать танцовщиков (и шесть пар), без кордебалета - только солисты. Три части балета пластически совсем разные. Если первая пара (Екатерина Шипулина - Владислав Лантратов) вопрошает судьбу в вихре извилистых высоких поддержек, обитая наполовину в воздухе, то второй дуэт (Янина Париенко и Вячеслав Лопатин) топчет грешную землю ногами, лихорадочно, в темпе кавалерийской атаки - чтобы уступить место третьей паре (Ольга Смирнова и Семен Чудин) В ее танце небо и земля соединяются, как две половины одного целого.

И мы так и не узнаем наверняка, что на самом деле думает Килиан: самое главное в жизни - это воспрянуть, несмотря ни на что, или неизбежно упасть - но хоть с каким-то достоинством?

Мы не узнаем. Но мы почувствуем, что этот небольшой балетный шедевр весит больше, чем многие многоактные громады. И один только жест, когда танцовщица зябко обхватывает себя руками за плечи, стоит кучи величественных академических конструкций. Килиан так умеет построить балетную комбинацию, что стандартный взмах женской ноги, без пуантов, но вытянутой в струнку, выглядит линией судьбы. А когда в финале три женщины остаются одни, без своих мужчин, и горечь потери сгибает их спины - кажется, что стайка печальных чаек парит над морем.

«Забытая земля», по утверждению хореографа, «целиком и полностью вышла из музыки». Три части «Симфонии-Реквиема» Бенджамина Бриттена («Медленное, скорбное шествие», «Пляска смерти» и «Решительное завершение») рождают душевные страдания, отчаянный гнев и великую скорбь утраты.

Килиан, как никто другой, умеет раскрывать музыку средствами танца, запечатлевая услышанные музыкальные мысли и чувства в пластике.

Но оказалось, что музыка бриттеновского реквиема созвучна эмоциональному настрою картин норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка, в частности, его полотну «Танец жизни», которое, собственно, и вдохновило Килиана на создание поэтического балета «Забытая земля».

Чувственная архитектоника «Земли», как всё талантливое, предельно проста: шесть пар танцовщиков «осваивают» наполненное звуками пространство в мрачных серых декорациях. Сначала «птичьей стаей» все вместе, а потом разбившись на отдельные пары: три главных пары и три пары, становящиеся то их тенями, то их alter ego.

Причудливые движения тел танцовщиков завораживают графикой пластических линий – то геометрически точных, будто клинки шпаг, пронзающих пространство, то намеренно «изломанных», как всполохи пламени ритуальных костров.

Особо следует сказать о «говорящих руках» исполнителей. Они то молят, то негодуют, то крыльями птиц взмывают к небу, то плетьми повисают вдоль тела.

Танец темпераментной, стильной Екатерины Шипулиной и виртуозного Владислава Лантратова – это гимн страстей человеческих. Только «классические» балетные танцовщики, обладающие скульптурными, но податливыми ко всему новому телами и блестящей техникой, могут достигать столь образного художественного эффекта. Вместе с Яниной Париенко и безупречным в «классике» Вячеславом Лопатиным, с утонченной Ольгой Смирновой и элегантным Семёном Чудиным, а также с тремя другими парами, они создали неподражаемое зрелище «живых полотен».

Пара в красном: Янина Париенко, Вячеслав Лопатин

Ты будто смотришь на вдохновенную работу художника-экспрессиониста, на твоих глазах превращающего телами-«мазками» серый холст в бессюжетную, но такую волнующую игру поз, линий, разнообразных движений, изобретательных поддержек и чувственных фигур.

Незабываемо адажио Ольги Смирновой и Семёна Чудина. Их танец-объяснение в любви – это атака и отступление, победа и поражение, боль и страдание, свобода и рабство, умиротворение и тревога… Такова изысканная хореография Иржи Килиана, который превращает природную сексуальность человеческих дуэтов в эротику высокого искусства дуэтов балетных.

Замечательно сделан финал спектакля. Оставшиеся на сцене три танцовщицы, будто три птицы с надломленными крыльями, готовы принять вызов судьбы. При этом Килиан дает зрителям возможность самим пережить чувственные минуты эстетического катарсиса.


Пара в белом: Ольга Смирнова, Семен Чудин

«Встреча» трех знаменитых художников (Бриттена, Мунка и Килиана) на московской сцене дала возможность не только получить чисто зрительское удовольствие, восхищаясь изяществом и изобретательностью хореографа, виртуозной техникой исполнителей, но и оценить масштаб пластических решений философа и поэта Килиана, который ставит во главу угла духовность личности, стремящейся, несмотря на все трудности жизненного пути, «к любви и свету».

Премьерные показы «Забытой земли» проходили в рамках Вечеров одноактных балетов в обрамлении двух других спектаклей: «Клетки» Джерома Роббинса и «Этюдов» Харальда Ландера, о которых «Вечерняя Москва» в свое время писала.

В «Клетке», впервые увидевшей свет в 50-е годы прошлого века, в преддверии грядущих сексуальных революций Роббинс угадал не только побочные эффекты этих революций, но и истоки человеческого самоуничтожения как платы за удовольствия. Ныне в эпоху гендерной лихорадки «история из жизни пауков» Роббинса выглядит не просто жестокосердной, но и, как говорится, на злобу дня.

Трое в финале спектакля (слева направо): Ольга Смирнова, Екатерина Шипулина, Янина Париенко

Балет «Этюды» – своеобразный гимн датчанина Харальда Ландера балетному классу, в котором отрабатывается виртуозная техника исполнительского мастерства. Артисты Большого театра достойно представили «Этюды», завораживая зрителей не только хорошей выучкой, но и присущей им эмоциональной энергетикой, поверяя алгебру движений гармонией души.

С "Нуреевым" и в тягостном ожидании его премьеры (билеты на которую так и не продаются) балет Большого театра показал новинку не столь громкую, но очень важную для норм современного театра. Программа одноактовок, собравшая в один вечер "Клетку" о дикарском феминизме и "Этюды", гимн академическому танцу, пополнена "Забытой землей" Иржи Килиана.

"Забытая земля" поставлена Иржи Килианом в 1981-м для Штутгартского балета и станцована в Большом пронзительно и почти без помарок. Фото: пресс-служба Большого театра

У "Забытой земли" три героя. Первый - автор ставшей для спектакля основой "Симфонии-реквиема" Бенджамен Бриттен, с англиканским педантизмом услышавший в трех частях католической мессы грусть, богоборческий гнев от неизбежности смерти и мудрость вечного покоя.

Второй герой-вдохновитель - великий норвежец Эдвард Мунк, написавший свой "Танец жизни" в 1899 как обещание всех ужасов ХХ века, что накроют с головой его танцующих парами и без пар поморок, сильных и закаленных невзгодами. Третий герой сам Иржи Килиан, умница, чешский диссидент, 70-летний живой классик, поставивший много прекрасных балетов и вырастивший самую знаменитую труппу современной хореографии, Нидерландский театр танца.

В конце прошлого века он оставил главное творение своей жизни ученикам, но с Килианом остались его балеты, танцуемые по всему миру. Вообще-то он долго не позволял исполнять свою хореографию в России из-за глубокой юношеской травмы: пиетет перед советской балетной школой, по образцу которой его учили, был смят советскими же танками Пражской весны. Но теперь время прошло, и его балеты идут в Перми, Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко и в Большом (шесть лет назад там освоили "Симфонию псалмов"). Теперь вот "Забытая земля", поставленная в 1981 году для Штутгартского балета и станцованная сейчас пронзительно и почти без помарок.

Люди, вечно готовые к удару - стихии ли, войны или смерти, в "Забытой земле" справляются со страхом через танец

Почему это важно для афиши Большого: вселенский ужас человека перед неизбежной катастрофой редко становится балетной рефлексией. Выросший в Восточной Англии Бриттен, норвежец Мунк и долго работавший в Нидерландах Килиан знали по себе, что жизнь вблизи Северного моря провоцирует философское отношение к близкому горю. Люди с богом забытого клочка земли, вечно готовые к удару - стихии ли, войны или смерти, в "Забытой земле" справляются со страхом через танец, и с первых же тоскливо свистящих тактов противопоставляют ему любовь как главную силу жизни. Три главных пары, обозначенные как пары в черном, красном и белом и три теневых, одетых в размытые тона (сценограф и художник по костюмам Джон Макфарлейн), пытаются разобраться не столько в себе и в своих отношениях, сколько с любовью в мире, где она невозможна, и каждый рискует остаться один.

Каждое па Килиана растет из музыки (как не вспомнить вульгарное "золотые уши", сказанное о Килиане тем же Нуреевым), и все ее депрессии, тревоги, свист ветра, ужас шепота переносятся телами артистов в вязь особой килиановской неоклассики, что обживает любое пространство и делает философским любое отчаяние. Очень сильно тому помогают инфернальные актерские работы "черной" Екатерины Шипулиной и "красного" Вячеслава Лопатина, будто всю жизнь танцевавших эту как бы прозрачную с первого взгляда хореографию.

В параллель к "Забытой земле" легко становятся близкие ему по решению "Русские сезоны" Алексея Ратманского. Но как Ратманский сделал точный до спазма в горле сколок национальной судьбы, так Килиан уловил наднациональное в общем и неизбежном реквиеме жизни.

Следующий блок премьерных спектаклей в феврале. Надо увидеть.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры