Японские сказки. «Легенды и сказки Древней Японии»

Главная / Любовь

Людмила Рыбакова
«Легенды и сказки Древней Японии». Литературно-познавательный проект для старших дошкольников в Год Японии в России

Легенды и сказки Древней Японии". Литературно-познавательный Проект для старших дошкольников в "Год Японии в России".

Исконная японская религия Синто – поклонение предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед грозной стихией, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на свой гнев, она чаще бывает ласковой и щедрой. Именно синтоистская вера воспитала в японцах чуткость к природе: любование цветением сакуры, видеть красоту камня, спешить посмотреть закат солнца и полную Луну, видеть мир глазами поэта.

Культура любого народа тесно переплетена с его эпосом , уходящим далеко в прошлое. Так же, как римляне, взяли за основу Мифы и Легенды Древней Греции, переделав их на свой лад, так и японцам понравились Мифы и Легенды Древнего Китая. Но, естественно, китайские боги и герои приобрели в Японии свое лицо, новые имена и более мягкий покладистый характер. Китай принес в Японию буддизм – сложную философию: день сегодняшний – следствие дня вчерашнего и причина завтрашнего…

«Японские сказки- это мост, перекинутый в глубь далекой старины, и тот, кто пройдет по этому волшебному мосту, узнает, в каких трудах, муках и радостях рождалась нынешняя Япония». Вера Маркова.

Японские сказки созданы народом, всегда готовым на трудную и упорную борьбу с силами природы в своей островной стране, где узкие полосы плодородной земли, зажаты горами, переходящими в бушующий океан.

Через Ворота Тории - национальный символ Японии, приносящий удачу и процветание, мы попадаем в мир легенд, сказок и обычаев. Не забудьте при этом 2 раза поклониться и 2 раза хлопнуть в ладоши.

16 февраля в Японии отметили Новый год, символом которого является Букет кадомацу, где бамбук –символ роста, ветка сосны – богатство, ягоды –вкус и достаток.

Семь Богов счастья присматривают за справедливым распределением между людьми семи благ: долгая жизнь, материальное благоденствие, честность, удовлетворенность жизнью, известность, мудрость и сила.

Среди них Богиня Бендзайтэн – покровительница счастья, искусства и воды. Она играет музыку счастья на инструменте сямисэн (аналог лютни)

В каждом доме, а этой традиции уже 300 лет, там, где есть девочка, обязательно выставляются на время Нового года «Ступеньки с куколками» . В эти куколки не играют. Ими любуются, с ними разговаривают. Эту лесенку передают по наследству, но, если в роду нет девочек, или род прекратился, лесенку продают или отдают в храм.

Вот Императорский Дворец. Столетиями никто из смертных не посмел видеть лица императора. Но ощущал на себе его власть и могущество.

Каждая девочка готовится стать женой, и среди куколок «Муж и Жена».

«Дзидзо» - С ХVII века Покровитель детей и путников. Изображают его в виде ребенка, часто ставят вдоль дорог и как память об умершем ребенке, украшая шапочкой и шарфиком.

Часто в японских сказках, бездетная мать или состарившиеся муж с женой, просят ребенка, и им посылают его. «Момотаро» - Мать нашла мальчика в персике. Воспитала его как храброго защитника, поклявшегося всё сделать, чтобы старость матери была счастливой. Момотаро победил злых демонов, освободив тем самым соседний остров. Этого легендарного героя дарят всем мальчикам до 5 лет.

А это «Иссумбоси» . Мать попросила послать ей хотя бы самого маленького сыночка, «хоть с ноготок». Так и остался он очень маленьким, и родители его выгнали. Получил он в наследство вместо меча, швейную иглу. Был он маленьким, да храбрым и смышленым.

освободил княжескую дочь от напавших от нее чертей, которые потеряли свою «Волшебную колотушку», и, постучав ею, Иссумбоси «стал расти, превратившись в статного, красивого юношу».

«Сынок –улитка» . Попросили муж с женой «дитя всё равно какое, ростом, хоть с лягушонка, хоть с улиточку». Родился «какой ни есть, а всё родной сыночек –улиточка». Хоть и мал сынок, да нашел, как семье помочь… Да еще по взаимной любви, в жены дочь богача получил. А любовь девушки вернула ему облик прекрасного юноши.

«Косан –девушка фазан» . А это самая жуткая сказка, не для детей, да и взрослым радости не прибавит. Попросила мать дочь хоть чертенка … и родила. Суть: не женитесь на девушках, родившихся под зловещей звездой, иначе сожрут и костей не оставят. Да и помни, что мечты сбываются, думай о том, что просишь

«Кицунэ» Лиса- оборотень. В сказках и легендах лиса обладает большими знаниями, самой продолжительной жизнью и различными способностями. Часто лиса принимает образ обольстительной красавицы, мудрой жены или старика. В японских сказках образ плохой и хорошей лисы сливается и она для японцев самое Благородное животное. В храмах можно видеть статуи и изображения лисы на стенах и на дощечках, на которых пишутся молитвы и пожелания.

Чем старше лиса, тем больше у нее хвостов. А один хвост вырастает у лисы за 100 лет. Узнать лису оборотня можно, увидев выходящие из-под платья множество хвостов.

«Бог Горы и рисового поля» -оберегал и следил за урожаем, был добр к людям. Однажды, увидев свое отображение в реке, испугался своего уродства и убежал от людей. Урожаи гибнут, люди голодают. Придумали они: выловили в озере рыбу-окодзе, уж страшнее ее и на свете нет- жуть да и только. Показали Богу горы! Ох и рад он был, что есть на свете и поуродливее его. Так и живут теперь в согласии люди с Богом Горы. Окодзе – «рыба звездочет» ,- принесет удачу в дом и защитит от злых духов.

«Сомбуцу» - Добрый Бог Дождя, живет в горах. Люди просят дождя, а он спит и не слышит. Брось камень, разбуди, пойдет дождь.

«Ёкаи. Жук оборотень» Охраняет лес от непрошенных гостей. Вреда не приносит, но своим внешним видом, постоянно увеличиваясь в размерах, пугает и просит удалиться из леса.

«Голубой Паук- оборотень» точно так же, как его брат, жук охраняет лес от непрошенных гостей и очень любит поиграть с человеком в перевоплощение. Однако, хитростью можно и его одолеть.

«Тэнгу» - крылатая собака с длинным красным носом, летает при помощи веера. Добрым героям веер помогает быть счастливыми, а злые будут им наказаны. Охраняет лес, помогает слабым в боевых искусствах, любит чистоту, морочит голову путникам в горах, пугая их оглушительным хохотом. По народным поверьям, злые люди могут превратиться в Тэнгу.

«Хаутаку» -Лев с шипами, с глазами на спине. Добряк и защитник в беде. Его носят, как амулет.

«Юки-Онна. Снежная женщина» . Полюбив прекрасную женщину, появившуюся их белых хлопьев, юноша женился и заметил, что она боится жары, разгадал в ней оборотня. В японских сказках, как только оборотень кем-то разгадан,он сразу исчезает

«Рокуро-куби» - еще одна сказочная девица. Днем- красивая, обыкновенная, а ночью «оборотень с длинной шеей», выходила погулять для того, чтобы что-то узнать, подглядеть или просто попугать, получая от этого удовольствие.

Иногда, туловище оставляла дома, а в вечерних шалостях участвовала голова и шея. Пугала всех.

«Лунная Дева Кагуя –химэ». Это самая древняя из сохранившихся японских Легенд. Кагуя направлена на Землю за свои плохие поступки на Луне. Живя на Земле, она была самой красивой, трудолюбивой дочерью, многие к ней сватались. Но пришло время возвращаться на Луну, в свою семью. На память Кугуя дарит напиток бессмертия, который относят на самую высокую гору, и зажигают, и это пламя не угасает до сих пор. Оттого и позвали эту вершину «Горой Бессмертия» -Фудзи!

«Оса, ступка и каштан» - самая короткая сказка о преданной и верной дружбе. Отомстить за друга.

«Крыса» - единственный герой в сказках, который всегда только злой и гадкий.

«Мыши и мышиный рай» - добрые существа, отвечающие добром на добро.

«Инугами» -собака, самая преданная и человеку, и положительному герою в сказке. Они обладают разумом на уровне человека, оберегают и распознают демонов.

«Тануки» -енотик в сказках самый веселый, иногда глупый, бесшабашный. Главное его достоинство: хорошо поесть, пошалить. В сказках Тануки любит слушать и читать стихи. А, услышав музыку, с такой силой бьет себя по животу, как по барабану, что сам себя и убивает. Любит превращаться в чайник, принося этим прибыль хозяину. В Японии Тануки ассоциируется с благополучием, веселым нравом и счастьем.

«Нэко» -кошка –самый почитаемый и противоречивый сказочный образ в Японии. Кошек любят и опасаются. Им посвящены храмы, легенды, сказки, сувениры. Но, если кошка-оборотень, и вы ее не разоблачите, она может быть демоном. «Манеки-нэко» с машущей лапкой, -самая знаменитая в мире кошка, ей более четырех сотен лет. «Кошка, приглашающая удачу, благосостояние и счастье»

Манеки-нэко, жившая в монастыре, спасла жизнь князю Наокате, который спрятался от грозы под дерево, поманив его лапкой. Князь успел покинуть дерево, до того, как оно сгорело. Нашел приют в монастыре и до сегодняшнего дня потомки князя содержат этот монастырь. А Манеки-нэко - символ финансового благополучия и удачи.

«Дух Погоды»

«Дух Деревьев» (зелененькие человечки)

«Когати -Моти –Японский колобок» - сладости из клейкого риса. (В сказке «В мышиной норке» Колобок привел старика в норку к мышкам.)

«Икебана –моти»

«Мальчик на карпе» .5 мая – Праздник Мальчиков. В этот день им дарят игрушку рыбу - карпа. Карп способен плыть против течения, значит он принесет силу, здоровье и смелость.

«День кукол» . 3 марта – Праздник Девочек. Старинные куколки «Кокеси».

Современные куклы анимэ.

«Дорума» -новогодняя кукла-неваляшка. Это очень старинная кукла божества, исполняющего желания. В ее глазах нет зрачков. Загадав желание, рисуют один зрачок и оставляют так до тех пор, пока желание не исполнится. Если исполнилось, рисуют второй зрачок, а если нет, Доруму несут в храм, а там его сжигают, и покупают новую игрушку.

«Тоторо» современный герой в мультфильмах Хаяо Миядзаки. Это «домовенок» леса.

Все эти сказочные герои помогли нам интересно представить детям образы и сюжеты Легенд и сказок Древней Японии. Благодаря художникам: Людмиле Сивченко, Ладе Репиной, Яне Боевой, герои сказок, представленные на выставке в Измайловском Кремле в Москве, сделали японские сказки еще более яркими и понятными детям, да и нам, взрослым!

Благодарим коллег за внимание!

В этом разделе нашего сказочного портала, вы можете японские сказки, которые наполнены всеми национальными особенностями этой страны Восходящего солнца.

Японский жанр народного творчества и его повествования, передают особое, трепетное отношение, принятое в этой стране к своим близким и родным, старшему поколению. Читая японские народные сказки, дети учатся отличать добро от зла, понимают насколько важно всегда оставаться настоящим человеком и помогать своим родным и друзьям.

Большое внимание в японских повествованиях, уделяется красивой природе, которую можно встретить только здесь - это вишня, национальное дерево Японии, цветущая сакура.

Сегодня многие японские сказки для детей стали любимыми мультипликационными фильмами, послужили основой для создания развивающих и развлекательных компьютерных игр, которыми так увлекаются не только дети, но и взрослые.

Японская сказка «Иссумбоси»

Красивая японская сказка «Иссумбоси» рассказывает о том, как один мальчик очень хотел стать великим человеком и делал для этого все – трудился, помогал другим людям, даже отправился в далекий путь – в столицу своего государства. Устроился он на работу во дворец и подружился с дочерью министра. И вот однажды, отправился он вместе с ней в храм, но по дороге им встретились два черта,

Японская сказка «Земляника под снегом»

Красивая японская сказка «Земляника под снегом» является вариантом любимой русской сказки «Двенадцать месяцев», только здесь падчерицу злая мачеха отправила в холодную и суровую зиму в лес за лукошком спелой земляники. В этой сказке, милой девушке помог один старичок, который сразу понял, что перед ним очень добрая и отзывчивая душа, всегда помогающая всем людям и отплачивающая добром

Читать народную японскую сказку «Журавлиные перья»

Красивая японская сказка «Журавлиные перья» повествует о том, как важно любить своих ближних и доверять им, помогать во всем. Многие японские народные сказки «Журавлиные перья» в том числе, населены главными героями, которые предстают нам в облике журавлей – эта птица считается одним из символов этой страны Восходящего солнца и ее с древних времен любят и почитают. В одной

Как жители деревни бога к жизни вернули

В очень давние времена в одной деревне проживали очень богатые люди. Почему они считались богатыми? Все дело было в том, что жители деревеньки были в очень хороших отношениях с самим богом гор. Вот и оказывал он им помощь в сборе урожая, в борьбе с вредными насекомыми, да и темных врагов отгонял. В осеннее время каждого года бог гор уходил в свои владения и с горных вершин присматривал за селением.

Месть краба

Жили когда-то давно краб и обезьяна. В один погожий денек, решили они погулять разом. Шли они, шли да встретилось им зернышко хурмы, лежавшее на земле. Первая подобрала его обезьяна и, довольная собой, пошла с крабом дальше. Подошли они к реке, краб там отыскал рисовый колобок. Поднял его в клешне и показал обезьяне: -Глянь, что я здесь нашел! -А я вот чуть раньше нашла такое зернышко,

Тихо падает снег. Большие белые хлопья неслышно опускаются на землю. Вот уже не виден горбатый мостик через горную речку, под тяжестью снега склонились ветви старой сосны. Кажется, мир замер. Он объят тишиной и холодом… Но нет. В жаровне весело мигают угольки, и можно еще ближе придвинуться к очагу, ощутить тепло жаркого новогоднего огня и, затаив дыхание, слушать и слушать сказки… Голос сказителя все дальше, он призывно зовет за собой. И вот вы уже там, где на горной тропинке караулит путника проказник-барсук, где в пучине вод ждет прекрасного юношу дочь Морского царя, там, где глупец Сабуро наказан за свою неповоротливость, а две несмышленые лягушки из Осака и Киото вновь и вновь отправляются в дальний путь…

Смешные и грустные, лукавые и назидательные, японские сказки - душа и совесть народа, источник его вдохновения и мерило его культурных достижений.

Издавна в Японии сказки передавались из уст в уста как бесценное наследие предков, как важнейшая сакральная реликвия. Ведь недаром сказки рассказывались в Японии и в кругу семьи, и при большом стечении народа в дни праздников, и при исполнении наиболее значимых ритуалов, связанных с магией плодородия.

Время вносило свои коррективы в старинные традиции. И японский фольклор переживал непрерывный процесс обновления и трансформации. В быт японской сказки прочно входили реалии нового времени, а исконные понятия нередко отходили на второй план. Можно сказать, что сказки, известные по современным записям, запечатлели быт и нравы Японии периода позднего феодализма, но сохранили при этом черты и более ранних эпох. В новейшее время естественно и прочно вторглись в обиход японской сказки приметы современности. И уже никого не удивляет то, что лисица морочит машиниста, обернувшись встречным поездом, а лукавый барсук болтает по телефону.

Географическое положение Японии как островного государства, ее история как страны, почти закрытой для внешнего мира на протяжении XVII–XIX вв., способствовали созданию на Японских островах уникального культурного заповедника. Однако сегодня можно с сожалением говорить о том, что обрядовой культуре, песенному и повествовательному фольклору, исстари питавшим традиционную жизнь японцев, грозит опасность забвения. Засилье массовой культуры, урбанизация общества, быстрая смена школ и направлений в искусстве поставили не только Японию, но и многие другие страны мира перед необходимостью защиты и сохранения бесценного культурного достояния - народного искусства.

Фольклорное наследие японцев огромно. Особенно многочисленны разнообразные по форме и содержанию произведения повествовательного фольклора. Характерной чертой японских сказок и легенд является их различие и по исторически сложившейся форме бытования, и по степени современного восприятия; они как бы подразделяются на три большие группы. Наиболее живучи и устойчивы так называемые «великие сказки». Они известны всем. Без этих сказок немыслимо детство ни одного ребенка, на их морали воспитано не одно поколение японцев. Для этих сказок в японской фольклористике существует даже своеобразный термин - дарэ дэ мо ситтэ иру ханаси («сказки, которые знают все»). А такие из них, как «Момота-ро», «Воробей Резаный Язычок», «Гора Катикати», «Дед Ханасака» (в данном сборнике под названием «Пепел, лети, лети!») и «Ури-химэ и Аманодзяку» по праву вошли в мировую сокровищницу сказок.

Замечательной особенностью бытования японских сказок можно считать то, что на протяжении веков в каждой области, городе, местечке или деревне формировалось свое собственное представление о сказке, о ее сюжете и персонажах. Сказки каждой префектуры Японии - это своеобразный фольклорный мир со своими законами и канонами. И потому сказки Осака, брызжущие задором и лукавством, никогда не спутать с утонченно-романтическими сказками Киото, а простодушные сказки южных островов Рюкю - с суровыми и строгими сказками северного острова Хоккайдо.

И наконец, среди японских сказок выделяется значительная группа локальных сказок, которые условно можно было бы назвать храмовыми, так как зачастую они известны лишь в небольшой деревне или храме. Их особенность заключается в том, что, несмотря на сохранение внешней сказочной формы (т. е. признание того, что действие происходит в некоем неизвестном месте с достаточно абстрактными героями), эти сказки глубоко привязаны к породившей их местности. Повествование о барсуке-оборотне обязательно ассоциируется у слушателя с тем барсуком, который, как считают, обитает в храмовой роще, а старик со старухой - те самые, которые когда-то жили у подножия близлежащей горы.

По такому же принципу подразделяются и остальные жанры японского повествовательного фольклора: легенды, предания, былинки и т. д.

Японские сказки разнообразны не только по форме бытования и восприятия, но и по жанрам. Современное жанровое деление сказок, принятое в японской фольклористике, носит черты древних дифференциаций повествовательных произведений. В его основе лежит содержательное осмысление текста. Сказки о глупцах, недотепах, хитрецах и обманщиках объединяются, как правило, в жанр варай-банаси («смешные сказки»). К жанру о-бакэ-банаси («рассказы об оборотнях») относятся все страшные сказки: о привидениях, таинственных исчезновениях, о ночных происшествиях на горной дороге или в заброшенном храме. Жанр фусаги-банаси («о том, что необычно») включает повествования о различных чудесах - добрых и не очень, но всегда поражающих своей оригинальностью и эмоциональной глубиной. Ряд сказок объединен и в жанр тиэ-но ару ханаси («о том, что умно»). Это своего рода дидактические сказки-притчи, нередко с прозрачно выраженной моралью. По своему содержанию они очень близки сказкам, относящимся к жанру добуцу-но ханаси («рассказы о животных»). В дидактических японских сказках наиболее часто многочисленные перипетии происходят именно с животными. Таким образом, в японском фольклоре и сказки о животных, и дидактические сказки наиболее ярко выражают общечеловеческую мораль: не будь жадным, не будь завистливым, не будь злым.

Можно выделить популярные тонари-но дзисан-но ханаси («рассказы о соседях»). Разнообразные по сюжету и социальной направленности, сказки о соседях представляют собой комплекс бытовых повествований, порой перерастающих в народные новеллы.

Популярны в Японии и всевозможные сказки-шутки, известные под названием кэйсики-банаси (досл. «сказки только по виду»), например так называемые нагай ханаси («длинные рассказы»), в которых монотонно могут пересчитываться падающие с дерева каштаны или прыгающие в воду лягушки до тех пор, пока слушатель не закричит: «Довольно!» К сказкам-шуткам относятся и мидзикай ханаси («короткие рассказы»), по сути - докучные сказки, которыми подчас охлаждали пыл надоедливых слушателей, бесконечно требующих новых и новых историй. В префектуре Нагасаки, к примеру, бытовала такая форма самозащиты сказителя: «В старину это было. А-ан. На озере плавало множество уток. Тут пришел охотник. А-ан. Прицелился он из ружья. А-ан. Рассказывать дальше или не рассказывать?» - «Расскажи!» - «Пон! Выстрелил, все утки улетели. Сказке конец».

В японской фольклористической традиции все перечисленные разновидности сказок объединяются единым термином - «мукаси-банаси», что дословно означает «рассказы старины».

Судя по всему, определение сказок как мукаси-банаси - явление истинно народное и достаточно древнее в отличие от других терминов, обозначающих жанры японского фольклора, так как он сохранил исконно японское фонетическое звучание (в отличие, к примеру, от термина «легенда» - «дэнсэцу», происхождение которого связано с китайским термином «чуаньшо», имеющим аналогичное значение).

За кладбищем при храме Сёцанийи, в пригороде столицы, когда-то стоял одинокий маленький домик, в котором жил старый человек по имени Такахама. По причине его спокойного дружелюбного характера все соседи любили старика, хотя и считали его слегка тронувшимся. Ибо от человека, который выполняет все буддийские церемониалы, ожидают, что он женится и даст продолжение своему роду. Но он жил здесь совершенно одиноко уже более двадцати лет. Ни одному человеку не удалось убедить Такахаму взять в свой дом жену. И никто ни разу не заметил, чтобы у него возникли любовные отношения с какой-либо особой.

Было это давным-давно. Барсук позвал улитку пойти вместе с ним на поклонение в храм Исэ (Исэ — местность в Японии, где находится много древних храмов; главный из них называется Исэ.).

Несколько дней были они в пути, и, когда подходили к Великому храму, улитка сказала:

На самом севере Японии, на острове Хоккайдо, в деревне Инаги, жил крестьянин Гомбэй. Не было у него ни отца, ни матери, ни жены, ни детей. И земли у него не было. Жил он один на самом краю деревни, в маленькой избушке, а промышлял охотой на диких уток.

Пришёл барсук, видит у храма красивую девушку, вокруг нее слуги толпятся. «Не иначе, дочь богача», - подумал барсук. Подкрался к девушке и тихонько шлёпнул её по носу веером. Тут и вырос у красавицы длинный-предлинный нос. Испугалась девушка, закричала, слуги врассыпную бросились! Шум, гам поднялся! А барсук сидит себе на камешке, усмехается.

Долго барсук и лиса не выходили из своих нор: они боялись встретиться с охотниками. Охотники же, решив, что они перебили всех зверей, перестали ходить в этот лес. И вот, лежа в своей норе, лиса подумала так: «Если я покину свою нору, то неизвестно, попадусь ли я на глаза охотнику. Если же я останусь здесь еще на несколько дней, то и я и мои лисёнок - оба мы погибнем от голода».

Обезьянка никого не желала слушать. Она забиралась на самые высокие деревья и прыгала на самые тонкие ветки. Как-то раз забралась она на высокое дерево. Вдруг ветка под ней обломилась, и обезьянка упала в колючий куст, а длинная острая колючка вонзилась ей в хвост.

Тем временем чудища с воем и рёвом подошли к самому дереву и стали рассаживаться на траве. Главное чудище село посредине, а по бокам полукругом уселись чудища поменьше. Потом все они достали из карманов фарфоровые чашечки, рисовую водку и стали угощать друг друга, совсем как люди. Сначала пили молча, потом хором запели песню, а потом вдруг одно маленькое чудище вскочило, выбежало на середину круга и пустилось плясать. За ним пошли в пляс и остальные. Одни плясали получше, другие похуже.

Отец взял с собой двадцать соседей, и все они с возгласами Эн-яра-хой!, Эн-яра-хой! взвалили палку на плечи, принесли в деревню и отдали ее мальчику. Тот с радостью схватил палку, оперся на нее, крякнул, поднатужился и встал на ноги. Затем он потянулся и, к всеобщему удивлению, в мгновенье ока возмужал и превратился в красивого и толстого, как борец, здоровяка ростом больше шести сяку

Есть в Синано местность под названием Сарасина. Жил там один крестьянин со своей старушкой-матерью. Из головы у него не выходила мысль, что матери уже исполнилось семьдесят лет и вот-вот должны явиться княжеские чиновники и увести ее. Разве перенесет она далекую ссылку? Какая уж там работа в поле - все у него из рук валилось! Измучился он вконец и решил, что лучше самому увести мать из дому, чем дожидаться, пока жестокосердные чиновники ушлют ее неведомо куда.

Посмотрел он внимательнее, да от страха совсем дар речи потерял - сидит за скалой чудище, что на большом тутовом дереве живет: лицо красное, волосы красные, в разные стороны торчат. Испугался старик, сжался весь, еле дышит. Совсем про рыбу позабыл. А у чудища-то рыба только и делает, что клюет. Так они до рассвета и просидели.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры