Артист григорий антипенко - интервью. Истинное лицо актера григория антипенко Какие девушки нравятся григорию антипенко

Главная / Психология

СТАХОВСКИЙ: Грядет день рождения «Маяка» очередной, 50 лет в этом году, большой юбилей.

КУЗЬМИНА: В августе.

СТАХОВСКИЙ: Да. Конечно, готовим мы всякие разные спецпроекты. И разговорились мы перед началом программы с нашим гостем Григорием Антипенко... Добрый день.

КУЗЬМИНА: Привет, Гриша.

АНТИПЕНКО: Здравствуйте, дорогие зрители.

КУЗЬМИНА: Разговорились, Гриша спросил: о, вы же доисторическая радиостанция? Еще раскопки показывают, что…

АНТИПЕНКО: Неправда, я такого не говорил.

СТАХОВСКИЙ: Как трилобиты.

КУЗЬМИНА: Примерно. И мы сказали: да. Да, Гриша, приглашаем тебя на наше 50-летие.

СТАХОВСКИЙ: Но сегодня не о нас.

АНТИПЕНКО: А о ком? Любопытно, мы кого-то ждем еще?

СТАХОВСКИЙ: Да, есть тут один товарищ, о ком сегодня поговорим. Григорий Александрович Антипенко, день рождения 10 октября 1974 года, место рождения - Москва. Российский актер театра и кино.

АНТИПЕНКО: Да, всё правда. Больше театра в последнее время, и слава богу, так приятно на самом деле.

СТАХОВСКИЙ: Да? Хочется театра больше в жизни?

АНТИПЕНКО: Да, потому что это творческая отдушина для любого актера. А в наше время, когда кинематографа почти нет нашего отечественного, это спасение уже, а не просто отдушина.

КУЗЬМИНА: А что ты думаешь о тех артистах, которые в своих интервью говорят, что нет, театральная сцена не для меня вообще?

АНТИПЕНКО: Послушайте, таких актеров было масса и в то время, когда и кино у нас было на должном уровне, и ничего здесь страшного нет. Просто кто-то выбирает для себя театр, кто-то кино, понимает, где он чувствует себя органичнее. У меня как-то так сложилось, что на театре мне легче, лучше, я больше там понимаю, больше успеваю понять и сделать для себя в плане развития творческого, поэтому театр.

СТАХОВСКИЙ: Ну, каждому свое, в конце концов. У нас та же история.

КУЗЬМИНА: Всё, мальчики, у меня был один вопрос всего.

АНТИПЕНКО: Ничего страшного в этом нет, правда, но просто здесь мне повезло, правда, повезло, некоторым не очень везет в этом смысле, а мне повезло именно в это время... Я радуюсь, я сегодня посмотрел еще один сериал по телевизору, от которого я отказался, и перекрестился мысленно, потому что храма не было поблизости, я просто мысленно перекрестился, что я почувствовал, что не надо, и отказался.

КУЗЬМИНА: И правильно сделал.

АНТИПЕНКО: Абсолютно. Вот просто никаких сомнений.

КУЗЬМИНА: Слушай, а когда ты соглашаешься и потом видишь на выходе уже эту работу, чаще ты расстраиваешься от того, что получилось, или все-таки есть хорошие работы, на твой взгляд?

АНТИПЕНКО: Ой, семьдесят пять процентов, восемьдесят - это расстройство тотальное, и где-то только двадцать процентов… и то, к сожалению, не по части всего кино зачастую, а каких-то отдельных сцен, каких-то удачных творческих встреч. Наверное, основа удовольствия сейчас в нашем кинематографе - это просто встретиться с какими-то людьми, с которыми не мыслил себе встретиться, а тут вдруг судьба подарила таких актеров, таких мастодонтов режиссеров…

КУЗЬМИНА: Ты нарываешься. Сейчас Стаховский будет просить называть фамилии конкретных людей, с кем не думал, не гадал, и тут - бах! - встретился.

АНТИПЕНКО: Ну да, врасплох меня поймали. Васильева Вера. Очень много, слушайте, но так вот просто навскидку…

СТАХОВСКИЙ: Одного уже имени достаточно, собственно. С Веры Васильевой начнем…

КУЗЬМИНА: Это имя десяти других стоит.

АНТИПЕНКО: Да, я буду просто по мере нашего интервью так выкидывать фамилии.

СТАХОВСКИЙ: Слушайте, давайте пойдем все-таки с самого начала. Поскольку у программы нашей есть такой приблизительный планчик, конспектик в двух страничках, то надо как-то по нему пойти, чтобы разобраться, с чего вдруг и почему ты вырос такой весь из себя распрекрасный.

АНТИПЕНКО: С чего начинается родина, да?

СТАХОВСКИЙ: Да. Какое у тебя первое воспоминание о себе?

АНТИПЕНКО: Первое воспоминание о себе… Вы знаете, всё смутно, всё смутно, и это было очень давно.

СТАХОВСКИЙ: Но что-то яркое первое?

АНТИПЕНКО: Очень давно было, где-то, наверное, в трехлетнем возрасте я себя еще помню, ну а в четырехлетнем точно совершенно. Я вчера проходил по Поварской улице, это моя фактически вторая родная улица, потому что меня туда возили в Гнесинское училище на педпрактику с четырех лет.

СТАХОВСКИЙ: Заниматься пианино?

АНТИПЕНКО: Пианино, хор, что там еще, сольфеджио, безусловно.

КУЗЬМИНА: А расскажи, интересно, инженеры родители, они хотели лучшей судьбы для тебя, или это просто было принято, чтобы дети были всесторонне развиты?

АНТИПЕНКО: Вы знаете, в то время было принято, и это очень хорошо было принято, как показывает время. Сейчас уже не принято детей отдавать в музыкальные школы, это делают только люди, более-менее с этим связанные. А раньше гремели дома от фортепианных гамм и еще от каких-нибудь инструментов.

КУЗЬМИНА: Подъезжали грузовики, грузившие…

АНТИПЕНКО: Да, это было на самом деле. Я помню, даже такие проблемы были, когда люди ссорились, имеются в виду соседи, потому что не могли унять какого-нибудь там специалиста по гаммам и по каким-то примитивным музыкальным упражнениям. Сейчас разве что громкая музыка и, да, перфораторы не дают спать людям. А это всё ушло, то есть рояли, пианино, всё стоит.

КУЗЬМИНА: Раньше были объявления «куплю пианино» или «отдам пианино», а теперь «куплю перфоратор» или «отдам…»

АНТИПЕНКО: К сожалению, как-то переквалифицировались мы все в строителей, в монтажников и прочее. Трагично.

СТАХОВСКИЙ: Ну, опять же, каждому свое. Трагично, да, конечно, в этом смысле.

АНТИПЕНКО: Для столицы трагично, понимаете. Это все равно культура. Мы здесь каким-то образом должны показывать пример, во всяком случае, стараться. А так получилось, что мы опустились.

КУЗЬМИНА: Подожди, но все же в наших руках. Евгений музицирует, например, у себя дома.

АНТИПЕНКО: Да вы что?

КУЗЬМИНА: Да.

СТАХОВСКИЙ: А куда же я денусь-то.

АНТИПЕНКО: Ну, так это прекрасно. Все мои друзья, с которыми я вырос, они все музицируют, все поют.

КУЗЬМИНА: А это значит, что детки, скорее всего, тоже подхватят, возможно.

АНТИПЕНКО: Дай-то бог. Это усидчивость нужна, сейчас у деток не хватает усидчивости, чтобы сделать примитивные уроки.

СТАХОВСКИЙ: Но у нас тоже не было никакой усидчивости, и все равно. Мне кажется, непоседливость детей другая.

АНТИПЕНКО: Не знаю, меньше было отвлекающих факторов на самом деле.

СТАХОВСКИЙ: Вот это да, это, пожалуй, да.

АНТИПЕНКО: Не было такого количества информации, телевизора и прочего, что бы отвлекало.

СТАХОВСКИЙ: Была улица, куда все равно хотелось, где пацаны, надо же бежать, играть в хоккей немедленно.

АНТИПЕНКО: Ну, я, видимо, начинаю стареть, я уже начинаю замечать какие-то негативные формы жизни, последствия вот этого массмедиа бесконечного. Ну, неважно, не об этом.

СТАХОВСКИЙ: Раз уж мы об этом заговорили, ты окончил музыкальную школу всю целиком?

АНТИПЕНКО: Нет, нет, я где-то лет пять, наверное, или шесть ходил туда. Сначала это был баян, потом подключилось фортепиано, то есть где-то года четыре точно был баян и года три было фортепиано. К сожалению своему…

СТАХОВСКИЙ: А почему это закончилось?

АНТИПЕНКО: …я всё забыл. Ну, как забыл, я могу вспомнить, все равно моторика осталась в пальцах, как мышечная память. Я думаю, что при необходимости это можно будет вытащить. Но театр победил окончательно, вообще актерское искусство как таковое, увлечение этими совершенно нереальными ходами в этом лабиринте, куда можно зайти один раз и не выйти никогда. Поэтому пока нет необходимости просто. Если вдруг в какой-то роли мне понадобится это вытащить из себя, я это вытащу. Это где-то на полках подсознания лежит.

СТАХОВСКИЙ: Понятно. А кем хотелось быть-то в детстве вообще? Театр, понятно…

АНТИПЕНКО: Биологом.

СТАХОВСКИЙ: Все-таки?

АНТИПЕНКО: Биологом, абсолютно. Я 8 лет занимался биологией во Дворце пионеров на Ленинском, это улица Косыгина, ну, фактически рядом с Ленинским проспектом. Потрясающее совершенно заведение. Я благодарен судьбе, что она меня просто туда привела каким-то образом, и я на 8 лет там остался.

СТАХОВСКИЙ: Биологом в какой-то специализированной области?

АНТИПЕНКО: В основном аквариумистика, но постольку, поскольку я увлекаюсь змеями, это моя просто любовь жизни, то, конечно, герпетология, она, в общем, тоже каким-то образом. А вообще - всё.

СТАХОВСКИЙ: А откуда взялось увлечение змеями? Ты как-то сам себе это объяснял?

АНТИПЕНКО: Я не знаю, это какая-то врожденная любовь. Здесь нету никакого логического объяснения. Примерно так же, как актерство, оно не имеет никакого логического объяснения, почему человек вдруг приходит в театр, заболевает - и на всю жизнь. Так же, как горы. Это какие-то такие вещи, которые и не надо, наверное, объяснять. Это просто любовь, любовь непостижима.

КУЗЬМИНА: Сейчас змеи присутствуют в твоей жизни? Я не знаю, может быть, какая-нибудь коллекция статуэток? Все же знают, что ты увлекался или увлекаешься, любишь.

АНТИПЕНКО: «Дискавери». Моя любовь к «Дискавери», потому что там замечательные совершенно есть передачи и которые достаточно подробно об этом показывают и рассказывают, ты буквально путешествуешь вместе с людьми, которые это делают. Вот, наверное, пока на таком уровне. Хотя были мысли съездить куда-нибудь в Шри-Ланку или во Вьетнам, где это просто Клондайк, копать не перекопать. И, может быть, когда-нибудь дозрею и действительно какую-то экспедицию себе устрою - на поиск, ловлю, наблюдение и прочее. Просто для души, не более.

СТАХОВСКИЙ: У меня почему-то ощущение, что это даже не хобби, то есть у тебя интерес-то такой не прикладной, а, может быть, местами вполне научный.

АНТИПЕНКО: Ну, постольку, поскольку я все-таки достаточно много об этом знал… Конечно, наука продвинулась значительно больше за это время, что я увлекался актерством. Вообще, мои детские книги - это были энциклопедии. Вот собрать, дай бог памяти, сколько ж там томов, девять томов «Жизни животных»… или одиннадцать, сейчас боюсь соврать…

СТАХОВСКИЙ: Много, в общем.

АНТИПЕНКО: Сам факт, что собрать вот этот многотомник - это была мечта жизни на тот период. Можете себе представить увлеченность? Я искренне надеюсь, что сейчас еще где-то остались такие дети, которые мечтают не о том, чтобы какой-то гаджет приобрести, игрушку очередную, а действительно найти какой-то очередной том… Ну, сейчас уже макулатуру не сдают, а тогда мы сдавали, потому что купить просто так такие книги было невозможно - только по неким карточкам, которые зарабатывались именно вот этой бесконечной макулатурой. Вот так.

КУЗЬМИНА: Если бы не было актерской профессии, возможно, мы бы приобрели научного работника в этой области.

АНТИПЕНКО: Ну, как приобрели, просто обо мне никто бы не знал. Я думаю, что я был бы каким-то аскетом, жил бы себе где-нибудь, может быть, в районах Средней Азии, где тоже в достаточных количествах всё это встречается, и спокойно занимался бы научной деятельностью.

КУЗЬМИНА: К тебе бы приезжало «Дискавери» и снимало бы фильмы о тебе, кстати говоря.

СТАХОВСКИЙ: Может быть, не исключено, конечно.

АНТИПЕНКО: Может быть. Но на самом деле я не испытываю такой прямо непереносимой необходимости…

СТАХОВСКИЙ: Ты не тщеславен?

АНТИПЕНКО: Я в меру тщеславен, безусловно, а как, в нашей профессии без этого невозможно. Но я не очень социален, я скорее даже асоциален. То есть, мне необходимо как-то выходить, как-то показывать себя, что-то говорить и что-то рассказывать, но большую часть времени я провожу в одиночестве и чувствую себя просто прекрасно.

КУЗЬМИНА: Если бы вы, друзья, знали, как мы затаскивали сюда Григория! Что нам стоило привести человека в студию «Маяка».

АНТИПЕНКО: Да, я несколько раз звонил и говорил, нужно машину за мной, не нужно машину за мной, в конечном итоге решился приехать на своей.

КУЗЬМИНА: Спасибо тебе большое.

АНТИПЕНКО: Решил сэкономить деньги «Маяка» перед такой серьезной юбилейной датой.

СТАХОВСКИЙ: Это хорошо, а то мы с Кузьминой из зарплаты обычно вычитаем вот эти все моменты.

АНТИПЕНКО: А то не на что будет справлять.

СТАХОВСКИЙ: Конечно, это тебе отдельное большое спасибо. Ты говоришь, что это всегда было одной из черт твоего характера - вовлеченность в себя, а не во внешний мир, да? Ты говоришь, что тебе нужно одиночество периодически, какое-то спокойствие.

АНТИПЕНКО: Нет, послушайте, это разные вещи. Я, безусловно, очень себя люблю и уважаю, но это никоим образом не… Разобраться в себе - да, но через окружающий мир. Я прежде всего наблюдатель, я не замыкаюсь в себе, как Гренуй, по-моему, в «Парфюмере», так звали этого человека?..

СТАХОВСКИЙ: Да-да-да, Жан-Батист.

АНТИПЕНКО: Я все-таки созерцатель, я могу сидеть и часами наблюдать за людьми. И я помню, что дикое удовольствие испытывал, читая книги и параллельно наблюдая периферическим зрением за всем, что происходит, в метро. До тех пор, пока у меня не появилась машина, такое увлечение у меня было, я просто регулярно прибегал к этому. Причем этот шум и всё, что происходило вокруг меня, эта суета, она мне абсолютно не мешала, у меня, наоборот, зрение выцепляло каких-то личностей, каких-то интересных персонажей, я за ними наблюдал как-то, для себя отмечал, видимо, не знаю. Видимо, актерское какое-то внутреннее чутье.

СТАХОВСКИЙ: Ну, это рабочие какие-то моменты.

АНТИПЕНКО: Хотя нет, это было задолго до актерства.

СТАХОВСКИЙ: А в школе-то не хулиганил?

АНТИПЕНКО: Вот это какие-то странные были хулиганства на самом деле. Я просто думаю, что это тоже какое-то странное явление. Сейчас я уже начинаю как взрослый человек это всё анализировать и думать, откуда вообще ноги растут. Мои хулиганства не были вот такие примитивные, как у нормальных детей. Я сейчас не пытаюсь себя как-то выделить в отдельную касту, я, скорее, соглашусь с тем, что я не совсем здоровый человек.

СТАХОВСКИЙ: А что это было?

АНТИПЕНКО: Я рисовал географию, допустим, по дороге из дома в школу. Для меня какая-то часть сугробов с правой стороны была Кордильерами, а с другой стороны Андами, и вот, ходя по этим «Андам» и «Кордильерам»… Я понятия не имел, что когда-то у меня появится увлечение альпинизмом серьезное! А сейчас я начинаю соотносить, как это странно, почему я в третьем, четвертом, пятом классе вместо того, чтобы бегать и бить девочек портфелем по голове, ходил по этим «Андам» и «Кордильерам» и испытывал какое-то странное удовольствие.

КУЗЬМИНА: Ты не первый человек, который к нам приходит в эту рубрику и говорит о том, что он в детстве делал что-то, что потом переросло в профессиональное или любительское, но дикое увлечение. Это говорит о том, что, когда родители видят, как развивается ребенок, что ему нравится, как он себе представляет эти сугробы, чем он их себе представляет - облаками или самолетами, можно понять, кем бы он хотел стать или кем он станет.

АНТИПЕНКО: Значит, я не один.

КУЗЬМИНА: Конечно. Всё с тобой хорошо.

АНТИПЕНКО: Слава богу, я не болен. Спасибо.

КУЗЬМИНА: Мы и должны были сегодня это выяснить как раз, что всё в порядке.

СТАХОВСКИЙ: Завалили всю драматургию программы! Ну ладно.

КУЗЬМИНА: Ты родился и жил на улице Мосфильмовской.

АНТИПЕНКО: Ой, прекрасная улица.

КУЗЬМИНА: И это каким-то образом повлияло? Потому что это может быть случайностью, а может, действительно, если рядом большая киностудия, огромная… Друзья, если не были никогда, обязательно сходите на экскурсию на «Мосфильм»!

АНТИПЕНКО: Попадите, да, попадите.

КУЗЬМИНА: Да, обязательно, пока не снесли все эти декорации к старым картинам.

АНТИПЕНКО: Ну, к старым, к сожалению, снесли.

КУЗЬМИНА: Ну да, наверное, это все-таки уже современная история.

АНТИПЕНКО: Эта площадка, так называемый «бутафорский городок», как мы ее называли. И лазили там детьми до бесконечности, и нас гоняли там охранники.

КУЗЬМИНА: У вас была какая-нибудь дырочка? Потому что на «Мосфильм» всегда был проход очень сложным.

АНТИПЕНКО: Слушайте, не было такого, чтобы там нельзя было перелезть через забор. Естественно, мы, дети, другого доступа на «Мосфильм» не имели. Ну, у меня мама работала 30 лет на «Мосфильме», дядя работал 40 лет на «Мосфильме». Конечно же, я по каким-то юбилейным праздникам и показам ходил туда по этим коридорам, я всё это видел, это происходило на моих глазах, вся эта бурлящая шедевральная жизнь, так сказать, эпохи нашего золотого кинематографа, это всё было на моих глазах, но не так часто. А большей частью я попадал так, через забор, сразу непосредственно в этот бутафорский городок, где еще дома со времен «Мэри Поппинс» и так далее, всё это стояло. Потом это всё погорело, и сейчас там стоят уже такие более серьезные строения, не помню, «Конь бледный» или что там, это уже немножко из другого кинематографа. Многие фильмы я не смотрел. Другая история уже, другая. Тогда было романтичнее, потому что детство было, естественно.

КУЗЬМИНА: Не удается нам сам «Мосфильм» связать с твоей актерской профессией напрямую. А что же случилось, что произошло?

АНТИПЕНКО: Я никогда не думал, никогда не думал, шагая по этим замечательным коридорам, что я вообще каким-то боком буду в дальнейшем в своей жизни прикасаться и к этому месту, и ко многим другим. Ну, в общем, это было для меня на самом деле откровением, для меня лично. Потому что я тогда был абсолютным биологом, и еще долгие годы после, после того как он развалился, я тоже оставался биологом. Я пошел на фармацевта учиться после 8-го класса, не потому что хотел стать фармацевтом, а потому что хотел подтянуть химию, поскольку в фармацевтическом училище пять химий, и как бы не выбрасывать эти два года. Это было связано с переездом в другое место, то есть мне в ту школу уже не хотелось идти, в новую переходить тоже не хотелось. И я эти 2,5 года потратил на фармацевтическое училище, которое окончательно меня привело к мысли, что что-то не так. Что-то со мной не так. Что-то с головой не так, по всей видимости, не могу усидеть на одном месте. И, в общем, на самом деле это тоже какие-то неслучайные вещи. Как только я сел за стол, я понял, что вот эта аналитическая работа (а это 70 процентов для любого биолога, пускай даже выездного, который выходит в поле) - это невыносимо для меня. Я страдаю клаустрофобией, я не могу усидеть в одном месте, я не могу сидеть в офисе, я не могу сидеть ни в одной комнате дольше двух-трех часов, если это, конечно, не мой дом, - дома я чувствую себя вполне комфортно. Работать в этих условиях я не могу. Это стало отчасти решающей отправной точкой, после которой я начал просто искать профессию.

КУЗЬМИНА: Где не нужно сидеть по три часа в одном месте.

СТАХОВСКИЙ: А можно туда-сюда немножко походить.

АНТИПЕНКО: Да, прийти и походить по павильону, например.

СТАХОВСКИЙ: Разобрались с вот этой непонятной историей? Хотя не очень, мне кажется, разобрались.

АНТИПЕНКО: Разобрались. Хватит уже обо мне, давайте о вас.

СТАХОВСКИЙ: Слушай, про нас все уже давно всё знают, мы уже вот где у всех стоим. Я к чему хочу вернуться. Ты говоришь, что твоими любимыми книгами в детстве были энциклопедии, в первую очередь которые касались, конечно, животного мира. А какая-то художественная, человеческая литература? Классика жанра?

СТАХОВСКИЙ: Что это вдруг?

АНТИПЕНКО: А вот не знаю, я настолько увлекся его словом, что не смог остановиться. Начал как-то очень просто, попробовал, а потом, пока всего не перечитал, не успокоился.

СТАХОВСКИЙ: Сейчас ты возвращаешься к нему?

АНТИПЕНКО: Да, конечно, слушайте, ну как можно не возвращаться к классику.

СТАХОВСКИЙ: Мало ли, может, он тебе настолько надоел тогда, что…

АНТИПЕНКО: Нет, это невозможно. Да и потом каждый раз, перечитывая в другом возрасте, взрослея, ты открываешь снова и снова.

СТАХОВСКИЙ: Новые грани.

АНТИПЕНКО: Ну, я здесь банален, конечно же, это все скажут, кто читает книжки вообще. Следующий замечательный писатель был Хемингуэй. Я тоже, пока не перечитал всего, я не остановился. Просто это невозможно, это взахлеб. Ну, и дальше там Достоевский, Толстой, как-то так. Если читаю, то читаю захлебом, то есть появляется какое-то наитие - и прямо всё, просто прерываешься на еду… Либо не читаю вообще.

СТАХОВСКИЙ: А были в жизни обратные истории? Допустим, ты понимаешь, что есть какой-то автор, который считается действительно глыбой, громадиной и приличным человеком, а у тебя, например, не пошел? Сталкивался ты с таким в жизни?

АНТИПЕНКО: Я сталкивался, перечитывая какую-то зарубежную литературу. Я понимаю прекрасно, что это зачастую и в основном связано с качеством перевода и талантом переводчика. И вот иногда бывали такие разочарования. Особенно после нашей классики невозможно читать какие-то переводные тексты, потому что это страшный язык, примитивный какой-то. Я понимаю мысль, о чем, так сказать, но это плоско. И это разочаровывает. Особенно каких-то американских, возможно, авторов. Сейчас я не буду приводить пример, чтобы никого не обидеть. Но вот такие разочарования были, когда я, допустим, что-то посмотрел, какой-то фильм, мне захотелось почитать. И вот я взял и читаю, и понимаю, что нет, я просто книгу откладываю, понимаю, что, скорее всего, и не возьмусь, лучше фильм пересмотрю.

КУЗЬМИНА: А скажи, пожалуйста, людям их простоту ты прощаешь? Охотно общаешься или терпишь?

АНТИПЕНКО: Я не вправе никого судить, и потом, я живу с точным совершенно пониманием и ощущением, что мы сюда приходим, на эту планету, с разной степенью взросления душ. Это мое личное ощущение, я в этом убежден. И поэтому нельзя всех под одну гребенку судить, ну нельзя. Есть люди, безусловно, умнее и мудрее нас уже по факту своего рождения, есть люди значительно проще и наивнее. Другое дело, что, конечно же, я избираю свой круг общения, и он очень узкий: несколько человек, с которыми я общаюсь раз в месяц, и чуть больше людей, с которыми я общаюсь раз в год. Таких, с которыми я общаюсь каждый день, нет, только по работе, если есть необходимость, да, я сталкиваюсь, общаюсь. И, слава богу, есть такие люди, с которыми мне не приедается общаться каждый день, но опять же это в рамках работы. А так я, конечно же, экстраверт конченый.

СТАХОВСКИЙ: Интроверт, наоборот.

АНТИПЕНКО: Скорее, да, конченый экстраверт и начатый интроверт, не законченный, видимо, до конца моих дней, вот так. Я чувствую себя очень органично в этом смысле.

СТАХОВСКИЙ: Но тем не менее у тебя же есть друзья, вот те люди, с которыми ты встречаешься раз в месяц?

АНТИПЕНКО: Вот я их и перечислил. Раз в месяц какое-то количество, раз в год - чуть большее, и все остальные - раз в столетие.

КУЗЬМИНА: В одном из интервью ты говорил, что у гор и театра много общего. Ты можешь в двух словах нам рассказать, что общее?

АНТИПЕНКО: Горы и театр это абсолютно волевая история. Можно готовиться до посинения, читая, перечитывая, уча и прочее. Но ты выходишь на сцену, и, если у тебя нет достаточно воли взять зал, взять себя в руки, заставить какие-то энергии шевелиться, которые не шевелятся в обычной жизни, ты - никакой актер, ты - нулевой актер. То же самое в горах. Можно быть суперспортсменом, но, если у тебя нет вот этой еще чайной ложечки воли, которая тебя заставит из какого-то совершенно разобранного состояния вдруг встать на ноги и делать хотя бы метр в час, но делать его по направлению к вершине, никаких вершин ты победить и взять не сможешь в своей жизни.

КУЗЬМИНА: Говорят, что под тобой пали семитысячники.

АНТИПЕНКО: Ну, я могу похвастаться, что все-таки три семитысячника уже в моем активе есть. Это горы нашего замечательного бывшего необъятного Отечества, которые находятся на юге нашей державы как бы, на сопредельной уже территории, в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, это моя основная вотчина. Там находятся все наши семитысячники, пять штук, из них я покорил три, это пик Ленина, пик Корженевской и Хан-Тенгри, осталось еще два.

КУЗЬМИНА: Знатоки ахнули в нашей студии.

АНТИПЕНКО: Это приятно. Да, осталось еще два, но самых тяжелых, в этом году я иду на победу, и даст бог, ЕБЖ - если будем живы, как говорил Лев Николаевич Толстой, то, может быть, вернусь, я надеюсь, вернусь, хочу жить еще. И в следующем году, опять же если повезет, то закрою на 40-летие «барса» восхождением на пик Коммунизма.

СТАХОВСКИЙ: Это твоя главная цель сейчас?

АНТИПЕНКО: У меня много целей в жизни, но раз в год, как некоторые ходят в баню, я хожу в горы. Раз в год я просто не могу, случается что-то странное, какие-то химические реакции в организме, я не могу удержаться; мне снятся страшные сны, что это может закончиться трагически, организм всячески сопротивляется, он тебе говорит: сиди, ты уже нашел свое место в жизни, сиди ты в Москве, выходи ты на площадку театральную, съемочную, получай удовольствие, приноси удовольствие людям. Но где-то к концу, наверное, апреля…

КУЗЬМИНА: Причем это происходит, судя по всему, из года в год в это время.

АНТИПЕНКО: …каждый год начинаются какие-то странные реакции.

СТАХОВСКИЙ: Ломка.

АНТИПЕНКО: Да, и ты ничего с собой сделать не можешь. Самое большое удовольствие доставляет тебе съездить в магазин, купить какой-то очередной гаджет новый, какую-то легче на 100 граммов, допустим, кружечку, или какую-нибудь горелочку титановую новую, которая еще легче на 50 граммов, какой-нибудь спальничек, который тоже чуть-чуть стал легче, не менее теплый, и вот этим ты живешь, пока не пойдешь в горы.

КУЗЬМИНА: Это правда, что ты поднимаешься один? Или когда как?

АНТИПЕНКО: Ну, надо честно признаться, что все-таки пока я хожу на семитысячники, это горы, куда ходят люди. Хожу я один, потому что я люблю как бы восходить в одиночестве и люблю передвигаться в своем ритме и своим темпом, чтобы ни за кем не бегать, потому что я не той подготовки.

КУЗЬМИНА: И никого не ждать.

АНТИПЕНКО: И никого не ждать, я не люблю ждать и не люблю догонять, я люблю ходить. Люблю ходить сам, как я считаю нужным, как, чувствую, позволяет мне мой организм, и не собираюсь там ни за какие коврижки, медали ломаться. Я не суперспортсмен. Я подготовкой к горам занимаюсь ну максимум за месяц до гор. Всё остальное время меня поддерживает в форме мой спектакль, например, «Отелло». Я вынужден там двигаться, танцевать и производить какие-то невероятные над собой вещи. А так всё, в общем, на этом заканчиваются занятия спортом в моей жизни. Поэтому один, ровно потому, что я не люблю бегать и не люблю ждать.

СТАХОВСКИЙ: Встал и пошел. А есть главная гора для тебя?

АНТИПЕНКО: Не знаю, почему Эверест я ставлю предпоследним в своей жизни, наверное, но все-таки главная К-2. К-2 - это какая-то магическая вершина для меня, она всегда существует, она очень красивая, она почти неприступная, и, конечно, такие непрофессионалы, как я, туда редко заходят. Может быть, поэтому она совершенно будоражит мое сознание, и я с этим живу, с этой мыслью, что если уж чем-то завершать карьеру альпиниста, если это можно назвать карьерой, то такой немыслимой горой. А может быть, она на этом не завершится, потому что еще столько нехоженых гор, слава богу.

КУЗЬМИНА: Вот ты сказал, хотя бы метр в день, но сделать его. Были моменты, когда ну просто - всё?.. Если они были, что тебя вдохновляло, что тебе помогало?

АНТИПЕНКО: Послушайте, в горах вообще обостряются все чувства, какие существуют у человека, потому что там просто желание выжить. И оно настолько примитивное и простое, что там нету никакой логики, там просто желание жить. Вот хочу жить и всё. Иногда оно перекрывает всякое желание восходить. И это в горах происходит почти каждый раз. Ты просто садишься и понимаешь: простите, не могу, спускаюсь. И бывали такие случаи, что спускался и готов был улететь просто, говорю: жду первый борт и улетаю отсюда, я не могу, всё, больше не хочу. И как это ни парадоксально, иногда бортов не бывает, там в силу каких-то обстоятельств: погода, еще что-то. День нет, два нет, три нет. На третий день ты успокоился, пришел в себя и говоришь: господи, дай мне знак, идти наверх или спускаться вниз, потому что я слишком долго сейчас чего-то жду, это непонятно. В прошлом году, например, вернее, в позапрошлом (в прошлом году я, к сожалению, сорвался), в позапрошлом году я восходил на пик Корженевской и просто попросил: дайте мне знак, пожалуйста, хоть какой-нибудь! Вот в тот момент, когда я спросил, - такие вещи, я больше чем уверен, происходят крайне редко в горах, особенно там, где есть люди - появилось стадо баранов, в хорошем смысле баранов, диких…

СТАХОВСКИЙ: Нормальных баранов.

АНТИПЕНКО: …которые никогда не заходят, они где-то там в высокогорье, на них там охотятся вот эти сумасшедшие охотники за рогами.

КУЗЬМИНА: Браконьеры.

АНТИПЕНКО: Браконьеры я их называю, потому что это абсолютная глупость, они даже мясо не берут, они просто голову отрезают и вот этими рогами потом хвастаются между собой. И вот стадо таких красивейших диких животных вдруг между палатками, сквозь лагерь прорывается вверх, просто прорезает это всё - людей, палатки, никого, естественно, не трогая, просто мимо, и уходит куда-то в облака, туда, где высоко, где снега.

КУЗЬМИНА: Говорят тебе: эй, паренек, пойдем с нами наверх.

АНТИПЕНКО: Да, говорит, паренек, ты, по-моему, засиделся в этом лагере. Я на следующий день пошел и взошел на Корженеву. Притом, что у меня не было никаких уже ни моральных, ни физических сил. Я просто уже сидел и тупо ждал вертолета, чтобы меня отсюда вывезли к маме домой, где теплая постелька, где все хорошо.

КУЗЬМИНА: Где завтрак.

АНТИПЕНКО: Где безоблачно, где всё размеренно, где жизнь спокойная, с горячей водой, с хорошим питанием и проч. Поэтому это происходит постоянно. И зачастую подсознательно, не понимая зачем, но вот ты идешь за этим, за чудом.

КУЗЬМИНА: А ты с собой что-то берешь, у тебя есть какой-нибудь, не знаю, артефакт мирской, грубо говоря, жизни?

СТАХОВСКИЙ: Талисманчик?

АНТИПЕНКО: У меня есть иконка, которая уже много лет со мной, она прямо маленькая, совсем микроскопическая, святого Григория, и она как-то прижилась, она у меня, она не мешает, потому что маленькая совсем, веса никакого не весит, вот она со мной, а так, в общем, ничего. Там хватает артефактов, которые необходимы.

СТАХОВСКИЙ: А сувениры ты привозишь оттуда какие-то?

АНТИПЕНКО: Я перерос сувениры, я уже давно перерос.

СТАХОВСКИЙ: Нет? Ну, я не знаю, камень…

КУЗЬМИНА: Это только в Питере воздух в банке продается…

АНТИПЕНКО: Можно, конечно, кусок льда привезти с собой. Чтобы он растаял по дороге.

СТАХОВСКИЙ: Нет, ну я не в курсе, я же не знаю, что там происходит в горах, мало ли что, может, какая-то традиция есть на этот счет, бог его знает.

КУЗЬМИНА: Ощущения ты оттуда привозишь вместо сувениров.

АНТИПЕНКО: Нет ничего прекраснее, чем возвращаться, если ты взошел на вершину. Это что-то нереальное, это на грани, возможно, рождения. Это новый какой-то этап. Ты понимаешь, что ты прошел то, что не мог пройти и не можешь, наверное, но случилось чудо. И они, вот эти слезы, искренние совершенно слезы счастья, когда тебя борт увозит, это ни с чем не сравнимое ощущение. Вот, может быть, ради этого отчасти тоже туда идешь.

КУЗЬМИНА: А вот это преодоление, может быть, каких-то вещей, которых ты боишься или считаешь, что есть те, кто могут, но я точно нет, имеет место в твоей жизни, в каких-то других сферах кроме гор?

АНТИПЕНКО: Слушайте, это лейтмотив, наверное, жизни все-таки. Если уж человек выбирает такие вещи, такие средства отдыха, скажем так, как альпинизм, то, наверное, вся его жизнь так или иначе… Всё, что я ни делаю в последнее время, это всё некое преодоление. Мне интересно состязаться с собой. Мне интересно состязаться со своими слабостями. Ничего интереснее в этой жизни я пока еще не нашел.

СТАХОВСКИЙ: Быть лучше себя вчерашнего?

АНТИПЕНКО: Пускай даже на микрончик, пускай на чуть-чуть, но если тебе это удается, уже не зря день прошел.

СТАХОВСКИЙ: Остается время, желание, может быть, для путешествий другого порядка?

КУЗЬМИНА: Звездой на пляже.

СТАХОВСКИЙ: Например, да.

КУЗЬМИНА: С картой по Риму.

АНТИПЕНКО: Послушайте, я люблю своих детей. Конечно, там, где дети, там я и отдыхаю. То есть, единственное место, где я могу душой отдохнуть и не чувствовать какое-то угрызение совести, это горы. Всё остальное - это все равно там, где мои дети. Сейчас они у меня четвертый год в Черногории всё лето проводят, и поэтому я туда мотаюсь каждый раз, как только появляются деньги и время. На три дня, на пять, больше двух недель я на море не выдерживаю, меня начинает уже трясти, куда-то хочется лезть, даже дети не сдерживают.

СТАХОВСКИЙ: А в Черногории-то уж гор тоже немало.

АНТИПЕНКО: Я не могу. После семитысячников тяжеловато.

СТАХОВСКИЙ: Всё, уже не то?

АНТИПЕНКО: Не могу, как-то вот размениваться по мелочам не могу. Если уж масштаб, так масштаб. Следующая ступенька это понятно, что Гималаи, но только после «барса», «барса» закрою, будут Гималаи, опять же, ЕБЖ.

СТАХОВСКИЙ: Ну, понятно, это, безусловно, да. Эта трехбуквица у нас сегодня просто во главе.

КУЗЬМИНА: У тебя есть какие-нибудь коллекции? Любимый автомобиль, который ты холишь и лелеешь, возможно, доисторический, как у меня? Или что-то такое, чему ты, возможно, придаешь больше значения, чем все остальные люди?

АНТИПЕНКО: Не знаю.

СТАХОВСКИЙ: Змеи и горы. Тебе мало?

КУЗЬМИНА: Театр.

АНТИПЕНКО: Театр. Вы знаете, я настолько увлечен своей профессией, так по-настоящему увлечен, что вот если у меня есть какая-то роль, я даже понимаю, что дистанция несколько месяцев, но я ни о чем другом не могу думать. Я так или иначе занимаюсь делами и вещами, которые меня каким-то образом к этому подводят. Сейчас «Сирано де Бержерак», который, уже поставлены числа, даст бог, 17-18 октября…

СТАХОВСКИЙ: Это премьерные, да?

АНТИПЕНКО: Да, и я, безусловно, возьму с собой текст в горы, потому что там есть моменты, когда отдыхаешь перед акклиматизационными забегами и заняться абсолютно нечем, я буду стараться, если мозг позволит, потому что там, конечно, в бескислородной среде очень сложно заставить мозг что-то делать, но, если получится, и там буду учить, и там буду хотя бы по фразочке в день что-то пытаться, потому что мне это дико интересно. Это роли колоссального масштаба, это надо до них еще дорасти и сыграть. Какие сериалы после этого? На пробы зовут, я уже - со знанием нескольких монологов от Сирано де Бержерака - не могу даже читать то, что мне предлагают. Я говорю: извините меня, пожалуйста, я вас всех люблю, я никого не осуждаю, каждый занимается своим делом, я буду жить на кефире и на хлебе…

КУЗЬМИНА: «Я вам сейчас дам телефон Василия, он прекрасно сыграет эту роль, он прекрасно справится».

АНТИПЕНКО: Да. Вот вы смеетесь, а так и делается. Я говорю: «Вы серьезно? Я не подхожу, ну правда. По-моему, есть…» - и я несколько фамилий действительно называю.

КУЗЬМИНА: Слушай, а ты закончил высшие режиссерские курсы?

АНТИПЕНКО: Опять же никого не хочу обижать, я ушел в академ, мне было неинтересно. Но я надеюсь, что когда-нибудь у меня появится желание, и я вернусь. По большому счету то, что нужно было для себя - просто ощущение, могу я или нет, - я его получил. Могу, точно совершенно. Могу собрать компанию, если надо, людей талантливых, талантливей, чем я. У меня нет никаких в этом смысле амбиций, режиссер - это прежде всего человек, который собирает вокруг себя команду талантливых людей. И чем они талантливее самого режиссера, тем лучше. Их, главное, собрать и вдохновить. Это у меня получается делать. Получается объяснить им концепцию, получается заразить их своей идеей, что я хочу снять. Пускай там было в масштабах короткометражек каких-то малюсеньких, но я понимаю, что я могу это делать, мне это интересно.

КУЗЬМИНА: А ты следишь за, может быть, режиссерскими работами выпускников, они достаточно интересными бывают?

АНТИПЕНКО: Ну, я следил, когда учился, следил. У нас очень есть много талантливых людей, но, к сожалению, это сейчас не востребовано. Я прямо мечтаю, чтобы у нас появился наконец в стране, ну, не Вуди Аллен собственной персоной, потому что он и так себя там прекрасно чувствует, и то, что он делает, это гениально, а появились вот такого уровня режиссеры и продюсеры, которые будут ценить и понимать, что в этом-то по большому счету и есть русское кино, глубоко психологическое, актерское прежде всего, потому что всё, что мы делаем на уровне спецэффектов, это всегда такие легкие догонялки Запада. Мы их не догоним, они уже нас обогнали на много-много тысяч лет вперед. Поэтому чем мы можем брать? Нашей актерской школой и по-настоящему цельными личностями, которым нет цены. Сейчас их стало меньше, сейчас их вытравливают, просто вытравливают элементарным сериальным этим бизнесом. И даже хорошие актеры превращаются в штукарей, потому что они теряют смысл. Они приходят и считают, сколько им заплатят за съемочный день, а не занимаются творчеством. Это, к сожалению, убивает наш кинематограф. Поэтому если уж я вернусь в режиссуру, то только вот с этим подтекстом: снимать кино высокоинтеллектуальное, интересное, духовное кино, которое мне лично будет интересно. Когда я не буду соперничать с западными этими сумасшедшими новаторствами, на какую там снимать камеру. Снимите на телефон! Если талантливо снято и талантливые люди в кадре, это всегда будет интересно.

КУЗЬМИНА: Есть что-то, чему ты учишься или научился у своих собственных детей?

АНТИПЕНКО: Ой, смелости, наверное. Они замечательные. Когда человек маленький, он всегда смелее, он всегда импульсивнее, он может делать безрассудные поступки. Вот чему нам нужно, взрослым, у них учиться.

СТАХОВСКИЙ: Границ меньше.

АНТИПЕНКО: Меньше границ, нет вообще никаких границ. Потом уже, взрослея, начинаем их приобретать. Этому я пытаюсь научиться. Я, как Бенджамин Баттон, стараюсь помолодеть с возрастом. Не превращаться в старика, который брюзжит и всех там, условно говоря, обвиняет за то, что происходит в стране и в жизни. Дай бог, чтобы они были талантливее нас. И они сейчас по факту многие, вот эти поколения маленьких, трех-, четырех-, пятилетних, они уже талантливее. Просто по факту рождения. Они уже разбираются во всех этих гаджетах - откуда это всё в их мозгу?

СТАХОВСКИЙ: Уже генетически заложено, моментально всё.

АНТИПЕНКО: Вот странно. От кого заложено? Вот парадокс.

КУЗЬМИНА: Откуда? Ты яйца ловил в «Ну, погоди» генетически, а они делают то же самое, только уже…

СТАХОВСКИЙ: Правильно. А наши бабушки, когда появился этот волк, тоже не понимали, как надо жать на эти самые кнопки. Когда появился пульт от телевизора - господи, что с ним делать? И оборачивали его в целлофанчик, чтобы он, не дай бог…

КУЗЬМИНА: Многие до сих пор не снимают, Евгений, скажу тебе больше.

СТАХОВСКИЙ: В этом смысле всё понятно, совершенно всё понятно. Спасибо! Григорий Антипенко был у нас в гостях.

КУЗЬМИНА: Нам надо с тобой прощаться, мы тебя отпускаем.

АНТИПЕНКО: Ой, как приятно. Спасибо. Мы же помним, что я интроверт, поэтому надо прощаться, и это приятно.

КУЗЬМИНА: Всё, что у тебя будет, можно увидеть на твоем сайте, судя по всему, правильно, в Интернете? Или, по крайней мере, постараться подглядеть.

АНТИПЕНКО: Вы знаете, я не знаю, что происходит на моих сайтах, на чужих, я в этом абсолютный дилетант.

КУЗЬМИНА: Ищите в Интернете, на просторах. Спасибо тебе большое.

АНТИПЕНКО: Счастливо.

Женщины нашей страны полюбили Григория Антипенко после выхода на экраны телесериала «Не родись красивой», где он сыграл роль Андрея Жданова. Его работы в театре и кино вызывают интерес публики, каждый раз актер заново открывает себя зрителям.

Мы попросили Григория рассказать о современном российском кинематографе и профессии актера.

-Чем, на ваш взгляд, обусловлен успех сериала «Не родись красивой?»

В то время в России еще не сняли ни одного сериала в жанре драмеди, всюду было засилье кровавого кино. Когда на экраны вышел фильм «Не родись красивой», это было прямое попадание. Нам удалось сделать качественный сериал, потому что все – актеры, режиссеры, операторы – хотели творить. Кстати, главный режиссер Александр Назаров был моим педагогом в Щукинском училище. Это талантливый преподаватель, прекрасный режиссер и артист. Мы верили, что сможем сделать хорошее кино, трудились днем и ночью. Поэтому сериал стал таким популярным.

-Одни хвалят телесериалы, другие критикуют. А как вы к ним относитесь?

Я считаю, что сериалы нужны. В этом можно убедиться на примере успешных западных проектов, которые доставляют творческое и эстетическое удовольствие как зрителям, так и актерам, которые в них играют. Важно, чтобы творческий процесс не превращался в фабрику, чтобы снимали не только ради денег. А сейчас в нашей стране наблюдается именно такая тенденция, поэтому большая часть российских сериалов – провальные. Надеюсь, что этот период пройдет, и через несколько лет мы сможем увидеть хорошие отечественные фильмы.

-Как вы считаете, какие фильмы и спектакли нужны современному зрителю?

Мне кажется, что разные. Сейчас можно наблюдать большое расслоение в нашем обществе. Раньше в силу тотальной образованности людей, их стремления к саморазвитию публика была интеллигентной. Для нее снимали замечательные фильмы. Сейчас хорошее кино воспринимает только небольшая часть зрителей. Зато низкопробные картины пользуются популярностью и имеют высокие рейтинги. Мне не хочется участвовать в таких проектах, понижать планку.

Я работаю для умного зрителя, который способен мыслить, чувствовать, сопереживать. Не буду никого ругать, но публика стала проще. Значит, как я уже говорил, фильмы и спектакли должны быть разными. Когда мы играем «Орфея и Эвридику», зрители порой замирают, и я не понимаю, хорошо это или плохо. Не только они, но и мы отвыкли от высокой драматургии. Людям нужно прививать хороший вкус.

Кстати, вы играли главную роль в спектакле «Орфей и Эвридика» в постановке режиссера Павла Сафонова. Ваши впечатления об этой работе.

Очень хорошие. «Орфей и Эвридика» — это классика, благодаря которой люди задумываются о своей жизни, о непреходящих ценностях. Французский драматург Жан Ануй – замечательный автор. Он перенес сюжет античного мифа в современность и показал, как тяжело сохранить любовь в нашем мире. Мы много работали над пьесой, исправляли недостатки перевода, который делали еще в советское время. Еще одна работа в похожем стиле — «Медея», это тоже пьеса Ануя. Важно, чтобы спектакль был близок и понятен публике.

-Как сейчас меняется российское кино?

К сожалению, старых мастеров почти нет, а молодых мало, и они не всегда могут себя реализовать. Конечно, есть очень талантливые люди, например, режиссер Александр Черных. Я играл в его фильмах. Как-то слушал передачу по радио, в которой выступали педагоги театральных вузов. Они говорили, что сейчас на творческие специальности поступают, в основном, для того, чтобы хорошо зарабатывать. Раньше об этом никто не думал, все прекрасно знали, что в кино и театрах платят небольшие деньги. Исключением становились звезды, которые попадали в число избранных. Но это было равносильно счастливому лотерейному билету, на который никто особо не рассчитывал. А сейчас студенты говорят преподавателям: «Зачем нам «высокие материи»? Объясните азы, остальное сделаем сами». Это неправильный подход. Студенты должны четко понимать, зачем пришли в вуз и выбирать профессию не ради денег, а для того, чтобы реализовать свои способности. Главное, чтобы дело нравилось! Думаю, со временем зрители устанут от некачественного кино, и ситуация изменится.

-Что самое важное в профессии актера?

Оставаться самим собой, не терять нравственные принципы и силу духа. Нельзя себя выхолащивать, размениваться по мелочам. Нужно уважать профессию и людей, для которых ты работаешь.

Вы занимаетесь альпинизмом, побывали на Кавказе, Тянь-Шане и в других прекрасных местах. Как это увлечение влияет на вашу жизнь?

Для меня это спасение. Порой устаю от людей, от нашей действительности и тогда отправляюсь в горы. Там отдыхаю, восстанавливаю душевное равновесие. Мне это необходимо. Альпинизм доставляет большое удовольствие. Рекордов не ставлю, хотя мне многое удается. В горах можно встретить умных, интеллигентных, образованных людей, их общество очень приятно. Впервые поднялся на высоту 7000 км. и обязательно продолжу покорять другие вершины. Хотел бы съездить на Памир, а потом в Гималаи.

-Помогают ли вам близкие в работе и в жизни?

Очень помогают. Жизнь изменчива, в ней бывают разные периоды. Поэтому семья, дети – это то, ради чего стоит жить.

-Что бы вы пожелали читателям?

Очень важно не терять себя, свою душу, и тогда все сложится хорошо.

Александра НИКОЛЬСКАЯ (для журнала «Плехановская Студия» и издания «Эксклюзив»).

Фото из личного архива Григория Антипенко

Григорий Антипенко – один из молодых киноактёров, ставших популярным в начале нового тысячелетия. Он сыграл в большом количестве кинофильмов, после которых артист стал известным. Звезде отечественного кинематографа удаётся сыграть любую роль: от героя-любовника до бандита.

Личная жизнь киноактёра – это тайна за семью печатями. Кроме официальных сведений, нельзя найти никакой информации. Дважды Антипенко пытался стать счастливым, но ни официальный, ни гражданский союзы не сделали Григория счастливым. Актёр участвует в воспитании троих сыновей, которые являются, по его словам, главными его сокровищами.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Григорию Антипенко

Григорий Антипенко, фото в молодости и сейчас которого вызывают интерес, весит 83 кг. Рост же мужчины равен 191 см. Он является одним из самых высоких артистов отечественного кинематографа.

В начале нового тысячелетия на экраны страны вышел популярный кинобоевик «Кодекс чести», в котором начинающий артист сыграл небольшую роль. Несмотря на это, актёр был замечен. У него появились поклонники, которые задавались вопросами, какой у него рост, вес, возраст. Сколько лет Григорию Антипенко – никогда этот вопрос не скрывался. В 2017 году актёр отметил своё 43-летие.

Биография Григория Антипенко

Биография Григория Антипенко началась в середине 70-х годов прошлого столетия в столице Советского Союза. Отец и мать нашего героя работали инженерами, причём мама трудилась на киностудии «Мосфильм». В 6 лет увлёкся биологической наукой, зная латинские названия живых организмов. Немного позднее стал мечтать о поездках в отдалённые уголки мира, чтобы увидеть редких животных, в особенности змей.

В школьные годы мечтал стать фармацевтом, поэтому поступает в специализированный техникум после получения аттестата. После получения диплома отработал по специальности всего несколько месяцев. Затем талантливый парень пробует себя в разных профессиях, но ничего его не привлекало.

Однажды Григорий проходил мимо Щукинского училища и увидел объявление о начале приёма на первый курс. Талантливый молодой человек с первого раза становится студентом «Щуки». Его преподавателем становится Овчинников.

Фильмография: фильмы с участием Григория Антипенко в главной роли

В годы обучения Антипенко стал одним из лучших студентов курса. Фильмография популярного киноактёра многообразна. Он появляется в разноплановых кинокартинах: от героев-любовников до бандитов. Его работы полюбились в «Талисмане любви», «Юнкерах», «Не родись красивой», «Альпинисте», «Разлучнице» и множестве других.

Талантливый киноактёр затем изучает режиссуру. В 2013 году Антипенко начинает работать в театре имени Вахтангова.

Григорий в последние годы активно озвучивает мультипликационные фильмы. Его голосом говорят герои в «Тэде и Джонсе» и в некоторых других.

Семья и личная жизнь Григория Антипенко

С момента появления киноактёра в «Талисмане любви» семья и личная жизнь Григория Антипенко вызывают неизменный интерес у почитателей его таланта.

Известно, что артист состоял в браке два раза. В первый раз наш герой женился в юности. Он прожил с женой семь лет. В раке родился сын, но потом в отношениях пары наметилась трещина, что и привело к разводу. Затем актёр состоял в фактическом браке с коллегой по киносериалу «Не родись красивой». Молодые люди прожили около 6 лет. В середине 2012 года Григорий Антипенко и Юлия Такшина расстались. Ради детей они сохранили дружеские отношения.

В настоящее время популярный киноактёр то и дело появляется на различных мероприятиях с самыми красивыми женщинами Российской Федерации, но снова регистрировать брак с кем-либо не спешит.

Дети Григория Антипенко

Звезда российского кинематографа в настоящее время многодетный отец. В первом браке супруга Елена подарила ему сынишку Александра. Юлия Такшина родила артисту тоже двоих сыновей. Антипенко, несмотря на расставание с супругами, не забывает своих детей. Он часто с ними общается, ходит в кинотеатры на премьеры своих кинофильмов.

В 2017 году дети Григория Антипенко вместе со своим отцом появились на премьере популярного российского исторического кинофильма «Викинг». Оказалось, что артист пришёл поддержать своего коллегу, снявшегося в этом отечественном блокбастере.

Сын Григория Антипенко – Александр Антипенко

Популярный киноактёр стал отцом в первый раз ещё в молодости. Вскоре после свадьбы в семье появился сынок, которого назвали в честь А.С.Пушкина Александром.

В 2 года мальчик серьёзно заболел. В течение длительного времени Сашу носили по врачам, но диагностировать болезнь не получалось. Мальчик таял на глазах. Родители сходили с ума от беспокойства. Наконец, врачи смогли определиться с заболеванием и назначить верное решение.

В настоящее время сын Григория Антипенко – Александр Антипенко - серьёзный юноша, который стоит на пороге выпуска из школы. Он часто общается с отцом, приходит на его премьеры в театр.

Сын Григория Антипенко - Иван Антипенко

В июне 2007 года киноактёр стал отцом. Ему вторая супруга подарила сыночка, которого назвали Ванечкой. С детских лет сын Григория Антипенко - Иван Антипенко находился за кулисами. Мальчик мечтает пойти по стопам родителей. Он уже сыграл в нескольких эпизодах известного детского юмористического киножурнала «Ералаш».

В настоящее время Иван учится в школе в 5 классе. Он постигает с большим желанием различные науки. Помимо школы, мальчик посещает несколько кружков: театрально-драматический и спортивный.

Сын Григория Антипенко – Фёдор Антипенко

В середине лета 2009 года киноактёр стал отцом ещё раз. Гражданская супруга ему подарила ещё одного сыночка, которого назвали Феденькой. Мама ребёнка вышла на работу рано, поэтому воспитывать Федю стала его бабушка.

В настоящее время сын Григория Антипенко – Фёдор Антипенко учится в начальных классах. Мальчик с большим желанием занимается спортом, делая первые шаги в изучении восточных единоборств. Недавно на столичном первенстве Фёдор завоевал первый приз в своей номинации.

Бывшая жена Григория Антипенко – Елена

В первый раз киноактёр полюбил в молодости. Они познакомились в институте, где учились. Несколько месяцев влюблённые встречались. Потом Григорий сделал девушке предложение о браке, она согласилась.

После свадьбы супруги счастливо прожили в течение 7 лет. Бывшая Жена Григория Антипенко – Елена ушла из театра и стала заниматься домом. Актёр сутками пропадал на работе. В семье стали возникать ссоры. Однажды артист забрал вещи и с одним чемоданом ушёл из дома. С бывшей супругой Антипенко общается ради сына.

Бывшая жена Григория Антипенко – Юлия Такшина

В 2005 году на съёмках одного из кинокартин артист встречается с Юлией Такшиной. Млодые люди часто общались, ходили вместе на различные мероприятия. В 2006 году влюблённые стали жить вместе. Свой брак официально они регистрировать не стали. Вскоре появились на свет дети, которых Григорий и Юлия воспитывали вместе.

Через некоторое время гражданские супруги расстались. Они сохранили дружеские отношения ради своих детей. Артист часто приходит домой, разговаривает с бывшей супругой по различным вопросам.

Недавно в СМИ появилась информация, что киноактёр снова женился. Его связывали с одной из коллег – Татьяной Арнтгольц. Сообщалось, что Григорий Антипенко и его новая жена, фото которых размещалось ниже, счастливы в браке. Они решили пока не разглашать отношения.

Чтобы прекратить сплетни, артисты некоторое время не общались. В настоящее время они дружат и не обращают внимания на сплетни.

Инстаграм и Википедия Григория Антипенко

Инстаграм и Википедия Григория Антипенко пользуются популярностью у любителей отечественного кинематографа.

Википедия артиста полно и подробно сообщает о творческом пути Антипенко. Здесь рассказывается, как он стал актёром, какими профессиями занимался ранее, с кем состоял в браке и кто из детей родился. На странице представлен полный список работ, в которых Григорий снялся.

Инстаграм артиста изобилует информацией о его творческой деятельности. Здесь выложены только фото, сделанные на съёмочной площадке и в театре. Но фотографий детей, жён нельзя найти на его странице. Этим артист ограждает своих близких от чрезмерного внимания посторонних.

Андрей Жданов – персонаж Григория Антипенко из сериала «Не родись красивой», по утверждению актера, его полная противоположность. Актер не любит играть в кино самого себя, предпочитая раскрывать свое истинное «я» только близким людям. В интервью порталу starstory.ru Григорий рассказал о дружбе, женском идеале и о том, насколько легко быть лидером в творческой профессии.

«Вообще, Андрей – это диаметрально противоположный мне человек по духу, по образу жизни и, вообще, по всему», – говорит Григорий

Григорий, почему обычно, когда журналист идет на интервью с актером, думает, что его сейчас начнут обманывать? Во время интервью актеры также успешно входят в роль, как в кино, или же остаются самими собой?

Я затрудняюсь говорить про всех. Лично мне самому легче жить в правде, по другому просто не интересно. Но у меня есть «замечательные друзья», которые настолько усовершенствовали это мастерство, что сами теряются в общении с прессой (улыбается).

Есть ли такое понятие как дружба на работе, на съемочной площадке?

Дружба для меня – очень высокое понятие. А работа настолько кратковременна, что её недостаточно для того, чтобы хорошо узнать человека, с которым познакомились во время съемок. У меня есть хорошие приятели, которые могли бы быть друзьями, но друзей, как таковых, у меня здесь нет.

Во время съемок с артистами все время случаются различные казусы... Ты можешь этим похвастаться?

Ярче, чем мой день рождения, я не могу вспомнить. Меня разыграл главный режиссёр Александр Назаров. Он устроил грандиозный скандал на площадке, съёмки были на грани срыва. На площадку были вызваны все: гримёры, костюмеры, сценаристы. Я подумал, что это очередной нервный срыв режиссёра. Сел спокойно в сторонку, выжидая окончания. В какой-то момент включился свет, заиграла торжественная музыка из «Талисмана любви» и вынесли торт со свечами. И только в этот момент я понял, что это розыгрыш. Мне было очень приятно.

«Обычные профессии меня не интересуют»

Актеру, наверное, трудно быть лидером. Профессия зависимая, основанная на подавлении самолюбия. Ты не согласен с этим?

Я, вообще, по натуре – лидер. И, позвольте, не соглашусь с вами. Наша профессия однозначно лидерская, здесь необходимо стремление. Если человек начинает прогибаться, то это всё начинает проявляться в работе. Я очень независимый человек и иду на компромисс с людьми, с которыми работаю, лишь в том случае, если им удалось убедить меня в своей правоте. В противном случае, я никому не даю спуску и веду себя так, как считаю нужным.

Хочешь сказать, ты совершенно бескомпромиссный человек?

Я раньше был очень компромиссным человеком, даже чересчур мягкотелым. И этим пользовались. Это плохо, в принципе. У каждого человека должен быть свой стержень, свои позиции. Сейчас у меня достаточно жёсткая своя позиция. Я очень категоричный человек.

Есть роль, которую ты никогда бы не согласился сыграть?

Мне не очень нравятся роли с сексуальными извращениями. Если это комедийный жанр, то ещё возможно. Но сыграть драматическую роль гомосексуалиста, скорей всего, отказался бы даже за большой гонорар. Это не по мне, я натуральный человек по своей природе.

А вспомни свой самый первый гонорар?

Это была реклама «Мегафона». Там абсолютно не было слов. Некая влюблённая пара – я был женихом. Бессловесная счастливая история. Правда, я уже не помню, сколько мне заплатили. Но, на самом деле, это не так уж важно. В эту профессию я пришёл не из-за денег, а, прежде всего, потому, что актерская деятельность мне нравится как профессия.

Сейчас многие актеры начали получать вторую резервную профессию. Одни идут в продюсеры, другие – в бизнес... Ты не думал о получении второго высшего образования?

Я ещё не наигрался (улыбается). У меня нет ощущения, что необходимо что-то где-то добирать, искать какие-то резервы. Не исключено, что в последствии я попробую себя в качестве режиссёра. В любом случае, я думаю, это будет связанно с театром и кино. Обычные профессии меня не интересуют. Я их достаточно перепробовал до того, как попал в актёрскую среду. Все профессии я старался узнать, познать, пощупать руками. Вернуться я мог бы в любую из них, другое дело, что мне этого не хочется делать. Уверен, что этого никогда не случится. Главное – все время двигаться вперёд, делать только то, чего я еще не пробовал. Я верю в то, что в одну реку дважды не войдёшь.

В вашей среде поговаривают, что актерская профессия немыслима без допингов. Как ты считаешь?

Я вообще очень плохо отношусь к любым допингам. Нас так воспитывали в Щукинской школе, что это неестественно, ненормально, неправильно. Человек, который не может без допинга выходить на площадку, – не профессионал. В жизни я не пью, либо делаю это крайне редко, и не курю. Я так воспитан.

Как ты себя ведешь, когда на улице тебя узнают поклонники? Общаешься с ними?

Я стараюсь избегать таких встреч на улице, я крайне закрытый человек. Никогда не тяготел к случайным знакомствам. Тем более, если инициатива исходит с другой стороны и это девушка, меня это даже отталкивает. Стараюсь избегать таких знакомств.

«Не люблю, когда люди ведут себя излишне бурно и нагло»

Многие мужчины опасаются состояния «вдвоем», некоторые боятся жениться. А ты никогда не боялся?

Вообще, женитьба – это очень серьёзный шаг. Я уже был женат. Всё это было достаточно сумбурно и неправильно, поперёк моего сознания. В молодости я совершил эту ошибку, но ни о чём никогда в этой жизни не жалею. Всё это было, это моя жизнь.

Какие выводы ты сделал для себя после первого брака?

Я извлёк для себя много полезного. Я никогда не пойду на этот шаг, хорошенько не узнав человека, не проверив его ситуациями. Что я буду делать? Раскрывать его полностью.

Как у тебя складываются отношения с бывшей супругой?

У меня с ней замечательные отношения. Слава Богу, всё в порядке. Никаких препятствий в общении с сыном, оно только приветствуется.

А как много времени ты проводишь с сыном?

К сожалению, очень мало – из-за насыщенного графика работы. Надеюсь, что в будущем эта ситуация изменится в лучшую сторону.

Сын очень похож на тебя. Желание многих родителей-актеров уберечь от этой профессии своих детей вполне обосновано. Если твой сын решит стать актером в будущем, ты его в этом поддержишь?

– Григорий, как вы отнеслись к назначению Олега Меньшикова на пост художественного руководителя Театра Ермоловой?

– В любом случае это положительное движение. Я не знаю, каким будет Олег Меньшиков художественным руководителем, но есть надежда, что хорошим: он человек ответственный…

– Насколько я знаю, вы всегда крайне тщательно относитесь к выбору ролей…

– Действительно, я не на все роли соглашаюсь, и к театру это относится в первую очередь. Лично для меня театр – храм, место исповедальное. Если в работе нет темы, затрагивающей меня, чтобы я захотел это рассказать зрителям, я не пойду в эту постановку. Вообще, существует масса условий, при которых я либо вписываюсь, либо не вписываюсь. В «Одессе 913» мне понравилась атмосфера, несмотря на то что Театр Ермоловой пока не сильно раскручен и слегка забыт государством. Здесь актеры действительно хотят работать. Все значимые проекты складываются для меня уже традиционно неожиданно, буквально падают с неба, и «Одесса 913» – не исключение. Начинался проект с другим актером, моим однокурсником Александром Устюговым. Месяц репетировали, но потом Саша отказался от участия в силу личных обстоятельств. Начали искать замену и в конечном итоге вспомнили, что есть такой немало известный парень для Родиона Юрьевича, как его ученик Григорий Антипенко. Я почитал материал, поговорил с режиссером и почувствовал, что могу попробовать, рискнуть и начал репетировать. Вообще, я очень благодарен Родиону Юрьевичу за эту роль. От таких предложений не отказываются.

– Вы пришли в театральный мир уже взрослым сложившимся человеком – такое на актерских факультетах бывает редко. Каково вам было учиться среди, можно сказать детей, только что окончивших школу?

– У меня было довольно жесткое воспитание в семье – я человек неизбалованный. Меня приучили делать все самостоятельно и быть абсолютно автономным. Учиться с другим поколением было непросто. Конечно, я делал скидку на то, что примерно десять лет назад был таким же. Но вообще сложно с людьми, которые мыслят по-другому в силу возраста, нелегко найти общие интересы и контакты. По-моему, я был самым старшим не только на курсе, но и среди всех студентов «Щуки» в то время. Я почти обманным путем проник в училище, сказав, что мне двадцать два года, а мне было уже двадцать четыре. Раскрыл я эту тайну Овчинникову только на четвертом курсе. Но в чем-то мне повезло – у меня был громадный житейский опыт, мне не составляло труда придумывать этюды, а мои юные однокурсники ковырялись, выдумывали сюжеты из головы, пытались в книжках что-то искать.

– Театр для вас важнее кино?

– Театр – это главное, как мне кажется. Есть, конечно, уникальные примеры, когда люди обходились без театра и становились, в общем, хорошими киношными актерами, и так и шли до конца всю жизнь, но их единицы. Все равно человек должен где-то подпитываться, где-то пробовать, где-то наращивать мышечную творческую массу… Даже если ты снимаешься постоянно, и, дай бог, если тебе предлагают разные амплуа. Но чаще всего режиссеры этим не занимаются, ты существуешь в одной форме, которую используют. Театр – это возможность попробовать себя в разных жанрах, других воплощениях. Великое счастье, когда ты встречаешь хорошего режиссера, который начинает открывать в тебе новые грани твоих способностей и возможностей, о которых ты не знаешь. Мне пока, слава богу, с этим везет. Я играю только главные роли и расту на очень хорошем материале.

– Для вас существуют какие-то границы дозволенного на сцене, экране?

– Я не люблю похабщину, меня это раздражает. На мой взгляд, искусство, за исключением каких-то кулуарных экспериментов, должно быть ограничено границами нравственности. Искусство позволяет, благодаря разным творческим формам и решениям, воплощать те или иные сцены каким-то другим путем, не впрямую, не через раздевание и эпатаж. Когда была цензура и другие ограничения, мы снимали великое кино. Оно и сейчас остается таким, тебе не хочется перед экраном зажмуриться и вжаться в кресло. Возможно, это только я так себя чувствую, но мне кажется, это неправильно, когда можно все. Я в любом случае принимать в этом участие не буду, для меня существуют четкие границы, через которые я не переступаю. Все должно быть красиво во всех отношениях – и в духовном, и в визуальном. «Красота спасет мир» – таково мое отношение к искусству.

– Красоты сейчас явно не хватает, эпатажа куда больше…

– Чего хотят эти люди, которые заполонили сегодня внушительную территорию в искусстве, какую позицию выбирают? Захватить большую аудиторию молодежи, привлечь на этот эпатаж? Заработать побольше денег? Разве в этом цель мастеров, которые берутся за это? А дальше куда? Всех принизить и опустить до уровня ада и там кувыркаться? Это точно не мое… Сейчас такое время дурацкое, что многие артисты, обретая известность, отключают мозг и превращаются в каких-то непонятных персонажей, раздуваются как мыльные пузыри, делая непонятно что. Как правило, ничем хорошим это не заканчивается.

– Андрей Миронов. Он для меня абсолютное воплощение актера с позитивной энергией, с позитивным стремлением. Абсолютно все его творчество – драматическое, комедийное, – все его роли направлены на созидание. Ты плачешь, смеешься, но это все – подлинные эмоции, от них душа очищается и становится легче жить. Для меня Миронов – идеал актера. Другое дело, что этому невозможно научиться, это либо есть, либо этого нет. Люблю многих режиссеров: раннего Михалкова, Тарковского, Данелию, да много кого еще. Просто сейчас «старики» лучше бы ничего не снимали. Сейчас какое-то безвременье, в театре тоже нет больших режиссерских имен – все доживают на фоне бывших побед. А наши лучшие телевизионные передачи – на основе ретро, потому что сами ничего не могут придумать, таланта нет, а заработать поскорее хочется, чего-нибудь слабать, повторить, получить деньги и уехать на Багамы.

– Кстати, о Багамах. Как вы относитесь к оживлению социальной активности россиян?

– Положительно отношусь. Другое дело, что участвовать самому у меня не получалось из-за занятости. Хорошо, что у нас что-то начало происходить, ведь совершенно очевидно, что власть себя изжила, после бесконечных красивых слов хочется какого-то дела. Когда от тех, кто знает подлинную правду положения наших дел, узнаешь эту правду, волосы встают дыбом. Слава богу, страну еще окончательно не распродали, все как-то еще держится, но на грани. Но я не вижу личности пока, кто мог бы прийти и стать хорошей альтернативой всему этому.

– А если бы у вас появилась возможность как-то повлиять на ситуацию?

– В политику я точно не полезу – грязное это дело, даже хороших людей там «перемалывает». Как победить эту систему? Не знаю. Надеюсь, у людей появится стремление служить, а не зарабатывать, потому что уже и так бесконечно богаты. Интересно, когда они перестанут воровать? Неужели у них не появляется желания что-то сотворить, хотя бы дом построить, чтобы табличка висела, и все им восторгались и говорили, что этот дом построил такой-то человек… Сейчас такое время безгеройское. Люди не хотят остаться в веках, а хотят успеть послаще пожить, такое дикое стремление за свою коротенькую жизненку побольше нахватать. Странно, что люди, имеющие такую возможность каждый день, никак не могут пресытиться: пять-десять-двадцать машин, домов у тебя по всему миру, но ты же не можешь жить везде и пользоваться всем одновременно. Остановись уже, сделай что-то для страны, сделай так, чтобы остаться в памяти народной человеком хорошим, порядочным. Сейчас же ни про одного политика нельзя сказать, что он порядочный. Все – откровенные дельцы, у которых всегда есть отходной путь, например, куда-нибудь в Англию. В любой момент они вспорхнут и полетят и скорее там построят себе особняк…

– Вы хотели бы, чтобы ваши дети стали актерами?

– Сашка, мой старший сын, хочет, но я его всячески отговариваю, говорю: «Учись пока всему, тебе потом это может пригодиться». Актерский хлеб – черствый. Здесь никому ничего не насыпано, здесь нет абсолютного счастья, сразу за взлетом следует если не падение, то разочарование, желание уйти из профессии. Если ты недостаточно готов к этому – легко скатиться. Удержаться на плаву и быть верным профессии и своему нравственному пути… Тут надо иметь характер, чтобы кем-то стать, а иначе какой смысл?

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры