Значение слова «тромбон. Тромбон, музыкальный инструмент: фото, описание Как выглядит тромбон музыкальный инструмент

Главная / Любовь

Тромбон (итал. trombone, букв. «большая труба», англ. и фр. trombone, нем. Posaune) — медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Основная отличительная черта тромбона - его подвижное колено, кулиса. Кулиса предназначена для изменения высоты звучания инструмента. Когда она выдвигается - звук, по мере удлинения воздушного столба, становится ниже.
Трубка инструмента в основном цилиндрическая, но ближе к раструбу энергично выходит на конус. Мундштук представляет собой неглубокую шарообразную чашку, похожую на мундштук большой трубы, и отличается от мундштуков других медных инструментов.

Звучание

Диапазон тромбона — от G1 (соль контроктавы) до f2 (фа второй октавы) с пропуском звуков между B1 и E (си-бемоль контроктавы — ми большой октавы). Этот промежуток (кроме ноты H1, то есть си контроктавы) заполняется при наличии квартвентиля.
Тромбон — разнообразный по штрихам и технически подвижный инструмент, обладает ярким, блестящим тембром в среднем и верхнем регистрах, сумрачным — в нижнем. На тромбоне возможно использование сурдины, особый эффект — глиссандо — достигается скольжением кулисы. В симфоническом оркестре обычно используются три тромбона (два теноровых и один басовый).

Основная сфера применения тромбона — симфонический оркестр, но он также используется в качестве солирующего инструмента, а также в духовом оркестре, джазе и других музыкальных жанрах, в частности, в Ска-панке, где занимает ведущее положение среди духовых.

Звучание тромбона мощное, отчетливое; вместе с тем на тромбоне возможны любые градации тихого звука. Инструмент проникновенно звучит в духовной музыке, но часто ассоциируется со сферой сверхъестественного (как, например, в Реквиеме Моцарта и его опере «Дон Жуан»). Если необходимо выразить в партитуре музыкального произведения ощущения тревоги, опасности, обречённости, то композитор, скорее всего, обратится к звучанию тромбона. В джазовой музыке тромбон, напротив, часто звучит довольно беззаботно. Вокальная имитация звучания тромбона, его выразительного глиссандо и блюзовых нот - это чуть ли не квинтэссенция неповторимой исполнительской манеры легендарного джазового музыканта (певца, трубача, тромбониста) Луиса Армстронга (1901-1971).

История

Появление тромбона относится к XV веку. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, таким образом получая хроматический звукоряд.
За время своего существования тромбон практически не претерпел радикальных изменений в своей конструкции.
Первые инструменты, по сути представлявшие собой тромбоны, назывались сакбутами (от фр. saquer — тянуть к себе, bouter — толкать от себя). Они были меньше современных инструментов по размеру и имели несколько разновидностей по регистрам: сопрано, альт, тенор и бас. Сакбуты благодаря хроматическому звукоряду сразу стали постоянными членами оркестров. Небольшие усовершенствования сакбутов привели к появлению в XVII веке практически современных инструментов, к которым в это время уже стало применяться итальянское слово trombone.
В XIX веке предпринимались попытки приспособить к тромбону систему вентилей наподобие механизма трубы и валторны , однако это нововведение не получило распространения из-за того, что такие инструменты, хотя и выигрывали в технической подвижности, значительно теряли в звучании. В 1839 году лейпцигский музыкальный мастер Кристан Затлер изобрёл квартвентиль, позволивший понижать звуки тромбона на кварту, что позволило извлекать звуки из так называемой «мёртвой зоны» (отрезок звукоряда, недоступный из-за конструктивных особенностей тромбона).
Происходит развитие и укрепление позиций инструмента в оркестре, сольном и ансамблевом музицировании, появляются виртуозные сольные исполнители высокого класса. Композиторы создают для тромбона ряд сочинений, которые впоследствии становятся классикой репертуара — Романс Вебера, обнаруженный спустя много лет после смерти композитора, Концерт для тромбона с духовым оркестром Римского-Корсакова, Концертино Давида и другие. Во второй половине столетия формируются мощные, по сравнению с прошлым, мануфактуры по производству инструментов — Holton, Conn, King — в США, Heckel, Zimmerman, Besson, Courtois — в Европе. Выходят из практики некоторые разновидности тромбона, например, альтовый и контрабасовый.
В XX веке, благодаря развитию исполнительской школы и совершенствованию технологий производства инструментов, тромбон стал весьма популярным инструментом. Композиторы создают для него многочисленную концертную литературу, значительное место тромбон занимает в джазе, а также ска, фанке и других жанрах. С конца 1980-х годов происходит возрождение интереса к старинным тромбонам (сакбутам) и вышедшим из употребления разновидностям тромбона.

Типы

Сегодня существует несколько видов тромбонов:
Теноровый, Сопрановый, Контрабасовый, Басовый и Альтовый. Наиболее распространённым является теноровый тромбон, в то время как сопрановый и контрабасовый практически нигде не используются. Наиболее часто тромбон входит в состав симфонического или духового оркестра. В первом случае используются сразу три тромбона, два из которых теноровые, а один басовый. Также активно используют в своих композициях данный музыкальный инструмент джаз-банды или исполнители Ска-панка. Довольно широкое распространение тромбон получил в 19-м веке, причём не только как часть оркестра, но и как отдельный инструмент, для которого создавались сольные партии. Многие из подобных произведений стали настоящей классикой музыки.


Как и другие инструменты симфонического оркестра, тромбон - музыкальный инструмент с уникальным звучанием и интересной историей. Он полноценный участник симфонического оркестра и джазовых бэндов, однако такое широкое предназначение было не всегда - ему предшествовали столетия узкого применения и технического совершенствования.

Происхождение

В переводе с итальянского и французского «trombone» - трубища или большая труба. Название «тромбон» начинает употребляться в эпоху Возрождения, в XV веке. Им обозначают медный духовой инструмент с кулисой, которая позволяет делать звук инструмента более низким и гулким.

Предшественником музыкального инструмента тромбона в упоминаниях периода Возрождения и Барокко был сакбут. Оба термина долгое время использовались как синонимы, однако после XVII века термин «тромбон» закрепляется и вытесняет все остальные.

Тембр и описание

Как выглядит тромбон? Музыкальный инструмент, описание которого можно встретить уже в XV веке, изменился с этого времени не очень сильно. Он представляет собой дважды согнутую трубу с подвижной кулисой. Окончание ее переходит в конус. Длина трубки - три метра, диаметр - 1,5 см. Обязательной для всех духовых является мундштук - у тромбона он большой, в виде закругленной чаши.

На фото музыкальный инструмент тромбон заметно выделяется. В отличие от других медных инструментов, тромбон более техничен, позволяет плавно переходить с ноты на ноту, исполнять хроматизмы, а также глиссандо.

Различают сопрановые, альтовые, теноровые, басовые, контрабасовые разновидности инструмента. Наиболее часто используется теноровый тромбон.

Диапазон инструмента - от G (соль) контроктавы до F (фа) второй октавы.

Его тембр - низкий, звучный и протяжный, по-разному звучащий в высоком и нижнем регистре. Вверху имеет блестящий и яркий тембр, внизу - сумрачный и грозный. Благодаря своим тембровым качествам тромбон стал музыкальным инструментом, которому доверяют сольные партии и целые произведения.

Механизм звукоизвлечения

Яркий, призывный звук тромбона и его технические возможности обусловлены его строением. В отличие от других медных духовых, тромбон имеет кулису - вытянутую U-образную деталь, что является частью музыкального инструмента. Тромбон благодаря ей приобретает дополнительные технические возможности - расширяет диапазон звучания, позволяет легко скользить с ноты на ноту (глиссандо).

Переход на кварту и квинту осуществляется с помощью квартвентиля и квинтвентиля, в исторических формах тромбона такие возможности отсутствовали.

Как и другие медные духовые инструменты, при исполнении на тромбоне может использоваться сурдина (приглушение звука).

Библейские отзвуки


Упоминания о больших трубах весьма разнообразны и встречаются еще в древних текстах. Грозные трубные гласы сопровождали знаменательные события и издавались ангелами и архангелами. Исследователи библейских текстов и музыки того периода полагают, что этот инструмент - хацоцра - древний духовой, отдаленно напоминающий современные трубу и тромбон, но не имеющий кулисы. Тем не менее, именно звук тромбона во многих произведениях означает голос Бога, сигнал начала Страшного Суда.

Исторические предшественники

Документальные упоминания кулисного музыкального инструмента встречаются уже в Античности. Исидор и Вергилий указывают на особую раздвижную трубу (tuba ductills), звук которой меняется в зависимости от положения подвижной части. Известно также, что при раскопках римской Помпеи в XVIII веке были найдены два тромбона, однако следы этих находок больше напоминают легенду, нежели свершившийся факт.

Большинство исследователей полагают, что античные тромбоны не были вымыслом, однако об их внешнем виде и звучании можно только догадываться.

Первые официальные упоминания и изображения тромбона относятся к XV веку. В это время не существовало единого названия инструмента: сакбут (франц. «sacquer» - тащить и «bouter» - толкать), posaunen (англ.), tuba ductili (итал.) упоминалось наряду с trombone. Все они одинаково часто встречаются в различных источниках.

Популярность тромбона в XV веке достаточно высока - он используется в церковных богослужениях, становятся частью светских ансамблей и сольным инструментом. Его разрешают применять на торжественных гражданских церемониях и на поле боя.

Закрепление в музыкальной культуре

Родиной музыкального инструмента тромбона принято считать Германию или Италию. Здесь же жили первые мастера, изготовлявшие серебряные тромбоны для королевских дворов.

В XVII-XVIII вв. тромбон стал ассоциироваться с музыкой прошлого. Оставаясь ансамблевым и сольным инструментом, он стоит особняком и не входит в составы оркестров. Это не мешает многим композиторам создавать произведения для этого инструмента.

В большинстве случаев основной областью применения тембра тромбона была церковная музыка: он сопровождал или дублировал певческие голоса, использовался для этого высокий регистр.

Классический симфонический оркестр, созданный в XVIII веке Й. Гайдном, не включал тромбон. По-видимому, этот инструмент осознавался как старомодный и слишком выделяющийся в гармоническом звучании tutti. Кроме того, еще не пришло время его технического усовершенствования.

При особом положении тромбон, тем не менее, использовался в музыкальном театре. Его звучание приобретало драматический оттенок в операх К. В. Глюка, а В. А. Моцарт наделяет его трагическим и грозным амплуа в опере "Дон Жуан" и "Реквиеме".

Тромбон в симфоническом оркестре

Введение тромбона как музыкального инструмента в симфонический оркестр произошло только на рубеже XVIII-XIX вв. у Л. В. Бетховена. впервые доверил ему развернутую сольную партию в симфонической музыке, обозначив его как благородный и величественный тембр. В современном составе оркестра используется, как правило, два или три тромбона (два теноровых и басовый). Оркестры Р. Вагнера, П. И. Чайковского, Г. Малера, Й. Брамса немыслимы без звучного и призывного тембра тромбона, где его голос ассоциируется с фатальными и грозными силами.

В симфонической музыке П. И. Чайковского звучание тромбона символизирует образы Рока, Провидения. У Р. Вагнера тромбон вместе с другими медными духовыми символизирует мощь и неприступную силу, образы Рока. Верхние регистры Р. Вагнер использовал для выражения любовной лирики («Тристан и Изольда»). Этот необычный семантический ход был продолжен в музыке ХХ века.

При возросшем интересе к тромбону в XIX веке практически под запретом оставалось использование глиссандо, которое стало применяться только у классиков ХХ века - А. Шенберга и И. Глазунова.

Тромбон в джазе

Джазовый тромбон - это новое амплуа музыкального инструмента. Оно начинается с эпохи диксиленда - одного из первых движений джазовой музыки. Здесь этот инструмент впервые осознается как сольно импровизирующий, создающий контрмелодию и умело ее обыгрывающий. Самые известные джазовые тромбонисты - Глен Миллер, Миф Моул, Эдвард Кид Ори, создали собственный стиль игры. Один из основных приемов - сочетание отдельных акцентированных нот и характерного глиссандо на тромбоне. Он создает неповторимое звучание диксиленда 20-х гг. ХХ века. Благодаря джазовым тромбонистам джазовый стиль ассоциируется с духовыми инструментами.

Тромбон звучит и в латиноамериканской музыке - этому способствовали гастролирующие джазовые ансамбли, где тромбон был солирующим инструментом.

Современные возможности тромбона многогранны - от исполнения классической музыки до звучания в джазе, роке и других стилевых направлениях. Применение этого инструмента становится все более творческим и интересным, а место тромбониста в оркестре или ансамбле - все более выдающимся.

  • Тромбо́н (итал. trombone, букв. «большая труба», англ. и фр. trombone, нем. Posaune) - медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра.

    Тромбон известен с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы - особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и тубе этой цели служат вентили). Тромбон - нетранспонирующий инструмент, поэтому его ноты всегда записываются в соответствии с действительным звучанием. На некоторых тромбонах имеются добавочные кроны, позволяющие понижать звуки на кварту и на квинту, которые подключаются с помощью квартвентиля и квинтвентиля.

    Инструмент существует в нескольких разновидностях, образующих семейство. В наше время в основном используется основной представитель семейства - теноровый тромбон. Как правило, под словом «тромбон» подразумевается именно эта разновидность, поэтому часто слово «теноровый» опускают. Альтовый и басовый тромбоны применяются реже, сопрановый и контрабасовый - почти не используются.

    Диапазон тромбона - от G1 (соль контроктавы) до f² (фа второй октавы) с пропуском звуков между B1 и E (си-бемоль контроктавы - ми большой октавы). Этот промежуток (кроме ноты H1, то есть си контроктавы) заполняется при наличии квартвентиля.

    Тромбон - разнообразный по штрихам и технически подвижный инструмент, обладает ярким, блестящим тембром в среднем и верхнем регистрах, сумрачным - в нижнем. На тромбоне возможно использование сурдины, особый эффект - глиссандо - достигается скольжением кулисы. В современном симфоническом оркестре обычно используются три тромбона (два теноровых и один басовый). Теноровые тромбоны строя "В"(си бемоль малой октавы) в свою очередь имеют ряд разновидностей, и условно делятся на узко-, средне- и широкомензурные. Мензура, или bore-калибр - это внутренний цилиндрический диаметр кулисы. Измеряется в тысячных долях дюйма (иногда с переводом в метрическую систему). Если диаметр одинаков почти по всей длине кулисы (обе трубки одинаковы), то такой тромбон называется"однотрубным". Если трубки разные, то это - так называемый dual bore (двойной калибр). Узкомензурными условно считаются теноровые тромбоны, имеющие калибр 500" тысячных дюйма (12,7 миллиметра) и менее. Среднемензурными - более 500" и менее 547". И, наконец, широкомензурным считается один единственный калибр - 547".

    Басовый тромбон имеет акустически тот же строй, что и теноровый, и отличается от него только большей мензурой (от 562" до 578") и двумя вентилями. Конструкции вентилей бывают зависимыми и независимыми. Зависимые срабатывают только в двух вариантах: либо кварта вниз, либо квинта. Независимые бывают двух вариантов: кварта, большая терция, малая секста или кварта, большая секунда, квинта.

    Основная сфера применения тромбона - симфонический, духовой, джазовый (биг бэнд) оркестр, в ансамблях различных составов, квартеты тромбонов применяются в церквях для замены органа и дублирования голосов певчих, а также в сольном концертном исполнительстве.

Музыкальный инструмент: Тромбон

Вы когда-нибудь слышали, как играет группа тромбонов? Демонстрируя свою мощь, эти инструменты производят огромное впечатление. Какой бы оркестр не играл: симфонический, эстрадный, духовой, биг-бэнд – блестящий и торжественный звук тромбона прослушивается всегда.

Название тромбон пришло к нам из Италии, там слово «trombone» означает «большая труба». Инструмент действительно схож с трубой , но в отличие от неё имеет выдвижное колено - кулису.

Не подлежит сомнению наличие данного инструмента в музыкальных произведениях драматического характера. Гектор Берлиоз во второй части своей «Траурно-триумфальной» симфонии скорбную поминальную речь доверил именно тромбону. Сегодня в симфоническом оркестре используется три тромбона: 1 басовый и 2 обычных, теноровых.

Историю и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Величайший композитор Л.В. Бетховен говорил, что голос тромбона – это голос Бога.

Звуковой колорит тромбона очень богат, он может быть мужественным, ярким и грозным, но может быть спокойным и лиричным, так, первоначально инструмент использовался в церковных произведениях.


Диапазон тромбона от соль контроктавы, до фа второй октавы. Тембр – яркий и светлый в верхнем регистре; благородный и твердый - в среднем; таинственный, мрачный и даже зловещий - в нижнем. Звук тромбона очень разноликий, он может создавать праздничный и драматический эффект.

Тромбон имеет одно преимущество перед остальными инструментами группы медных духовых, он единственный может скользить из одного звука в другой, все это становится возможным из-за движения кулисы. Знаменитое красивое тромбоновое глиссандо исполнятся по такому принципу и является природным штрихом для кулисного инструмента. Ранее в классической музыке использование глиссандо не дозволялось и считалось знаком плохого вкуса. Первые композиторы, которые побороли это утверждение, были А. Глазунов и А. Шенберг, независимо и примерно в одно и то же время.

Для расширения выразительных средств тромбонисты нередко применяют сурдину, грушевидную насадку, назначение которой – изменение силы звука и достижение некоторых звуковых эффектов.

Фото :





Интересные факты

  • На раскопках Помпеи, на которых присутствовал король Англии, были найдены древние тромбоны. Неаполитанский король преподнес их в подарок английскому монарху, так как эта находка очень заинтересовала английского короля.
  • Одним из первых ансамблей с участием тромбона был судебный ансамбль города Неаполя, которому также разрешалось играть на свадьбах, в церкви и на полях сражений.
  • Знаменитыми мастерами XV-XVI веков по изготовлению тромбонов была династия Нойшель. Им заказывали тромбоны королевские фамилии со всей Европы. Зачинателем родового бизнеса стал Ганс Нойшель, который сам отлично играл на этом инструменте.
  • Сопрановый тромбон последний раз использовался в XVIII веке в мессе C-dur В.А. Моцарта .


  • «Для частого использования тромбон слишком священный» - эта цитата принадлежит великому композитору Ф. Мендельсону .
  • Первое концертное выступление тромбона, как солирующего инструмента, состоялось в 1468 году на свадьбе герцога Бургундского.
  • Почти во всех операх Вагнера в кульминационных моментах можно услышать группу тромбонов.
  • Партию первого тромбона в знаменитой опере Глинки «Жизнь за царя » единодушно признают самой сложной для исполнения оркестровой партией на этом инструменте.
  • Проверкой профессионализма для любого тромбониста считается исполнение соло на тромбоне в «Болеро » М. Равеля. Сложность задачи заключается в том, что до этой партии инструмент не играет, то есть остаётся «холодным», а исполнять соло приходится в высоком регистре.
  • В начале XX века тромбон стали широко применять в джазовых композициях.
  • В настоящее время во Франции будущие композиторы, выпускники консерватории, обязаны на экзамене представить некоторое количество сочинений, при этом одно из них обязательно должно быть для духового инструмента, в том числе тромбона.
  • Французские и немецкие школы тромбона больше всех в Европе вырастили талантливых тромбонистов.
  • Один из старейших тромбонов, сохранившихся до наших дней, был сделан в 1551 году в Нюрнберге, мастером Э. Шнитцером.

  • До начала применения инструмента в джазе, лучшими считались тромбонисты из Германии и Франции, но затем лидирующие позиции заняли музыканты из США.
  • Двести лет назад на тромбон пытались приспособить вентильную систему, такую как у валторны или трубы. В техническом плане такие инструменты стали значительно подвижней, но их звучание серьёзно проигрывало, поэтому от этой идеи пришлось отказаться.
  • Крупнейший ансамбль, состоящий только из тромбонов, включал в себя 360 исполнителей, которые выступили в 2012 году в Вашингтоне на национальном бейсбольном поле.

Произведения для тромбона

Н.А. Римский-Корсаков - Концерт для тромбона и духового оркестра (слушать)

Анри Томази - Концерт для тромбона с оркестром (слушать)


Конструкция тромбона

Тромбон представляет собой изогнутую два раза цилиндрическую трубку, которая в середине раздвигается кулисой, а в конце резко превращается в конус. Длина трубки составляет 3 метра, диаметр - 1,5 см. Мундштук у тромбона большой, в форме закругленной чашечки.

Средний вес тромбона - 2 кг, с футляром - 4 кг.


Отличие инструмента от остальных членов медно – духовой группы – это наличие особой детали, выдвижной кулисы. Благодаря её перемещению можно воспроизводить звуки хроматического звукоряда. Эту функцию на трубах, тубах, валторнах выполняют вентили.

Иногда на тромбоны устанавливают квинтвентель или квартвентель, чтобы понизить звуки в пределах квинты или кварты. Среди всех инструментов группы «медные духовые» тромбон может претендовать на звание «самого постоянного», поскольку за свою многовековую историю этот инструмент мало в чём менялся. Различают следующие его части:

  1. Крону общего строя.
  2. Раструб.
  3. Кулису.
  4. Мундштук.
  5. Клапан для жидкостного слива.
  6. Первую и вторую стойки.
  7. Уплотнительное кольцо.

На инструменте имеется 7 позиций с разницей от предыдущей в полтона. Позиционирование соотносятся с положением кулисы. Если на 1-ой позиции она совсем не выдвинута, то на последней 7-ой её выдвижение максимально.

Разновидности тромбона

Тромбон относится к группе аэрофонов (духовых инструментов), для которых характерно содержание воздуха внутри, а звуки образуются в результате его колебаний.

Сегодня тромбоны выпускают разных размеров и регистров, классификация тромбонов выглядит так:


  1. Обычный тромбон (теноровый).
  2. Альтовый.
  3. Басовый.
  4. Сопрановый.
  5. Контрабасовый (разница с теноровым одна октава).

Два последних вида сегодня почти не применяются на практике. Самым популярным из них является теноровый, его называют в обиходе просто словом «тромбон».

Применение и репертуар

Развитие исполнительской школы послужило большой популяризации тромбона. Сфера применения его очень обширна: симфонический, эстрадный, духовой, биг-бенд оркестры, джаз, фанк, ска-панк, свинг, сальса, меринге и другие музыкальные жанры. По звучанию, в симфоническом оркестре тромбон играет значимую, а иногда и первостепенную роль. Ему хорошо удается передать героический или трагический характер, инструмент может звучать как оратор с речью, наполненной воодушевлением. Композиторы поначалу использовали его мрачные тембральные краски, например, В. А. Моцарт в опере «Дон Жуан» и «Реквиеме» поручил инструменту изображать глубины ада. Пример известного использования тромбона в симфонической музыке мы находим у Л.В. Бетховена, в 4-ой заключительной части симфонии № 5 .


Стоит заметить, что способность тромбона точно передавать душевное настроение композиторы поняли и начали использовать только в эпоху романтизма. Г.Берлиоз, Г. Малер, Р. Вагнер, И. Брамс, восхищаясь благородным и величественным звучанием, доверяли тромбонам в своих симфониях не только патетические, но и выразительные лирические моменты.

Занимая важное место в оркестровой и ансамблевой практике, тромбон с большим успехом выступает как солирующий концертный инструмент. Композиторы: И.С. Бах , Г. Персел, Л.В. Бетховен, В.А. Моцарт, Р. Глиэр , А. Вивальди, К.М. Вебер, И. Гайдн, Э. Григ , Ф. Шуберт, Д. Дварионис, Ф. Куперен, Ж. Б. Люлли, Б.Марчелло, М. Глинка, П.И. Чайковский , С.Рахманинов, Н.А. Римский – Корсаков , Д. Кабалевский, В. Блажевич, Н. Рота и многие другие создали для него шедевры классического концертного репертуара.

Выдающиеся тромбонисты

Заняв прочное место, как активно выступающий оркестровый и ансамблевый музыкальный инструмент, тромбон энергично выходит на концертную сцену как солирующий инструмент.

Среди выдающихся тромбонистов-виртуозов следует несомненно отметить Ф. Бельке, В. Блажевича, К. Мейера, К. Квейссера, А.Г. Дьеппо, Дж.Стампа, А. Фолкнера, З. Пулеца, К. Бакарджиева, К. Линдберга, А. Скобелева, В. Назарова, В. Сумеркина, А. Лихоносова, А. Шипилова.

Знаменитые джазовые тромбонисты: Дж. Джонсон, Т. Дорси, Б. Брукмейер, Ф. Лэйси, К. Ори, Глен Миллер (создатель знаменитого джазового оркестра), Д. Морсалис, К. Хервиг, С. Туре, Т. Дорси, Л. Армстронг, К. Уиндинг, Б. Харри, В. Баташев, А. Козлов, Н.С. Коршунов, Е.А. Рейхе, В.А. Щербинин.

История


Сегодня уже нельзя назвать точную дату появления на свет первого тромбона. Историки нашли самое раннее упоминание о нём в произведениях римских писателей Вергилия и Исидора (первые года новой эры или по римскому календарю 570-730 года). При извержении Везувия в 79 г. н.э. в списках реестров присутствовал этот инструмент.

На раскопках Помпеи археологи обнаружили два отлично сохранившихся инструмента, мало чем отличающихся от современных тромбонов. Они были сделаны из меди и украшены золотыми мундштуками. Некоторые исследователи, например, Г. Риман, полагают, что этот инструмент существовал ещё в IV веке до нашей эры.

Основной же версией, по мнению большинства учёных, является утверждение, что дата появления тромбона в том виде, в каком мы его знаем XV век н.э. Именно с этого времени принято вести отсчёт истории тромбона, поскольку он начал широко использоваться в Европе, для него стали сочинять отдельные произведения и сольные партии.

Считается, что предшественницей тромбона была кулисная труба, имеющая выдвижную трубку, при помощи которой музыкант мог не только исполнять хроматический звукоряд, но и создавать вибрирующий звук. Это увеличивало сходство с человеческим голосом, так как такие трубы использовались для усиления звучания церковного хора.

Первейшие тромбоны, по сравнению с современными инструментами, отличались меньшими размерами и назывались сакбутами. Они имели несколько видов: сопрано, альт, тенор и бас в соответствии с высотой певческого голоса, который усиливали. В 17-м веке сакбуты претерпели некоторые конструктивные изменения, в результате которых получили вид современных инструментов. Название тоже изменилось, сакбуты стали называться тромбонами.

В 19-м веке музыкальный мастер из Германии К. Затлер изобрел квартвентиль, при помощи которого стало возможным понижение звуков тромбона на кварту, и тем самым озвучивание «мертвой зоны», так как из-за специфической конструкции на инструменте невозможно было извлекать некоторые звуки. Примерно в это же время тромбон вошел в составы симфонических и духовых оркестров.

С начала 20-го века тромбон начал динамично развиваться не только как оркестровый, но и как солирующий инструмент. Модернизировался процесс его изготовления, появились крупные фабрики по производству тромбонов: в США - Conn, Holton, King; в Европе – Zimmerman, Heckel, Courtois, Besson. Большую распространенность обрели школы игры, значительно пополнилась концертная литература. Тромбон стал неотъемлемой частью разных музыкальных жанров, например джаза, а в 80-х годах прошлого столетия возрос интерес к сакбутам - тромбонам первого поколения, которые издавна не использовались музыкантами.

За 500 лет существования обрел огромную популярность и сыскал широкое применение. Этот чудесный инструмент, обладающий богатым тембром и особой виртуозностью, может мгновенно привлечь внимание слушателей и поднять им настроение. Он прекрасно сочетается с другими музыкальными инструментами и гармонично дополняет их, порождая изумительную по красоте музыкальную палитру.

Видео: слушать тромбон

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Подпорожская детская школа искусств»

РЕФЕРАТ

На тему: «Роль тромбона в развитии духовной культуры»

Выполнил: Дмитриев Вадим

учащийся по классу тромбона

Преподаватель: С.В.Ляпин

г.Подпорожье

2014г.

    Введение.

    История тромбона и его роль в развитии духовной культуры.

    Музыкальный инструмент – тромбон.

    Известные тромбонисты.

    Список литературы.

Введение.

В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ - духовность.

Духовная деятельность совершается ради удовлетворения духовных потребностей, т. е. нужды людей в создании и освоении духовных ценностей. Важнейшие среди них - потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира. Духовные ценности выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. п. К формам духовного освоения окружающего мира относятся: философия, эстетика, религия, искусство, моральное сознание. Система духовных ценностей является неотъемлемым элементом духовной культуры.

Духовность – свойство природы самого человека.

Дух – это мышление, и сознание, и воля человеческая, которое составляет особенность человека. Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвиги. Отличительная черта духовного человека – это его уравновешенность и целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром, в котором живёт такая личность.

Духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, указывает, что является в жизни главным и наиболее ценным. Духовные знания не только ведут к определённому виду деятельности. Они освещают общую картину мира, общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений. Искусство и музыка помогают глубже познать и понять жизнь, развивают творческую активность.

Духовность это любовь, доброта, красота, творчество, знание и свет, который несёт человек, обладающий этим качеством души.

История тромбона, его роль в развитии духовной культуры.

Появление тромбона относится к XV веку.

Непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, таким образом получая хроматический звукоряд.

За время своего существования тромбон практически не претерпел радикальных изменений в своей конструкции.

Сакбуты (первые тромбоны).

Первые инструменты, представлявшие собой тромбоны, назывались сакбутами (от фр. saquer - тянуть к себе, bouter - толкать от себя). Они были меньше современных инструментов по размеру и имели несколько разновидностей по регистрам: сопрано, альт, тенор и бас. Сакбуты благодаря хроматическому звукоряду сразу стали постоянными членами оркестров. Небольшие усовершенствования сакбутов привели к появлению в XVII веке практически современных инструментов, к которым в это время уже стало применяться итальянское слово trombone.

К середине XVIII века основной сферой использования тромбонов была церковная музыка: чаще всего этим инструментам поручалось дублирование нижних голосов. Постоянным членом оркестра тромбон становится только на рубеже XVIII―XIX веков. Как правило, в состав оркестра входили три тромбона: альтовый, теноровый и басовый. Сумрачный тембр тромбона ассоциировался со сверхъестественными силами, потусторонним миром, и использовался в характерных сценах оперных спектаклей. Глюк поручил трио тромбонов сопровождение погребального хора в «Альцесте», а также драматический эпизод в «Ифигении в Тавриде». Моцарт использовал тромбоны почти исключительно в операх и в церковной музыке, в частности, в Реквиеме, где этому инструменту поручено соло. У Бетховена тромбоны впервые появляются в финале Пятой симфонии используются в дальнейшем в Шестой и Девятой, в оратории «Христос на Масличной горе» и других сочинениях.

Композиторы создают для тромбона ряд сочинений, которые впоследствии становятся классикой репертуара - Романс Вебера, обнаруженный спустя много лет после смерти композитора, Концерт для тромбона с духовым оркестром Римского-Корсакова, Концертино Давида и другие.

Широкому распространению тромбона способствовали многочисленные бродячие ансамбли и оркестры духовых инструментов, выступавшие по всей Европе и Северной Америке.

В эпоху романтизма композиторы обратили внимание на выразительные возможности тромбона. Берлиоз писал, что этот инструмент обладает благородным и величественным звучанием, и поручил ему большое соло во второй части Траурно-триумфальной симфонии. В первой половине XIX века активно развивается сольное исполнительство на тромбоне.

В 1839 году лейпцигский музыкальный мастер Кристан Затлер изобрёл квартвентиль, позволивший понижать звуки тромбона на кварту, что позволило извлекать звуки из так называемой «мёртвой зоны» (отрезок звукоряда, недоступный из-за конструктивных особенностей тромбона). Предпринимались попытки приспособить к тромбону систему вентилей наподобие механизма трубы и валторны, однако это нововведение не получило распространения из-за того, что такие инструменты, хотя и выигрывали в технической подвижности, значительно теряли в звучании.

Тромбон (итал. trombone - большая труба) - басово-тенорового регистра .

Тромбон - нетранспонирующий инструмент, поэтому его ноты всегда записываются в соответствии с действительным звучанием. На некоторых тромбонах имеется добавочная крона, позволяющая понижать звуки на кварту и подключаемая с помощью квартвентиля.

Тромбон существует в нескольких разновидностях , образующих семейство. В наше время в основном используется основной представитель семейства - теноровый тромбон. Альтовый и басовый тромбоны применяются реже, сопрановый и контрабасовый - почти не используются.

Диапазон тромбона - от G (соль контроктавы) до F (фа второй октавы) с пропуском звуков между B и E (си-бемоль контроктавы - ми большой октавы). Этот промежуток (кроме ноты H, си контроктавы) заполняется при наличии квартвентиля.

Тромбон - разнообразный по штрихам и технически подвижный инструмент, обладает ярким, блестящим тембром в среднем и верхнем регистрах, сумрачным - в нижнем. На тромбоне возможно использование сурдины, особый эффект - глиссандо - достигается скольжением кулисы. В симфоническом оркестре обычно используются три тромбона (два теноровых и один басовый).

Основная сфера применения тромбона - симфонический оркестр, но он также используется в качестве солирующего инструмента, а также в духовом оркестре, джазе и других музыкальных жанрах, в частности, в Ска-панке, где занимает ведущее положение среди духовых.

Устройство тромбона


Составные части тромбона:

    крона общего строя;

    мундштук;

    раструб;

    клапан слива жидкости;

    кулиса;

    вторая стойка кулисы;

    первая стойка кулисы;

    уплотнительное кольцо кулисы.

Техника игры на тромбоне

Принцип звукоизвлечения

Как и на других медных духовых инструментах, основным принципом игры на тромбоне являются получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью кулисы.

При игре кулиса выдвигается правой рукой, левая поддерживает инструмент.

На тромбоне существуют семь позиций (положений кулисы), каждая из которых понижает строй инструмента на полтона. Каждая позиция соотносится с определённой комбинацией вентилей на вентильных инструментах (в том числе на вентильном тромбоне). В первой позиции кулиса не выдвинута, в седьмой - выдвинута на максимально возможное расстояние. В таблице представлены соответствия между позициями тромбона и использованием вентилей на других медных инструментах. Основной тон - звук, получающийся от колебания полного столба воздуха в инструменте. На тромбоне основной тон можно получить только на первых трёх-четырёх позициях. Он называется педальным звуком и звучит негромко.

Использование квартвентиля

Некоторые тромбоны имеют добавочную крону, понижающую весь звукоряд тромбона на кварту вниз. Эта крона включается специальным рычагом, так называемым квартвентилем, который нажимается при помощи натяжения специальной цепочки, прикрепляемой к большому пальцу левой руки. Тромбон с квартвентилем по существу, является комбинацией тенорового и басового инструментов и иногда называется тенор-бас-тромбон.

При включении квартвентиля тромбон даёт только шесть позиций, так как выдвижение кулисы на каждую последующую позицию требует большего пространства из-за увеличения длины трубки тромбона.

Глиссандо

Глиссандо - приём, при котором кулиса плавно передвигается из одной позиции в другую, при этом музыкант не прерывает звука. Используется для особых звуковых эффектов.

Выдающиеся тромбонисты.

Фридрих Август Бельке(1795-1874)

Немецкий тромбонист, первый выдающийся солист.

Рейхе Евгений Адольфович (1878-1946)

Владислав Михайлович Блажевич (1881-1942)

Профессор московской консерватории

Козлов Аким Алексеевич (1908-1994)

Профессор Санкт-Петербургской консерватории

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры