Жизненный путь Пьера Безухова в романе “Война и мир”: духовный путь исканий, история жизни, этапы биографии. Как изменился Пьер после плена? Влияние на пьера безухова

Главная / Любовь

Меню статьи:

Пьер Безухов является тем персонажем, который вызывает чувство восхищения и жалости одновременно. Незаурядный внешний вид молодого человека определенно отталкивает – Пьер выглядит обрюзгшим и некрасивым, однако в противовес к этому он красив душой, и в этом заключается особый трагизм этого персонажа. Толстой неоднократно наталкивает читателя на мысль о том, что хорошо любить красивого, привлекательного человека, в то время как внешне неприятного любить сложно.

Детство и юношество Пьера Безухова

Пьер Безухов был незаконнорожденным наследником графа Кирилла Безухова. Несмотря ни на что, граф Кирилл дал своему сыну достойное образование и воспитание – десять лет Пьер вместе с гувернером живет за границей, где и проходит процесс его обучения.

В 20-ти летнем возрасте Пьер возвращается в Россию. На этот момент граф Кирилл был тяжело болен и находился на грани жизни и смерти. Несмотря на то, что старый граф фактически не принимал личное участие в воспитании Пьера и был для молодого человека чужим и незнакомым, Пьер искренне жалеет отца и переживает за него.

Вернувшись в Россию, Пьер некоторое время пребывал в замешательстве – в виду своего возраста, особенностей воспитания и чувствительности натуры, он рисует себе жизнь, полную ярких красок, бескорыстия и стремления к вечному и прекрасному, но не знает с чего начать.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию романа Л.Н. Толстого “Война и мир” по главам.

Пьер часто появляется в компании с Анатолем Курагиным, также поддерживает дружеские отношения с Андреем Болконским. На первый взгляд кажется, что Пьер в виду своей наивности пытается быть хорошим для всех, но по сути это не так – молодой человек общается с различными по характеру и моральным ценностям людьми, чтобы определить, что подходит ему.

Граф Кирилл Безухов в скором времени умирает, оставляя все свое бесчисленное богатство Пьеру. С этих пор молодой человек становится самым желаемым гостем во всех домах и перспективным женихом. Князь Василий Курагин помогает Пьеру обустроиться в новом для него мире – он способствует зачислению Пьера в дипломатический корпус и присвоению Безухову чина камер-юнкера.
Вскоре князь Василий сумел расположить Пьера к себе и даже женить его на своей дочери.

Женитьба на Елене

Елена Курагина не была типичной «русской женщиной». В ней не было ни застенчивости, ни кротости характера, ни мудрости. Однако, Елена, безусловно, обладала одним из самых сильных оружий – красотой, шармом и жеманством. Многие молодые люди мечтали обладать этой девушкой, поэтому Пьер, который из-за своей внешности не был любимцем прекрасного пола, был пленен Еленой и довольно быстро сделал девушке предложение.

Елена вызывает у Пьера страсть, плотское желание, которого Безухов стыдится – в его понятии это низкие чувства. Пьер убежден, что семья – это нечто возвышенное, основанное на гармонии.

Каковой бы ни была сильной страсть Пьера, умение оценивать ситуацию у него все еще остается – Пьер понимает, что Елена глупа, но просто так отказаться от нее не может. Пока молодой человек раздумывал, нужна ли ему Елена, князь Василий удачно обставил ситуацию так, что Пьер стал неофициальным женихом Елены. Мягкохарактерному Безухову было сложно пойти против общественного мнения, и он сделал предложение Елене, хоть и осознавал, что это не та женщина, которая ему подходит.

Разочарование в семейной жизни не заставило долго ждать – Елена не стала скрывать своего отвращения и напрямую заявила, что она не намерена рожать детей от такого человека, как Безухов.

Дорогие читатели! Предлагаем проследить за в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”.

В этот момент Пьер начинает осознавать, что его понятие о семье и семейной жизни было утопией. Безухов медленно погружается в хандру и становится абсолютно несчастливым в семейной жизни.
Елена не стала удручаться семейной жизнью и, пользуясь деньгами мужа, стала на путь светской львицы. Скоро в доме у Безуховых стала собираться элита общества. Сам Пьер не брал участие в мероприятиях жены и удачно ретировался из ее жизни. Елена заводит себе любовников, и скоро о ее любовных похождениях начинает говорить весь город. Единственный человек, который был в неведении – Пьер Безухов, он все так же считал свою жену честной и благочестивой.

Известия об изменах жены для Пьера стали неприятным событием. Разгневанный Безухов впервые проявляет характер – в ссоре с женой он не ведет себя как обычно – стеснительным мямлей – гнев и злость вырываются наружу. Пьер перестает жить с женой, но не перестает ее спонсировать, что не могло не радовать Елену.

Со временем Пьер опять сближается с женой, но жить полноценной семьей все же не получается. Елена все также изменяет мужу. Что правда Безухов получает нечто вроде моральной компенсации за такое поведение жены – повышение по службе, которого, впрочем, стыдится. В результате молодые люди полностью исчерпывают себя в рамках совместного брака – Елена принимает католичество, чтобы развестись с мужем, но осуществить задуманное не успевает – женщина умирает. Таким образом, брак Пьера Безухова с красавицей Еленой Курагиной продлился 6 лет.

Толстой не детализирует описание воссозданного эффекта на Пьера этим известием. Смерть Елены происходит во время пребывания Пьера в плену и, как следствие, знакомства его с Каратаевым. Исходя из общей ситуации, можно предположить, что он испытал значительное облегчение, так как смерть Елены позволяла ему вновь обрести свободу и внутреннее равновесие.

Масонство

Сложные отношения в браке и ощущение дисгармоничности себя как личности, способствуют возникновению желания найти себя в этом мире, ощутить себя нужным и полезным.

Пьер был далек от религии – он не верил в Бога, поэтому даже в сложный период своей жизни он не испытывает потребности искать утешение в лоне религии. По воле случая Безухов знакомится с Иосифом Алексеевичем Баздеевым, который состоял в масонской ложе.

Идеи этого общества скоро пленяют молодого человека – он видит в этом возможность обрести счастье. Масоны радостно принимают Пьера в свои ряды. Причина этого радушия кроется в состоянии Безухова – Пьер может вносить существенные сумы в качестве пожертвования. Исходя из такой позиции, разочарование Пьера в масонстве не заставило себя долго ждать. В 1808 году Пьер неожиданно для себя стал главой петербуржского масонства.

Смерть Баздеева стала неприятным известием в жизни Безухова – Пьер теряет всякий интерес к общественной деятельности и саморазвитию. В этот же период происходит обручение Наташи Ростовой и Андрея Болконского – Пьер, безусловно, испытывает дружеские чувства по отношению к князю Андрею, но порадоваться за него не может – его симпатия к Наташе не позволяет ему это сделать. В результате Безухов начинает жить как настоящий повеса – его часто можно было заметить в кутежах и пьянках вместе с Анатолем Курагиным.

Пьер на войне

В 1812 году жизнь готовит для Безухова еще один неприятный сюрприз – война с Наполеоном. Это событие для Пьера становится неприятно вдвойне. С одной стороны Пьеру неприятен сам процесс военных событий – по свое натуре он человек миролюбивый. С другой стороны Безухов всегда был восхищен образом Наполеона и как политической личностью, и как полководцем, но после того, как у Бонапарта появляется желание захватить Россию – восхищение Пьера этой персоной улетучивается, и его место занимает глубокое разочарование и даже злость.

Пьер решает послужить Родине – он отправляется на фронт. Благодаря своему состоянию, Безухов обеспечивает материально полк – принимать лично участие в военных действиях Безухов не может, да и в целом, он человек не военный.

Когда все же Пьер появляется на полях сражения, то все вокруг отмечают, что понятие Безухова о войне очень пространственно – его фигура в белых панталонах и отменном костюме выглядит очень комично на фоне всего побоища.



Пьер воспринимает все с какой-то восторженностью и торжественностью. Он отмечает, что лица у офицеров из окружения Кутузова запечатлелось «теплота чувств». Простые солдаты же не воспринимают Безухова столь радушно – на их лицах прочитывается злость и недоумение. Им непонятно, что делает здесь этот господин в изысканной шляпе. Как бы Пьер не был польщен военным дымом, он все же замечает такое отношение солдат к себе и ему становится неловко. У Пьера исчезает это чувство единства с военными, возникшее в самом начале, он понимает, что здесь он лишний.

Однако такая тенденция продлилась недолго – солдаты заметили, что Пьер ходит «под пулями как по бульвару», не боясь ни снарядов, ни смерти и прониклись к этому чудаковатому чужаку симпатией. Вскоре Пьер и вовсе стал любимцем. Когда эйфория прошла, Пьер погружается в сплин – конечно он и раньше понимал и осознавал, что война не бывает без жертв, однако вид умерших солдат, которые еще минуту назад смеялись и шутили, действует на него крайне удручающее.

Под общим воздействием Пьер решается совершить подвиг – убить так некогда горячо любимого ним Наполеона. Однако план Безухова терпит крах. Пьер оказывается в плену. Пребывание во французском плену открыло Пьеру глаза на многие вещи. Благодаря Платону Каратаеву Безухов начинает осознавать жизненные ценности и переосмысливать их. Наконец-то Пьер становится на путь, дающий ему надежду на счастье и гармонию.

Женитьба на Наташе Ростовой

События войны с Наполеоном стали значимыми в жизни многих людей. Так, Наташа Ростова все-таки осознала свою привязанность к князю Андрею, но обрести счастье с этим человеком ей было не суждено – Болконский получил серьезное ранение и вскоре умер. В период морального истощения Натальи в ее жизни появляется Пьер Безухов, но уже не в качестве хорошего знакомого и друга, а в качестве жениха.


В этот раз Пьер не ошибся в выборе супруги – спокойная и кроткая Наталья стала воплощением его юношеского идеала супруги. Наташа не интересовалась светской жизнью, она редко бывала на людях и неохотно принимала гостей у себя.

В браке Ростовой и Безухова рождается трое дочерей и сын. Наталья полностью посвятила себя семейной жизни.

Пьер и тайное общество

Общественная деятельность Пьера Безухова не заканчивается с началом семейной жизни. в последних главах романа Толстой неоднократно делает намеки на принадлежность Пьера к какой-то тайной организации. По мнению исследователей, под этими намеками подразумевается деятельность в организации декабристов – юношеское стремление Пьера изменить мир к лучшему не покидает его.

Подведем итог: Пьер Безухов в некой мере является предшественником новой эпохи – гуманизма и гуманных изменений в обществе. Несмотря на все трудности, Пьер не остается в пучине светской жизни, его желание помочь другим, сделать мир лучше оказывается сильнее алкоголя, балов и красоты женщин. Моральная неудовлетворенность Безухова подстегивает его к поиску новых способов реализации себя в социуме. Путь его исканий однозначно, не самый легкий – множество разочарований становятся настоящим испытанием для молодого человека. В конце романа Пьер получает достойное вознаграждение – счастливую семью и возможность помогать другим.

  • Подготовьте пересказ-анализ глав, повествующих о любви Пьера и Наташи Ростовой (4 том, 4 часть, 15-20 главы).

  • Эпилог. Какую цель преследует Пьер, став руководителем тайного общества?

  • 3. В чём противопоставлены Пьер и Николай Ростов? (Эпилог).

    • Пьер после плена чувствует радость свободы от поисков цели и смысла жизни. В этом состоянии Пьер вспоминает и о Наташе в давно прошедшем времени, ибо «он чувствовал себя не только свободным от житейских условий, но и от этого чувства, которое он, как ему казалось, умышленно напустил на себя». Это чувство входило в душевную сложность, от которой теперь себя свободным чувствует Пьер.



      Однако вот он встречает снова Наташу: «Смущение Пьера теперь почти исчезло; но вместе с тем он чувствовал, что исчезла вся его прежняя свобода»,- такая свобода, какая возможна лишь при отсутствии личных привязанностей, при слишком ровных отношениях со всеми другими людьми. Наташа связала Пьера возобновившимся чувством к ней, так же как, мы помним, она связала раненого князя Андрея, явившись к нему и нарушив в нем безразличную «божескую» любовь.



      Пробуждение прежнего чувства в Пьере, лишающего его свободы, похожей на равнодушие,- начало восстановления прежнего Пьера, «докаратаевского». При встрече с Наташей и Марьей Болконской после долгой разлуки Пьер вспоминает Петю Ростова: «Зачем было умирать такому славному, полному жизни мальчику?» Вопрос звучит не так испытующе, аналитически, как звучал он у Пьера раньше, но более примирительно, меланхолически,- но это тот самый вопрос: зачем? - обращенный к жизни, порядку вещей, ходу событий, направляющей жизнь и события, неискореним, и новое приобретенное благообразие Пьера, хотя и смягчает, не может его отменить. В этом - залог того, каким предстанет Пьер в эпилоге «Войны и мира».



    Кажется, так оно и есть в эпилоге: жизненная борьба гармонически завершена, отношения людей по справедливости решены, противоречия закруглены. Герои романа живут одним большим образовавшимся новым семейством, включившим в себя прежних Ростовых, Болконских, Пьера Безухова; причем внутри этого «мира» сохраняется самостоятельность его составляющих групп и индивидуальностей

    Пьер Безухов в плену

    (по роману "Война и Мир")

    Перед тем, как приступить к вопросу о том, как Пьер провел время в плену, мы должны разобраться, как он туда попал.

    У Пьера, как и у Болконского, была мечта походить на Наполеона, всячески ему подрожать и быть, как он. Но каждый из них понял свою ошибку. Так, Болконский увидел Наполеона, когда был ранен при Аустерлицком сражении. Наполеон показался ему «ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками». Пьер же возненавидел Наполеона, когда он ушёл из своего дома, переодевшись и вооружившись пистолетом, чтобы принять участие в народной защите Москвы. Пьер вспоминает каббалистическое значение своего имени (число 666 и проч.) в связи с именем Бонапарта и о том, что ему предначертано положить предел власти «зверя». Пьер собирается убить Наполеона, даже если придётся пожертвовать собственной жизнью. По обстоятельствам, он не смог убить Наполеона, он был схвачен французами и посажен в плен на 1 месяц.

    Если рассматривать психологические побуждения, которые происходили в душе Пьера, то можно сказать, что События Отечественной войны позволяют Безухову выйти из той замкнутой, ничтожной сферы установившихся привычек, житейских отношений, которые сковывали, подавляли его. Поездка на поле Бородинского сражения открывает Безухову новый, дотоле незнакомый ему мир, открывает реальный облик простых людей. В день Бородина, на батарее Раевского, Безухов становится свидетелем высокого героизма солдат, их удивительного самообладания, их умения просто и естественно совершать подвиг самоотвержения. На Бородинском поле Пьеру не удалось избежать чувства острого страха. “О, как ужасен страх, и как позорно я отдался ему! А они... они все время до конца были тверды, спокойны”... - подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты, те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону... "Они не говорят, но делают”. Безуховым овладевает желание сблизиться с ними, войти “в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”.

    Оставаясь в Москве во время пленения ее французскими войсками, Безухов сталкивается со множеством неожиданных для него явлений, с противоречивыми фактами и процессами.

    Арестованный французами, Пьер переживает трагедию человека, приговоренного к смертной казни за несовершенное им преступление, он испытывает глубочайшее душевное потрясение, наблюдая расстрел ни в чем не повинных жителей Москвы. И это торжество жестокости, аморальности, бесчеловечности подавляет Безухова: “... в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось...”. Так же как и Андрей, Болконский, Пьер остро воспринимал не только собственное несовершенство, но и несовершенство мира.

    В плену Пьеру пришлось пережить все ужасы военного суда, казни русских солдат. Знакомство в плену с Платоном Каратаевым способствует формированию нового взгляда на жизнь. "... Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего «русского, доброго и круглого".

    Платон Каратаев кроток, покорен судьбе, незлобив, пассивен и терпелив. Каратаев яркое выражение безвольного приятия добра и зла. Этот образ – первый шаг Толстого на пути к апологии (защита, восхваление, оправдание) патриархального наивного крестьянства, которое исповедовало религию «непротивления злу насилием». Образ Каратаева – показательный пример того, как ложные взгляды могут привести к творческим срывам даже таких гениальных художников. Но ошибочно было бы думать, что Каратаев олицетворяет всё русское крестьянство. Платона невозможно представить с оружием в руках на поле боя. Если бы армия состояла из подобных солдат, она бы не смогла разгромить Наполеона. В плену Платон постоянно чем-то занят – «он всё умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пёк, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят, только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни».

    В плену обращается к вопросу о небе, который волнует многих в романе Толстова. Он видит «полный месяц» и «бесконечную даль». Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.

    В плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.

    Большое значение в жизни Пьера в плену была казнь заключённых.

    «На глазах Пьера расстреливают первых двух пленных, затем ещё двоих. Безухов замечает, что ужас и страдание написаны не только на лицах пленных, но и на лицах французов. Он не понимает, зачем вершится «правосудие», если страдают и «правые» и «виноватые». Пьера же не расстреливают. Казнь прекращена. С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершённое людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой всё держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора. В нём, хотя он и не отдавал себе отчёта, уничтожилась вера и благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога.

    В заключении можно сказать, что «в плену Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал ещё новую утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного».

    В романе-эпопее JI. Н. Толстого « Война и мир » Пьер Безухов является одним из главных и любимых героев автора. Пьер - человек ищущий, неспособный остановиться, успокоиться, забыть о необходимости нравственного «стержня» бытия. Его душа открыта для всего мира, отзывчива на все впечатления окружающего бытия. Он не может жить, не решая для себя главных вопросов о смысле жизни, о цели человеческого существования. И ему свойственны драматические заблуждения, противоречивость характера. Образ Пьера Безухова по-особому близок Толстому: внутренние мотивы поведения героя, своеобразие его личности во многом автобиографичны.

    При первом знакомстве с Пьером мы видим, что он очень податлив, мягок, склонен к сомнениям, застенчив. Толстой не раз подчеркивает, «Пьер был несколько больше других мужчин», «большие ноги», «неуклюж», «толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками». Но при этом душа у него тонкая, нежная, как у ребенка.

    Перед нами человек своей эпохи, живущий ее духовным настроем, ее интересами, ищущий ответа на конкретные вопросы русской жизни начала века. Безухов ищет дело, которому можно было бы посвятить свою жизнь, не хочет и не может удовлетвориться светскими ценностями или стать «лучшим человеком».

    ОПьере сказано, что у него с улыбкой «исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое - детское, доброе...» О нем Болконский говорит, что Пьер единственный «живой человек среди всего нашего света».

    Побочный сын крупного вельможи, унаследовавший титул графа и огромное состояние, Пьер тем не менее оказывается в свете по-особому чужим человеком.Ю одной стороны, он, безусловно, принят в свете, а с другой - уважение к Безухову основано не на приверженности графа «общим для всех» ценностям, а на «свойствах» его имущественного положения.,Искренность, открытость души выделяют Пьера в светском обществе, противопоставляют миру ритуала, лицемерия, двойственности. Открытость поведения и независимость мысли выделяют его среди посетителей салона Шерер. В гостиной Пьер все время ждет случая, чтобы ворваться в разговор. Анна Павловна, «караулившая» его, несколько раз успевает его остановить.

    Первый этап внутреннего развития Безухова, изображенный в романе, охватывает жизнь Пьера до женитьбы на Курагиной. Не видя своего места в жизни, не зная, куда девать огромные силы, Пьер ведет разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина. Открытый добрый человек, Безухов часто оказывается беззащитным перед умелой игрой окружающих. Он не может правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. Разгул и чтение духовных книг, доброта и невольная жестокость характеризуют в это время жизнь графа. Он понимает, что такая жизнь не для него, но у него не хватает сил вырваться из привычного круговорота. Как и Андрей Болконский, Пьер свое нравственное развитие начинает с заблуждения - обожествления Наполеона. Действия императора Безухов оправдывает государственной необходимостью. Но при этом герой романа не стремится к практической деятельности, отрицает войну.

    Женитьба на Элен успокоила Пьера. Безухов долго не понимает, что стал игрушкой в руках Курагиных. Тем сильнее становится его чувство горечи, оскорбленного достоинства, когда судьба раскрывает Пьеру обман. Время, прожитое в спокойном сознании своего счастья, оказывается иллюзией. Но Пьер принадлежит к числу тех редких людей, для которых нравственная чистота, понимание смысла своего существования жизненно необходимы.

    Второй этап внутреннего развития Пьера - события после разрыва с женой и дуэли с Долоховым. С ужасом осознав, что он оказался способен «покуситься» на жизнь другого человека, он пытается найти источник своего падения, ту нравственную опору, которая даст ему возможность «возвращения» человечности.

    Поиски правды и смысла жизни приводят Безухова в масонскую ложу. Принципы масонов кажутся Безухову «системой правил).ной жизни ». Пьеру кажется, что в масонстве он на шел воплощение своих идеалов. Он проникается страстным желанием «переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства ». Но и здесь его ждет разочарование. Пьер пытается освободить своих крестьян, учредить больницы, приюты, школы, но все это не приближает его к атмосфере братской любви, проповедуемой масонами, а лишь создает иллюзию собственного нравственного роста.

    Нашествие Наполеона в высшей степени обострило национальное сознание графа. Он почувствовал себя частичкой единого целого - народа. «Солдатом быть, просто солдатом», - с восторгом думает Пьер. Но «просто солдатом» герой романа стать тем не менее не хочет. Решив «казнить» французского императора, Безухов, по мнению Толстого, становится таким же «безумцем», каким был князь Андрей при Аустерлице, намереваясь в одиночку спасти армию. Поле Бородина открыло Пьеру новый, незнакомый ему мир простых, естественных людей, но прежние иллюзии не дают графу принять этот мир как конечную истину. Он так и не понял, что историю творят не одиночки, а народ.

    Плен, сцена расстрела изменили сознание Пьера. Он, всю жизнь искавший в людях прежде всего доброту, увидел равнодушие к человеческой жизни, «механическое» уничтожение «виновных». Мир превратился для него в бессмысленную груду осколков. Встреча с Каратаевым открыла Пьеру ту сторону народного сознания, которая требует смирения перед волей Бога. Пьер, считавший, что истина «находится» у людей, потрясен той мудростью, которая свидетельствует о недоступности истины без помощи свыше. Но победило в Пьере иное - стремление к земному счастью. И тогда стала возможной его новая встреча с Наташей Ростовой. Женившись на Наташе, Пьер впервые чувствует себя подлинно счастливым человеком.

    Женитьба на Наташе и увлечение радикальными идеями - главные события этого периода. Пьер считает, что общество можно изменить усилиями нескольких тысяч честных людей. Но декабризм становится новым заблуждением Безухова, близким по смыслу попытке Болконского включиться в изменение русской жизни «сверху». Не гений, не «орден» декабристов, а нравственные усилия всей нации - путь к реальному изменению русского общества. По замыслу Толстого, герой романа должен был быть сосланным в Сибирь. И только после этого, пережив крушение «ложных надежд», Безухов придет к окончательному пониманию подлинных законов реальности...

    Толстой показывает изменение характера Пьера во времени. Мы видим двадцатилетнего Пьера в салоне Анны Шерер в начале эпопеи и тридцатилетнего Пьера в эпилоге романа. Он показывает как неопытный юноша стал зрелым человеком с огромным будущим. Пьер ошибался в людях, покорялся своим страстям, совершал неразумные поступки - и все время думал. Он все время был недоволен собой и пересматривал себя.

    Люди со слабым характером часто склонны объяснять все свои поступки обстоятельствами. А вот Пьер - в самых трудных, мучительных обстоятельствах плена - имел силы совершать огромную духовную работу, и она принесла ему то самое чувство внутренней свободы, которое он не мог обрести, когда был богат, владел домами и поместьями.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры