Трагедия татьяны шмыги. Биография Шмыга татьяна ивановна биография

Главная / Любовь

Наталья МУРГА

Актриса согласилась на операцию только ради любимого мужа

3 февраля исполнился год, как не стало народной артистки СССР, певицы и актрисы Татьяны ШМЫГИ. Ее супруг композитор Анатолий КРЕМЕР накануне памятной даты рассказал о жизни со звездой. К нему Шмыга ушла от гражданского мужа - художественного руководителя Театра оперетты Владимира КАНДЕЛАКИ.

Считаю, что врачи ее убили, - говорит Анатолий Кремер . - За день до смерти это была не Таня, а обрубок: ногу из-за гангрены до бедра ампутировали. Когда пришла в сознание, сказала: «Толя, я жить хочу!» Это были ее последние ее слова.
Анатолий Львович до сих пор не может простить врачей, которые, по его мнению, сделали не все для спасения Татьяны Ивановны.
- Таня не соглашалась на операцию. Когда собрали консилиум, врачи вынесли вердикт: ампутировать ногу. Как она кричала, когда медики сообщили ей об операции! Я стоял за дверью и слышал: «Нет, не надо!!!» Потом заведующий вышел ко мне: «Анатолий Львович, придется вам ее уговорить. Жизнь без ноги, это - тоже жизнь». - «Вы ведь обещали. Что ампутауии не будет!» Он только руками развел. Сорок минут я разговаривал с ней: «Танечка, будешь ездить в коляске, ничего, поживем, листочки зеленые будут». Танечка, понимая, что это может быть наша последняя встреча, схватила меня за шею из последних сил. Обратно ее привезли уже без ноги. Когда Таня очнулась, прошептала: «Я жить хочу!» Поняла, что все кончено: ноги нет, а воспалительный процесс идет. Боль адова, фантомная: это когда вместо ноги пустота, а она болит. Корю себя, что не увез ее на лечение в Германию…


Супербабник Канделаки

Первый брак Шмыги с журналистом Рудольфом Борецким был недолгим: от него она ушла к Владимиру Канделаки . Татьяна в это время окончила ГИТИС и пришла работать в Московский театр оперетты, который в 1953 году возглавил Канделаки. Хотя в биографии Татьяны Ивановны он значится мужем, официально они не были расписаны.
- Канделаки был супербабник, - считает Анатолий Львович. - Когда влюблялся, ухаживал красиво. Когда Таня ехала на троллейбусе домой, видела, как автомобиль «Победа» мчался следом. И так было каждый день. Сначала Канделаки ей не нравился. Во-первых, ей 28, а ему 48, во-вторых, он был толстый. Кроме того, у нее была обида на него как на главного режиссера: Таня играла по 18 - 19 спектаклей в месяц. Это зверство. Канделаки отдавал ей роли, которые никто играть не хотел. А она отказаться не могла. Сразу скажут: жена режиссера.
Рудик пытался удержать Шмыгу: запер у себя в рабочем кабинете на телевидении. Но Таня не передумала. Так же поступил и Канделаки, который был женат на балерине Галине Кузнецовой и растил дочь Нателлу. Первое время влюбленные снимали комнату, потом Татьяне Ивановне выделили однокомнатную квартиру. Как вспоминает подруга Татьяны Ивановны, регистрации не было, но была свадьба:
- Для Тани был важен не штамп. А в театре все считали ее женой режиссера. Дочь Канделаки сначала не любила Татьяну Ивановну, но спустя годы поняла отца.
Через 20 лет жизни с Канделаки Шмыга соберет вещи и уйдет на съемную квартиру.


Влюбился в спину Тани

С Анатолием Кремером Шмыга познакомилась в 1957 году на Фестивале молодежи и студентов.
- Второй раз мы встретились, когда я пришел в Театр оперетты ассистентом дирижера, - вспоминает Кремер. - Ничего между нами быть не могло: она замужем за руководителем театра.
Только после поездки в Париж в 1976 году артистка нашла в себе силы уйти от Канделаки, который к тому времени уже не руководил театром.
Как признался Анатолий Львович, сначала он влюбился в… спину Шмыги.
- Помню, в день отъезда в Париж мы собирались на площади Революции. Сели в автобус, чтобы ехать в аэропорт. Я устроился за Таней. Можно сказать, сначала влюбился в ее спину, голову, прическу. Таня призналась, что я ей был симпатичен еще в 69-м году, когда мы вместе работали над фильмом «Эксперимент». Таня сказала: «Ты меня сильно тогда задел».

Доронина потребовала песни Шмыги

В «Эксперименте» снимались Татьяна Шмыга, Наталья Фатеева , Людмила Гурченко … Я на картине был композитором, - говорит Кремер. - Татьяна Доронина , которая должна была тоже сниматься, заявила: или она все лучшие партии поет, или не будет участвовать. Я сказал, что какие-то номера ей давать нельзя - не вытянет, и поставил в известность режиссера, что с Дорониной записывать не буду. В итоге Таня спела вместо Дорониной.
У Шмыги не так много художественных фильмов, в основном это фильмы-спектакли. Особняком стоит картина Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», снятая 50 лет назад.
- Таня не смотрела «Гусарскую балладу», так как не любила этот фильм. Рязанов позвал Таню, так как не хватало женского начала. Лариса Голубкина , игравшая главную роль, была еще девочкой. Рязанов так и говорил: «Если Танечка появится, есть гарантия, что четверть мужчин пойдет смотреть фильм». Таня мне так говорила о сыгранной роли: «Ну что это за роль? Ни начала, ни конца».

Татьяна ШМЫГА - единственная в России актриса оперетты, получившая звание «народная артистка СССР» (фото РИА «Новости»)

Таня первой ушла от Канделаки

Когда Шмыга поняла, что влюбилась в Кремера, она сразу съехала от Канделаки на съемную квартиру.
- Это был решительный шаг с ее стороны, - считает Кремер. - Как Канделаки уход воспринял, не знаю. Но, поскольку он был неофициальным мужем, Тане было проще, чем мне.
Жена Кремера - уролог Роза Романова тяжело восприняла уход мужа, с которым прожила 20 лет.
- Для Розы это была трагедия. Она потеряла 18 кг. Я приходил в нашу когда-то общую квартиру, оставался, вызывал «скорую». Замуж она больше не вышла, - говорит Анатолий Львович.
Через десять лет совместной жизни Шмыга и Кремер расписались:
- Нам надо было ехать за границу, и нам сказали, что вместе нас не поселят. Мы расписались, приехали, а номера нам дали… отдельные.
С Кремером Татьяна Ивановна прожила 35 лет. Этот союз она называла самым счастливым. Муж написал для супруги несколько оперетт: «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал…», «Катрин», «Джулия Ламберт».
- Изготовление памятника на могиле Танечки взяло на себя Министерство культуры. Эскиз я сам придумал: расходящийся занавес и ее силуэт в образе Карамболины. Сверху занавес сойдется в купол.


Юрий Ершов: Пошила шубы, чтобы деньги не сгорели

— единственная актриса оперетты, удостоенная звания народной артистки СССР. Ее творческий путь — это более 60 ролей на сцене и в кино. Татьяна Шмыга блистала в опереттах «Фиалка Монмартра», «Летучая мышь», «Белая акация», «Поцелуй Чаниты», «Севастопольский вальс» и многих других. Миллионам телезрителей Татьяна Ивановна также запомнилась в роли французской актрисы Жермон в фильме «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова.

Судьба отмерила Татьяне Шмыге 82 года.

Детей у нее не было, а муж, известный композитор и дирижер Анатолий Кремер, умер в августе прошлого года.

О том, каким человеком была Татьяна Шмыга, «ФАКТАМ» рассказала ее ученица и коллега, актриса и режиссер Московского театра оперетты заслуженная артистка России Татьяна Константинова (на фото).

*Фото из семейного альбома Татьяны Константиновой

— Татьяна Викторовна, известно, что Татьяна Шмыга умирала мучительно. За несколько месяцев до смерти ей, еще пару лет назад виртуозно танцевавшей на сцене, ампутировали ногу. Как рассказывал муж актрисы Анатолий Кремер, последними ее словами были: «Я жить хочу»…

— Татьяна Ивановна действительно очень любила жизнь и никогда не говорила о смерти. Последние несколько месяцев она провела в Боткинской больнице. Легла на плановое обследование. Ни о какой ампутации речь не шла. У нее болела нога. Но это было и не удивительно: всю жизнь она ходила на очень высоких каблуках — 12—15 сантиметров, больше полувека танцевала в театре, а это невероятные нагрузки. Отсюда — проблемы с сосудами. Татьяне Ивановне сделали шунтирование вен, и она пошла на поправку. Но вдруг врачи обнаружили признаки саркомы. Ампутация ноги стала неожиданностью для всех.

Накануне вечером я была у Татьяны Ивановны в больнице, и об операции речь не шла. О случившемся узнала на следующий день по телефону от Анатолия Кремера. Оказывается, утром состоялся консилиум врачей. И они сказали Татьяне Ивановне и Анатолию Львовичу, что ампутация неизбежна, иначе жить ей осталось считаные дни. Она категорически отказалась. Но врачи убедили Анатолия Львовича уговорить жену. Через час она уже была на операционном столе…

Все это ужасно. «Лучшие ножки театра» — так говорили о Татьяне Шмыге. В 80 лет она еще танцевала на сцене. И вдруг — ампутация… После нее Татьяна Ивановна прожила еще несколько месяцев. Ее мучили страшные фантомные боли. Мы же всячески ее убеждали, что и с этим можно жить, что сейчас есть специальные протезы, напоминали о Саре Бернар, которой тоже ампутировали ногу, но она не оставила сценическую деятельность. С Анатолием Львовичем придумывали для Татьяны Ивановны концертную программу, где она исполняла бы романсы, которые очень любила. Я приносила ей в больницу ноты, и она даже стала распеваться. Но осуществиться этим планам было не суждено…

— На праздновании 80-летнего юбилея артистки один из ее коллег сказал: «Татьяна Ивановна, вы выглядите на все сто»… Так можно шутить лишь с женщиной, которая знает, что внешне кажется намного моложе своих лет.

— В 80 лет Татьяне Ивановне нельзя было дать больше 60-ти. Она, при-ма нашего театра, его визитная карточка, выглядела шикарно. Даже в больнице была ухожена и обязательно с идеальным маникюром. К слову, каждый раз, выходя в спектакле на сцену в новом наряде, она перекрашивала ногти. Бывало, стоит на лестнице и покрывает их лаком. Я удивлялась: «Татьяна Ивановна, вы же аллергик!» А она в ответ: «Танюшка, не волнуйся, все нормально. Мне это необходимо». И так было всегда. Косметикой же Татьяна Ивановна пользовалась в меру. Считала, чем меньше ее на лице, тем моложе женщина выглядит.


*Татьяна Шмыга стала королевой оперетты, несмотря на то, что врачи запрещали ей петь

— Правда, что на последнем своем юбилее Татьяна Шмыга была в том же костюме Нинон из оперетты «Фиалка Монмартра», в котором выходила на сцену в 1969 году со знаменитым номером «Карамболина», когда ей было чуть больше сорока?

— Да, платье лишь немного отреставрировали и привели в порядок, но не перешивали.

— Татьяна Ивановна соблюдала какие-то особые диеты?

— Когда рассказывают, что кто-то не ест после шести вечера, для актеров это просто не реально. Никаких диет никогда Татьяна Ивановна не соблюдала. Не поесть после спектакля для нее было немыслимо. «Сейчас бы картошечки с селедочкой!» — часто говорила она. Отварная картошечка с маслицем и селедочка с луком — это было любимое блюдо Татьяны Ивановны.

А как относилась к сладкому?

— Сладости любила, но не объедалась ими. Татьяна Ивановна великолепно сама готовила. Пекла, делала фирменные свои салатики и супчики, очень вкусное у нее получалось мясо. Она была замечательной хозяйкой. Хотя, конечно, имела помощницу по дому. При таком режиме работы, как у нее, это естественно. Но Анатолий Львович очень любил блюда, приготовленные Татьяной Ивановной. Она всегда выбирала время, чтобы съездить на рынок и купить хорошее мясо.

— Представляю, как люди реагировали на рынке…

— Татьяна Ивановна не любила вокруг себя шумихи и восторженных речей в свой адрес. Обычно она надевала большие затемненные очки и старалась быстренько прошмыгнуть к машине, где ее ждал муж.

— А спортом, чтобы быть в форме, она занималась?

— Нет, никаких фитнес-центров и бассейнов не посещала. Только зарядку по утрам делала дома, и этого было достаточно, чтобы сохранить фигуру. Наш жанр — это и так спорт. За спектакль артист теряет около трех килограммов. По утрам Татьяна Ивановна обязательно распевалась. Как только просыпалась, сразу «искала» голос. До 80 лет он у нее сохранился молодой и звонкий.

— Слышала, что Татьяна Ивановна относилась к вам как к дочери. Какой ее подарок особенно близок вашему сердцу?

— Знаете, в больнице, чувствуя, что скоро уйдет, Татьяна Ивановна как-то мне сказала: «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось на память. В моем шкафу есть золотистое концертное платье — возьми его себе». Я отказывалась, но она настояла. Сейчас надеваю его на вечера памяти, посвященные Татьяне Шмыге. А еще Татьяна Ивановна хотела мне отдать колечко с изумрудом, которое носила, — подарок Анатолия Львовича. Но я не разрешила ей снять его с руки. Согласилась взять другое — недорогое бижутерное, но очень эффектное.

— А вы ей что дарили?

— Многое. Исключением были лишь духи. Татьяна Ивановна ими не пользовалась, так как страдала аллергией. А что могло ее порадовать? Как-то, к примеру, я привезла ей из поездки по Волге изумительный чеканный поднос. Татьяна Ивановна любила красивую посуду. Эту любовь она унаследовала от своей мамы, которая была большим эстетом. К слову, Татьяна Ивановна и Анатолий Львович никогда не обедали на кухне. В гостиной накрывался большой обеденный стол. Часто за ним собирались и гости. В основном посиделки устраивались после спектаклей. Хотя Татьяна Ивановна не любила никаких тусовок и старалась по возможности на них не бывать, но хозяйкой была очень радушной. Я поражалась: отыграв спектакль, она же очень уставала, однако всегда накрывала стол. Конечно, мы ей помогали. Правда, сидела с гостями она недолго. Вдруг тихо-тихо исчезала. А гости засиживались до утра.

— Татьяна Шмыга трижды была замужем. Кто были ее мужья?

— Первый супруг, профессор МГУ Рудольф Борецкий, родом из Киева. Они познакомились на отдыхе, когда он был еще студентом. Но вместе прожили недолго — год с небольшим. Несмотря на то что разошлись, сумели сохранить хорошие отношения. С мамой Рудольфа, которую Татьяна Ивановна называла «моя киевская мамочка», они всю жизнь созванивались. Бывшая свекровь ее очень любила, хранила дома фотографии Татьяны Шмыги.

Вторым мужем Татьяны Ивановны стал Владимир Канделаки — с ним она прожила 20 лет. Я знала его. Это был красавец-мужчина, замечательный режиссер. Татьяна Ивановна младше его на 20 лет. Работали они в одном театре. Но, как вспоминала Татьяна Ивановна, счастливыми и безоблачными в их жизни были только первые пять лет. А потом начались сложности в отношениях.

А с третьим мужем Анатолием Кремером она прожила более 30 лет. Это был союз людей, которые творчески «подпитывали» друг друга. Если бы не спектакли Кремера, написанные специально для Татьяны Шмыги, неизвестно, как бы дальше сложилась ее театральная судьба. Перейдя определенный возрастной рубеж, актриса, как бы хорошо она ни выглядела, все равно вынуждена менять амплуа. Но не каждая может пойти на это. Когда Татьяне Ивановне предложили в оперетте «Королева чардаша» сыграть уже далеко не юную Цецилию, она отказалась, так как считала, что для подобных ролей у нее не хватает комического дара.

Татьяна Шмыга никогда не играла возрастных ролей. И не будь спектаклей Анатолия Кремера, лет в 60 ей пришлось бы в творческом смысле остановиться. Наверное, участвовала бы в каких-то концертах, но этого для актрисы недостаточно. Татьяна Ивановна была безумно благодарна Анатолию Львовичу за то, что он продлил ей творческую жизнь. Кроме того, с годами начинаешь больше ценить тех, кто с тобой рядом… Анатолий Львович — нелегкий человек. Как она сама говорила, — «барин». Ему требовался красивый халат дома, по всем правилам сервированный стол… Кремер обладал энциклопедическими знаниями, по первому образованию он переводчик с французского, закончил МГИМО.

— Их с Татьяной Ивановной роман вспыхнул во Франции?

— Да. До этого они много лет знали друг друга, виделись в театре, ездили на концерты — и… ничего не происходило. А тут вдруг на гастролях в Париже, когда гуляли по ночному городу, сидели в маленьких ресторанчиках, что-то такое между ними проскочило. Я помню их в тот конфетно-букетный период. Кремер красиво ухаживал за Татьяной Ивановной. Он всегда преклонялся перед ней как перед актрисой. Думаю, они так долго и счастливо прожили вместе потому, что понимали творчество друг друга. Анатолий Львович знал, что перед спектаклем жене нужно выспаться, а в театре необходимо появиться за три часа до выхода на сцену, он ее привозил, увозил… А когда Кремер работал, зайти к нему в кабинет нельзя было. И при этом они всегда были вместе, даже когда в квартире находились в разных комнатах.

— Как они отдыхали?

— Долгие годы у них была дача. Татьяна Ивановна ее очень любила, а Анатолий Львович — нет. Он предпочитал находиться в Москве, ему было комфортно в своей квартире. Иногда ездили в санатории, но этот отдых всегда превращался в ад. Выйти на прогулку было нельзя — к Татьяне Ивановне сразу подходили почитатели ее таланта. За границей в этом смысле было проще, поэтому они много путешествовали.

— Анатолий Кремер пережил жену на четыре года…

— Он был моложе Татьяны Ивановны на пять лет, но после ее ухода стал болеть. Думаю, в иных случаях к концу жизни супруги становятся сродни сиамским близнецам. И когда один умирает, другой продолжает жить по инерции, но это уже не жизнь — утерян смысл. Видимо, так случилось и с Анатолием Кремером, хотя я его убеждала, что надо писать книги, воспоминания. Он соглашался, обещал завтра начать, но все откладывал… К слову, чтобы скрасить одиночество Анатолия Львовича, друзья подарили ему на день рождения красивую кошечку. Она была своенравна: гуляла сама по себе и спала исключительно на журнальном столике в хрустальной вазе. Вела себя как примадонна. Но после смерти Татьяны Ивановны ничто Анатолия Львовича уже особенно не радовало. Он стал болеть: бесконечные простуды, воспаления легких… И угас.

— Татьяна Шмыга верила в судьбу?

— Наверное. Как она рассказывала, все в ее жизни было «вопреки» — в четыре года чуть не утонула в речке, потом заболела воспалением легких и получила осложнение на сердце, всю жизнь были проблемы с голосом, и врач, который ее наблюдал, говорил: «Таня, тебе петь нельзя! У тебя слабые связки». Никогда она не собиралась работать в оперетте, хотела стать камерной певицей. Но судьба распорядилась иначе. Она пришла именно в оперетту и стала ее королевой.

— Какая черта Татьяны Ивановны вас особенно поражала?

— Она была стопроцентным трудоголиком, полностью отдавала себя любимой профессии.

— Что бы вы сказали Татьяне Ивановне сегодня, если бы она могла вас услышать?

— Сказала бы, что благодарна Всевышнему за то, что Татьяна Ивановна была в моей жизни.

Шмыга больше полувека прослужила одному единственному театру - Московскому театру оперетты. Одного ее имени на афише спектакля было достаточно, чтобы зал был набит битком. Виолетта из «Фиалки Монмартра», Адель из "Летучей мыши", Диана из «Эспаньолы» Лопе де Вега...

А еще Татьяна Ивановна была молода - и душой, и телом. Привилегия преклонного возраста - говорить о возрасте. Но у Шмыги подробности медицинского и фармацевтического характера напрочь отсутствовали. А на 80-летнем юбилее всем казалось, что только вчера она точно также праздновала 40-летний. Пела и танцевала, ничуть не задыхаясь.

Накануне дня ее рождения своими воспоминаниями поделился с «КП» муж Шмыги композитор Анатолий Кремер.

- Татьяна Ивановна любила отмечать день рождения?

Нет, Новый год смешивал все ее личные планы. Поздравляли и с днем рождения, и с новогодним праздником. 31 декабря она наглухо закрывала двери в нашем доме и не подходила к телефону. Но звонки все равно прорывались и поэтому нам всегда хотелось на Новый год куда-нибудь смотаться. Но она очень любила дом: он для нее был самым лучшим прибежищем. Я иногда шутил над ней: «Ну все, Таня, ты села на помело». Это означало, что она начинала носиться по квартире с такой скоростью - обшибала любой угол. Пройди нормально, но нет - она летит. И бах! - синяк.

- А разговоры о смерти оперетты сильны преувеличены?

Нет, она не умрет никогда, хотя такой Шмыги, с ее уникальным голосом и пластикой, еще не будет лет сто. Ведь что сегодня представляет собой эстрада? Это - субкультура, растление людей, когда малограмотные певцы выходят на сцену и устраивают между собой конкурсы. Если есть такоезаведение под названием «Фабрика звезд», то надо закрывать искусство вообще. Точно также о современной эстраде думала и Татьяна Ивановна. Смотрел по телевизору передачу «Призрак оперы», где выступает цвет нашего шоу-бизнеса. В оперетте даже любой новичок поет гораздо лучше, чем эти суперпопулярные певцы. И меня потряс великолепный певец и человек со вкусом Зураб Соткилава, рассыпавшийся в комплиментах перед Ани Лорак, спевшую шмыговскую «Карамболину». «Ани, это прекрасно!». И Роман Виктюк его одернул: «Зураб Лаврентьевич, вспомни Таню Шмыгу...»

После просмотра «Севастопольского вальса» с участием Шмыги зрители в зале рыдали. Ее голос не предназначался для оперы, он был скорее камерным - для малой аудитории.

Лучшие дня

Но особость ее тембра, проникновенность восхищали. Из ансамбля в десять человек я лично моментально отличал Шмыгу по высокой вокальной технике. У выдающегося певца Ивана Семеновича Козловского был голосок крохотного объема, но то, что он пел, было слышно в каждом углу. Это называется полетный звук - он летит. Такую же уникальную особенность голоса имела и Татьяна Ивановна.

- Что она стремилась передать своим ученикам?

У нее не было учеников. О преподавании она всегда говорила: « Я не могу учить, это не мое дело». Весь дар Татьяны Ивановны ушел в ее актерское ремесло. За всю жизнь она обзавелась лишь двумя ученицами, одна их которых сейчас проживает в Австралии, а другая, Татьяна Константинова, работает режиссером театра.

- Спорили, когда обсуждали творческие моменты? Вы ведь написали для Шмыги пять спектаклей

Да, трения возникали, но я их подавлял железной рукой. Говорил: «Не будешь исполнять мое произведение лишь в том случае, если докажешь, что оно невозможно с профессиональной точки зрения».

- Всю жизнь Татьяна Ивановна считала: «Возраст идет по одной улице, а я по другой»...

Молодость ей была дана от Бога - она не делала никаких операций, а выглядела потрясающе. А еще она обладала невероятной работоспособностью. Даже будучи не совсем здоровой, она продолжала играть по 3-4 спектакля в месяц. И каждый раз перед выходом на сцену дрожала как маленькая девочка. А вообще она никогда не философствовала, не погружалась в какие-либо размышления и проблемы. Когда я интересовался ее мнением: «Тань, послушай, что я сочинил. Вот здесь сделать так или так...», она отвечала: «Это твое мастерство - ты и пиши. Мое дело - сыграть...»

- Правда, что Татьяна Ивановна не мыслила себя без мощного женского оружия - каблуков?

Да носила их постоянно, даже домашняя обувь у нее была на каблучке. До сих пор помещения Московского театра оперетты представляют собой катакомбы, капитального ремонта в нем не проводилось лет 30. И везде крутые лестницы. И вот по ним Шмыга бегала как девочка - цок, цок. Если только в здании отчетливо слышался перестук каблуков, все знали: «О, это Тань- Вань (так шутливо называли Шмыгу коллеги) появилась!»

А если серьезно, она от того и погибла, что все время была на каблуках. На юбилейном вечере, посвященном ее восьмидесятилетию, у нее уже болела нога. Но она провела на сцене почти три часа, и никто не заметил, какую боль она испытывает. Пела «Карамболину, Карамболетту» в том же сценическом костюме, в котором впервые исполнила роль Виолетты. Размер в размер. Татьяна Ивановна прожила довольно долгую жизнь - 82 года, смогла бы прожить и еще дольше, если бы не действия врачей. Точнее, их бездействие. Они ее убивали. «От чего лечите?» - мучительно допытывался я у них. Они, по-моему, сами не знали...

Родилась 31 декабря 1928 года в г. Москве. Отец - Шмыга Иван Артемьевич (1899-1982). Мать - Шмыга Зинаида Григорьевна (1908-1995). Супруг - Кремер Анатолий Львович (1933г.рожд.), композитор, дирижер, работает главным дирижером в Театре сатиры.

"Нет уменя никакой биографии, - сказала однажды назойливому журналисту Татьяна Ивановна. - Родилась, училась, теперь работаю". И, подумав, добавила: "В ролях вся моя биография...". Редко в театральном мире встречается человек столь скромный, придающий так мало значения всему, что не относится впрямую к искусству. В ролях Шмыги не только биография самой актрисы - в них почти полувековая биография советской и российской оперетты, сложная и плодотворная эволюция жанра, преображенного не без участия ее благородного и содержательного творчества.

Детство Тани было благополучным. Ее родители были образованными и воспитанными людьми, хотя к искусству прямого отношения не имели. Отец - инженер-металлист, много лет работал заместителем директора крупного завода, а мама была для дочери просто мамой, красавицей и умницей. Родители очень любили друг друга. А еще они любили театр, слушали Лещенко и Утесова, танцевали настоящие бальные танцы и даже брали за них призы.

Сначала она хотела быть юристом, но увлечение в школе песнями и танцами переросло в серьезную привязанность к музыке, и Таня начала брать частные уроки пения. "Я в детстве была очень серьезной и молчаливой, - вспоминала Т. Шмыга. - Хотела стать камерной певицей и даже поступила стажером в училище при Московской консерватории". Потом ее пригласили солисткой в хор при Министерстве кинематографии. Первое ее выступление, по сути, "боевое крещение", состоялось в кинотеатре перед началом сеанса.

В 1947 году Татьяна поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А.В.Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И.Туманова и С.Штейна. В 1953 году Т.Шмыга закончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность "артистка музыкального театра". Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в "Фиалке Монмартра" в постановке Г.М.Ярона. Ныне имя Татьяны Шмыги известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Но в ту пору, в начале артистической карьеры, впереди был огромный упорный труд. И только он мог проторить ей путь к славе.

Первые шаги в театре стали для нее как бы аспирантурой после студенческих лет. Татьяне повезло в том, что она попала в коллектив людей, преданных искусству оперетты, влюбленных в него. Главным режиссером театра был тогда И.Туманов, дирижером - Г.Столяров, балетмейстером - Г.Шаховская, главный художник - Г.Л.Кигель, художником по костюмам - Р.Вайнсберг. Великолепные мастера жанра оперетты Т.Бах, К.Новикова, Р.Лазарева, Т.Санина, В.Вольская, В.Володин, С.Аникеев, М.Качалов, Н.Рубан, В.Шишкин, Г.Ярон очень тепло встретили молодую выпускницу ГИТИСа, а она, в свою очередь, встретила великолепного наставника, артиста В.А.Канделаки, который год спустя стал главным режиссером Театра оперетты. Он был вторым мужем Татьяны Ивановны. Они прожили вместе 20 лет.

К.С.Станиславский говорил, что оперетта, водевиль - это хорошая школа для артистов. На них можно учиться драматическому искусству, вырабатывать артистическую технику. Во время VI московского международного фестиваля молодежи и студентов театр оперетты принял к постановке новую оперетту Ю.Милютина "Поцелуй Чаниты". Главную роль поручили молодой актрисе Татьяне Шмыге. После "Поцелуя Чаниты" роли Шмыги шли параллельно по нескольким линиям и слились воедино в работе, которую долгое время считали у нее лучшей - роли Глории Розетти в оперетте Ю.Милютина "Цирк зажигает огни".

Очень скоро Т.Шмыга стала ведущей солисткой театра. Одного ее имени на афише очередного спектакля было достаточно, чтобы заполнить зал. После Виолетты - ее первой роли - почитатели оперетты познакомились с ее Аделью в "Летучей мыши", Валентиной в "Веселой вдове", Анжелью в "Графе Люксембурге". В 1969г. Шмыга выступила в новой постановке "Фиалки...", но уже в роли "звезды Монмартра", примадонны Нинон. Успех был потрясающий, а знаменитая "Карамболина" на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

Лучшие дня

В 1961г. Татьяна Шмыга стала Заслуженной артисткой РСФСР. Вскоре при участии нового главного режиссера театра Г.Л.Ансимова Т.И.Шмыга находит себя на новом направлении. В ее репертуар входит жанр мюзикла. В феврале 1965г. в театре прошла первая премьера мюзикла "Моя прекрасная леди" Ф.Лоу по пьесе Б.Шоу "Пигмалион", где она сыграла роль Э.Дулитл.

В 1962г. Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. Ее, человека, преданного театру, привлекла возможностьтворческого общения с талантливыми актерами и с интересным режиссером Э.Рязановым в фильме "Гусарская баллада". Шмыга сыграла эпизодическую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны.

Ее театральная судьба в целом складывалась счастливо, хотя, быть может, она не сыграла всего, что хотела сыграть. В репертуаре Шмыги было, к сожалению, немного ролей классических авторов - Ж.Оффенбаха, Ш.Лекока, И.Штрауса, Ф.Легара, И.Кальмана, Ф.Эрве. Они в то время считались "буржуазными" и были в немилости у чиновников от культуры. Наряду с классикой актриса многие годы играла героинь советских оперетт. Но и в них она создала целую галерею запоминающихся образов современиц, проявив присущий ей природный талант и обнаружив при этом уже сформировавшийся почерк большого мастера. Шмыга стала непревзойденной исполнительницей целой плеяды героинь в советских музыкальных комедиях - таких, как "Белая акация", "Цирк зажигает огни", "Конкурс красоты", "Севастопольский вальс", "Поцелуй Чаниты". Ее роли, такие разные по характеру, едины в безукоризненном чувстве правды, в способности быть самой собой и одновременно совсем другой, новой.

Творческий путь Т.И.Шмыги - это более 60 ролей на сцене и на экране. Среди них - Виолетта ("Фиалка Монмартра" И.Кальмана, 1954г.), Тоня Чумакова ("Белая акация" И.Дунаевского, 1955г.), Чана ("Поцелуй Чаниты" Ю.Милютина, 1956г.), Дези ("Бал в Савойе" Абрахама, 1957г.), Лидочка ("Москва-Черемушки" Д.Шостаковича, 1958г.), Оля ("Простая девушка" К.Хачатуряна, 1959г.), Глория Розетти ("Цирк зажигает огни" Ю.Милютина, 1960г.), Анжель ("Граф Люксембург" Ф.Легара), Любаша Толмачева ("Севастопольский вальс" К.Листова, 1961г.), Адель ("Летучая мышь" И.Штрауса, 1962г.), Луиза Жермон ("Гусарская баллада", реж. Э.Рязанов, 1962г.), Делия ("Куба - любовь моя" Р.Гаджиева, 1963г.), Элиза Дулитл ("Моя прекрасная леди" Ф.Лоу, 1964г.), Мария ("Вестсайдская история" Л.Бернстайна, 1965г.), Галя ("Настоящий мужчина" М.Зива, 1966г.), Мери Ив ("Девушка с голубыми глазами" В.Мурадели, 1967г.), Галя Смирнова ("Конкурс красоты" А.Долуханяна, 1967г.), Дарья Ланская ("Белая ночь" Т.Хренникова, 1968г.), Нинон ("Фиалка Монмартра" И.Кальмана, 1969г.), Вера ("Нет меня счастливей" А.Эшпая, 1970г.), Марфа ("Девичий переполох" Ю.Милютина, 1971г.), Зоя-Зюка ("Пусть гитара играет" О.Фельцмана, 1976г.), Любовь Яровая ("Товарищ Любовь" Ильина, 1977г.), Диана-актриса ("Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал" А.Кремера, 1977г.), Роксана ("Неистовый гасконец" Кара-Караева, 1978г.), Сашенька ("Господа артисты" М.Зива, 1981г.), а также главные роли в опереттах: "Катрин" А.Кремера (1984г.), "Великая герцогиня Герольштейнская" Ж.Оффенбаха (1988г.), "Джулия Ламберт" А.Кремера (1993г.) и "Джейн" А.Кремера (1998г.).

В концертном репертуаре актрисы - Мариетта ("Баядера" И.Кальмана), Сильва ("Сильва" И.Кальмана), Ганна Главари ("Веселая вдова" Ф.Легара), Долли Галахер ("Хелло, Долли"), Марица ("Марица" И.Кальмана), Николь ("Кварталы Парижа" Минха) и др.

В ноябре 1969г. Т.И.Шмыге было присвоено почетное звание Народной артистки РСФСР. Окрыленная успехом и признанием она блистательно играла спектакль за спектаклем. Вступив в пору творческой зрелости Т.Шмыга, актриса тонкого психологического плана, сохранила всю прелесть своего жанра, в котором есть и искристость, и эстрадная экстравагантность. Сочетание нежного, неповторимого тембра голоса, удивительной пластичности и танцевальности создает творческий феномен Татьяны Шмыги, а превосходный дар не только комедийной и лирической, но и драматической актрисы позволяет ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии. Многое в творчестве этой удивительной актрисы объяснено, но тайной остается ее женское очарование, прелесть застенчивой грации.

Уникальность этой актрисы получила высшую оценку народа и государства. Татьяна Шмыга - единственная в России актриса оперетты, получившая звание "Народная артистка СССР" и удостоенная Государственной премии России им. М.И.Глинки. Она награждена орденами "Знак Почета", "Трудового Красного Знамени" и "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

Сегодня ее можно увидеть и услышать в двух специально поставленных для нее спектаклях - оперетте "Катрин" А.Кремера и его же мюзикле "Джейн Ламберт", созданном по мотивам произведений С.Моэма. В театре "Московская оперетта" также идет спектакль "Оперетта, оперетта".

Продолжается и ее гастрольная деятельность. Т.Шмыга объездила почти всю страну. Ее искусство знают и любят не только в России, но и на Украине, в Казахстане, Грузии, Узбекистане, Болгарии, Чехии, Словакии, Бразилии, США и других странах.

Не всегда в творческой жизни Т.Шмыги были удачи и триумфы. Знала она и поражения, разочарования, но не в ее характере опускать руки. Лучшее лекарство от печали для нее - работа. Она всегда в форме, неустанно самосовершенствуется, а это - сплошной, повседневный труд. Оперетта - это суверенная сказочная страна, и у этой страны есть своя Королева. Ее имя - Татьяна Шмыга.

В свободное время Татьяна Шмыга любит читать русскую классику, поэзию, слушать симфоническую и фортепианную музыку, романсы. Очень любит живопись. Ее любимые театральные и киноактеры - О.Борисов, И.Смоктуновский, А.Фрейндлих, Н.Гундарева, Н.Анненков, Ю.Борисова, Е.Евстигнеев, О.Табаков и другие. Очень любит балет, М.Плисецкую, Г.Уланову, Е.Максимову, В.Васильева и М.Лавровского. Среди любимых эстрадных артистов - Т.Гвердцители и А.Пугачева.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры