Юрий посохов. Биография

Главная / Любовь

В Большом театре завершился первый период постановочных репетиций балета «Нуреев». Мировую премьеру готовит та же команда, что ставила прогремевшего «Героя нашего времени»: композитор Илья Демуцкий, режиссер Кирилл Серебренников и хореограф Юрий Посохов. ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА расспросила ЮРИЯ ПОСОХОВА о том, каким будет балетный «байопик», посвященный легендарному танцовщику.


Судя по рассказам Кирилла Серебренникова, ваш «Нуреев» похож на кинофильм в жанре байопика - жизнеописание героя с детства до смерти. Что, начнете прямо с Уфы?

Уфы не будет, и танцев на составленных вместе грузовиках, когда маленький Нуреев потерял штаны, тоже нет. Эпизодов в балете много, но все-таки это не пересказ биографии. Скорее это вспышки жизни Нуреева, не документальный, а скорее сюрреалистический «фильм». Не попытка показать артиста «как живого», а отображение его гениальности в наших умах, сердцах, душах - моих, Кирилла, Ильи.

- А Вагановское училище у вас будет? Кировский балет? Педагог Пушкин, который воспитал Нуреева?

Не надо ждать от балета житейских фактов, визуального сходства. Если у нас и появится Пушкин, он будет стоять спиной к залу и не двигаться. Наш спектакль не реалистичный, а театральный: на сцене будут и певцы, и хор, и комсомольцы…

- А кагэбэшники танцевать будут?

Должны были. Но, возможно, мы откажемся от этой идеи. Концепция Кирилла мне кажется очень правильной именно потому, что там нет конкретности. Все более или менее образно и неуловимо. Конечно, есть фундаментальные вещи, на них я сейчас и сконцентрирован. В первую очередь это Эрик Брун (датский танцовщик.- “Ъ” ). Я начал ставить балет с его дуэта с Нуреевым. Впервые Рудольф увидел Бруна еще в Ленинграде, когда сам танцевал в Кировском. И когда они встретились в Дании, Нуреев сказал: «Хочу танцевать как вы». Для него Эрик был эталоном классического танца. Он понимал, что наша школа не такая чистая. Западная эстетика, ее элегантность, ее невозмутимая красота его обворожили. Не говоря уж о спокойной независимости Эрика Бруна, совсем иной, чем независимость Нуреева. Все это и спровоцировало любовный взрыв. Я могу это понять.

- Думаете, это была главная любовь в жизни Нуреева?

Это была талантливая любовь двух гениев-антагонистов. Эрик - такой красавец викинг, воплощение выдержки. Он был национальным героем Дании. Человек-эмблема. Вечно с сигаретой - на классе, на репетициях, в повседневной жизни - это была его третья рука. Он и умер от рака горла, в Канаде. Нуреев прилетал к нему, умирающему, хотя они давно расстались. Эстетство, которое появилось в танце Нуреева на Западе,- это на 100% Эрик Брун.

- Нуреев ассоциируется прежде всего с классическим репертуаром. У вас в балете будут фрагменты его партий?

Во втором акте. Но видоизмененные. Элементы «Сильфиды» я даже в дуэте использую. Сам-то Нуреев хотел танцевать современный репертуар, но у него это неважно получалось. А я хореограф ортодоксальный, поэтому убежать от классической техники не смогу. Куда мы денемся без кабриолей и двух туров, когда мои герои исполняли их эталонно?

- Вы сами видели танцующего Нуреева? Живьем?

Да, и не знаю танцовщика замечательнее, который бы так повлиял на балет сегодняшнего дня.

Чем же? Я тоже видела Нуреева на сцене в Париже в 1980-х, и хотя я не знала про его болезнь, он мне показался руиной: измочаленным, усталым человеком, которому очень тяжело давались антраша и которого душил его роскошный костюм Короля-Солнца.

А мне показалось, что это было воплощение нарочитости, помпезной дерзости искусства - когда все сверх положенного, сверх дозволенного. Я увидел парад красоты: Людовик Нуреева обжирался прекрасным, он пресытился им.

- Много ли в Большом Нуреевых и Эриков Брунов?

Пока по четыре. Но тут я подумал и пятом Нурееве.

- Обычно хореографы выбирают один состав солистов и сочиняют хореографию «на них».

А тут мы решили, что определимся с составами ближе к премьере. Будем смотреть на возможности артистов, их отклик, на результаты. Естественно, я буду подстраиваться под них, но хореография-то все равно моя. Любой хореограф ставит на свое тело: как оно чувствует, так и ставит. Вы посмотрите: балеты Леши Ратманского - вылитый он сам, балеты Макгрегора тоже. Когда говорят: «Я ставлю на эту балерину», это не совсем так. На самом деле я использую ее тело. А ставлю на себя.

- Справятся ли артисты Большого с эталонной чистотой классики?

Очень на них рассчитываю. Чтобы я справился с хореографией, мы должны друг другу помочь. Сейчас в Большом замечательная плеяда солистов, я их обожаю, просто преклоняюсь перед их талантом. Но все-таки у них не совсем западное ощущение танца - нет педантичного изящества, любви к отделке движений. Наши замечательные красавцы с большой русской душой будут вместе со мной искать чувство формы. Фиксировать пассе, стараться не косить стопы… На классе я вижу, что моих любимых артистов косые стопы совсем не гнетут. Они над этим не собираются работать. А придется. Но это я так, к смеху.

- Вы сами захотели ставить балет о Нурееве или это заказ театра?

Я дал Владимиру Георгиевичу (Урину, гендиректору Большого театра.- “Ъ” ) на выбор пять названий, и мы остановились на «Нурееве». В 2018-м будет его юбилей, как-то все это логично.

- Много ли времени отведено на постановку?

- Когда к репетициям подключится Серебренников?

Он у нас очень загруженный, на Западе у него большой успех. Но на этой постановке нам надо как можно чаще встречаться, так что буду сам ему названивать. Мне наверняка придется консультироваться с ним даже в плане хореографическом, не только в режиссерском или актерском.

- А в «Герое нашего времени» было по-другому?

Там мы сделали сценарий, все обговорили, а потом я почти весь основной хореографический материал поставил до того, как Кирилл пришел в театр.

- Когда вы ставили «Героя», Илья Демуцкий писал музыку по ходу постановки. А как сейчас?

Музыка готова, я уже получил второй акт. У нас будет довольно большой балет - два акта минут по пятьдесят. Музыка совершенно потрясающая. Илья - наш герой-симфонист, с замечательной консерваторской базой. Очень редкое явление на настоящий момент. В балете особенно - хореографы ставят сплошь композиторов-минималистов. А если выбирают кого-то из прошлых веков, то обязательно композитора XVII века либо Баха, который тоже с четким мерным ритмом.

- Действительно. А почему?

Потому что легко ставить. Потому что для современных хореографов музыка является фоном. Для них это ритмический рисунок, внутри которого они должны показать свою виртуозность. Можно ставить вдоль, поперек, поверх музыки. Сколько угодно движений или, наоборот, самый минимум - чистая эквилибристика. А музыка капает, капает на мозги, убаюкивает, думаешь: ну когда это закончится? Сейчас у нас в Сан-Франциско (Юрий Посохов - штатный хореограф Балета Сан-Франциско.- “Ъ” ) заявили постановочные планы - опять Филип Гласс. А я старомоден: люблю музыку с фразами, эмоциями, непредсказуемую.

Во время постановки «Героя» вы сетовали как раз на непредсказуемость музыки Демуцкого. Помнится, он вам даже шпаргалки писал - по тактам смену размера отмечал.

- «Герой» был первым балетом Ильи. И он расстарался-раздухарился: мог вдруг вставить ритмический сбой - один такт в одну двадцатую среди музыки на одну восьмую. Теперь у меня нет таких проблем - на «Оптимистической трагедии», которую мы сделали в Сан-Франциско, он учел все мои пожелания.

- «Оптимистическая трагедия» в США? Как Хелги Томассон (худрук Балета Сан-Франциско.- “Ъ”) допустил такой спектакль?

Доверяет. Но условия были жесткие - всего 15 дней на постановку. А публика? Ну что, хлопала. Хотя не думаю, что поняла, про что это.

- А артисты поняли?

У меня анархисты - сплошь кубинцы. Капитан тоже был кубинец, но сломался (получил травму.- “Ъ” ). Кубинцы-то все про революцию понимают. А какие талантливые! Для балета удивительно одаренная нация. Особенно мужчины - рост, ноги длиннющие, данные, жесты, осанка - красавцы, принцы! Женщины похуже: бывают коренастенькие, корявенькие… Про свой талант кубинцы отлично все понимают, но у них есть слабинка - лень.

- Как вам вообще в голову пришла «Оптимистическая»?

Года три-четыре назад, когда мы с Сергеем Филиным и Кириллом выбирали, что будем ставить в Большом, Серебренников в числе прочего предложил «Оптимистическую». Это запало мне в память. А в Сан-Франциско я собирался ставить бессюжетный одноактный балет, заказал музыку Демуцкому. Но когда Илья ее прислал, я понял, что с ней просто так не совладать - необходима сюжетная линия. Впервые в жизни я вводил сюжет в готовую музыку. Но за 30 минут что можно показать? В моей «Оптимистической» не были проработаны даже взаимоотношения между анархистами и капитаном, не говоря уже о любовной линии - так, намеки какие-то. Мы начали за здравие - показали конфликт на корабле, а после смерти Комиссара перешли в «образность» - волны, этакий уход в никуда. Музыку пришлось резать, ужасно - по живому. А она там - сплошной апофеоз! Надо бы вернуться к «Оптимистической», сделать полноценные два акта. Но где?

- Да где угодно. Вы же востребованный автор, ставите повсюду, на несколько лет вперед планы расписаны.

Только на ближайшие три года. Да, ставлю в Америке, в Дании, здесь - в России. Но вообще-то меня мало кто знает.

- То есть как? А глобализм, балет без границ?

Глобализм был тогда, когда царил классический балет. Сейчас классика вытесняется современным танцем. Я-то вообще не понимаю современную хореографию в академических театрах. Артисты учатся по восемь-десять лет в школе - заноски, пируэты, два тура в воздухе и так далее, потом приходят в театр, забывают все это и начинают крутить плечами-коленями. Раньше в классической труппе никогда не приняли бы того же Макгрегора. А теперь его спектакли идут в Ковент-Гардене, в Парижской опере. В США его не ставят, там свои любимцы. На самом деле балетный мир - это такой междусобойчик, где каждый варится в своем соку.

2016 г. — как лучший спектакль в балете награжден Национальной театральной премией «Золотая маска» балет «Герой нашего времени», поставленный им в тандеме с режиссером К. Серебренниковым.
2018 г. - удостоен приза Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse» за хореографию балета «Нуреев».
2019 г. - удостоен премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа хореографа» (балет «Нуреев»; режиссер К. Серебренников).

Биография

Родился в г. Ворошиловграде/Луганске (Украина). В 1982 г. по окончании Московского хореографического училища (педагог Петр Пестов), был принят в балетную труппу Большого театра.

В течение десяти лет в его репертуар вошли партии:
Принц Зигфрид («Лебединое озеро» П. Чайковского, редакция Ю. Григоровича)
Принц Дезире («Спящая красавица» П. Чайковского, редакция Ю. Григоровича)
Щелкунчик-принц («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича)
Граф Альберт («Жизель» А. Адана, редакция Ю. Григоровича)
солист («Шопениана», хореография М. Фокина)
заглавная партия («Сирано де Бержерак» М. Констана, хореография Р. Пети)
заглавная партия («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича)
и др.
Участвовал в премьере первого поставленного в Большом театре балета Дж. Баланчина («Блудный сын» С. Прокофьева, заглавная партия).

В 1992 г. подписал контракт с Королевским Датским балетом.
Через год был приглашен исполнить партию Принца Дезире в «Спящей красавице» (постановка Х. Томассона) с труппой Балет Сан-Франциско (БСФ). В 1994-2006 гг. был премьером этой труппы.
В 1999 г. организовал гастроли части ее танцовщиков в России — турне прошло под названием «Балет без границ».

С конца 1990-х гг. активно работает как хореограф.

Среди его работ: «Испанские песни» (1997 г., номер поставлен для тогдашней примы Балета Сан-Франциско Мюриэль Маффр); «Дуэт для двоих» (1997 г., поставлен для тогдашней примы БСФ Джоанны Берман); «Экспромт» на музыку А. Скрябина (1997 г., поставлен для тогдашнего премьера БСФ Фелипе Диаса; номер был показан на Международном конкурсе в Джексоне).

В 2000 г. в рамках проекта Балета Сан-Франциско «Открытия» поставил «Магриттоманию» Ю. Красавина. В 2001 г. Посохов был удостоен за эту постановку премии Айседоры Дункан, присуждаемой критикой в целях поощрения балетных компаний Западной Калифорнии.
В 2004 г. состоялась премьера этого балета в Большом театре. В 2010 г. - в Балете Сарасоты (шт. Флорида).

В 2002 г. поставил балет «Проклятые» по мотивам трагедии Еврипида «Медея». Этот спектакль был включен в гастрольный тур театра и показан на сцене Нью-Йорк Сити Центра. В 2009 г. этот балет был поставлен в Пермском академическом театре оперы и балета им. П.И. Чайковского.
В 2009 г. версия этого балета - под названием «Медея» - была поставлена им в Пермском академическом театре оперы и балета им. П.И. Чайковского.

В 2003 г. совместно с Хельги Томассоном поставил полнометражный балет «Дон Кихот» Л. Минкуса.

В 2004 г. поставил балет «Штудии в движении» на музыку А. Скрябина и для труппы Балет Орегона (г. Портленд) «Жар-птицу» И. Стравинского. В 2007 г. «Жар-птица» была поставлена и для СФБ.
В 2005 г. для Балета Орегона поставил «Вальс»/ "La Valse" на музыку М. Равеля.

В 2006 г. поставил свою версию балета «Золушка» С. Прокофьева в Большом театре.

2006 г. - «Еще раз» на музыку С. Франка (для Дж. Верман и Д. Смита); «Ballet Mori» Р. Пакера (для Мюриэль Маффр) - к столетней годовщине разрушительного землетрясения в Сан-Франциско.
2007 г. - «Горькие слезы» на музыку Ф. Г. Генделя (для М. Маффр).

В 2008 г. поставил «Сагалобели» (на народную музыку) в Тбилисском государственном театре оперы и балета им. З. Палиашвили (был показан на гастролях в США); для Балета Сан-Франциско «Фьюжн» на музыку Г. Фиткина (был показан в рамках Фестиваля новых работ, приуроченного к 75-летию БСФ) и «Сюиты из «Раймонды» для Театра балета Орегона.

2009 г. - «Погружение в сирень» на музыку Бориса Чайковского (БСФ).
2010 г. - «Классическая симфония» на музыку С. Прокофьева (БСФ).
2011 г. - «РАкУ» Ш. Эшимы (БСФ); «Дон Кихот» и Колокола» на музыку С. Рахманинова (Балет Джоффри).
2012 г. - «Вот Нарцисса она, бродящего в чаще пустынной, видит » на музыку Г.Ф. Генделя для Королевского Датского балета и «Франческа да Римини» на музыку П. Чайковского (БСФ).
2013 г. - «Весна священная» И. Стравинского (БСФ).
2015 г. - «Пловец» Ш. Ишимы, с использованием музыки К. Бреннан и Е. Уэйтса (БСФ).
2016 г. - «Золушка» в Театре балета Тиволи/ Копенгаген (пантомима с танцами; музыкальное сопровождение известной датской певицы и автора песен Oh Land; декорации и костюмы королевы Дании Маргрете II); выступил в качестве хореографа и режиссера-постановщика программы из произведений Б. Бартока, в которую вошли балет «Чудесный мандарин» и опера «Замок синей бороды» и которая была представлена Кливлендским оркестром, хором и приглашенными солистами и Балетом Джоффри.
2017 г. - «Оптимистическая трагедия» И. Демуцкого (БСФ).
2018 г. - «Щелкунчик» П. Чайковского (Балет Атланты).
2019 г. - «Анна Каренина» И. Демуцкого (БСФ).

В 2012 г. поставил «Классическую симфонию» (2010 г., БСФ) в Большом театре.
В 2015 г. последовал ряд постановок этого балета - в Национальном румынском балете, Балете Цинциннати и Балете Атланты.

В 2015 и 2017 гг. в Большом состоялись мировые премьеры балетов Ильи Демуцкого «Герой нашего времени» и «Нуреев» соответственно в его постановке (режиссер К. Серебренников).

Поставил также ряд па де де для звезд БСФ и артистов других балетных трупп.

Распечатать

Последняя балетная премьера этого сезона - самая интригующая: все сделано с нуля. Композитор Илья Демуцкий впервые написал музыку для балета. Режиссер Кирилл Серебренников впервые выступил как балетный режиссер. Юрий Посохов - хореограф опытный, известный по обе стороны океана, однако и у него тоже дебют: с Демуцким и Серебренниковым он раньше не работал, да и познакомился незадолго до начала постановки. Над своим детищем соавторы трудились бок о бок, как в свое время Петипа, Чайковский и Всеволожский над "Спящей красавицей". Результат их штудий непредсказуем - уж слишком трудным для переложения на язык тела кажется "Герой нашего времени". С точностью известно лишь то, что нас ожидает балет большой, двухактный. В основе сюжета - три главы романа Лермонтова: "Бэла", "Тамань" и "Княжна Мери". В каждой из частей балета роль Печорина будут исполнять разные артисты - таким способом авторы подчеркивают трансформацию характера героя. Об остальных подробностях таинственного постановочного процесса Татьяна Кузнецова расспросила хореографа Юрия Посохова

Как появился "Герой нашего времени"?

Когда Сергей Филин стал худруком Большого и позвал меня ставить балет - впервые за много лет после моей "Золушки", за что я ему очень благодарен,- я предложил ему "Войну и мир". Эта идея моего друга, режиссера Юрия Борисова. Он и композитора посоветовал - Бориса Чайковского. Но Сергей решил, что спектакль должен быть совсем новый - с новой музыкой. Я назвал "Евгения Онегина" - чтобы, наконец, в балете появился русский Онегин. Но в Большом предпочли балет Крэнко. Может, и правильно - зрители его любят. И тогда Кирилл Серебренников (а мы сразу решили, что он будет режиссером на моей постановке) предложил "Героя нашего времени". Он взял на себя все: написал сценарий, нашел композитора - Илью Демуцкого, придумал сценографию, даже костюмы.

В общем, подмял под себя весь проект.

Я бы сказал так: мне предложили вступить в проект, когда все условия были уже установлены. Жесткие условия, но я даже рад - это стимулирует. У меня привычка ставить фрагментами, кусками из разных актов, я всегда так работаю, хотя общий план у меня, конечно, есть. Спектакль собирается только в конце постановочных репетиций - и это мой самый любимый, можно сказать, мистический момент постановки. "Героя" мы с Кириллом постоянно обсуждаем, он активно участвует в репетициях, в чем-то меня переубеждает, в чем-то я - его. Кирилл очень хорошо чувствует, что правильно, что неправильно. Что вранье, что не вранье. Мы с ним сразу решили: истории рассказывать не будем. Сосредоточимся на отношениях героев, на их душевных состояниях, сюжет достроят в воображении зрители. Балет у нас получается большой - три части, но камерный по форме: в самой многолюдной сцене "Княжны Мери" всего 16 пар кордебалета. И те на Новой сцене Большого едва умещаются.

Декораций много?

Да нет, море в "Тамани" сделать так и не удалось. Мы хотели на полсцены устроить бассейн, но оркестр запротестовал - побоялся, что затопим. Может, и к лучшему - для танцев больше места осталось. Теперь в "Тамани" и "Бэле" сцена у нас раскрыта до кирпичей. Даже не знаю, как с этим быть - надо же артистов куда-то уводить и откуда-то вводить. А в "Княжне" построили старинный гимнастический зал Ессентуков - Кирилл про него вспомнил, даже фотографию дореволюционную притащил.

Так у вас "Герой" нашего времени или XIX века?

Если вы о том, переносили ли мы действие в современность, то нет.

Я спрашивала скорее о том, наш ли современник Печорин?

У нас три разных Печорина. В каждом акте - свой, всего - девять человек, три состава.

То есть практически все премьеры и ведущие солисты Большого? А ведь героинь у Лермонтова еще больше.

С балеринами в Большом проблем нет. Другое дело, что почти все хотели танцевать княжну Мери. Я говорю: "Зачем тебе княжна? Печорин ее не любит, дуэтов у них нет. Другое дело Вера - любимая женщина, два свидания наедине". Нет, подавай им княжну!

И кто ее получил?

Светлана Захарова. Она - мой первый состав. Бэла - Ольга Смирнова, я безумно рад, что она вышла после травмы. Но вообще-то все меняется постоянно - на репетиции одни приходят, другие уходят.

То есть как?

Ну как? Артист говорит: "Устал" - и не приходит. В Большом театре это в порядке вещей - после репертуарного спектакля премьер или прима дает себе отдохнуть денек. Ну и накануне спектакля не ходят - силы берегут. В день спектакля - тем более. Вот три дня и вылетают. У нас в Сан-Франциско такое, конечно, невозможно, но со своим уставом в чужой монастырь... Вот вчера я сам был Печориным на репетиции - надо было дуэт доставить. Потом придется отдельно с артистом его разучивать.

Но танцуют-то хорошо?

Хорошо. Только по-своему. Говорят, например: "Ой, мне так не идет. Такие руки не красивые. Так мне неудобно". Мою хореографию они подстраивают под себя - танцуют, как им удобно, от этого теряются важные детали. И что мне остается делать? Только работать и бороться с этим.

Легко ли ставить на музыку Демуцкого? Вы же раньше не знали этого композитора?

Не знал, но до постановки послушал его вещи. И пришел в восторг. Потом мы несколько раз встречались все втроем, обговаривали концепцию, подробности. Оказалось, мы говорим на одном языке - удивительно, я даже не ожидал. И центр нашей троицы - Илья, самый тихий, самый скромный. Потому что его музыка совершенно гениальная, она подчиняет и покоряет. Но непривычная для балета. То есть это вам не Чайковский. Приходится считать, причем счет трудный, неровный. Даже мне потребовалась помощь композитора - он прислал толстую рукопись, где в каждой сцене счет расписан по тактам. Но наши артисты считать не приучены, они слушать привыкли. А здесь им надо запомнить не только хореографию, но и счет. На Западе наоборот - там любую музыку артисты просчитывают с ходу, еще и мне объясняют, как считать.

Я должен поставить один балет в сезон. Я его уже сделал этой весной. Одноактный, "Пловец" называется. И полгода свободен как ветер. Это, конечно, здорово - есть время для разных проектов. Вот Нина Ананиашвили опять позвала в Тбилиси, задумали балет о Коко Шанель. Про композиторов пока спорим. Там хотят Равеля и Дебюсси, я - Стравинского. Та же эпоха, но музыка гораздо интереснее, да и для Коко он был не посторонний. Андрей Кончаловский предложил поставить хореографию в мюзикле. Я никогда такого не делал, но это - "Преступление и наказание". Как отказаться? Мне вообще в балете нравятся истории, характеры. Я знаю, как это надо ставить, я это люблю. А на Западе требуются одноактные бессюжетные балеты. Там хореографы ловко наловчились их ставить, классно с телами работают. Я, конечно, тоже поднаторел в этом деле, но все-таки русской натуре - и хореографа, и артиста, и зрителя - ближе драма. И лучше - из классической литературы.

Родился в Луганске (Украина). В 1982 г. по окончании Московского хореографического училища (ныне Московская государственная академия хореографии), где занимался в выпускном классе у Петра Пестова, был принят в балетную труппу Большого театра.

В течение 10 лет в его репертуар вошли главные партии в балетах П. Чайковского - "Лебединое озеро" (хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова в редакции Ю. Григоровича), "Спящая красавица" (хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича) и "Щелкунчик" (хореография Ю. Григоровича), партия Альберта в "Жизели" А. Адана (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича), главная партия в балете "Шопениана" (хореография М. Фокина), партия Сирано де Бержерака ("Сирано де Бержерак" М. Констана в постановке Р. Пети), Ромео ("Ромео и Джульетта" С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича) и другие. Он стал первым исполнителем на сцене Большого театра заглавной партии в первом поставленном здесь балете Джорджа Баланчина - балете "Блудный сын" С. Прокофьева.

В 1992 г. подписал контракт с Королевским Датским балетом, а через год был приглашен исполнить партию Принца Дезире в "Спящей красавице", поставленной Хельги Томассоном, с труппой Балет Сан-Франциско. С 1994 г. он является премьером этой труппы. В 1999 г. организовал гастроли части ее танцовщиков в России - турне прошло под названием "Балет без границ".

С конца 1990-х активно работает как хореограф.

Среди его работ: "Испанские песни" (1997 г., номер поставлен для примы Балета Сан-Франциско Мюриэль Маффр); "Дуэт для двоих" (1997 г., поставлен для Джоанны Берман); "Impromptu" на музыку А. Скрябина (1997 г., поставлен для Фелипе Диаса; номер был показан на Международном конкурсе в Джексоне).

В 2002 г. он поставил балет "Проклятые" по мотивам трагедии Еврипида "Медея". Этот спектакль был включен в гастрольный тур театра и показан на сцене Нью-Йорк Сити Центра.

В 2004 г. поставил балет "Штудии в движении" на музыку А. Скрябина и для труппы Балет Орегона "Жар-птицу" И. Стравинского, после премьеры пригласившего его продолжить сотрудничество.

Лучшие дня

Одна женщина - один театр
Посетило:114
Ветеран стэндап и скетч-шоу
Посетило:108
В стиле «новой волны британского хеви-метала»

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры