Аргументы к сочинению части с! Отношения родителей (отцов) и детей — аргументы ЕГЭ Станционный смотритель аргументы егэ.

Главная / Психология

Пожалуй, для любого школьника, самая сложная часть в ЕГЭ по русскому языку, это сочинение части С. А уж абзац, который, предположительно, должен содержать в себе аргументы, и вовсе способен довести до истерики. Что писать? Как писать? И главное, какие литературные произведения выбрать? Все не так страшно! На нашем сайте вы найдете аргументы для сочинения части С почти на все темы! Более того, эта страница постоянно обновляется, так как мы выкладываем все новые и новые аргументы! Заглядывайте к нам почаще, и на ЕГЭ по русскому языку вы будете чувствовать себя вполне спокойно и уверенно. Для удобства восприятия мы группируем аргументы в таблицы по темам. Сохраняйте себе нужные таблицы или просто учите их, и тогда вам не понадобится перечитывать кучу литературных произведений, чтобы хорошо написать сочинение в части С. Итак, аргументы!

ПРОБЛЕМА ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА!

1) Проблема “лишнего человека” не раз находила отражение в русской литературе. “Лишний человек” — особая конкретная историческая социально-психологическая разновидность более общего типа “странного человека“. “Лишним человеком“ мы можем назвать и главного героя произведения Лермонтова “Герой нашего времени“ Печорина. Личность Печорина в романе шире своего времени, среды, конкретных обстоятельств, предлагаемых ему обществом социальных ролей. Осознание себя, духовно-свободной целостной личностью, ответственной не только за отдельные поступки, но и за выбор жизненной позиции, за осуществление своего “назначения высокого“, и в то же время трагического непонимания своего предназначения делает Печорина “лишним человеком“.

2) Еще одним героем, которого вполне можно назвать «Лишним человеком, является герой одноименного романа в стихах Евгений Онегин . Онегин живет по принципам окружающего общества, но вместе с тем он далек от него. Принадлежа к свету, он презирает его. Онегин не находит своего истинного назначения и места в жизни, он тяготится своим одиночеством. Именно Евгений Онегин открывает собой целую «галерею лишних людей» в русской литературе.

ПРОБЛЕМА ТЯЖЕЛОГО ДЕТСТВА!

1) Мы найдем немало произведений русской классической литературы, в которых отражается эта проблема. Вспомним, например, маленького двенадцатилетнего Ваську из произведения Куприна “В недрах Земли” , который вынужден работать в шахте, которая кажется ему странным и непонятным чудищем. Васька - тоже ребенок с украденным детством. Он вынужден ходить на работу в шахту, хотя ему и непонятны нравы, царящие среди рабочих, а сама работа слишком тяжела для мальчика двенадцати лет.

2) Не только литературные произведения учат нас ценить то, что у нас есть. Реальные истории о детях, участвующих в военных сражениях Великой Отечественной Войны, известны почти каждому ребенку. Мы помним имена Лени Голикова, Вали Котика, Зины Портновой, Нади Богдановой. Все они потеряли на войне свое детство, а некоторые и жизнь.

ПРОБЛЕМА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И ЧИНОВНИЧЕСТВА!

1) Вспомним произведение Н.В. Гоголя “Ревизор” . Узнав о приезде ревизора, чиновники страшно пугаются и пытаются “подготовиться” к его прибытию. Например, попечителю богоугодных заведений советуют одеть больных в чистые колпаки, да и вообще, сделать так, чтобы больных было поменьше. В итоге, все чиновники решают дать принимаемому за ревизора Хлестакову взятку “якобы в долг”. Все это показывает, что уже во времена Николая Васильевича взяточничество и беспредел чиновников являлись достаточно большой проблемой.

2) В “Божественной комедии” Данте в одном из кругов ада в ров, залитый кипящей смолой, черти бросают взяточников. Также черти следят за тем, чтобы взяточники не высовывались из кипящей смолы, а тех, кто высовывается, они бьют крючьями.

ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ!

1) “Отцы и дети” И. С. Тургенев. Главный герой романа Евгений Базаров отрицает всякого рода чувства, дружбу, любовь. Он никогда не показывает своего теплого отношения к родителям, которые безумно любят своего сына и восхищаются им. Герой мало общается со своими родителями, после долгой разлуки уезжает, погостив лишь несколько дней…. Только перед смертью Базаров осознает, как сильно он любит их на самом деле.

2) “Станционный смотритель” А. С. Пушкин. Автор рассказывает нам историю бедного станционного смотрителя, единственной отрадой которого была любимая дочь. Но девушка покидает отца. Он пытается найти ее, хотя бы просто увидеть, но его выгоняют из дома дочери. И лишь после его смерти, когда девушка приезжает навестить отца, она понимает, что натворила.

ПРОБЛЕМА СУДЬБЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА!

1) Баллада Жуковского “Людмила” . Основной мыслью баллады Жуковского, написанной в подражание “Леноре” Бюргера, было убеждение в том, что роптать на судьбу — это грех. Людмила, потерявшая жениха, именно ропщет на судьбу, поэтому ее мольба становится услышанной небом. За Людмилой приезжает мертвый жених, который и увозит ее в могилу.

2) “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова. В главе “Фаталист” романа М. Ю. Леромонтова мы также сталкиваемся с вопросами судьбы. Офицеры затеивают спор о том, написана ли судьба человека на небесах. Решить спор вызывается поручик Вулич, который наугад берет со стены оружие, решается выстрелить себе в голову и… допускает осечку! Но Печорин уверен, что видел на его лице печать смерти. И действительно, Вулич погибает в этот же вечер от рук пьяного казака.

ПРОБЛЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА», ОТНОШЕНИЯ СИЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА К СЛАБОМУ!

1) «Шинель» Н. В. Гоголя. Проблема “маленького человека” не раз находила отражение в русской литературе. Вспомним главного героя повести “Шинель” Н. В. Гоголя. Акакий Акакиевич — типичный образ “маленького человека”: униженный и бесправный чиновник, всю жизнь проработавший в департаменте, переписывая бумаги. Трагедией для этого героя становится кража новой шинели. Акакий Акакиевич пытается искать помощи у вышестоящих лиц, но не находит отклика в обществе. И все, к кому он обращается, считают его проблему незначительной и не стоящей внимания.

2) «Станционный смотритель» А. С. Пушкина. Другим примером отражения проблемы “маленького человека” является произведение А. С. Пушкина “Станционный смотритель”. В этом произведении автор рассказывает нам историю Самсона Вырина, единственная дочь которого уезжает с гусаром и оставляет бедного отца. Вырин не может даже увидеть дочь! Он чувствует огромную пропасть между ним, его жизнью и новым положением в обществе его Дуни. Так и не смирившись с предательством дочери, он умирает.

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА!

1) «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Эта проблема не раз находила отражение и в русской классической литературе. Вспомним роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором Воланд и его свита искушают москвичей, которые раз за разом делают неправильный выбор, за что и получают свое наказание. Никанор Иванович Босой берет взятку, буфетчик жульничает, Степа Лиходеев развратничает… И, конечно, говоря о нравственном выборе, нельзя не вспомнить о Понтии Пилате, который так и не смог сделать правильный выбор. Ведь он слишком поздно понимает, что «сегодня днем он что – то безвозвратно упустил».

2) «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Другим литературным героем, который также не смог сделать выбор по совести, является Евгений Онегин. Герой понимает, что его дуэль с Ленским абсолютно бессмысленна, но все-равно принимает вызов. Почему? А.С. Пушкин дает вполне однозначный ответ: «И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!» То есть для Онегина общественное мнение было важнее, чем жизнь друга. А ведь есть бы герой попробовал сделать выбор, опираясь на свою совесть, то все закончилось бы хорошо.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЧЕЛОВЕКА И БЕРЕЖНОГО К НЕЙ ОТНОШЕНИЯ!

1) Слово о полку Игореве. Природа отражает душевное состояние героев, указывает на опасность, предостерегает князей.

2) «Война и мир» Л. Н. Толстой. Наташа Ростова восхищается красотой ночного пейзажа в Отрадном, он окрыляет его. А изменения, которые происходят в душе Андрея Болконского, отражаются во внешнем облике дуба, который он видит, отправляясь в Отрадное и обратно. Дуб здесь — символ перемен и новой, лучшей жизни.

3) «Дед Мазай и Зайцы» Н. А. Некрасов. Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Лес для него — родная стихия, и он переживает за всех его обитателей.

Обсуждение закрыто.

Ленинский район

МБОУ средняя школа №67

Гошко Анна

6 класс «А»

Тема отцов и детей в повести А.С.Пушкина

«Станционный смотритель» и в рассказе К. Г. Паустовского

«Телеграмма».

Научный руководитель:

Смирнова Татьяна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Новосибирск 2012

Введение…………………………………………………………3

Глава 1.Основные аспекты проблемы

отцов и детей в произведениях русской литературы…………5

Глава 2. Мотив «блудного сына» в контексте повести

А.С. Пушкина «Станционный смотритель»………………….7

Глава 3. Проблема благодарности в рассказе

Г.К. Паустовского « Телеграмма»……………………………11

Заключение………………………………………………………15

Список использованной литературы…………………………...16

Введение.

Проблема отцов и детей не раз поднималась в русской классической литературе. Тема эта стара как мир. Является она лишь частью той бесконечной естественной борьбы старого с новым из которой новое не всегда выходит победителем, и трудно сказать, хорошо это или плохо. Кроме того, в семье, от своих родителей, человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому от взаимоотношений в семье между родителями и детьми зависит то, как в будущем человек будет относиться к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что для него будет самым главным и святым.

К проблеме отцов и детей разные авторы подходят по-разному. Кроме романа И. С. Тургенева "Отцы и дети", само название которого показывает, что эта тема самая важная в романе, данная проблема существует практически во всех произведениях: в одних она представлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял проблему отцов и детей. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах литературных произведений.

Проблема отцов и детей включает в себя целый ряд важных нравственных проблем. Это и проблема образования, проблема выбора нравственных правил, проблема благодарности, проблема непонимания. Они подняты в различных произведениях, и каждый автор пытается по-своему взглянуть на них.

Проблема отцов и детей актуальна во все времена, потому что это глубоко нравственная проблема. Все то, что для человека является святым, передается ему родителями. Прогресс общества, его развитие порождает разногласия между старшим и молодым поколением.

Одной из самых важных граней проблемы «отцов и детей»является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырастившим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Именно эти факты и обосновывают выбор темы данного научного проекта, его актуальность и значение для изучения названных произведений в частности и для рассмотрения данной темы в контексте классической литературы в целом. Проект вносит определенный вклад в осмысление глубины творчества вышеназванных писателей, а также затрагивает нравственные аспекты проблемы, ставшей особенно острой в двадцать первом веке- веке равнодушия и неблагодарности даже к собственным родителям.

Целью данного проекта является исследование особенностей раскрытия проблемы отцов и детей в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и в рассказе К.Г.Паустовского.

Для достижения поставленной цели был обозначен ряд конкретных задач:

1.Рассмотреть мотив «блудного сына» в контексте повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»

2.Проанализировать образы повести « Станционный смотритель», рассказа «Телеграмма».

3.Сопоставить особенности изображения темы отцов и детей в двух произведениях.

4.Изучить монографические работы и статьи в периодике по вышеназванной теме.

В ходе исследования применялись различные методы:

    Метод сравнительно-сопоставительного анализа;

    Метод пообразного анализа;

    Метод аналитического чтения.

Теоретической базой исследования данного проекта являются работы по литературоведению М.Гершензона, В. Гиппиус, А. Слонимского, А.Г.Гукасовой.

Структура работы соответствует содержанию решаемых исследовательских задач и строится в виде логической последовательности. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1.Основные аспекты проблемы отцов и детей в произведениях русской литературы.

Проблема отцов и детей является одной из важных в русской литературе. Традиции ее восходят к глубокой древности, к устному народному творчеству, где ярко прослеживается проблема ослушания и расплаты за него. Не послушалась Аленушка родителей, не следила за братцем, и случилось несчастье: унесли его гуси-лебеди. Забыли матушкины наставления козлятушки- ребятушки- съел их серый волк.

Древнерусская литература также не обходит данную проблему стороной. Достаточно вспомнить «Золотое слово» Святослава, который выступает с осуждением князей Игоря и Всеволода, которые рано начали себе славы искать. Святослав по-отечески призывает русских князей к объединению.

Невозможно назвать практически ни одного автора, который обошел бы данную проблему своим вниманием.

А. С. Грибоедов, описав в комедии «Горе от ума» борьбу «века нынешнего» и «века минувшего», не обошел вниманием сложную проблему отцов и детей. Сам замысел произведения - борьба старого с новым - это та же проблема, взятая более широко. Кроме того, здесь прослежены и взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него - деньги. Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно.

Отцы постарались научить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлось наиболее важным и значительным. В результате, для Чичикова копейка стала смыслом жизни, и для того, чтобы ее беречь и копить, он готов на любую подлость, предательство, лесть и унижение.

А Петр Гринев, следуя наставлению отца, оставался честным и благородным человеком во всех ситуациях, в какие ему приходилось попадать: честь и совесть на всю жизнь остались для него превыше всего. Как тут не вспомнить пословицу: «Каков батька, таковы и детки».

Но, хотя эта пословица часто бывает права, иногда все оказывается наоборот. Тогда появляется проблема непонимания. Родители не понимают детей, а дети - родителей. Родители навязывают детям свою мораль, принципы жизни (не всегда достойные подражания), а дети не хотят принять их, но не всегда могут и хотят сопротивляться. Такова Кабаниха из «Грозы» Островского. Она навязывает детям (да и не только им) свое мнение, приказывает поступать лишь так, как хочет она. Кабаниха считает себя хранительницей старинных обычаев, без которых весь мир рухнет. Вот уже настоящее воплощение «века минувшего»! А ее дети, хотя им вовсе не по душе такое отношение к ним матери, не хотят исправить положение. И здесь, как это ни печально, «век минувший», со всеми его предрассудками, торжествует победу над новым. Одной из самых важных граней проблемы «отцов и детей» является благодарность, отсутствие которой прослеживается в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»,

Глава 2. Мотив «блудного сына» в контексте повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Главный герой повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин обыкновенный, ничем не примечательный мелкий чиновник, «маленький человек». Повествованию о его горестной судьбе предпослан эпиграф из Вяземского:

Коллежский регистратор,

Почтовой станции диктатор.

В этих словах содержится горькая ирония. Станционный смотритель не диктатор, а «сущий мученик четырнадцатого класса», огражденный своим чином разве что от побоев. «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними побранивался?»- спрашивает рассказчик. Проезжающим они кажутся «извергами», «муромскими разбойниками». Вступаясь за этих людей, автор говорит о том, что должность смотрителя- настоящая каторга. Он виноват во всем: в плохой погоде, в том, что ямщик упрям, а лошади не везут. В дождь и в слякоть станционный смотритель бегает по дворам, в мороз скрывается в сенях от гнева постояльца.

Самсон Вырин описывается Пушкиным как добрый семьянин, любящий муж и отец. После смерти красавицы жены он не женится вторично, не приводит в дом мачеху, а живет вдвоем с дочерью, которая становится смыслом его жизни. Прямодушный и бесхитростный, Вырин не замечает кокетства дочери с проезжающими, не видит притворства постояльца, задумавшего увезти Дуню. После бегства Дуни с ротмистром Минским станционный смотритель не находит себе места, думая о дочери. Его преследуют ужасные мысли о «молоденьких дурах», которые «сегодня в атласе да бархате», а завтра метут улицы «вместе с голью кабацкою». Безусловно, эти опасения имели основания. Вырин прилагает все усилия, чтобы спасти свою «заблудшую овечку». Он разыскивает Минского, умоляет возвратить ему дочь. Но все напрасно: сунув несчастному отцу пачку ассигнаций, Минский считает, что его обязательства по отношению к смотрителю исполнены, а дальнейшие отношения между ними невозможны.

Выйдя от Минского на улицу и ощутив в своей руке комок ассигнаций, смотритель бросает его па землю, топчет. И все-таки мысль о дочери заставляет его вернуться за брошенными деньгами (видимо, к этому моменту отец еще не утратил надежды вернуть Дуню). Но денег уже пет, их уже схватил хорошо одетый молодой человек (деталь, свидетельствующая о меркантилизме нового поколения и о падении нравов).

В повести сообщается о жизни Самсона Вырина после разлуки с дочерью. С горя он спился, в доме у него царят «ветхость и небрежение». Из свежего и бодрого человека лет пятидесяти, каким он был еще недавно, он превратился в хилого старика: седого, с глубокими морщинами на лице, со сгорбленной спиной. Оставлена работа, которую он исправно выполнял долгое время (о его скромных, но достойных уважения заслугах говорят три медали на полинялых лентах сюртука). Но и утратив надежду на возвращение дочери, Вырин сохранил добрый нрав, любовь к детям. Из слов мальчика Ваньки мы узнаем, что старик до самой смерти оставался заботливым и ласковым по отношению к детям. Он оделял их орехами, Ваньку научил делать дудочки.

Обратимся к другим персонажам повести: к Минскому и к Дуне. Гусар Минский по-своему честен. Он обещает смотрителю не покинуть Дуню, составить се счастье и выполняет свое обещание. Однако Минский принимает в расчет только себя и Дуню, «опускаться» до какого-то коллежского регистратора он и не помышляет. «Зачем ее тебе? она отвыкла от прежнего своего состояния», слышит от него Вырин. Непроницаемая социальная стена отделяет его, а теперь и Дуню, перешедшую в другое «состояние», от бедного чиновника. Похищая Дуню, Минский не думал, какой трагедией обернется это для ее отца. Для самого ротмистра его мнимая болезнь, сговор с лекарем и похищение девушки (видимо, с ее согласия) представлялись веселыми приключениями влюбленного гусара.

Но и Дуне (а она, как мы успеваем попять из некоторых деталей, добрая девушка) не приходит в голову мысль повидаться с отцом или хотя бы послать о себе добрую весть. А между тем она любит отца. По свидетельству ямщика, всю дорогу в Петербург она плачет, а когда отец появляется на ее петербургской квартире, Дуня падает в обморок. Наконец, в финале повести она долго лежит у могилы своего отца, оплакивая его. Но все же никаких попыток при жизни смотрителя повидать его, утешить с ее стороны не было. Она, как и сказал Минский, «отвыкла от прежнего состояния».

Но не только Минский и Дуня не думают о возможности общения со станционным смотрителем. Ему и самому не грезятся родственные отношения с семьей дочери. Отца и дочь разделила стена социального неравенства.

Но смысл пушкинской повести шире, чем обличение сословных предубеждений. «Станционный смотритель»- это и произведение на вечную тему об отцах и детях, и горькая история о неспособности людей, даже самых близких, кровно связанных, любящих понять и принять жизненную позицию другого, преодолеть эгоистическую замкнутость на собственных интересах.

Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстает перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его и чувствует свою вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отца одного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным, что он не смог его выдержать. Старый смотритель простил свою дочь, он не видит ее вины в происшедшем, он любит свою дочь настолько, что желает ей лучше умереть, чем пережить позор, который, возможно, ожидает и ее. И Дуня чувствует и благодарность, и вину перед отцом, она приезжает к нему, но уже не застает в живых. Лишь на могиле отца все ее чувства вырываются наружу. «Она легла здесь и лежала долго».

«Станционный смотритель» - самая печальная из повестей Белкина. Прежде всего, трагедия главного героя Самсона Вырина – это трагедия отца, «просмотревшего свою дочь». Сам станционный смотритель – человек вполне положительный; из категории людей, по замечанию рассказчика титулярного советника А. Т. Н., «мирных, услужливых, склонных к общежитию, скромных в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивых». Так в повести возникает тема денег. Самсон Вырин очень любит дочь, которую после смерти жены воспитывает один. Вот только «Дом» этого простого и доверчивого человека – это и место его службы. А это вещи «не совместны». В начале повести мы видим «смиренную, но опрятную обитель». На стенах картинки, изображающие историю блудного сына, которые сопровождаются «приличными немецкими стихами». Могла ли дочка Дуня читать по-немецки?

«Дом», открытый всему миру, не защищает от нападок и неприятностей. Дуня в свои 14 лет была «бойка», «без робости вела беседу» за чашкой чая с проезжими, и возможно, А. Т. Н. не единственный мужчина из тех, кто «просил ее поцелуя». Отец «с довольным самолюбием» гордился своей дочкой: «Такая разумная, такая проворная». Позднее он говорил: «…курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривали, барыни дарили ее, господа останавливались…, чтоб на нее подолее поглядеть,…я ль не лелеял моего дитяти?» Хорошо ли это? С точки зрения религиозной морали – нет.

Укрощенный красотой Дуни, гусар Минский хитростью, с помощью любезности и услужливости очаровывает не столько девушку, сколько ее отца. И по воле отца дочь, которая собралась идти к обедне, садится в кибитку вместе с отъезжающим в Петербург молодым человеком. Отец сам отворачивает дочь с дороги к Храму. Понимает это слишком поздно. И тяжелая болезнь его - уж не наказание ли за это? Выздоровев, Самсон Вырин идет пешком в Петербург «искать свою заблудшую овечку». Смотритель оказался прав: «его высокоблагородие не волк». Минский искренне полюбил Дуню, а она – его. Во время первой встречи Минский признает свою вину, просит прощения, дает честное слово, что «Дуня будет счастлива…». А потом сует за обшлаг рукава сверток с ассигнациями. После второй встречи бедный Самсон Вырин понимает, что его вытолкнули не только на лестницу, но и из жизни дочери, и вообще из нормальной жизни. В конце концов заказывает молебен у Всех Скорбящих, предает дальнейшую судьбу дочери в руки Господа. Опустошенный духовно, пешком возвращается Самсон Вырин в свой дом. И очень скоро в его «Доме», «все кругом показывало ветхости и запустение». Сам он с горя стал горьким пьяницей. Остатки своей отцовской любви отдавал деревенским ребятишкам: то дудочку вырежет, то орешками угостит. Вспоминал дочь и при этом сознавался: «Поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы». Он был уверен, что судьба Дуни будет самая несчастная. Вот в этом-то и есть самый большой его грех. Православные люди молятся за своих детей, обращаясь к Богу: «…сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякого лукавого похотения, отжени от них всякого врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечные, даруй умиление и смирение сердцам их».

Дуня выстрадала свое счастье смирением и любовью. Благодаря Промыслу, стала законной женой Минского, «барыней». Скорее всего, и Минскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы этот неравный брак состоялся. Теперь у Дуни есть свой «Дом», трое детей. Но чтобы счастье было полным, необходимо восстановить утраченные с отцом связи, сказать спасительное «прости» и получить, наконец, родительское благословение. Возвращение блудной дочери запоздало. Отца уже нет. В их доме живут другие люди. Единственное, что остается – слезы раскаяния и сокрушения на могиле отца и молитвы за упокой его души.

Хотя мотив «блудного сына» присутствует в «Станционном смотрителе», повесть не является прямой иллюстрацией библейской притчи. Скорее это авторское размышление на тему «блудных детей», причем на первом плане стоит изображение переживаний и судьбы отца, а не его дочери.

Глава 3. Проблема благодарности в рассказе Г.К. Паустовского «Телеграмма».

Когда мы молоды, мы не задумываемся о том, что ждет нас в старости, и совершенно не думаем о том, какой она может быть – легкой, светлой или тяжелой, печальной. А зря. Поразмышляв над судьбой героини К.Г. Паустовского Катерины Ивановны, начинаешь понимать, как же это все-таки горько, когда ты не только стар и беспомощен, но и никому не нужен…

Рассказывая о Катерине Ивановне, которая была «одна на белом свете», Паустовский по-новому высвечивает одну из самых трагических проблем человечества – разрыв связей между поколениями, который в наше время влечет за собой не идейный конфликт, а, казалось бы, нечто совсем обычное и потому еще более грустное - одинокую старость.

Дочь Катерины Ивановны, Настя, «вот уже четвертый год не приезжает – забыла, значит, мать». Сетуя на нечуткость по отношению к родителям младшего поколения, автор сопереживает героине. Более того, Паустовский считает Катерину Ивановну своим идеалом матери: «…как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!» Какая? Всепрощающая, добрая, теплая… Доказывают это и художественные средства, которые помогают Паустовскому нарисовать образ Катерины Ивановны. За деталями ее одежды – «теплым салопчиком», «теплым платком», «кроется» теплота ее сердца; душевной же боли аккомпанируют метафоры «грустного» сада («сад облетел», «висел серп месяца»); искренность героини подчеркивает ее речь, наполненная экспрессивными повторами.

К.Г. Паустовский, следуя традиции отечественной литературы, соотносит состояние природы с душевным состоянием человека. В природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание, нежелание «сдаваться» на милость зимних холодов и наконец, сон, подобный смерти.

К.Г.Паустовского считают мастером детали. Каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночества старой женщины- глубины ее тоски по дочери.

Прошлое- в воспоминаниях Катерины Петровны: петербургская жизнь, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Это была счастливая и насыщенная событиями жизнь, отсвет ее в эскизе к «Неизвестной» Крамского. Катерина Петровна живет воспоминаниями, они бы могли скрасить ее одиночество. Но и они тускнеют, как « потускнели от времени» картины на стенах. Автор своим подтекстом показывает, что сумрачно не только в опустевших комнатах, но и в душе героини.

Старушка хотела только одного: увидеть свою дочь, приласкать её, «погладить её русые волосы «очаровательной красоты»». Катерине Ивановне так одиноко, что она просит отнюдь не родного ей человека прогуляться с ней в сад. Но там героиня не удержалась и заплакала, «как очень старые люди, не стыдясь своих слёз».

Таким образом, Паустовский не только пытается «вразумить» молодежь, показать, насколько одиноко и тоскливо забытым старикам, и тем самым сократить разрыв между поколениями, но и, рисуя образ покинутой матери, старается вызвать наше сочувствие к героине.

Из года в год, из века в век люди сталкиваются с одиночеством, из года в год такие же, как Катерина Ивановна, говорят: «Не дай вам бог дожить до такой одинокой старости!» Очень часто мы видим пожилых людей, которые одни ездят по магазинам, везя с собой очень тяжелые сумки, так как им некому помочь.

В нашем мире существует большое количество так называемых "брошенных" родителей, которые уже не состоянии себе помочь. Конечно, дети иногда присылают деньги и раз в год приезжают в гости, но ведь этого отнюдь не достаточно.

Именно о взаимоотношениях престарелых родителей и их детей пишет К.Г. Паустовский в своем произведении. Автор с горечью размышляет о том, что дети забывают родителей. А ведь старые люди словно дети - так же беспомощны. Но «Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость».

Обычно пожилые люди не жалуются на свою жизнь. Казалось бы, они должны быть более капризными и требовательными. Но если они будут таковыми, то их дети будут приезжать к ним и присылать деньги только для того, чтобы отвязаться. Вспомним, что дочь «Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно».

Любовь Катерины Петровны к дочери самоотверженна и лишена эгоизма. Женщина готова простить и даже оправдать и отсутствие писем, и нежелание приехать.Нельзя без жалости и чувства вины читать о том, как бережно перебирает Катерина Петровна принесенные почтарем деньги, представляя себе, что эти бумажки хранят аромат Настиных духов, помнят тепло ее рук.

Очевидно, что автор призывает нас не забывать родителей, потому что они могут умереть в любой момент, а потом мы будем очень горько сожалеть. Между родными людьми существует незримая связь. Константин Георгиевич Паустовский в своём рассказе рассуждает о проблеме разрыва этой связи.

Паустовский глубоко сострадает женщине, на старости лет забытой своей дочерью, оставшейся «одной на белом свете». На мой взгляд, Настя сделала ошибку, оставив свою мать в одиночестве. Любому человеку тяжело жить, осознавая, что он никому не нужен. А ещё хуже, если между родными и близкими людьми разрывается связующая их ниточка. Катерине Ивановне и многого-то не требовалось. Она всего лишь хотела, чтобы дочка Настя навестила её. Доживающая свои последние дни Катерина Ивановна глубоко несчастна. Чтобы выразить всё её отчаяние и тоску, автор прибегает к экспрессивным повторам («Не дай вам бог, родной мой! Не дай вам бог!»). Фразеологизм «одна на белом свете» наиболее полно характеризует положение, в котором оказалась Катерина Ивановна.

Когда наши родители становятся престарелыми, то ответственность за их спокойную старость ложится на наши плечи. Теперь уже мы должны помочь им. И часто это не только помощь деньгами. Также необходимо внимание и общение

Каждый из нас может оказаться на месте Катерины Ивановны. Поэтому мы должны любить и помнить наших родителей. Всем, чего достигает человек, он обязан своим родителям и воспитателям.

Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» - это не банальное повествование об одинокой старушке и невнимательной дочери. Паустовский показывает, что Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки. Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? Оказывается, одно дело - увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое - помнить о близких своих, о матери - самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает. «Она подумала о переполненных поездах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней - и положила письмо в ящик письменного стола». В сутолоке ленинградских дней Настя чувствует себя интересной и нужной людям, ею движет желание проявить активность своей натуры. Есть в ней и эгоистическое чувство.

«На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе. Художники называли ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Глаза- зеркало души человека. Значит у нее холодная душа. Не присутствует ли доля эгоистического чувства даже в хлопотах о выставке Тимофеева? Недаром же на вернисаже говорят: «Этой выставкой мы целиком обязаны... одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семеновне...» «Настя смутилась до слез». Гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом -трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери и которое поселится в ее душе навсегда.

Беззаветно стучит материнское сердце!

Литературу не случайно называют учебником жизни. «Всем лучшим во мне я обязан книгам», - писал Горький М. Да, каждая мысль писателя, пропущенная через призму собственного сердца, заставляет нас быть неравнодушными: открывать вместе с героями те или иные неизведанные дали, покорять вершины, преодолевать расстояния, шагать трудными тропами, быть романтиком, героем, который способен совершать чудеса. Книга учит ненавидеть зло и предательство, человеческую несправедливость и страшное равнодушие.

Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми. Но отношения детей и родителей часто складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов, из-за того, что дети хотят быть поскорее самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят все делать по-своему. А в конечном итоге чаще всего правы оказываются все-таки родители.

Очевидно, что в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. Ведь телеграмму, как вы уже сказали, отправляют, когда хотят сообщить что-то безотлагательно важное. «Будь человеком! - напоминает Паустовский. – За добро плати добром. Не будь пустельгой». Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и, прежде всего мама.

Не упустите время, чтобы потом всю жизнь не мучиться угрызениями совести. Загляните в мамины глаза, может быть, уже сейчас ей нужны ваше внимание и ваша поддержка.

Заключение.

В данной работе была исследована проблема отцов и детей, нашедшая свое отражение в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Эти два произведения разделяет временной промежуток длинною более ста лет. Но проблема взаимоотношений родителей и детей вечна и актуальна во все времена, что писатели и поэты никогда не смогут обойти ее стороной.

Мотив «блудного сына» ярко прослеживается в обоих произведениях.

История повести «Станционный смотритель» окрашена грустью и состраданием. Ирония в эпиграфе, в имени главного героя: маленький бессильный человек назван именем библейского богатыря.

Самсон Вырин, как тот отец из притчи, ждет возвращения и раскаяния блудной дочери, и он готов ее принять и простить, но не дождался, умер.

Авдотья Самсоновна, Дуня, по модели притчи допускает в будущем возвращение с раскаянием в родной дом отца, и она возвращается, но, оказывается, что вернуться некуда. Пушкин показывает, что жизнь устроена проще и жестче самых мудрых и старых притч.

Все дело в этом «чудесном» превращении Дуни: оно ведь лишь усугубляет горемычное положение смотрителя. Да, Дуня стала богатой и счастливой, но отец навсегда потерял дочь, а с нею и саму жизнь. Дуня стала богатой барыней, но отца не пустили даже на порог столичного дома, куда Минский поместил Дуню.

Бедняк не просто остался бедняком; его оскорбили, растоптано его человеческое достоинство.

А семейное, женское, материнское счастье дочери лишь усугубляет в глазах читателей горе старика- отца. Да ведь и Дуня в конце повести явно сгибается под тяжестью запоздалого раскаяния.

Все гораздо сложнее в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма». Забытой, брошенной, лишенной дочерней ласки и заботы оказывается старенькая, беспомощная мать. Да, Настя регулярно отсылает матери денежные переводы, но зачем они ей?

Катерине Петровне нужно внимание, она просто хочет увидеть дочь, по которой так соскучилась. Но так же, как и Самсон Вырин, не дождалась своего «блудного» ребенка, хотя до последнего верила, что Настенька приедет. И односельчане, а не дочь проводили Катерину Петровну в последний путь по-человечески.

Дунечку затянула любовь и появившиеся дети, а Настя не может оставить работу и карьеру. Но они обе жертвуют самым дорогим- родителями.

Паустовский предостерегает нас от беспамятства и нелюбви, нас, забывающих в суете повседневности о главном.

Блудный сын оказался счастливее наших героинь потому что успел попросить у отца прощение.

Список использованной литературы.

    Пушкин А.С. Повести- Алма-Ата: Мектеп, 1984.-304с.

    Паустовский К. Собрание сочинений в восьми томах. Издательство «Художественная литература», Москва, 1968-1969.

    Ю. А. Сохряков. «И. А. Ильин как мыслитель и литературный критик». Литература в школе № 1 1996.

    Н. Н. Скатов. «Пушкин». – Ленинград: Детская литература, 1991, с. 176

    В. В. Вересаев. «Пушкин в жизни» «Правда». – Москва, 1990, с. 215

    В. Непомнящий. «Да ведают потомки православных». – Литература в школе. - № 2. – 1993 г.

    В. В. Розанов. «Возврат к Пушкину». – Литература в школе. - № 4. – 1989

    Лотман Ю. М. «В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь». – Москва: Просвещение, 1988, с. 30

    Этимологический словарь русского языка. Под редакцией Н. М. Шанского. Издательство Московского университета, 1972, с. 163

    Православный календарь. – Кострома, 2004

11. В. В. Розанов. «Возврат к Пушкину». – Литература в школе. - № 4. –

  • Талантливые, умные люди тоже бывают одиноки
  • Одиночество убивает человека, особенно если оно вынужденное
  • Причиной одиночества могут быть взгляды человека на окружающий мир
  • Одинокому человеку гораздо сложнее жить, чем тому, у кого есть семья и близкие друзья
  • Одиночество может быть вынужденным: человек становится одиноким в силу ужасных обстоятельств
  • Человеку, у которого нет друзей, тяжело жить в обществе

Аргументы

К.Г. Паустовский «Телеграмма». Дочь Настя буквально обрекла Катерину Ивановну, свою мать, на одиночество. Девушка жила насыщенной жизнью в Ленинграде. Она даже не представляла, что может оторваться от работы, чтобы навестить свою старую маму. Настя, получая письма от Катерины Ивановны, была рада и тому, что старушка жива, потому что может писать. Девушка слишком поздно поняла, что она бросила в одиночестве единственного человека, который ее по-настоящему любил — свою маму. Настя получила письмо с просьбой матери приехать, но не восприняла его серьезно. Только после телеграммы о том, что Катерина Ивановна умирает, девушка осознала, какую серьезную ошибку она совершила. Настя винила себя за то, что оставила в одиночестве свою старую мать, которую она должна была ценить больше всего в жизни.

А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Одиночество Самсона Вырина было вынужденным. Дуня, его дочь, сбежала из дома с офицером Минским, остановившимся на их станции. Желание хотя бы увидеть дочь побудило Самсона Вырина идти пешком в Петербург. Там он получил лишь обещание Минского сделать Дуню счастливой. Он увидел дочь позже, но при виде отца она упала в обморок. Минский вытолкал старика на лестницу. С тех пор он ничего не слышал о Дуне три года. Самсон Вырин умер в одиночестве, так и не увидев дочь. Дуня вернулась к отцу, которого она обрекла на одиночество, но уже слишком поздно. Она много времени провела на могиле.

И.С. Тургенев «Отцы и дети». Нигилиста Евгения Базарова тоже можно назвать одиноким. Сначала он общается с Аркадием Кирсановым, но скоро пути молодых людей расходятся. Одиночество Евгения Базарова связано с его взглядом на мир. С мнением этого человека решил бы согласиться далеко не каждый, уж слишком далеки взгляды героя от того, что веками было принято в обществе. Людям сложно смотреть на природу как мастерскую, отрицать почти все, к чему они привыкли. У героя много последователей, но мы понимаем, что никто из них не предан нигилизму по-настоящему. Поэтому одиночество Базарова хоть и закономерно, но в какой-то степени тяжело для него самого.

М. Шолохов «Судьба человека». Одиноким Андрея Соколова сделала война. Погибла вся его семья: сначала снаряд угодил в его дом, где в это время были дочери и жена, а 9 мая, в самом конце войны, от пули снайпера погиб сын Анатолий. Андрей Соколов остался один, без дома и семьи. Найти силы жить и в какой-то степени скрасить одиночество герою помог Ваня, маленький мальчик, родители которого погибли. Андрей Соколов представился его отцом и забрал ребенка к себе. Так нашли друг друга два одиноких человека, в судьбы которых беспощадно вмешалась война.

А.И. Солженицын «Матренин двор». У Матрены Васильевны Григорьевой не было ни живого мужа, ни детей. Была только воспитанница Кира, к ней привязанная. Матрена была обречена на одиночество. Даже работать она нормально не могла, потому что время от времени страдала по несколько дней от странного недуга. Люди приходили к женщине только тогда, когда им было что-то нужно. Так и часть избы забирали при жизни, не думая о последствиях. Но доброта Матрены не знала границ, редко можно встретить такого человека. Женщина не отказывалась помочь другим, когда ее просили, даже если ей это было не по силам. Только после смерти Матрены Васильевны всем до нее появилось дело: каждый хотел получить какое-то наследство. Поражает эгоизм людей, которые обрекали человека на одиночество при жизни, а после смерти начинали делить имущество.

Джек Лондон «Мартин Иден». Пока Мартин Иден не был богат и знаменит, никто не верил в его будущее, не говорил хорошо о его начинаниях. Когда герой начинал строить будущее писателя, он был одинок и спасался только любовью Руфи. Скоро и возлюбленная отвернулась от Мартина Идена. Но когда о нем заговорили, когда у него появились деньги, посыпались дружеские приглашения на обеды, с мольбой о прощении вернулась Руфь. Только для Мартина Идена все это уже ничего не значило. Он понимал, что ничуть не изменился с того времени, когда его творчество все еще отвергали. Вся работа к тому времени была уже сделана. Поэтому среди всеобщего внимания Мартин Иден стал еще более одинок, чем прежде. Мир вокруг казался ему отвратительным.

Д. Киз «Цветы для Элджернона». История Чарли Гордона противоречива. В начале произведения мы видим его слабоумным человеком, объектом насмешек. Позже же Чарли Гордон становится гением, пусть и временно. Но он оказывается еще более одинок, чем прежде. Все считают Чарли слишком умным, эгоистичным, не способным проявлять чувства и эмоции. Интеллектуальные способности человека, возрастающие в геометрической прогрессии, не способствуют общению с людьми. Герой оказывается одиноким. Слабоумному Чарли Гордону гораздо легче жить, чем Чарли Гордону с выдающимся интеллектом. Умственные способности только подталкивают к одиночеству, хотя сначала герою кажется, что с умным человеком люди общаются более охотно. В реальности все оказывается совсем не так.

Главным героем рассказа «Юшка» является бедный подручный кузнеца, Ефим. В народе все его зовут просто Юшкой. Этот нестарый еще мужчина из-за чахотки рано превратился в старика. Он был очень худой, слабый руками, почти слепой, но трудился изо всех сил. Ранним утром Юшка уже был в кузнице, раздувал мехом горн, носил воду и песок. И так целый день, до самого вечера. За работу его кормили щами, кашей и хлебом, а вместо чая Юшка пил воду. Одет он был всегда он в старые
штаны и блузу, насквозь прожженные искрами. Родители часто говорили про него нерадивым ученикам: «Вот ты будешь такой же, как Юшка. Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках». Дети часто обижали Юшку на улице, кидали в него ветки, камни. Старик не обижался, спокойно шел мимо. Дети не понимали, почему им не удается вывести Юшку из себя. Они толкали старика, смеялись над ним, и радовались, что он ничего не может поделать с обидчиками. Юшка же тоже радовался. Он думал, что дети пристают к нему, потому что любят. Они не могут иначе выразить свою любовь, потому и терзают несчастного старика.
Взрослые не сильно отличались от детей. Они обзывали Юшку «блажным», «животным». От кротости Юшки они приходили еще в большее ожесточение, часто били его. Однажды после очередного избиения дочь кузнеца Даша в сердцах спросила, зачем вообще Юшка живет на свете. На что тот ответил, что народ его любит, он нужен народу. Даша возразила, что люди избивают Юшку до крови, какая же это любовь. А старик ответил, что народ его любит «без понятия», что «сердце в людях бывает слепое». И вот как-то раз вечером к Юшке прицепился на улице прохожий да толкнул старика так, что тот упал навзничь. Больше Юшка уже не поднялся: кровь пошла у него горлом и он умер.
А через некоторое время появилась молодая девушка, она разыскивала старика. Оказалось, что ее, сироту, Юшка поместил в Москве в семью, потом обучал в школе. Он собирал свое скудное жалованье, отказывая себе даже в чае, лишь бы поднять на ноги сироту. И вот девушка выучилась на врача и приехала, чтобы вылечить Юшку от его болезни. Но не успела. Прошло много времени. Девушка осталась в городе, где жил Юшка, работала врачом в больнице, всегда всем помогала и никогда не брала денег за лечение. И все называли ее дочерью доброго Юшки.

Так в свое время люди не смогли оценить красоту души этого человека, сердце их было слепым. Они считали Юшку бесполезным человеком, которому нет места на земле. Понять, что старик прожил жизнь не зря, они смогли, лишь узнав о его воспитаннице. Юшка помогал чужому человеку, сироте. Многие ли способны на такой благородный бескорыстный поступок? А Юшка копил свои гроши, чтобы девочка выросла, выучилась, использовала свой шанс в жизни. Пелена с глаз людей спала лишь после его смерти. И вот они уже говорят о нем, как о «добром» Юшке.
Автор призывает нас не черстветь, не ожесточаться сердцем. Пусть наше сердце «видит» необходимость каждого человека на земле. Ведь все люди имеют право на жизнь, а Юшка еще и доказал, что прожил ее не зря.

Дата публикации: 03.05.2018

Готовые аргументы для сочинения ЕГЭ:

Проблема отношения детей к родителям

Проблема неблагодарного отношения детей к родителям

Проблема отсуствия внимания по отношению к родителям со стороны детей

Возможные тезисы:

К сожалению, вырастая, некоторые люди не балуют родителей вниманием и заботой

Некоторые дети вырастают неблагодарными и не зоботятся о своих родителях

Некоторые люди стараются "откупиться" от родителей деньгами и подарками, не задумываясь о том, что в первую очередь старики нуждаются в общении и заботе.

К счастью, большенство людей помнят обо весм, что сделали для них родители, и ценят это.

Аргументы:

К. Г. Паустовский, рассказ «Телеграмма»


Для героини рассказа забота о матери была далеко не на первом месте. Погруженная в работу, Настя не могла найти время, чтобы навестить в селе одинокую старушку. Она лишь высылала маме деньги, а та, в свою очередь, мечтала увидеть дочь. Катерина Петровна умерла, так и не увидев Настю, чего девушка не смогла себе простить.

Б. П. Екимов, рассказ «Говори, мама, говори!»

А. А. Фадеев, роман "Молодая гвардия"

У Олега Кошевого были исключительно теплые воспоминания о матери. Мысли о ней были пропитаны любовью и благодарностью. Особенно терпетно герой отзывался о маминых руках, которые так много сделали для него. Кошевой призывает относиться бережно к тем, кто подарил нам жизнь, ведь они невечны.


Ю. П. Казаков, рассказ "Запах хлеба"

Дуся не виделась с матерью пятнадцать лет. Покинув родную деревню, она забыла о прошлой жизни. Известие о смерти мамы не тронуло героиню, было лишь немного грустно. Думая, что наследство растащит родня, Дуся отказалась ехать на похороны. Но, когда выяснилось, что все вещи целы, женщина все же поехала на малую родину. В материнском доме на нее нахлынули чувства, Дуся пошла на кладбище и долго плакала на могиле. Однако уже на следующий день она уже пребывала в хорошем настроении.

Ф. А. Абрамов, рассказ "Алька"

Героиня покинула деревню, поддавшись соблазну городской жизни. Мать Альки умерла, девушка не успела с ней попрощаться. И лишь через два года после похорон осознала, что совершила ошибку. Мама была строгой, часто ругала отца и саму Альку, и все же никто не смог бы заменить самого родного человека.

Сергей Есенин, стихотворение "Письмо матери"

Трогательное стихотворение переполнено нежностью и любовью поэта к матери. Он просит свою старушку не беспокоиться о нем зря и обещает навестить ее:


Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом...

А. С. Пушкин, рассказ «Станционный смотритель»

Не лучшим образом поступила Дуня, дочь станционного смотрителя. Старик очень любил свою дочь, но девушка, не задумаваясь о чувствах самого близкого человека, покинула его, сбежав с гусаром. За несколько лет Дуня ни разу не навестила отца. Смотритель спился от тоски, что привело к его смерти.

И. С. Тургенев, роман «Отцы и дети»

Не баловал вниманием пожилых родителей и Базаров. Приехав в отчий дом после трехлетней разлуки со стариками, Евгений задержался всего на три дня: общестов отца и матери наскучило молодому ученому. Герой осознавал, каким ударом станет для родителей новость о скором отъезде сына, но даже не думал о том, чтобы уделить им чуть больше времени.


Не очень ласков был с родителями Базаров. Старики души не чаяли в «Енюше», но им приходилось сдерживать эмоции после долгой разлуки, т. к. молодому ученому были не подуше объятия и любые проявления чувств. Он знал, насколько это важно для родителей и мог «подыграть», однако оставался верен своим принципам.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры