В чем заключаются противоречия нигилизма базарова. Сочинение по литературе

Главная / Любовь

Действие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» разворачивается летом 1859 года, накануне отмены крепостного права. В то время в России остро стоял вопрос: кто же может возглавить общество? С одной стороны, на ведущую социальную роль претендовало дворянство, которое состояло как из достаточно вольномыслящих либералов, так и из аристократов, думающих так же, как и в начале века. На другом полюсе общества находились революционеры - демократы, большинство среди которых составляли разночинцы. Главный герой романа «Отцы и дети» близок к наиболее радикальным представителям второй группы. Мысли, которые он излагал, вызывали бурную реакцию у читающей общественности. Взгляды нигилиста обсуждались во многих критических статьях, сам автор в письмах (знаменитое письмо К. Случевскому) объяснял, что он хотел показать образом Базарова - «фигура... дикая, до половины выросшая из почвы...».

В течение романа личность Базарова вызывает все большее и большее уважение, видно, что сам автор преклоняется перед силой духа молодого нигилиста. Однако в споре с жизнью Базаров вынужден был отступить, реальность оказалась не в состоянии принять такую бурную, деятельную натуру. Это и стало причиной той трагедии, которая разыгралась в судьбе Базарова.

Жизнь не сразу показывает нигилисту все недостатки его идеологии; читатель постепенно приходит к мысли о том, что идеи Базарова не могут реализоваться в современных условиях. Столкновения взглядов Базарова с реальностью начинаются в Марьине, имении Кирсановых, во время споров с Павлом Петровичем. Казалось бы, явно показано, что век аристократов давно прошел, что «принсипы» Павла Петровича не позволяют обществу свободно развиваться, но в то же время мы видим отдельные слабые стороны в позициях нигилизма. Например, становится очевидным несовершенство теории: нигилисты только «расчищают место», но взамен не предлагают ничего, надеясь на русское «авось».

Следующее испытание оказалось для Базарова более серьезным. Аркадий и Евгений на балу в губернском городе знакомятся с местной знаменитостью, Анной Сергеевной Одинцовой.

Анна Сергеевна - вдова в расцвете лет, получившая все состояние богатого мужа, за которого в свое время вышла по расчету. Она спокойно жила в своем имении, изредка выезжая на балы в губернский город, каждый раз поражая своей необычайной красотой и тонким умом. Базаров замечает привлекательность Одинцовой, но считает, что она вполне обычная женщина, среди которых «свободно мыслят только уроды». Начав разговор с Анной Сергеевной, Базаров постепенно разубеждается в этом и с радостью принимает приглашение погостить в Никольском, имении Одинцовой. Там беседы Базарова с Анной Сергеевной продолжаются, и нигилист с удивлением замечает за собой новые, не знакомые ему ранее ощущения. Он осознает, что эти чувства - «романтизм», «чепуха», как он сам их называет, но не может ничего с собой поделать. Базаров-человек вступает в противоборство с Базаровым-нигилистом. На какое-то мгновение человек побеждает, и Базаров объясняется Одинцовой в любви, но после разум нигилиста берет все под свой контроль, и Евгений извиняется за свой порыв и вскоре уезжает в деревню к родителям. Снова Базаров-нигилист не потерпел поражения, в итоге он сумел совладать со своей душой и подавил все ее внешние проявления. Но существование этой самой души заставило нигилиста несколько изменить свою позицию: ранее он считал, что человек решает, что ему делать, в зависимости от того, что выгоднее в данную минуту, сейчас же Базаров стал утверждать, что человеком движут ощущения. Сознание того, что даже нигилисту не чужд «романтизм», нанесло мощный удар по базаровской натуре.

Безусловно, «испытание любовью» - самое тяжелое испытание из тех, что пришлось перенести Базарову, однако на этом испытание взглядов нигилиста не закончилось. Из Никольского Евгений едет в деревню к своим родителям, где его снова постигает удар судьбы. За годы, прожитые вне родных стен, между Евгением и его родителями появились различия, причем настолько существенные, что эти люди не могли свободно общаться между собой: они просто не понимали друг друга.

Базаров уезжает из своей деревни в , где окончательно осознает обреченность своих идей. После дуэли с Павлом Петровичем Базаров понял: если для того, чтобы заставить одного уездного аристократа изменить своим «принсипам», требуется столько сил и времени, сколько сил потребуется, чтобы сломить сопротивление всего дворянства. Базаров понял, что в одиночку он ничего не значит, и решил тихо жить с родителями и заниматься любимым делом - естественными науками.

Он не отказался от своих идей, он просто понял, что их время еще не пришло, и был вынужден отказаться от борьбы. Однако яркое, «бунтующее» сердце Базарова не могло жить тихой, спокойной жизнью, поэтому, если бы не произошла та случайность, из-за которой он умер, то «ее следовало бы придумать». Нигилист Базаров не был сломлен жизнью, но тем не менее покинул «поле битвы» навсегда, хотя и против своей воли.

Именно в том, что Базаров, не сдавший ни одной позиции «в бою», уходивший каждый раз с высоко поднятой головой, вынужден был признать свою слабость перед бытием, заключается главная трагедия его жизни.

В романе «Отцы и дети» образ нового человека Евгения Васильевича Базарова представляется сложным, противоречивым и, безусловно, очень интересным. Он не может оставить равнодушным как читателя прошлого века, так и нашего современника.

И. С. Тургенев в самом начале работы над романом не определился в своем отношении к Базарову. С одной стороны, он оценивает героя по достоинству, вполне искренне восхищаясь его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого. Но, с другой стороны, читатель чувствует, что Базаров чужд автору, непонятен - Тургенев искренне хочет заставить себя полюбить своего героя, «загореться» его идеей, но безрезультатно.

Действие романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” разворачивается летом 1859 года, накануне отмены крепостного права. В то время в России остро стоял вопрос: кто же может возглавить общество? С одной стороны, на ведущую социальную роль претендовало дворянство, которое состояло как из достаточно вольномыслящих либералов, так и из аристократов, думающих так же, как и в начале века. На другом полюсе общества находились революционеры - демократы, большинство среди которых составляли разночинцы. Главный герой романа “Отцы и дети” близок к наиболее радикальным представителям второй группы. Мысли, которые он излагал, вызывали бурную реакцию у читающей общественности. Взгляды нигилиста обсуждались во многих критических статьях, сам автор в письмах (знаменитое письмо К. Случевскому) объяснял, что он хотел показать образом Базарова- “фигура... дикая, до половины выросшая из почвы...”.

В течение романа личность Базарова вызывает все большее и большее уважение, видно, что сам автор преклоняется перед силой духа молодого нигилиста. Однако в споре с жизнью Базаров вынужден был отступить, реальность оказалась не в состоянии принять такую бурную, деятельную натуру. Это и стало причиной той трагедии, которая разыгралась в судьбе Базарова.

Жизнь не сразу показывает нигилисту все недостатки его идеологии; читатель постепенно приходит к мысли о том, что идеи Базарова не могут реализоваться в современных условиях. Столкновения взглядов Базарова с реальностью начинаются в Марьине, имении Кирсановых, во время споров с Павлом Петровичем. Казалось бы, явно показано, что век аристократов давно прошел, что “принсипы” Павла Петровича не позволяют обществу свободно развиваться, но в то же время мы видим отдельные слабые стороны в позициях нигилизма. Например, становится очевидным несовершенство теории: нигилисты только “расчищают место”, но взамен не предлагают ничего, надеясь на русское “авось”.

Следующее испытание оказалось для Базарова более серьезным. Аркадий и Евгений на балу в губернском городе знакомятся с местной знаменитостью, Анной Сергеевной Одинцовой.

Анна Сергеевна - вдова в расцвете лет, получившая все состояние богатого мужа, за которого в свое время вышла по расчету. Она спокойно жила в своем имении, изредка выезжая на балы в губернский город, каждый раз поражая своей необычайной красотой и тонким умом. Базаров замечает привлекательность Одинцовой, но считает, что она вполне обычная женщина, среди которых “свободно мыслят только уроды”. Начав разговор с Анной Сергеевной, Базаров постепенно разубеждается в этом и с радостью принимает приглашение погостить в Никольском, имении Одинцовой. Там беседы Базарова с Анной Сергеевной продолжаются, и нигилист с удивлением замечает за собой новые, не знакомые ему ранее ощущения. Он осознает, что эти чувства - “романтизм”, “чепуха”, как он сам их называет, но не может ничего с собой поделать. Базаров-человек вступает в противоборство с Базаровым-нигилистом. На какое-то мгновение человек побеждает, и Базаров объясняется Одинцовой в любви, но после разум нигилиста берет все под свой контроль, и Евгений извиняется за свой порыв и вскоре уезжает в деревню к родителям. Снова Базаров-нигилист не потерпел поражения, в итоге он сумел совладать со своей душой и подавил все ее внешние проявления. Но существование этой самой души заставило нигилиста несколько изменить свою позицию: ранее он считал, что человек решает, что ему делать, в зависимости от того, что выгоднее в данную минуту, сейчас же Базаров стал утверждать, что человеком движут ощущения. Сознание того, что даже нигилисту не чужд “романтизм”, нанесло мощный удар по базаровской натуре.

Безусловно, “испытание любовью” - самое тяжелое испытание из тех, что пришлось перенести Базарову, однако на этом испытание взглядов нигилиста не закончилось. Из Никольского Евгений едет в деревню к своим родителям, где его снова постигает удар судьбы. За годы, прожитые вне родных стен, между Евгением и его родителями появились различия, причем настолько существенные, что эти люди не могли свободно общаться между собой: они просто не понимали друг друга.

Базаров уезжает из своей деревни в Марьино, где окончательно осознает обреченность своих идей. После дуэли с Павлом Петровичем Базаров понял: если для того, чтобы заставить одного уездного аристократа изменить своим “принсипам”, требуется столько сил и времени, сколько сил потребуется, чтобы сломить сопротивление всего дворянства. Базаров понял, что в одиночку он ничего не значит, и решил тихо жить с родителями и заниматься любимым делом - естественными науками.

Он не отказался от своих идей, он просто понял, что их время еще не пришло, и был вынужден отказаться от борьбы. Однако яркое, “бунтующее” сердце Базарова не могло жить тихой, спокойной жизнью, поэтому, если бы не произошла та случайность, из-за которой он умер, то “ее следовало бы придумать”. Нигилист Базаров не был сломлен жизнью, но тем не менее покинул “поле битвы” навсегда, хотя и против своей воли.

Именно в том, что Базаров, не сдавший ни одной позиции “в бою”, уходивший каждый раз с высоко поднятой головой, вынужден был признать свою слабость перед бытием, заключается главная трагедия его жизни. Наверное, это же имел в виду Тургенев, когда писал Случевскому, что Базаров - “лицо трагическое”.

Действие романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” разворачивается летом 1859 года, накануне отмены крепостного права. В то время в России остро стоял вопрос: кто же может возглавить общество? С одной стороны, на ведущую социальную роль претендовало дворянство, которое состояло как из достаточно вольномыслящих либералов, так и из аристократов, думающих так же, как и в начале века. На другом полюсе общества находились революционеры - демократы, большинство среди которых составляли разночинцы. Главный герой романа “Отцы и дети” близок к наиболее радикальным представителям второй группы. Мысли, которые он излагал, вызывали бурную реакцию у читающей общественности. Взгляды нигилиста обсуждались во многих критических статьях, сам автор в письмах (знаменитое письмо К. Случевскому) объяснял, что он хотел показать образом Базарова- “фигура... дикая, до половины выросшая из почвы...”.

В течение романа личность Базарова вызывает все большее и большее уважение, видно, что сам автор преклоняется перед силой духа молодого нигилиста. Однако в споре с жизнью Базаров вынужден был отступить, реальность оказалась не в состоянии принять такую бурную, деятельную натуру. Это и стало причиной той трагедии, которая разыгралась в судьбе Базарова.

Жизнь не сразу показывает нигилисту все недостатки его идеологии; читатель постепенно приходит к мысли о том, что идеи Базарова не могут реализоваться в современных условиях. Столкновения взглядов Базарова с реальностью начинаются в Марьине, имении Кирсановых, во время споров с Павлом Петровичем. Казалось бы, явно показано, что век аристократов давно прошел, что “принсипы” Павла Петровича не позволяют обществу свободно развиваться, но в то же время мы видим отдельные слабые стороны в позициях нигилизма. Например, становится очевидным несовершенство теории: нигилисты только “расчищают место”, но взамен не предлагают ничего, надеясь на русское “авось”.

Следующее испытание оказалось для Базарова более серьезным. Аркадий и Евгений на балу в губернском городе знакомятся с местной знаменитостью, Анной Сергеевной Одинцовой.

Анна Сергеевна - вдова в расцвете лет, получившая все состояние богатого мужа, за которого в свое время вышла по расчету. Она спокойно жила в своем имении, изредка выезжая на балы в губернский город, каждый раз поражая своей необычайной красотой и тонким умом. Базаров замечает привлекательность Одинцовой, но считает, что она вполне обычная женщина, среди которых “свободно мыслят только уроды”. Начав разговор с Анной Сергеевной, Базаров постепенно разубеждается в этом и с радостью принимает приглашение погостить в Никольском, имении Одинцовой. Там беседы Базарова с Анной Сергеевной продолжаются, и нигилист с удивлением замечает за собой новые, не знакомые ему ранее ощущения. Он осознает, что эти чувства - “романтизм”, “чепуха”, как он сам их называет, но не может ничего с собой поделать. Базаров-человек вступает в противоборство с Базаровым-нигилистом. На какое-то мгновение человек побеждает, и Базаров объясняется Одинцовой в любви, но после разум нигилиста берет все под свой контроль, и Евгений извиняется за свой порыв и вскоре уезжает в деревню к родителям. Снова Базаров-нигилист не потерпел поражения, в итоге он сумел совладать со своей душой и подавил все ее внешние проявления. Но существование этой самой души заставило нигилиста несколько изменить свою позицию: ранее он считал, что человек решает, что ему делать, в зависимости от того, что выгоднее в данную минуту, сейчас же Базаров стал утверждать, что человеком движут ощущения. Сознание того, что даже нигилисту не чужд “романтизм”, нанесло мощный удар по базаровской натуре.

Безусловно, “испытание любовью” - самое тяжелое испытание из тех, что пришлось перенести Базарову, однако на этом испытание взглядов нигилиста не закончилось. Из Никольского Евгений едет в деревню к своим родителям, где его снова постигает удар судьбы. За годы, прожитые вне родных стен, между Евгением и его родителями появились различия, причем настолько существенные, что эти люди не могли свободно общаться между собой: они просто не понимали друг друга.

Базаров уезжает из своей деревни в Марьино, где окончательно осознает обреченность своих идей. После дуэли с Павлом Петровичем Базаров понял: если для того, чтобы заставить одного уездного аристократа изменить своим “принсипам”, требуется столько сил и времени, сколько сил потребуется, чтобы сломить сопротивление всего дворянства. Базаров понял, что в одиночку он ничего не значит, и решил тихо жить с родителями и заниматься любимым делом - естественными науками.

Он не отказался от своих идей, он просто понял, что их время еще не пришло, и был вынужден отказаться от борьбы. Однако яркое, “бунтующее” сердце Базарова не могло жить тихой, спокойной жизнью, поэтому, если бы не произошла та случайность, из-за которой он умер, то “ее следовало бы придумать”. Нигилист Базаров не был сломлен жизнью, но тем не менее покинул “поле битвы” навсегда, хотя и против своей воли.

Именно в том, что Базаров, не сдавший ни одной позиции “в бою”, уходивший каждый раз с высоко поднятой головой, вынужден был признать свою слабость перед бытием, заключается главная трагедия его жизни. Наверное, это же имел в виду Тургенев, когда писал Случевскому, что Базаров - “лицо трагическое”.

В чем сущность нигилизма БазароваВ чем сущность нигилизма Базарова? Роман Отцы идети направлен против дворянства.Это не единственное произведение Тургенева, написанное в таком духе вспомнить хотя бы Запискиохотника, но оно особенновыделяется тем, что в нем писатель обличил не отдельных дворян а весь класс помещиков, доказал его неспособность вести Россию вперед, завершил его идейныйразгром. Почему именно вначале 60-х годов XIX века появляется это произведение? Поражение в Крымской -войне, грабительская реформа 1861 года подтвердили упадок дворянства егонесостоятельность в управлении Россией.В Отцах и детях и показано, что старая, вырождающаяся мораль уступает, хотя и струдом, место новой, революционной,прогрессивной.

Носителем этой новой морали является главный герой романа - Евгений Васильевич Базаров. Этот молодой человек из разночинцев, видяупадок господствующих классов игосударства, становится на путь нигилизма, то есть отрицания.Что же отрицаетБазаров? Все говорит он, А все - это то, что относится к минимальным потребностям человекаи к познанию природы через личный опыт,через эксперименты.

Базаров смотрит на вещи с точки зрения их практической выгоды. Его девиз Природане храм, а мастерская, и человек в нейработник. Евгений непризнает авторитеты, условности, любовь, религию, самодержавие. Но он не ищет себепоследователей и не борется против того,что отрицает. Это, по-моему, очень важная черта нигилизма Базарова.Этот нигилизм направлен вовнутрь, Евгению все равно, будет ли он понят и признан или нет.Базаров не скрывает своих убеждений, ноон и не проповедник. Одна из чертнигилизма вообще - отрицание духовных и материальных ценностей.

Базаров оченьнеприхотлив. Он мало заботится о модности своей одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится любым путем раздобыть денег. Того, что есть, ему вполнехватает. Мнение общества о егоматериальном состоянии его не волнует.Пренебрежение Базарова к материальным ценностям возвышает его в моихглазах. Эта черта - признак сильных иумных людей.

Отрицание же духовных ценностей Евгением Васильевичем разочаровывает. Называя духовность романтизмом и вздором, он презирает людей - ее носителей. Порядочный химик раз в двадцать полезнейвысокого поэта говорит Базаров.Он насмехается над отцом Аркадия, играющем на виолончели и читающим Пушкина, над самим Аркадием,любящим природу, над Павлом Петровичем,бросившим свою жизнь к ногам любимой женщины.Мне кажется,Базаров отрицает музыку, поэзию, любовь, красоту по инерции, не разбираясь толком в этих вещах.Он обнаруживает полное незнаниелитературы Природа навевает молчание сна сказал Пушкин и так далее и неопытность в любви.Любовь к Одинцовой, скорее всего перваяв его жизни, никак не согласовывалась с идеями Евгения, что приводило его в ярость. Но, несмотря на то, что произошло с ним, Базаров не переменил своихпрежних взглядов на любовь и еще большепротив нее ополчился.

Это подтверждение упрямства Евгения и его приверженности к своим идеям.

Итак, ценностей для Базарова не существует, иэто - причина его цинизма. Базаров любитподчеркивать свое непреклонение перед авторитетами. Он верит лишь в то, что увидел и пощупал сам.Хотя Евгений и заявляет, что не признаетчужих мнений, он говорит, что немецкие ученые - его учителя. Я не думаю, что это противоречие.Немцы, о которых он говорит, и сам Базаров являютсяединомышленниками, и тот, и другие непризнают авторитетов, так почему же Евгению не доверять этим людям? То, что даже у такого человека, как он, есть учителя, естественно самому все познатьневозможно, нужно опираться на уже приобретенныекем-то знания.

Базаровскийсклад ума, постоянно ищущий, сомневающийся, допытывающийся, может быть образцом для человека, стремящегося к знаниям. Базаров -нигилист, и в том числе за это мы его уважаем.Но словами героя другого романа Тургенева, Рудина, скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием. Эти слова применимы к Евгению Васильевичу Да ведь надобно же и строить Это уже не наше дело Сперва нужноместо расчистить.

СлабостьБазарова в том, что он, отрицая, ничего взамен не предлагает. Базаров - разрушитель, а не созидатель. Егонигилизм наивен и максималистичен, нотем не менее он ценен и нужен. Он порожден благородным идеалом Базарова - идеалом сильного, умного, мужественного и нравственного человека.У Базарова естьтакая особенность, что он принадлежит двум разным поколениям. Первое - поколение времени, вкотором он жил. Евгений типичен дляэтого поколения, как любой умный разночинец, стремящийся к познанию мира и уверенный в вырождении дворянства.

Второе - поколение очень далекого будущего.Базаров был утопист он призывал жить непо принципам, а по ощущениям. Это совершенно верный путь жизни, но тогда, в XIX веке, да и сейчас он невозможен. Обществослишком испорчено, чтобы порождать неиспорченных людей, и только.Исправьте общество, иболезней не будет. Базаров в этомабсолютно прав, но не думал он, что не так-то просто это сделать.

Я уверен, что человек, живущий не по кем-топридуманным правилам, а по своиместественным ощущениям, по совести человек будущего. Поэтому Базаров и принадлежит в какой-то мерепоколению своих далеких потомков. Базаровприобрел известность среди читателей благодаря своим необычным взглядам на жизнь, идеям нигилизма.Этот нигилизм незрел, наивен, даже агрессивени упрям, но все равно он полезен как средство, заставляющее общество очнуться, оглянуться назадзаглянуть вперед и подумать, куда же оноидет.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:


Предпосылки возникновения и сущность меркантилизма
Соответственно этой триаде впервые провел разделение буржуазного общества на классы капиталистов, земельных собственников и наемных рабочих. .. В своих философских взглядах он примыкал Юму и видел источник нравственных.. Широта мнения А. Смита позволила ему включить все лучшее, что было у его современников, англичан и французов. ..

Концепции маркетинга и их сущность. Сущность и роль маркетинговой ценовой политики
Фирма интегрирует и координирует всю свою деятельность с расчетом на обеспечение максимальной удовлетворенности клиентов, получая соответствующую.. Таким образом, согласно Ф.Котлеру, по своей глубинной сути концепция.. Таким образом, исходная "концепция маркетинга" отражает приверженность фирмы теории суверенитета потребителя.

Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?
По этой же причине возрастные границы молодежи выбирались с учетом её включенности в общественное разделение труда начиная со студентов вузов. В.. С учетом характера формирования основного и контрольного объектов исследования.. А с другой стороны, на примере той части старшего поколения, гражданское становление которой пришлось на хрущевский и..

Концепции маркетинга и их сущность. Сущность и роль маркетинговой ценовой политики
Другими словами, объектом основного внимания в концепции маркетинга Ф.Котлер объявляет изучение целевых клиентов фирмы с их нуждами, запросами и.. Фирма интегрирует и координирует всю свою деятельность с расчетом на.. Таким образом, согласно Ф.Котлеру, по своей глубинной сути концепция маркетинга - это ориентация на нужды, запросы и..

Нигилизм Базарова ("Отцы и дети" Тургенева)
Из этой школы труда и лишений Базаров вышел человеком сильным и суровым прослушанный им курс естественных и медицинских наук развил его природный ум.. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен и баста Отчего мне нравится химия.. Несмотря на вс это, Базаров не ворует чужих платков, не вытягивает из родителей денег, работает усидчиво и даже не..

Проблема нигилизма в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Базаров - нигилист, отрицатель, разруши тель. В своем отрицании он не останавливает ся ни перед чем. Почему же Тургенев увиде. героя своего времени.. Базаровский нигилизм не носи абсолютного характера. Базаров не отрицав того.. Когда Аркадий сообщил дяде и отцу о том что Базаров - нигилист, они постарались дат свое определение этого..

Сущность и функции финансов. Экономическая сущность финансов
Тема лекции Сущность и функции финансов.. План Экономическая сущность финансов Финансовые ресурсы их содержание и состав..

Понятие, сущность и функции менеджмента. Понятие и сущность менеджмента
План.. Понятие и сущность менеджмента Виды и функции менеджмента предприятий сервиса и туризма Понятие и классификация методов менеджмента..

Понятие и сущность нового уголовного процесса. Сущность уголовного процесса как отрасли права. Принципы уголовного процессуального права Украины
Одесская юридическая академия.. экономико правовой факультет в г симферополе.. кафедра уголовно правовых дисциплин..

0.035

Действие романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" разворачивается летом 1859 года, накануне отмены крепостного права. В то пора в РФ остро стоял вопрос: кто же может возглавить общество? С одной стороны, на ведущую социальную роль претендовало дворянство, которое состояло как из довольно вольномыслящих либералов, так и из аристократов, думающих так же, как и в начале века. На другом полюсе общества находились революционеры - демократы, большинство среди которых составляли разночинцы. Главный герой романа "Отцы и дети" близок к наиболее радикальным представителям второй группы. Мысли, которые он излагал, вызывали бурную реакцию у читающей общественности. Взгляды нигилиста обсуждались во многих критических статьях, сам автор в письмах (знаменитое письмо К. Случевскому) объяснял, что он хотел показать образом Базарова- "фигура... дикая, до половины выросшая из почвы...".

В течение романа личность Базарова вызывает все большее и большее уважение, видно, что сам автор преклоняется перед силой духа молодого нигилиста. Однако в споре с жизнью Базаров вынужден был отступить, реальность оказалась не в состоянии принять такую бурную, деятельную натуру. Это и стало причиной той трагедии, которая разыгралась в судьбе Базарова.
Жизнь не сразу показывает нигилисту все недостатки его идеологии; читатель постепенно приходит к мысли о том, что идеи Базарова не могут реализоваться в современных условиях. Столкновения взглядов Базарова с реальностью начинаются в Марьине, имении Кирсановых, во пора споров с Павлом Петровичем. Казалось бы, прямо показано, что век аристократов давнехонько прошел, что "принсипы" Павла Петровича не позволяют обществу свободно развиваться, но в то же пора мы видим отдельные слабые стороны в позициях нигилизма. Например, становится очевидным несовершенство теории: нигилисты только "расчищают место", но взамен не предлагают ничего, надеясь на русское "авось".

Следующее опробование оказалось для Базарова более серьезным. Аркадий и Евгений на балу в губернском городе знакомятся с местной знаменитостью, Анной Сергеевной Одинцовой.

Анна Сергеевна - вдова в расцвете лет, получившая все состояние богатого мужа, за которого в свое пора вышла по расчету. Она спокойно жила в своем имении, редко выезжая на балы в губернский город, всякий раз поражая своей необычайной красотой и тонким умом. Базаров замечает привлекательность Одинцовой, но считает, что она полностью обычная дама, среди которых "свободно мыслят только уроды". Начав разговор с Анной Сергеевной, Базаров постепенно разубеждается в этом и с радостью принимает приглашение погостить в Никольском, имении Одинцовой. Там беседы Базарова с Анной Сергеевной продолжаются, и нигилист с удивлением замечает за собой новые, не знакомые ему ранее ощущения. Он осознает, что эти чувства - "романтизм", "чепуха", как он сам их называет, но не может ничего с собой поделать. Базаров-человек вступает в противоборство с Базаровым-нигилистом. На какое-то мгновение человек побеждает, и Базаров объясняется Одинцовой в любви, но после разум нигилиста берет все под свой контроль, и Евгений извиняется за свой порыв и вскоре уезжает в деревню к родителям. Снова Базаров-нигилист не потерпел поражения, в итоге он сумел совладать со своей душой и подавил все ее внешние проявления. Но существование этой самой души заставило нигилиста несколько изменить свою позицию: ранее он считал, что человек решает, что ему работать, в зависимости от того, что выгоднее в данную минуту, в данный момент же Базаров стал утверждать, что человеком движут ощущения. Сознание того, что более того нигилисту не чужд "романтизм", нанесло мощный удар по база-ровской натуре.

Безусловно, "испытание любовью" - самое тяжелое опробование из тех, что пришлось перенести Базарову, однако на этом ипытание взглядов нигилиста не закончилось. Из Никольского Евгений едет в деревню к своим родителям, где его снова постигает удар судьбы. За годы, прожитые за пределами родных стен, между Евгением и его родителями появились различия, причем настолько существенные, что эти люди не могли свободно общаться между собой: они просто не понимали приятель друга.

Базаров уезжает из своей деревни в Марьино, где окончательно осознает обреченность своих идей. После дуэли с Павлом Петровичем Базаров понял: если для того, чтобы приневолить одного уездного аристократа изменить своим "принсипам", требуется столько сил и времени, сколько сил потребуется, чтобы сломить сопротивление всего дворянства. Базаров понял, что в одиночку он ничего не значит, и решил тихо существовать с родителями и заниматься любимым делом - естественными науками.

Он не отказался от своих идей, он просто понял, что их пора ещё не пришло, и был вынужден отказаться от борьбы. Однако яркое, "бунтующее" сердце Базарова не могло существовать тихой, спокойной жизнью, поэтому, если бы не произошла та случайность, из-за которой он умер, то "ее следовало бы придумать". Нигилист Базаров не был сломлен жизнью, но тем не менее покинул "поле битвы" навсегда, хотя и против своей воли.

Именно в том, что Базаров, не сдавший ни одной позиции "в бою", уходивший всякий раз с приподнято поднятой головой, вынужден был признать свою слабость перед бытием, содержится главная трагедия его жизни. Наверное, это же имел в виду Тургенев, когда писал Случевскому, что Базаров - "лицо трагическое".

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры