Васильев балетмейстер личная жизнь. Владимир Васильев (балетмейстер) - биография, информация, личная жизнь

Главная / Любовь

Владимир Васильев - выдающийся танцор, поражавший артистичностью и техничностью исполнения не одно поколение зрителей. Кроме того, Владимир Викторович является членом Российской академии искусств и Международной творческой академии. Однако мало кто знает, что творческое наследие балетного гения не ограничивается танцами.

Детство и юность

Владимир Васильев родился в Москве 18 апреля 1940 года. Отец будущей звезды, Виктор Иванович, работал шофером. Мать, Татьяна Яковлевна, трудилась руководителем отдела сбыта на войлочной фабрике.

В семь лет мальчик случайно попал на занятия танцевального клуба в Доме пионеров. Хореограф Елена Россе, занимавшаяся с детьми, сразу обратила внимание на талант маленького Володи и пригласила мальчика заниматься. Так, уже спустя год, Владимир Васильев впервые вышел на сцену Большого театра с украинским и русским танцами.

Балет

Творческая биография Владимира Васильева продолжилась в стенах Московского хореографического училища (сейчас это академия). Преподаватели отмечали не только несомненный талант Владимира, но и актерские способности: юноша, помимо идеального технического исполнения, вкладывал в танец эмоции, экспрессию, с легкостью перевоплощаясь в героев постановок как настоящий артист.


Владимир Васильев в юности

В 1958-м Васильев, окончив обучение, начал служить в Большом театре, став официальным членом балетной труппы. Поначалу Владимиру Викторовичу доставались характерные роли: в «Русалке» танцор исполнял цыганский танец, в «Демоне» - лезгинку. Но вскоре на начинающего танцора обратила внимание неподражаемая Галина Уланова, предложив Васильеву партию в классической балетной постановке «Шопениана». То была не просто партия, а дуэт с самой . После этого Галина Сергеевна останется другом и наставником Владимира Васильева.


Обратил внимание на Васильева и Юрий Григорович, театральный балетмейстер. Владимир Васильев показался Григоровичу весьма перспективным танцовщиком. Вскоре Васильев получил главную партию в балете «Каменный цветок». Эта постановка подарила танцору первых поклонников и поклонниц, не чуждых искусству. Вслед за этим Владимир Викторович исполнил главные партии в «Золушке» (здесь танцору досталась партия принца), «Дон Кихоте» (Базиль), «Жизели» (партия Альберта) и «Ромео и Джульетте» (здесь Владимир Викторович перевоплотился в юного Ромео).


Долгие 30 лет Владимир Васильев отдал сцене Большого. С 1958-й по 1988-й танцор числился ведущим балетным солистом театра. Балерина Екатерина Максимова, по совместительству жена Владимира Васильева, стала постоянной партнершей талантливого балеруна.

Пожалуй, главным признанием таланта Васильева являлся тот факт, что танцора не только приглашали на главные партии в уже готовых постановках, но и писали их специально для него. Так, танцор стал первым, кто исполнил Иванушку в «Коньке-Горбунке», Сергея в «Ангаре», Спартака в «Спартаке» . В 1977-м выдающийся балетмейстер Морис Бежар поставил партию Юноши в «Петрушке» специально для Владимира Викторовича.


Танцевальные успехи Васильева увидели не только стены родного Большого театра. Танцор побывал с гастролями в парижском Гранд-опера, итальянском театре Ла Скала, нью-йоркской Метрополитен опере, лондонском Ковент-гардене.

В 1988-м Владимир Васильев и его бессменная партнерша и жена Екатерина Максимова ушли из Большого. Причиной стал творческий спор с Юрием Григоровичем. Владимир Викторович продолжил творческую карьеру как худрук Государственного академического Большого театра, эта должность останется у танцора до 2000 года.


Владимир Васильев проявил талант и в деятельности хореографа-постановщика. В 1971-м танцор впервые поставил собственный танцевальный спектакль. Это был балет «Икар», представленный в стенах Кремлевского дворца съездов. Несколько лет спустя появится постановка «Эти чарующие звуки», в 1980-м Васильев представит «Макбет», а в 1984-м - «Дом у дороги».

Зарубежным странам также посчастливится познакомиться с Васильевым-постановщиком. На аргентинской сцене Владимир Викторович представил на суд зрителей балет «Фрагменты одной биографии», а Соединенные Штаты восхищались талантливой интерпретацией «Дон Кихота».


В 1990-х годах Васильев работал над постановками «Тахир и Зухра», «О, Моцарт! Моцарт...», «Травиата», «Хованщина», «Аида», «Золушка». После некоторого перерыва, в 2010-м, Васильев представил балет «Красный мак» в Красноярске. 2011-й отмечен постановкой балета «Балда» для детей.

В 2014-м Васильеву выпала честь лично выступить в балете «Первый бал Наташи Ростовой». Эта мини-постановка готовилась специально для концерта по поводу открытия сочинских Олимпийских игр. Владимиру Викторовичу досталась партия Ильи Андреевича Ростова. В том же году Васильев представил на суд зрителей проект по произведениям . Постановка состояла из шести танцевальных миниатюр.

В 2015 году, в честь 75-летнего юбилея танцора, прошла премьера балетного спектакля «Donna nobis pasem” на музыку . Юбиляр выступил как постановщик балета, партии же исполнили танцоры Татарского академического театра имени Мусы Джалиля.

Театр и кино

Таланты Владимира Васильева оказались востребованы также в театре и кино. Драматическая сцена увидела сказку «Принцесса и дровосек» и рок-оперу «Юнона и Авось» - для этих спектаклей Владимир Викторович стал хореографом, а фото танцоров в образах Кончиты и Николая Резанова хранились, пожалуй, в коллекции каждого поклонника искусства.

Попробовал Васильев силы и в актерском мастерстве, появившись в фильмах «Жиголо и Жиголетта», «Фуэте», а также телевизионных версиях балетов «Спартак», «Гран па в белую ночь», «Сказка о Коньке-Горбунке» и других. Здесь Владимир Викторович также не только танцевал сам, но и взял на себя постановку партий для других артистов.

Личная жизнь

Личная жизнь Владимира Васильева - пример крепкой любви, которая длилась целую жизнь. Избранницей талантливого танцора стала , также не мыслившая жизни без танца. Екатерина Сергеевна стала для Васильева возлюбленной, другом и бессменной партнершей на сцене. Детей у творческой пары не было.


В 2009 году Максимова скончалась. Владимир Викторович, по собственному признанию, лишился части души и до сих пор скорбит о супруге. Танцор и балетмейстер по-прежнему посвящает постановки, спектакли и выставки Екатерине Сергеевне.

Владимир Васильев сейчас

Сейчас Владимир Васильев продолжает творческую деятельность. Танцор уже не выходит на сцену из-за преклонного возраста, однако с юношеским энтузиазмом берется за новые постановки, обучая талантливую смену. В свободное время танцор любит путешествовать, открывая новые страны и культуры. Поклонникам же остается надеяться на скорое появление новых постановок великого танцора.


Помимо балета, Владимир Викторович интересуется живописью. Танцор неплохо рисует и даже устраивает собственные выставки. На счету Васильева уже не меньше 400 картин. Не чужд Васильеву и мир поэзии: в 2001-м танцор подарил миру сборник стихов под названием «Цепочка дней».

Партии

  • 1958 - «Демон»
  • 1958 - «Шопениана»
  • 1959 - «Каменный цветок»
  • 1959 - «Золушка»
  • 1960 - «Нарцисс»
  • 1961 - «Лесная песня»
  • 1962 - «Паганини»
  • 1964 - «Петрушка»
  • 1966 - «Щелкунчик»
  • 1968 - «Спартак»
  • 1971 - «Икар»
  • 1973 - «Ромео и Джульетта»
  • 1976 - «Ангара»
  • 1987 - «Голубой ангел»
  • 1988 - «Пульчинелла»

Владимир Викторович Васильев

Владимир Викторович Васильев. Родился 18 апреля 1940 года в Москве. Советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссёр, актёр, художник, поэт, педагог. Народный артист СССР (1973).

Отец - Виктор Иванович Васильев, шофер.

Мать - Татьяна Яковлевна Васильева, работала в отделе сбыта на войлочной фабрике.

В хореографии оказался совершенно случайно. Тогда он ходил во второй класс школы. Как-то гулял во дворе и его друг позвал во Дворец пионеров заниматься танцами. Как вспоминал Васильев, на первое занятие он пришел босиком. Прежде всего, мальчика поразила учительница: "Мы же были дети дворов, после войны, а здесь явилось такое волшебное создание. У нее была потрясающая прическа, ее сопровождал аромат духов, и мне показалось, что вышла какая-то богиня. И она нас начала учить вальсу. Знаете - первый танец, а для меня это действительно оказалось просто".

Он оказался настолько способным учеником, что после того, как закончилось его первое занятие, учительница попросила Владимира остаться, чтобы... показать другой группе, как правильно нужно танцевать вальс! "Я был просто потрясен: первое занятие - и мне сразу предложили такое! Потом еще было много чего, она вызвала мою маму, рассказала, что у меня талант...".

Так с 1947 года он начал заниматься танцами, это, как оказалось, определило всю его дальнейшую судьбу.

Позже поступил в Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), которое окончил в 1958 году, класс знаменитого педагога М.М. Габовича.

В 1958-1988 годах - ведущий солист балетной группы Большого театра. Дебютировал в 1959 году в партии Данилы в балете «Каменный цветок» Сергея Прокофьева. А год спустя стал первым исполнителем роли Иванушки в балете «Конёк-горбунок».

За годы своей блестящей карьеры он станцевал практически все ведущие партии классических и современных балетов. Среди наиболее значимых работ - Базиль в балете «Дон Кихот» Л.Ф. Минкуса, Петрушка в одноимённом балете И.Ф. Стравинского, Щелкунчик в балете П.И. Чайковского, Спартак в балете А.И. Хачатуряна, Ромео в «Ромео и Джульетта» Прокофьева, принц Дезире в «Спящей красавице» П.И. Чайковского и многие другие.

Владимир Васильев в балете "Спартак"

Выступал также в балетах зарубежных постановщиков - Р. Пети, М. Бежара, Л. Ф. Мясина. Создал яркие, запоминающиеся образы, зачастую предлагая новое их прочтение. Артист обладает высочайшей техникой танца, даром пластического перевоплощения и большим актёрским мастерством.

Сам он, отвечая на вопрос о своих лучших работах на балетной сцене, говорил: "Могу назвать лишь две самые, которые я сильно не любил: одна - это голубая птица в "Спящей красавице", а вторая - юноша в балете "Шопениана". Я их просто ненавидел - в них не было какого-то развития: ну что, ну голубая птичка, ну порхает и порхает. Эти две роли меня просто абсолютно не цепляли".

При этом большого мастера, строгого к себе, неизменно одолевало чувство неудовлетворенности: "За всю жизнь я станцевал много спектаклей, даже не скажу, сколько именно, но ни один меня никогда не удовлетворял, по крайней мере - мое выступление. Знаете, никогда не оставалось такого чувства: "Боже, я сделал это просто здорово!". Всегда было - то в первом акте что-то не так, то во втором. В другом спектакле вроде и все получилось, а вот какого-то слияния с музыкой не было. Не знаю, наверное, художник всегда должен оставаться неудовлетворенным. Вообще, я себя никогда не считал гениальным".

С 1961 года снимался в кино, дебютировав в роли Иванушки в фильме-балете «Сказка о Коньке-Горбунке» режиссеров Зои Тулубьевой и Александра Радунского по одноименной сказке П. Ершова.

Позже снялся в лентах «Похищение» (артист Васильев), «Ромео и Джульетта» (Ромео), «Жиголо и Жиголетта» (Сид Котмен).

Владимир Васильев в фильме "Жиголо и Жиголетта"

В качестве режиссера снял фильм-спектакль «Анюта», в котором также сыграл роль Петра Леонтьевича, а позже - музыкальную драму «Фуэте», в которой исполнил главных персонажей - Андрея Ярославовича Новикова и Мастера.

Владимир Васильев в фильме "Анюта"

Владимир Васильев в фильме "Фуэте"

С 1971 года начал работать как хореограф, поставил множество балетов на советской и зарубежной сцене, а также телебалеты.

В 1982 году окончил балетмейстерское отделение ГИТИСа. В 1982-1995 годах преподавал тамже хореографию. В 1985-1995 годах - заведующий кафедрой хореографии (с 1989 года - профессор).

В 1989 году случился грандиозный скандал в Большом театре. Тогда ведущие артисты театра, среди которых были Владимир Васильев и Екатерина Максимова, написали открытое письмо в газету «Правда». Они утверждали, что русский балет деградирует и обвиняли в диктате художественного руководителя труппы Юрия Григоровича.

Скандал закончился увольнением Васильева и Максимовой. Они работали за рубежом: парижская Гранд-Опера, Миланская Ла-Скала, Метрополитен Опера, Римская опера. Позже вернулись на родину.

"Балет занимает всю мою жизнь, и все мое творчество было посвящено только ему" , - говорил Владимир Васильев.

В 1995-2000 годах работал художественным руководителем балетной труппы и директором Большого театра.

С 1989 года - действительный член Международной академии творчества, с 1990-го - Академии российского искусства. Также с 1990 года - секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

С 1992 года - член жюри Российской независимой премии в области высших достижений литературы и искусства «Триумф».

С 1995 года - почетный профессор МГУ.

С 1998 года - президент Фонда Г.С. Улановой.

В 1990-1995 годах - председатель жюри, а с 1996-го - художественный руководитель Открытого конкурса артистов балета «Арабеск» (Пермь). В 2008 году «Арабеск» совпал с пятидесятилетием творческой деятельности супружеской пары и поэтому X конкурс был посвящён им.

В 1999 году по инициативе и непосредственном участии В. Васильева была открыта балетная школа Большого театра в Жоинвилле (Бразилия).

В 2003 году был в составе жюри конкурса «Евровидение для молодых танцоров 2003» в Амстердаме.

С 2004 года - председатель жюри ежегодного Международного детского фестиваля «Танцолимп» в Берлине.

В 2014 году выступил в партии Ильи Андреевича Ростова в мини-балете «Первый бал Наташи Ростовой» на сборную музыку (хореография Раду Поклитару), показанном на открытии Зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи.

В 2015 году в честь 75-летнего юбилея танцора состоялась премьера балетного спектакля «Donna nobis pasem» на музыку Баха. Юбиляр выступил как постановщик балета, партии исполнили танцоры Татарского академического театра имени Мусы Джалиля.

Пишет стихи и картины. "Это иммунитет для меня - воплощать себя в стихах, живописи", - пояснял Васильев.

Владимир Васильев и Екатерина Максимова. Больше, чем любовь

Рост Владимира Васильева: 185 сантиметров.

Личная жизнь Владимира Васильева:

Жена - (1939-2009), балерина, народная артистка СССР, его постоянный сценический партнёр.

Екатерина была внучкой расстрелянного в 1937-м учёного-философа. Познакомились они в Москве в конце сороковых годов. Владимиру тогда было девять лет, а Екатерине - десять. Они оба страстно увлеклись балетом. Екатерина долго не обращала на него особого внимания, лишь в последнем классе балетного училища Владимир понял, что не может без нее и признался Максимовой в любви. Она ответила взаимностью.

Они стали одной из самых красивых пар мирового балета, им рукоплескали президенты и монархи, королева Великобритании называла их "гениями балета". Они были знакомы 60 лет, и почти полвека женаты - до смерти Максимовой.

Жили в посёлке Снегири под Москвой, куда перебрались в начале 1970-х.

Очень хотели иметь детей, но не получилось.

Фильмография Владимира Васильева:

1961 - Сказка о Коньке-Горбунке - Иванушка
1961 - СССР с открытым сердцем (документальный)
1969 - Похищение - артист Васильев
1969 - Москва в нотах
1970 - Трапеция (фильм-спектакль)
1970 - Парад аттракционов (документальный)
1973 - Дуэт (документальный)
1974 - Ромео и Джульетта - Ромео
1975 - Спартак (фильм-балет) (фильм-спектакль) - Спартак
1978 - Щелкунчик (фильм-спектакль) - Щелкунчик, принц
1980 - Жиголо и Жиголетта (Zhigolo i Zhigoletta) (короткометражный) - Сид Котмен
1980 - Большой балет (фильм-концерт) (фильм-спектакль)
1981 - 50 лет театру кукол Сергея Образцова (фильм-спектакль)
1982 - Дом у дороги (фильм-спектакль) - Андрей
1982 - Анюта (фильм-спектакль) - Петр Леонтьевич, отец Анюты
1985 - Анна Павлова (документальный)
1986 - Фуэте - Андрей Ярославович Новиков / Мастер
1987 - Балет от первого лица (документальный)
1988 - Гран па в белую ночь
1990 - Катя и Володя (документальный)
1991 - Откровения балетмейстера Федора Лопухова (документальный)
2005 - Взлеты и падения Мариса Лиепы (документальный)
2006 - 100 лет неодиночества. Игорь Моисеев (документальный)
2006 - Как уходили кумиры. Арам Хачатурян (документальный)
2007 - Как уходили кумиры. Марис Лиепа (документальный)
2007 - Нериюс (Nerijus) (документальный)
2009 - Фуэте длиною в жизнь... (документальный)
2009 - Синее море... белый пароход... Валерия Гаврилина (документальный)
2009 - Савелий Ямщиков. Числюсь по России (документальный)
2010 - Татьяна Вечеслова. Я - балерина (документальный)
2011 - Ия Саввина. Гремучая смесь с колокольчиком (документальный)

Режиссерские работы Владимира Васильева:

1981 - Мир Улановой (документальный)
1982 - Анюта (фильм-спектакль)
1986 - Фуэте

Балетные партии Владимира Васильева:

Большой театр:

1958 - «Русалка» А. Даргомыжского, хореография Е. Долинской, Б. Холфина - цыганский танец;
1958 - «Демон» А. Рубинштейна - танец «лезгинка»;
1958 - хореографическая картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского - Пан;
1958 - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина - Солист;
1959 - «Каменный цветок» С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича - Данила;
1959 - «Золушка» С. Прокофьева, хореография Р. Захарова - Принц;
1959 - «Танцевальная сюита» на музыку Д. Шостаковича в постановке А. Варламова - Солист - первый исполнитель;
1960 - хореографическая миниатюра «Нарцисс» на музыку Н. Черепнина, хореография К. Голейзовского - Нарцисс - первый исполнитель («Вечер новых хореографических миниатюр»);
1960 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского - Бенволио;
1960 - «Шурале» Ф. Яруллина в постановке Л. Якобсона - Батыр;
1960 - «Конёк-горбунок» Р. Щедрина в постановке А. Радунского - Иванушка - первый исполнитель;
1961 - «Лесная песня» М. Скорульского, балетмейстеры О. Тарасова, А. Лапаури - Лукаш - первый исполнитель;
1961 - «Страницы жизни» А. Баланчивадзе, хореография Л. Лавровского - Андрей;
1962 - «Паганини» С. Рахманинова в постановке Л. Лавровского - Паганини;
1962 - «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Л. Якобсона - Раб - первый исполнитель;
1962 - «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского - Базиль;
1963 - «Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича в постановке А. Мессерера - Солист - был в числе первых исполнителей этого балета;
1963 - «Лауренсия» А. Крейна, хореография В. Чабукиани - Фрондосо;
1963 - «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича - Голубая птица;
1964 - «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа в редакции Л. Лавровского - Альберт;
1964 - «Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина - Петрушка;
1964 - «Лейли и Меджнун» С. Баласаняна, хореография К. Голейзовского - Меджнун - первый исполнитель;
1966 - «Щелкунчик» П. И. Чайковского в постановке Ю. Григоровича - Щелкунчик-принц - первый исполнитель;
1968 - «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Ю. Григоровича - Спартак - первый исполнитель;
1971 - «Икар» С. Слонимского в собственной постановке - Икар;
1973 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского - Ромео;
1973 - «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа во второй редакции Ю. Григоровича - Принц Дезире - первый исполнитель;
1975 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича - Иван Грозный;
1976 - «Ангара» А. Эшпая в постановке Ю. Григоровича - Сергей - первый исполнитель;
1976 - «Икар» С. Слонимского в собственной постановке (вторая редакция) - Икар - первый исполнитель;
1979 - большое адажио из балета «Ромео и Юлия» Г. Берлиоза, хореография и постановка М. Бежара - Ромео - первый исполнитель в СССР;
1980 - «Макбет» К. Молчанова в собственной постановке - Макбет - первый исполнитель;
1986 - «Анюта» на музыку В. Гаврилина по А. Чехову в собственной постановке - Пётр Леонтьевич - первый исполнитель;
1988 - концертный номер «Элегия» на музыку С. Рахманинова - Солист;
«Золотой век» Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича - Борис

Другие театры:

1977 - «Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Бежара - Юноша (театр «Балет ХХ века», Брюссель);
1987 - «Голубой ангел» на музыку М. Констана, хореография Р. Пети - профессор Унрат (Марсельский балет, Франция);
1988 - «Грек Зорба» на музыку М. Теодоракиса, хореография Лорки Мясина - Зорба («Арена ди Верона», Италия);
1988 - «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха, хореография Л. Мясина - Барон (Театр Сан-Карло, Неаполь, Италия);
1988 - «Пульчинелла» на музыку И. Стравинского, хореография Л. Мясина - Пульчинелла (Театр Сан-Карло);
1989 - «Нижинский», режиссёр Б. Менегатти - Нижинский (Театр Сан-Карло);
1994 - «Золушка» С. Прокофьева - хореограф и роль мачехи Золушки (Кремлёвский балет);
2000 - «Долгое путешествие в Рождественскую ночь» на музыку П. Чайковского и И. Стравинского, режиссёр Б. Менегатти - Маэстро (Римская опера);
2009 - «Дягилев Мусагет. Венеция, август 1929» на сборную музыку, режиссёр Б. Менегатти - Дягилев (Римская опера на сцене Муниципального театра)

Постановки Владимира Васильева:

1969 - «Принцесса и Дровосек», сказка-комедия Г. Волчек и М. Микаэлян (Театр «Современник»;
1971 - «Икар», балет С. Слонимского (Большой театр, 1976 - вторая редакция);
1977 - «Тахир и Зухра», опера-балет Т. Джалилова (Большой театр имени Алишера Навои, Ташкент);
1978 - «Эти чарующие звуки...», балет на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В.-А. Моцарта, Ж.-Ф. Рамо (Большой театр);
1980 - «Макбет», балет К. Молчанова (Большой театр; 1981 - Новосибирский театр оперы и балета; 1984 - Немецкая государственная опера, Берлин; 1986 - Будапештская опера, Венгрия; 1990 - театр «Кремлёвский балет»);
1981 - «Юнона и Авось», рок-опера А. Рыбникова, режиссёр М. Захаров (Ленком);
1981 - вечер памяти «В честь Галины Улановой» / Hommage d’Oulanova (постановщик и один из исполнителей, концертный зал «Плейель», Париж);
1981 - «Я хочу танцевать» на музыку русских композиторов (Государственный центральный концертный зал «Россия»; 1990 - Большой театр);
1981 - «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов (концертный зал «Россия»; 1990 - Большой театр);
1983 - хореографическая композиция на музыку П. Чайковского (Балет Елисейских полей, Париж; 1990 - Большой театр);
1986 - «Анюта», балет на музыку В. Гаврилина по рассказу А. Чехова (Большой театр, театр «Сан-Карло», Рижский театр оперы и балета; 1987 - Челябинский театр оперы и балета имени М. И. Глинки; 1990 - Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, Казань; 1993 - Пермский театр оперы и балета имени П. И. Чайковского; 2008 - Омский музыкальный театр; Воронежский театр оперы и балета; 2009 - Красноярский театр оперы и балета; 2011 - Самарский театр оперы и балета);
1988 - «Элегия», концертный номер на музыку С. Рахманинова (Большой театр);
1988 - «Паганини», новая редакция балета Л. Лавровского на музыку С. Рахманинова (театр «Сан-Карло»; 1995 - Большой театр);
1989 - «Сказка о Попе и работнике его Балде», музыкально-драматическая композиция на музыку Д. Шостаковича (Концертный зал им. П. И. Чайковского, постановщик и сорежиссёр Ю. Борисова; первый исполнитель роли Балды);
1990 - «Ромео и Джульетта», балет С. Прокофьева (Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; 1993 - Литовская национальная опера, Вильнюс; 1999 - Латвийская национальная опера, Рига; 2002 - Муниципальный театр Рио-де-Жанейро);
1991 - «Дон Кихот», балет Л. Минкуса (Американский театр балета; 1994 - «Кремлёвский балет»; 1995 - Литовская национальная опера; 2001 - «Токио-балет», Япония; 2007 - Национальный театр, Белград);
1993 - «Аида» Дж. Верди, хореографические сцены в опере (режиссёр Ф. Дзеффирелли (Римская опера; 2004 - Арена ди Верона; 2006 - театр «Ла Скала»);
1994 - «Золушка», балет С. Прокофьева («Кремлёвский балет», постановщик и первый исполнитель роли мачехи Золушки; 2002 - Челябинский театр оперы и балета; 2006 - Воронежский театр оперы и балета);
1994 - «Жизель», балет А. Адана, новая хореографическая редакция на основе хореографии Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа (Римская опера; 1997 - Большой театр);
1994 - «Ностальгия» на музыку русских композиторов (театр «Кремлёвский балет», постановщик и первый исполнитель главной партии);
1994 - «Художник читает Библию», музыкально-драматическая композиция (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина);
1995 - «О, Моцарт! Моцарт...», реквием на музыку В.-А. Моцарта, Н. Римского-Корсакова, А. Сальери («Новая опера», Москва);
1995 - «Хованщина» М. Мусоргского, хореографические сцены в опере (режиссёр Б. Покровский, Большой театр);
1996 - «Лебединое озеро», балет П. И. Чайковского, хореографическая редакция с использованием фрагментов хореографии Л. Иванова (Большой театр);
1996 - «Травиата» Дж. Верди (Большой театр);
1997 - хореографическая композиция на музыку увертюры к опере М. Глинки «Руслан и Людмила» (Большой театр);
1999 - «Балда», балет на музыку Д. Шостаковича (Большой театр; 2006 - Театр оперы и балета Санкт-петербургской консерватории);
2009 - «Заклятие рода Эшеров», балет на музыку Г. Гетти (Большой театр, новая сцена);
2015 - «Даруй нам мир», балет на музыку Мессы си минор И. С. Баха (Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля)

Библиография Владимира Васильева:

2001 - «Цепочка дней» (сборник стихов)


ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.сайт.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Администрация сайта Михайловского театра – уполномоченные сотрудники на управление Сайтом, действующие от имени Михайловского театра.

2.1.3. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.4. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.сайт.

2.1.5. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.

3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

Доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

Приобретение электронных билетов;

Предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

Получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

Доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

Доступ к средствам поиска и навигации;

Предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

Иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.2. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.3. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.4. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.2. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.3. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.3. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.4. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Администрацией сайта Михайловского театра.

5.5. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.6. Пользователь должен незамедлительно уведомить Администрацию сайта о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Администрацией сайта Михайловского театра не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.

7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Администрация сайта не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.

Администрация сайта имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.

8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.

9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail); платежные реквизиты (в случае использования сервиса, позволяющего приобрести электронные билеты в Михайловский театр);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Администрации сайта Михайловского театра право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

Сбор и накопление;

Хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления администрации Сайта;

Уточнение (обновление, изменение);

Уничтожение.

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях

Исполнения обязательств, принятых на себя Администрацией сайта Михайловского театра в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.

ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ.ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.

Вышло в свет второе (расширенное и дополненное) издание уникальной книги «Владимир Васильев. Энциклопедия творческой личности». Первое издание увидело свет в 2000 году — к юбилею Васильева, который стал первым и единственным среди живущих, кому была посвящена персональная энциклопедия. – огромный труд о жизни и творчестве великого артиста балета, балетмейстера, режиссёра, сценографа, художника, поэта: 326 страниц энциклопедии содержат более 900 статей. Автор книги Елена Фетисова, психолог по образованию (она также автор научных публикаций о психологии личности и творчества) и фотохудожник по призванию (что было отмечено вручением ей приза «Душа танца» в 2015 году), в течение более 40 лет фотографировала Васильева на спектаклях, репетициях, концертах, съёмках фильмов, творческих вечерах и т.д. Ею собран, систематизирован и оформлен в статьи огромный объём информации о всех партиях Владимира Васильева в балетах, всех спектаклях с его участием и спектаклях, им поставленных с полным описанием сценических историй; всех его ролях в телебалетах, художественных фильмах; о фильмах, в которых Васильев снимался и которые ставил; о спектаклях и гала-концертах, которые он режиссировал; о международных конкурсах балета, где он являлся председателем жюри; о его наградах, призах, премиях, почетных званиях; фотоальбомах, книгах, выставках, ему посвящённых; персональных выставках Васильева-художника, изданиях его поэзии и многом-многом другом. Среди персон, представленных в энциклопедии: артисты – первые исполнители постановок Васильева; его партнёры и партнёрши в спектаклях и фильмах; балетмейстеры, которые ставили специально на него; композиторы, дирижёры, художники, хормейстеры, концертмейстеры – участники творческих проектов Васильева, режиссёры и операторы, снимавшие фильмы о Васильеве или совместно с ним; учителя Васильева в МХУ и педагоги в Большом театре, его ученики в ГИТИСе; исследователи балета и фотографы, особенно интересовавшиеся творчеством Васильева и т.д.

Богатый иллюстративный материал (более 450 фотографий, из которых почти половина снята автором книги) включает редкие снимки из личного архива Владимира Васильева, музея Большого театра, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Благотворительного фонда «Новое Рождение искусства», частных коллекций, работы известных отечественных и зарубежных фотомастеров, многие из которых публикуются впервые. Статьи расположены в алфавитном порядке, и каждая из букв открывается фотографией той постановки Васильева, которая начинается с этой буквы: А – «Анюта», И – «Икар», М – «Макбет» и т.д. Кроме сцен из спектаклей статьи о постановках иллюстрированы афишами, программами спектаклей, фотографиями с репетиций.

В энциклопедию включено Приложение – «О творчестве и не только» – содержащее информацию о выступлениях Васильева (в т.ч. шуточных) на различных празднествах, поздравления от коллег и друзей на его юбилеях, оригинальные подарки и посвящения Владимиру Васильеву, а также дружеские шаржи, эпиграммы, мозаика географических названий, связанных с его пребыванием и мн. другое. Статьи Приложения также иллюстрированы редкими фотографиями, в большинстве своем неизвестными широкой публике.

В книге представлены работы Васильева-художника и сценографа, его поэтические произведения, а также впервые публикуются небольшие фрагменты воспоминаний Владимира Васильева, эксклюзивно предоставленные им для настоящего издания.

Приобрести книгу можно:
В магазине Большого театра.
Адрес: Москва, ул. Театральная площадь, 1. 9-ый подъезд главного здания.

В книжном магазине Москва
Адрес:ул. Тверская 8 стр.1
Так же у них имеется интернет-магазин www.moscowbooks.ru

В магазине Мариинского театра
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Театральная площадь,1

На сайте издательства http://www.bookmusic.ru/

Владимир Васильев стал в отечественном балете поистине человеком-эпохой. Между тем, начало жизни будущего танцовщика, казалось бы, не предвещало балетной карьеры.

Будущий знаменитый танцовщик появился на свет в 1940 году в Москве. Родители его не были связаны с искусством вообще и с балетом в частности: отец был шофёром, мать – начальником сбыта. Семья была счастливой, несмотря на идеологические различия (отец был убежденным атеистом, а мать – православной христианкой). Раннее детство Владимира пришлось на тяжёлые годы войны – отец мальчика был на фронте, мать в три смены работала на заводе.

В детстве у Владимира было много друзей, и один из них пригласил его в хореографический кружок в Доме пионеров, где занимался сам. Преподаватель Е. Р. Россе разглядела его талант, и семилетний Владимир начал обучаться искусству танца. В кружке он довольно быстро стал лучшим учеником – настолько, что другие ребята разучивали движения на его примере. В 1948 году детский хореографический ансамбль выступал на сцене Большого театра, Владимир участвовал в исполнении украинского и русского танцев – и именно тогда он в полной мере осознал своё желание связать жизнь с балетом.

В 1949 году Владимир Васильев поступил в Московское хореографическое училище, где тоже становится одним из лучших. Уже в студенческие годы проявляются те качества, которые впоследствии будут отличительными чертами танцовщика: экспрессия, лёгкость прыжка, сила и мужественность танца, актёрские данные. Обучается он у Михаила Габовича, который характеризовал своего ученика следующим образом: «Володя Васильев танцует не только всем своим телом, но каждой клеточкой его, пульсирующим ритмом». Ещё более определённо высказалась о нём Т. Ткаченко после его выступления в балете «Франческа да Римини», где юноша убедительно раскрыл глубоко трагичный образ старого мужа героини: «Мы присутствуем при рождении гения!»

В 1958 году, завершив учебу, Владимир Васильев становится артистом Большого театра. Он выступает в характерных образах в оперных хореографических сценах – цыганский танец в «Русалке» А. Даргомыжского, лезгинка в «Демоне» Н. Рубинштейна. Исполнение им роли Пана в «Вальпургиевой ночи» в «Фаусте» Ш. Гуно привлекло к нему внимание , и с нею он исполнил свою первую классическую партию в Большом театре – солист в балете « ».

Поистине триумфальным оказалось выступление Владимира Васильева в балете « » в 1959 году в постановке . Балетмейстер доверил ему главную роль – Данилы. Этот успех открыл для молодого танцовщика путь к различным центральным партиям: Принц в « », Батыр в «Шурале», Фрондосо в « », заглавные роли в балетах «Паганини» и « » и другие.

Для некоторых партий Владимир Васильев стал первым исполнителем: солист в «Танцевальной сюите» А. Варламова на музыку , Лукаш в балете О. Тарасовой и А. Лапаури музыку М. Скорульского «Лесная песнь», Иванушка в « » Р. Щедрина в постановке А. Радунского. Танцовщик участвовал в первом исполнении двух хореографических редакций балета А. Хачатуряна « »: в постановке он исполнил роль раба, а в постановке – заглавную партию. Принимал он участие в первом исполнении и других балетов в постановке : главная роль в « », принц Дезире в «Спящей красавице», в одноимённом балете на музыку , Сергей в «Ангаре» на музыку А. Эшпая. Он был первым танцовщиком, исполнившим в СССР роль Ромео в балете М. Бежара на музыку Г. Берлиоза « ». Ценил танцовщика и другой балетмейстер – К. Голейзовский, создавший для него миниатюру «Нарцисс» и партию Меджнуна в балете «Лейли и Меджнун» на музыку С. Баласаняна.

Выдающийся отечественный танцовщик назвал В. Васильева «гениальным исключением из правил», имея в виду его исключительную способность к перевоплощению. Он был одинаково убедителен в образе лиричного Щелкунчика-принца, героического Спартака, страстного Базиля в « ». Балетмейстер Ф. Лопухов, сопоставляя балетные образы с оперными голосами, говорил, что В. Васильев – это «и тенор, и баритон, и бас». Выступления В. Васильева за рубежом были так же успешны, как на родине: его называли «богом танца» во Франции, он удостоился звания почетного гражданина американского города Тусона и Буэнос-Айреса. Его талант оценил такой известный итальянский режиссер, как Франко Дзефирелли – в его фильме-опере « » В. Васильев поставил и исполнил испанский танец.

Ещё в студенческие годы возникло чувство между Владимиром Васильевым и балериной . В 1961 году они стали супругами, и стала для танцовщика не только женой, но и постоянной партнёршей, которую он называл своей музой.» на музыку В. Гаврилина по рассказу А. П. Чехова «Анна на шее», «Макбет» на музыку К. Молчанова. Он ставил и бессюжетные балеты, главными «действующими лицами» в которых становились музыка и раскрывающий её танец: «Эти чарующие звуки» на музыку А. Корелли, Ж. Ф. Рамо и В. А. Моцарта, «Ностальгия» на фортепианную музыку русских композитов, «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов. В 2015 году В. Васильев создал уникальную постановку на музыку Мессы си минор «Даруй нам мир», в которой сочетаются элементы оратории, балета и драматического действа.

Балет – главная, но не единственная область творчества Владимира Васильева: он занимается живописью и пишет стихи.

Музыкальные Сезоны

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры