Тема любви в литературе. Тема любви в литературе - сочинение

Главная / Любовь

Тема любви в литературе. Любовь выскочила перед нами,как убийца выскакиваетиз-за угла, и мгновенно поразила нас сразуобоих М.Булгаков.Тема любви в литературевсегда актуальна. Ведь любовь- это самое чистое и прекрасное чувство, котороевоспевалось ещ с античных врем н. Любовь одинакова всегда, будь ето любовьюношеская или более зрелая. Любовь не стареет. Если возводить пьедистал любви, то несомненнона первом месте будет любовь Ромео и Джульетты.Это самая красивая любовнаяистория, котороя увековечила е автора- Шекспир.

Любовь Ромео и Джульетты спервого взгляда, с первых слов. Двое влюбл нных идут на перекор судьбе,несмотря на вражду между их семействами, они выбирают любовь. Ромео готов радилюбви отказаться даже от своего имени, а Джульетта готова умереть, лишь бы бытьВерной Ромео и их любви. Они погибают во имя любви, умирают вместе, по тому чтонемогут жить друг без друга. Жизнь одного теряет смысл без другого.Хоть этоистория любви и трагична, на любовь Ромео и Джульетты всегда и везде, в любыевремена будут равняться влюбл нные. Но менуют века, летят годы, и мирпреображается.

Хоть любовь и вечна, но и она меняется. Она также становитсясовременнее, где-то расч тливее и где-то даже жестока. А если любовьодносторонняя, то она вовсе погибает. Так умерла любовь Базарова и Одинцовой впроизведении И.Тургенева Отцы и дети. Столкнулись две одинаково сильныеличности. Их общие интересы, разговоры в итоге переросли в любовь. Но любящимоказался только Базаров.Любовь для него становится сильным потрясением,которого он неожидал. Для Базарова, до встречи с Оденцовой, любовь неиграланикакой роли. Все человеческие страдания, душевные переживания были для его миранеприемлимы.

Он-герой одиночка, выскочка из общества существует только он, вс остальное ему не интересно. Но все мы люди и незнаем на пер д, что намподготовила судьба.Поэтому Базаров очень больно воспринимает свою любовь. Емутрудно признаться в первую очередь себе, в своих чувствах, не говоря обОдинцовой.

И признание сво он выжимает из себя. А Одинцова-расч тливая натура.До тех пор, пока были затронуты интересы, желание познать новое, ей был иинтересен и Базаров. Но как только темы были изчерпаны, тогда пропал и интерес.Она жив т в сво м мире, в котором вс по плану, и ничто не может расстроитьэтот порядок, даже любовь. И замуж она выйдет, потому что это удобно только дляне. А Базаров? Базаров временное, неожиданное изменение, которое залетело,каксквозняк, и тут же вылетело.Такая любовь не может выжить, поэтому Базаров иОденцева расходятся в разные стороны.

Если рассматривать любовь в произведенииМ.Булгакова Мастер и Маргарита, но непременно наткн мся на любовь радикоторой герои также идут на жертвы, как и в Ромео и Джульетте. Любовь мастераи маргариты будет вечной, только из-за того, что один из них будет бороться за чувства обоих. И пожертвует собойради любви Маргарита.Мастер устанет и испугается такого мощного чувства, что витоге привед т его в сумашедший дом. Там он надеется, что Маргарита забудетего.

Конечно на него повлияла и неудача написанного романа, но отказаться отлюбви? Есть ли что-то, что может заставить отказаться от любви? Увы, да, иэто-трусость. Мастер бежит от всего мира и от самого себя. Но Маргарита спасает их любовь. Е ничто неостанавливает. Ради любви она готова пройти через многие испытания. Нужно статьведьмой? Почему бы и нет, если это поможет найти возлюбленного.Е сильная любовь в итоге побеждает,Маргарита спасает от безумия Мастера, их любовь, которая, обретает покой, будетвечной.

Какая бы разная ни была любовь- это чувствовс равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут, сочиняют стихи, о любвипо тся в песнях. Создателей прекрасных произведений можно перечислять добесконечности, так как каждый из нас, будь он писатель или простой человек,хоть раз в жизни испытывал это чувство. На мой взгляд, без любви небудет жизнина земле.И читая произведения мы сталкиваемся с чем-то возвышенным, котороепомогает нам рассмотреть мир с духовной стороны.

Ведь с каждым героем мыпереживаем его любовь вместе. Авторы помогают нам любить. А любовь, в своюочередь, делает нас добрее и чище. Эстония.г.Тарту. 12 класс 2001г.ТартуРаади Гимназия.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Любовь определена как тематическое направление итогового сочинения в 2015 году . Содержание тематического направления "Любовь" предполагает следующее: "направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах".

Тема любви довольно привлекательна для девушек, так как соответствует их потребности в этом чувстве, конечно, в любви как чувстве между мужчиной и женщиной.

Не менее привлекательна любовь и для русских писателей, в том числе прошлого - редкий творец золотого века русской литературы не обратил на нее внимания, не раскрыл в своем произведении, представив свое видение.

Самым интересным для раскрытия темы любви мужчины и женщины, на мой взгляд, является тот аспект, который мы проживаем с героями романа Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин".

Что такое любовь по Пушкину? Это Божий дар (поэтому Татьяна в письме к Онегину пишет: "То в вышнем суждено совете...То воля неба"; "Я знаю, ты мне послан богом"). И Татьяна именно так к своему чувству относится.

В возникшем у Татьяны чувстве есть элемент случайности, на мой взгляд. На месте Онегина мог оказаться любой. Татьяна была готова к любви, и, как только появился человек, в которого можно влюбиться, она влюбилась ("Пора пришла, она влюбилась") и целиком отдалась этому чувству ("Все думать, думать об одном И день и ночь до новой встречи"). Любовь Татьяна считает естественным явлением, поэтому доверяет себя и свое чувство Онегину. Татьяна искренна, открыта и честна в любви как перед собой, так и перед человеком, в которого влюбилась. В отличие от Онегина, который к любви не готов, и мы не чувствуем его потребности в ней. Поэтому оценить любви к себе он не смог, да и нечем было - его сердце было "остужено" опытом. Он объясняется Татьяне, заканчивая свою речь поучением о том, как со своими чувствами следует поступать. Татьяна не отказалась от своего "дара", смирившись с невозможностью его раскрытия и покорившись стандартной судьбе девушки из светского общества того времени. Поэтому, когда не нашедший себя ни в чем, "без службы, без жены, без дел", Онегин вдруг начинает испытывать любовь (не исключено, что пробуждению способствовала "запретность" плода), то ответить ему взаимностью уже не может. Пушкин четко расставил приоритеты между честью и любовью - честь превыше всего (здесь вспоминается его эпиграф к "Капитанской дочке" - "Береги честь смолоду" и судьба самого Пушкина, погибшего, защищая честь свою и своей семьи).

Любовь у Пушкина - чувство, без сомнения, высокое. Оно не каждому дается, поэтому и соотносится с Божьим даром. Оно облагораживает - Онегин, пресыщенный повеса, честен с Татьяной и сохраняет ее чувство в тайне от остальных. Татьяна, влюбившись, становится еще гармоничнее и красивее, ее образ любимой пушкинской героини становится цельнее, и, конечно, в нем есть благородство: "Но я другому отдана; И буду век ему верна". Любовь по Пушкину - чувство светлое, но трагичное. Даже будучи взаимным, оно не делает любящих счастливыми, потому что есть чувства важнее любви.

Развивая тему любви как дара, как чувства светлого и трагичного, я бы продолжила размышлять на основе произведений И.А. Бунина и А.И. Куприна.

У Бунина я бы взяла рассказ "Чистый понедельник" . Трагедия любви в Чистом понедельнике заключается в том, что за внешним лоском, красотой и суетой жизни главные герои не смогли свою любовь развить и оценить. Бунин не лишает своих героев физической близости, но она становится в рассказе завершением отношений героев.

Повесть А.И. Куприна "Гранатовый браслет" , на мой взгляд, является олицетворением любви как дара и трагедии. Неслучайно в этом произведении есть слова, которые стали афоризмом: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!" И именно в этом произведении любовь как дар предстает наиболее ярко, именно поэтому в конце повести Вера Николаевна осознает, что "та любовь, о которой мечтает каждая

женщина, прошла мимо нее".

Тема любви в произведениях русских писателей существует испокон веков. И у каждого автора своя точка зрения, по поводу определения слова любовь. В этом сочинении я постараюсь рассмотреть различные точки зрения авторов по рассказам Чехова «О любви», Бунина «Кавказ» и Купина «Куст сирени».
Рассказ Антона Павловича Чехова «О любви» является завершающим рассказом в «маленькой трилогии». Эти рассказы объединяет одна тема - «футлярное существование». Но именно в рассказе «О любви» Чехов рассказывает о самом страшном футляре. Алёхин рассказывает о истории своих отношений с Анной Луганович. Возлюбленные скрывают друг от друга свои чувства, боясь недопонимания и невзаимности. Скрывая эти чувства, герои превращают любовь в мучение. Тем самым Чехов показывает, что какими бы не были чувства скрывать их не стоит.
Рассказ Николая Алексеевича Бунина «Кавказ» положил начало цикла новелл «Темные аллеи». Бунин считает, что любовь должна быть яркой, стремительной, быстрой, но не долгой, размеренной и прочной. В рассказе «Кавказ» Бунин показывает историю двух возлюбленных, но главной проблемой в их отношении является то, что героиня рассказа замужем. И она начинает понимать, что её муж что-то заподазривает. И что бы побыть вдвоем и отдохнуть от вечного вранья и ношения маски, возлюбленные решают сбежать на море. С помощью антитез автор показывает нам чувства героев в городе и на берегу моря. Так, например, в Москве «шли холодные дожди», а на юге «казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте». И рассказ заканчивается на том, что муж все-таки распознал измену, и, не вытерпев этого, он «выстрелил себе в виски из двух револьверов». Оставив возлюбленным шанс жить в счастье
А вот мнение о понятии любви у Александра Ивановича Куприна в рассказе «Куст сирени» противоположное от мнения Чехова. Куприн считает, что любовь должна быть действительной и жертвенной. Героиня рассказа – преданная женщина, которая всячески пытается сопереживать своему мужу. Она отдается мужу и любви полностью. Когда героиня увидела своего мужа расстроенным, чувствующим себя в отчаянии, она всячески попыталась узнать о произошедшем и утешить своего мужа. «Она приучалась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом», именно это качество помогло Николаю нее упасть духом и исправить свою ошибку. Тем самым автор показывает, что любовь – главное счастье.
Я на сто процентов не могу согласиться ни с одним мнением авторов. Я считаю, что любовь не должна быть слишком жертвенной, но и не должна быть краткой и слишком стремительной. Я считаю, что любовь должна быть в меру жертвенной и в меру стремительной.

А сколько
стоит написать твою работу?

Тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Контрольная работа Задачи Эссе Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Магистерский диплом Он-лайн помощь Отчёт по практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Часть дипломной работы Чертежи Срок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Сдачи Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь цену

Вместе с оценкой стоимости вы получите бесплатно
БОНУС: спец доступ к платной базе работ!

и получить бонус

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту.

Если в течение 5 минут не придет письмо, возможно, допущена ошибка в адресе.

Философия любви в произведениях русской литературы XIX-XX века

МОУ СОШ № 33


Р Е Ф Е Р А Т


«Философия любви в произведениях

литературы XIX – XX веков»


11 «Ж» класс

ученица: Балакирева М.А.

преподаватель: Захарьева Н.И.

КАЛИНИНГРАД – 2002 год

    Введение - с.2

    Основная часть: - с.4

    Любовная лирика М.Ю. Лермонтова. - с.4

    «Испытание любовью» на примере произведения И.А. - с.7

Гончарова «Обломов».

3. История первой любви в повести И.С. Тургенева «Ася» - с.9

    «Всякая любовь есть великое счастье...» (Концепция - с.10

любви в цикле рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи»)

    Любовная лирика С.А. Есенина. - с.13

    Философия любви в романе М. Булгакова - с.15

« Мастер и Маргарита»


III. Заключение. - с.18

Список использованной литературы

I . ВВЕДЕНИЕ.

Тема любви в литературе всегда была актуальна. Ведь любовь – это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось еще с античных времен. Любовь одинаково волновала воображение человечества всегда, будь это любовь юношеская или более зрелая. Любовь не стареет. Люди не всегда сознают истинную мощь любви, ибо, если бы они сознавали ее, они бы воздвигали ей величайшие храмы и алтари и приносили величайшие жертвы, а меж тем ничего подобного не делается, хотя Любовь этого заслуживает. И поэтому поэты, писатели всегда старались показать истинное ее место в человеческой жизни, отношениях между людьми, находя свои, присущие именно им приемы, и, выражая в своих произведениях, как правило, личные взгляды на это явление человеческого бытия. Ведь Эрот – самый человеколюбивый бог, он помогает людям и врачует недуги, как физические, так и нравственные, исцеление от которых было бы для рода человеческого величайшим счастьем.

Существует представление о том, что ранняя русская литература не знает таких прекрасных образов любви, как литература Западной Европы. У нас нет ничего подобного любви трубадуров, любви Тристана и Изольды, Данте и Беатриче, Ромео и Джульетты... На мой взгляд, это неверно, вспомнить хотя бы «Слово о полку Игореве» - первом памятнике русской литературы, где наряду с темой патриотизма и защиты Родины ясно просматривается тема любви Ярославны. Причины более позднего «взрыва» любовной темы в русской литературе надо искать не в недостатках русской литературы, а в нашей истории, менталитете, в том особом пути развития России, который выпал ей, как государству наполовину европейскому, наполовину азиатскому, находящемуся на границе двух миров - Азии и Европы.

Возможно, в России действительно не было таких богатых традиций в развитии любовного романа, какие были в Западной Европе. Между тем, русская литература XIX века дала глубокое освещение феномена любви. В произведениях таких писателей, как Лермонтов и Гончаров, Тургенев и Бунин, Есенин и Булгаков и многих других сложились черты Русского Эроса, русского отношения к вечной и возвышенной теме – любви. Любовь – это полное изживание эгоизма, «перестановка центра нашей жизни», «перенос нашего интереса из себя в другое». В этом заключается огромная нравственная сила любви, упраздняющая эгоизм, и

возрождающая личность в новом, нравственном качестве. В любви возрождается образ божий, то идеальное начало, которое связано с образом вечной Женственности. Воплощение в индивидуальной жизни этого начала создает те проблески неизмеримого блаженства, то «веяние нездешней радости», которое знакомо каждому человеку, испытавшему когда -либо любовь. В любви человек находит самого себя, свою личность. В ней возрождается единая, истинная индивидуальность.

С вулканической энергией тема любви врывается в русскую литературу конца XIX – начала XX века. О любви пишут поэты и писатели, философы, журналисты, критики.

За несколько десятилетий в России о любви пишется больше, чем за несколько веков. Причем литература эта отличается интенсивными поисками и оригинальностью мышления.

Невозможно в рамках реферата осветить всю сокровищницу русской любовной литературы, как и невозможно отдать предпочтение Пушкину или Лермонтову, Толстому или Тургеневу, поэтому выбор писателей и поэтов в моем реферате, на примере творчества которых я хочу попытаться раскрыть выбранную тему, носит скорее личный характер. Каждый из выбранных мною художников слова видел проблему любви по – своему, и разнообразие их взглядов позволяет максимально объективно раскрыть выбранную тему.



II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Любовная лирика М.Ю. Лермонтова.

Я не могу любовь определить,

Но это страсть сильнейшая! – любить

Необходимость мне; и я любил

Всем напряжением душевных сил.


Эти строки из стихотворения «1831- июня 11 дня», словно эпиграф к лирике «сильнейших страстей» и глубоких страданий. И, хотя Лермонтов вступил в русскую поэзию прямым наследником Пушкина, это вечная тема-тема любви зазвучала у него совершенно по-иному. «Пушкин - дневное, Лермонтов-ночное светило нашей поэзии», - писал Мережковский. Если для Пушкина любовь – источник счастья, то для Лермонтова она неразлучна с печалью. У Михаила Юрьевича мотивы одиночества, противостояния героя – бунтаря « бесчувственной толпе» пронизывают и стихи о любви, в его художественном мире высокое чувство всегда трагично.

Лишь изредка в стихах юного поэта мечта о любви сливалась с мечтой о счастье:

Меня бы примирила ты

С людьми и буйными страстями, -


писал он, обращаясь к Н.Ф.И. – Наталье Федоровне Ивановой, в которую был страстно и безнадежно влюблен. Но это лишь один, не повторившийся момент. Весь же цикл посвященных Ивановой стихов – это история неразделенного и оскорбленного чувства:

Я недостоин, может быть,

Твоей любви; не мне судить,

Но ты обманом наградила

Мои надежды и мечты,

И я скажу, что ты

Несправедливо поступила.

Перед нами словно страницы дневника, где запечатлены все оттенки пережитого: от вспыхивающей безумной надежды до горького разочарования:


И стих безумный, стих прощальный

В альбом твой бросил для тебя,

Как след единственный, печальный,

Который здесь оставлю я.

Лирическому герою суждено остаться одиноким и непонятым, но это лишь усиливает в нем сознание своей избранности, предназначенности для иной, высшей свободы и иного счастья – счастья творить. Завершающее цикл стихотворение – одно из самых прекрасных у Лермонтова – это не только расставание с женщиной, это и освобождение от унижающей и порабощающей страсти:


Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам...


Существует контраст между высоким чувством героя и «коварной изменой» героини в самом строе стиха, насыщенном антитезами, столь характерными для романтической поэзии:


И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней...


Этот типично романтический прием определяет стиль не только одного стихотворения, построенного на контрастах и противопоставлениях, но и всей лирики поэта в целом. И рядом с образом «изменившегося ангела» под его пером возникает другой женский образ, возвышенный и идеальный:

Улыбку я твою видал,

Она мне сердце восхищала...


Эти стихи посвящены Варваре Лопухиной, любовь к которой не угасала у поэта до конца дней. Пленительный облик этой нежной, одухотворенной женщины предстает перед нами в живописи и в поэзии Михаила Юрьевича:


Все ее движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья.

Так полны чудной простоты.

И в стихах, посвященных Варваре Александровне, звучит этот же мотив разлуки, роковой неосуществимости счастья:


Мы случайно сведены судьбою,

Мы себя нашли один в другом,

И душа сдружилася с душою,

Хоть пути не кончить им вдвоем!


Отчего же так трагична судьба любящих? Известно, что Лопухина ответила на чувство Лермонтова, между ними не было непреодолимых преград. Разгадка, наверное, кроется в том, что лермонтовский «роман в стихах» не был зеркальным отражением его жизни. Поэт писал о трагической невозможности счастья в этом жестоком мире, «среди ледяного, среди беспощадного света». Перед нами опять возникает романтический контраст между высоким идеалом и низкой действительностью, в которой он осуществиться не может. Поэтому, Лермонтова так притягивают ситуации, таящие в себе нечто роковое. Это может быть чувство, восставшее против власти «светских цепей»:

Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою

Не пощадит молвы коварное гоненье.


Это может быть гибельная страсть, изображенная в таких стихотворениях, как «Дары Терека», «Морская царевна».

Вдумываясь в эти стихи, невозможно не вспомнить знаменитый «Парус»:


Увы! он счастия не ищет...


Этой строке вторят другие:


Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?


Лермонтовский герой будто бежит от безмятежности, от покоя, за которым для него сон души, угасание и самого поэтического дара.

Нет, в поэтическом мире Лермонтова не найти счастливой любви в обычном ее понимании. Душевное родство возникает здесь вне «чего б то ни было земного», даже вне обычных законов времени и пространства.

Вспомним поразительное стихотворение «Сон». Его даже нельзя отнести к любовной лирике, но именно оно помогает понять, что есть любовь для лермонтовского героя. Для него это прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью. Такова любовь в том мире, что зовется поэзией Михаила Юрьевича Лермонтова.

Анализируя творчество М.Ю. Лермонтова, можно сделать вывод о том, что его любовь – это вечная неудовлетворенность, стремление к чему- то возвышенному, неземному. Встретив в жизни любовь, причем взаимную, поэт не удовлетворяется ею, пытаясь возвести вспыхнувшее чувство в мир высших духовных страданий и переживаний. Он хочет получить от любви то, что заведомо недостижимо, и в результате это приносит ему вечное страдание, сладкую муку. Эти возвышенные чувства дают поэту силы и вдохновляют его на новые творческие взлеты.

    «Испытание любовью» на примере

произведения И.А. Гончарова «Обломов»


Важное место в романе «Обломов» занимает тема любви. Любовь по мысли Гончарова, - одна из «главных сил» прогресса, миром движет любовь.

Основная сюжетная линия в романе – взаимоотношения между Обломовым и Ольгой Ильинской. Здесь Гончаров идет путем, ставшим к тому времени традиционным в русской литературе: проверка ценности человека через его интимные чувства, его страсти. Не отступает писатель и от наиболее тогда популярного разрешения подобной ситуации. Гончаров показывает, как через нравственную слабость человека, оказавшегося неспособным ответить на сильное чувство любви, раскрывается его общественная несостоятельность.

Духовному миру Ольги Ильинской свойственны гармония ума, сердца, воли. Невозможность для Обломова понять и принять


эту высокую нравственную норму жизни оборачивается неумолимым приговором ему как личности. В тексте романа есть совпадение, которое оказывается прямо-таки символическим. На той же странице, где впервые произносится имя Ольги Ильинской, впервые же появляется и слово «обломовщина». Впрочем, в этом совпадении не сразу можно увидеть особый смысл. В романе так поэтизируется внезапно вспыхнувшее чувство любви Ильи Ильича, к счастью, взаимное, что может возникнуть надежда: Обломов пройдет успешно, говоря словами Чернышевского, «гамлетовское воспитание» и возродится как человек в полной мере. Внутренняя жизнь героя пришла в движение. Любовь открыла в натуре Обломова свойства непосредственности, которая в свою очередь, вылилась в сильный душевный порыв, в страсть, бросившие его навстречу прекрасной девушке, и два человека « не лгали ни перед собой, ни друг другу: они выдавали то, что говорило сердце, а голос его проходил через воображение».

Вместе с чувством любви к Ольге в Обломове пробуждается активный интерес к духовной жизни, к искусству, к умственным запросам времени. Герой преображается настолько, что Ольга, все более увлекаясь Ильей Ильичем, начинает верить в его окончательное духовное возрождение, а затем и в возможность их совместной, счастливой жизни.

Гончаров пишет, что его любимая героиня «шла простым природным путем жизни... не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли... Ни жеманства, ни кокетства, никакой мишуры, ни умысла!» Эта молодая и чистая девушка полна благородных помыслов в отношении к Обломову: «Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил... Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее. Возвратить человека к жизни - сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного. А спасти нравственно погибающий ум, душу?» И как много своих душевных сил и чувств отдала Ольга, чтобы достичь этой высокой моральной цели. Но, даже любовь здесь оказалась бессильной.

Илье Ильичу далеко до естественности Ольги, свободной от многих житейских соображений, посторонних и по существу враждебных любовному чувству. Скоро оказалось, что чувство любви Обломова к Ольге было кратковременной вспышкой. Иллюзии на этот счет быстро рассеиваются у Обломова. Необходимость принимать решения, женитьба – все это так пугает нашего героя, что он торопится убедить Ольгу: «... вы ошиблись,


перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали». Разрыв между Ольгой и Обломовым естественен: слишком несхожи их натуры. Последний разговор Ольги с Обломовым обнаруживает всю огромную разницу между ними. «Я узнала, - говорит Ольга, - недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова. Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого».

Счастье оказалось кратковременным. Дороже романтических свиданий оказалась для Обломова жажда безмятежного, сонного состояния. «Спит безмятежно человек» – вот каким видится Илье Ильичу идеал существования».

Тихое угасание эмоций, интересов, стремлений да и самой жизни, вот все, что осталось Обломову после яркой вспышки чувств. Даже любовь не смогла вывести его из состояния спячки, изменить его жизнь. Но все – таки, это чувство смогло, пусть на короткое время, пробудить сознание Обломова, заставило его «ожить» и почувствовать интерес к жизни, но, увы, только на короткое время! По мнению Гончарова любовь – это красивое, яркое чувство, но одной любви оказалось недостаточно, чтобы изменить жизнь такого человека, как Обломов.

    История первой любви в повести

И.С. Тургенева «Ася»


Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» – произведение о любви, которая по мнению писателя «сильнее смерти и страха смерти» и которой «держится и движится жизнь». Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти «куда-нибудь, на молитву, на трудный подвиг». Образ Аси очень поэтичен. Именно романтическая неудовлетворенность образа Аси, печать таинственности, лежащая на ее характере и поведении, придают ей притягательность и очарование.

Некрасов после прочтения этой повести написал Тургеневу: «...она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото жизни. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте.»


«Ася» могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта любовь закончилась для Аси печально.

Тургенева увлекла тема о том, как важно не пройти мимо своего счастья. Автор показывает, как зарождалась прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, как все оборвалось в одно мнгновенье.

Ася сомневается, что ее можно полюбить, достойна ли она такого прекрасного юноши. Она стремиться подавить в себе зародившееся чувство. Она переживает, что дорогого ей брата любит меньше человека, которого и видела-то всего несколько раз. А ведь господин Н.Н. представился девушке необыкновенным человеком в той романтической обстановке в которой они встречались. Это человек не активного действия, а созерцатель. Конечно он не герой, но сумел тронуть сердце Аси. С удовольствием этот веселый, беззаботный человек начинает догадываться, что Ася его любит. « Я о завтрашнем дне не думал; мне было хорошо.» «Любовь ее меня и радовала и смущала... Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня...» И он приходит к заключению: «Жениться на семнадцатилетней девушке, с ее нравом как это можно!» Верящий в то, что будущее бесконечно он не собирается решать судьбу сейчас. Он отталкивает Асю, которая по его мнению, обогнала естественный ход событий, скорее всего не приведший бы к счастливому концу. Лишь спустя много лет герой понял, какое значение имела в его жизни встреча с Асей.

Причину несостоявшегося счастья Тургенев обьясняет безволием дворянина, который в решительный момент пасует в любви. Отодвигать решение на неопределенное будущее – признак душевной слабости. Человек должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих каждую минуту своей жизни.


4.« Всякая любовь есть великое счастье...»

(Концепция любви в цикле рассказов

И.А. Бунина «Темные аллеи»)


И.А. Бунин имеет очень своеобразный, отличающий его от многих других писателей того времени взгляд на любовные отношения.



В русской классической литературе того времени тема любви всегда занимала важное место, причем предпочтение отдавалось духовной, «платонической» любви

перед чувственностью, плотской, физической страстью, которая зачастую развенчивалась. Чистота тургеневских женщин стала нарицательной. Русская литература – это литература преимущественно «первой любви».

Образ любви в творчестве Бунина – это особый синтез духа и плоти. Дух по Бунину невозможно постичь, не познав плоти. И. Бунин отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному. У него не было понятия женского греха, как в «Анне Карениной», «Войне и мире», «Крейцеровой сонате» Л.Н. Толстого, не было настороженного, неприязненного отношения к женскому началу, свойственного Н.В. Гоголю, но не было и опошления любви. Его любовь – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.

Энциклопедией любовных драм можно назвать «Темные аллеи»- книгу рассказов о любви. «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни...» – признавался Бунин Телешову в 1947 г.

Герои «Темных аллей» не противятся природе, часто их поступки абсолютно нелогичны и противоречат общепринятой морали (пример тому – внезапная страсть героев в рассказе «Солнечный удар»). Любовь Бунина «на грани» – это почти преступание нормы, выход за рамки обыденности. Эта аморальность для Бунина даже, можно сказать, есть некий признак подлинности любви, поскольку обычная мораль оказывается, как и все установленное людьми, условной схемой, в которую не укладывается стихия естественной, живой жизни.

При описании рискованных подробностей, связанных с телом, когда автор должен быть беспристрастным, чтобы не перейти

хрупкую грань, отделяющую искусство от порнографии, Бунин, напротив, слишком много волнуется – до спазм в горле, до страстной дрожи: «...просто потемнело в глазах при виде ее розоватого тела с загаром на блестящих плечах... глаза у ней почернели и еще больше расширились, губы горячечно раскрылись» («Галя Ганская». Для Бунина все, что связано с полом, чисто и значительно, все овеяно тайной и даже святостью.

Как правило, за счастьем любви в «Темных аллеях» следует расставание или смерть. Герои упиваются близостью, но


приводит она к разлуке, смерти, убийству. Счастье не может быть вечным. Натали «умерла на Женевском озере в преждевременных родах». Отравилась Галя Ганская. В рассказе « Темные аллеи» барин Николай Алексеевич бросает крестьянскую девушку Надежду - для него эта история пошлая и обыкновенная, а она любила его «весь век». В рассказе «Руся» влюбленных разлучает истеричная мать Руси.

Бунин позволяет своим героям лишь вкусить запретный плод, насладиться им – и после лишает их счастья, надежд, радостей, даже жизни. Герой рассказа «Натали» любил сразу двух, а семейного счастья не нашел ни с одной. В рассказе «Генрих» – изобилие женских образов на любой вкус. Но герой остается одиноким и свободным от «жен человеческих».

Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви. Любовь по привычке не может быть лучше, чем любовь молниеносная, но искренняя. Герой рассказа «Темные аллеи» не может связать себя семейными узами с крестьянкой Надеждой, но женившись на другой женщине, своего круга, он не обретает семейного счастья. Жена изменила, сын – мот и негодяй, сама семья оказалась «самой обыкновенной пошлой историей». Однако, несмотря на кратковременность, любовь все равно остается вечной: она вечна в памяти героя именно потому, что мимолетна в жизни.

Отличительная особенность любви в изображении Бунина – сочетание, казалось бы, не сочетаемых вещей. Не случайно Бунин однажды писал в своем дневнике: «И опять, опять такая несказанно - сладкая грусть от того вечного обмана еще одной весны, надежд и любви ко всему миру, что хочется со слезами

благодарности поцеловать землю. Господи, Господи, за что так мучаешь нас».

Странная связь любви и смерти постоянно подчеркивается Буниным, и поэтому не случайно название сборника «Темные аллеи» здесь вовсе не значит «тенистые» – это темные, трагические, запутанные лабиринты любви.

Всякая настоящая любовь – великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью, трагедией. К такому выводу, пусть поздно, но приходят многие бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою любовь. В этом позднем раскаянии, позднем духовном воскрешении, просветлении героев и


таится та всеочищающая мелодия, которая говорит и о несовершенстве людей, не научившихся еще жить, распознавать и дорожить настоящими чувствами, и о несовершенстве самой жизни, социальных условий, окружающей среды, обстоятельств, которые нередко препятствуют истинно человеческим взаимоотношениям, а главное – о тех высоких эмоциях, которые оставляют немеркнущий след духовной красоты, щедрости, преданности и чистоты.


5.Любовная лирика С. Есенина

В чистые и нежные тона окрашена любовная лирика С. Есенина. Чувство любви воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке. Есенин показывает себя блестящим мастером раскрытия, пользуясь пушкинским термином «физического движения страстей». Через мельчайшие детали он рисует сложную гамму чувств. Только две строки:

Все равно – глаза твои, как море,

Голубым колышутся огнем

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень

И в каждом из них – неповторимость чувства. Полнота и истинная поэтичность переживаний, великая красота любви.

Цикл «Любовь хулигана» композиционно выстроен

Похожие рефераты:

"Разбирать женские образы, созданные И. А. Гончаровым, значит, предъявлять претензию великим знатокам женского сердца", - заметил один из наиболее проницательных русских критиков Н. А. Добролюбов.

Книгу “Темные аллеи” принято называть “энциклопедией любви”. И. А. Бунин в этом цикле рассказов пытался показать отношения двоих с разных сторон, во всем многообразии проявлений.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры