Татьяны милый идеал. «Татьяна — милый идеал…» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Главная / Любовь

Является роман в стихах «Евгений Онегин». На его создание писатель потратил более семи лет. В результате «Евгений Онегин» стал одним из наиболее значительных произведений русской словесности. Главных героев автор изобразил яркими, запоминающимися и необычайно живыми. Это и молодой повеса Онегин , и романтичный мечтатель Ленский , и легкомысленная Ольга , и погруженная в свой мир Татьяна . Повышенный интерес у критиков вызывали женские образы в этом романе. Как известно, каждый писатель стремился изобразить тот идеал, в котором видел лучшие народные черты. Таким идеалом у Пушкина стала Татьяна.

Она стала эталоном и образцом подражания для множества других женских персонажей в произведениях русских классиков. Главные черты Татьяны - пылкость, искренность, прямодушие, мечтательность. Она всегда задумчива, печальна, полна необъяснимой глубины. В романе она проявила себя, как преданная дочь, сестра, друг и жена. Такое имя для своей героини Пушкин выбрал неслучайно. В первой половине 19-го века оно не было особо популярным и считалось простонародным, даже немного старомодным. Как он сам отмечает: «Впервые именем таким/ страницы нежные романа/ мы своевольно освятим». Он хотел, чтобы она отличалась от жеманных столичных красавиц, поэтому имя Татьяна оказалось самым подходящим для его героини.

Внешность Татьяны довольно заурядна и даже не так красива, как многие могли себе представить. По сравнению со своей младшей сестрой, розовощекой, белокурой красавицей Ольгой, Татьяна не привлекает ни красотой, ни румяной свежестью, но Онегин замечает в ней что-то неординарное, как раз то, что ему нравится в людях. Эта застенчивая барышня-подросток даже дома чувствовала себя лишней и чужой. Она всех сторонилась, проводила много времени за чтением иностранных романов и изучением народных приданий. Описывая Татьяну, нужно отметить, что она безумно любила русскую зиму, катания на санях и святочные гадания. Неслучайно ее именины проходят в этот период года. Она любит ворожить, верит в приметы, гаданья и сбыточные сны.

Сон, увиденный ею в период святок, сбывается со всей реалистичностью. Она видит, как Онегин в гневе убивает Ленского и с ужасом просыпается, не найдя объяснения картинам, возникшим в ее воображении. В результате так и получается. Ленский, ревнуя Ольгу к Онегину, вызывает его на дуэль и умирает от руки друга. Тот факт, что Татьяна предвидела это событие, свидетельствует о том, что она обладала чутким сознанием и обостренной интуицией. Не случайно она выбирает Онегина героем своих надежд и мечтаний. Она видит в нем недюжинный ум и способности, скрытые под маской отстраненности. Даже понимая, что он, скорее всего, не умеет любить, девушка продолжает им восхищаться.

Для Татьяны, как и для Ленского, любовь - это основа всего, великое счастье и единственный путь к благополучию. К Онегину это понимание приходит позже, когда он понимает, что Татьяна его единственный идеал. Встретив ее через несколько лет, уже в качестве жены какого-то новомодного князя, он думает, что наверняка она изменилась, стала фальшивой и жеманной, как все дамы света. Но как же его удивляет ее прежняя простота, которая осталась неизменной. Одна строка в романе удивительным образом описывает Татьяну - «без подражательных затей». Героиня действительно настолько прямодушна и прекрасна на фоне светской фальши, что Онегин вдруг отчетливо понимает, что упустил самое важное в своей жизни. Это любовь его идеальной женщины.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин особо выделяет из все представительниц дворянского общества лишь одну – Татьяну. Татьяна, по своему развитию, на много выше своих сверстниц. Красота окружающей природы, постоянное уединение, привычка мыслить самостоятельно, природный ум сформировали внутренний мир Татьяны, до которого, при всем своем уме, не дорос Онегин. В своей семье она была одинока. Пушкин пишет:

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Встретив Онегина, в котором она почувствовала необычного человека, Татьяна полюбила его. Письмо Лариной поражает силой чувства, тонкостью ума, полно скромности и красоты. Онегин не разглядел главного в Татьяне: Татьяна - это одна из тех цельных натур, которая может любить только один раз. Онегина тронуло письмо, но не более того. Он говорит Татьяне: “И сколько б ни любил я вас, привыкнув, разлюблю тотчас» Образ Татьяны на протяжении всего романа возрастает в своем значении. Попав в высшее аристократическое общество, Татьяна в глубине души осталась прежней русской женщиной, готовой променять “ветошь маскарада” на сельское уединение. Ее утомляет несносный вздор, который занимает женщин ее круга, она ненавидит волнения. Поведение и поступки Татьяны противопоставлены модной спеси самолюбиво-равнодушных дам высшего света и осторожной предусмотрительности пустых, провинциальных кокеток. Правдивость и честность - основные черты характера Татьяны. Они проявляются во всем: и в письме, и в заключительной сцене объяснения с Онегиным, и в размышлениях наедине с собой. Татьяна принадлежит к тем возвышенным натурам, которые не знают расчета в любви, и поэтому они так прекрасны и неповторимы.

В обществе, “где воспитанием немудрено блеснуть”, Татьяна выделяется своими познаниями и оригинальностью. Наделенная “своенравной головой”, Татьяна проявляет неудовлетворенность жизнью в дворянской среде. И будучи уездной барышней, и княгиней, “величавой законодательницей зал”, она тяготится мелочностью и скудостью интересов окружающих. Пушкин пишет, восхищаясь ее качествами:

Невольно, милые мои, меня стесняет сожаленье;
Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою.

Татьяна красива и внешне, и внутренне, у нее проницательный ум, потому что, став светской дамой, она быстро дала оценку аристократическому обществу, в которое попала. Ее возвышенная душа требует выхода. Пушкин пишет: “Ей душно здесь... она мечтой стремится к жизни полевой”. Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на “ярмарку невест”, пережив крушение своих идеалов. Она имела возможность в московских и петербургских салонах, на балах внимательно понаблюдать за людьми типа Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм.

Примечание:

Вот как впервые появляется героиня на страницах романа:

Итак, она звалась Татьяной,
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.

В Татьяне Лариной пленяет совсем другое: задумчивость, мечтательность, любовь к природе, искренность, цельность натуры.

От небес озарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным...

Татьяна безусловно является лирической героиней. Она, начитавшись французский романов, представляет Онегина одним из героев таких романов и наделяет его теми же качествами, но мы знаем, что Татьяна глубоко ошибается – Онегин не является героем романов.

А.Н. Островский (Гроза)

Татьяна - милый идеал

(по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский в своей статье "Евгений Онегин" назвал произведение "энциклопедией русской жизни". Роман был для поэта, по его словам, "плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". Среди множества действующих лиц, в романе самым крупным планом показана Татьяна Ларина, которую автор называет своим "милым идеалом". В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. Красота женщины делает светлым мир, наполняя его особой духовностью.

Пушкин выделяет Татьяну из многих представительниц дворянского общества только лишь потому, что она по своему развитию выше окружающей среды. Красота окружающей природы, постоянное уединение, привычка мыслить самостоятельно, природный ум сформировали внутренний мир Татьяны до которого, при всем своем уме, не дорос Онегин. В своей семье она была одинока. Пушкин пишет: "Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой". Встретив Онегина, в котором она почувствовала необычного человека, Татьяна полюбила его. Письмо Лариной поражает силой чувства, тонкостью ума, полно скромности и красоты. Онегин не разглядел главного в Татьяне: Татьяна это одна из тех цельных натур, которая может любить только один раз. Онегина тронуло письмо, но не более того. Он говорит Татьяне: "И сколько б ни любил я вас, привыкнув, разлюблю тотчас".

Образ Татьяны на протяжении всего романа возрастает в своем значении. Попав в высшее аристократическое общество, Татьяна в глубине души осталась прежней русской женщиной, готовой променять "ветошь маскарада" на сельское уединение. Еў утомляет несносный вздор, который занимает женщину ее круга, она ненавидит волнения.

Поведение и поступки Татьяны противопоставлены модной спеси самолюбиво-равнодушных дам большого света и осторожной предусмотрительности пустых, провинциальных кокеток. Правдивость и чесность основные черты характера Татьяны. Они проявляются во всем, и в письме, и в заключительной сцене объяснения с Онегиным, и в размышлениях наедине с собой. Татьяна принадлежит к тем возвышенным натурам, которые не знают расчета в любви. Они отдают все силы своего сердца, и поэтому они так прекрасны и неповторимы.

В обществе, "где воспитанием немудрено блеснуть", Татьяна выделяется своими познаниями и оригинальностью. Наделенная "своенравной головой", Татьяна проявляет неудовлетворенность жизнью в дворянской среде. И уездной барышней, и княгиней, "величавой законодательницей зал", она тяготится мелочностью и скудостью интересов окружающих. Пушкин пишет, восхищаясь ее качествами: "Невольно, милые мои, меня стесняет сожаленье. Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою". Татьяна красива и внешне, и внутренне, у нее проницательный ум, потому что, став светской дамой, она быстро дала оценку аристократическому обществу, в которое попала. Ее возвышенная душа требует выхода. Пушкин пишет: "Ей душно здесь, она мечтой стремится к жизни полевой." Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на "ярмарку невест", пережив крушение своих идеалов. Она имела возможность в московских и петербургских салонах, на балах внимательно пронаблюдать людей, типа Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм. Татьяна та решительна русская женщина, которая могла бы пойти за декабристами в Сибирь. Все дело в том, что Онегин не декабрист. В образе Татьяны Лариной Пушкин показал проявление независимого женского характера, только в области личных, семейных, светских отношений. Впоследствии много русских писателей Тургенев, Чернышевский, Некрасов в своих произведениях уже ставили вопрос о правах русской женщины, о необходимости ее выхода на широкую арену общественно-политической деятельности. У каждого писателя есть книги, где он показывает свой идеал женщины. Для Л.Толстого это Наташа Ростова, для Лермонтова Вера из "Героя нашего времени", Пушкина Татьяна Ларина. В нашей современной действительности облик "милой женственности" приобрел несколько другую канву, женщина более деловая, энергичная, ей приходится решать много проблем, но суть души русской женщины остается прежней: гордость, честь, нежность все то, что так ценил Пушкин в Татьяне.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://goldref.ru/

«Татьяны милый идеал» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» выведен женский идеал автора. Его выразителем является Татьяна Ларина, чьим жизненным кредо можно считать слова «но я другому отдана, я буду век ему верна». В этой фразе, на мой взгляд, отражена вся натура героини – чистая, глубоко нравственная, ставящая долг выше своих эмоций, страстей.
Впервые мы встречаемся с Татьяной во второй главе романа. Автор знакомит нас со старшею сестрой Ольги Лариной. Татьяна, по его собственному признанию, гораздо более ему симпатична, чем ее младшая сестра.
С самых первых строк Автор подчеркивает (используя прием отрицания), что его любимая героиня не вписывается в общепринятые каноны красоты. Она наделена просторечным именем («с ним, я знаю, неразлучно Воспоминанье старины Иль девичьей»). Кроме того, она столь ярка и красива, как Ольга. Наоборот, Татьяна «дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива…»
С самого детства героиня отличалась от остальных девочек – она не признавала их игр и занятий, ее не интересовали обычные «девчоночьи глупости»: куклы, моды, балы. Татьяну привлекали необычные вещи:
страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей.
Она предпочитала уединение, общение с природой и самой собой: «Она любила на балконе Предупреждать зари восход…» Автор подчеркивает, что его героиня очень близка к природе и естественному – деревенскому - ходу вещей, укладу жизни. Вся она воплощение гармонии и непосредственности.
Возможно, именно поэтому Татьяна чувствовала себя чужой в родной семье – «Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей…» Она росла и взрослела «сама в себе», под влиянием собственных мыслей и книг, которые ей заменяли беседы с близкими и друзей.
Что же читала эта героиня? В основном, это были французские любовные романы. Там Татьяна находила все – романтическую любовь, героя, которым можно увлечься, бурную и необычную жизнь, отличающуюся от столь чужого ей домашнего быта.
Именно поэтому, мне кажется, познакомившись с Онегиным, она тут же влюбилась в него, ведь Евгений был так не похож на окружающих ее недалеких деревенских женихов. Татьяна сумела разглядеть в герое недюжинный ум, большой потенциал, душевный надлом. Всем этим он был столь близок ее любимым французским героям!
Мы видим, что, влюбившись, Татьяна полностью отдается своему чувству. Все ее мысли, движения души, действия были подчинены одному – Онегину»: «теперь и дни и ночи, И жаркий одинокий сон, Все полно им…»
Поэтому героиня решается на невиданный для своего времени шаг – она первой признается мужчине в любви, написав ему письмо. О чем это говорит? Мне кажется, о силе чувств Татьяны, о ее естественности, о «незашоренности» ее сознания. Эта девушка далека о светских предрассудков – она любит и считает правильным сказать о своей любви.
Важно, что и Онегин оценил шаг девушки. Именно поэтому он отказал ей – герой увидел нравственную чистоту, искренность Татьяны и не захотел воспользоваться чувством такого светлого и чистого существа в корыстных целях:
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, -
То, верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.
Отказ Онегина стал страшным ударом для героини: «Татьяна увядает, Бледнеет, гаснет и молчит!» Но вскоре произошло событие, которое перевернуло ее представление о возлюбленном, дало толчок для нового поворота в ее судьбе.
Онегин убивает на дуэли жениха Ольги – Владимира Ленского, и уезжает из деревни. Волею судеб, в одиночестве и горестных раздумьях, Татьяна попадает в дом Евгения, в его кабинет. Именно здесь ей открывается внутренний мир Онегина. И что же понимает героиня?
Что тот, кого она так боготворила, считала цельной и сильной личностью, во многом подражатель, жертва моды, не герой, а пародия на героя:
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, …
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Думаю, эта догадка помогла Татьяне немного освободиться от оков ее чувства, дать согласие поехать в Москву на «ярмарку невест». А чуть позже мы узнаем, что она удачно выходит замуж – за богатого и именитого генерала и превращается в московскую красавицу, настоящую светскую львицу: «Нина мраморной красою Затмить соседку не могла, Хоть ослепительна была».
Именно такой ее вновь встречает Онегин. Он, много передумавший и перестрадавший, кардинально изменившийся, влюбляется в эту красавицу, сумевшую сохранить свою естественность и искренность. Теперь уже Онегин пишет Татьяне письмо с признаниями, однако получает отказ:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
В этих словах - вся натура героини, которая честь и долг ставит превыше всего. Никогда она не опустится до измены, никогда не оскорбит этим мужа и себя, даже если ей придется расплачиваться страданиями и слезами.
Таким образом, Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина в романе «Евгений Онегин». Ее, в отличие от Онегина, автор считает идеалом женщины и человека, ни разу не сошедшим с правильного пути, всегда и всюду следовавшим за голосом своей чести, своего нравственного чувства. Именно поэтому Пушкин говорит про нее «Татьяны милый идеал».


Создавая образ своего времени и человека эпохи, Пушкин в романе «Евгений Онегин» донёс и личное представление об идеале русской женщины.

Идеал поэта — Татьяна. Пушкин так и говорит о ней: «Милый идеал». Конечно, Татьяна Ларина — это мечта, представление поэта о том, какой должна быть женщина, чтобы ею восхищались и любили.

При первом знакомстве с героиней мы видим, что поэт выделяет её среди других представительниц дворянства. Пушкин подчёркивает, что Татьяна любит природу, зиму, катание на санках. Именно сказки няни, русская природа, старинные обычаи, которые соблюдались в семье, сделали Татьяну «русскою душой». Татьяна во многом похожа на других девушек: она верит снам, карточным гаданиям, преданьям старины. Но было что-то такое, что отличало её от всех остальных, что делало её в собственной семье чужой. К родителям она не ласкалась, с детьми почти не играла и рукоделием не занималась. Но была очень мечтательной, жила особой внутренней жизнью. В ней нет кокетства и притворства. Большую роль в жизни Татьяны играли книги. Именно они сформировали её душевные качества и внутренний мир. Пытливая от природы, она ищет ответы на интересующие её вопросы у матери, отца, няни. Но ответов не получает. Их она пытается найти в книгах. О жизни и любви Татьяна судит по прочитанным романам. В них она видит другую жизнь, отличающуюся от жизни её круга. Она думает, что всё это не придумано автором, а существует. И героиня уверена, что ей тоже предстоит встретить таких людей и пожить такой жизнью. Неудивительно, что, встретив Онегина, отличающегося от всех ей знакомых молодых людей, Татьяна принимает его за героя романа и влюбляется. Вообще, Татьяна — натура поэтическая, высокая, одухотворённая. Привлекает в Татьяне её открытость и прямота. Хотя во все времена не принято было девушке первой признаваться в любви, но осуждать за это Татьяну трудно. Ведь она это делает, потому что невинная и искренняя натура.

Трудно не заметить постоянство характера Татьяны. Это качество присуще ей с детства. Но и став знатной дамой, героиня мало меняется. Все изменения только внешние. В душе она остаётся всё той же «милой Татьяной». И в столице со своим душевным благородством, простотой и глубиной чувств она остаётся внутренне одинокой. Но своим нравственным убеждениям героиня не изменяет. Это чётко видно в её ответе Онегину. Да, она с тоской вспоминает о прошлом и прямо признаётся в любви к Онегину. Но она уже не прежняя Татьяна и поэтому решительно отказывается от счастья: «Но я другому отдана, я буду век ему верна».

Главные качества Татьяны — душевное благородство, искренность, чувство долга. Проходит время, всё меняется в мире: мода, увлечения, общественные законы — но в чести всегда будут такие качества, которые делают Татьяну Ларину милой и привлекательной.

Образ Татьяны не теряет своей свежести и чистоты и в наше время. Современных девушек образ героини учит верности, нравственной чистоте, женственности, красоте помыслов и поступков.

    • Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы задачи – показать век и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин – реалист, а потому его герои не просто люди своего времени, но и, если так можно выразиться, люди того общества, которое их породило, т. е. это люди и своего […]
    • «Евгений Онегин» - широкоизвестное произведение А.С.Пушкина. Тут писатель реализовал основной замысел и стремление - дать образ героя времени, портрет своего современника - человека XIX столетия. Портрет Онегина - это неоднозначное и сложное сочетание многих положительных качеств и больших недостатков. Образ Татьяны самый значительный и важный женский образ в романе. Основную романтическую сюжетную линию пушкинского романа в стихах составляют взаимоотношения Онегина и Татьяны. Татьяна влюбилась в евгения […]
    • Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работал свыше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 г. Первое упоминание о романе мы находим в письме Пушкина к Вяземскому из Одессы от 4 ноября 1823 г.: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». Главным персонажем романа является Евгений Онегин – молодой петербургский повеса. С самого начала романа становится понятно, что Онегин очень странный и, безусловно, особенный человек. Он конечно же в чем‑то походил на людей, […]
    • Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа «Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на «Горе от ума» Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других […]
    • Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Связано это конечно же с тем, что ни одно произведение русской литературы не может сравниться с бессмертным романом по широте охвата современной писателю действительности. Пушкин описывает свое время, отмечая все, что было существенно для жизни того поколения: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моду и […]
    • "Евгений Онегин" - реалистический роман в стихах, так как. в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта - это произведение, в котором "отразился век и современный человек". "Энциклопедией русской жизни" назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о […]
    • Татьяна Ларина Ольга Ларина Характер Для Татьяны свойственны такие черты характера: скромность, задумчивость, трепетность, ранимость, молчаливость, меланхоличность. Ольга Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Образ жизни Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Она замкнута, живёт в собственном внутреннем […]
    • Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части […]
    • Хочется снова и снова возвращаться к пушкинскому слову и его замечательному роману в стихах "Евгений Онегин", где представлена молодежь 20-х годов XIX века. Существует очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никогда не станет эта […]
    • Духовная красота, чувственность, естественность, простота, умение сочувствовать и любить – этими качествами А.С. Пушкин наделил героиню своего романа «Евгений Онегин», Татьяну Ларину. Простая, внешне ничем не примечательная девушка, но с богатым внутренним миром, выросшая в глухой деревушке, зачитывающаяся любовными романами, любит страшные истории няни и верит преданиям. Ее красота внутри, она глубока и ярка. Внешность героини сравнивается с красотой ее сестры, Ольги, но последняя, хоть и красива снаружи, не […]
    • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • Евгений Онегин – главный герой одноимённого романа в стихах А. С. Пушкина. Он и его лучший друг Владимир Ленский предстают как типичные представители дворянской молодёжи, бросившие вызов окружающей их действительности и подружившиеся, словно объединившись в борьбе против неё. Постепенно непринятие традиционных закостенелых дворянских устоев вылилось в нигилизм, который ярче всего прослеживается в характере другого литературного героя – Евгения Базарова. Когда начинаешь читать роман «Евгений Онегин», то […]
    • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя - Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним […]
    • Темы и проблемы (Моцарт и Сальери). "Маленькие трагедии" - цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы". Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 Данный текст предназначен только для частного использования - 2005 год). "Маленькие трагедии" - не пушкин-ское название, оно возникло при публикации и основывалось на фразе П-на, где словосочетание "маленькие трагедии" употреблялось в буквальном смысле. Авторские названия […]
    • А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что […]
    • А.С. Пушкин - величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу […]
    • Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
    • А. С. Пушкин - великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихот­ворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирс­ких руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «воль­ность». В первый период своего творчества - период окончания лицея и про­живания в Петербурге- до 1820 года- […]
  • © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры