В ю драгунский краткая биография для детей. Драгунский: биография кратко, интересные факты

Главная / Любовь

Биография Виктора Драгунского должна быть хорошо известна любому знатоку отечественной детской литературы. Это один из признанных классиков, писавший книги для школьников и их родителей. Наибольшую славу ему принес цикл под названием "Денискины рассказы".

Детство и юность

Биография Виктора Драгунского ведется с 1913 года, когда он родился в Нью-Йорке. Его родители были евреями, эмигрантами из Гомеля, которые переехали в Америку и поселились в Бронксе. Отца писателя звали Юд Фалькович, а мать - Рита Лейбовна. Они поженились в 1913 году, будучи еще в Гомеле, а 1 декабря того же года появился на свет Виктор Юзефович Драгунский.

В Америке Драгунские не смогли прижиться, уже в июле 1914 года вернулись в родной Гомель, входивший в то время в состав Российской империи.

Еще через 4 года отец Виктор Юзефовича Драгунского умер, заразившись тифом. По другой версии, его смерть произошла при невыясненных обстоятельствах. Рита Лейбовна нашла нового мужа, которым стал красный комиссар, ревком Гомеля Ипполит Войцехович. Но и его жизнь вскоре подошла к концу, он умер в 1920-м.

В 1922 году у Драгунского появился еще один отчим, по имени Менахем-Мендл Рубин, игравший в водевилях в еврейском театре. Семья была вынуждена отправляться вместе с ним в гастроли по всей стране.

В 1925 году в биографии Виктора Драгунского произошло важное событие. С родителями он прибыл в Москву, где Рубин основал собственную театральную труппу вместе с Ильей Триллингом, так семья обосновалась в столице. Правда, Рубин вскоре их оставил, уехав в Америку работать режиссером еврейского театра.

Герою нашей статьи пришлось рано начать работать, с 17 лет он начал посещать литературно-театральные мастерские советского театрального режиссера Алексея Дикого. С 1935 года Драгунский становится актером театра транспорта, сейчас он известен как Театр имени Гоголя.

Актерская работа

Параллельно с игрой в театре Драгунский занимается литературой. Он начинает с написания юморесок и фельетонов, сочиняет сценки, интермедии, цирковые клоунады, эстрадные монологи. Одно время цирковой жанр становится очень близким ему, он даже начинает трудиться в цирке.

Помимо театральных ролей Драгунский получает и роли в кино. В 1947 году он играет радиодиктора в политической драме Михаила Ромма "Русский вопрос", после этого начинает работать в театре киноактера. В труппе было много знаменитостей, поэтому закрепиться Драгунскому было непросто. Тогда он решил создать внутри театра свою самодеятельную труппу. Многие с энтузиазмом отнеслись к этой идее, создав пародийный "театр в театре".

Вскоре Драгунский начал руководить ансамблем литературно-театральной пародии под названием "Синяя птичка". Он просуществовал до 1958 года. Со временем эта небольшая труппа начала выступать в Доме актера, где директором был Александр Эскин. На сцене актеры представляли веселые пародийные постановки, которые пользовались успехом. Драгунского пригласили создать такой же коллектив на базе Мосэстрады.

Вместе с Людмилой Давидович герой нашей статьи сочиняет тексты к нескольким песням, которые со временем становятся очень популярными. Среди них "Теплоход" в исполнении Леонида Утесова, а также "Березонька", "Чудо-песенка", "Три вальса".

Литературная деятельность

Как о писателе, Виктор Драгунский заявляет о себе в 1940 году, когда начинает массово публиковать юмористические рассказы и фельетоны. Позже он соберет их в сборник под названием "Железный характер".

В годы Великой Отечественной войны Драгунский отправляется в ополчение. Войну проходит без тяжелых ранений, а вот его брат Леонид гибнет в 1943 году в Калужской области.

В биографии Виктора Драгунского главное место занимает цикл "Денискины рассказы". Он начинает их писать в 1959 году. Главные герои - советские школьники Денис Кораблев и его приятель Мишка Слонов. В 60-е годы выходят сразу несколько книг из этой серии под названиями "Заколдованная буква", "Волшебная сила искусства", "Девочка на шаре", "Похититель собак".

Рассказы приносят ему популярность и славу. Кстати, имя главного героя было выбрано не случайно: именно так звали сына Виктора Драгунского. "Денискины рассказы" описывают Москву 50-60-х годов. Главный герой живет с родителями, с ним постоянно происходят курьезные и смешные случаи.

Например, однажды выливает манную кашу, которую не хотел есть, из окна, а когда к ним приходит милиционер (вместе с пострадавшим гражданином), он понимает, что имела в виду мама, когда говорила, что "все тайное становится явным".

"Денискины рассказы" Виктора Драгунского неоднократно экранизировались. В 1970 году Наум Бирман снял музыкальный фильм "Волшебная сила искусств" с Константином Райкиным в главной роли. Также в разные годы выходили картины "Веселые истории", "Девочка на шаре", "Удивительные приключения Дениса Кораблева", "По секрету всему свету", "Подзорная труба".

Другие произведения Виктора Драгунского

Среди других произведений героя нашей статьи нужно отметить повесть "Он упал на траву", написанную в 1961 году. Эта книга посвящена московскому ополчению, которое принимало участие в обороне Москвы в 1941 году.

Все события излагаются от лица 19-летнего Мити Королева, который работает в театре. Он стремится попасть на фронт, однако его не берут из-за врожденной травмы ноги. Ему удается записаться в народное ополчение. Учитывая, что сам Драгунский также участвовал в ополчении, произведение местами автобиографично.

в 1964 году Драгунский написал повесть "Сегодня и ежедневно", которая посвящена артистам цирка. Также известны его повести "Старухи", "Странное пятно на потолке", "Настоящий поэт", "Смешные рассказы о школе".

Семья писателя

Семья Виктора Драгунского была большой. В первый раз он женился на Елене Корниловой. В 1937 году у них родился сын Леонид, который окончил экономический факультет МГУ, стал журналистом. На протяжении многих лет работал в "Известиях", "Неделе", является автором художественных произведений "Сказочная сила", "От глашатая до неона", "Эти удивительные ветераны", "Раз в жизни: несерьезные заметки в жанре баек и журналистского трепа". Умер в 2007 году.

Драгунский во второй раз женился на Алле Семичастновой, которая была на 11 лет его младше, она окончила ВГИК. У них родился сын Денис, которому и были посвящены "Денискины рассказы". Когда мальчик вырос, он стал сценаристом и журналистом. В 1965 году у пары появилась дочь Ксения, будущий драматург и писатель.

Денис Драгунский подарил своему отцу внучку Ирину, родившуюся в 1974 году, она стала дизайнером и журналистом.

В конце жизни

Писатель Драгунский скончался в 1972 году в возрасте 58 лет. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.

В 1990 году вдова писателя издала книгу песен, написанных на стихи своего знаменитого мужа. В памяти отечественных читателей он остался автором одной из самых ярких и веселых книг, рассказывающей о детях и посвященной подросткам.

Однако уже в 1914, незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского. На становление его личности повлиял не столько рано умерший от сыпного тифа отец, сколько два отчима – И. Войцехович, погибший в 1920 красный комиссар, и актер еврейского театра М.Рубин, с которым семья Драгунского ездила по юго-западу России. В Москву они перебрались в 1925, но и этот брак окончился для матери драматически: Рубин уехал на гастроли и не вернулся. Драгунскому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. После школы он поступил учеником токаря на завод «Самоточка», откуда его вскоре уволили за трудовую провинность. Устроился учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм» (1930).

Поступил в «Литературно-театральные мастерские» (руководитель А.Дикий) учиться актерскому ремеслу. После окончания курса был принят в Театр транспорта (ныне Театр им. Н.В.Гоголя). Позднее выступавший на смотре молодых талантов актер был приглашен в Театр сатиры. В 1940 были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы.

Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Немногим более года работал в цирке клоуном, потом вернулся в театр. Назначенный во вновь созданный Театр-студию киноактера (1945) Дикий пригласил туда и Драгунского. Удачно сыграв в нескольких спектаклях, снявшись у М. Ромма в фильме Русский вопрос, Драгунский тем не менее искал новое поприще: в театре-студии с его огромной труппой, куда входили именитые кинозвезды, молодым и не очень известным актерам не приходилось рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях.

Драгунский создал пародийный «театр в театре» – придуманная им «Синяя птичка» (1948–1958) разыгрывала нечто вроде забавных капустников. Мгновенно прославившийся коллектив приглашали в Дом актера, в научно-исследовательские институты. По предложению руководства Мосэстрады Драгунский организовал эстрадный ансамбль, который также назывался «Синяя птичка» и ставил концертные программы. Здесь играли Е.Весник, Б.Сичкин, тексты писали В.Масс, В. Дыховичный, В. Бахнов. Для этих программ Драгунский придумывал интермедии и сценки, сочинял куплеты, эстрадные монологи, цирковые клоунады. В соавторстве с поэтессой Л.Давидович сочинил несколько популярных песен (Три вальса, Чудо-песенка, Теплоход, Звезда моих полей, Березонька). По общему признанию, Драгунский был очень талантливым человеком, но вряд ли кто-то предполагал, что он станет прозаиком – это произошло как бы в одночасье.

Драгунский обладал особым чутьем на мелочи жизни. Мемуаристы вспоминают, что он находил какие-то замечательные московские уголки, неизвестные другим, знал, где продают чудесные бублики или можно увидеть что-нибудь интересное. Он ходил по городу и впитывал краски, звуки и запахи. Все это отразилось в Денискиных рассказах, которые хороши не только потому, что там с необыкновенной точностью передана психология ребенка: в них отразилось свежее, не искаженное восприятие мира – те самые звуки, запахи, ощущения, увиденные и почувствованные словно впервые. То, что певчих птиц показывают в павильоне «Свиноводство» (рассказ Белые амадины), не просто необычайно острый поворот, дающий возможность взглянуть на события с иронией, это деталь одновременно и поразительно точная, и многозначная: тут и примета времени (павильон расположен на ВДНХ), и знак пространства (Дениска живет возле Чистых прудов, а Выставка достижений народного хозяйства находится вдалеке от центра города), и психологическая характеристика героя (отправился в такую даль вместо того, чтобы поехать в воскресенье на Птичий рынок).

Рассказы привязаны к конкретному времени (первые появились в 1959), и хотя самих примет времени не так много, здесь передан дух 1950–1960-х годов. Читатели могут не знать, кто такой Ботвинник или что за клоун Карандаш: они воспринимают атмосферу, воссозданную в рассказах. И точно так же, если у Дениски и был прототип (сын писателя, тезка главного героя), герой Денискиных рассказов существует сам по себе, он вполне самостоятельный человек, и не он один: рядом с ним его родители, друзья, товарищи по двору, просто знакомые или еще не знакомые люди.

В центре большинства рассказов стоят как бы антиподы: пытливый, доверчивый и деятельный Дениска – и его друг Мишка, мечтательный, чуть заторможенный. Но это не цирковая пара клоунов (рыжий и белый), как могло бы показаться, – истории чаще всего веселые и динамичные. Клоунада невозможна еще и потому, что при всей чистоте и определенности выразительных средств характеры, нарисованные Драгунским, достаточно сложны, неоднозначны. Сделанные впоследствии экранизации показали, что главное здесь – тональность, которая существует только в слове и утрачивается при переводе на язык другого искусства.

Точные детали и определенность ситуаций в тех немногих повестях и рассказах, что написаны Драгунским для взрослых, напротив, придают этим произведениям жесткость. Драматизм их почти переходит в трагедию (при жизни автора не был напечатан рассказ Старухи, который высоко оценил главный редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский). Однако автор не дает оценок, уж тем более не критикует социальную действительность: он рисует человеческие характеры, по которым, словно по разрозненным деталям, можно восстановить целое жизни. Повесть Он упал на траву (1961) рассказывает о самых первых днях войны. Герой ее, по инвалидности не взятый в армию молодой художник, записался в ополчение и погиб. О человеке, существующем времени вопреки, по крайней мере, не во всем с ним согласном, рассказывается в повести Сегодня и ежедневно (1964). Клоун Николай Ветров, замечательный коверный, способный спасти любую программу, сделать сборы даже в провинциальном цирке, не в ладу с самим собой – и в жизни ему неуютно, неловко. Повесть экранизировалась дважды, в 1980 и 1993.

Лучшие дня

Янина Жеймо: Советская Мэри Пикфорд

Биография

ДРАГУНСКИЙ, ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ (1913−1972), русский писатель. Родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке, где поселились его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни. Однако уже в 1914, незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского. На становление его личности повлиял не столько рано умерший от сыпного тифа отец, сколько два отчима - И. Войцехович, погибший в 1920 красный комиссар, и актер еврейского театра М. Рубин, с которым семья Драгунского ездила по юго-западу России. В Москву они перебрались в 1925, но и этот брак окончился для матери драматически: Рубин уехал на гастроли и не вернулся. Драгунскому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. После школы он поступил учеником токаря на завод «Самоточка», откуда его вскоре уволили за трудовую провинность. Устроился учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм» (1930).

Поступил в «Литературно-театральные мастерские» (руководитель А. Дикий) учиться актерскому ремеслу. После окончания курса был принят в Театр транспорта (ныне Театр им. Н.В.Гоголя). Позднее выступавший на смотре молодых талантов актер был приглашен в Театр сатиры. В 1940 были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы.

Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Немногим более года работал в цирке клоуном, потом вернулся в театр. Назначенный во вновь созданный Театр-студию киноактера (1945) Дикий пригласил туда и Драгунского. Удачно сыграв в нескольких спектаклях, снявшись у М. Ромма в фильме Русский вопрос, Драгунский тем не менее искал новое поприще: в театре-студии с его огромной труппой, куда входили именитые кинозвезды, молодым и не очень известным актерам не приходилось рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях.

Драгунский создал пародийный «театр в театре» - придуманная им «Синяя птичка» (1948−1958) разыгрывала нечто вроде забавных капустников. Мгновенно прославившийся коллектив приглашали в Дом актера, в научно-исследовательские институты. По предложению руководства Мосэстрады Драгунский организовал эстрадный ансамбль, который также назывался «Синяя птичка» и ставил концертные программы. Здесь играли Е. Весник, Б. Сичкин, тексты писали В. Масс, В. Дыховичный, В.Бахнов. Для этих программ Драгунский придумывал интермедии и сценки, сочинял куплеты, эстрадные монологи, цирковые клоунады. В соавторстве с поэтессой Л. Давидович сочинил несколько популярных песен (Три вальса, Чудо-песенка, Теплоход, Звезда моих полей, Березонька). По общему признанию, Драгунский был очень талантливым человеком, но вряд ли кто-то предполагал, что он станет прозаиком - это произошло как бы в одночасье.

Драгунский обладал особым чутьем на мелочи жизни. Мемуаристы вспоминают, что он находил какие-то замечательные московские уголки, неизвестные другим, знал, где продают чудесные бублики или можно увидеть что-нибудь интересное. Он ходил по городу и впитывал краски, звуки и запахи. Все это отразилось в Денискиных рассказах, которые хороши не только потому, что там с необыкновенной точностью передана психология ребенка: в них отразилось свежее, не искаженное восприятие мира - те самые звуки, запахи, ощущения, увиденные и почувствованные словно впервые. То, что певчих птиц показывают в павильоне «Свиноводство» (рассказ Белые амадины), не просто необычайно острый поворот, дающий возможность взглянуть на события с иронией, это деталь одновременно и поразительно точная, и многозначная: тут и примета времени (павильон расположен на ВДНХ), и знак пространства (Дениска живет возле Чистых прудов, а Выставка достижений народного хозяйства находится вдалеке от центра города), и психологическая характеристика героя (отправился в такую даль вместо того, чтобы поехать в воскресенье на Птичий рынок). Рассказы привязаны к конкретному времени (первые появились в 1959), и хотя самих примет времени не так много, здесь передан дух 1950−1960-х годов. Читатели могут не знать, кто такой Ботвинник или что за клоун Карандаш: они воспринимают атмосферу, воссозданную в рассказах. И точно так же, если у Дениски и был прототип (сын писателя, тезка главного героя), герой Денискиных рассказов существует сам по себе, он вполне самостоятельный человек, и не он один: рядом с ним его родители, друзья, товарищи по двору, просто знакомые или еще не знакомые люди. В центре большинства рассказов стоят как бы антиподы: пытливый, доверчивый и деятельный Дениска - и его друг Мишка, мечтательный, чуть заторможенный. Но это не цирковая пара клоунов (рыжий и белый), как могло бы показаться, - истории чаще всего веселые и динамичные. Клоунада невозможна еще и потому, что при всей чистоте и определенности выразительных средств характеры, нарисованные Драгунским, достаточно сложны, неоднозначны. Сделанные впоследствии экранизации показали, что главное здесь - тональность, которая существует только в слове и утрачивается при переводе на язык другого искусства. Точные детали и определенность ситуаций в тех немногих повестях и рассказах, что написаны Драгунским для взрослых, напротив, придают этим произведениям жесткость. Драматизм их почти переходит в трагедию (при жизни автора не был напечатан рассказ Старухи, который высоко оценил главный редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский). Однако автор не дает оценок, уж тем более не критикует социальную действительность: он рисует человеческие характеры, по которым, словно по разрозненным деталям, можно восстановить целое жизни. Повесть Он упал на траву (1961) рассказывает о самых первых днях войны. Герой ее, по инвалидности не взятый в армию молодой художник, записался в ополчение и погиб. О человеке, существующем времени вопреки, по крайней мере, не во всем с ним согласном, рассказывается в повести Сегодня и ежедневно (1964). Клоун Николай Ветров, замечательный коверный, способный спасти любую программу, сделать сборы даже в провинциальном цирке, не в ладу с самим собой - и в жизни ему неуютно, неловко. Повесть экранизировалась дважды, в 1980 и 1993. Умер Драгунский в Москве 6 мая 1972.

Драгунский Виктор Юзефович (1913−1972 гг.) – известный русский писатель, родившийся 30 ноября 1913 в Нью-Йорке. В свое время его родители уехали за границу с целью лучшего заработка на жизнь, однако перед Первой мировой войной семья вернулась в родные края и остановилась в Гомеле. Там и прошло все детство Драгунского.

После смерти отца будущему писателю необходимо было самостоятельно зарабатывать на жизнь. Сразу после школы он устроился токарем на завод «Самоточка». А в 1930 году уже работал на фабрике «Спорт-туризм». С предыдущей работы он был уволен по причине трудовой провинности.

Позже поступил в «Литературно-театральные мастерские», где начал обучаться актерскому ремеслу. Пройдя курс обучения, он был принят в Театр транспорта. В настоящее время, это известный Театр им. Гоголя. Совсем скоро, в 1940 году, в мир выходят его первые фельетоны и юмористические рассказы.

Драгунский создал пародийный «театр в театре», а «Синяя птичка» стала примером разыгрывания увлекательных капустников. По мнению мемуаристов, у Драгунского была способность замечать или отыскивать мелкие детали, а главное интересные и чудесные. В обычных бубликах он видел такое, что не смог быть увидеть ни кто другой. Он довольно часто гулял по городу, независимо от времени года. Он ходил и впитывал в себя все запахи, улавливал любой звук и старался его запомнить и отобразить в своих произведениях как можно точнее.

Драгунский в своих рассказах и повестях старался передать все настолько подробно, что даже взрослый вздрагивал о такой грубости. Более того произведения такого характера обретали некую жестокость, их драматизм довольно близок к трагизму.

Драгунский ушел из жизни 6 мая 1972 в Москве, его могила находится на Ваганьковском кладбище.

Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке. Родители будущего писателя были белорусскими эмигрантами. Жизнь семьи Драгунских в Америке не сложилась, поэтому в 1914 году они вернулись в Белоруссию в Гомель. Здесь и прошло детство Виктора Юзефовича. В 1918 году в краткой биографии Драгунского произошла трагедия – от тифа умер его отец.

В 1925 году мальчик с матерью и отчимом переезжает в Москву.

Начало творческой деятельности

Семья Виктора Юзефовича находилась в тяжелом материальном положении, поэтому ему пришлось рано пойти работать. С 1930 года Драгунский начал посещать «Литературно-театральные мастерские» А. Дикого. В 1935 году был принят в труппу Театра транспорта (сейчас Театр имени Н. В. Гоголя). Позже Драгунский работал в цирке, некоторое время играл в Театре сатиры.

Кроме театра, Виктора Юзефовича влекла литературная деятельность, он писал юморески, интермедии, фельетоны, сценки, цирковые клоунады и др. В 1940 году произведения Драгунского впервые появились в печати.

В 1945 году Виктора Юзефовича приглашают работать в Театр-студию киноактера. В 1947 году Драгунский, биография которого не была пестра на роли в кино, снялся в фильме «Русский вопрос» режиссера М. Ромма.

«Синяя птичка»

В театре роли в основном распределялись среди именитых актеров, поэтому Драгунский как молодой артист не мог рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях. В 1948 году Виктор Юзефович создает пародийный «театр в театре», назвав его «Синяя птичка». Вскоре к труппе присоединились Л. Давидович, Я. Костюковский, В. Дыховичный, М. Глузский, М. Слободской, Л. Сухаревская, Р. Быков, В. Бахнов, Е. Моргунов и другие. Для некоторых постановок Драгунский писал тексты песен.

Театр «Синяя птичка» стал известен в Москве. Труппу неоднократно приглашали со спектаклями в Дом актера. В 1958 году театр прекратил свою деятельность.

Зрелое литературное творчество

В 1959 году в печати впервые появляются произведения писателя Драгунского для детей из серии «Денискины рассказы». Они принесли автору большую популярность. Многие из рассказов были экранизированы.

6 мая 1972 года Виктор Юзефович Драгунский умер в Москве. Похоронили писателя на Ваганьковском кладбище.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Жизнь и творчество Виктора Драгунского

« Ну как же, как же вы ухитрились вырасти, не читая «Денискины рассказы»? Так и хочется вам сказать: растите обратно! Пока не прочитаете, не становитесь взрослыми! Иначе вы можете стать не такими взрослыми, какими следует, и вся жизнь пойдет наперекосяк.» Марина МОСКВИНА Биография В.Драгунского «Денискины рассказы» Список литературы

Драгунский Виктор Юзефович (1913-1972) Знаете ли вы кто такой Виктор Драгунский? У писателя Виктора Драгунского есть рассказ «Сестра моя Ксения» и есть дочь Ксения Драгунская. Вот Ксения Драгунская и расскажет нам о своем папе. «Когда я была маленькая, у меня был папа. Виктор Драгунский. Знаменитый детский писатель. Только мне никто не верил, что он мой папа. Все думали, что это дедушка. Потому что он был уже совсем не очень молодой. Я – поздний ребёнок. Младшая. У меня есть два старших брата – Лёня и Денис. Они толстые и довольно лысые. Зато всяких историй про папу знают гораздо больше, чем я. Но раз уж не они стали писателями, а я, то написать чего-нибудь про папу обычно просят меня. Ксения ДРАГУНСКАЯ. Окончила сценарный факультет ВГИКа.

«…добрые, смешные, поучительные рассказы и фельетоны моего отца – это уроки эмоциональной культуры, воспитания чувств, общения с искусством слова, наслаждения красотой…». из книги К.Драгунской «Мой первый учитель»

«Мой папа родился давным-давно. В 1913 году. И не где-нибудь там он родился, а в Нью-Йорке. Это вот как вышло – его мама и папа были очень молодые, поженились и уехали из белорусского города Гомеля в Америку за счастьем и богатством. Про счастье – не знаю, но с богатством у них совсем не сложилось. Питались они исключительно бананами, а в доме, где они жили, бегали здоровенные крысы. И они вернулись обратно в Гомель, а через некоторое время переселились в Москву. Там мой папа плохо учился в школе, зато любил читать книжки». На фото - дом в Москве, где жил Драгунский, сейчас - живет его дочь.

В школе Виктор был заводилой во всех играх, устраивал представления, пел куплеты, танцевал. Еще учась в школе, Виктор старался помочь семье. Чтобы как- то заработать он с одним из своих товарищей устроился лодочником, чтобы перевозить людей через Москву – реку.

Об учебе в высшем учебном заведении не могло быть и речи. И вот окончив школу, Виктор пошел работать учеником токаря на завод. Завод находился на окраине, вставать приходилось очень рано. И однажды, не выспавшись, он прилег под станком и уснул. Там его застал мастер. Приговор был короткий и жестокий: уволить!

Тут кто-то из друзей посоветовал ему пойти на фабрику, где требовались ученики- шорники. (Шорник – это мастер, который изготавливает из кожи сёдла и другой инвентарь для езды на лошадях) При фабрике был манеж, и можно было обучиться конному спорту, а лошадей Виктор любил с самого детства.

В семнадцать лет Виктор выдерживает экзамен в актерскую школу. Окончив школу, Виктор Драгунский стал хорошим театральным актером и был принят в Театр Сатиры. «На площади есть дом казенный, «Театр» - написано на нем, Там день и ночь актер ученый Все ходит по фойе кругом…» Автор пародии Виктор Драгунский

Пришла война. Драгунский рвался на фронт, врачи из-за болезни не разрешили, но он не сдался и поступил в ополчение. (Ополчение – это войска, которые создаются во время войны в помощь основной армии из добровольцев). Ополченцы рыли глубокие траншеи, окопы, устанавливали противо-танковые заграждения. Работа была изнурительная, тяжелая. Немцы неумолимо наступали под Москвой. Часть ополченцев была убита, Драгунский спасся чудом. Потом вместе с театром он выступал с концертами перед бойцами, которые направлялись на фронт, перед раненными в госпиталях.

После войны Драгунский неожиданно для всех бросает театр и уходит в цирк. Работать рыжим клоуном! Особенно любил Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его представлений просто сползали со стульев от смеха.

Виктор Драгунский говорил: «Смех – это радость. Я даю его двумя руками. Карманы моих клоунских штанов набиты смехом. Дети должны жить, они должны радоваться… и я должен приносить радость детям…»

Свою первую книжку Виктор Драгунский выпустил в 48лет. Называлась она «Он живой и светится». После этой книжки писатель выпустил еще много других, не только про Дениску. Есть у него и две взрослые повести. Но самое любимое, самое читаемое у писателя – это «Денискины рассказы», героем которых стал не какой-нибудь выдуманный мальчик, а его сын Денис. Когда Денис Драгунский вырос, он стал журналистом.

Все рассказы разные: над одними смеешься до слез, над другими задумываешься, порой грустишь и огорчаешься. Когда читаешь эти рассказы, замечаешь, что Дениска похож на каждого из нас. Он любит то, что любим мы. Вот как об этом написано в рассказе «Что я люблю»: «Я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо. Очень люблю звонить по телефону. Я люблю строгать, пилить, я умею лепить головы древних воинов и бизонов, и я слепил глухаря и царь-пушку. Все это я люблю дарить. Я люблю посмеяться. Иногда мне нисколько не хочется смеяться, но я себя заставляю, выдавливаю из себя смех – смотришь, через пять минут и вправду становится смешно. Я много чего люблю!»

Дениска любознателен, он ищет ответы на многие вопросы и отвечает на них по-своему, что приводит к смешным ситуациям. Если он видит, что обижают слабого, нужна помощь, то никогда не останется в стороне. В рассказе «Сражение у чистой речки» весь класс во главе с Денисом помог нашему отряду победить врага. Не беда, что не все получается у Дениса или получается не так, как хотелось бы. В рассказе «Сверху вниз, наискосок» Денис решил стать маляром и покрасил Алёнку с головы до ног, а заодно чистое белье, новую дверь и управдома Алексея Акимыча. Дети так увлеклись своим занятием, что забыли обо всем на свете. Денис никогда не сидит без дела, он всегда помогает папе и маме в домашних делах. Вот как они готовили обед с папой в рассказе «Куриный бульон»…

Куриный бульон «И я подошел к раковине и пустил воду, подставил под нее нашу курицу и стал тереть ее правой рукой изо всех сил. Курица была очень горячая и жутко грязная, и я сразу запачкал свои руки до самых локтей. Папа покачивался на табурете. - Вот, - сказал я, - что ты, папа, с ней наделал. Совершенно не отстирывается. Сажи очень много. - Пустяки, - сказал папа, - сажа только сверху. Не может же она вся состоять из сажи? Подожди? А! И папа пошел в ванную и принес мне оттуда большой кусок земляничного мыла. - На, - сказал он, - мой как следует! Намыливай! И я стал намыливать эту несчастную курицу. У нее стал какой‑то совсем уже дохловатый вид. Я довольно здорово ее намылил, но она очень плохо отмыливалась, с нее стекала грязь, стекала уже, наверно, с полчаса, но чище она не становилась. Я сказал: - Этот проклятый петух только размазывается от мыла. Тогда папа сказал: - Вот щетка! Возьми‑ка, потри ее хорошенько! Сначала спинку, а уж потом все остальное.»

В рассказе «Главные реки Америки» Дениска проявляет массу выдумки, чтобы не получить двойку, а потом дает клятву, что всегда будет делать уроки. «Хотя мне уже идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки все‑таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь. Я, например, вчера не успел уроки сделать. У нас было задано выучить кусочек из одного стихотворения Некрасова и главные реки Америки. А я, вместо того чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос. Ну, он в космос все‑таки не залетел, потому что у него был чересчур легкий хвост, и он из‑за этого крутился, как волчок. Это раз. А во‑вторых, у меня было мало ниток, и я весь дом обыскал и собрал все нитки, какие только были; у мамы со швейной машины снял, и то оказалось мало. Змей долетел до чердака и там завис, а до космоса еще было далеко. И я так завозился с этим змеем и космосом, что совершенно позабыл обо всем на свете. Мне было так интересно играть, что я думать перестал про какие‑то там уроки. Совершенно вылетело из головы. А оказалось, никак нельзя было забывать про свои дела, потому что получился позор». Рисунок М.Скобелева к рассказу В.Драгунского «Главные реки Америки».

Книге Драгунского «Денискины рассказы» скоро исполнится 50 лет, но дети уже нашего 21 века с увлечением следят за приключениями озорного мальчишки, вместе с ним играя в прятки, уча уроки, строя космический корабль, катаясь на велосипеде и распевая частушки на детском празднике. Писатель часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Каждое свое послание он заканчивал девизом: «Дружба! Верность! Честь!»

В 2010 году Виктору Юзефовичу Драгунскому исполнилось бы 97 лет, его уже давно нет с нами, но «Он живой и светится», и его книги всегда с нами. Детский поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим детям щедро и талантливо Виктор Драгунский. Если бы я был доктором, я бы всем детям выписывал специальное лекарство: «Витамины Драгунского» - его рассказы. Принимать ежедневно!!!»

ФИЛЬМЫ ЗНАКОМЫЕ С ДЕТСТВА

В 1972 году Виктор Драгунский умер. Это его могила. Виктора Драгунского похоронили в Москве.

Список литературы 1. Драгунская А. О Викторе Драгунском // Начальная школа. – 2000. – 8. 2. Драгунская К. Про папу моего // Кукумбер. – 2003. – 10. – (Доска почёта и уважения). 3. Нагибин Ю. Писатель щедрый и радостный // Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. – М., 2004. 4. Драгунский В. Денискины рассказы.- М. Эксмо, 2005. 5. Драгунский В. Старый мореход.-М. Советская Россия, 1964. 6. Материалы сайтов: http://www.biblioguide.ru http://www.rgdb.ru http://bookoliki.gmsib.ru 7 . Фотоматериалы сайтов: vecherka.su www.livejournal.ru http://www.biblioguide.ru www.izbrannoe.ru ozon.ru moscow-live.ru Составитель презентации: Хусаинова Л.Ю.


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры