Запретная любовь гениальной художницы (Зинаида Серебрякова). Биография зинаиды евгеньевны серебряковой Полотна зинаиды серебряковой

Главная / Любовь

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (девичья фамилия Лансере́; 12 декабря 1884, с. Нескучное, Харьковская губ., ныне Харьковская обл., Украина - 19 сентября 1967, Париж, Франция) - русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи.

Биография Зинаиды Серебряковой

Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший был мастером монументальной живописи и графики.

Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа — брату матери и старшему брату.

Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве.

В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина.

В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой.

В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.

В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры.

Через год молодые возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряжённо работает - создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов. В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.

Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис. Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию. Она отправляется во Францию. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.

В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала.

Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает.

Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.

В 1961 в Париже ее навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.

В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.

В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.

Творчество Серебряковой

Еще в молодости художница всегда выражала в своих этюдах любовь к России. Ее картина «Сад в цвету» и некоторые другие ясно говорят об очаровании российских бескрайних просторов, луговых цветов, полей.

Картины, которые появились в экспозициях выставок 1909 – 1910 гг., выражают своеобразный и неповторимый стиль.

Наибольший восторг у зрителей вызвал автопортрет «За туалетом». Женщина, живущая в небольшой деревушке, в один из коротких зимних вечеров, смотрясь в зеркало, улыбается своему отражению, словно играя с гребнем. В этом произведении молодой художницы, как и она сама, все дышит свежестью. Нет никакого модернизма; уголок комнаты, словно освещенный молодостью, предстает перед зрителем во всей своей прелести и радости.

Наибольший пик творчества художницы приходится на предреволюционные годы. Это картины о крестьянах и прекрасных российских пейзажах, а также и бытовые жанры например, картина «За завтраком», «Балерины в уборной».

За туалетом За завтраком Беление холста

Одним из значительных произведений в эти годы является картина «Беление холста», написанная в 1916 г, где Серебрякова выступает как художник-монументалист.

Фигуры деревенских женщин на лугу возле речки выглядят величественно, из-за изображения низкого горизонта. Ранним утром они расстилают только что сотканные холсты и оставляют их на день под яркими лучами солнышка. Композиция строится в красных, зеленых и коричневых тонах, что и придает небольшому холсту свойства монументально-декоративного полотна. Это своего рода гимн тяжелому труду крестьян. Фигуры выполнены в разных цветовых и ритмических ключах, что создает единую пластическую мелодию, замкнутую внутри композиции. Все это единый величественный аккорд, который прославляет красоту и силу русской женщины. Крестьянки изображены на берегу небольшой речки, от которой ввысь вздымается предутренний туман. Красноватые лучи солнышка придают особое очарование женским лицам. «Беление холста» напоминает древние фрески.

Художница трактует эту работу как ритуальное действо, показывая красоту людей и мира, при помощи живописного и линейного ритма картины. К сожалению, это последняя большая работа Зинаиды Серебряковой.

В этом же году Бенуа заказывают украсить росписью Казанский вокзал и он приглашает для работы свою племянницу. Художница решает по-своему создать восточную тему. Представить Индию, Японию, Турцию и Сиам как красивых женщин Востока.

В самом расцвете творчества художницу постигает огромное горе. Заболев тифом, за короткое время от этой страшной болезни сгорает муж, и на руках Серебряковой остаются мать и четверо детей. Семья испытывает острую нужду буквально во всем. Запасы, что были в имении полностью разграблены. Нет красок, и художница пишет углем и карандашом свой «Карточный Домик», в котором изображает своих детей.

Серебрякова отвечает категорическим отказом освоить стиль футуризма и находит работу в археологическом музее Харькова, делая карандашом эскизы экспонатов.

Любители искусства почти даром, за еду или старые вещи приобретают ее картины.

Серебрякова путешествует по африканским странам. Экзотические пейзажи удивляют ее, она пишет Атласские горы, портреты женщин-африканок, создает цикл этюдов о рыбаках Бретани.

В 1966 году в столице СССР в Москве и некоторых крупных городах были открыты выставки работ Серебряковой, многие из картин приобретены российскими музеями.

В юности Зинаида влюбилась и вышла замуж за собственного двоюродного брата. Семья не одобряла их брак, и молодые были вынуждены уехать из родных земель.

В полотнах русской художницы Зинаиды Серебряковой есть множество картин, описывающих жизнь и работу крестьянского населения. Она рисовала работающих на земле людей с натуры прямо на поле, где трудились крестьяне. Чтобы успеть схватить все детали, художница вставала раньше рабочих, приходила в поле с красками и кистями до начала всех работ.

Из-за постоянной нищеты Серебрякова была вынуждена самостоятельно делать краски, так как купить их было просто не за что. Сегодня за работы Серебряковой предлагаются баснословные суммы, хотя при жизни продать свои картины Зинаиде удавалось не всегда, и всю практически все отведенное на земле время художнице пришлось жить в бедности.

Уехав во Францию, и оставив дочь и сына в России, Серебрякова не могла и представить, что в следующий раз увидит собственного ребенка только через 36 лет.

Зинаи́да Евге́ньевна Серебряко́ва (девичья фамилия Лансере́; 28 ноября 1884, село Нескучное, Курская губерния - 19 сентября 1967, Париж, Франция) - русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица Осипа Браза.

Зинаида родилась 10 декабря 1884 года. В автобиографии, написанной в ответ на письмо старшей научной сотрудницы Государственной Третьяковской галереи О. А. Живовой, Серебрякова указала датой рождения 12 декабря, что не соответствует документально подтвержденным фактам и другим автобиографиям. Детство провела в имении Нескучное в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед, Николай Бенуа, был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере - известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна (1850-1933, дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа) в молодости была художником-графиком. Надежда Леонтьевна Бенуа (в замужестве Устинова), двоюродная сестра Зинаиды, была матерью британского актёра и писателя Питера Устинова - таким образом, он приходился З. Е. Лансере двоюродным племянником.

Муж - Борис Анатольевич Серебряков, приходившийся Зинаиде двоюродным братом. Дети:

В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903-1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. В 1902-1903 она путешествует в Италию. В 1905-1906 занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. В 1905 году Зинаида Лансере выходит замуж за студента и своего кузена Бориса Серебрякова.

Как художник Серебрякова сформировалась в Петербурге. Исследователи подчёркивали «пушкинской и блоковской муз, в гении Достоевского», связанные с творчеством художника

Со времён ученичества З. Лансере старалась выразить свою любовь к красоте мира. Её ранние работы - «Крестьянская девушка» (1906, Русский музей) и «Сад в цвету» (1908, частное собрание) - рассказывают о поисках и остром ощущении красоты русской земли.

Широкую известность принёс Серебряковой автопортрет («За туалетом», 1909, Государственная Третьяковская галерея), впервые показанный на большой выставке «Мир искусства» в 1910 году. За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет «Е. К. Лансере» (1911, частное собрание) и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей) - зрелые работы и твёрдые по композиции.
Она вступила в общество «Мир искусства» в 1911 году, но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.

В 1914-1917 годах творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она пишет серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка её сердцу: «Крестьяне» (1914-1915, Русский музей), «Жатва» (1915, Одесский художественный музей) и другие.

Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917, Государственная Третьяковская галерея). Фигуры крестьянок, запечатлённые на фоне неба, приобретают монументальность, подчёркнутую низкой линией горизонта.

В 1916 году Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала в Москве, он приглашает Евгения Лансере , Бориса Кустодиева , Мстислава Добужинского и Зинаиду Серебрякову принять участие в работе. Серебрякова взяла тему Востока: Индия, Япония, Турция и Сиам аллегорически представлены в виде красавиц. В это же время она работает над так и незаконченной картиной на темы славянской мифологии.

Зинаида встретила Октябрьскую революцию в родном имении Нескучном. В 1919 году умирает от тифа её муж Борис. Она остаётся с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Запасы Нескучного были разграблены. Из-за отсутствия масляных красок ей приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует трагическое произведение - «Карточный домик», показывающее всех четверых осиротевших детей.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Я уже как-то делала пост про . Но в связи с проходящей сейчас в Галереи «Дом Нащокина» выставкой посвященной ее 125-летию, не могу его не переписать.
Потому что мне мало этой выставки. Там жалкая выжимка из ее творчества. А люблю я ее не меньше чем Валентина Серова. Это удивительная, жизнерадостная и мощная, совсем не женская живопись. И глядя на нее совсем невозможно догадаться, какую сложную судьбу Бог уготовил этой удивительной женщине.

За туалетом. Автопортрет.1908-1909. ГТГ

Я думаю все знают известную в нашем искусстве семью Бенуа .
Так вот сестра Александра Николаевича Бенуа - Екатерина Николаевна (она тоже была художником-графиком) Вышла замуж за скульптора Евгения Александровича Лансере . Евгений Александрович Лансере был лучшим художником анималистом своего времени. Я бы даже сказала не только своего.
Семья Лансере владела имением Нескучное под Харьковом. И вот там 10 декабря 1884 года у них родилась дочь Зиночка, последний шестой ребенок.
Два сына Евгений и Николай тоже стали творческими личностями. Николай стал талантливым архитектором , а Евгений Евгеньевич -

- как и сестра художником. Он сыграл важную роль в истории российского и советского искусства монументальной живописи и графики.
Когда Зиночке было 2 года, папа умер от туберкулеза. И она с братьями и мамой уехала в Петербург к дедушке. В большую семью Бенуа.
Детские и юношеские годы Зинаиды Евгеньевны прошли в Петербурге. Своё влияние на формирование юной художницы оказали архитектура и музеи Петербурга, роскошный парк Царского Села, куда семья выезжала летом. Дух высокого искусства царил и в доме. В семьях Бенуа и Лансере главным смыслом жизни было служение искусству. Каждый день Зина могла наблюдать, как взрослые самозабвенно работали, много писали акварелью, техникой которой владели в семье все.

Талант девочки развивался под пристальным вниманием старших членов семьи: матери и братьев, которые готовились стать профессиональными художниками. Вся домашняя обстановка семьи воспитывала уважение к классическому искусству: рассказы деда -

Портрет 1901 г.
Николая Леонтьевича об Академии художеств, поездки с детьми в Италию, где они знакомились с шедеврами эпохи Возрождения, посещение музеев.

1876-1877 годы: фонтан перед фасадом Адмиралтейства в соавторстве с А. Р. Гешвендом выполнен Н.Л. Бенуа.
В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903-1905годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза, учившего видеть «общее» при рисовании, а не рисовать «по частям». В 1902-1903 она путешествует в Италию. В 1905-1906 занимается в Académie de la Grande Chaumière в Париже.

Зима в Царском селе.
В 1905 году в Петербурге С. Дягилевым была организована выставка русских портретистов. Перед русской общественностью впервые открывалась красота искусства Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Венецианова…. Венециановские портреты крестьян, поэтизация крестьянского труда вдохновили Зинаиду Серебрякову на создание своих картин, подтолкнули к серьезной работе над портретами.

Автопортрет
Начиная с 1898 года почти каждую весну и лето Серебрякова проводит в Нескучном. Работа юных крестьянских девушек в поле привлекает её особое внимание. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве.

Уборка хлеба
Неподалёку от усадьбы Лансере на другом берегу реки на хуторе находится и домик Серебряковых. Родная сестра Евгения Александровича Лансере - Зинаида - вышла замуж за Анатолия Серебрякова. Их сын Борис Анатольевич Серебряков был таким образом двоюродным братом двоюродный брат художницы.

С детского возраста Зина и Боря воспитываются вместе. Они рядом и в Петербурге, и в Нескучном. Они любят друг друга, готовы соединить свои жизни, и родные принимают их отношения. Но трудность заключается в том, что церковью не поощрялись браки близких родственников. К тому же Зинаида - римско-католического вероисповедания, Борис - православного. После долгих мытарств, поездок в Белгород и Харьков к духовным властям, эти препятствия, наконец, удаётся устранить, и 9 сентября 1905 года они поженились.
Зинаида увлечённо занималась живописью, Борис готовился стать инженером-железнодорожником. Оба, что называется, души не чаяли друг в друге и строили самые радужные планы на будущее.

Крестьянка с квасником.
После свадьбы молодые отправились в Париж. С этой поездкой у каждого из них были связаны особые планы. Зинаида посещала Академию де ла Гранд Шомьер, где рисовала с натуры, а Борис записался в Высшую школу мостов и дорог в качестве вольнослушателя.

Через год, полные впечатлений, Серебряковы возвращаются домой.

В Нескучном Зинаида напряжённо работает - пишет этюды, портреты и пейзажи, а Борис как заботливый и умелый хозяин косит камыш, сажает яблоневые деревья, следит за обработкой земли и урожаем, увлекается фотографией.

Они с Зинаидой очень разные люди, но эти различия как бы дополняют, объединяют их. И когда они порознь (что бывает нередко), у Зинаиды портится настроение, работа валится из рук.
В 1911 году Зинаида Серебрякова входит во вновь воссозданное объединение "Мир искусства", одним из основателей которого был ее дядя, Александр Николаевич

Портрет Б. Серебрякова.
С августа 1914 года Б.А.Серебряков - начальник изыскательской партии на строительстве железной дороги Иркутск - Бодайбо, а позднее, вплоть до 1919 года, принимает участие в строительстве железной дороги Уфа - Оренбург. Этот по-своему счастливый брак принёс супругам четверых детей - сыновей Женю и Шуру, дочерей Таню и Катю. (Все они впоследствии связали свою жизнь с искусством, стали художниками, архитекторами, декораторами.) Татьяна Борисовна умерла в 1989 году. Она была очень интересной театральной художницей, преподавала в МАХУ памяти 1905 года. Я ее знала. Это была светлая, талантливая художница до самой старости с очень яркими, лучистыми, черными глазами-вишенками. Вот как у всех ее детей.

За завтраком
Если бы я сама не видела эти глаза в жизни, не поверила бы в портреты З. Серебряковой.
Видно у них в семье были у всех такие глаза.
Широкую известность принес Серебряковой автопортрет (1909, ГТГ (он вверху); впервые показанный на большой выставке, организованной «Миром Искусства» в 1910.

За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет сестры художницы

«Екатерина Евгеньевна Лансере (Зеленкова)» (1913) и и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей)

- зрелые работы, твёрдые по композиции. Она вступила в общество «Мир искусства» в 1911, но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.

Автопортрет. Пьеро 1911
В 1914-1917 творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она рисует серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка её сердцу: «Крестьяне» (1914-1915, Русский музей).

Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917, Государственная Третьяковская галерея). Фигуры крестьянок, запечатлённые на фоне неба, приобретают монументальность, подчёркнутую низкой линией горизонта.

Они все написаны мощно, сочно, очень красочно. Это гимн жизни.
В 1916 Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала(*) в Москве, он приглашает Евгения Лансере, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского и Зинаиду Серебрякову принять участие в работе. Серебрякова взяла тему Востока: Индия, Япония, Турция и Сиам аллегорически представлены в виде красавиц. В это же время она работает над большой картиной на темы славянской мифологии, которая осталась незаконченной.

Зинаида встретила Октябрьскую Революцию в родном имении Нескучное. Её жизнь внезапно переменилась.
В 1919 в семье случилось большое горе - умирает от тифа её муж, Борис. Она остается в 35 лет одна с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Здесь не могу не отметить, что ее мама тоже осталась одна с детьми примерно в этом возрасте и обе они однолюбки так и продолжали до смерти хранить верность своим так рано покинувшим их в столь еще молодом возрасте умершим мужьям.

Портрет Б.А.Серебрякова. 1908
Голод. Запасы Нескучного разграблены. Нет масляных красок - приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует свое самое трагическое произведение - Карточный Домик, показывающий всех четверых осиротевших детей.

Она отказывается перейти на популярный у Советов футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, однако находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов. В декабре 1920 Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда. Им правда оставили всего три комнаты. Но к счастью уплотнили их родственниками и друзьями.
Дочь Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре художница постоянно рисовала. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.

Балетная уборная. Снежинки

Портрет балерины Л.А.Ивановой, 1922.

Катя в маскарадном костюме у ёлки.


В том же доме на другом этаже жил Александр Николаевич со своей семьей, и Зина пишет чудесный портрет его невестки с внуком

Портрет А.А.Черкесовой-Бенуа с сыном Александром.
В первые годы после революции в стране началась оживлённая выставочная деятельность. Серебрякова стала участницей нескольких выставок в Петрограде. А в 1924 году она стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке, которая была устроена с целью материальной помощи художникам. Из 14 представленных Зинаидой Евгеньевной произведений два были проданы сразу же. На вырученные деньги она, обременённая заботами о семье, решается на заграничную поездку с целью устройства выставки, получения заказов. Уехать во Францию ей посоветовал Александр Николаевич Бенуа, надеясь, что за границей её искусство будет востребовано и ей удастся поправить свое материальное положение. В начале сентября 1924 года Серебрякова уехала в Париж с двумя детьми Сашей и Катей, которые увлекались живописью. Маму с Таней, которая увлекалась балетом и Женей, который решил стать архитектором, она оставила в Ленинграде, надеясь заработать в Париже и вернуться к ним.
В первые годы парижской жизни Зинаида Евгеньевна испытывает большие трудности: денег не хватает даже на необходимые расходы. Константин Сомов, помогавший ей получать заказы на портреты, пишет о её положении: "Заказов нет. Дома нищета... Зина почти всё посылает домой... Непрактична, делает много портретов даром за обещание её рекламировать, но все, получая чудные вещи, её забывают..."
В Париже Серебрякова живёт уединенно, нигде не бывает, кроме музеев, и очень тоскует по детям. Все годы эмиграции Зинаида Евгеньевна пишет нежные письма детям и матери, которые всегда духовно поддерживали её. Проживает она в это время по Нансеновскому паспорту и лишь в 1947 получает французское гражданство.

таня и Катя. девочки у рояля 1922.

автопортрет с дочерьми 1921.

Женя 1907 г.

Женя 1909 г.
Зинаида много путешествует. В 1928 и 1930 едет в Африку, посещает Марокко. Природа Африки поражает её, она рисует Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Она также рисует цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.

Маракеш. Стены и Башни города.


Мароканка в розовом платье.

Марокеш. Задумчивый человек.

Во времена хрущёвской оттепели разрешаются контакты с Серебряковой. В 1960, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе. В 1966 большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Внезапно она становится популярной в России, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Ботичелли и Ренуаром. Дети звали её вернуться в Россию. Однако Серебрякова находит неуместным в столь преклонном возрасте (80 лет) обременять детей и близких заботами о себе. Кроме того, она понимает, что уже не сможет плодотворно работать на родине, где были созданы самые лучшие её произведения.
19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Дети Серебряковой - Евгений Борисович Серебряков (1906-1991), Александр Борисович Серебряков (1907-1995), Татьяна Борисовна Серебрякова (1912-1989), Екатерина Борисовна Серебрякова (1913- ____).

В октябре 2007 года в Русском музее проходила персональная выставка « Зинаида Серебрякова. Обнаженные»
Для меня это совершенно отдельная тема в ее творчестве. Настолько мощно и чувственно, совершенно не по-женски пишет и рисует она обнаженное женское тело. Я не знаю другой такой женщины-художницы.
Одна из самых ее известных из этой серии:

Баня.

"Баня". 1926 г.

Лежащая обнаженная.

А теперь мы просто полюбуемся ее картинами:

Натюрморт с кувшином.

Автопортрет.

Автопортрет с шарфом 1911.

Серебряков Борис Анатольевич.

Лансере Ольга Константивна.

На кухне. Портрет Кати.

Портрет С.Р.Эрнста. 1921

Автопортрет с кистью, 1924.

Старушка в чепце. Бретань

Автопортрет (1922).

Автопортрет (1946).

Бенуа Александр Николаевич (1924).

Баланчин Джордж (в костюме Вакха, 1922).

Бенуа-Клеман Елена Александровна (Елена Браславская, 1934).

Лола Браз(1910).

Пейзаж. Село Нескучное Курской губернии.

Париж. Люксембургский сад.

Ментона. Вид с гавани на город.

Ментона. Велан Ида (портрет дамы с собачкой, 1926).

Е.Е. Лансере в папахе 1915.

Лифарь Сергей Михайлович (1961).

Лукомская С.А. (1948).

Ну а эту многие из вас все время видят

(девушка со свечой, автопортрет, 1911).
Еще скажите мне, что вы такую художницу не знаете. Ведь каждый день наша Зина про нее напоминает:)):)
Ну и на последок

Юсупов Феликс Феликсович (князь, 1925).

Юсупова Ирина Александровна (княгиня, 1925).

(1884-1967) русский живописец, график

Зинаида Серебрякова родилась в семье, где искусством занимались все. Прадед художницы А. Кавос, ее дед Н. Бе-нуа были известными архитекторами. Отец, Е. Лансере, занимался скульптурой, его работы хранятся в ведущих музеях страны и мира. Мать, Е. Лансере (урожденная Бенуа), училась живописи у П. Чистякова, у которого учились все знаменитые живописцы России семидесятых-восьмидесятых годов XIX века. Правда, она не стала профессионалом, считала себя художником-любителем. Брат, Е. Лансере, стал живописцем, графиком, членом общества «Мир искусства». Дядя Зинаиды Серебряковой, А. Бенуа считался признанным авторитетом в истории искусства и сам был незаурядным живописцем.

Зинаида родилась в имении Нескучное, принадлежавшем ее отцу. После его внезапной смерти, мать художницы с детьми переехала в Петербург и поселилась в доме своего отца Н. Бенуа. С этого времени Зинаида Серебрякова росла в атмосфере преклонения перед искусством. Способности девочки к рисованию были замечены рано, сама художница писала, что рисует столько, сколько себя помнит.

С 1901 г. Серебрякова посещала школу меценатки княгини М. Тенишевой, где преподавал И. Репин. Особое влияние на становление ее творческой манеры оказало путешествие по Италии вместе с матерью и сестрами.

Вернувшись в Россию, Зинаида продолжала брать уроки, занималась в 1903-1905 гг. в частной художественной мастерской О. Браза, живописца и графика, входившего в группу «Мир искусства». В 1905 г. она отправилась во Францию, где поступила в Академию де ля Гранд Шомьер, которой руководили художники Симон и Дошен. Вскоре к ней присоединился ее двоюродный брат Б. Серебряков. Она много занималась техникой рисунка, во время путешествий по стране постоянно делала различные зарисовки.

Первыми произведениями художницы становятся наброски, сделанные в родовом имении Нескучное, расположенном под Харьковом, где она родилась и впоследствии постоянно проводила лето. В архиве художницы сохранилось множество рисунков и акварелей: она рисовала практически все, что видела: крестьян во время сельскохозяйственных и домашних работ, животных, птиц, цветы. Интересны и ее пейзажные зарисовки. Полагают, что особое влияние на художницу оказало творчество А. Венецианова, его изображения русских крестьян.

Со временем оказалось, что большую часть творческого наследия Зинаиды Серебряковой составляют портреты добровольных натурщиков - друзей и близких, а также автопортреты. В последнем жанре последовательно зафиксированы разные состояния ее жизни: от радостного миросозерцания до тихой грусти, вызванной сложными жизненными перипетиями. Она постепенно отойдет от тщательной прописанности вещей, окружающих ее автобиографическую героиню, больше сосредоточившись на передаче собственного внутреннего состояния. Исследователи отмечали, что близкие люди не стареют на картинах Серебряковой (портреты Кати), потому что, один раз увидев их индивидуальность, Зинаида Серебрякова и отражает ее на своих полотнах.

В 1905 г. Зинаида выходит замуж за своего двоюродного брата Б. Серебрякова, в 1908 году получившего диплом инженера. Отцу пришлось испрашивать специальное разрешение церковных властей на брак. Он оказался удачным, хотя семейная жизнь Серебряковой продолжалась недолго. В революционные годы Б. Серебряков умер, и его жене пришлось одной поднимать четверых детей. Все они проявили себя в художественной сфере. Александр много работал для кино и театра, писал в технике акварели, рисуя интерьеры частных дворцов во Франции и Англии, Катя стала живописцем.

Дочь смогла сохранить последнюю квартиру матери, где находятся большинство произведений Зинаиды Серебряковой, созданных в эмиграции. Даже внук художницы, сын ее дочери Татьяны, Иван Николаев, известен своими работами в области монументального искусства: в частности, он оформлял московскую станцию метро «Боровицкая».

С 1909 года Зинаида Евгеньевна Серебрякова начинает постоянно выставляться, она участвует в седьмой выставке «Союза русских художников» (1910) и экспозиции «Современный женский портрет», устроенной в редакции журнала «Аполлон» в Петербурге. Тогда же к ней приходит профессиональная известность, а «Автопортрет» (1910) и одну из крестьянских композиций приобретает Третьяковская галерея. Исследователи отмечают, что созданные в 1914-1917 гг. картины уже представляют собой монументальные полотна, в которых последовательно раскрывается жизнь крестьян.

С 1911 года Зинаида Серебрякова является постоянным экспонентом выставок общества «Мир искусства». Она много путешествует: по Крыму в летние месяцы (1911-13), по Италии и Швейцарии (1914).

В 1914 году А. Бенуа по просьбе архитектора А. Щусева, автора проекта Казанского вокзала, возглавил работы по монументальным росписям вокзала, он привлек к работе М. Добужинского, Н. Лансере, Н. Рериха и Зинаиду Серебрякову, которая сделала целый ряд эскизов и рисунков панно на темы «Индия», «Сиам», «Турция», «Япония». Осуществляя задуманное, она многие часы провела в библиотеках, изучая искусство и историю стран Востока.

В 1917 г. Зинаида Серебрякова была выдвинута в академики наряду с А. Остроумовой-Лебедевой и другими женщинами-художницами, но из-за революционных событий выборы не состоялись.

В первые послереволюционные годы Серебрякова жила в Нескучном с семьей, там она пережила смерть мужа от тифа и пожар, в котором чуть не сгорели ее картины. В 1919 г. она работала в Харькове, участвовала в 1-й выставке подотдела искусств Харьковского Совета, а в следующем году переехала в Петроград, где продолжила работу в музеях. Несколько месяцев Зинаида Серебрякова работала в качестве художника Археологического музея, оформляла залы, проявляя поразительную силу воли и мужество. Ведь зарплата была такой мизерной, что ее хватало только на фунт масла. В залах не топили, от голода и холода опухали пальцы. Бенуа неоднократно продавал ее работы в частные коллекции и пересылал художнице деньги. Мать художницы помогала вести хозяйство.

Несмотря на сложные бытовые условия, Серебрякова продолжала работать: она покупала на барахолках краски у барышень, когда-то занимавшихся изящными искусствами, а теперь продававших свое имущество, чтобы прокормиться, писала сценки из жизни артистов балета, городские пейзажи.

Зинаида Серебрякова стремилась, чтобы ее дети получили образование. Дочь Таня обучалась в Петроградском хореографическом училище, и художница часто рисовала прямо в театре, создав целую серию картин, посвященных танцу (пастели 1922-1923 гг.). Даже в конце ее творческого пути Серебрякова оставалась верна увлечениям молодости; интересна ее лирическая зарисовка-портрет известной балерины Иветт Шовире (1962).

Дети всегда оставались самой любимой натурой Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, она рисовала их в любой обстановке: за столом, во время игр, чтения, когда они спали или одевались. Художница могла сделать набросок во время беседы, а потом на его основе создавала портрет, Удивительна ее зарисовка младшего С. Прокофьева (сына композитора) 1927 года: фигура, выполненная в голубовато-золотистых тонах, вписана в красно-коричневую мебель, которая становится своеобразным обрамлением.

Работы художницы были представлены на выставках членов Дома искусств и «Мира искусства» (в 1922 и 1924 годах). В частности, на выставку 1922 года Серебрякова представила 16 портретов, выполненных пастелью. В том же году вышла монография критика Н. Эрнста о художнице.

Любопытно, что практически всю свою жизнь Зинаида Серебрякова рисовала обнаженную натуру, не только добиваясь большего самовыражения, но и выражая свое жизненное кредо. Она всегда верила в человека, в его красоту. Поэтому нередко ее картины, написанные в разной технике (маслом, сангиной и пастелью), так богаты цветовыми переходами. Художница всегда композиционно точно выверяла расположение натуры на холсте, одновременно добиваясь и особой декоративности изображения. Своеобразной прелюдией к «ню» стали портреты «Банщиц», над которыми работала еще начинающая художница.

Заметна и эволюция творческой манеры в ее автопортретах: иногда, за неимением другой натуры, ей приходилось рисовать саму себя. От наивного кокетства девушки, только познающей мир, она приходит к изображению матери, наполняя собственное изображение мягкими лирическими и отчасти грустными тонами.

В 1924 г. Зинаида Евгеньевна Серебрякова выехала в Париж для устройства выставки, А. Бенуа предполагал, что она сможет подработать и финансово поддержать свою семью. Художница считала, что уезжает ненадолго, поэтому она взяла с собой только сына Александра. В 1928 году к ней приезжает дочь Катя. Семья оказалась разрезанной пополам: еще один сын и дочь остались с матерью художницы. Более того, закончив архитектурный институт и уехав работать во Владивосток, сын Евгений был взят на действительную военную службу и не смог вступать с матерью в переписку. Татьяна навестила близких только после войны, она стала хранительницей архива Серебряковой, устроительницей ее выставок в России. Позже она стала совершать поездки к матери вместе с братом.

Время Зинаиды Серебряковой распределялось между творчеством для себя и заказными работами. Она оставалась главой семьи, должна была зарабатывать, но не писать Серебрякова не могла. Екатерина вспоминала, что мама всегда носила с собой карандаш, пастели и акварели, постоянно во время прогулок делала наброски.

В двадцатые годы Зинаида Серебрякова участвовала в ряде выставок, проходивших по всему земному шару: работы выставлялись в Америке (1923-1924) и в Японии (1926-27). Первоначально они не пользовались спросом, хотя обычно художница выставляла до дюжины работ. Но один из покупателей, барон Броуэр, не только заказал портреты членов своей семьи, но и финансировал поездку Серебряковой в Марокко в 1928 и 1932 годах. А. Бенуа так охарактеризовал портреты и натюрморты своей племянницы: «Такая свежесть, простота, меткость, живость, столько света!» За полтора месяца Зинаида Серебрякова написала пастелью 60 этюдов, мастерски передав различные типы людей. Позже она написала декоративные панно для особняка барона Броуэра под Брюсселем (разработку интерьеров осуществил ее сын Александр). На панно отразились мотивы четырех времен года.

Хотя материальный успех от марокканской выставки Серебряковой оказался невелик, все же владельцы частных галерей решились выставлять работы художницы: в парижской галерее Шарпантье (в 1927, 1930/31, 1932, 1938 годах), в парижских галереях В. Гиршмана и Бернхейма (1929). С 1927 по 1938 годы состоялось пять персональных выставок художницы.

Известность приносила заказы, правда немного, потому что Серебрякова не любила писать парадные или кабинетные портреты. Таков, в частности, созданный в Париже портрет Г. Гиршман (1925), жены известного предпринимателя, запечатленной в свое время и В. Серовым. Но портрет Зинаиды Серебряковой более камерный. В нем парадность соединена с особой утонченностью, мы видим прежде всего элегантную светскую красавицу, а не надменную владелицу особняка, как на картине Серова.

Серебрякова всегда стремилась рассказать о человеке, его интересах, вкусах, привычках. Она тщательно фиксировала внутренний мир портретируемых, стремясь передать определенное душевное состояние. Поэтому позы ее героев естественны и непринужденны; кажется, что люди оторвались на некоторое время от своих дел, чтобы попозировать для художницы («Портрет Михаила Гринберга», 1936).

Зинаида Евгеньевна Серебрякова постоянно участвовала в совместных проектах, на которых представлялось русское искусство (в Париже, в Брюсселе в 1928 г.), в выставках русских художников в Берлине и Белграде (1930), в совместной с Д. Буше-ном выставке в Брюсселе и Антверпене (1931), в выставках русского искусства в Париже и Риге (1932), Праге (1935).

Весной 1932 г. Зинаида Серебрякова вновь работала в Марокко по предложению Броуэра и А. Лебёфа. В галерее Шарпан-тье были представлены 63 работы художницы, 40 из которых были созданы в Марокко. Уникальными можно считать несколько ню, потому что Серебрякова стала первой европейской художницей, сумевшей уговорить марокканок позировать обнаженными.

Она пользовалась любой возможностью, чтобы выехать на натуру. По приглашению своих родственников Зинаида Серебрякова несколько раз побывала в Лондоне, несколько раз ездила в Бретань, откуда привезла удивительные зарисовки бретонок, сохранились и пейзажные зарисовки юга Франции. Серебрякова нарисовала и виды Италии, где побывала в 1929 и 1932 годах, ей удалось посетить Бельгию и Швейцарию.

Важной составляющей ее творчества стали натюрморты. Когда она писала автопортреты, то просто забавлялась, стремясь изобразить каждую мелочь на туалете. Позже из составляющих, отдельных предметов стали складываться самостоятельные композиции. Они по-прежнему отражали многообразие жизни и рассказывали о красоте природы («Картина с виноградом», 1934; «Натюрморт с овощами», 1936).

После войны широко распространилось абстрактное искусство. Зинаида Серебрякова же всегда тяготела к реалистической манере письма и не могла рассчитывать на продаваемость своих картин, тем не менее в 1954 г. состоялась персональная выставка художницы в ее собственной мастерской в Париже, а в 1965-66 гг. - персональная ретроспективная выставка в Москве, Ленинграде, Киеве и Новосибирске.

Зинаида Серебрякова весьма требовательно относилась к своему творчеству, даже картину «Купальщица» (1911), хранящуюся в Русском музее, она называла этюдом, хотя картина имеет большой размер и весьма содержательна по художественному решению.

Она работала в самой разной технике: использовала масло, пастель, темперу, графитный карандаш. Только смерть смогла остановить неутомимый творческий поиск, который художница вела всю свою жизнь. Серебрякова похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Зинаида Серебрякова - русская художница, работавшая в портретном жанре. Она происходила из интеллигентной семьи. В творческой манере Серебряковой преобладает склонность к изображению природы, людей, но встречаются и натюрморты. Принадлежа к движению «Мир искусства», сторонилась агитационного направления. Оказавшись во Франции в начале 1930-х годов, Зинаида Серебрякова долгое время не могла вернуться на родину. Она приняла французское гражданство и вновь встретилась с родственниками лишь в 1966-м. Сегодня ее произведения выставляются в самых знаменитых музеях мира.

Детство и юность

Зинаида Лансере родилась 28 ноября (10 декабря) 1884 года. Эта фамилия принадлежала ее отцу. Семья девочки жила в имении Нескучное под Харьковом. Неудивительно, что ее биография оказалась связанной с искусством. Отец будущей художницы работал скульптором, мать в юности занималась графикой, дедом был знаменитый архитектор Николай Бенуа, а большинство родственников посвятили себя искусству.

Картина Зинаиды Серебряковой «Девушка со свечкой. Автопортрет», 1911 год / Виртуальный музей

Хорошее воспитание и творческая одаренность не считались в их среде чем-то необычным. Поэтому желание Зины реализоваться в художественном направлении воспринималось как само собой разумеющееся. Она росла вместе с братьями. Впоследствии младший стал архитектором, а старший - живописцем.

Юношеские годы Зинаиды протекали в Санкт-Петербурге, куда семья перебралась после смерти отца. Судьбой девочки занялся дядя Александр Бенуа. Серебрякова окончила женскую гимназию в 1900 году и стала ученицей художественной школы. Азы изобразительного искусства она постигала под руководством , а также в мастерской, которой руководил Осип Браз. В 1902-1903 годах Зина побывала в путешествии по Италии, которое очень ее вдохновило.

Живопись

Дебютные работы показали индивидуальный стиль художницы и ее авторский почерк. Изучая мировое культурное наследие, Серебрякова интересовалась пластикой форм, склонностью авторов к национальному выражению. Ее увлекали природа, гармония и традиционный русский быт. Среди фаворитов Зинаиды были Никола Пуссен, Алексей Венецианов.


Виртуальный музей

Часто наблюдая в Нескучном сельских девушек за работой, Серебрякова изображала их в сюжетах своих картин. Находясь на лоне природы, она любовалась пейзажами, размеренным течением жизни усадьбы, пластикой движений крестьян за работой. Наблюдая жатву или другой труд местных, художница вдохновлялась на новые произведения.

Среди ранних картин Зинаиды Серебряковой - «Крестьянская девушка», написанная в 1906 году, «Фруктовый сад в цвету» 1908-го. Автор точно чувствовала, что ее тема в живописи - это сочетание красоты родной природы в тесном хитросплетении с судьбами людей.


Виртуальный музей

Картиной, принесшей Зинаиде известность, стал автопортрет под названием «За туалетом», созданный ею в 1909 году. Она была выставлена на вернисаже Союза русских художников в 1910-м. Затем публика увидела работы «Купальщицы», портреты родственников, которые писала художница. Творчество Серебряковой получило признание в 1914-1917 годах, после представления публике серии картин о русской провинции и жизни крестьян. В числе известных работ этого периода - «Крестьяне», «Жатва» и «Спящая крестьянка».

В 1917 году зрители увидели работу под названием «Беление холста», в которой стала очевидна монументальная манера автора. Зинаида изобразила мощные фигуры девушек на фоне небосвода. Композиция сочетает широкие плоскости ярких, насыщенных оттенков. Произведение, восславляющее труд простых людей, прославило и Серебрякову.


Виртуальный музей

Темы, выбираемые автором для работы, резко выделяли ее среди сообщества «Мир искусства», которому принадлежала Серебрякова. В 1916-м она стала помощницей дяди Александра Бенуа при росписи Казанского вокзала и работала в компании Евгения Лансере, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского.

В числе тем, интересовавших Зинаиду, были восточные страны, особую ментальность которых она передавала через женские портреты. Описывая Японию, Турцию, Индию, она также работала над сюжетами, связанными с античностью. Правда, большинство картин на последнюю тему остались неоконченными. Женское начало имело большое значение в творчестве Серебряковой. Кокетство, радость материнства, светлая грусть, описываемые ее кистью, имели особое настроение.

Судьба художницы была непростой. После пожара, случившегося в Нескучном, фамильное гнездо оказалось разрушенным, как и ее мастерская. Спустя 2 года она осталась вдовой после смерти супруга от тифа. Семья жила в острой нужде, и картина «Карточный домик», созданная в этот период, олицетворяла шаткость ее положения.


Виртуальный музей

Дочь Серебряковой поступила в балетную труппу, и с тех пор в работах женщины появилась театральная тема. Художница писала балерин на репетициях и перед выходом на сцену, но не получала удовлетворения от своей работы. С 1920 года она преподавала в Академии художеств. Зинаида сторонилась агитационной манеры, проникшей в искусство в это время, оставаясь верной собственной теме и традициям «мирискусников».

В 1924-м состоялась благотворительная выставка в США, принесшая художнице успех и доход. Она получила заказ на декоративную роспись в Париже. Завершив работу, собиралась вернуться на родину, но из-за политических пертурбаций пришлось остаться во Франции. Затем последовала Вторая мировая война. Жизнь за границей оказалась для Зинаиды безрадостной, тоска по родине отражена в ее работах, созданных после 1924 года. Ей пришлось отказаться от гражданства, чтобы избежать преследований за границей.


Виртуальный музей

Реализм и народная тема по-прежнему присутствовали в ее картинах. Путешествуя, Серебрякова посещала Бретань, Алжир и даже побывала в Марокко. В картинах постоянно присутствовали образы простых людей. Воспевая природу и человека, художница беспрестанно грустила о родине и прерванной связи с близкими людьми.

В 1966 году в Ленинграде, Москве и Киеве прошли выставки картин Зинаиды Серебряковой, которые получили отличные отзывы от искусствоведов и публики. Вернисаж организовали ее дети и друзья. Многие картины автора были приобретены музеями, а ее имя стало знаменитым в Советском Союзе.

Личная жизнь

Мужем художницы был близкий ей с детства человек Борис Серебряков. Приходясь Зинаиде двоюродным братом, он еще в юном возрасте влюбился в родственницу, и разговоры о свадьбе заходили во время совместного пребывания в Нескучном. Церковь не поощряла близкородственные браки, поэтому согласия на бракосочетание молодые долго не получали. В 1905-м, дав местному батюшке 300 рублей, родные организовали влюбленным венчание.


Виртуальный музей

Борис не интересовался искусством. Он стал железнодорожным инженером и во время Русско-японской войны был в Маньчжурии на практике. Зинаида грезила живописью. Разница в интересах не мешала им мечтать о совместном будущем. Личная жизнь молодых людей складывалась счастливо. Они провели год в Париже, пока Зинаида училась в Академии де ла Гранд Шомьер, а Борис - в Высшей школе мостов и дорог. Вернувшись домой, каждый из них продолжил развиваться в профессии, а в семье появились четверо детей-погодок: 2 сына и 2 дочери.


Виртуальный музей

Во время эмиграции Зинаиды сын Евгений и дочь Татьяна остались с бабушкой. Они жили в тяготах, и в 1933 году мать Зинаиды скончалась от голода и плохих условий жизни. Евгений стал архитектором, а Татьяна начала работать художником в театре. Мечтая вновь встретиться с матерью, они звали ее на родину в 1930-е годы, когда правительство СССР приглашало художницу вернуться домой. Но Зинаида тогда работала в Бельгии и не могла оставить заказ незавершенным.

Смерть

Зинаида Серебрякова скончалась в Париже, когда ей было 82 года. Причины смерти оказались вполне естественными. Несмотря на то, что художница многие годы прожила за границей, на родине ее имя помнят и хранят воспоминания о творчестве одной из первых женщин-живописцев. Музеи периодически организуют выставки ее работ, в книгах об искусстве опубликованы фото автора. Дочь Серебряковой, Екатерина, после смерти матери создала благотворительный фонд ее имени.

Картины

  • 1909 – «За туалетом. Автопортрет»
  • 1913 – «Баня»
  • 1914 – «За завтраком» («За обедом»)
  • 1915 – «Жатва»
  • 1916 – «Индия»
  • 1924 – «Балетная уборная»
  • 1932 – «Марокканка в розовом платье»
  • 1934 – «Женщина в голубом»
  • 1940 – «Обнаженная с книгой»
  • 1948 – «Натюрморт с яблоками и круглым хлебом»

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры