Виктор сорокин писатель. Владимир Сорокин: «Я бы показал Толстому айфон

Главная / Любовь

На днях исполнилось 60 лет писателю Владимиру Сорокину.
Я с текстами Сорокина познакомился в эмигранстком журнале "А-Я" (Журнал был посвящен творчеству неофициальных советских художников, но один номер был "писательский") в 1985-м году.
Что-то о нем слышал от поэта Михаила Сухотина,может быть, чуть раньше.
А в 1986-м году познакомился с женой Сорокина Ириной и его детьми - очаровательными девочками-близняшками.
У мой матушки есть подруга.
А подруга с детства дружила с тещей Сорокина.
И как-то в гостях у маминой подруги оказалась жена Сорокина с детьми.
В 1987-м году я познакомился уже с самим Сорокиным.
Бывал у него дома.
Беседовал на разные темы.
При общении Сорокин любил меня "поэпатировать".
Вначале я был слегка шокирован.
Не понимал иногда всерьез Сорокин говорит или "играет в монстра".
Как сказал мне тогда художник Ануфриев - ему нужно было иногда на небольшое время в своих героев перевоплотиться.
В памяти от бесед с Сорокиным у меня и остались только разные его эпатажные высказывания.
Некоторые и вспомню.
Например, только что появилась радиостанция "Эхо Москвы".
А там уже были ночные эфиры с непривычной для советского человека
свободой высказываний в прямом эфире.
И передачи про современную литературу и искусство.
Включая "андеграунд".

Там тогда даже поэту Герману Лукомникову предлагали вести свою передачу.
Без всякой цензуры.
Один из "эховских" начальников Сергей Бунтман познакомился с Лукомниковым на конференции по постмодернизму в Литинституте, где Лукомников читал свои матерные сонеты.
Я про все это рассказал Сорокину.
Он тогда "Эхо Москвы" еще не слушал.
Сорокин внимательно меня выслушал, а потом и говорит (Сорокин тогда сильно заикался):
"А с-с-слабо "Э-х-х-у М-м-м-осквы" м-м-мне д-дать эфир н-н-на п-п-п-полчаса в-в-всего.
Я б-б-бы с-с-делал бы т-т-такую п-п-постановочку.
В-в-начале б-бы а-а-актеры м-м-минут д-д-десять т-т-трахались в п-п-прямом
э-ф-фире с-с-о с-тонами и х-хрипами.
А п-п-потом д-десять м-м-минут б-б-блевали.

И в к-к-конце д-д-десять м-минут п-п-пердели.

И н-назвал бы я э-т-ту п-п-постановочку - "Э-т-то н-наши н-нравы т-таковы,увы,".
Самое смешное, что примерно через год в ночном эфире на "Эхе Москвы" была поставлена пьеса Сорокина "Землянка".
C матюками, фекальными и прочими табуированными темами.
У Сорокина в 80-е годы были квартирные чтения.
Как и у многих писателей из "андеграунда".
Но из-за его сильного заикания он сам свои тексты не читал.
Вместо него читали его разные друзья и знакомые.
В основном, художники, но не чуждые литературным экспериментам.
Работающие на стыке изящной словесности и изобразительного искусства.
Люди из круга "московского концептуализма" - Дмитрий Пригов, Андрей Монастырский, Сергей Ануфриев.
Недавно от ветеранов питерского андеграунда я узнал, что в Питере тексты Сорокина читал странный человек, которого Сорокин представлял как Доктора.
Перед чтением Доктор рассказывал всякие "медицинские байки".
Например, про то как он работал врачом на скорой помощи.
И, что по завершении смены, коллективы скорых выезжали на своих машинах в лес.
Где развлекались тем, что коллективно снимали штаны, выпускали газы и поджигали их зажигалками.
Соревновались - у кого бабахнет сильнее.
Питерские писатели решили, что "московские концептуалисты" занимаются мистификацией.
Внешность Доктора больше соответствовала текстам Сорокина чем иконописная благообразная внешность самого Сорокина.
И они решили, что Доктор их и пишет.
А художник Сорокин к ним никакого отношения не имеет.
Не знаю - кто это был?
Реальный врач, приятель Сорокина или кто-то из круга московских концептуалистов?

А, если говорить откровенно, я давно потерял к писателю Сорокину всякий интерес.
Для меня его тексты,начиная с конца 80-х годов, это попса и мейнстрим.
Некоторые мои знакомые эстеты советовали мне прочесть его повесть "Метель".
Якобы не попсовую, но я никогда не заставлю себя теперь читать нынешнюю прозу Сорокина.
Последнее что я у него читал - это "День Опричника".
Но это, на мой взгляд, фельетон на злобу дня.
Мне уже не так интересен и ранний Сорокин.
Хотя, на мой взгляд, ранние его тексты представляют интерес.
Но те же приемы были и у других интересных прозаиков 70-х и 80-х годов.
У питерского прозаика Аркадия Бартова, к примеру.
А так я солидарен в оценке нынешней прозы Сорокина с его когда-то
соратником по кругу московских концептуалистов Андреем Монастырским - http://ru-sorokin.livejournal.com/154981.html
– На ваших глазах и при вашем участии разворачивалась карьера Владимира Сорокина как крупного концептуального писателя. Как вы относитесь к его уходу в массовую культуру?
– Как отношусь… Я вообще не могу читать то, что он сейчас пишет. Я уже «Голубое сало» прочел с трудом. Я иногда читаю популярную литературу, например Сергея Алексеева или Игоря Волгина. У Алексеева есть роман, написанный за несколько лет до сорокинского «Льда», практически с такой же атмосферой, что и «Лед», только значительно лучше написано. Что касается Волгина, он, или они (потому что похоже, что под этой фамилией пишет несколько человек), переложил, например, полностью, со всеми деталями, «Остров сокровищ» Стивенсона на бандитскую подмосковную ситуацию 90-х. Или его роман «Подводный саркофаг». Это гораздо увлекательнее, просто несравнимо с Сорокиным. А у Сорокина сейчас что? – Занудность, плохо написано. У него же нет своего языка. Он всегда был замечательным имитатором.
Ну а в целом с Володей все нормально – он же просто деньги зарабатывает. Я в этом ничего плохого не вижу. Уважаемый человек, у которого много поклонников, почти как у Филиппа Киркорова. Все, что мог, он уже сделал. Он ведь ситуативный писатель, привязанный к определенному периоду. Он напоминает мне писателя Семена Подьячева и, может быть, разделит его судьбу.
Подьячев потрясающе писал о крестьянской жизни конца ХIХ – начала ХХ века, раскрывая всю ее чудовищность, очень мощно и очень страшно писал. Может быть, поэтому его сейчас почти не вспоминают, постарались забыть всю эту жуть, хотя он, как и Сорокин 80-х, писал очень хорошо.
Если бы Сорокин пошел, что называется, по «пути благородного вана», не в попсню, а «в культуру» в новых условиях, он бы просто сгнил, его физиология к тому моменту не была готова к музеефикации. Поэтому он как бы полностью, по-настоящему сошел с ума по фразе «влипаро в парикмахера зверева». Это тот случай, когда сумасшедшие безапелляционно заявляют: «Я совершенно здоров», «Любите людей!» и т. п. Это очень интересная экзистенциальная трансформация в своих собственных персонажей 80-х."

На фото - Владимир Сорокин, Татьяна Щербина и Андрей Монастырский. Примерно середина 80-х годов

О чем
эти книги

5 февраля Владимир Сорокина был удостоен премии "НОС-2017". Впервые в истории премии одновременно с этим Сорокин обогнал конкурентов в интернет-голосовании, получив и "Приз читательских симпатий". Если вы еще не успели познакомиться с его талантливой прозой — сейчас самое время.

Купить

Владимир Сорокин

Отношения человечества и книги, вывернутые наизнанку: после Нового Средневековья и Второй исламской революции книги больше не читают. Их бережно хранят за семью замками. Но люди придумывают опасный бизнес: готовить на огне из редких бумажных книг вкуснейшие блюда. Необычная профессия главного героя — шефа-подпольщика, романтика, профессионала своего дела, предлагает нам по-другому посмотреть на привычные печатные экземпляры книг. Роман Сорокина можно прочесть как эпитафию бумажной литературе — и как гимн ее вечной жизни.

Купить

Владимир Сорокин

Сборник короткой прозы Владимира Сорокина "Моноклон" написан почти в реалистической манере. События: расстрел в супермаркете, зачистка в коттеджном поселке, нападение на ветерана госбезопасности под звуки марша юных патриотов на Ленинском проспекте — происходят в привычных декорациях и едва выходят за рамки возможного. Углубляясь в подсознание сотрудницы издательства, ветерана, директора магазина, губернатора, писатель исследует новые социальные роли в России двухтысячных и новые оттенки в отношениях с прошлым. Несмотря на попытки усыпить, переиначить или просто забыть его, оно в любую минуту может оказаться совсем близко, огромное и чудовищное, как доисторический ящер.

Купить

Владимир Сорокин

Клоны великих писателей корчатся в мучительном скрипт-процессе, Большой театр до потолка залит нечистотами, Сталин и Хрущев — любовники, история ХХ века вывернута наизнанку. В самом провокационном романе Владимира Сорокина, закрепившем за ним титул классика постмодернизма, низвергнуты все кумиры. Впрочем, одна святыня остается непопранной: разрушая привычные представления о норме и переворачивая все с ног на голову, Сорокин и здесь провозглашает сакральный статус литературы.

Купить

Владимир Сорокин

Красавица Марина преподает музыку, спит с девушками, дружит с диссидентами, читает запрещенные книги и ненавидит Советский Союз. С каждой новой возлюбленной она все острее чувствует свое одиночество и отсутствие смысла в жизни. Только любовь к секретарю парткома, внешне двойнику великого антисоветского писателя, наконец приводит ее к гармонии — Марина растворяется в потоке советских штампов, теряя свою идентичность.
Роман Владимира Сорокина "Тридцатая любовь Марины", написанный в 1982–1984 гг., — точная и смешная зарисовка из жизни андроповской Москвы, ее типов, нравов и привычек, но не только. В самой Марине виртуозно обобщен позднесоветский человек, в сюжете доведен до гротеска выбор, стоявший перед ним ежедневно. В свойственной ему иронической манере, переводя этическое в плоскость эстетического, Сорокин помогает понять, как устроен механизм отказа от собственного я.

Творчество этого писателя вызывает противоречивые мнения. Его либо сильно критикуют, либо признают одним из лучших авторов современности. Писатель Сорокин Владимир - что мы о нем знаем? Какие книги пользуются особой популярностью у читателей? О чем он пишет? Предлагаем вам информацию о жизни и творчестве Владимира Сорокина.


Писатель Сорокин: произведения

Его книги чаще всего шокируют читательскую аудиторию. Многие критики предлагают их запретить, но, несмотря на это, его читают и о нем говорят. Он использует разнообразные литературные стили и жанры. Обладая безупречным литературным стилем, может опровергнуть любую идею. За что ругают его книги? В первую очередь за употребление ненормативной лексики. Но, возможно, это один из способов заострить внимание на какой-то проблеме.

Его первый роман "Очередь" был издан за рубежом. Это произошло в 1985 году. В России его книги стали выходить только в девяностых годах. Поклонников традиционной советской литературы писатель Сорокин своим творчеством очень часто повергал в шоковое состояние. Он пишет о том, что происходит со страной и людьми, при этом его тексты бывают полны неприятных подробностей. Но, несмотря на шокирующие произведения, писатель Владимир Сорокин (отзывы многочисленных читателей и критиков подтверждают это) действительно блестящий стилист. Остановимся более подробно на двух его произведениях.

Повесть "Метель"

Одна из немногих книг Сорокина, которая легко читается. О чем эта повесть? Сюжет достаточно прост. В одном селе эпидемия страшной болезни. Главный герой - доктор Платон Гарин с исцеляющей вакциной едет спасать людей. Дело осложняется сильной метелью и снегопадом. Он пытается доехать, но у него это не получается. Доктор замерзает в дороге.

"Метель" номинировалась на премию "Большая книга" и заняла второе место в 2011 году. Эта небольшая по формату книга имеет философский подтекст. Метель - некая преграда, которая не дает осуществиться благим намерениям. Можно здесь увидеть и другой смысл, более глубокий. Россия - идет по опасному пути, который грозит гибелью. Что с ней будет? Выживет ли она? Ясных ответов на эти вопросы вы в книге не получите, но читается она на одном дыхании.

Повесть написана в лучших традициях классической литературы 19 века. Её можно читать и взрослым, и детям.

"День опричника"

Жанр романа - антиутопия. Действие происходит в России в недалеком будущем. Кто такой опричник? Устроим небольшую экскурсию в историю. Опричники - это преданные воины царя Ивана Грозного. Без суда и следствия они убивали людей и насиловали женщин. Это один из самых страшных периодов из истории России.

Опричник в романе Сорокина ездит по Москве на дорогой машине и выполняет все указания своего государя (правителя страны). Угрызения совести неведомы этому человеку. Общество разделено на сословия. Самым главным являются опричники. Есть только один закон - слово правителя. В романе описывается один день опричника. Он покупает и принимает наркотики, совершает безнаказанно преступления. "День опричника" - заставляет посмотреть на все, что происходит в нашей стране совсем другими глазами. Такие книги обязательно надо читать, чтобы не допустить того, о чем идет речь в романе.

Писатель Сорокин: отзывы

Его творчество всегда вызывает шумные споры и дискуссии. Есть люди, которые просто мечтают, чтобы произведения Владимира Сорокина были под запретом. Его книги даже сжигали, но интерес к ним не угасает. Они завоевывают литературные премии и переводятся на разные языки мира. Писатель Сорокин считает, что цель литературы - причинять боль. Он предостерегает от непоправимых ошибок, которые может сделать каждый человек в отдельности, и общество в целом.

Его книги - не комфортное и уютное чтение, это всегда некий взрыв, вызов повседневной жизни. Своим творчеством он раздвигает границы литературы и старается читателя увести в новый мир, который не всегда бывает красивым и приятным. Книги Сорокина - это протест против какого либо давления и несвободы. Своими нестандартными произведениями он заставляет задуматься над такими вопросами, как: куда мы идем, что нас ждет. Остается надеяться на то, что книги Владимира Сорокина помогут найти правильный путь.

Главный редактор L’Officiel Ксения Собчак встретилась с Владимиром Сорокиным и узнала, где сейчас место русской литературы, что поделывает она на чужбине (писатель живет в Берлине) и почему современная Россия похожа на «Титаник».

Владимир Сорокин в большой литературе давно и заслуженно: впервые широкая общественность о нем услышала еще в 1980-х, когда журнал «Искусство кино» напечатал повесть «Очередь». Сорокин - первый из ныне живущих российских писателей, чье имя приходит на ум при слове «классик». Кто еще сможет настолько красочно описать тургеневским языком пир каннибалов (см. «Настя») или предсказать, на какие ухабы свернет российская политика (читайте «День опричника» и все поймете). Кстати, о предсказаниях: они у Сорокина почти всегда сбываются. Тем жутче выглядят закат западной цивилизации в «Теллурии» и конец бумажной книги в недавней «Манараге»: там на томах Набокова и Бахтина жарят стейки и ребрышки.

Однако больше всего Ксению Собчак потрясла последняя часть разговора. После того как интервью закончилось, автор «Голубого сала» попросил: «А теперь, Ксения, расскажите, каково это - быть беременной и рожать? Это опыт больше духовный или интеллектуальный?»

Интересно, в какой своей новой «вещи» Владимир использует полученные данные. Страшно даже представить!

Вашу последнюю книгу, «Манарагу», я прочитала рекордно быстро. Все ваши читала, но эту буквально проглотила за две ночи. Было не оторваться. Давайте с нее и начнем разговор. Настеньку вы уже сжигали в печи, теперь добрались до книг. Это роман про времена, когда самым изысканным, эстетским времяпровождением было сжигание старых книг.

Точнее, приготовление пищи на них.

Почему вы решили именно об этом написать роман, как это соотносится с ощущением сегодняшней реальности? Вас же некоторые считают пророком. Многое из описанного вами и в «Сахарном Кремле», и в «Опричнике» сбылось, из литературы стало явью.

Знаете, роман, как и любая идея, приходит внезапно, созревает, а потом… после зачатия происходит рождение. Я ровно девять месяцев писал.

- То есть литературное произведение - это ребенок. «Манарага» - о нашем будущем? Это то, что нас ждет?

Не знаю, Ксения, о будущем или о настоящем… В книге соединены две мои навязчивые темы: горящие книги и еда. Зачатие произошло в ресторане. Мы сидели с другом-филологом и его женой-поэтессой. Рядом с кухней, где пылала печь. И почему-то заговорили о горящих книгах. Я вдруг представил: Толстой, Достоевский… И подумал: но это же два полена, да? Увесистых! Пропадает тепло! И сразу в воображении развернулся этот мир подпольной Кухни. Остальное - уже дело техники, которая всегда со мной.

Вы описываете разную стоимость книг, советуете, на чем лучше готовить: чеховские рассказы горят быстро, идут хорошо, а вот это полено - посерьезнее. Если бы на этом рынке дров продавалось самое редкое, на ваш взгляд, самое изысканное полено из русской литературы - что бы это было?

Самое редкое? Ну, наверное, для этого надо вспомнить о рукописях.

- Толстого, да?

Да, Софья Андреевна семь раз переписывала. Семь раз. Это же целая охапка! На ней можно закатить роскошный банкет.

- А если говорить об изысканности, правильном, дорогом эстетстве в русской литературе - это какая книга?

Русская литература вообще, если иметь в виду XIX век, не сильно изысканна. Это мир больших идей, не до изысков. Ну… «Евгений Онегин» Пушкина - можно на этом рябчиков приготовить…

- Это удивительно. То, как вы это описываете, ассоциируется именно с той едой, о которой вы говорите.

Изысканны, конечно, Андрей Белый и Владимир Набоков. Я недаром выбрал «Аду» для адской молекулярной машины. Это удивительное полено, его можно начинать читать с любой страницы, и получишь удовольствие. «Ада» требует гастрономической роскоши.

- Вы считаете, что через одно-два поколения читать книги в принципе не будут? Или отомрет печатная форма?

Мне кажется, что в мире всегда останется хотя бы один читатель. Читать будут меньше, конечно, но настоящие литературные гурманы, да и собственно книги, будут совсем другие. Мне почему-то чудится стилизация под XVIII век. Это как… экологические продукты с маленьких ферм. Бумага опять-таки будет делаться вручную.

- То есть очевидный крен в сторону эстетики?

Да, опять свинцовый набор, шелковые закладки, обязательно маленький гербарий или засушенная бабочка в качестве закладки. И запах, запах книги, способный выжать слезу у книжного гурмана.

Если говорить о современной русской литературе, как вы считаете, мы интересны кому-то еще или это все история про самих себя и для самих себя? Мы вписаны в мировой масштаб, на ваш взгляд?

- Какие?

Что такое хорошая литература? Это литература, которая конвертируема, то есть это оригинальный продукт. Есть русская водка, ее знают во всем мире. «Столичную», например, знают давно на Западе. А есть… «Путинка». Даже не водка, а самогон, например. Или, скажем, сладкое вино крымское. Это специфические напитки. Полусладкое шампанское отечественного производства.

Вы их знаете всех.

Ну, например, я считаю, что Пелевин большой автор, я его очень люблю, но он совершенно непонятен, на мой взгляд, непереводим для француза.

Широко переводился, на десятки языков, у него давно есть читатели на Западе.

- То есть Пелевина вы бы включили? А кто еще? Иванов?

Есть обойма: Улицкая, Шишкин, Саша Соколов, Витя Ерофеев, Пелевин, Толстая. Ну, собственно, все. Может, я кого-то забыл.

- Водолазкин сейчас стал модным.

Да-да, Водолазкин. Но я не знаю, как он переводится на языки. В литературе я за штучный товар. По-настоящему хороших авторов мало. Нужно, чтобы писатели изобретали что-то новое, а не пользовались чужой литературной мебелью.

У вас, учитывая все вами написанное - и ранее, и в последнее время, - должно быть, тяжелые отношения с властью? Вы это ощущаете? Я прочитала ваши интервью (их немного, но они есть), и у меня не сложилось ощущения, что вы придерживаетесь какой-то политической позиции. Мне кажется, как большой писатель, вы несколько выше, отстранены от этого всего. Но вы не можете не понимать, что, с точки зрения обывателя или читателя, вы, конечно, находитесь в жесткой оппозиции, хотя для вас это, может, совершенно не так.

Ну, я не люблю тоталитаризм. Еще в семидесятых я был убежденным антисоветчиком.

- А почему, кстати?

Тоталитаризм унижает человеческую личность. А ведь человек все-таки создан по высшему образу и подобию. Это космическое существо. Для тоталитарного государства личность - помеха. Нужна только человеческая масса. Наша пирамида власти вызывала всегда тяжелое чувство.

Я помню с детства, хотя я родился и рос в благополучной семье, вот эту униженность человека, она висела, как свинцовое облако… Собственно говоря, ничего не изменилось. Как стояла эта черная пирамида отдельно от всего, закрытая, непредсказуемая, беспощадная, рассматривающая население как какую-то глину, так и стоит. Все это мне глубоко противно.

Многие интеллектуалы вам скажут: может быть, то, что из этого народа что-то лепят, как раз хорошо, ибо народ темен, необразован и если дать ему волю…

Темен потому, что на протяжении семидесяти лет советской власти он подвергался массовому террору, лучших уничтожали и произошла обратная эволюция. Генетическое вырождение налицо.

В «Дне опричника» вы описали сочетание старорусской обрядности и диктатуры в жестоком тоталитарном обществе.

Десять лет назад писалось!

Да, в том-то и дело. Я помню, как в разгар «событий», в том числе митингов протеста на Болотной, бесконечно цитировали эту книгу. Случайно так произошло? Вы писали о какой-то вымышленной России или уже тогда…

У меня просто есть некая внутренняя антенна, она периодически начинает сама принимать сигналы, а потом я уже их обдумываю. Но, безусловно, это следствие всей нашей жизни, этих неоимперских векторов. Я их почувствовал, и захотелось смоделировать идеал для наших квасных патриотов. Если изолировать Россию - что произойдет? Гротеск. Мне была интересна, конечно, мутация языка, сращивание хайтековского и старославянского.

Есть одна мысль, которую я, как ваша большая поклонница, улавливаю почти в любом вашем произведении. В той или иной форме вы везде, в последние годы точно, говорите (иногда вскользь, иногда более подробно) о том, что Россия распадется. Это сигнал с антенны?

У меня такое чувство, что мы находимся на некоем «Титанике». Имперский корабль, хоть и ржавый, на нижних палубах - мрак и депрессия, но наверху в баре шампанское, дамы в соболях, играет оркестр, но уже заметно, что мебель поползла по полу, в дайкири дрожит лед, запах распада чувствуется. Но публика первого класса продолжает пить и танцевать.

Вы, как творческий человек, знаете, что на таких стыках истории часто происходит вспышка, как бы вулканический выброс, появляется огромное количество талантливых людей. У вас есть ощущение того, что в России настали или в ближайшие годы настанут такие времена?

Нет, пожалуй, такого ощущения нет. Звезд нет. Наверное, еще не вспыхнули. Знаете, великие романы писались спустя тридцать лет после революций, войн. «Война и мир» - спустя сорок. Обратите внимание: за последние лет тридцать не написано ни одного настоящего великого увесистого романа о крахе советской империи. Есть разбросанные по разным романам осколки. А нового «Войны и мира» нет.

- Почему вам не написать такого? Вы уже выпустили «Лед» в свое время.

Не получилось. Только осколки.

- В общем, вы решили в какой-то момент от всего этого уехать куда подальше, в спокойный Берлин.

У меня есть два любимых места - это Подмосковье и Шарлоттенбург.

- Где вы живете в Подмосковье?

Во Внуково. Это старый дачный поселок. Есть Россия: хаос, нет порядка, нет предсказуемости. И есть Берлин: порядок, предсказуемость.

- Вам комфортно в этом жить с вашей натурой, фантазией?

Здесь хорошо пишутся картины. Да и книги тоже.

Расскажите про свою берлинскую жизнь. Там жило очень много наших людей в двадцатых годах, в том числе Горький. Я у него такую цитату нашла: «Здесь у немцев такая возбуждающая к труду атмосфера, они так усердно, мужественно и разумно работают, что, знаете, невольно чувствуешь, как растет уважение к ним, несмотря на буржуазность». Вы согласны или все-таки Берлин сейчас не буржуазный?

Он очень разный. Есть разные районы. Молодежные. А есть и буржуазные.

- Вас притягивает это разнообразие?

Дело в том, что в Берлине впервые я оказался в 1988 году. Была первая поездка на Запад из «совка» на поезде, который пересек сначала СССР, потом Польшу, ГДР. В полночь поезд пришел на вокзал Zoo. Светящийся знак «Мерседеса», огни, приветливые лица… Я был поражен. Город мне очень понравился. Такой же необъятный, как Москва. Есть восточные районы, есть буржуазные, есть турецкие, есть богема. Но в отличие от Москвы, которая давно уже не город, а некоторое государство в государстве, Берлин просто распахнут и от тебя ничего не хочет. То есть ты можешь делать там все, что заблагорассудится. Любое направление в твоем движении он постарается понять. Здесь же ты что-то должен преодолевать. Московское пространство, в общем, довольно агрессивно. Тебя не очень учитывают. Например, эта дикая история со сносом пятиэтажек. Здесь жесткая граница. Вышел из своего уюта и попадаешь во внешнее пространство, агрессивное. Чувствуешь свою беззащитность.

- Писатели что делают в Берлине? Сразу такая картина: идет, сочиняя на ходу, вдоль набережной…

Я там оброс друзьями. Кстати, в Берлине довольно интересные русскоязычные музыканты, художники, режиссеры. Я работаю где-то до обеда, а потом занимаюсь какими-то другими делами. Картины пишу тоже по часам, но опять же до обеда.

- Не тяжело возвращаться к увлечению молодости?

Нет. Я же этим профессионально занимался. В восьмидесятые зарабатывал книжной графикой. А спустя тридцать лет вдруг почему-то захотелось сделать живописный цикл. Около двадцати картин в разных стилях. Суровый реализм, сюрреализм, экспрессионизм…

- Начали с голубого сала, пошли изведанным путем.

Я этому отдал три года. Хочу сделать выставку и поставить точку.

- Есть любимая картина среди двадцати?

Я люблю их все, как детей. Приезжайте на выставку в Таллин. Это разные работы, но есть некая объединяющая концептуальная идея.

- Я приеду. Это все вы? Ваши ипостаси?

Выставка называется «Три друга». Один друг - мамонт, второй - череп зооморфа, третий - человеческий палец, ноготь на котором заражен грибком.

- Череп зооморфа?

Это человекоподобное животное, его череп с рогами. Всех троих объединяет некое сильное чувство, они любят друг друга, и я это доказываю с помощью художественных средств. Им не мешает ни лохматость, ни костистость, ни даже запущенный грибок ногтя. Дружба побеждает все!

Палец - персонаж выставки «Три друга»

- Из этих трех ваших альтер эго кто ближе всего? Кем вы себя чаще всего ощущаете?

Иногда я чувствую себя мамонтом, бредущим по снегу.

- Вы на четвертом курсе даже какую-то детективную книжку иллюстрировали. Было бы интересно ее сейчас найти.

Мне друг недавно нашел ее через Ozon, подарил мне. Это советский детектив, «Скорый до Баку » называется, красивая эстетская обложка получилась!

- К этому виду деятельности возвращаться не собираетесь? Была бы книга Сорокина с его иллюстрациями.

Не надо отбирать хлеб у художников книги. Наверное, вы видели нашу «Опричную книгу» с Ярославом Шварцштейном, но я там был каллиграфом, писал тексты, а делать иллюстрации к собственным вещам - это уже too much, как поливать эклер медом.

Можете еще сказать несколько слов про цикличность вашего творчества? В восьмидесятые годы вы писали больше ­пьесы, потом появился Эдуард Бояков, театр «Практика», период работы в России, затем опять книги.

Эдик поставил пьесу «Свадебное путешествие». Потом - «Капитал».

- Был большой перерыв, насколько я понимаю, когда вы не писали.

Да. Семь лет я не писал романы, не шли просто. Это случилось как раз в девяностые годы, видимо, потому что было распадное время такое, оно стремительно менялось, и язык литературы не успевал. Я писал пьесы тогда. И еще сценарии, «Москва» тогда была написана, «Копейка».

Хотела спросить про постановку вашей пьесы «Метель» в театре Марка Розовского. Мы не могли тогда этого с вами обсудить, но спектакль мне жутко не понравился. То, что я увидела на сцене, было совершенно несопоставимо с моим внутренним ощущением от вашей работы. Мне почему-то кажется, что вам тоже не должно было понравиться. Что чувствует автор, когда его вещь, которую он выстрадал, вдруг превращается в адский треш?

В начале девяностых я дважды уходил с собственных премьер. Было такое чувство, что из тебя вытягивают кишки, наматывают на какие-то манекены и они так в кишках и передвигаются. А потом я понял, что если ты соглашаешься на то, чтобы некий режиссер тебя поставил, - ты должен отстраниться от собственной вещи и понимать, что это уже не твое пространство. Это во‑первых. А во‑вторых, я не большой поклонник театра. Я не очень люблю, когда человек выходит на сцену и начинает изображать что-то. В этом есть большой риск, легко свалиться в пошлость, рутину, две ямы такие есть, и он идет над ними по проволоке. Я научился дистанцироваться от этого. Вот вы видите, как ваш ребенок участвует в школьной постановке: нелепо одели, совершенно не похож на себя, бормочет что-то. Но это же будет всего час, а потом… а потом он с вами идет домой.

- Есть ли у вас любимые писатели?

Это, наверное, Рабле, Джойс, Хармс, конечно, и, наверное, Толстой все-таки. Вот такой винегрет.

Представьте, что у вас есть несколько минут на встречу с Толстым и он вам задает вопрос: а что происходит в мире и в России сейчас? Что вы ответили бы?

Я бы рассказал ему про XX век. Этого было бы достаточно. Россия до сих пор живет в XX веке. А если говорить о мире, ему надо было бы показать айфон. И в этом айфоне я бы продемонстрировал старику экранизацию «Войны и мира». Думаю, он бы расплакался.

- Бондарчука?

- Вы сталкивались с осуждением? Наверняка многим не нравится то, что вы делаете.

Ну, это было…

- Вначале «нашисты»…

Да, но в этом был некий формализм. Акция у Большого театра, пенсионеры почему-то рвали мои книги… Но мне кажется, что это уже не актуально. Было пятнадцать лет назад.

Сейчас тоже есть, просто против вас не направлено: ряженые казаки, офицеры, обливающие мочой несчастного Стерджеса. Вас просто нет в этом пространстве, вы слишком, так сказать, нерадикальны. Не пишете о детях, не трогаете гомосексуалистов, поэтому лично вас пока оставили в покое. Но в целом это продолжается. Почему этот тренд такой устойчивый?

Не знаю, честно говоря. Гротеск. Вот знаю историю, как недалеко от Владивостока остановили катафалк, в нем был гроб, водитель показался гаишникам подозрительным. Оказалось, гроб был полон черной икры, они так перевозили контрабанду. Вот образ России!

Дата рождения: 07.08.1955

Современный российский писатель, драматург, сценарист. Видный представитель отечественного концептуализма. Творчество Владимира Сорокина вызывает резко противоречивые отклики в среде критиков и читателей.

Владимир Георгиевич Сорокин родился в подмосковном городке Быково. После окончания школы поступил в Московский институт нефти и газа имени Губкина на инженера-механика. Первые литературные опыты Сорокина относятся к началу 1970-х годов: в 1972 дебютировал как поэт в многотиражной газете «За кадры нефтяников». В 1977 году окончил институт, однако по специальности работать не стал. Вместо этого в течение года работал в журнале «Смена», откуда был уволен за отказ вступить в комсомол. В дальнейшем Сорокин занимался книжной графикой, живописью, участвовал в выставках, оформил и проиллюстрировал около 50 книг. Как писатель Сорокин сформировался в среде московского андеграунда начала 80-х годов, был близок к кругу «московского концептуализма», публиковался в самиздате.

В 1985 году в парижском журнале «А - Я» была напечатана подборка из шести рассказов Сорокина. В том же году в издательстве «Синтаксис» (Франция) вышел роман «Очередь». Писателя вызывали в КГБ, однако никаких санкций к нему применено не было – началась перестройка. Тем не менее первая публикация Сорокина в СССР относится только к 1989 году, а в 1992 году роман «Очередь» был напечатан в журнале «Искусство кино». С этого времени творчество Сорокина становится известным широкому кругу читателей, его замечают критики. Сборник рассказов Сорокина и рукопись романа «Сердца четырех» попадали в шорт-лист Букеровской премии. Писатель женат, в настоящее время проживает в Москве с женой и двумя дочерьми – близняшками.

Известна неприязнь к творчеству Владимира Сорокина со стороны проправительственного молодежного движения «Идущие вместе» (в 2005 году реорганизовано в движение «Наши»). Представителями этого движения проведен целый ряд публичных акций, связанных с уничтожением книг Сорокина, книги сжигали, рвали, посыпали хлоркой и выбрасывали в унитаз и т.д.. В 2002 году члены движения подали в суд иск, требуя признания некоторых мест в произведениях писателя порнографическими. Суд в удовлетворении иска отказал. В 2005 году «Идущие вместе» организовали на Театральной площади круглосуточный пикет, протестуя против постановки оперы «Дети Розенталя», либретто к которой было написано Владимиром Сорокиным. Сам писатель называет эти акции «государственным онанизмом».

Награды писателя

Премия министерства культуры Германии.
Премия «Народный Букер» (2001)
«За особые заслуги перед российской литературой» (2001)
Премия «Либерти» (2005)

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры