В чем сила и слабость нигилизма. Cочинение «Сила и слабость базаровского нигилизма

Главная / Любовь
  1. Личность Евгения Базарова.
  2. Проявления нигилизма Базарова.
  3. Достоинства и недостатки базаровского характера.

Суждены вам благие порывы, Но свершить ничего не дано.
Н. А. Некрасов

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» рассказывает об идейных противоречиях либерального дворянства и нарождающейся демократии. Главное действующее лицо - Евгений Базаров, «нигилист», как он себя называет. Слово «нигилист» образовано от латинского слова «пщИ», то есть «ничто», отрицание. Аркадий Кирсанов объясняет, что нигилист - «человек, относящийся ко «всему с критической точки зрения», а его дядя Павел Петрович считает, что это «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру». А какой смысл вкладывает в это определение сам Базаров?

Главное в жизни Евгения - изучение естественных наук. Поэтому даже на отдыхе в доме Кирсановых он постоянно проводит опыты, ведь для себя он выбрал профессию врача. Базаров - материалист, считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», а «Рафаэль гроша медного не стоит». Он отрицает живопись, музыку, поэзию - все, что связано с духовным миром человека. Даже любовь Базаров объясняется лишь с физиологической точки зрения.

И в то же время герой Тургенева - умный и сильный человек, он не способен притворяться и лицемерить, готов в жарком споре отстаивать свои убеждения. Базарова возмущает социальная несправедливость в обществе, он понимает, что крепостничество в России себя изжило и необходимо что-то менять. Для него не существует социальных классов и сословий. Базаров с пренебрежением говорит об аристократическом лоске Павла Петровича, и легко общается с крепостными, лечит их. Себя он считает выходцем из народа, несмотря на то, что его родители - небогатые дворяне. Евгений с гордостью заявляет: «Мой дед землю копал», и не стесняется этого.

Но в богатом аристократическом доме Кирсановых существуют свои «принципы». И старикам, воспитанным на них, сложно понять молодого бунтовщика-»ни-гилиста» Базарова. Павел Петрович считает его «гордецом, нахалом, циником, плебеем», Николай Петрович «побаивался молодого нигилиста и сомневался в пользе его влияния на Аркадия», сам же Аркадий не всегда разделяет убеждения своего друга, потому что сам - > романтик, любит природу, музыку. И Базаров подшучивает и иронизирует над всеми обитателями марьинской усадьбы.

Однако в своих убеждениях герой не всегда последователен. Отрицая возвышенные чувства, он сам оказывается в их сетях. Любовь к Анне Сергеевна Одинцовой заставила Базарова страдать и мучиться. Но героиня отвергла молодого «нигилиста», хотя у них и было много общего. И после пережитого герой начинает сомневаться в правильности своих убеждений.

Базаров ни с одним героем в романе не находит общего языка, никто не под-держивает его убеждений. Герой остается один, для него наступает переоценка цен-ностей. Размышляя о краткости человеческой жизни, он теряет веру в свои силы, свое будущее. Героя мучает вопрос: прав ли он в своих убеждениях, не ошибка ли его «нигилизм».

Я считаю, что в идейных взглядах Базарова есть и положительные и отрица-тельные стороны. Прогрессивным является то, что герой стремится к переустройству общества. В отличие от пустых речей Павла Петровича, Базаров не просто говорит, но и действует. Он изучает естественные науки, возможно, Евгений бы стал известным ученым: в XIX веке в области естественных наук было сделано много открытий, это двигало Россию вперед, к более прогрессивному обществу.

Мне нравится во взглядах Базарова и то, что он не боится общаться с простым народом. Если Павел Петрович лишь рассуждает о мужике, а сам при встрече с ним «нюхает одеколон», то Базарова это возмущает. Крепостничество возмущало не только Евгения, но и многих передовых людей того времени. Человек рождается свободным, и не должен жить в кабале, терпя унижения. Его бедность или богатство зависит от жизненных обстоятельств.

Однако многое в теории Базарова я не поддерживаю. Например, отрицание искусства и всего того, что связано с духовной жизнью человека. Разве можно не любить прекрасную музыку, не восхищаться стихами Пушкина, не черпать вдохно-вения от пробуждающейся весенней природы? Здесь я разделяю взгляды либералов-помещиков, особенно Николая Петровича. Материальное и духовное в человеке должно быть взаимосвязано, нужно уметь чувствовать прекрасное. Отрицая искусство, нигилист-Базаров не понимает, что прежде всего обделяет себя, собствен-ную душу. Немного романтики должно жить в каждом человеке. Также я считаю, что человек не может жить без любви, это тоже обедняет его. Возможно, не каждому в жизни суждено найти именно свою вторую половину, но люди, по-настоящему любящие друг друга, самые счастливые. Пример тому - родители Базарова, Катя Одинцова и Аркадий Кирсанов, даже Николай Петрович и Фенечка. И если человек ценит и любит свою семью, своих близких - разве это плохо?

И все же, несмотря на все свои недостатки, мне нравится герой Тургенева. Он честный, умный, доброжелательный, уверенный в себе человек. В романе Базаров постоянно помогает людям, он старается жить для других. В то же время он силь-ный, волевой, умеет отстаивать свои убеждения, замечательно владеет искусством спора. Я считаю, что такие люди, как Базаров, «нужны России».

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» рассказывает об идейных противоречиях либерального дворянства и нарождающейся демократии. Главное действующее лицо - Евгений Базаров, «нигилист», как он себя называет. Слово «нигилист» происходит от латинского слова «nugul», то есть «ничто», отрицание. Аркадий Кирсанов объясняет, что нигилист -это «человек, относящийся ко всему с критической точки зрения», а его дядя Павел Петрович считает, что это «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру». А какой смысл вкладывает в это определение сам Базаров?
Главное в его жизни - изучение естественных наук. Он выбрал для себя профессию врача, поэтому даже пребывая в доме Кирсановых он постоянно проводит различные опыты. Базаров - настоящий материалист, к тому же он отрицает искусство, утверждая, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», а «Рафаэль гроша медного не стоит». Он отрицает живопись, музыку, поэзию красоту природы - все, что связано с духовным миром человека. Даже такое, как кажется, никому не чуждое высокое проявление человеческого чувства как любовь Базаров старается объяснить лишь с физиологической точки зрения. Однако, даже самому Базарову не удается быть последовательным в собственных принципах. Он сам оказывается безнадежно запутавшимся в сетях любви, которую отрицал.
И в то же время герой Тургенева - человек умный, сильный, самоуверенный, не способный притворяться и лицемерить. Он готов вступать в жаркие споры с кем бы то ни было, отстаивая свои убеждения. Базарова возмущает социальная несправедливость и неравенство, царящее в обществе, он понимает, что крепостное право в России изжило себя, и изменения просто необходимы. Для него не существует социальных классов и сословий. Базаров с пренебрежением отзывается об аристократическом лоске Павла Петровича, и на равных общается с крепостными крестьянами, считая себя самого выходцем из народа. Базаров не только не стесняется того, что его родители были небогатыми дворянами, а его "дед землю копал", напротив, он с нескрываемой гордостью говорит об этом.
Идеологическим оппонентом Базарова в романе становится Павел Петрович. Он не преемлет нигилистическую точку зрения и не понимает её, вступая в спор с Базаровым. Эта полемика достигает своего апогея в тот момент, когда на вопрос п.п. неужели Базаров отрицает всё, последний сознательно отвечает: "Все", понимая что под этим словом имел в виду п.п. Религия, политический и социальный строй, общепринятая мораль... Возможно, цели Базарова, цели преобразования, изменения достойны признания их рациональности, однако можно придти разными путями к одному итогу, Базаров выбрал путь отрицания, путь более разрушения, чем созидания, хотя конечной целью он все же считает создание чего-то нового, к чему следует, по его убеждению, стремиться.
Нигилизм Базарова, проявляясь в различных сферах жизни может нести как положительные идеи,
направленные на улучшение, созидание, так и отрицательные, разрушительные. Поэтому, можно сказать, что нигилизм Базарова имеет свои сильные и слабые стороны.

Билет 72

Тема любви в прозе И.С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)

Уроки любви повели за собою тяжелые последствия в судьбе Базарова. Они привели к кризису его односторонние, вульгарно-материалистические взгляды на жизнь. Перед героем открылись две бездны: одна – загадка его собственной души, другая – загадка мира, который его окружает. От микроскопа героя потянуло к телескопу, от инфузорий – к звездному небу над головой.
Намного более неоднозначна история любви Павла Петровича Кирсанова. Ради любви Павел Петрович бросил все, перечеркнул всю свою карьеру, что привело его к духовной гибели. Любовь его к княгине Р. – мучительное и унизительное чувство. Рассказ о любви Павла Петровича к княгине Р. Вводится не как вставной эпизод. Он является в романе как предупреждение заносчивому Базарову.
Любовь к Одинцовой – начало трагического возмездия надменному Базарову, считающего любовь романтической чепухой: она раскладывает его душу на две половины. Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них – убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной природы любви. Другой – страстно и одухотворенно любящий человек, столкнувшийся с подлинным таинством этого высокого чувства. Дорогие его уму «естественнонаучные» убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицатель всякого рода принципов, теперь служит, тайно ощущая, что служба его слепа, что жизнь оказалась сложнее того, что знают о ней «физиологи». Опровергая взгляды героя романа на любовь, писатель заставляет его переживать то, что сам Базаров отвергал. Трудный внутренний процесс познания истинной любви заставляет Базарова по-новому почувствовать природу.
В своем чувстве к Одинцовой он раскрывается как натура сильная, страстная и глубокая. И здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми: чувство его непохоже любовные отношения прочих персонажей. Базаров увидел в Одинцовой человека умного, незаурядного, выделив ее из круга губернских дам: «На остальных баб непохожа». Одинцова во многом достойна его, и это обстоятельство также возвышает Базарова. Если бы он полюбил пустую женщину, его чувство не вызвало бы уважения.
Развязное поведение Базарова – это его же смущение и робость. Одинцова поняла это и была польщена. Она царственно прекрасна, сдержанна и величава, требует к себе особого внимания и уважения. Базаров хочет полюбить Одинцову, но не может сделать этого, поэтому бежит от своей любви в силу нигилизма. Обычно истоки трагизма базаровской любви ищут в характере Одинцовой, изнеженной барыне, аристократке, не способной откликнуться на чувство Базарова, робеющей и пасующей перед ним. Но Одинцова хочет и не может полюбить Базарова не только потому, что этот демократ, полюбив, не хочет любви и бежит от нее. «Непонятный испуг», который отделяет базаровское признание в любви от ненависти по отношению к любимой женщине? Стихия жестоко подавленного чувства прорвалась в нем, наконец, но с разрушительной по отношению к этому чувству силой. Базаров охотно делится с Одинцовой своими мыслями, и из их бесед она понимает, что ради нигилизма он не пойдет на уступки.
С точки зрения Тургенева, любовь таинственна и всесильна, и отрицание ее ведет к трагедии. Несчастная любовь приводит Базарова к душевному кризису и ужасной трагедии. В любви Павла Петровича и Базарова есть что-то похожее. Но Базаров борется, он не раскис и не стал унижаться, как Павел Петрович. Тургенев показал, что Базаров и в любви выше уездных аристократов, в том числе умной, но холодной и эгоистичной Одинцовой. «Обе стороны до известной стороны правы», - этот принцип построения античной трагедии проходит через весь роман, а в любовной истории завершается тем, что Тургенев сводит аристократа Кирсанова и демократа Базарова в сердечном влечении к Фенечке и ее простотой, народным инстинктом выверяет того и другого героя.
Павла Петровича привлекает в Фенечке простота и непосредственность, но любовь его к Фенечке слишком заоблачна и бесплотна. Базаров же, наоборот, инстинктивно ищет в Фенечке жизненное подтверждение своему взгляду на любовь как на простое и ясное чувственное влечение. Но эта простота оказывается хуже воровства: она глубоко оскорбляет Фенечку, и нравственный укор, искренний, неподдельный, слышится из ее уст. Неудачу с Одинцовой Базаров объяснял для себя барской изнеженностью героини, но применительно к Фенечке о каком «барстве» может идти речь? Очевидно, в самой женской природе (не имеет значения, крестьянской или дворянской) заложена отвергаемая героем одухотворенность и нравственная красота.
В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил несколько любовных линий, благодаря которым особенности характера главного героя раскрываются полностью, давая читателю возможность заглянуть в самые потаенные уголки его души. При этом история любви Базарова становится тем ярче, чем ироничнее описываются отношения других героев романа. Возьмем, к примеру, любовь Николая Петровича к Дуняше. Это самый спокойный, обыденный вариант любви, в которой не наблюдаем мы ни бушующих страстей, ни каких-либо сильных и страстных эмоций. Или любовь Аркадия к Одинцовой: перед нами безответное чувство, легкое юношеское увлечение, в то время как к Кате он уже испытывает чувство чистое и нежное. Однако, как и дружбе, так и в любви младший Кирсанов подчинен воле более сильной натуры, чем он сам.

Билет 67,42 Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева

Проблему отцов и детей можно назвать вечной . Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России - 60-е годы XIX века - показано в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки - это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.

Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых.

Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен.

Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества - проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева - это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей.

Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (“Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”.

Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой - презирает “глупую жизнь отцов”. От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.

При всем этом мы видим , что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. “Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России... Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами... Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре... Базаров похоронен в этой могиле... К ней... приходят два уже дряхлых старичка...”

Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности - родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места

. Проблема отцов и детей - одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая - упрекала автора в клевете на молодое поколение.
Как бы то ни было, роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.

«Отцы и дети». Базаров. Художник Д. Боровский. 1980 г.

Действие романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» разворачивается летом 1859 года, накануне отмены крепостного права. В то время в России остро стоял вопрос: кто же может возглавить общество? С одной стороны, на ведущую социальную роль претендовало дворянство, которое состояло как из достаточно вольномыслящих либералов, так и из аристократов, думающих так же, как и в начале века. На другом полюсе общества находились революционеры - демократы, большинство среди которых составляли разночинцы. Главный герой романа «Отцы и дети» близок к наиболее радикальным представителям второй группы. Мысли, которые он излагал, вызывали бурную реакцию у читающей общественности. Взгляды нигилиста обсуждались во многих критических статьях, сам автор в письмах (знаменитое письмо К. Случевскому) объяснял, что он хотел показать образом Базарова, «диким, наполовину выросшего из почвы».

В течение романа личность Базарова вызывает все большее и большее уважение, видно, что сам автор преклоняется перед силой духа молодого нигилиста. Однако в споре с жизнью Базаров вынужден был отступить, реальность оказалась не в состоянии принять такую бурную, деятельную натуру. Это и стало причиной той трагедии, которая разыгралась в судьбе Базарова.

В чём же состоит нигилизм героя? Что он выражает? Базаровский нигилизм, отрицавший авторитеты, родился в эпоху перелома общественного сознания. Он связан с утверждением материалистического мировоззрения, с развитием науки, в первую очередь, естествознания. Особенностью ниглизма Базарова было то, что герой ничего не брал на веру, стремился всё проверять жизнью, практикой. Отличительной чертой было также полное отрицание искусства, музыки и других проявлений духовной жизни людей. Но эта особенность взглядов и порождала противоречия. Базаров на себе испытывает то, что он презирал, что он называл “романтизм, чепуха, гниль, художество”.

Жизнь не сразу показывает нигилисту все недостатки его идеологии; читатель постепенно приходит к мысли о том, что идеи Базарова не могут реализоваться в современных условиях. Столкновения взглядов Базарова с реальностью начинаются в Марьино, имении Кирсановых, во время споров с Павлом Петровичем, Казалось бы, явно показано, что век аристократов давно прошел, что «принсипы» Павла Петровича не позволяют обществу свободно развиваться, но в то же время мы видим отдельные слабые стороны в позициях нигилизма. Например, становятся очевидным несовершенство теории: нигилисты только «расчищают место», но взамен не предлагают ничего, надеясь на русское «авось».

Следующее испытание оказалось для Базарова более серьезным, Аркадий и Евгений на балу в губеркском городе знакомятся с местной знаменитостью, Анной Сергеевной Одинцовой.

Автор все время напоминает читателю, что Базаров не чудовище, не злой гений, а, прежде всего, несчастный человек, одинокий и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. В отношениях с Одинцовой проявляется его уязвимость. Базаров полюбил помещицу Анну Сергеевну Одинцову. Он испытал то самое чувство, над которым ранее безжалостно смеялся. Евгений понял, что человек - это не бездушная «лягушка». Он внезапно осознал, что живая природа никогда не подчинится каким-либо теориям. Одинцова ждет от него зрелых чувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых себя не мыслит Базаров. Он не понимает, что непременным условием достижения духовных к нравственных идеалов является стабильность.

В груди у Базарова бьется сердце романтика, которому доступны и любовь, и нежность, которое понимает, что такое искренность и преданность любимому человеку. И никому, даже самому себе, Базаров не признается в этом. Душа его иногда прорывается наружу, но Базаров тут же усилием воли подавляет ее, при этом становясь жестче и резче. Именно по этим скачкам поведения можно судить о том, насколько сердце его подвержено романтическим порывам. В этом и заключается трагизм положения Базарова. Душой и сердцем он желает любить, тогда как сознанием он подавляет это «желание. И ярче всего эти противоречия души и сознания проявляются в сценах в доме Одинцовой. Именно здесь душа на краткий миг обретает свободу, чтобы тут же быть погребенной на самое дно сознанием. Это происходит во время признания в любви Базарова Одинцовой. Этот гордый нигилист оказался во власти отрицаемого им чувства; душа вырвалась наружу, но с такой разрушительной силой, что оказалась смертельной для этого самого чувства, ибо сильная любовь сродни ненависти. Во время признания Базарова била дрожь, но это была не сладострастная дрожь первого признания; страсть бурная и неконтролируемая, била в нем. И Одинцова испугалась его; чувство, начавшее было появляться в ней, оказалось сломленным, потому что нельзя любить человека, которого боишься. Базаров потерял свою единственную любовь из-за того, что слишком долго сдерживал свою душу, и душа эта отомстила ему, лишив его женщины, которую он полюбил. Безусловно, «испытание любовью» - самое тяжелое испытание из тех, что пришлось перенести Базарову, однако на этом ипытание взглядов нигилиста не закончилось. Из Никольского Евгений едет в деревню к своим родителям, где его снова постигает удар судьбы. За годы, прожитые вне родных стен, между Евгением и его родителями появились различия, причем настолько существенные, что эти люди не могли свободно общаться между собой: они просто не понимали друг друга.

Базаров уезжает из своей деревни в Марьино, где окончательно осознает обреченность своих идей. После дуэли с Павлом Петровичем Базаров понял: если для того, чтобы заставить одного уездного аристократа изменить своим «принсипам», требуется столько сил и времени, сколько сил потребуется, чтобы сломить сопротивление всего дворянства. Базаров понял, что в одиночку он ничего не значит, и решил тихо жить с родителями и заниматься любимым делом - естественными науками.

Он не отказался от своих идей, он просто понял, что их время еще не пришло, и был вынужден отказаться от борьбы. Однако яркое, «бунтующее» сердце Базарова не могло жить тихой, спокойной жизнью, поэтому, если бы не произошла та случайность, из-за которой он умер, то «ее следовало бы придумать». Нигилист Базаров не был сломлен жизнью, но тем не менее покинул «поле битвы» навсегда, хотя и против своей воли.

Именно в том, что Базаров, не сдавший ни одной позиции «в бою», уходивший каждый раз с высоко поднятой головой, вынужден был признать свою слабость перед бытием, «включается глазная трагедия его жизни. Наверное, это же имел в виду Тургенев, когда писал Случевскому, что Базаров - «лицо трагическое».

  • Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным […]
  • В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос... обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа. Д. И. Писарев, Реалисты Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище... на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой […]
  • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
  • Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
  • Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]
  • Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]
  • Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
  • Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные […]
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что […]
  • Базаров Е. В. Кирсанов П. П. Внешний вид Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого. Происхождение Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру. Образование Очень образованный человек. […]
  • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
  • Уважаемая Анна Сергеевна! Позвольте обратиться к вам лично и высказать свои мысли на бумаге, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимой проблемой. Понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к вам. До знакомства с вами, я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я […]
  • По поводу идейного содержания романа «Отцы и дети» Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сладость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». Павел Петрович Кирсанов […]
  • Испытание дуэлью. Пожалуй, нет более спорной и интересной сцены в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», чем дуэль между нигилистом Базаровым и англоманом (фактически английским денди) Павлом Кирсановым. Сам факт дуэли между этими двумя мужчинами - явление одиозно, которого быть не может, потому что не может быть никогда! Ведь дуэль, это борьба двух равных по происхождению. Базаров и Кирсанов люди разных сословий. Они никак не относятся к одному, общему слою. И если Базарову откровенно наплевать на все эти […]
  • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
  • Возможны два взаимоисключающих утверждения: “Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их” (Г.Бялый) и “Разве не проявляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана”. Однако в диалоге Базарова и Аркадия точки над i расставлены: “- Так видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. - Ты их любишь, Евгений? - Люблю, Аркадий!” Здесь стоит вспомнить и сцену смерти Базарова, и его последний разговор с […]
  • Чем является на самом деле конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Вечным спором поколений? Противостоянием сторонников разных политических взглядов? Катастрофическим разногласием между прогрессом и стабильностью, граничащей с застоем? Отнесем споры, переросшие впоследствии в дуэль, к одной из категорий, и сюжет станет плоским, потеряет остроту. В то же время произведение Тургенева, в котором проблема была поднята впервые в истории отечественной литературы, актуально до сих пор. И сегодня требуют перемен и […]
  • Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и […]
  • Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», […]
  • Роман «Отцы и дети» был создан в крайне сложный и конфликтный период. На шестидесятые годы девятнадцатого века пришлось сразу несколько революций: распространение материалистических взглядов, демократизация общества. Невозможность вернуться к прошлому и неопределённость будущего стали причиной и идейного, ценностного кризиса. Позиционирование этого романа как на «остросоциального», свойственное советскому литературоведению, влияет и на сегодняшних читателей. Разумеется, этот аспект необходимо […]

Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” рассказывает об идейных противоречиях либерального дворянства и нарождающейся демократии. Главное действующее лицо – Евгений Базаров, “нигилист”, как он себя называет. Слово “нигилист” происходит от латинского слова “nugul”, то есть “ничто”, отрицание. Аркадий Кирсанов объясняет, что нигилист -это “человек, относящийся ко всему с критической точки зрения”, а его дядя Павел Петрович считает, что это “человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру”. А какой смысл вкладывает в это определение сам Базаров?

Главное в его жизни – изучение естественных наук. Он выбрал для себя профессию врача, поэтому более того пребывая в доме Кирсановых он постоянно проводит различные опыты. Базаров – настоящий материалист, к тому же он отрицает искусство, утверждая, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, а “Рафаэль гроша медного не стоит”. Он отрицает живопись, музыку, поэзию красоту природы – все, что связано с духовным миром человека. Даже такое, как кажется, никому не чуждое высокое проявление человеческого чувства как любовь Базаров старается объяснить лишь с физиологической точки зрения. Однако, более того самому Базарову не удается быть последовательным в собственных принципах. Он сам оказывается безнадежно запутавшимся в сетях любви, которую отрицал.

И в то же пора герой Тургенева – человек умный, сильный, самоуверенный, не способный притворяться и лицемерить. Он готов вступать в жаркие споры с кем бы то ни было, отстаивая свои убеждения. Базарова возмущает социальная несправедливость и неравенство, царящее в обществе, он понимает, что крепостное право в России изжило себя, и изменения просто необходимы. Для него не существует социальных классов и сословий. Базаров с пренебрежением отзывается об аристократическом лоске Павла Петровича, и на равных общается с крепостными крестьянами, считая себя самого выходцем из народа. Базаров не только не стесняется того, что его родители были небогатыми дворянами, а его “дед землю копал”, напротив, он с нескрываемой гордостью говорит об этом.

    Диалоги-споры занимают важное место в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Они являются одним из главных способов характеристики героев романа. Высказывая свои мысли, свое отношение к разным вещам и понятиям, человек открывает себя, свою...

    Более полувека Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы, стремясь, по его собственным словам, «в течение всего этого времени… воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет самый образ...

    Шесть романов Тургенева, созданных на протяжении более двадцати лет («Рудин» -1855 г., «Новь» -1876 г.), - целая эпоха в истории русского общественно-психологического романа. Первый роман «Рудин» был написан за рекордно короткий срок - 49 дней (с...

  1. Новое!

    События, которые Тургенев описывает в романе, происходят в середине XIX века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос - взаимоотношение поколений....

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры